(Из поучений протоиерея А. Белоцветова ) 424. Священномученику за Отечество Смутное время – самое мрачное и ужасное время в истории русской земли. Нельзя без боли сердечной читать страницы летописей об этом времени, – страницы, в которых вписаны рыдание, жалость и горе... После смерти Бориса Годунова на русском престоле явился самозванец Гришка Отрепьев; скоро погиб он, но за ним стали появляться другие самозванцы, и избранный на царство Василий Иоаннович Шуйский не знал от них покоя. Ослепленные корыстью, потерявшие совесть бояре шли навстречу каждому обманщику и – можно ли кажется поверить? – присягали и целовали крест даже жиду – тушинскому вору!.. Были такие, которые пять, десять раз переходили от царя к этому самозванцу, и от самозванца к царю. Начались везде бунты, мятежи, междоусобия; казаки, стрельцы, простой народ предавались грабежам и убийствам; зарево пожаров освещало ночи, и, что всего ужаснее, эти смуты породили страшную жестокость и развращение нравов. Людей, твердых в добродетели, казнили ужасной смертью : их бросали с башен и крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков и самопалов, ломали им голени, на глазах родителей жгли детей, вырывали из рук матерей грудных младенцев и разбивали о камни, а головы их носили на саблях и копьях... Храмы Божии разоряли и грабили, скот и псы жили в алтарях, иноков и священников пытали огнем, схимников заставляли петь срамные песни, а юных инокинь бесчестили и убивали; в священные облачения рядили коней; в них же плясали блудницы... Напрасно пастыри Церкви вразумляли, обличали, умоляли образумиться – их почти никто не слушал. Казалось, Русское Царство, собранное веками, готово было рассыпаться. Несчастьем России пользовались ее враги – соседи: шведы – на севере, ногайцы и крымские татары – на юге, поляки и литва – на западе. Римский папа надеялся обратить русских в католическую веру и усердно помогал полякам, чем только мог... Таково было это смутное время. И вот, в это-то ужасное время Господь воздвигает для спасения русской земли крепкого поборника Православия – Патриарха Гермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Обращаясь к государю, патриарх вспоминает о своих заслугах перед царём и царской семьёй, когда он, жертвуя своей жизнью, «работал» и помогал государю; «Что я тебе, великому царю государю, сотворил? На Москве в смутное время, тобою, великим государем, посылаем, всюду ходил, будучи архимандритом на Новом у Спаса, не поминаючи свою смерть. В Новегороде в смутное время камением и кольемъ забит насмерть тебе ради. О них несть время подробну зде писати. На Москве будучи, работал тебе, великому царю государю, не яко патриархъ. Такожде и в моровые поветрия царице государыне и сестрам твоим, государевым, и чадом вашим работал такъ, как последний раб, якоже и сам ты, великий царю, будучи ми в твоей столовой, свидетельствовал, глаголя, яко нечим мне заплатить за твою работу. И ныне се ли мне твое воздаяние вместо моея работы? Яко пса состаревшася отрину и заключи, и подобныя пищи лиши» 2, л. 183). Наконец, патриарх Никон признаётся царю в том, что сам проклял его трижды: первый раз, когда покидал патриаршую кафедру; второй раз, когда на Рождество 1662 г. не был принят царём; третий раз, когда на Соборе Никону были предъявлены обвинения. «И тако совершивь свое трикратное//борение, изшед, радуяся, якоже некогда божественный Павел апостолъ противящим и хулящим оттряс ризы своя, рече к ним: „Кровь ваша на главах ваших, чисть аз“ (ср.: Деян. 18:6 )» 2, л. 181–182). При помощи ссылок на тексты Священного Писания Никон убеждает царя дать ему своё прощение. Поучая государя, Никон цитирует и перефразирует библейские источники. Приведу характерный пример. Обоснование невозможности простить и благословить царя Никон начинает с евангельской цитаты: «Сего ради мн нельзя теб, великому царю государю, и цариц государын, и чадом нашим, и царевнам государыням, зане и божественая заповдь глаголет: „Аще человеком согршения их отпустите, и вам Отецъ вашъ Небесный; аще ли не отпущаете человком согрешений их, ни Отецъ вашъ отпустит вамъ согрешений ваших“ ( Мф. 6:14–15 )». Дальнейшие рассуждения Никона строятся на парафразе евангельских текстов; своими словами, возможно, по памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Духовенство с глубоким вниманием выслушало мою речь и обещало исполнить мои внушения. Вслед затем Обер-Прокурор Св. Синода обратился ко мне, а равно и к прочим епархиальным архиереям, с конфиденциальным отношением от 14-го июня за 145 следующего содержания: «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Мятежная крамола стремящаяся разрушить общественный порядок, направила свои действия на темную массу народа, и, возбуждая в ней несбыточные ожидания, надеется воспользоваться ею, как стихийною силою, для произведения общей смуты. В разбрасываемых подпольных листках уже несколько времени указывалось на какой-то будто бы ожидаемый передел земли, которым крамольники хотели обольстить крестьян для привлечения их на свою сторону. В последнее время эти разглашения приняли еще новую форму, совершенно соотвествующую разрушительному учению социалистов. В народ пущен возмутительный слух, что вся земля от помещиков и землевладельцев перейдет к крестьянам. Но в то же время крамольники, зная непоколебимую преданность русского народа своему Царю, дают вид, что внушаемые ими надежды исходят от воли Государя. Под влиянием этих коварных внушений и злоумышленных подстрекательств в некоторых местностях преимущественно Южной России, уже замечается смутное движение в народе, обнаруживающееся в недовольстве существующим порядком землевладения и сопровождающееся ожиданием близкой перемены его положения. Излишне было бы изъяснять, как могут быть опасны подобные движения темных народных масс, когда они возбуждаются обольстительными обещаниями скорой и без труда достижимой перемены их быта; но они становятся еще опаснее, когда прикрываются священным именем Государя, когда учреждения и лица, поставленные для охранения прав чайной собственности, выставляются как бы враждебною преградою между Государем и народом, а владельцы земель и имуществ как бы несправедливо присвоивающими себе общее народное достояние. В такое смутное время злонамеренного колебания народных понятий и крамольного возбуждения народных масс несбыточными, но обольстительными надеждами и ожиданиями, долг каждого верного сына России стать на защиту и охрану общественного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Когда ты, князь, сюда в храм приехал, Чтобы испросить прощенье во грехах, – Будь милосерд и сам со всеми, коих Ты так безвинно гонишь; если же ты, Стыдясь неправды, станешь уверять, Что эти жертвы бедные твои Перед тобой виновны, то припомни Завет Христа – и отпусти вины им, Ничтожные динарии в сравнении С твоими многими талантами греха». Разгневался Василий: как! ему! Владыке грозному, пред которым Трепещут все и падают во прах, Вдруг, в Божьем храме, всенародно в праздник, Простой монах дерзает громогласно Такую речь преступную держать». Но самыми блестящими страницами в истории служения Троицкой обители своему отечеству, несомненно, являются те, на которых излагаются подвиги её в так называемое «смутное время», прозванное народом «лихолетьем». Крайне-грустную, мрачно-тяжелую память оставила по себе в русском народе эта смутная эпоха. Много и очень много всяческих невзгод и несчастий от врагов внешних и не менее того от внутренних нестроений перенес многострадальный русский народ на своих могучих плечах; но никогда не постигало его большее несчастие, но никогда он не выстрадал больших мук, как в смутное время. То было время отчаянное для русского народа. Читая и перечитывая летописи и разные сказания современников о смутном времени, поражаешься огромностью и повсюдностью этих бедствий. А от некоторых летописных листов так и пахнет кровью, которою обильно полил тогда народ свою землю, так и веет теми страданиями и глубокими стонами, которые раздавались и неслись со всех концов Руси, так и сквозит слезами, потоки которых пролил тогда народ. Современники затруднялись изобразить достаточными красками картину тогдашних бедствий, говоря, что и «изрещи невозможно, каковыми различными смертьми (русские) томими бяху»: «все под огнем и мечем зле мучахуся, и не бе нигде никого, еже бы миловати друг друга, но все грабители, яко беснии пси, друг друга угрызаху, и не бысть ни града, ни веси, ни поля, ни леса, ни дебри, ни пропасти, ни пещеры, еже бы без мучения где Христианам укрыться можно было»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

02.11.2018 Святой гробокопатель Было в русской истории время, когда многие люди ожесточились и расчеловечились. В начале XVII века повсюду валялись непогребенные трупы, их терзали животные и обирали мародеры. В Смутное время на Руси возникло множество мелких и крупных банд, казаки с оружием переходили от одних к другим, торгуя своим искусством убивать. На Русь шли литовцы и поляки, которые разрушали города и убивали людей. Нельзя было доверять даже союзникам…. 20.06.2016 Патриарх Гермоген: сложные вопросы историку 1 марта — день памяти св патриарха Гермогена. Он сыграл огромную роль в событиях Смутного времени. Но парадокс — фигура эта для современного человека практически неизвестная, кроме того, что он писал воззвания против поляков и его за это уморили в заточении, о нем мало что знают. 01.03.2016 5 вопросов о советской власти в XVII веке 4 ноября Россия празднует «День народного единства», праздник, которые многие не понимают, а то и вовсе считают ненужным. Какие уроки мы можем извлечь из событий, которые имели место 400 лет назад? Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Ярославом Леонтьевым. 02.11.2015 Хроника смутного времени. Инфографика Период с 1605 по 1612 год вошел в историю под названием Смутного времени, одного из наиболее тяжких кризисов в истории России. Одни историки, впрочем, склонны вести отсчет с 1598 года, другие продлевают Смутное время до 1617-1618 годов. Мы постарались проследить его краткую хронологию. 02.11.2015 Люди Смутного времени: коллективный портрет на фоне катастрофы Страшная Смута начала XVII века стала истинной катастрофой для России. Наше государство растащили, раздробили и разорили. То, что ему удалось восстать из пепла, — настоящее чудо. И нельзя видеть в кровавых годах Смутного времени одно лишь политическое измерение… 02.11.2015 За всех, иже во власти суть… Сегодня нам трудно представить себе, какой была власть раньше, и каким было отношение к ней наших предков. Сегодня интеллигентному человеку, поддерживающему власть, могут и руки кое-где не подать.

http://foma.ru/tag/1612

«Сентября в 1 день 1580 года (писал Грозный Строгановым), собрався . Пелынский князь с сибирскими людьми и с Вогуличами, проходил войною на наши пермские места, и к городу Чердыни и к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людям починили, и то сделалось вашею изменою: вы Вогулич и Вотяков и Пелынцов от нашего жалованья отвели, и их задирали, и войною на них приходили, да тем задором с сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов к себе призвав, воров, наняли в свои остроги без нашего указу, а те атаманы и казаки прежде того ссорили нас с ногайскою ордою», и проч. Одним словом, в конце XVI и в начала XVII века между юго-восточными инородцами, по словам актов, была шатость великая. Таким образом, связь старых и новых великорусских областей с московским государством долго оставалась ненадежною, чисто-внешнею. При первом удобном случае, она могла порваться, и области разрозниться. Повод этот и представился, когда в московском государстве прекратились Рюрикова династия «собирателей русской земли» – в Москве не стало царя. И вот в смутное время произошла рознь всех областей. Не вдаваясь в описание всех событий смутного времени, мы в следующей статье изобразим только эту рознь великорусских областных общин. Глава II Было страшное время для России в 1603 году. Казалось, сама природа наперед пророчила что-то печальное, бедственное для народа. За год перед смутным временем, в одной Москве погребено было более 500,000 человек, погибших от страшного голода и мора. Люди, терзаемые голодом, валяясь на улицах, подобно скотине, летом щипали траву а зимой ели сено. Отцы и матери душили, резали и варили своих детей, дети – своих родителей, хозяева – гостей; мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились останавливаться в гостиницах. Они видели в Москве бедных, истомленных голодом женщин, которые, проходя по улице, схватывали зубами собственных детей, бывших у них на ругах, и пожирали. Народ едва силою мог отнять младенцев и спасти 7 . Еще не успели убрать с улиц всех трупов человеческих, как начались страшные знамения, явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Легенда, сообщаемая этим персидским путешественником, гласит, что даже император прибыл в Иерусалим, но частным образом, так, чтобы никто не мог узнать его. Перс сообщает: «В дни, когда Хаким был правителем Египта, греческий Кесарь прибыл таким образом в Иерусалим. Когда Хаким получил известия об этом прибытии, он послал за одним из своих виночерпиев и сказал ему: " Есть человек такой-то и такой-то внешности и положения (condition), которого ты найдешь сидящим в мечети Священного Города. Пойди туда и приблизься к нему. Пусть он не думает, что я, Хаким, не знаю о его прибытии, однако скажи ему, чтобы он был в хорошем настроении, ибо у меня нет злых умыслов» ». 888 Попытки империи отвоевать Сицилию, несмотря на некоторые успехи Георгия Маниака, окончились ничем. В сицилийской экспедиции участвовала, между прочим, варяго-русская дружина, бывшая на службе Византии, и знаменитый герой скандинавских саг Гаральд-Гардрад. Уже с первой половины XI века у Византии на востоке появляется новый враг в лице турков-сельджуков, отношения с которыми разовьются у империи в следующий период ее истории. Итак, в эпоху Македонской династии, несмотря на смутное время в империи после смерти Василия II (1025), Византия, благодаря Никифору Фоке, Иоанну Цимисхию и Василию II, владела на востоке территорией до Евфрата и северной Сирией с Антиохией. Это был наиболее блестящий момент в истории отношений империи с восточными мусульманами. Одновременно с мусульманскими делами на востоке в эпоху Македонской династии развивались очень живые и важные события в области отношений империи с Арменией. Армения с давних пор являлась яблоком раздора еще между римлянами и персами. Их вековая борьба за это государство-буфер привела к тому, что в конце IV века Армения была поделена между соперниками: меньшая западная часть с городом Феодосиополем (теперь Эрзерум) отходила к Римской империи; восточная, более обширная часть Армении отходила к персидским Сасанидам и стала называться на востоке Персарменией. «Политическое разделение страны, – пишет Адонц, – на две половины, на восточную и западную, повлекло за собой культурное раздвоение в жизни армянского народа, обусловленное различием государственности византийской и иранской ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Но то самое обстоятельство, что страшное потрясение, испытанное и тяжко прочувствованное государством Московским, оказало на него только временное влияние и осталось без важных последствий для его внутреннего организма, – очень знаменательно в русской истории. Несмотря па множество разрушительных элементов, которые все вышли тогда с самого дна жизни, государство это заключало в себе столько здоровых и живительных начал существования и дальнейшего саморазвития, что устояло против внешнего напора, удержалось на той самой степени развития, до какой успело прежде того дойти, скоро оправилось от ударов и пошло, как ни в чем не бывало, своею прежнею историческою дорогою, зарубивши, так сказать, себе на память былое для будущего расчета. Основной материал этого государства, несмотря на слабость связей в некоторых местах, оказался до того крепок, что Польша, наперши на него с размаха, скорее сама больно зашиблась об него своим, уже нездоровым телом, и усилила тем свою болезнь, но не одолела сломить его и раздробить; а потому Смутное время останется чрезвычайно знаменательною эпохою в русской истории, как свидетельство крепости внутренней жизни народа – важный задаток для ее будущего. 2 Смольнянин – житель г. Смоленск. В совр. русском языке в качестве литературного принят термин «смолянин» (прим. ред. Отеческой библиотеки). 21 А. И., II, 366. Тогда заправляли делами дьяк Соловецкий, правившей новгородскою четью, Евдоким Витовтов, дьяк в Разряде, Иван Грамотин в Посольском приказе, князь Мещерский в Большом приказе, князь Ю. Дим. Хворостинин в Пушкарском, в Панском приказе посажен Михайло Молчанов, а в Казанском дворце – Иван Салтыков, думный дьяк Чичерин. С такими думцами, писал Салтыков, не быть к Москве ни одному городу. 70 В рукописях Имп. публ. библ. (Польск. ист. кварт. 30) есть послание или грамота Ляпунова в Нижний, переделанная на польско-русскую речь, вероятно, для распространения между казаками, нахлынувшими громадами в Московское государство. Вот она: «В высоко збовепный в замок Нижний воеводом и дворяном и детем боярским и головом, и всих чинов приказным людем, и стрельцом, и козаком, и пушкаром, и затинщиком, и всем служилым, и купцом розным людем и во всяких кондыцыях, – аж до остатнего стопня, всем в Хрыстусе православному народови здорово будучы в пану весельтесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Комментарии Закрыть Закрыть 19. Ответ на 18., eka: смутное время затянулось на 27 лет, пора-бы уже что-то решать решайте у себя. 18. До тех пор пока мы будем стоять на своём смутное время затянулось на 27 лет, пора-бы уже что-то решать 17. Ответ на 16., Наблюдатель.: А кто тебе сказал, что ты - здравомыслящий? )Совесть: в Бога верую, в партии не состоял, замполитом не был, из комсомола вышел осознанно по заявлению, с фарисеями дружбу не водил, старших и ветеранов войны всегда уважал, таких как ты оборотней - презирал и презираю... Что еще нужно здравомыслящему человеку? Это слова здравомыслящего фарисея.) 16. Ответ на 15., М.Яблоков: кто тебе сказал, ну, кто тебе сказал... А кто тебе сказал, что ты - здравомыслящий? ) Совесть: в Бога верую, в партии не состоял, замполитом не был, из комсомола вышел осознанно по заявлению, с фарисеями дружбу не водил, старших и ветеранов войны всегда уважал, таких как ты оборотней - презирал и презираю... Что еще нужно здравомыслящему человеку? 15. Ответ на 14., Наблюдатель.: " Ну, разве возможно соединить одно с другим без ущерба здравомыслию? " А кто тебе сказал, что ты - здравомыслящий? ) 14. православный дуализм Митрополит Вениамин мне нравится. И сам, и слово его. Но в данном случае не могу не обратить внимание на непоследовательность, противоречивость, которая наблюдается и у митрополита в данном конкретном случае, и у многих православных священников вообще. Это не проблема только о. Вениамина, это общая какая-то беда нашего сознания, которая проистекает от неумения или нежелания более глубокого и всестороннего взгляда на проблему, от «классового» (прямого и обратного) подхода, при котором мы не хотим отделять мух от котлет. Нам удобнее, чтобы всё и все были в одной-двух кучах, упрощая все до примитивности, в которой уже почти невозможно отыскать Истину. Вот здесь о.Вениамин пишет: Дошло до страшного состояния – русский народ поднял руку на Помазанника Божьего. Когда стреляли в Царя – стреляли в самого Господа. Печаль и страх этого события заключается в том, что с отрицанием Царя – мы стали отрицать и Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/21/ko...

Но православие не могло погибнуть; оно-то и спасло землю от бедствий внутреннего безнарядья и от опасностей внешних. Велики были грехи, да велико и покаяние людей русских того времени, «той годины напастей, стыда и славы», по верному выражению одного историка. Не одни кривые деятели, не одни слабодушные люди выступили на историческую сцену; были вверху и внизу деятели прямые, честные, даже героические, то есть прежде всего, во внутренней основе характера их, благочестивые русские люди. Да и огромное большинство земских людей, служилых, посадских и уездных, были люди порядка и труда; они давно чувствовали тяжесть безнарядья; у них давно уже стали проходить сомнения и недоумения; они собственно очень скоро вразумились на счет кривых деятелей, да только не сразу сложились силами, не могли сразу согласиться, сговориться как следует для того, чтобы очистить от них землю; под конец они исполнили трудную задачу, собрались с силами и восстановили порядок. Оказалось таким образом, что смутное время было в своем роде собиранием земли, то есть собиранием ее собственными усилиями и средствами, под знаменем православной веры, вокруг того же города Москвы, к которому собирали земли потомки великого князя Ивана Даниловича Калиты, великие и князья и цари всея Руси. Но обратимся к предложенному повествованию. Это было в 1608 году. В третий год многомятежного царствования Василия Ивановича Шуйского. «Московское государство», то есть столица, была в осаде; в подмосковном селе Тушине, принадлежавшем Троицкому Сергиеву монастырю 3 , стоял табором второй Лжедмитрий, пресловутый «тушинский царик», или «тушинский вор», как прямее его обзывали. Его окружали люди – разный сброд: русские изменники, поляки, казаки, татары; табор был пестрый и шумный, со дня на день увеличивавшийся приходом новых искателей наживы, «перелётов» из Москвы, иногда целых отрядов под начальством панов, искателей приключений, да так называемой военной славы, а главное – добычи денежной, благо что теперь на Руси можно было безнаказанной пожить наездничеством и грабежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010