О свящ. изображениях (иконах) и других свящ. предметах I Какая еще есть у христиан чтимая вещественная святыня, кроме св. креста Христова? Христиане имеют и чтут священные изображения Господа Бога, в Троице славимого, изображения событий нашего спасения, изображения Божьей Матери, св. Ангелов и свв. Угодников Божьих. Упоминается ли в св. Писании об изображениях вообще? Упоминается, и очень часто. Как относится св. Писание к изображениям? Одни из изображений св. Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать их. Св. Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни – ложные , а другие – истинные священные. Что такое – ложные изображения? Ложные изображения суть бесчувственные идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец ( Исх. 32:4 ); Молох ( Лев. 18:21 ); Ваалфегор ( Чис 25:3 ); Ваал и Астарта ( Суд. 2:13 ; 3Цар. 18:21–29 ); Дагон ( 1Цар. 5 гл) и др.. Эти боги суть идолы. Почему идолы считаются ложными изображениями? Потому что ничего соответствующего этим изображениям в действительности нет. Это – выдумка невежественных людей. Когда у нас изображается Спаситель, то Он и на Самом деле существует; но ничего подобного какой-либо Астарте, или Ваалу, или других идолов в действительности никогда не существовало да и существовать не может. Нехорошо поступали и поступают люди, делавшие и делающие идолов, но еще хуже то, что они эти изображения несуществующих, выдуманных существ ставили и ставят вместо истинного Бога. Поэтому-то Ап. Павел и говорит, что идолы – суть изображения несуществующего. " Мы знаем, – пишет Апостол, – что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» ( 1Кор. 8:4–6 ). Что же такое идолы на самом деле? Это – изделие рук человеческих. «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах... Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь , и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» ( Иер 10:2–5, 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Начало премудрости 11.03.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Понедельник 1-й седмицы Великого Поста Слово в чистый понедельник Мы вступили в Великий пост, чтобы войти в пасхальную радость Господа своего. Чтобы стать мудрыми, Христовыми, Божиими людьми, чтобы Его Победа стала нашей победой. В первый же день Поста Церковь говорит нам: «Начало премудрости — страх Господень» (Притч. 1, 1—20). Это самое главное, это принцип истинного познания вещей Божественных и человеческих. Бесполезно научение всем лучшим книгам, Священному Писанию, напрасно стояние в храме, где поются — не просто произносятся, а поются со сладкопением — самые глубокие и сокровенные слова. Все напрасно, если нет в нас благоговения и трепета перед Богом Живым, если все наши молитвы не устремлены к послушанию Ему. А зачем это нужно человеку? Только глупцы презирают мудрость и наставления, говорит нам сегодня Слово Божие. Глупцы и безумцы — это безбожники, атеисты. «Рече безумен в сердце своем несть Бог». Они презирают мудрость. Зло для всего человечества — глубочайший атеизм. В этом его самая великая беда. Господь напоминает, что мы, принадлежащие православной Церкви, остаток святой, должны действительно быть достоянием Божиим, благодаря которому и люди, как будто безнадежно утратившие путь к Истине, могли спастись. «Тот глупец, кто не боится Бога», кто не ценит сокровище Слова Божия. Нам дается возможность еще раз узнать эту мудрость. Мы говорим, что существует добрая традиция в течение Великого поста прочитать всю Библию, все Священное Писание. Особо благодатное время для этого. Преподобный Серафим Саровский напоминает нам, что кто возьмет на себя труд осмысленно прочитать все Священное Писание, а тем более во время сугубой молитвы всей Церкви небесной и земной о нас, того ум будет просвещен истинным ведением, истинной мудростью. А тот, кто не дорожит мудростью, тот, кого Писание называет глупцами, хотя эти люди могут претендовать на всякое знание, и даже на мудрость, и гордиться своим умом — они чужды мудрости, они враги мудрости. Так было всегда, и Слово Божие призывает нас сегодня это понять.

http://moral.ru/начало-премудрости/

Письмо преосвященного Григория к Филарету, митрополиту Московскому, о чтении Священного Писания Источник (Писано 12 декабря 1844г.) Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивый архипастырь! На днях услышал я, что некоторые люди распространяют мысль, будто у православной церкви есть правило – не всем христианам дозволять чтение Слова Божия. Откуда являются такие люди и что у них за цель? Правило о недозволении всем христианам читать Священное Писание есть только в западной церкви, да и в ней составилось уже по отпадении ее от церкви православной. В первый раз такое правило объявлено в 1239 г. собором Тулузским при папе Иннокентии III. Но вся древняя, истинно православная церковь никогда не имела такого правила. Это видим везде, куда ни обратимся, к святым ли ее соборам, или к ее частным отцам и учителям. Во всех правилах св. вселенских и поместных, принятых православной церковью, соборов решительно нет правила, запрещающего кому-либо из христиан чтение Св. Писания. Напротив, 85 правило св. Апостол говорит: «для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми книгами да будут книги Ветхого Завета, Моисеевых пять» и т. д. Выражение чтимыми да будут означает, конечно, не то, чтобы означенные в правиле св. книги были только уважаемы, напр., отлично переписываемы, дорого украшаемы, бережливо хранимы и т.п. Такое уважение к означенным книгам какую могло дать пользу душе клира и мирян? Должно думать, что означенным правилом внушается, чтобы клир и миряне с особенным уважением слушали означенные книги, читали их и употребляли их в правило для своей жизни. Так разумел это правило и древний греческий истолкователь правил св. соборов – Зовар. Он говорит: «Верные апостолы, предписав верующим, как им должно жить, присовокупили правило и о том, какие читать им книги». 1 Св. Климент, папа Римский, в своем первом послании к Коринфянам, всеми принимаемым за подлинное, пишет: «Братия, вы любите споры и ревностны в том, что ни мало не относится ко спасению. Загляните в Писание, в истинные глаголы Духа Святого. Вникните» 2 Ниже тот же св. Климент говорит: «Возьмите послания блаженного апостола Павла. Что он писал вам в начале своего благовествования?» 3 Еще ниже он говорит: «Вы знаете, возлюбленные, и хорошо знаете Св. Писание и со вниманием чтили слова Божии. Итак, приведите себе на память» 4

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

протоиерей Александр Сорокин Приложение: новозаветные литургические чтения в православной Церкви 71. Древняя ветхозаветная традиция церковного чтения Священного Писания Слушание Слова Божия с самого начала было и остается главным источником, питающим веру каждого члена Церкви в отдельности и всей Церкви в целом как народа Божия. Еще древний Израиль – ветхозаветная Церковь – концентрировал свою жизнь вокруг слушания Слова Божия, сначала возвещенного устно через пророков, а потом записанного в букве богодухновенными мужами и их помощниками. Все они: и пророки, и их продолжатели – принадлежали к одному и тому же народу – Церкви. За записанным навсегда сохранился статус Слова Божия, обращенного к Церкви, первоначально провозглашенного устно, а затем ставшего Словом письменным, Священным Писанием. Оно обращено к Церкви как тогда, когда впервые произносилось устами конкретных пророков, так и во все времена ее истории. Вот почему центральным местом и временем, по преимуществу (из всех мест и времен жизни верующего) посвященным чтению и слушанию Святого Писания, является не частная, домашняя обстановка, а общественное, т.е. церковное собрание. Такое собрание (по-греч. e)kklhsi/a, что и переводится как Церковь ; или же в Ветхом Завете – близкое по значению sunagwgh/, синагога, означающее также собрание) есть со-брание прежде всего для совместного слушания Писания как Слова Божия. Еще в ветхозаветном Израиле сложилась традиция, предусматривающая чтение всего свода Священного Писания, распределенного на небольшие смысловые отрывки на каждый день или на определенные дни недели в ритмичном цикле. Отдельную дневную «порцию» составляла, как правило, пара чтений из двух разделов, на которые разделялось Писание – Закон и Пророки. 72. Апостол и Евангелие Пришествие в мир Господа Иисуса Христа, вызвавшее к жизни новый Израиль – Христианскую Церковь – привело к появлению новых Писаний, которые свидетельствуют об Иисусе как о Христе, воплотившемся Сыне Божием и Господе. Это Священное Писание Нового Завета. В свете новозаветных писаний – в свете Иисуса Христа – все дохристианское Писание Израиля, сохранив свое непреходящее значение Слова Божия, в Христианской Церкви стало называться Священным Писанием Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

протоиерей Владимир Иванов Настоящее издание содержит анализ так называемых законоположительных книг Ветхого Завета, или Моисеева Пятикнижия. Приводятся общие исторические, текстологические и экзегетические сведения о Библии как священной книге христианства. Рассказывается о богослужебных особенностях употребления первых пяти книг Священного Писания . Данное пособие предназначено для учащихся духовных школ, студентов, обучающихся по специальностям «Теология», «Религиоведение», а также всем, интересующимся содержанием одной из древнейших книг человечества. Глава I. Предварительные сведения о священном писании 1. Понятие о Священном Писании Бог, создав человека как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется сверхъестественным, его сподоблялись уже первые люди, как до так и после грехопадения. В дальнейшем оно передавалось богоизбранными мужами, жившими до пришествия Спасителя – пророками. В полной мере оно раскрыто Господом Иисусом Христом, Который чрез апостолов поведал Свое учение всему миру. Для сохранения Божественного Откровения в сознании человечества пророки и апостолы не только устно передавали его (Священное Предание), но и написали книги, которые называются Священным Писанием. 2. Наименования состава священных книг Полный состав священных книг называется различно: «Слово Божие» ( Лк. 11:28 ), «Священное Писание» ( 2Тим. 3:15 ), просто «Писание» ( Мф. 21:42 ), «Закон» ( Исх. 10:34 ). Эти наименования встречаются в самом Священном Писании . У отцов Церкви употреблялось название «Библия», что на греческом языке означает «Книги». Другое наименование у отцов Церкви – «Ветхий и Новый Завет», принятое по апостольскому примеру ( 2Кор. 3, 14 ). Слово «завет» означает: а) союз, договор; б) завещание, духовная запись. Этим словом означается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии. Так как об установлении и исторических судьбах ее повествуется в книгах Священного Писания , то им усвояется наименование Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Разделы портала «Азбука веры» Текст Священного Писания (Библии) весь полностью до единой буквы создан и продиктован Самим Господом Богом,  а святые люди, считающиеся авторами библейских книг, были на самом деле только “Господними писцами”, записывавшими Слово Божие, диктуемое им Свыше  —  или же эти святые люди добавили в текст Библии что-то и от самих себя, без Господней диктовки:  и поэтому они являются не только “Господними писцами” и “ретрансляторами” Слова Божия в наш земной мир  —  но также и соавторами Господа Бога в деле создания текста Священного Писания? 3 Ответа «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим.3:16 . Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию). Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов. Св. Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого сотворчества ( синергии ). Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания .

http://azbyka.ru/vopros/javljalis-li-lju...

свящ. Николай Дубинин Раздел 2. Учения «Свидетелей Иеговы» Прежде чем мы станем подробно рассматривать вероучения «Свидетелей Иеговы», нужно вспомнить один факт, который часто ускользает от нашего взора, и мы забываем про него. Он заключается в том, что в мире реально существует сатана, который реально борется с Богом, обманывая и прельщая людей. Диавол весьма часто ассоциируется у нас лишь с патериковыми преданиями и отдельными фрагментами из жития святых, однако его присутствие и воздействие на людей в нашем падшем мире, к сожалению, велико, оно повседневно и повсеместно. Мы должны помнить и знать, что враг рода человеческого имеет тысячи лет опыта в обмане и обольщении людей; в некотором смысле он самый опытный психолог, знающий, как ловить души людские. Кроме этого, диавол также прекрасно знает и Священное Писание: даже Самого Христа он искушал в пустыне. Несложно догадаться, что если он использовал самое Слово Божие в своих искушениях Христа, то, конечно, с легкостью проделывает это и в сектах, вводя в обман людей «на основании Библии». И поэтому все секты являются изощренным оружием в его руках. То, что «Свидетели Иеговы» пулеметной очередью сыплют цитатами из Библии, вовсе не значит, что они хорошо знают Слово Бога и то, что они правы. Сегодня тысячи сект, основываясь на Библии, утверждают свою «исключительную правоту», и каждая приводит вполне логичные и последовательные доводы. Но не будем забывать: сатана в пустыне тоже цитировал Библию и также делал то, на первый взгляд, логично и уместно. Однако он приводил лишь букву Писания, Христос же знал Дух Писания. Истиной и правильностью понимания Слова Божиего может обладать только Церковь , которую основал Господь наш Иисус Христос. Это о ней Он сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ). Священное Писание дано в Церкви и для Церкви, а потому право толковать и объяснять Слово Божие – ее исключительное право. Никакая секта, никакой теолог, никто не имеет права пояснять То, что дано в Церкви и для Церкви. Апостол Павел писал христианской общине, что если кто-нибудь, даже Ангел, будет проповедовать им не то, о чем он говорил им прежде, то да будет ему анафема (то есть отвержение)! Даже Ангел, не говоря уже о Расселах и Рутерфордах... Итак, правильное понимание Библии – прерогатива только Христовой Церкви, поскольку ей и дано Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

У Церкви нет скрижалей, на которых были бы начертаны письмена Божественным перстом. Церковь имеет Священное Писание, но Тот, Кто создал Церковь, ничего не писал. Лишь однажды сказано о Христе в евангелии Иоанна, что Он, низко наклонившись, писал, но и в этот раз Христос писал перстом и писал на земле. Да может быть и не писал каких-нибудь слов, а лишь чертил перстом по направлению к земле. И, однако же, Церковь имеет Писание, которое она называет Священным, Божественным. Христос не писал… Думается, если в достаточной мере поразмыслить над этим фактом, то можно уяснить себе отчасти самую сущность дела Христова. Другие религиозные вожди человечества, основатели различных школ философских, обыкновенно писали и много, и охотно, а Христос ничего не писал. Не значит ли это, что дело Христово, по существу своему, совсем не то, что дело каких-нибудь философов, учителей, передовых представителей умственной жизни человечества? Да и сама Церковь, разве смотрела она на своего Основателя, как на одного из учителей человечества? Разве усматривала она в Его учении существо Его дела? Нет, христианская Церковь с величайшим напряжением своих богословских сил отстаивала ту великую религиозную истину, что Христос есть воплотившийся на земле Единородный Сын Божий, Единосущный Богу Отцу. За эту истину подвизались до крови величайшие отцы Церкви. В борьбе за эту истину были они непреклонны. Здесь они не уступали врагам ни одной пяди, в буквальном смысле ни одной иоты, которой в греческом языке подобосущный (ομοιουσιος) отличается от Единосущного (ομοουσιος). «Называющие ариан христианами находятся в великом и крайнем заблуждении» — писал св. Афанасий Великий  1 . Так определенно мыслил сей адамант православия о невозможности быть христианином, отрицая воплощение Сына Божия, Единосущного Богу Отцу. Но неужели воплощение Единородного Сына Божия нужно было лишь для того, чтобы написать и вручить человечеству какую-нибудь книгу? Нужно ли быть непременно Единородным Сыном Божиим для написания книги? И если Церковь так настаивала именно на Божественном достоинстве своего Основателя, она, очевидно, не в писании усматривала сущность Его дела.

http://bible.predanie.ru/svjashhennoe-pi...

   Цель этой книги — дать православному читателю основные сведения о том, как, кем и когда писались книги Священного Писания, а также вкратце изложить их содержание. Нам, православным, Священное Писание дорого потому, что оно содержит в себе основы нашей веры. Однако надо признать, что, в то время как многие инославные христиане усердно изучают Библию, православные люди, за редким исключением, мало ее читают, особенно ее ветхозаветную часть. Конечно, тысячелетия отделяют нас от времени, когда писались священные книги Библии, поэтому современному читателю нелегко перенестись в обстановку того времени. Однако при ознакомлении с эпохой, с задачей пророков и с особенностями языка Библии читатель начинает глубже понимать ее духовное богатство. Ему становится очевидной внутренняя связь между ветхозаветными и новозаветными книгами. Одновременно с этим читающий Библию начинает видеть в волнующих его и современное общество религиозно-нравственных вопросах не новые, специфические проблемы, скажем, XX века, но исконные конфликты между добром и злом, между верой и неверием, которые всегда были присущи человеческому обществу. Исторические страницы Библии дороги нам еще потому, что они не только правдиво излагают события прошлого, но ставят их в верную религиозную перспективу. В этом отношении с Библией не может сравниться никакая другая светская древняя или современная книга. Это так потому, что оценка событий, описанных в Библии, дана не человеком, а Богом. Так, в свете Слова Божия ошибки или верные решения нравственных проблем прошлых поколений могут послужить руководством для решения современных личных и общественных проблем. Знакомясь с содержанием и значением священных книг, читатель постепенно начинает любить Священное Писание, находя при повторных чтениях все новые и новые жемчужины Божественной мудрости. Поэтому Священное Писание — это наука на всю жизнь: не только юноши-ученика, но и самого великого богослова, не мирянина лишь и новоначального, но и высшего духовного чина и мудрого старца. Господь завещает вождю Израильского народа Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (Нав. 1:8). Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «из детства ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (2 Тим. 3:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Историю внутренней своей жизни отчасти открыл сам преподобный в послании к кн. иноку Вассиану, по настоятельной его просьбе. «Пишу к тебе, говорит он, показывая себя: – любовь твоя по Боге вынуждает к тому и делает меня безумным, чтобы писать тебе о себе. – Не просто и не по случаям надобно нам поступать, а по святому Писанию и по преданию св. отцов. – Удаление моё из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради её. – Я видел, что там живут не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению. Много ещё и таких, которые, поступая так, неправильно мечтают, будто проходят житие добродетельное... Когда мы жили вместе с тобой в монастыре (Кирилловом), ты знаешь, как удалялся я мирских связей и старался жить по священному Писанию, хотя по лености моей и не успевал. По окончании странствования моего пришёл я в монастырь (Кириллов) и вне монастыря, вблизи его, устроив себе келью, жил, сколько мог. – Теперь переселился я вдаль от монастыря, нашёл благодатью Божией место по мыслям моим, мало доступное для мирских людей, как сам ты видел. Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний; прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкование, и предания Апостолов, потом жития и наставления св. отцов. – О всём том размышляю и что, по рассуждению моему, нахожу Богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя. В этом жизнь моя и дыхание. О немощи моей и лени возложил упование на Бога и Пречистую Богородицу. – Если что случается к мне предпринимать, и если не нахожу того в писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. – По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь. – Живёшь ли отшельнически или в общежитии, внимай святому Писанию и следуй по стопам отцов или повинуйся тому, кто известен как муж духовный в слове, жизни и рассуждении... Святое Писание жёстко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать св. Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть выполняемо в наше время. Но истинным подвижникам и в древние времена и в нынешние и во все века слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро; заповеди Господни для них дороги более, чем золото и каменья дорогие, сладки более, чем мёд и сот» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010