Скачать epub pdf Глава 34. Чтение и толкование Священного Писания К числу необходимых пастырских навыков принадлежит умение донести до своих прихожан Слово Божие. Пастырь должен научить их не только читать и толковать Священное Писание, но и любить его. Исследуйте Писания, – говорит Иисус Христос, – ибо вы думаете чрез них иметь Жизнь Вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 ). Священное Писание, свидетельствующее о Христе непосредственно, и Священное Предание, являющееся плодом действий Духа Святого и являющее нам Иисуса Христа в общине верных как мистическом Теле Его – это по сути двуединая основа, на которой стоит Церковь Христова. Оба этих начала – Священное Писание и Священное Предание – неразрывно связаны между собой. Они присутствуют во всяком проявлении Церкви, во всяком богослужении. Нельзя понять православной вечерни, утрени и в особенности Божественной литургии, нельзя понять смысла Таинств, и прежде всего таинства Евхаристии, не зная ничего о Псалмах, о Песни Богородицы, о молитве Симеона Богоприимца, о словах Иисуса Христа, произнесенных на Тайной Вечере. Всякое действие Церкви неразрывно связано со свидетельствами Священного Писания, и пастырю всегда следует неустанно напоминать об этом. Кроме того, отрывки из Евангелий и Посланий апостольских звучат на каждом из церковных собраний. Для многих из прихожан посещение церковных служб – единственная возможность слышания Слова Божия. Поэтому на пастыря, читающего Евангелие, как и на псаломщика, читающего Апостол, ложится особая ответственность – донести до верующих те слова, которые Сам Господь вложил в уста человеческие, чтобы обратиться с ними к людям. Поэтому, при соблюдении всех установленных Церковью правил чтения, нужно избегать какого бы то ни было «концертного» исполнения священных текстов, при котором их непосредственный смысл может быть утрачен. Правила эти преследуют цель выразить наше благоговейно-трепетное отношение к тексту Священного Писания, однако «охранительный» момент не должен быть самоцелью. Некоторые священники прочитывают Евангелие дважды – по-церковнославянски и по-русски. Другие стараются несколько руссифицировать текст, чтобы сделать его более понятным. Третьи подробно останавливаются на нем в своей проповеди. Как бы то ни было, текст Священного Писания должен быть донесен до слушателей, включая и таких, которые не имеют достаточных навыков к усвоению принятого церковного языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Сегодня мне, как священнику хотелось бы рассказать, что о пьянстве говорит Священное Писание и церковная традиция. С вином человечество знакомо, оказывается, уже очень давно. В государственном музее Грузии хранится оригинальная глиняная посуда Квеври. Ей 8 000 лет, она украшена орнаментом и предназначалась для хранения вина. Ботаники и вправду считают территорию нынешней Грузии и Армении родиной винограда. У древних народов Востока вино органично входило в их культуру и пользовалось большим уважением как целебный напиток. Принцип здесь был такой: «Надо знать меру. Не вино виновато, а тот, кто им злоупотребляет». В древности любили говорить: « Не презирай вина, но презирай пьянство» 1 . Священное Писание, в общем, придерживается этого же правила. В нем много говорится о вреде пристрастия к вину. Вот несколько характерных примеров. Впервые о вине рассказывается в истории библейского праведника Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» ( Быт. 9:20–21 ) . Ной опьянел, потому что не знал его хмельного свойства, и сколько его можно пить 2 . Святой Иоанн Златоуст (+407) обращает здесь внимание на один интересный момент. Ошибки даже праведников являются для нас предостережением против самоуверенности. «Для того, – говорит он, – и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения, чтобы мы последних избегали, а первым подражали… Не так ведь преступно грешить, как закосневать в грехе» 3 . А вот в книге, которая называется Притчи царя Соломона, мы уже встречаемся с пьянством, как безобразным пороком: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые сидят за вином… Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Притч. 23, 29–34 ). Очень красочно описывает действие вина и другой ветхозаветный сборник афоризмов «Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова» : «Не храбрись против вина, ибо многих погубило вино…Горесть для души, когда пьют его много, при раздражении и ссоре…вино увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» ( Сир. 31:29,34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Условные обозначения Определение – галочкой выделяются в тексте определения важнейших терминов. Литература для дальнейшего чтения – символом книги в конце каждой главы обозначается литература для дальнейшего чтения. ? Вопросы – таким знаком в конце каждой главы обозначается список вопросов для самопроверки. 1. Дисциплина «Введение в Новый Завет» 1. 1. Необходимость вспомогательных сведений, предваряющих толкование Дисциплина, к изучению которой мы приступаем, называется «Введение в Священное Писание Нового Завета» или более кратко, «Введение в Новый Завет». Термины «Новый Завет» и «Священное Писание» будут рассмотрены далее в соответствующих главах. Сейчас скажем только, что Священное Писание Нового Завета, это собрание из 27 книг, имеющих в христианской Церкви особый статус. Основной темой этих книг является Господь Иисус Христос, и совершенное Им дело спасения человека. Книги Нового Завета содержат в себе истины, которые следует знать и осуществлять в своей жизни каждому верующему, желающему достичь спасения. Поэтому регулярное чтение этих книг, и усвоение их учения, столь же живительно для души, как и ежедневное питание для тела. Задача христианина, на первый взгляд, представляется весьма простой. Кажется, что требуется лишь уделять время для регулярного чтения Слова Божия, чтобы понять его смысл, и применить на практике изложенные в нем заповеди. С одной стороны, так оно и есть. Немалая часть текстов Священного Писания Нового Завета понятна всем людям, вне зависимости от того, в какое время, и в какой культуре они живут. Например, вряд ли найдутся такие, кому требуется разъяснять основной принцип христианской этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лк. 6:31 ), или заповедь о любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ). О том, что библейские книги изначально были ориентированы на самый широкий круг читателей, свт. Иоанн Златоуст говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Arhiva Despre cercurile de studiere a Bibliei în parohie 27 mai 2013 13:23 Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующей приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — и знаний об этой самой вере, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия. О практике проведения библейских кружков на приходе и их потенциале как формы начальной катехизации рассказывает руководитель Учебно-научного центра по подготовке к церковным служениям при  Московской духовной академии , катехизатор  Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи , катехизатор московских храмов Ризоположения на Донской и Рождества Богородицы во Владыкине С. Рогунов. Статья опубликована в журнале «Православное образование» 2 (6), 2013). Методика проведения встреч по изучению Священного Писания достаточно проста, но особенности проведения каждого занятия разнятся в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, той цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся. На таких занятиях между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом на глубоком, личностном, духовном уровне. Главная задача, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как обращение Христа Спасителя напрямую к сердцу человека. Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его, прежде всего, необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является попыткой создания нового, своего толкования Слова Божия, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия. Очевидно, что при изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования, но делается это в разных формах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2984339...

И.Ц. Миронович Лекция 8. Единство церковного сознания в понимании Священного Писания. Деление книг Ветхого Завета Всех вас приветствую, кланяюсь всем вам и поражаюсь вашему терпению, долготерпению, мужеству, что в такую слякоть, темноту, после работы, уставшие, вы приезжаете сюда и до девяти часов занимаетесь этими предметами, а потом едете домой; и многим нужно два часа или полтора на дорогу – я не знаю. Вот, следовательно, движет только вера; другими мотивами, никаким энтузиазмом, не объяснить. Движет людьми вера, и это очень радостно видеть и наблюдать. Итак, мы практически закончили с вами вводные предварительные свдения и рассмотрели такие темы, как понятие о Божественном Откровении; понятие о Священном Предании и Писании; Библейский канон; богодухновенность Библии; соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания; исторический и духовный смысл Священного Писания; библейские чудеса как проявление Божественного всемогущества и  Церковь как хранительница и истолковательница Священного Писания – завершающая тема. Неудивительно, потому что на вопрос: что было раньше – Писание или Церковь ? мы отвечаем: Церковь. Кто породил это Писание? – Церковь. Не Моисей, не Иоанн Богослов, не Матфей, не Иисус Навин, а Церковь . Потому что их вырастила в недрах своих Церковь. И всё должно к Ней тяготеть. Вне Её, как вне ковчега, нет спасения. Кто спасся от потопа? Кто спасается сейчас, въ бездн греховней валяяся, неизслдную Твоего призываю бездну ? Только Церковь может совершить это воистину чудо. Потому что человек, как бы глубоко он ни пал, скажет Иоанн Златоуст (у него есть Два слова к Феодору падшему), так даже в своём крайнем падении, он носит на себе черты царского образа. То есть образ Божий, который Господь дал ему при творении, он неуничтожим. Любой грешник – пусть представит ваше воображение самого страшного злодея – и на нём есть вот это ταυρ – образ Божий. Подобие может отсутствовать, а вот образ Божий обусловливает подобие. Если нет образа, не может быть и подобия. Одно с другим связано также вот такой связью нерасторжимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вопрос: Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Вопрос о каноническом авторитете Предания возник не в 16 веке, когда протестанты отвергли его, а еще в эпоху древних святых отцов. Реформаторы лишь ясно сформулировали свою позицию: «только Писание». Авторитет ими признается лишь за Библией. Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном и исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим – «покажите, где об этом говорится в Библии?» – хочется обратить к ним. В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (2Тим.3:16; 2Пет.1:21), но ни в одном месте не говорится, что, кроме Писания, не может быть еще другого руководства в делах веры. Господь наш Иисус Христос учил апостолов и народ не писанием, а словами и делами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.21:25). Божественный Учитель в течение Своей земной жизни говорил и действовал, уча примером: Первую книгу написал я …о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян.1:1). Иисус Христос также научал истолкованию Писания: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:21-22); Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:27-28). И после Своего воскресения Иисус Христос продолжал учить Своих последователей понимать смысл священных книг: И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк.24:27). Господь давал живой пример того, что ученики должны будут делать после Его Вознесения: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:15). Из вступления св. евангелиста Луки к написанному им Евангелию видим, что Предание предшествовало новозаветному Писанию, ибо были записаны несколько десятилетий спустя после Вознесения Господа: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк.1:2-4).

http://pravoslavie.ru/6811.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как читать Библию Краткое пособие для тех, кто только приступает к чтению Священного Писания. Каллист (Уэр) предваряет свои размышления «Как читать Библию» следующими словами: «мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным». КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ Святитель Тихон Задонский, писавший в 18 веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве бы ты не читал его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем». И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним.» Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом. Через 200 лет после слов святителя Тихона, Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос Московское заявление, подписанное также и делегатами Англиканской Церкви достойно суммирует суть православного взгляда на Библию: «Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и Божественно-вдохновлены, и человечески-выражены. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям, в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви Наш подход к Библии строится на послушании».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий О границах Церкви и следовании святым отцам Расшифровка видео Фрагмент лекции, читанной в Хабаровской духовной семинарии. Свт. Нектарий Эгинский разоблачает учение о “невидимой Церкви”: Я хотел бы начать с некоторых вещей, которые помогают нам определить, что является Православием, что не является Православием. Для людей, которые воцерковляются, сейчас бывает порой очень сложно определить, где Православие истинное, а где какая-то подделка под Православие, псевдоправославие. Как помочь человеку отличить истинное православное учение или практику от псевдоправославной и от чьих-то частных выдумок? Дело, конечно, не только в интернете. Дело еще и в том, что в целом современный человек больше склонен руководствоваться эмоциями, чувствами, ощущениями, чем логикой и чем фактами, аргументами. Я хотел бы здесь поэтому напомнить некоторые принципиальные вещи. Конечно, вы знаете, что православная Церковь верит в Божественное Откровение, которое передано двумя путями: через Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание – Библия, Ветхий и Новый Заветы, а Священное Предание обнаружим мы через постановления Вселенских и общепризнанных Поместных Соборов, а также творения святых отцов. И сама по себе вера Церкви зиждется на доверии обещанию Спасителя, что Дух Святой наставит вас на всякую истину. И то, что это касается — вот это обещание — касается не только апостолов, мы видим из слов о том, что Церковь есть столп и утверждение истины. И вот это обещанное наставление Церкви Духом Святым в истине осуществляется как через Соборы, на которых принимается то, что «изволилось Духу Святому», как это сформулировали ещё на Апостольском соборе, и как это записано в 15 главе Книги Деяний Апостольских, так и через тех это выражается, «кого Бог поставил в Церкви учителями», как пишет апостол Павел в Первом Послании коринфянам. Сама по себе эта вера в Божественное Откровение, ее ценность покоится на убеждении в том, что, во-первых, Господь открыл нам истину, всю необходимую истину для нашего спасения.

http://azbyka.ru/video/o-granicah-cerkvi...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата Самосвидетельство Священного Писания Для введения в тему рекомендуем прочесть тексты Священного Писания, которые могли бы помочь в уяснении некоторых важных моментов; для этого можно использовать библейские богословские словари или хотя бы обратить внимание на Пс.118 , 2Тим.3:16 , Мф.5:17-18 . Историчность Библии Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека – век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами. Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему — спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она ни казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие 1 . Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысл Божий. Канон (официальный реестр) книг Священного Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях святых Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии 2 . Однако для того, чтобы практически отличать книги подлинные и духоносные от всевозможных апокрифов, составлялись списки книг Священного Писания. Православная традиция, как и римско-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2ю книгу Ездры и две книги Маккавейские (в католичестве они получили название второканонических). Священное Писание в ряду прочих церковных книг

http://azbyka.ru/metodicheskie-osnovy-iz...

Святитель Филарет Московский и библейская традиция Доклад председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Филаретовском вечере в Московской Духовной академии 2 декабря 2005 года Личность святителя Филарета является одной из немногих в русском богословии XIX века, которые тесно связаны с богословской традицией Древней Церкви. Наиболее ярко эта связь проявилась в отношении Московского митрополита к Священному Писанию. Действительно, Отцы древней Церкви в своем богословском творчестве преимущественное внимание уделяли изъяснению Священного Писания и для своих современников отцы были в первую очередь экзегетами. Систематическое изучение святоотеческих произведений в рамках богословской школы несколько изменило наше представление о пропорциях богословских жанров, которые использовались Отцами. Если изучать Отцов по учебникам, то создается впечатление, что они первостепенное значение придавали полемике с различными ересями и на этом было сконцентрировано все их внимание. Между тем, из всех жанров письменности больше всего Отцами был востребован жанр экзегетический. Если подсчитать, как в святоотеческой письменности соотносится количество экзегетических и полемических произведений, то в большинстве случаев преимущество будет за первыми, то есть за экзегетическими. При этом важно отметить, что Отцы занимались экзегезой не ради, так сказать, чистой науки, но ради назидания народа Божия. Их экзегетическая деятельность всегда имела пастырское измерение, никогда не была абстрактной, оторванной от жизни Церкви. В рамках экзегезы Отцы решали и различные богословские проблемы, которые вставали перед Церковью. Святоотеческое богословие по сути основывалось на истолковании Священного Писания, было церковным комментарием к Священному Писанию. И именно поэтому святоотеческая письменность является ядром предания Церкви. Какой бы святоотеческий текст мы ни взяли, в нем всегда будут содержаться ссылки на Священное Писание. И не просто ссылки, но глубокая интерпретация того или иного библейского речения. То же относится к составленным Отцами богослужебным текстам, которые буквально сотканы из слов Священного Писания и наполнены библейскими образами. Истолкование Священного Писания было для Отцов универсальным методом, с помощью которого они решали любые задачи, встававшие перед Церковью: пастырские, богословские, нравственные, общественные. Священное Писание было для них главным источником литургического вдохновения. Вся святоотеческая письменность в той или иной мере носила экзегетический характер.

http://bible.predanie.ru/cvjatitel-filar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010