Этот Пам, или, вернее, приспособляющийся к народному уровню и языку Епифаний, в русском песенном складе причитает о долге хранить древние обычаи: " Отеческих богов не оставливайте и жертв и треб их не забывайте, давния веры не пометывайте... " Москва с ее новой верой и ее миссионер получают нелестную характеристику, нам уже известную. Преимущества старой веры над христианством доказываются и положительными тремя аргументами. Во-первых, " у христиан един Бог, а у нас мнози бози, мнози поспешницы, мнози поборницы " , – явное преимущество, особенно сказывающееся на охоте. Во-вторых, " у нас един человек, или сам-друг... исходит на брань с медведем... " , а у христиан по сту, по двести человек, да и то иногда возвращаются с охоты без медведя. Третье преимущество, несколько таинственное, заключается в том, что " вести у нас вскоре бывают " : все, что ни случится " на дальней стране, на девятой земле " , в тот же день и час у нас известно – вероятно, указание на магическое ясновидение волхвов. Какую силу могли иметь против этих доводов убеждения св. Стефана от божественных писаний? Прелись весь день и всю ночь, не ели и не пили, и без всякой пользы – " аки на воду сеяв " . Тогда Стефан предлагает испытание огнем и водою: пройти сквозь костер и броситься в прорубь. Волхв имел неосторожность согласиться. Но когда обложили уже огнем крайнюю хижину и святой взял за руку Пама, чтобы вместе идти на суд Божий, старый колдун не выдержал: " Аз не навыкох преобидети огонь и воду " ; он предполагал, что Стефан научился этому особому виду колдовства у своего отца. Народ уже готов убить побежденного вождя, который еще вчера имел неограниченное влияние по всей Пермской земле. Но Стефан отпускает его, обрекая на изгнание и на отлучение из среды новокрещеного народа. Победа над Памом, очевидно, является венцом миссионерских подвигов св. Стефана. Его биограф, к сожалению, не следит за ростом церковной организации в новом крае. Местное предание знает много церквей и монастырей, основаных при Стефане.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Предисловие к Житию Сергия Радонежского буквально исполнено авторского самовыражения. Писатель подробно излагает историю создания своего труда и сообщает, что начал собирать материал для биографии Преподобного через год или два после смерти старца и за 20 лет (т. е. к 1413—1414 гг.) написал отдельные главы, которые хранились у него в свитках и тетрадях, но не расположены были по порядку: «По лет убо единемь или по двою по преставлении старцев азъ, окаанныи и все–дръзыи, дерзнухь на сие … начахь подробну мало нчто писати от житиа старцева, … имяхъ же у себ за 20 лт приготованы таковаго списания свитки, въ них же баху написаны нкыа главизны еже о житии старцев памяти ради — ова убо въ свитцхъ, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди» (л. 276 об. — 277). За это время автор собрал сведения о Сергии и от древних старцев — «самовидцев и неложных свидетелей», и от его старшего брата Стефана, и от его келейника, прислуживавшего Сергию на протяжении многих лет, записал также то, что «своима очима видех» и что слышал из уст самого Преподобного. Окончательную отделку своего труда сочинитель предпринял через 26 лет по преставлении Сергия (т. е. в 1418—1419 гг.), убедившись, что никто другой не дерзнул писать о нем. Стилистически Предисловие к Житию Сергия Радонежского вполне однородно с другими сочинениями Епифания Премудрого: видна та же фразеология, обращение к одинаковым темам, ссылка на одни и те же авторитеты. Сравним тексты : Похвальное слово Сергию Житие Сергия Радонежского Се бо мощии твоих гробъ пред очима нашима видимь есть всегда (л. 121) Гробъ его у насъ и пред нами есть, к нему же врою повсегда при–текающе, велико утшение душамъ нашим приемлем и от сего зло пользуемся (л. 276 об.) Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского да бы былъ гробъ твои в земли нашеи прямо очима нашима, да бы былъ намъ увтъ не худ и утха поне велика (88) дарова намъ такова старца свята … въ земли нашеи Руссти, и въ стран нашеи полунощни, въ дни наша, въ послдняа времена (л. 276 об.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Так в книге было записано: у крестьянина оханского уезда деревни Варов Егора Кузнецова куплено 380 пудов муки; у крестьянина Селитской деревни Андрея Шилова 164 пуда муки; того же уезда Тутевской деревни у крестьянина Ивана Болотова 100 пуд. 20 фун. Муки и 3½ пуда постного масла. Семинарское правление отнеслось в Оханский нижний земский суд с просьбой отобрать от вышеупомянутых крестьян сведение: действительно ли были покупаны у них мука и масло и по какой цене. Земский суд на это отвечал, что сысканный оным крестьянин Иван Болотов показал, что он ни в марте месяце, ни прежде – более уже пяти лет, в губернском городе Перми не бывал и ни муки, ни масла в семинарию не продавывал, и с чего на него сие показано, не знает. Что же касается до крестьян Андрея Шилова и Егора Кузнецова, то их во всем уезде не нашлось. Другой расход, показавшийся семинарскому правлению подозрительным, был следующий. В приходорасходной книге было записано; у крестьянина деревни Юстановой Василья Котельникова куплено 77 пудов ячной крупы; у крестьянина села Насатки Стефана Беляева куплено муки 189 пудов и 11 пудов гороху. Как и в первом случае, семинарское правление отнеслось в Пермский нижний земский суд о спросе означенных крестьян, действительно ли были покупаемы у них мука и горох и по какой цене. Суд сообщил семинарскому правлению, что Котельников, по его отзыву, в семинарию ничего не продавал, а Беляев вовсе не сыскан. По обоим этим делам семинарское правление доносило консистории и на эти-то свои репорты оно и указывало в вышеприведенном ответе консистории. Консистория велела произвести следствие учрежденной при семинарии комиссии. Комиссар игумен Никандр н данные ему комиссией вопросы касательно первой из вышеозначенных покупок дал показание, что в то время, когда были куплены вышеупомянутые припасы, он был болен и покупки производил помощник его Василий Удинцев. В свою очередь спрошенный Удинцев отвечал, что все помянутые покупки он действительно производил, но покупал не один, а с сеньором Петром Поповым и поваром Степаном Пелынцевым, которых он и выставлял свидетелями как действительности покупок, так и верности записанного к книге расхода денег на оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, приехав в свою епископию, опять держался он прежнего уклада и выполнял свою обычную работу, и слово Божье проповедовал с дерзновением, и беспрепятственно учил их. Сколько где оставалось некрещеных, — разыскивая здесь и там, в каких местах находил этих язычников, — обращал и крестил. Всех же крещеных своих учил пребывать в вере и вперед продвигаться, как сказал апостол: «Прежнее забывая, а вперед устремляясь». И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и церкви святые ставил им и освещал, иконами украшал и книгами наполнял, и монастыри устраивал, и в чернецы постригал и игуменов им ставил, и в священники, попы, дьяконы сам поставлял, и чтецов и иподьяконов ставил. И попы его по-пермски служили: обедню, заутреню и вечерню пели на пермском языке. И канонархи его по пермским книгам пропевали, и чтецы читали чтение на пермском наречии, певчие же всякое пение по-пермски возглашали. И увидели чудо в земле той: где прежде были идолослужители, бесомольцы, там богомольцы явились. О призывании и вере многих народов Об этом и апостолы свидетельствуют, об обращении стран и о призывании народов, что «во всех народах должно быть проповедано слово Божье» и что подобает иноверцам обращаться к Богу и веровать, и креститься. Благовествователи и проповедники свидетельствуют об этом и пророки согласно говорят. Ведь Исайя сказал: «Вот, народы, которые не знают тебя, призовут тебя и люди, которые не знают тебя, прибегнут к тебе». Воззвали к Господу, когда затужили; от бед их избавил их и вывел их на правильный путь», «ибо благословение даст дающий закон», потому «превознесут его в церкви человеческой и на собрании старейшин восславят его» «и поклонятся ему все цари земные», и «всякое дыхание пусть славит Господа». Об азбуке пермской Не только ведь святым крещением просветил он их, но и грамоты удостоил их, и книжную мудрость даровал им, и письменность дал им, когда неизвестную азбуку пермскую сочинил и, написав множество книг теми письменными буквами, дал им то, чего они испокон века не имели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2836...

« Но (1) что тя нареку, о епископе? (2) Или что тя именую? (3) Или чим тя призову? (4) И како тя провещаю? (5) Или чим тя меню? (6) Или что тя приглашу? (7) Како похвалю! (8) Како почту? (9) Како ублажю! (10) Како разложу! (11) И како хвалу ти сплету? (12) Тем же что тя нареку?) 557 Все канонически традиционные, правильные нумероформы в «Житии» Стефана Пермского, в отличие от «Жития» Сергия Радонежского, как будто лишены специального семантического задания, во всяком случае их потаенный – ассоциативно-символический – смысл, если таковым они все-таки наделены, весьма трудно уловить, сакралистическая же функция подобных нумероформ ясна. Лишь об одной структурной цепочке можно думать, как об очевидно знаковой, то есть структуре семантически целесообразной. В заключительной «похвале» Стефану Епифаний Премудрый пишет: « Да и аз многогрешный и неразумный, последуя словесем похвалений твоих, слово плетущи, и слово плодящи, и словом почтити мнящи, и от словес похваление събираа, и приобретаа, и приплетаа, пакы глаголя: Что еще тя нареку – 1 вожа заблуждьшим, 2 обретателя погыбшим, 3 наставника прелщеным, 4 руководителя умом ослепленым, 5 чистителя оскверненым, 6 взискателя расточеным, 7 стража ратным, 8 утешителя печальным, 9 кормителя алчющим, 10 подателя требующим, 11 наказателя несмысленым, 12 помощника обидимым, 13 молитвеника тепла, 14 ходатая верна, 15 поганым спасителя, 16 бесом проклинателя, 17 кумиром потребителя, 18 идолом попирателя, 19 Богу служителя, 20 мудрости рачителя, 21 философии любителя, 22 правде творителя, 23 книгам сказателя, 24 грамоте пермьстей списателя» 558 . Данная двадцатичетырехчленная цепочка удивительным образом оправдана свидетельством Епифания Премудрого о том, что Стефан « азбуку пермьскую» « сложил числом четыре межу двема десятима слов, подобяся греческиа азбукы» 559 и что состав пермских букв следующий: « а, бур, гаи, дои, Е, жои, зата, зита, и, коке, леи, мено, нено, во, пеи, реи, сии, таи, цю, черы, шуя, е, ю , о» 560 , то есть их действительно 24. Не случайным поэтому представляется то, что именно последний – двадцать четвертый – член в ряду кратких дефиниций Стефана характеризует его именно как создателя пермской азбуки. Сакральной символики тут, конечно же, нет, но идейно-художественная оправданность архитектоники рассмотренного пассажа несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пришел однажды волхв, чародей-старец, лукавый внушитель наваждений, знаменитый кудесник, волхвам начальник, знахарям старейшина, который в волшебных искусствах всегда упражнялся, в кудесном чаровании усердный был помощник, имя ему – Пам сотник. А его раньше некрещеные пермяки чтили больше всех прочих чародеев, наставником и учителем своим называли и говорили о нем, что его волхованием держится пермская земля, что его учением утверждается идольская вера. Он и тогда не был верным, некрещеный, ненавидел христианскую веру и не любил христиан. Кудесник, часто приходя иногда тайно, иногда явно, развращал новокрещеных людей, говоря: «Братья пермяки, отеческих богов не оставляйте, а жертв им и треб не забывайте, а старый исконный обычай не покидайте, давней веры не отметайте. Как делали отцы наши, так и вы делайте, меня слушайте, а не слушайте Стефана, который пришел от Москвы. А от Москвы может ли добро придти? Не оттуда ли к нам тягости приходят, дани тяжкие и насилие, тиуны, и доводчики, и приставы? 210 Поэтому не слушайте его, но меня слушайте, – добра хочу вам. Я ведь вашего рода и одной земли с вами, один род и единоплеменник, и одно колено, и один язык. Лучше вам меня слушать, потому что я ваш давний учитель, и подобает вам меня слушать, старца, как отца. А этот русин, пришедший к тому же из Москвы, младше меня, малолетний и юный телом, по годам мне годится в сыновья или внуки. Поэтому не слушайте его, но меня слушайте, и моего предания держитесь, и крепитесь, чтобы не вас победили, а вы бы победили его». А люди новокрещеные отвечали: «Не можем бороться со Стефаном против его разума. Когда он с нами крепко боролся словами евангельскими, апостольскими, пророческими, а больше всего отеческими и учительными, побеждены были словами его, и пленены учением его, и как будто ранены любовью его. И как стрелы вонзились в нас, и утешением его, как сладкой стрелой ранены, и потому не можем, не хотим ни слушать, ни сопротивляться, потому что не можем преступить истины, но желаем жить согласно истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. к 1413–1414 гг.) написал отдельные главы, которые хранились у него в свитках и тетрадях, но не расположены были по порядку: «По лете убо единемь или по двою по преставлении старцеве аз, окаанныи и все-дръзыи, дерзнухь на сие … начахь подробну мало нечто писати от житиа старцева, … имеях же у себе за 20 лет приготованы таковаго списания свитки, в них же беаху написаны некыа главизны еже о житии старцеве памяти ради – ова убо в свитцех, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди» (л. 276 об. – 277). За это время автор собрал сведения о Сергии и от древних старцев – «самовидцев и неложных свидетелей», и от его старшего брата Стефана, и от его келейника, прислуживавшего Сергию на протяжении многих лет, записал также то, что «своима очима видех» и что слышал из уст самого Преподобного. Окончательную отделку своего труда сочинитель предпринял через 26 лет по преставлении Сергия (т. е. в 1418–1419 гг.), убедившись, что никто другой не дерзнул писать о нем. Стилистически Предисловие к Житию Сергия Радонежского вполне однородно с другими сочинениями Епифания Премудрого : видна та же фразеология, обращение к одинаковым темам, ссылка на одни и те же авторитеты. Сравним тексты 231 : Похвальное слово Сергию Житие Сергия Радонежского Се бо мощии твоих гроб пред очима нашима видимьесть всегда (л. 121) Гроб его у нас и пред нами есть, к нему же вероюповсегда при-текающе, велико утешение душам нашимприемлем и от сего зело пользуемся (л. 276 об.) Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского да бы былъ гроб твои в земли нашеи прямо очиманашима, да бы был нам увет не худ и утеха поне велика(88) дарова нам такова старца свята … в земли нашеиРусстеи, и в стране нашеи полунощнеи, в дни наша,в последняа времена (л. 276 об.) Похвально слово Сергию таковыи святыи старец, пре-чюдныи и предобрыи (л.276 об.) сицева мужа свята и съвръшена … сего Бог проявил естьв по-следняа времена,… сего Бог прославил есть в Русскоиземли (л. 115 об. – 116) и желанием побеждаася; и на-иде ми желание несытоеже како и коим образом начати писати (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого можно было ему идти дальше. И вот он отправился в селенья вверх по Вычегде! Чьему же попечению он поручил первокрещенцев? Благодати Божьей, которая дотоле была для них только „призывающею», а теперь стала быть „действующею». Но чтоб они и взаимно подкрепляли друг друга в вере, которой удостоились, чтоб молились вместе и молитвою удерживали пребывающую с ними благодать, с этою целью он и построил у них часовню. Так совершилась самая первая проповедь св. Стефана в Перми! В какую пору года огласилась его проповедью дикая страна? Уже зимней порой (именно – в Михайлов день). Столько продолжительна была его дорога от Москвы до Перми при тогдашних путях сообщения (вспомним, что из Москвы он двинулся для проповеди после «благовещенья»). Проповедь св. Стефана по пути к Гаму и в самом этом селении В Котласе он, действительно, взял с собой спутников из тех, которые приняли крещение и в сравнении с другими выражали особенную ревность к вере. Теперь ему нужно было идти небольшими деревнями: эти деревни следовали по правому или нагорному берегу реки Вычегды, который только и был обитаем. Его проповеди благоприятствовало то обстоятельство, что о проповеднике пока не знали жрецы язычников; потому что жрецы жили в большем количестве там, где жить было им выгоднее, т. е. среди многолюдства и богачей земли пермской. До этих же мест свят. Стефан еще не скоро мог дойти. Таким образом, он, благословляя Бога, и спешил распространять евангельское слово. В каждом месте он прежде узнавал, кто тут почитается за старшего или старостой. У старосты он спрашивал, – в каком доме было бы удобнее ему остановиться или где в большом количестве могли бы собраться к нему деревенцы. Когда был указан ему такой дом, ту и пребывал 48 он. Затем тот же староста по просьбе его созывал к нему деревенцев. Дождавшись их, он приветствовал собрание такою речью, что „пришел к ним проповедать истинного Бога, что от души желает каждому из них счастья и спасения, что о путешествиях его среди них знает и великий князь московский, от которого он даже имеет на это грамоту».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Таким образом, имеется основание считать, что в «Слово о Законе и Благодати» Мусин-Пуикинского сборника вставлен фрагмент из Троицкой летописи. Конечно, Троицкой летописью мог пользоваться не обязательно Епифаний Премудрый (ее создатель!), но присутствие «Слова о Законе и Благодати» эту вероятность (авторства Епифания) увеличивает, поскольку Епифаний Премудрый был знаком со «Словом» и использовал его при написании Жития Стефана Пермского 168 . Более определенные данные об участии Епифания в составлении сборника житий святых и служб на 15 июля извлекаются из жития Кирика и Улиты. Житие сопровождается авторскими предисловием и послесловием, из которых узнаем, что некое «преподобство» заказало автору написать «Мучение святого Кирика и матери его Улиты» и для этого послало свои «книгы»: «Повелевшю твоему преподобьству, честными твоими книгами, нашему оканьству възискати словущаго мучения, реку же Курикова и того матери Иулиты, … поведають быти списану мучению ею, но суть в нем словеса смешена, нечиста и бещинна…, да аще есть кде изъобрести истовое мучение ею, то послати твоему преподобьству. Аз же приим твоя книгы и почет, велми ся попекох о повелении твоемь и с многом потщаниемь приим рукама мучение святою Курика и матере его Иулиты, и разгнув, почтох c великым и ск(о)ропытанием и обретох тя истину глаголавшя, преподобне отче… И ее послах боголюбивей души вашей, яже предадите верным человеком, и иже доволни будуть и ины научити и известити…» 169 . «Преподобство» обратилось к автору, как к опытному книжнику и авторитетному агиографу, способному разобраться в различных версиях и отличить «бесчинные» тексты от истинных. Это вполне согласуется с известными данными о Епифании Премудром , его энциклопедической образованности и авторитетности его трудов (Житие Стефана, Похвальное слово Сергию, Троицкая летопись). Изложенное наблюдение подкрепляют стилистические параллели: Мучение Кирика и Удиты нашему оканьству; и разгнув, почтох с великым и жоропытанием; послах боголюбивей души вашей;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Порфирий 560 , извещу вас об успехах своих поисков» 561 . Живший в Перми, месте проповеди св. Стефана, Стефан Егорович Мельников писал А. В-чу 562 , что, занимаясь археологическими и археографическими исследованиями, познакомился с учителем приходского училища и «получил сведение об особе вашей». Он предлагал А. В-чу свои услуги – справиться о здешних местностях, ознаменованных проповедью св. Стефана Пермского, предлагал достать одну вновь вышедшую книгу и в свою очередь просил указаний по истории и справок в академической библиотеке. Из Казани упомянутый Григорий Елисеев сообщал А. В-чу 563 , что из двух рукописей, интересовавших Горского, одна – «Жизнь преосвященных Вятских», не прислана сюда из Астраханской семинарии, другая же – «Житие Никона патриарха » с примечаниями Феофана архиеп. Новгородского, находится теперь у него. «Примечания сии я приготовляю для вас, – добавлял он. – Не знаю только, как означить для вас текст, против которого сделаны примечания. У нас есть здесь житие Никона-Шушерина, изданное в 1817 году. Есть ли оно у вас и можно ли по сему изданию означить страницы текста?» Смотритель Суздальских училищ иеромонах Амфилохий 14-го ноября 1846 г. посылал А. В-чу копию Суздальского летописца, а 25-го мая 1850 года писал ему 564 : «Если попадутся как-нибудь древние рукописи, то я первой своей обязанностью сочту списать их и переслать к вам. Я очень твердо помню последнее ваше приказание относительно сего». В Могилеве для А. В-ча собирали номера «Губернских Ведомостей», в Рязани ему готовили точную и проверенную копию «Керженских ответов». 3-го марта 1848 года назначенный на должность учителя Могилевской семинарии кандидат Стефан Крымский писал А. В-чу 565 : «По приезде в Могилев я тотчас занялся собиранием «Могилевских Губернских Ведомостей», в которых по временам помещаемы были довольно любопытные статьи о белорусской Церкви и собранные мною листы «Могилевской Газеты», представляющие сведения о белорусской Церкви, я поспешу препроводить к вам с воспитанниками Могилевской семинарии, отправляющимися в Академию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010