Государь подстегнул честолюбивые планы второго эшелона власти — провинциальной элиты. Именно эти люди в борьбе за свои интересы нередко и использовали недовольство низов, казаков, а позже легко шли на контакты с интервентами. Польскими, шведскими. Какими угодно. Свой протекторат над частью России в конце Смуты хотели установить даже англичане. Опять было бы неплохо извлечь урок из ошибок прошлого. В столь большой и многообразной стране как Россия высшему руководству крайне важно грамотно взаимодействовать с элитами. Особенно региональными. Все ли у нас благополучно здесь? Полагаю, далеко не все. Минин и Пожарский. Картина М.И. Скотти. 1850 год Какой диагноз историки поставят нашему времени? Смутное время XVII века стало периодом, как верно поставили диагноз многие историки, «комплексного кризиса общества: социально-экономического, политического, духовно-идеологического». Можно ту же мысль выразить и иначе. Василий Ключевский сказал: «Когда подданные, связанные с правительством идеей государственного блага, становятся недовольны правящей властью, видя, что она не охраняет этого блага, они восстают против нее». И снова тревожный вопрос: не поставят ли будущие историки и нашему времени подобный диагноз? Довольно долго политические задачи стояли лишь перед интервентами, но не перед русскими. Шведы, поляки, англичане целенаправленно шли к своей цели – расчленению Руси, а поляки еще всеми силами старались привить стране католицизм. У русских людей, что у низов, что у верхов, никакой сверхзадачи не было. Кем-то двигал инстинкт наживы, другими инстинкт выживания, и только. И лишь на самом последнем этапе Смутного времени у наших предков в этом безумном хаосе самоуничтожения появилась, наконец, важнейшая политическая задача – выживание нации в рамках независимого государства. Ее-то и реализовали те, кто сначала пришел в ополчение и изгнал из Москвы интервентов, а затем избрал нового царя. Кстати, по меткому и одновременно горькому замечанию одного историка, лучшими учителями для русских в Смутное время оказались казачки — разбойнички, да отряды поляков. Первые как хотели, измывались над русским обывателем. А вторые не только грабили, но и издевались над православной верой, последней связующей русских людей нитью. Не трудно представить, что чувствовал православный человек, когда видел, как поляки – это реальное свидетельство очевидцев XVII века – раздирали архирейские одежды на портянки. Соломинка, спасшая русских

http://pravmir.ru/smuta-byla-ili-budet/

Потому они побуждают пермичей наблюдать свой местный земский интерес, чтоб литовские люди и русские воры не прошли через Галич и мимо Вологды на Сухону и в их вычегодские и в пермские места, и чтоб, прибавляли вычегодцы, «всем нам, господа, своею оплошкою также от воров в разоренье не быть, как и верховские городы». Рознь, особность областей в смутное время доходила иногда до смешной перебранки. Сколько раз бедные вятчане, страдавшие от нападений черемисов с казаками, ни писали к упорным пермичам о скорейшей помощи, те не слушались их просьб и упреков: напротив, еще советовали им действовать заодно с государевыми изменниками, взбунтовавшимися инородцами и волжскими казаками. Наконец вятчане вышли из терпения декабрь 1609 года так отписывали к пермичам: «Писали мы к вам много раз, чтоб вам прислать к нам на Вятку ратных людей, для того, что государевы изменники, волгские казаки и разных городов стрельцы и черемиса в Котельнич многих людей до основания разорили, а в Яранском у тех воров большое собранье, а вы к нам ныне писали самою глупостью, а не только что глупостью, пьянством: видите над нами от воров разоренье великое и у вас ратные люди в сборе есть, а к Вятке их не пришлете, а которых было ратных людей к Вятке и послали, и вы их с дороги воротили, а к нам пишете, велите ссылаться с государевыми изменниками. И мы на вашу глупость не смотрим, с изменниками не ссылаемся, а над ворами промышляем и против воров стоим, как нас милосердый Бог вразумит и сколько помочи подаст. А вы над собою милость Божию и пречистой Богородицы и государево царево крестное целованье и его государево жалованье забыли, рады крестьянскому кровопролитью и разоренью: Вятскую Землю ворам в разоренье напрасно предаете, ратных людей к нам не пришлете и с нами на воров не стоите, и вы сами себе предатели, и по своей вам глупости погибнуть. И наперед сего к вам посланы были два государева изменника, а велено их вам казнить смертью : и вы над теми ничего не сделали. Смотрите на то, как слушать и прямять государю царю и великому князю Василью Ивановичу всея Русии устюжане и Соль Вычегодская: прислали к нам для оберегания ратных многих людей, и велено им быть на Вятке по та места, как и Яранск очистится. И вы-б, господа, глупость свою покинули; однолично-б к нам для обереганья прислали ратных многих людей тотчас, чтобы Вятской Земле помочь и ворам не выдать, да и самим бы вам от врагов не быть в разоренье. А что вам сказывал Василий Тырков, и вы тому плутанью верите, а нашему письму ничему не верите: и вам бы самим таковым пьяным всегда быть, каков пьян был на Вятке Василий Тырков». Пермичи, в отписке своей вятчанам, в ответ на их любезности, отпираются от своего невниманья к Вятке, складывают вину на воевод, будто они не велели присылать в Вятку ратных людей, воротили их с дороги: «и та, господине, смута учинилась от князя Михаила Охтомского, да Василья Иванова, и у нас те ратные люди, по отписке князя Михаила и Василья, были роспущены». Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Аресты родного дяди малолетнего великого князя и именитого боярина князя Андрея Ивановича Шуйского произвели известное впечатление среди московского населения. Московские торговые люди и чернь не походили еще в то время на новгородских людей, давно привыкнувших интересоваться общественными делами и принимать в них участие. В царствование Ивана Васильевича III и Василия Ивановича москвичи жили своею замкнутою жизнью и более или менее безучастно смотрели на распоряжения и действия правительства. Теперь же, когда на престоле был малолетний великий князь, правление находилось в руках молодой женщины и бояр, когда все не без тревоги смотрели на неизвестное будущее – неожиданное событие, происшедшее через неделю после смерти великого князя и не обещавшее ничего доброго впереди, вывело людей из их обычного равнодушия и заставило судить об этом деле вкривь и вкось. На торговых площадях и в местах сборищ гулящих людей только и говорили, что о нем. – Не успели похоронить государя, а уж изменное дело затеяли, – рассуждали люди. – Известно, великий князь малолетен, а за него мать да бояре правят, как тут не половить рыбу в мутной воде. – А еще родной дядя прозывается, – говорили другие. – Что ж от чужих-то ждать, коли свои насупротив государя идут. – А ты подожди, не то еще будет, – раздавались угрожающие голоса. – Бояре себя еще покажут, да и от Глинских нечего добра ждать. Свою челядь унять не умеют, озорничает так, что житья нет. – Известно, сродственники государя господа, так и холопы в родню с ним лезут, – подсмеивались шутники. – Пока шеи не сломают, поозорничают! Брожение было неясное, смутное, но не предвещавшее ничего доброго. Не менее смутное впечатление произвело это событие и при дворе. Одни, готовые всегда радоваться чужой беде и льстить сильным, говорили, что так и надо было поступить, как поступили правители, так как государство находится в руках молодой беспомощной женщины и малолетнего ребенка, а потому всякая смута является тем более опасною и преступною. Другие, устраняя с дороги князя Юрия Ивановича, мечтали о захвате власти в свои руки, так как великая княгиня Елена, увидав измену, сознает необходимость опереться на чью-нибудь твердую руку.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

Чтобы понять степень презрения историков к Византии, приведем одну цитату. " Относительно Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация... Рабы и добровольные рабы – как в своих деяниях, так и в своих мыслях... История Византийской империи – это монотонная история интриг священников, евнухов и женщин, полная отравлений, заговоров, повсеместной неблагодарности, постоянных братоубийств " . Это цитата из книги У. Э. Х. Леки, изданной в 1869 году, она приведена в книге современного историка Джона Норвича " История Византии " , ее можно купить сейчас в московских магазинах. Норвич пишет: " На протяжении пяти лет моей учебы в одной из самых старых и самых привилегированных частных школ Византия казалась жертвой заговора молчания. Я не могу вспомнить, чтобы она вообще упоминалась на занятиях... Я подозреваю, что и сейчас многие люди имеют такое же смутное представление о данном предмете " . Мы наблюдаем и здесь, в России, " такое же смутное представление " . Но в отличие от других стран, для жителей которых история Византии имеет преимущественно познавательное и поучительное значение, для нас, русских, Византия – один из источников нашей собственной исторической жизни, важный элемент в основании нашей национальной идентичности, элемент, часто нами игнорируемый, забываемый, но в то же время вызывающий у некоторых злобу и ненависть, а значит, действительно актуальный. Правда о Византии Позволю себе, отбросив " британскую пропаганду " , напомнить, чем была в действительности Византия. Начнем с того, что она так не называлась. Название " Византийская империя " ввели в оборот западные историки уже после того, как она перестала существовать. Это государство называлось Восточной Римской империей, а жители империи продолжали называть себя римлянами. По-гречески римляне – ромеи, отсюда еще один вариант названия: Ромейская империя. Очевидно, новое название было придумано, чтобы подчеркнуть разницу – религиозную, культурную, цивилизационную – между Византией и Римом, Античностью и историей Запада в целом, как-то противопоставить " прогрессивный Запад " " архаичному Востоку " . И это удалось в полной мере.

http://religare.ru/2_103360_1_21.html

История философии полагает необходимым держаться развития мысли и ея движения; и мы не имеем еще, к сожалению, истинно-живой и подробной истории цивилизации. При историческом исследовании этого предмета, мы должны различать три обстоятельства: во-первых, воззрения гениальных умов, которые обыкновенно опережают свой век на целые столетия; во-вторых, то, что признает за истину образованный класс общества: и, в-третьих, то, что постепенно перешло в массу необразованного народа. Тогда мы увидим, что в одно и то и время эти различные классы разделены многими столетиями в своем развитии. Самыми незаметными для своего века остаются передовые люди духовного прогресса, которым суждено всегда быть более или менее мучениками нравственного своего превосходства. Два другие класса требуют, напротив, тщательного изучения. У обоих замечаются значительные разницы, смотря по тому, благоприятствуют или нет внешние условия влиянию великих умов на образованное общество, влиянию школ на необразованный класс народа. Эти разницы, вследствие которых упомянутые классы то сближаются, то разъединяются, придают данному веку то демократический, тο аристократический характер 72 . Предполагая, главным образом, раскрыть дальше земледельческое народное миросозерцание, я считаю необходимым наперед изложить хоть в кратких исторических очерках главные и важнейшие народные воззрения на мир и его явления, насколько позволяют находящиеся под руками факты и короткий срок времени, которым покуда могу располагать. 1. Мир вообще «Смутное, ужасающее чувство единства сил природы, – говорит Гумбольдт, –сродно и дикому. Внешний мир бессознательно сливается у человека с его внутренним миром чудес. Но один не есть чистое отражение другого. Что у одного делается основанием натуральной философии, то у целых племен остается плодом инстинктивной восприимчивости. Здесь-то в недрах темного чувства, заключается и первое побуждение к религии». Обращаясь к первоначальному миросозерцанию славянского народа, мы примечаем из сохранившихся преданий, что первым проявлением природной впечатлительности и восприимчивости славянской натуры было именно это общее смутное, ужасающее чувство единства сил природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Это понятно. В XVI столетии Москва только еще выступает в качестве покровительницы всего восточного Православия, она усиленно ищет признания ее в этой роли со стороны православного Востока и ее прямой интерес требовал самого широкого развития благотворительности Востоку – чем более в Москву приезжало просителей милостыни, тем яснее выражалось этим признание Москвы покровительницею всего Вселенского Православия. Иван Васильевич Грозный по собственной инициативе посылает от себя богатую милостыню всем восточным патриархам, многим митрополитам, монастырям и церквам, хотя они и не просили его об этом. Посылка милостыни была ему нужна для того, чтобы явить себя всему Востоку единым теперь православным царем, опорою и покровителем всего Вселенского Православия. Естественно поэтому, что просители милостыни в XVI столетии не только не могли встретить со стороны московского правительства каких-либо стеснений или препятствий к получению милостыни, но, наоборот, встречали только одно поощрение, а потому приток их все более увеличивался. К концу XVI века приезжают в Москву в качестве просителей милостыни уже два восточных патриарха, из которых один был сам Вселенский – Иеремия. Понятно также, что за это время не могло возникнуть никаких особых мер и по поводу злоупотреблений русскою милостынею со стороны просителей, потому что эти злоупотребления развились особенно только в последующее время, а на встречавшиеся отдельные случаи в Москве и смотрели как на отдельные исключительные случаи, которым не придавали особого значения. Смутное время, наступившее в России, остановило было приток в Москву просителей. Но как скоро в Москве установилось прочное правительство, просители милостыни снова направились в Москву, и чем далее, тем все в большем количестве. Россия в Смутное время была разорена, целые города и области были разграблены, опустошены, выжжены; народ сильно обеднел, совсем опустела и царская казна, не было денег на удовлетворение первых, необходимейших государственных потребностей, а между тем нужд было так много, все они были так настоятельны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Закрыть itemscope itemtype="" > ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО КРИЗИСА ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 1 ЛЕКЦИЯ, ПРОЧИТАННАЯ АКАДЕМИКОМ РАН И.Р. ШАФАРЕВИЧЕМ 7 МАРТА 2001 ГОДА В СРЕТЕНСКОМ ВЫСШЕМ ПРАВОСЛАВНОМ МОНАСТЫРСКОМ УЧИЛИЩЕ 20.03.2001 363 Время на чтение 27 минут Тема нашей лекции - " Духовные основы российского кризиса ХХ века " . Нет никакой необходимости комментировать, что ХХ век стал веком кризиса для России. Для русского народа это был век поражения, по глубине своей сопоставимого только с тем, которое он пережил в XIII веке при монгольском завоевании. Даже Смутное время кажется сравнительно быстро преодоленным, коротким кризисом. Это было даже не одной катастрофой, а целой серией катастроф. Сначала во время Гражданской войны и террора был уничтожен образованный класс (как движущая, активная, сложившаяся сила общества). Культура начала создаваться в значительной мере заново. А потом, к концу века, опять была разрушена по экономическим причинам. Было уничтожено свободное русское крестьянство - основа, на которой стояла Россия. Война, по яростности и кровопролитности не имевшая прецедентов в русской истории, была выиграна с колоссальными потерями. А потом все достижения победы были утеряны. Россия распалась на части, и русский народ переживает демографический кризис, который ставит под угрозу его существование. Естественно возникает вопрос: эта серия катастроф, растянувшаяся на целый век, можно ли ее понять с какой-то единой точки зрения? Вот такой взгляд я и постараюсь изложить. Т.е. мое собственное понимание, я хочу подчеркнуть, что оно в высшей степени мое собственное, а ни в какой мере не претендующее на общепризнанность. Прежде всего, я хочу оговориться, что это череда катастроф - не какая-то особенность именно русской истории. Оговориться потому, что этот факт часто используется для создания образа какого-то неполноценного, нелепого, неправильного народа. Все у них не как у людей - то татары их завоевывают, то Иван Грозный бояр на кол сажает, то Смутное время, то революция.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смутное время позади? 13.01.2023 512 Время на чтение 3 минуты Источник: блог Олега Матвейчева В январе 2023 года в галерее градоначальников Екатеринбурга появился барельеф Евгения Ройзмана, главы города с 2013 по 2018 года. Само по себе такое явление, как галерея барельефов руководителей Екатеринбурга на одном из этажей администрации города, можно только приветствовать – тем более исторический отчет мэров ведется в ней аж с 1814 года, то есть почти 200 лет (в этом году Екатеринбург отмечает своё 300-летие). Но вот появление портрета Евгения Ройзмана (спустя пять лет после его отставки) вызывает ряд вопросов. Фигура этого руководителя во многом неоднозначна. Напомним, что он был избран в 2013 году на пике волны протестной активности горожан. Власти региона тогда делали ставку на опытного и компетентного управленца Якова Силина, и были настолько уверены в его победе, что при проведении его предвыборной кампании допустили ряд грубых просчетов. В итоге, инициативу перехватил и одержал победу молодой и харизматичный Евгений Ройзман, лидер малоизвестной партии “Гражданская платформа”. Но одно дело – победить на выборах, другое – реально взять власть в свои руки. По факту, исполнительную власть в городе в то время осуществлял Александр Якоб, сити-менеджер Екатеринбурга, он же занимал кабинет мэра столицы Урала на третьем этаже городской администрации. Должность Ройзмана называлась «глава Екатеринбурга – председатель Екатеринбургской городской думы». Да, формально он именовался главой города, но по факту выполнял функции председателя городской думы и занимал соответствующий кабинет руководителя гордумы Екатеринбурга. Фото: Антон Буценко, архив 66.RU Более того, Ройзмана, похоже, это полностью устраивало – поскольку никаких явных попыток “дворцового переворота”, перехвата власти, он не предпринимал. Он выполнял почетные функции английской королевы, формально – главы государства, которая властвует, но не правит – всю черновую работу за нее выполняет правительство во главе с премьером. Это было общеизвестно в Екатеринбурге, но малоизвестно за его пределами.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/13/smutno...

   И что же?    Дивные последствия этой потрясающей всенародной покаянной молитвы нам известны. После страшного видения таинственной Жены, окруженной безчисленным множеством молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами, которые грозили ему, свирепейший азиатский завоеватель Тамерлан, которого называли «бичом народов», стремительно бежал со всеми своими полчищами далеко от пределов русской земли и больше не появлялся.     Вот как и чем спасалась Русская земля во все трудные мгновения своего исторического бытия на протяжении почти целого тысячелетия.     И это — не один только раз, а многократно!    Что же мы видим теперь?    Теперь, когда Русскую землю постигло длящееся вот уже боле сорока лет еще более тяжкое, чем первое, второе Смутное время, нет и не может ни откуда быть спасения кроме еще более пламенного и слезного обращения всех русских людей к исконной Покровительнице и Заступнице нашей - к «скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, Покрову Девы» (Кондак Казанской Божией Матери).    Что же мешает всем нам обратиться к Ней так, как обращались наши предки?     Только неверие и маловерие.    Мы все делаем будто бы для спасения нашей Родины-России, кроме самого главного. И почему-то никак не хотим понять, что продолжающееся уже боле сорока лет страшное кровавое второе Смутное время на нашей Родине красноречивее всяких слов свидетельствует нам о нашем безсилии, о тщетности наших усилий, а главное об ошибочности всех наших деяний и мероприятий.    Главная же наша ошибка - в том, что мы как-то упорно не желаем понять, что именно привело Россию к этому новому Смутному времени, и продолжаем даже здесь, заграницей, в нашем печальном изгнании, вместо того, чтобы окончательно протрезвиться, после всего нами пережитого, делать все то же, что в свое время повергло Россию в это страшное кровавое бедствие, от которого она до сих пор не может оправиться.    И при всем том — иногда громко говорим и даже кричим о спасении России.     О спасении России мы сможем лишь тогда помышлять вполне серьезно, когда мы станем другими. Мы должны заставить себя самым коренным образом перемениться — перестать быть такими, какими мы вольно или невольно, разумом или неразумием, своими собственными руками или хотя бы только безразличным попустительством ввергли Россию в ту жуткую кровавую бездну, в которой она доселе находится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

…Василий Иванович (или там как его)…— Мужа Е. П. Корниловой звали Степан Корнилович. 564 Лет тринадцать тому назад — нынче разумный спрос…— Примечание А. Г. Достоевской: «Действительно бывший с Федором Михайловичем случай». В годы, к которым относится этот рассказ, Достоевский жил на Малой Мещанской улице (с 1882 г. — Казначейская ул.). 565 …в самое «смутное» время наше…— Достоевский неоднократно употреблял выражение «смутное время» применительно к пореформенной эпохе. 566 Идея попала на улицу и приняла самый уличный вид. — См. с. 116, 462. 567 Вот тогда-то страшно доставалось Пушкину и вознесены были «сапоги». — Формулой «сапоги лучше Пушкина» Достоевский характеризовал утилитаризм журнала «Русское слово» и отрицание В. А. Зайцевым и Д. И. Писаревым значения Пушкина. Впервые Достоевский ее употребил в статье «Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» (1864); позднее дважды обыграл ее в «Бесах» (ч. I, гл. 1.6; ч. III, гл. 1.4), где с нею выражает несогласие С. Т. Верховенский, полемизируя с молодым поколением. 568 При мне рассказывал один из членов одной комиссии — как и славянам?» — Подобные настроения были широко распространены. Например, корреспондент Московского Славянского комитета писал из Твери: «В настоящее время наше сочувствие основывается не на родстве с южными славянами, а на чувстве гуманности — в более образованной среде, с примесью сознания единства веры — в простом народе» (Цит. по: Никитин С. А. Русское общество и национально-освободительная борьба южных славян в 1875–1876 гг.//Общественно-политические и культурные связи народов СССР и Югославии: Сб. статей. М., 1957. С. 56). 569 Недавно как-то мне случилось говорить с одним из наших писателей — разъяснил мне Молчалина, вдруг выведя его в одном из своих сатирических очерков. — Речь идет о М. Е. Салтыкове-Щедрине и его сатирическом цикле «Господа Молчалины» (ср. примеч. к с. 261). Встреча Достоевского и Салтыкова-Щедрина состоялась в октябре (вероятно, до 20-го числа) 1876 г. 570 А знаете ли вы — это все еще пока для человека фантастическое. — См. с. 458. 571

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010