Проповеди на рукоположение Поставление чтеца 17 (25 января 1981 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хотел бы сказать сейчас несколько слов нашему новопоставленному чтецу, а также приветствовать его родных, приехавших издалека ради этого события. Святой Иоанн Лествичник говорит, что слово Божие останется бессильным и бездейственным, если тот, кто его провозглашает, не будет произносить его из самой глубины собственной души. Он дает такой образ: как бы стрела ни была пряма и остра, она будет лежать бесполезной, если не будет лука и тетивы, руки и глаза и твердого намерения стрелка пустить эту стрелу в самую цель. Слово Божие есть жизнь, и слово Божие есть дух. Но, совершаем ли мы богослужение, читаем ли Священное Писание, провозглашаем ли его вслух других, мы можем, увы, угасить, убить этот дух, превратить самые святые слова в пустой звук, если эти слова не достигли нас самих, прежде чем они дойдут до других. Когда мы молимся, когда мы читаем Писание, когда мы проповедуем слово Божие, те, кто нас слушает, должны уловить, как бы подслушать, как мы обращаемся к Богу, беседуем с Богом – не с ними. Вот почему в наставлении, которое преподается новопоставляемому чтецу, говорится, что он должен читать Писание ежедневно; и он должен дать доступ слову Божию к себе, чтобы оно не только достигло его, но чтобы оно вторглось в его ум и ум его стал сообразным слову; чтобы оно вторглось в его сердце и его сердце очистилось бы и обновилось этим словом истины, словом света. Он должен также – и это далеко не последняя задача – воплотить каждое слово, которое он провозглашает, в собственной жизни, как это должен делать каждый христианин со словом молитвы, с которым он обращается к Богу. Если наши молитвы, если слово Божие, которое мы читаем и провозглашаем, не станет в нас живым, не даст импульса и не пронзит всякое наше другое слово и действие, всякую мысль и побуждение нашего сердца и воли, оно дойдет до других как отдаленный отзвук, как эхо, но не как стрела, летящая и ударяющая в цель. И сегодня брат наш Андрей поднял на себя труд, далеко превосходящий простое чтение Священного Писания во всеуслышание; он взял на себя делание так читать Писание и жить им, чтобы отождествиться с этими словами и провозглашать их не с ораторским искусством, а с силой и правдой. Божие благословение да будет с ним, с единокровными его, с теми, кто воспитал его и дошел с ним до этой первой ступени посвящения. И пусть он радуется, и дает нам жизнь в своем делании отождествления со словом Божиим, и провозглашает его из глубин жизни, все более от дающей себя Богу. Аминь. Рукоположение во диаконы 18 (Париж, 1966 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Семь шагов к покаянию. Шаг 2-й — читаем Священное Писание 10 мин., 07.03.2023 Во втором выпуске проекта 7 шагов к покаянию отвечаем на вопросы о том, для кого необходимо покаяние? Чем опасно чувство вины? Какие есть взгляды на то, что такое грех? И как увидеть себя с точки зрения Бога? Великий пост — время покаяния. Но что значит покаяться? Как подготовить себя к этому? Что нужно делать и зачем это вообще нужно? Эти вопросы особенно волнуют тех, для кого покаяние — новый, непознанный и неизведанный жизненный опыт. Этой статьей мы открываем  великопостную серию «7 шагов к покаянию» , основанную на одноименном авторском курсе протоиерея Павла Великанова. Этот курс прежде всего адресован тем, кто никогда еще не был на исповеди. Каждую неделю поста вплоть до Страстной седмицы вы будете получать новые духовно-практические рекомендации и домашние задания, которые помогут вам осознанно пройти путь покаяния от самого начала и до первой генеральной исповеди. Итак, на минувшей неделе при организации покаянного дневника вы выделили раздел, посвященный чтению Священного Писания и, может быть, даже нарисовали «линию времени», разметив на ней весь Новый Завет: Четвероевангелие, Деяния святых апостолов, апостольские послания, Апокалипсис. Кроме того, на отдельном развороте сверху нужно было с одной стороны нарисовать большой плюс, а с другой — большой минус. Это нужно, чтобы отмечать как то, что вам особенно понравилось, что зацепило, показалось пронзительным и глубоким, так и то, с чем вы не согласны. Почему это важно? Так мы учимся понимать, чего именно ждет от нас Бог. Священное Писание — основа для понимания, чего ждет от нас Бог, что такое добро и что есть грех Что такое грех? Понять это можно, только исходя из определенной системы координат. Читая Священное Писание, мы ее себе задаем. Точка отсчета то, как Бог смотрит на нас и на окружающий мир. Священное Писание — это  откровение Бога о Самом Себе. При чтении Писания нужно обращать внимание, что внутри нас на него откликается. Если я просто слежу за сюжетом и ничто меня особо не цепляет, значит, я нахожусь в состоянии глубокой внутренней заморозки. Потому что Писание, в отличие от другой литературы, очень адресно, оно обращено именно к нам, причем не «где-то» и «когда-то», а «здесь» и «сейчас», именно ко мне, в данный момент читающему. Это вызов, призыв, послание, на которое невозможно не отреагировать. И реакция, конечно же, может быть очень разной.

http://foma.ru/poisk-oshibok-2-j-shag-k-...

Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 15 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, “предживописуя имеющее быть искупление” 1 и спасение людей. Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным неба. “Сын Божий, Бог, — учит святитель Феофан Затворник, — воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет” 2 . Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной. По словам епископа Феофана, “с тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей” 3 Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами — пророками и Апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем “движется Дух Божий, и движет душу читающего” 4 . Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств. Слово Божие, “исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами” 5 и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства. “Бог есть свет, — пишет преосвященный Феофан, — и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною” 6 . Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не “многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих” 7 . Подобно тому, как восходит солнце, освещая все пути, по которым должен идти путник, и слово Божие, “исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится” 8 .

http://pravmir.ru/svyashhennoe-pisanie-p...

Скачать epub pdf Различные церковные события Поставление во чтеца Я хотел бы сказать сейчас несколько слов нашему новопоставленному чтецу, а также приветствовать его родных, приехавших издалека ради этого события. Святой Иоанн Лествичник говорит, что слово Божие останется бессильным и бездейственным, если тот, кто его провозглашает, не будет произносить его из самой глубины собственной души. Он дает нам образ и говорит, что как бы стрела ни была пряма и остра, она будет лежать бесполезной, если не будет лука и тетивы, руки и глаза и твердого намерения стрелка пустить эту стрелу в самую цель. Слово Божие есть жизнь, и слово Божие есть Дух; но совершаем ли мы богослужение, читаем ли Священное Писание, провозглашаем ли его в слух других, мы можем увы, угасить, убить этот дух, превратить самые святые слова в пустой звук, если эти слова не достигли нас самих прежде, чем они дойдут до других. Когда мы молимся, когда мы читаем Писание, когда мы проповедуем слово Божие, те, кто нас слушает, должны уловить, как бы подслушать, как мы обращаемся к Богу, беседуем с Богом – не с ними. Вот почему в наставлении, которое преподается новопоставляемому чтецу, говорится, что он должен читать Писание ежедневно; и он должен дать доступ слову Божию к себе, не только чтобы оно достигло его, но чтобы оно вторглось в его ум и ум его стал сообразным слову; чтобы оно вторглось в его сердце и его сердце очистилось бы и обновилось этим словом истины, словом света. Он должен также – и это далеко не последняя задача – воплотить каждое слово, которое он провозглашает, в собственной жизни, как это должен делать каждый христианин со словом молитвы, с которым он обращается к Богу. Если наши молитвы, если слово Божие, которое мы читаем и провозглашаем, не станет в нас живым, не даст импульса и не пронзит всякое наше другое слово и действие, всякую мысль и побуждение нашего сердца и воли, оно дойдет до других как отдаленный отзвук, как эхо, но не как стрела, летящая и ударяющая в цель. И сегодня брат наш Андрей поднял на себя труд, далеко превосходящий простое чтение Священного Писания во всеуслышание; он взял на себя делание так читать Писание и жить им, чтобы отождествиться с этими словами и провозглашать их не с ораторским искусством, а с силой и правдой. Божие благословение да будет с ним, с единокровными его, с теми, кто воспитал его и дошел с ним до этой первой ступени посвящения. И пусть он радуется и дает нам жизнь в своем делании отождествления со словом Божиим и провозглашает его из глубин жизни, все более отдающей себя Богу. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Что говорит Слово Божие о настоящей любви? Святоотеческое толкование на соборные послания апостолов Источник Предисловие от составителя Идея этого издания принадлежит священнику Даниилу Сысоеву . Несколько лет назад он обратил внимание на то, что не хватает православного комментария к Библии, который был бы компактным, но при этом в концентрированном виде включал в себя интеллектуальное богатство понимания Писания, накопленное Церковью на протяжении двух тысячелетий. Отец Даниил попросил своих друзей выбрать различные книги Нового Завета для составления к ним комментария на основе святоотеческих толкований. Мне он доверил Соборные послания апостолов, а сам начал работать над составлением комментария на книгу Деяний Апостольских, который, однако, не успел закончить. Толкование на второе и третье послания апостола Иоанна, а также на послание апостола Иуды были составлены мной еще при жизни отца Даниила и в их обсуждении с ним сформировались общие принципы работы. Фактически это издание продолжает древнюю традицию катен, – комментариев к Писанию, составленных из цитат святых отцов. Нет нужды подробно объяснять важность такого замысла. Ведь согласно 19 правилу VI Вселенского Собора православные христиане должны понимать Священное Писание «не иначе, чем разъяснили святые отцы». Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания . Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его, – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь и ее истинные чада!» Читать и изучать Писание православному христианину необходимо, но при этом важно избежать ошибочного понимания, поскольку неправильное понимание Слова Божия может привести к ошибкам в вере и духовной жизни и даже к гибели, о чем говорит апостол Петр (см. 2Пет.3:16 ). Не всякое понимание Писания правильное, а неправильное понимание опасно настолько, что Сам Господь отчитал за него апостолов (см. Мф.16:6–12 ), а апостол Иоанн предостерегал ранних христиан (см. Ин.21:22–23 ). Следование святым отцам не только избавляет от этой опасности, но и позволяет понять Писание намного глубже и точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Что мы можем предложить людям после Святого Крещения? Главное, конечно, что мы должны предлагать — это священное Слово Божие. Я веду уже более 10 лет беседы по Священному Писанию. Часто в Воскресных школах, на курсах для взрослых, даже в семинариях изучают Священное Писание очень поверхностно: изучают введение в Священное Писание, чтобы каким-то образом освоить само понятие Священное Писания, понятие Священная История, разобраться в каких-то основах Священного Писания. Я пошел по другому пути. Я считаю, что православный христианин должен стараться углубляться в тонкости Священного Писания, поэтому я отказался от идеи делать круг, в чине которого все повторяется. Вернее круг есть — Священное Писание от начала до конца. Мы за 10 лет прошли 40 Библейских книг, изучая в тонкостях Слово Божие по принципу толкования отцов Церкви, по принципу понимания, что вся Библия — это единая книга Одного Автора — Святого Духа, а не книга разных авторов. И в силу этого, например, текст из книги Бытия может быть истолкован апостолом Павлом. Или текст апостола Павла может быть аллюзией на книгу Сына Сирахова. Т.е. Библия как единый текст. Но само это толкование Священного Писания было бы схоластикой, если бы не касалось жизни. Поэтому беседы проходят под девизом: «Библия как новость для современного мира». И это действительно так. Библия содержит в себе откровение Божие для современного человека также, как и для человека прошлого и будущего. И Библия именно в православном ее понимании, в понимании святых отцов — это то, что необходимо знать христианину и чем нужно жить. Вот у нас часто, когда ставят вопрос о курсе изучения Священного Писания, понимают Библию как предмет. Мы прошли предмет «Слово Божие» и на этом остановились. С одной стороны это необходимо. Необходимо знать Священную историю, чтобы ориентироваться в той книге, которую ты изучаешь. Но этот курс не может заменить того живого действия благодати Божией при постоянном чтении и погружении в Священное Писание. Это очень важный момент. Я считаю (и помощник мне в этом святой Иоанн Златоуст), что мы должны кроме курсов по изучению Священного Писания, по изучению основ Христианства, аскетики, иметь еще и некоторое сквозное изучение Слова Божия все годы нашего священнического служения в своих приходах. Христиане должны непрерывно вникать в Священное слово, чтобы таким образом научаться живым словам Господа.

http://bible.predanie.ru/ierej-daniil-sy...

Что такое Библия? «Заблуждаетесь, не зная Писаний.» Мф.22:29 . «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, наставления в праведности, – да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» 2Тим.3:16–17 . Библиею 1 называем мы книги Священного Писания , писанные Богом призванными к тому мужами, – по внушению Духа Божия, и потому Священное Писание называется также Словом Божьим, обращенным к людям. «Все Писание богодухновенно», – свидетельствует апостол Павел ( 2Тим.3:16 ). Послушаем также, что свидетельствуют о Священном Писании св. отцы Церкви. Св. Ефрем Сирин писал следующее: «Берегись, чтобы в то время, когда ты намерен читать Св. Писание, кто-нибудь не отвлек тебя от этого. Когда ты располагаешься к чтению или слушанию Св. Писания, помолись (примерно) такою молитвою: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мой слух во услышание и разумение слова Твоего и даруй мне силы к исполнению воли Твоей; очи же мои просвети, дабы узреть чудное в законе Твоем.» И, сотворив молитву, предайся чтению и помни, что многие, полагавшиеся на собственное суждение, не уразумевали читаемого и впадали в заблуждение. Примите от меня добрый совет: дни наши проходят подобно тени, и мы не замечаем, как быстро подходит наш Судия. Надо постараться о едином на потребу: надо, чтобы не вся жизнь прошла в одних заботах о вещественных нуждах. Стоит же и душа твоя пищи, без которой она умрет, а этой пищи она нигде не найдет, как в Слове Божием, доступном каждому, чрез чтение Св. Писания. Законодатель даль нам закон, не требуя никаких толков, а потому при чтении отбрось всякие сомнения и пустые возражения. Тот, Кто даровал тебе Закон, требует от тебя веры, а не споров.» Св. Василий Великий с благодарною радостию говорит: «По милосердию Божию и благодати Господа нашего Иисуса Христа, я воспитан христианскими родителями и с младенчества был наставляем в Священном Писании , которое меня и вело к познанию истины. Надежнейший путь к достижению истины есть чтение Св. Писания, ибо в нем мы находим, что нам делать и чего не делать. Тут давно почившие святые люди как бы воскресают пред нами с их высокою жизнию и указывают путь тем, кто хочет подражать их добрым примерам. Вот почему каждый из нас, чувствующий себя слабым в исполнении своих обязанностей, читая Библию, может найти в ней подкрепление сил. Советую только, чтобы такое чтение сопровождалось молитвой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Как соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания ? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания? Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мне хочется поговорить с вами о Священном Писании. Писание – это слово Божие, записанное рукою человеческой. Люди с открытым ухом, люди, смотрящие одним глазом вверх, а другим глазом, так сказать, вниз, то есть стоящие ногами на земле, а головой устремляющиеся к Небесам, люди, способные к разговору с Создавшим их, составили нам священные книги, начиная с Моисея, первого священного писателя. И эти книги в конце концов сформировались в одну, называемую Библия, что в переводе означает «книги». Библия – это не «книга», это «книги» – во множественном числе. Держа в руках Библию, мы держим в руках целую библиотеку. Там есть космогония, история царей, описание жизни интересных людей, там есть переписка отдельных лиц и послания, направленные от частного лица к целому собранию или группе людей. Там есть любовная лирика, там есть притчи мудрых, там есть предсказания о будущем, то есть там – все жанры литературы, собранные под одной корочкой, и называется это «Книги». Но само слово «Библия» в Библии отсутствует. Книги эти священного происхождения, книги Божии, книги, Самим Богом подаренные человеку, и сегодня, в эпоху тотальной грамотности, очень хотелось бы, чтобы человек упражнялся в Законе Господнем день и ночь. Так начинается Псалтирь царя Давида . Он похваляет и уважает человека, который склонил свое сердце к изучению Закона Господня и в Законе Господнем поучается день и ночь. Собственно, когда Закон давался через Моисея людям еврейским, было сказано, что мудрость твоя будет в том, чтобы ты не отпускал книгу-закон от глаз твоих ни утром, ни вечером: ложась и вставая, насыщаясь и поднимаясь из-за стола, просыпаясь и засыпая – постоянно, на пути и дома, занимаясь изучением слова Господня. Божественная Тора – а впоследствии потом Божественное Писание, то есть Тора и пророки, доходящее в конце концов до Священного Божественного Евангелия четверочастного – четыре реки, вытекающие из рая: Матфей, Марк, Лука и Иоанн, – со всем корпусом апостольских писаний – это не слова человеческие.

http://pravoslavie.ru/94397.html

III. Правильное учение Церкви и заблуждения иеговистов 1. Священное Писание и Священное Предание Мы, православные, веруем, что воля Божия на то, во что должен верить христианин (догматы) и как ему следует жить (нравственность), была передана народу Божию в Ветхом Завете и после Вочеловечения Христа – Церкви в устной и письменной форме святыми богодухновенными мужами. Собственно, во времена Нового Завета Господь учил устно, апостолы же приняли учение Господа и передали его первым верующим устно и письменно. Переданное от Господа учение есть Священное Предание. Часть этого Предания была записана и составила Новый Завет (27 книг). Однако не все Священное Предание было целиком записано и содержится в Новом Завете. Не записанное в Новом Завете Предание сохранилось в Церкви и передается от поколения к поколению устно, оставаясь в сознании и памяти верующих людей через благодать Святого Духа. Впоследствии и это устное Предание было записано в Символе веры , творениях святых отцов, вероопределениях Вселенских Соборов, церковных памятниках и т.п. и возгревается (см. 2Тим.1:6 ) даже до сегодняшнего дня на Божественной Литургии, в богослужении и жизни Церкви, в которой Святой Дух хранит Предание учения Христова. Христиане им живут, передают его своим детям и тем, кто с ним не знаком. Иеговисты же отвергают Священное Предание святых апостолов и святых отцов и говорят, что источник веры есть только Священное Писание , которое они, по их утверждению, толкуют безошибочно. Данное заблуждение заимствовано иеговистами у протестантов. Однако они забывают, что: 1. Священное Предание древнее и шире Священного Писания. 2. Тот, кто отвергает Священное Предание святых апостолов и святых отцов, с помощью которого мы можем толковать Священное Писание правильно, аутентично и единообразно, нуждается в ином предании для толкования Священного Писания. Таким образом, отвергающие древнее Предание создают новое, свое собственное предание. И это делают все еретики. Это не просто против предания, но против Священного Предания Церкви. И свидетели Иеговы сегодня имеют свое собственное предание. Это предание Рассела и его последователей. И здесь мы видим человекоцентризм, о котором говорили вначале. А поскольку еретики отвергают Священное Предание, они доходят в своих индивидуалистических интерпретациях Священного Писания до бесчисленного количества толкований и, как следствие, до ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли Источник Скачать epub pdf I. Несколько времени тому назад в Париже вышли книги протоиерея Сергия Булгакова «Неопалимая Купина», а немного позднее «Друг Жениха». «Их общая тема, – говорит сам автор, – есть догматическое истолкование православного почитания Богоматери и Предтечи в раздельности и совокупности». «Неопалимая Купина» излагает учение о Богородице, «Друг Жениха» – о Иоанне Предтече. Заявив, что целью первой книги является раскрытие учения о безгрешности Богоматери, автор прямо приступает к делу. «Имеет ли Пречистая, Пренепорочная какой-либо личный грех , можно ли помыслить хотя на мгновение сию страшную хулу?» – вопрошает он. И тут же признает, что то, что он назвал «страшной хулой» учили и проповедовали многие отцы Церкви, даже такие великие светильники Православия, как Василий Великий и Иоанн Златоуст . Однако это не смущает прот. С. Булгакова и он пытается установить «церковную точку зрения», от которой отступали, по его мнению, как названные, так и некоторые другие учители Церкви. Церковное учение покоится на двух основаниях – Священном Писании и Священном Предании. И Священное Писание и Священное Предание говорят нам о безгрешности Спасителя. «Беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его», пророчествовал еще пророк Исаия, и апостол Петр повторяет его слова, лишь заменив слово беззаконие словом грех , так как «грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ; 1Пет. 2:22 ). «И греха в Нем несть», – говорить Иоанн Богослов ( 1Ин. 3:5 ). «Не ведевший греха», «Искушен во всем кроме греха», учит о Христе апостол Павел ( 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ). Бесчисленное множество раз говорится о безгрешности Бога, безгрешности Богочеловека в Святоотеческих творениях и в церковных молитвах. А где же свидетельство об отсутствии грехов у Божией Матери? В Священном Писании их нет. Наоборот, Священное Писание говорит, что всё люди грешны. Священное Писание, сообщая некоторые сведения о жизни Пречистой, называет Ее Матерью Господа, благодатною и другими высокими именами, но нигде не называет Ее безгрешною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010