Москва. Церковь Стефана Пермского в Южном Бутове. Карта и ближайшие объекты Пятиглавый трёхапсидный четверик с декором в духе владимиро-суздальского зодчества XII в. возводится попечением главы ЗАО " Мосфундаментстрой-6 " В. И. Нестеренко. Храм в честь святителя Стефана Пермского сможет вместить не менее 500 прихожан. В настоящее время на главах церкви установлены все купола и кресты, в здании - окна и двери, полностью завершены кровельные работы, смонтирована вентиляционная система. Строители продолжают отделочные работы по фасадам и в техподполье храма. Крыша построенного дома причта, предназначенного для ведения социальной жизни прихода, покрыта мягкой кровлей. В здании установлены окна, заканчивается устройство фасадов, полностью оштукатурены перегородки подвальной части здания. Осенью 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень на месте будущего строительства храма в честь святителя Стефана Пермского. Пояснительная записка к проекту интерьеров храма святителя Стефана Пермского - подворья Патриарха Московского и всея Руси в Южном Бутове г. Москвы. Адрес храма: г. Москва, Южное Бутово, пересечение улицы академика Семёнова и Бунинской аллеи. Настоящий проект представляет собой предложение по архитектурно-художественным решениям интерьеров храма святителя Стефана Пермского в районе Южное Бутово города Москвы. Основной объем данного храма спроектирован ГУП МНИИТЭП, Мастерская Название проекта: Храмовый комплекс православной церкви из сборных конструкций вместимостью 500 прихожан на базе проекта XVII-200/500 (вариант в монолитном исполнении). В настоящее время основной объем храма построен: воздвигнуты стены, перекрытия, барабаны, купола, установлены оконные и дверные проемы. Вследствие чего возникла необходимость создания проектного предложения, включающего в себя разработку архитектурных и художественных решений интерьеров храма. Представляемый проект содержит собой попытку создания архитектурных решений общей богослужебной функции, выраженной в архитектурно-планировочных предложениях, таких как расстановка предметов церковного интерьера, зонирование храмового, богослужебного пространства и т.п. Кроме вышеуказанных функциональных решений, проектом предполагается увязка эстетического решения отделки интерьера (полов, стен, колонн, пилястр), иконостаса с решениями монументально-декоративных композиций живописного убранства. Исходя из вышеперечисленного, данный проект включает в себя как архитектурно-декоративную часть, так и художественную, выраженную в разработке композиций живописных сюжетов, украшающих настенное и подкупольное пространство помещения храма.

http://sobory.ru/article/?object=24206

свящ. Александр Красов К 500-ой годовщине со дня кончины св. Стефана, 1396 г. Апреля 26 – 1396 года Апреля 26 Речь, произнесенная настоятелем С.-Петербургской придворной Каменноостровской церкви священником А.В. Красовым в торжественном общем собрании гг. членов С.-Петербургского Славянского Благотворительного Общества, состоявшемся 7-го Апреля 1896 г. Ваше Высокопреосвященство, Милостивые Государи и Милостивые Государыни! 26 числа текущего Апреля исполнится 500 лет со дня блаженной кончины св. равноапостольного Стефана, епископа Пермского, просветителя северного края нашего обширного отечества. К чествованию памяти Св. Стефана уже давно готовятся жители Пермской, Вологодской и Архангельской губерний. Еще 15 Февраля прошлого 1895 года в собрании пермской городской думы единогласно постановлено поручить городскому голове войти в сношение по этому предмету с губернскою земскою управою и просить ее вопрос о чествовании 500-летия кончины св. Стефана Пермского предложить чрезвычайному губернскому земскому собранию. Тот же вопрос обсуждался и на епархиальных съездах духовенства. Но не только жители означенных губерний готовились и еще готовятся чествовать день 500-летия кончины Св. Стефана, в этом торжестве чествования принимает участие первопрестольный град – Москва. И это понятно: нетленные мощи Св. Стефана почивают в Москве, въ Кремле, в придворном Спасопреображенском соборе, иначе называемом Спас-на-Бору. В канцелярии Заведывающего придворным духовенством выработан особый проект чествования памяти Св. Стефана. Все эти данные позволяют мне, перед самым наступлением дня чествования памяти Св. Стефана, воспользоваться благосклонным вниманием высокопросвещенного собрания Славянского Общества и высказать несколько слов о миссионерских подвигах Св. Стефана, просветителя Зырян, подвигах, имеющих много общего с подвигами просветителей Славян свв. Кирилла и Мефодия. Единственным источником о жизни и миссионерских подвигах святого Стефана для нас служит «Повесть о Стефане, епископе Пермском» или «Слово о житии и учении Святого Отца нашего Стефана, бывшего в Перми Епископа преподобного в Священноиноках отца нашего Епифания 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пермь. Церковь Митрофана Воронежского при Архиерейском доме. Крестово-Митрофаниевская, Митрофановская церковь Карта и ближайшие объекты Заложена 25.05.1793 г. Освящена 24.11.1793 г. Первоначально Стефановская, с 1820 г. – Митрофаниевская. Закрыта до 1932 г. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 6. В 1836 году была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по мысли архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, так как во имя св. Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый Кафедральный собор. В.С. Верхоланцев " Город Пермь, его прошлое и настоящее " . 1913 г. В советское время в здании церкви находился Пермский краеведческий музей. Крестовая Церковь во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского является домовым храмом Пермского Архиерейского Дома. Передан верующим в 2008 году. В настоящее время идет восстановление иконостаса и реставрация храма. Крестовая церковь Архиерейского дома первоначально была освящена во имя Святого Стефана Епископа Пермского. В 1836 г. была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по замыслу Архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, т.к. во имя Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый придел Кафедрального собора. 20 ноября 1836 г. «новоустроенной храм Крестовой церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского Его Высокопреосвященством Аркадием Архиепископом Пермским и Екатеринбургским освящен». В марте 1837 г. была сделана «Опись всего движимого и недвижимого имущества Пермского Архиерейского дома, сделанная по указу из Пермской Духовной консистории от 8 марта за 1273: «1) корпус каменный двухэтажный, занимаемый Преосвященнейшим, имеющий в длину 14 саж. 11 четвертей, в ширину 8 саж. 4 четверти, снаружи и внутри, кроме нескольких комнат отштукатурен, покрыт весь листовым железом, выкрашенным малахитною краской.

http://sobory.ru/article/?object=21230

Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием Подготовка текста Ю. А. Грибова, перевод Е. Г. Водолазкина, Н. Ф. Дробленковой, Л. С. Шепелевой, комментарии Т. Р. Руди «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» – один из наиболее ярких памятников русской агиографии. Он был создан Епифанием Премудрым вскоре после смерти Стефана Пермского, т. е. после 1396 г. Обычно время создания Слова определяют 1396–1398 гг. или, шире, 90-ми гг. XIV в., однако твердых оснований для такой датировки нет, а потому исследователи не исключают возможности, что памятник создавался в начале XV в. (Г. М. Прохоров). Как следует из текста Слова, Епифаний был хорошо лично знаком со Стефаном, а возможно, жил одновременно с ним в монастыре Григория Богослова в Ростове, так называемом «Затворе». Узнав о смерти Стефана Пермского, Епифаний стал всюду собирать сведения о нем, значительно расширив их собственными воспоминаниями, а затем приступил к созданию жития. Житие Стефана Пермского, просветителя коми-зырян и первого пермского епископа, являет собой один из самых высоких образцов панегирического, экспрессивно-эмоционального стиля или стиля «плетения словес», как определил свою художественную манеру сам Епифаний. Имея целью прославить и возвеличить деяния святого подвижника, уподобившегося в своем апостольском служении великим христианским миссионерам, Епифаний прибегает к особым литературным и языковым приемам: повествование насыщено многочисленными, нанизывающимися одно на другое сравнениями, длинными рядами метафор, амплификациями (нагнетанием однородных частей речи или языковых средств: определений, синонимов, противопоставлений и т. п.). Созданные таким образом орнаментальность, торжественность и изощренность стиля были призваны отразить особую, неземную, сущность святого и величие его подвига. Житие состоит из введения, основной части и завершения, причем основная часть разделена на 17 глав, каждая из которых особо озаглавлена. Особый интерес представляют собой 4 заключительных главки («Плачь пермъских людей», «Плачь церкви Пермъскиа, егда обвдов и плакася по епископ си», «Молитва за церковь » и «Плачеве и похвала инока списающа»), в которых соединены три стилистических пласта: традиционный для агиографии панегирический стиль, а также фольклорный и летописный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Стефана Пермского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1755 и 1766. Архитектор:мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь Координаты: 62.223299, 50.398593 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1608 году на городище стояла церковь Стефана Великопермского чудотворца, древяна, клецки, а также часовня, где лежали пермские епископы Герасим, Питирим и Иона. В переписной книге Яренского уезда 1646 года на городище Усть-Вымь было три церкви: церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, деревянная, шатровая, холодная; церковь Стефана Великопермского чудотворца, деревянная, Клецкая и церковь во имя святых отец епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы, деревянная шатровая, а также колокольня рубленная, шатровая, построенная в 1628 году. Стефановская церковь сгорела в 1692 году. И уже в 1696 году построена новая. Известно, что новые деревянный церкви были построены, по видимому, на месте тоже сгоревших: церковь теплая, Благовещенья в 1738 г., а холодная Нерукотворного образа Спасителя построена в 1743 году и освящена в 1808 году. Приблизительно в те же годы на Усть-Выми (городище) строились и каменные церкви. Каменная одноэтажная церковь Стефана Пермского была начата строиться в 1755 году и священа в 1764 году. Теплая, одноглавая построена на месте сгоревшей деревянной, глава её была покрыта белым железом, крест на ней был деревянный. В 1929-30 г. Стефановская церковь была передана управлению лагерей под складское помещение и под столовую. Источники: Воскобойникова Н.П. К истории церковного строительства на Усть-Выми/Н.П. Воскобойникова//Крестьянство Вычегодского края в XVII-XX веках. – Архангельск, 1999. Святыни земли Коми: церкви, часовни, монастыри, иконы: Дайджест/Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; сост.: М.А. Першина. – Сыктывкар, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=10512

Пермь. Храм-часовня Стефана Пермского. Карта и ближайшие объекты В 1880 году протоиерей Евгений Алексеевич Попов (1824-1888), автор исторической летописи " Великопермская и Пермская епархия " , открыл временный комитет по сооружению в городе Перми часовни в память 500-летия проповеди св. Стефана Великопермского. Позже комитет стал называться обществом к поддержанию чистоты нравов в народе по духу православной церкви, а после строительства и освящения часовни Пермским православным церковным братством св. Стефана (теперь " Братство св. Стефана " ). На его средства и сооружалась часовня. Часовня Святителя Стефана Великопермского была построена в 1882–1887 годах. Она является памятником культуры и истории регионального значения. Сейчас в здании расположены храм-часовня, воскресная школа Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиальная библиотека и редакция газеты «Православная Пермь». Также здесь проходят занятия с семинаристами. Пермская Епархия проведет капитальный ремонт и реконструкцию часовни. Часовня во имя Стефана Пермского. Комсомольский пр. 18. Архитектура Перми представляет собой полную картину стилей, развивавшихся в истории русской архитектуры на протяжении большого периода с XVIII по ХХ вв. В архитектуре других городов Урала некоторые из них выпали, некоторые не получили достаточного развития. Особенность стилевой картины Перми – наличие памятников, в которых ярко проявились региональные черты стилей, оригинальное переплетение стилевых форм. Во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленности и транспортных функций Перми происходит интенсивная застройка города. Появляется значительное число общественных зданий, жилых домов, активно ведется церковное строительство. Город резко обновляется после пожара 1842 г. Стилевые направления зданий Перми этого времени отличаются значительным разнообразием. В архитектуре общественных зданий, как и в других городах России, начинают проявляться черты эклектики, а позже – модерна. Как пишет исследователь пермской архитектуры А.С.

http://sobory.ru/article/?object=08929

Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Стефана Пермского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1890 и 1900. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Республика Коми, Княжпогостский район, д. Кылтово. Почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д.43/1. (Храм Стефана Пермского находился на территории Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря. Ныне он не существует, снесён большевиками). Координаты: 62.319863, 50.992006 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1888 г. «формально» было начато дело о постройке женского монастыря в связи с крайней необходимостью «духовного просветительного учреждения для зырянок в центре их оседлости», а также для усиления позиций официальной церкви в землях с сильным старообрядческим влиянием. А в это время на территории, отведенной под обитель, ожидали хозяев. В 1890 г. были построены Стефановская деревянная церковь с колокольней, двухэтажный деревянный Гостиный дом, деревянная двухэтажная кладовая и бревенчатый погреб. Церковь была разрушена в середине прошлого века http://pp.rkomi.ru/page/8195/ Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь назывался также Яренский Крестовоздвиженский женский монастырь.  Местоположение: Находился в Яренском уезде на берегу речки Кылтовки, впадающей в реку Вымь. Ныне – республика Коми, Княжпогостский район, село Кылтово. Основание монастыря Монастырь основан в 1894 году по ходатайству и на средства архангельского купца 1-ой гильдии Афанасия Васильевича Булычева на месте креста, водруженного поселившимся здесь отшельником Василием Алексеевичем Пестеревым; в 30-х годах 19-го века этот старец утонул в Выми. Основатель монастыря Булычев скончался в 1902 году в Соловецком монастыре. Он завещал своей дочери – купчихе из города Архангельска Анне Беляевской прибыль от Сереговского солеваренного завода жертвовать на строительство новых зданий в Кылтовском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=20671

Извлечение из слова на 22-е июля, сказанного в пермском кафедральном соборе. Православная Церковь из лика равноапостольных в особенности почитает св. Марию Магдалину. Почему же? Магдалина с апостольскою неустрашимостью явилась для проповеди о Христе-спасителе к самому римскому кесарю Тиверию, при котором во Иудее был распят на кресте Господь наш. Подавая Кесарю красное яйцо, подарок необыкновенный, который не мог не вызвать на себя царского внимания, она сказала: «Христос Воскресе»! С воскресения-то Иисуса Христа она и начала свою евангельскую проповедь пред таким лицом, которого могущественнее тогда не было в целом мире. В том же Риме и с той же проповедью она обратилась и к другим знатным и простым людям. А затем была сотрудницей в евангельской проповеди Иоанну богослову в Ефесе. Государыня наша, Мария Александровна, нося имя Марии Магдалины, частью подражает своей соименной святой и в ее апостольской ревности. Чем же? Тем, что носит звание попечительницы такого в России общества, которого стремления и деятельность чисто-апостольская. Это православное миссионерское общество для евангельской проповеди всем некрещенным инородцам в России. Здесь мы встречаемся воспоминанием и с равноапостольным нашей Пермской страны, св. Стефаном пермским. Вспомним ныне св. Стефана, как апостола пермского, мы имеем самое настоятельное побуждение. В нынешний год исполнилось ровно 500 лет, как св. Стефан выступил на проповедь в страну пермскую. И так остановимся на этом предмете для своей взаимно-поучительной беседы. Во всяком полезном деле составляет особенную важность положить начало: по готовому пути идти легче, чем одному кому пролагать дорогу в первый раз. Начинатель мудрого и полезного дела гораздо более встречает препятствий, чем последующие деятели, – должен принесть много жертв самим собой в пользу этого дела. Таким-то начинателем для просвещения пермского края явился св. Стефан. Представьте себе заслуги св. Стефана для Перми, как и вообще для Церкви и отечества! Скоро ли без его самоотвержения явились бы в пермской стране храмы Божии на месте кумирниц, показались бы главы церквей среди пустынь и лесов? Но вот если взять уже настоящее время, – на месте прежних лесов столько увидим церквей и монастырей, сколько нет на других окраинах нашего отечества! Наприм., в одном устюжском уезде теперь почти 100 церквей и 4 монастыря: это такая цифра, которая где-либо у нас равняется и целой епархии (наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Молебен на могиле прп. Димитрия Цилибинского. Фотография. 2006 г. (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский. Точное время жизни святого неизвестно. Сведения о нем, отразившиеся в изданных в XIX - нач. XX в. справочных трудах по агиографии, рус. мон-рям и церковной иерархии, имели источником устные предания, зафиксированные в XIX в., и запись в несохранившемся синодике 7173 (1664/65) г., свидетельствовавшую о том, что к 1664/65 г. над местом погребения святого стояла часовня с гробницей, и о существовании местного почитания Д. в сер. XVII в. Согласно преданию, в 28 верстах к юго-западу от г. Яренска (ныне село), на левом берегу р. Вычегды, Д. основал Цилибинскую Михаило-Архангельскую пуст. (К нач. XIX в. на месте пустыни находилось с. Цилибское (Цилиб, Цилибинское), к сер. XX в.- дер. Цилиба (ныне нежилая, в Ленском р-не Архангельской обл.).) Д. построил там храм, «выкопав под храмом пещеру... подвизался в ней в посте и молитве и выходил из нее для совершения богослужения и для проповеди слова Божия в окрестных селениях» ( Верюжский. С. 348). По сообщению еп. Амвросия (Орнатского) , Д. был иеромонахом. Д. почитается как ученик Пермского еп. св. Стефана, проповедовавшего христианство язычникам Вычегодской Перми. По мнению прот. И. Верюжского, Д. был из тех зырян, обращенных в христианство свт. Стефаном и принявших священство, о которых говорит Житие первого Пермского епископа. В обоснование этого предположения агиограф указывал на освящение храма во имя арх. Михаила в основанной Д. пустыни (такое же посвящение имел кафедральный храм в Усть-Выми, возведенный по инициативе свт. Стефана). Кроме того, места близ дер. Цилибы предание связывало с именем свт. Стефана - здесь его особенно чтили. В Свято-Троицкой ц. в расположенном на др. берегу Вычегды, напротив Цилибы, с. Вожем (храм построен в 1772, закрыт в 1931) хранилась икона Св. Троицы, по преданию оставленная в этих местах свт. Стефаном. Икону трижды уносили на противоположный берег Вычегды в свою приходскую ц. в честь Рождества Христова в с. Цилибском представители купеческого рода Осколковых (род известен в Цилибском с 1608), но икона опять являлась в Вожеме. В 1802 г. еп. Арсений (Тодорский) перенес икону в вологодский кафедральный собор (ныне она хранится в ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/178019.html

Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века 9 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память святителя Стефана Пермского. Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха  и чтеца. В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова.  Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374 — 1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью». Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010