Как Бог наказывает грех гордыни? Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни? Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны. А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога. Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим? Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

http://pravoslavie.ru/43493.html

Лютеранство Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения: о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры; о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел; о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии; о таинствах и об отношении между Церковью земною и небесною. Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское нравоучение и богослужение. 1. Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры – авторитет Предания, учителей Церкви, Соборов 31 . Отвергая значение в делах веры всякого вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало Св. Писание. Читать и толковать Св. Писание в лютеранстве, в противоположность римско-католическому запрещению читать Библию мирянам, разрешается каждому по его уразумению и личному воззрению, не подчиняясь никакому стороннему внешнему руководству и авторитету. Каждый христианин непосредственно озаряется и освящается Духом Святым, умудряющим его в уразумении истины Христовой и открывающим ему эту истину. Единственным руководительным принципом при изъяснении Св. Писания должно служить само же Священное Писание : сопоставление одних мест с другими, объяснение неясных мест ясными и т.п. 2. Первобытная праведность человека, по учению лютеран, состояла в полном совершенстве его природы. Грех глубочайшим образом повредил природу человека, извратил ее и испортил до самой глубины ее, в самых ее основах; через падение человек лишился не только подобия Божия (как у католиков), но и образа Божия. Как потерявший свою свободу, сам человек нравственно действовать не может, если бы даже и хотел. Спасение его поэтому всецело совершается Богом, силою Его благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Н.З. Кунцевич Член I. О Слове Божьем Мы веруем, что Священное Писание Ветхого Завета, именно: пять книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфи, две книги Самуила и две Царей (или четыре книги Царств). две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии, книга Есфмри, книга Иова, книга Псалмов, Притчи Соломона, Экклезиаста и Песнь Песней Соломона, книги Пророков: Исайи и Иеремии, Плач Иеремии и книги Пророков: Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, а также Священное Писание Нового Завета, именно: Евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния Апостолов, Послание Павла к Римлянам, два послания его же к Коринфянм и его же послание к Галатам, Ефесянам, Филипийцам и Колосянам; два послания того же Апостола к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу и одно к Филимону и послание к Евреям; два послания Апостола Петра, три послания Ап. Иоанна, послание Ап. Иуды, послание Апост. Иакова и Откровение Апост. Иоанна – истинно вдохновенны Святым Духом; так что только эти книги, в совокупности, составляют истинное божественное откровение роду человеческому и единственный источник богопознания и должны быть единственным наставлением и правилом веры и жития. Член II. О Боге Мы веруем, что есть только один, живой, истинный и вечный Бог: Отец, Сын и Святой Дух, который в своём естестве и свойствах совершенны, вечны, равны и нераздельны, так что Отец есть истинный, вечный Бог , Сын – истинный, вечный Бог, Дух Святой – истинный, вечный Бог; однако, мы веруем не в трёх Богов, но только в единого вечного, всемогущего, премудрого, всеведущего, вездесущего Бога. К познанию сего Бога человек может достигнуть только через божественное откровение Священного Писания и Святого Духа. Разбор 1-го и 2-го члена Главное в этих членах сектантского вероучения есть то, что только Священное Писание признаётся источником богопознания и правилом веры и жития. Это – ересь, т. е. односторонний, узкий взгляд, извращающий истинное вероучение. Упущено сектантами преднамеренно учение о Церкви, как посреднике в деле спасения и учение о Свящ. Предании, хранимом Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/izlozhen...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Десницкий Кто сказал, что это писаниесвященное? Источник:  Фома Библия есть Слово Божие, Священное Писание – привычно говорят христиане... Но мало ли на свете книг, которые кто-то называет Писанием? Почему мы так уверены, что Слово Божие – именно Библия? И почему в нее входит именно столько книг, сколько мы насчитываем сегодня? Например, мормоны добавили к Библии еще одну, свою собственную – и вполне довольны. Может быть, и нам так можно? Хотелось бы, конечно, иметь некое прямое и непосредственное доказательство: например, чтобы книгу принесли с неба ангелы, сразу в готовом виде. Но всё вышло иначе. Само слово " Библия " в переводе с древнегреческого означает " книги " (ср. слово " библиотека " ), так что это не одна книга, а целое собрание. Их написали люди, как верят христиане, вдохновленные Святым Духом. А затем другие люди сохраняли и переписывали эти книги. Книга может стать Священным Писанием только в общине верующих, которые признают ее авторитет, определяют ее канон (точный состав), истолковывают и, наконец, сохраняют ее. Христиане верят, что все это происходило под воздействием того же Святого Духа, Который действует в Церкви как в общине верующих, не давая нам в то же время никаких формальных критериев и штампов: вот это от Бога, а вот это нет. Канон, или состав Ветхого Завета у разных христианских общин тоже не вполне одинаков. Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики. Но еще со времен Реформации, когда западные христиане разделились на протестантов и католиков, протестанты не признают библейскими те книги, которые не вошли в иудейский канон. К их числу относятся, например, Премудрость Соломонова и книга Товит. А вот Новый Завет во всех Церквах, кроме экзотической эфиопской, в Новом Завете насчитывает 27 книг. У эфиопов к ним добавились и некоторые апокрифы, то есть книги, повествующие примерно о тех же вещах, но не входящие у нас в состав Священного Писания.

http://religare.ru/2_92891.html

Предисловие 1) Пособиями при составлении настоящего труда послужили, во-первых, мои собственные записки и статьи, во-вторых – известные в миссионерской литературе противосектантские сочинения, главным образом, труд моего наставника по Семинарии, Павла Петровича Оболенского под названием: «Критический разбор вероучения русских сектантов-рационалистов: духоборцев, молокан и штундистов». 2) Имея в виду исключительно вероучение штундо-баптистов, как единственных сектантов Волынской Епархии, я, для краткости, везде в лекциях называю их просто сектантами. Иер. Митрофан Об источниках вероучения 1. Священное Предание Посылая Своих учеников на проповедь, Господь, Иисус Христос сказал им: « Идите, научите все народы,… уча их соблюдать все, что Я повелел вам ». ( Мф.28:19–2 ). Из этих слов Спасителя мы видим, что христианам должно исполнять все учение Христово, сообщенное людям Святыми Апостолами. Является вопрос: где же сохраняется ныне все учение Спасителя и Апостолов? Где тот источник, обратившись к которому, мы можем узнать все, что необходимо нам для благоугождения Богу и спасения души? Таким источником христианского вероучения сектанты считают исключительно Св. Писание. Только в одном св. Писании, по мнению сектантов, заключается все, что необходимо нам знать для спасения; только то, о чем говорится в св. Писании, утверждают сектанты, является обязательным для людей, как истинное – Божественное; все же, чего нет в Писании, должно быть отвергаемо, как не Божественное, а выдуманное людьми. В этом взгляде – первая главная ошибка сектантов. В самом деле, чем и каким образом прежде, всего могут доказать сектанты, что само признаваемое ими Писание – истинное Божественное, а не выдуманное людьми? Ведь, по свидетельству евангелиста Луки, не одни лишь, например, четыре евангелиста, а « многие » составляли описание евангельских событии ( Лк.1:1 ); были, говорит История, евангелия Фомы, Никодима и другие, было послание апостола Варнавы . Почему же сектанты не признают означенных Писаний, считая их не истинными? И на каком основании полагают сектанты, что истинно только имеющееся у них Писание, а не наоборот?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Разделы портала «Азбука веры» Достаточно ли одной Библии? Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura ( лат. только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии. В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться. Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны. Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения. Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их ( Быт.4:4 ). Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» ( Быт.7:8 ). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима ( Быт.14:20 ). И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было. На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви. Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга. Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ).

http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-svy...

Разделы портала «Азбука веры» Источником православного вероучения является… только Священное Писание как Св. Писание, так и Св. Предание Догматами веры называются… всякие положения церковного учения богооткровенные истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры различные изречения церковных авторитетов Для того, чтобы некая истина считалась догматом, необходимо… чтобы она была сформулирована на Вселенском Соборе чтобы она была преподана Богом и признана Церковью за догмат чтобы она ясно подтверждалась Библией Догматы веры содержатся… только в Символе веры только в определениях Вселенских Соборов в вероучительных текстах, принятых всей полнотой Церкви Для того, чтобы частное богословское мнение христианина имело право на существование, … оно должно подтверждаться Св. Писанием оно не должно противоречить Св. Писанию и Св. Преданию оно должно совпадать с мнением кого-либо из святых отцов Догматические определения Вселенских Православных Соборов, а также Поместных Соборов, принятые полнотой Церкви… обязательны для всякого православного христианина желательны для того, чтобы считаться членом Церкви в древности считались обязательными, но в наше время должны быть критически осмыслены В своих вероучительных определениях Вселенская Церковь… имеет относительный авторитет, поскольку определения принимаются людьми никогда не ошибается и не заблуждается не была подвержена заблуждениям только в эпоху Вселенских Соборов Ересь – это… искажение церковного вероучения неповиновение церковной власти несоблюдение церковных обычаев Источником православного вероучения является как Св. Писание, так и Св. Предание. 1) Не все положения православной веры представлены в Библии в широко развёрнутом виде (например, учение о молитве за умерших или приснодевстве Богоматери).  2) Не всё то, о чём говорится в Священном Писании, следует понимать буквально (например, указания на то, что Бог ходит, раскаивается, имеет очи и пр.). Такие положения Писания становятся понятными лишь в свете Предания. 

http://azbyka.ru/quiz/verouchenie/

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1881  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 14  голосов:  4.6 из  5) Беседа преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидата богословия, секретаря кафедры библеистики СПбДАиС Дмитрия Георгиевича Добыкина. –:– 99:12 Стоп через Расшифровка лекции Зовут меня Дмитрий Георгиевич Добыкин, я преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподаю я такой предмет, который называется библеистика, то есть наука об изучении Священного Писания. Сфера моих интересов — это Ветхий Завет, поэтому я сюда приезжаю и читаю лекции по темам, которые касаются Ветхого Завета. Понятно, что есть христиане, которые даже не слышали, что написано в Новом Завете, а уж про Ветхий Завет говорить очень сложно, но и Ветхий и Новый Завет являются Словом Божиим. И светская психология говорит о том, что приятнее всего слышать собственное имя, а для христианина приятнее всего слушать слова Бога. По словам преподобного Ефрема Сирина, когда мы молимся, мы разговариваем с Богом; когда мы читаем Писание, Бог разговаривает с нами. Эту цитату очень любят говорить протестанты, но они ее содрали у Ефрема Сирина. Я нашёл это место. Конечно, у нас переведено так немножечко с церковнославянизмами, но смысл именно такой. Когда мы читаем и изучаем Священное Писание, слышим слова Самого Бога — конечно, в переводе, но всё-таки слова Бога. Сегодняшняя тема, о которой мы с вами поговорим — это учение о святости в Библии. Выйдем на улицу и спросим у человека: а кто такой святой? Ответы будут разные. Я так подумал, какие могут быть ответы. Ответы: хороший человек, «облико морале», ну вот хороший человек; либо это те, кого мы называем святыми, те, к кому мы обращаемся с молитвами; тем, кому мы пишем иконы; тем, к чьим мощам мы прикладываемся; тем, кому мы строим и посвящаем храмы. Ну, я думаю, вы поняли, о ком я говорю. Если мы откроем Священное Писание и начнем читать его, мы достаточно быстро столкнемся со словом «Святой» и «святость», плюс еще «освящение» или такое понятие, как «святить» или «освящаться» — и прилагательные, и существительные, и глаголы.

http://azbyka.ru/audio/svyatost-i-svyaty...

Скачать epub pdf I. Святоотеческое учение, как критерий истины в богословии и руководство к православному толкованию Св. Писания. Еретические толкования о. Булгакова, как следствие отвержения им этого руководства. Некогда св. Варсануфия Великого просили высказаться о богословских мнениях относительно предсуществования душ и о наступлении времени, когда будущия мучения для грешников и бесов прекратятся. Варсануфий Великий назвал эти мнения порождением прелести и ложью, ведущей не к свету, но во тьму, а разделяющих эти мнения – жилищем демонов и князя их диавола 1 . В данном случае нам нужно обратить здесь особое внимание на то, какой дал совет Великий Варсануфий для избежания обольщения этими еретическими мнениями тому, кто его о сем спрашивал: «Брат, если ты хочешь спастись, сказал св. Варсануфий, не вдавайся в это учение,... отступи от сего и последуй Святым Отцам» 2 . Такой совет Великий Варсануфий дал потому, что учение св. отцов Церкви является для нас источником и критерием истины, ибо, по свидетельству сподвижника Великого Варсануфия, Иоанна Пророка, – «не погрешает говорящий в них (св. отцах) Дух Божий; на них... исполняется сказанное: Дух Твой благий наставит мя на землю праву ( Пс. 142, 10 )» 3 . Вот почему тот же св. Варсануфий Великий сказал: «дело десницы Господней сотворит силу ( Пс. 115, 16 ), дать нам крепость, чтобы мы могли шествовать по стопам Отцов наших, то есть (последовать) их учению и жизни... Подумаем о том, что Бог даровал нам не то только, чтобы быть под ногами Святых, но и то, чтобы быть чадами их и наследниками. Блаженна душа, вкусившая сих благ! Блаженна душа, прилепившаяся к ним! Блаженна душа, усовершившаяся в сем! Ее ожидают в царствии небесном радость, веселие и мздовоздаяние во славу Отца и Сына и Св. Духа» 4 . Да, мы знаем, что в деле нашего спасения Св. Писание имеет бóльшее значение, чем св. отцы. Но знаем также и то, что только тогда Св. Писание будет для нас спасительным, когда мы будем понимать и изъяснять его под руководством св. отцов Церкви. В противном случае, наше толкование Св. Писания, как оторванное от святоотеческого учения Церкви, где действует Дух Святый, источник всякой истины и спасительной жизни, явится пагубной для нас ложью, т. е. ересью. Ведь ереси обыкновенно происходили именно оттого, что люди изъясняли Св. Писание без святотеческого руководства, расходились с ним и даже отвергали его, руководясь в этом великом деле только своим немощным, ошибочным разумом. Вместо того, чтобы следовать святоотеческому толкованию, они вдавались в собственные свои разсуждения 5 и поступали так, как в настоящее время протестанты, у которых, как говорит еп. Феофан-Затворник, «что в голову ни пришло, все идет» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» 1 и спасение людей. Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным неба. «Сын Божий, Бог , – учит святитель Феофан Затворник , – воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет » 2 . Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной. По словам епископа Феофана, «с тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей» 3 Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами – пророками и Апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем «движется Дух Божий, и движет душу читающего» 4 . Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств. Слово Божие, «исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами» 5 и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства. «Бог есть свет, – пишет преосвященный Феофан, – и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною» 6 . Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не «многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих» 7 . Подобно тому, как восходит солнце, освещая все пути, по которым должен идти путник, и слово Божие, «исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010