Собор 1642 года В смутное время областные общины наши выразили три великих принципа областной народной жизни. Во-первых, выразили принцип федеративной союзности: по собственному их выражению они захотели быть между собою в любви, в совете и в соединеньи. Во-вторых, областные общины выразили во время своей розни принцип местной областной со­вещательности. Это начало проявилось в областных земских советах, какие составлялись тогда в главных областных городах из городских и уездных жителей, из городовых и волостных сходов. Наконец, – народ наш в смутное время выразил, хотя инстинктивно, потребность всеобщего, земского народосоветия через выборных добрых, лучших и разумных людей, потребность земских соборов. Результатом областных, местных земских советов, результатом совещательного решения областных общин быть между собою в любви, в совете и в соединеньи – был великий московский земский собор 1613 года, которым кончается рознь областей в смутное время. Царь избран был по ограничительной записи, какова была по совету всей земли, блюстителем союзных прав и интересов всех вообще областных общин. Верные своей земской думе, областные общины начали, после смутного времени, по своим принципам, новую государственно-союзную жизнь. Не прерывая федеративной связи, они смело заявляли, во-первых, свое право общественного земского народосоветия и областной челобитной гласности. Во-вторых, избранному всею землею царю предлежало думать о народных земско-областных делах и интересах, не только с боярами и с думными людьми, но и созывать земские соборы, созывать выборных из всех областных общин и из всех чинов, какие в то время были. Великий московский земский совет 1613 года удерживал за собою значение всенародного земского правительства около 4-х с половиной месяцев, пользовался полной государственно-распорядительной властью с февраля до половины июня. После него, еще не раз собирались земские соборы. По изданному собранию государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел, – нам известны 6 земских соборов, из которых 4 были в царствование Михаила Федоровича и 2 в царствование Алексея Михайловича. 4 зем­ских собора созваны были по делам военным и дипломатическим, 2 исключительно по делам земского устройства. Я считаю лишним го­ворить подробно о каждом из этих соборов, а обращу внимание чита­телей только на важнейшие из них. Сначала нужно раскрыть общую организацию земских соборов XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Во имя верности и чести О подвиге князя Михаила Волконского при обороне Свято-Пафнутьева Боровского монастыря в Смутное время 12.11.2012 3112 Время на чтение 13 минут Год 1610 был едва ли не самым безнадежным за весь период Смуты: внезапная смерть князя Михаила Скопина-Шуйского, с которым народ связывал свои надежды на освобождение страны от интервенции и установление порядка в государстве, вскоре за этим последовавшее свержение царя Василий Шуйского, установления Семибоярщины, которая не смогла удержать власть в своих руках и поспешила вручить ее полякам. Столица присягнула польскому королевичу Владиславу, вслед за этим в Москву вошел польский оккупационный гарнизон во главе с гетманом Жолкевским. В начале июля ободренный успехом поляков, разбивших царские войска под Клушином, Лжедмитрий II двинул свои войска из Калуги на Москву. К отрядам самозванца присоединились «литвины» (поляки и литовцы) под предводительством воеводы Яна Сапеги. Путь неприятельского войска лежал через Боровск, который в годы Смутного времени стал центром главной оборонительной линии Москвы Можайск-Боровск-Серпухов. Оборону Боровска возглавил присланный из Москвы царем Василием Шуйским воевода князь Михаил Константинович Волконский. Князь Михаил принадлежал к древнему русскому княжескому роду Рюриковичей, ведущим свое начало от святого князя-мученика Михаила Всеволодовича Черниговского, казненного в Орде в 1246 году. Служилый род Волконских дал России многих военачальников и государственных деятелей. В Смутное время отличились несколько представителей этого славного рода: князь Григорий Константинович Волконский в 1609 году оборонял Москву от Лисовского, в 1610 году на Ладоге бил шведов, в 1618 году помогал князю Пожарскому отразить польское нападение на столицу России. Князь Федор Иванович Волконский-Мерин принадлежал к числу воинов-патриотов, осаждавших поляков в Москве в 1611 и 1612 годах. При государе Феодоре Иоанновиче князь Михаил Константинович Волконский был послан на освоение земель Западной Сибири. После гибели Ермака в 1593 году в северных русских уездах были собраны войска, направленные против Пелымского княжества - сильного объединения вогулов, татар, остяков, совершавших разорительные набеги на русские селения Приуралья. В битве с вогулами и татарами особенно отличился молодой князь Михаил Волконский, по прозванию Хромой Орел. Городище Пелымского княжества было взято, и на его месте основано поселение - русский город Пелым. Князь Волконский был основателем города Березова, вторым воеводой Тобольска. Государева служба в Сибири закалила молодого князя, он приобрел бесценный ратный и жизненный опыт. Ко времени описываемых нами событий это был мужественный воин, опытный военачальник, талантливый управитель, словом - человек, главное дело жизни которого - служение Отчизне.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/13/...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря 29 сентября 2013 г. 18:17 29 сентября 2013 года, в неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Новоспасский ставропигиальный монастырь г. Москвы, который в этот день стал центром церковно-общественных торжеств, посвященных 400-летию Дома Романовых.  В Спасо-Преображенском соборе обители Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Савва! Дорогие отцы, братья, сестры, высокие представители власти! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим воскресным днем и сказать, что мы собрались сегодня в особое время, в особом месте. 400 лет назадбыл избран на царство Михаил Федорович Романов — после страшного Смутного времени, после пресечения династии Рюриковичей, когда страна наша прошла через такую полосу исторических событий, которая могла завершиться полным уничтожением государственности нашего народа, потерей его самостоятельности, изменением его культурной, духовной, религиозной традиции. Другими словами, Смутное время могло ввести в небытие русский народ. За всю более чем тысячелетнюю историю Отечества нашего таких событий было всего несколько, и Смутное время было страшнее, чем татарское иго. Потому что татары, живя вне России, требовали от нее только податей и непротивления. Смутное же время сопровождалось нашествием на Русь тех, кому, может быть, и нужны были богатства России, но не в первую очередь, — им нужна была душа нашего народа, нужна была наша сила духовная; и были брошены все силы, чтобы этого добиться. Мы знаем, что успеху противника во многом сопутствовало предательство нашей элиты, которая, вступив в междоусобную брань во имя достижения своих целей — узких, личных, клановых, — готова была отречься от родины и предать веру. Но мы знаем также, что по милости Божией этого не случилось.

http://patriarchia.ru/db/text/3267009.ht...

V. Общий взгляд на состояние Церкви К оглавлению Новый период жизни для Русской Церкви, период ее самостоятельности, начался среди самых неблагоприятных обстоятельств. Едва только учреждено было патриаршество в России и еще не успело достаточно проявить себя, как для отечества нашего настало так называемое Смутное время, время самозванцев и других искателей царского престола, время страшного разорения и опустошения Русской земли, а вместе и Русской Церкви. Чрезвычайно страдали тогда все жители России, страдали с ними и духовные пастыри и архипастыри. Гибли села, города, целые области, разрушались и разграблялись и храмы Божии, монастыри, архиерейские домы, церковные имения. Подавлены и глубоко расстроены были все отправления как государственной, так и церковной жизни. Патриархи Иов и Гермоген доблестно потрудились для Церкви и отечества, но оба под конец были лишены своей святительской кафедры; не говорим об избраннике Лжедимитрия патриархе Игнатии, который лишен был сана по заслугам и законною властию. При учреждении патриаршества в России постановлено было увеличить число епархий в Русской Церкви до 19; между ними кроме патриаршей, прежде митрополичьей, области должны были находиться четыре митрополии, шесть архиепископий и восемь епископий. На самом же деле первоначально явилось только 14 епархий вместе с патриаршею — четыре митрополии, шесть архиепископий и три епископии. Бˆольшая часть из них были прежние епархии, а вновь открыты только архиепископия Астраханская и епископии Псковская и Корельская. Первая из трех новых епархий отделилась от Казанской, вторая и третья — от Новгородской, вследствие чего Казанская и Новгородская епархии уменьшились в своем объеме. Но в последующее Смутное время число епархий у нас не только уже не возрастало, а еще уменьшилось двумя. Корельская епархия после взятия города Корелы шведами (в июле 1611 г.) закрыта навсегда. Единственный епископ ее Сильвестр после этого временно управлял Вологодскою епархиею, называясь то епископом Корельским, то Вологодским архиепископом, пока в июне 1613 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

В смутное ли время мы живем? Мы не ставим «датских» спектаклей. Однако здесь – исключение. Тема очень современная. Сегодняшняя смута, сегодняшняя интервенция, сегодняшнее предательство, отказ от Родины, и прежде всего – от веры – вот, что меня волнует и заставляет говорить. 1 марта, 2013 Мы не ставим «датских» спектаклей. Однако здесь – исключение. Тема очень современная. Сегодняшняя смута, сегодняшняя интервенция, сегодняшнее предательство, отказ от Родины, и прежде всего – от веры – вот, что меня волнует и заставляет говорить. В Московском театре русской драмы состоится премьера спектакля «Царский путь» о жизни Патриарха Гермогена.  Автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли Михаил Щепенко рассказывает о том, почему он обратился к этому времени сейчас и есть ли в сегодняшнем дне элементы «смутного времени».  Уже не в первый раз исторические события спустя века  ложатся зрелым  литературным ощущением и разворачиваются широким сценическим замыслом. Так родилась в свое время трилогия Алексея Константиновича Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». И вот в 2012 году Михаил Щепенко, актёр, режиссёр, драматург возвращается к этой эпохе, написал пьесу и создал образ Патриарха Гермогена. Театр готовился к премьере этого спектакля, который мыслится как вторая часть к «Царю Фёдору Иоанновичу» — и 20 декабря состоялся закрытый показ исторической трагедии «Царский путь». Пьеса прошла долгий путь актёрских читок, духовного поиска и сценографических метаморфоз. Гермогена играет сам Щепенко: « Этот выбор для нас очень важен – два пути, конфликт земного выживания и выживания в вечности, выживания навстречу Богу. Но при этом спектакль о Гермогене – точно не житие. Мы театр светский, и играем для любого зрителя. Для нас важно даже не то, будет ли воцерковляться наш зритель, а то, что происходит в его сердце. Что он услышит? Зазвучит ли это сердце нашим стремлением… ». Что заставляет его так углубиться в это не простое время? Может быть, то, что сегодняшний день так напоминает времена в нашей российской истории, названные «Смутными временами»?

http://pravmir.ru/v-smutnoe-li-vremya-my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Описание и прочтение новой ратной иконы 02.08.2005 389 Время на чтение 10 минут 1. Общие сведения: Размеры ратной иконы " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " - 130 х 100 см., ковчега - 104 х 84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый - защитный, воинский, " ратный " . Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314-1392) - зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - " Время общественных бедствий - есть его время! " Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547-1616) - ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест - святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года - в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся " на брань " и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза - " Сим победиши! " На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа - над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству - первые всего! Сим победиши!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

свящ. Феодосий Иванов Предисловие От крещения в купели русского Иордана, в струях Днепра, в течение девяти веков и до сего дня русский народ смотрел с полной верой и искренним убеждением на свою Православную Церковь , как на свою чадолюбивую, одаренную свыше могучими, непреодолимыми силами, мать, как на верную руководительницу и самую сильную помощницу на всех путях его жизни. То был и есть для него тот кокош, который учил и учит его, как питаться зернами тех Божественных глаголов, которые имеют обетования живота временного и вечного; то был и есть для него тот кокош, под крыльями которого он согревался и согревается самой животворной теплотой, укрывался и укрывается от врагов внешних и внутренних, от всех бед и напастей. Вся наша история подтверждает, что Православная Церковь была для русского народа и царства зиждительной силой, щитом и ограждением 1 ... Бесспорно признаваемый исторической наукой факт благотворного влияния Церкви на судьбы нашего отечества не отрицается даже теми, кто говорит, что не только откровенно теологическое, но и откровенно метафизическое доказательство преимущества духовной культуры перед материальной, давно потеряло всякий кредит в глазах людей, стремящихся к достижению научного знания. Высказавшийся так, Милюков говорит, что культурное влияние Церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа 2 . Проходя красной нитью через всю нашу историю, значение Церкви особенно ярко обнаруживалось в те моменты, когда правильная государственная жизнь парализовалась какими-либо обстоятельствами, разлагавшими государственный организм. Церковь в такие моменты являлась силой, оживотворявшей разлагающееся государство. Особенно такое влияние Церкви обнаружилось в смутное время, когда государство, казалось, окончательно погибло. Церковь спасла государство в это время от распадения. Этот факт является настолько очевидным, что оспаривать благотворное значение церкви в смутное время, значить называть белое черным. И нужно отдать честь нашей исторической науке, что значение Церкви Православной в это время разработано при блестящей разработке вообще всей этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Введение Часть первая Глава 1. Преподобный Дионисий до его архимандритства в Троицком монастыре Глава 2. Рассылка Дионисием патриотических грамот и его заботы о потерпевших во время Московского пожара Глава 3. Значение деятельности Троицких властей в судьбе и успехах Нижегородского ополчения и участие их в последующих затем событиях Часть вторая Глава 1. История исправления церковно-богослужебных книг преподобным Дионисием до патр. Филарета Требник Триодь цветная Октоих Общая Минея Месячная Минея Псалтирь Канонник Глава 2. История исправления богослужебных книг преподобным Дионисием при патр.Филарете Глава 3. Преподобный Дионисий, как настоятель Троицкого монастыря Приложения I. Из рукописи Троиц. Лавр. Библиотеки 700, листы:134–142 II. Из рукописного сборника библиотеки Троице-Ссргиевой Лавры 700, листы 295–325 III. Из рукописи Московской Синодальной Библиотеки л.л.41об.–48     Внутренними смятениями егда напутствуема бе Россия, такожде и внешними, воздвигл еси, Господи, подвигоположников духовных, иже без меча и стрел, и не коварством укротиша дерзость врагов, но силою смиренности и святости, в лике коих воспеваем и тя, отче Дионисие! (Канон преп. Дионисию, песнь 4-я, ст. 2). Истинным слова разумением одарен был еси свыше, Богомудре Дионисие: и сего ради паче других поручено тебе исправити погрешности, в церковные книги по неведению вшедшие. (Канон преп. Дионисию, песнь 5-я, ст. 1). Введение Значение Дионисия в гражданской и церковной истории русской. – Разделение исследования. – Источники. В Троице-Сергиевой лавре на пространстве между колокольнею и Троицким собором есть памятник, на одной стороне которого находим такую надпись: «три были несчастливые для России времена, и в оных сия обитель к сохранению отечества содействовала и спомоществовала». И действительно, в трудные годины нашего отечества Сергиева обитель не оставалась безучастной к бедствиям его, но существенно помогала. Помощь эта проявлялась или в материальных пособиях отечеству, или в том нравственном влиянии обители, благодаря которому она одушевляла и подвигала русских людей на великие дела. Наше смутное время и было такою эпохою, когда нравственное влияние лавры явилось одною из сил, послуживших к восстановлению и оживлению расшатавшейся тогда русской государственности. Достойны, поэтому, внимания те лица обители, которые явились в то время представителями и носителями этой силы. Одно из таких лиц, именно архимандрит обители Дионисий и составит предмет нашего исследования 1 . Но чтобы вполне понять и оценить значение деятельности знаменитого архимандрита в смутное время, необходимо здесь же сказать несколько слов о самой этой эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Восемь фильмов о преподобном Сергии В дни Сергиевских торжеств «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. 16 июля, 2014 В дни Сергиевских торжеств «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. В дни проходящих по всей стране торжеств в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. 1. Обитель Сергия. На последнем рубеже Режиссер: Владимир Шуванников. Телеканал «Звезда». 8 сентября 1370 года и 4 ноября 1612 года. Эти даты относятся к окончанию самых тяжелых периодов русской истории, когда под угрозой было само существование Российского государства. Битва на Куликовом поле и освобождение от нашествия поляков в Смутное время. Эти победы очень тесно связаны с одним именем и одним местом — с именем преподобного Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой лаврой. Именно сюда пришел Московский князь Дмитрий Донской, чтобы попросить совета и духовной поддержки Сергия Радонежского перед Куликовской битвой, которая стала началом освобождения от татаро-монгольского ига. А во время другого ига, польско-литовского, Сергиева Лавра стала центром и символом борьбы за независимость России. Тогда почти вся территория Московского княжества была занята неприятелем. Монастырь геройски выдержал 16-месячную осаду, несмотря на кровавые штурмы, тесную блокаду и многократное численное превосходство осаждавших. Благодаря подвигу защитников Сергиева Посада тогда еще небольшое русское государство удалось сохранить. С окончанием осады закончилось Смутное время и началось освобождение страны. Следы этой осады сохранились до сих пор в Троицком соборе, в одном из главных храмов России, храме, для которого Андрей Рублев написал богодухновенную икону «Троица» и где сейчас находятся мощи Главного Игумена страны Преподобного Сергия Радонежского. 2. Дорога к Преподобному Сергию

http://pravmir.ru/vosem-filmov-o-prepodo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Молченская икона Божией Матери в соборе Рождества Пресв. Богородицы Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Молченская икона Божией Матери в соборе Рождества Пресв. Богородицы Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Чудотворный образ. По преданию, икона была обретена 18 сент. 1405 г. на пустынном месте Молчь, в 20 верстах от г. Путивля Курской губ., по к-рому икона и получила название «Молченская» («Молчанская» ¾ устар. произношение). Так, на погребении иноков-отшельников, прежде уединенно живших на Молче (в пещере на Чудной горе), некоему благочестивому бортнику был явлен на липе образ Богородицы с Младенцем, тогда же он услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Впосл. на месте обретения М. и. был построен Молченский Рождество-Богородицкий Печерский муж. мон-рь, известный после 1656 г. как Молченская Софрониева в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь (ныне в с. Нов. Слобода Путивльского р-на Сумской обл., Украина). В Смутное время Софрониева пуст. была разорена, и 24 апр. 1605 г. игум. Пафнутий с братией перенесли икону в Путивль, где был основан новый Рождество-Богородицкий Молченский муж. мон-рь (Б. Молченский, см. Путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), а «когда и сей монастырь потерпел сильное разорение от бывшего в нем великого пожара, с тех пор подлинный Чудотворный Образ остался и по сие время неизвестным; точная же копия с онаго сохранилась доныне в Софрониевой пустыни и есть наместною в теплой Благовещенской церкви» (Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой общежит. Софрониевой пуст. СПб., 1846. С. 11 - 12). Севская Молченская икона Божией Матери. Посл. четв.— кон. XVII в. (Крестовоздвиженский мон-рь, Севск) Севская Молченская икона Божией Матери. Посл. четв.— кон. XVII в. (Крестовоздвиженский мон-рь, Севск) С исчезновения подлинной иконы в Смутное время при пожаре начинается история бытования ее многочисленных списков на приграничных территориях в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010