Около 380-381 годов, вместе с паломниками проконсул Павлин, пришел к гробнице мученика Феликса в Коеметериуме (кладбище) под Нолой. Он был так потрясен благодатью этого места и молитвенными подвигами паломников, что сразу же распорядился о ремонте базилики и о строительстве хорошей дороги между Нолой и Коеметериумом. Возможно, это было первое сильное христианское впечатление. Причем, настолько сильное, что впоследствии святому Августину его почитание мощей и святых показалось даже чрезмерным. Но, скорее всего, мученик коснулся сердца будущего подвижника, и он просто воспринимал его как реального человека. То есть нормально воспринимал. Нам приходилось сталкиваться с таким почитанием местных святых в русских деревнях. Для простых людей вечная жизнь она и есть вечная, стало быть, усопший святой - вполне живой. Тем более, что реально помогает и чудотворит. И почитают его как живого. После заговора против императора Грациана и его убийства, проконсулу Павлину, впавшему в немилость, пришлось покинуть Кампанью и вернуться на родину. До 390 года он сознательно сторонился общественной жизни. Ему посчастливилось познакомиться со святым Мартином Турским, который исцелил его от болезни глаз и сыграл большую роль в его обращении к христианству. В 25 лет Павлин женился на христианке Тирасии (или Тарасии). Ей и святому Мартину он обязан окончательным выбором в пользу Христа и Его Церкви. Павлин принял святое Крещение вместе со своим братом. Крестил их епископ Буриданский Дельфиний. Вскоре у Павлина рождается сын Келсий и в возрасте восьми дней умирает. В память о почившем сыне супруги устроили в своем доме сиротский приют и усердно заботились о детках, доверенных им Богом. В то же самое время погибает брат святого Павлина, и ему самому грозит обвинение в убийстве брата. Эти бедствия заставили святого Павлина с женой уехать в Испанию. Они распродали имущество, раздали деньги бедным, и оставили себе только небольшое имение под Нолой. Супруги дали Господу обеты целомудрия и нестяжания. Видимо, к этому времени относится очень характерный эпизод их жизни: «Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге и этот последний хлеб отдать нищему.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/04/...

Патриарх Кирилл: Мы должны молиться святому князю Владимиру о преодолении междоусобицы на Украине 26 июня, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Как бы на нее ни посмотреть — и с точки зрения Москвы, и с точки зрения Киева — в любом случае, это междоусобная брань на территории Святой Руси. 25 июня 2015 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом. Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на его очередном заседании. Хотел бы по традиции сказать несколько вступительных слов. Наша Церковь и наш народ вступили в празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Посещая разные места — и приходы, и монастыри, и епархии, — я вижу, как этот праздник реально влияет на сознание людей. Ведь князь Владимир стал для нашего народа лишь былинным героем, именуемым Красное Солнышко, его образ во многом утратил подлинные исторические черты, на смену которым пришли некие мифологемы. Так вот, празднование дает возможность каждому прикоснуться к великому подвигу, который этот человек реально совершил. К подвигу, обусловившему создание целой цивилизации, которая существует более 1000 лет и к которой все мы с вами имеем честь принадлежать. Если говорить о социальном и политическом срезе событий, связанных с Крещением Руси, то, несомненно, это был акт чрезвычайной силы, который не просто переломил негативные тенденции в жизни дохристианского древнерусского общества, но создал предпосылки для выведения народа на совершенно иной уровень развития. Осознав, что именно религия является единственным мировоззренческим фактором, который может повлиять на взаимоотношения разного рода групп и племен, князь Владимир сделал выбор, позволивший в очень короткое время решить задачу огромной государственной важности. Он начинал было решать эту задачу огнем и мечом, объединяя под своей мощью разрозненные славянские племена, но оказалось, что силой удержать это единство невозможно. И язычество, которое было тогда мировоззренческой основой жизни Древней Руси, оказалось неспособно, в силу ущербности своей этики, помочь людям жить вместе. Для этого не было достаточной мотивации, поскольку мироощущение язычника сводилось к тому, что нужно больше иметь и не думать о том, что приобретение большего нанесет вред другим. «Живи хорошо за счет другого!» — такова эта страшная, говоря современном языком, психология потребительства, которая могла сдерживаться только силой оружия.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-myi-do...

Первое свидание их случилось через три года по обращении Павла ( Гал. 1, 18 ; Деян. 9, 26–50 ). Приняв св. крещение от Анании в Дамаске, Павел тотчас с дерзновением начал проповедовать имя Христово и между тем ходил в Аравию, откуда опять возвратился в Дамаск. Потом он отправился в Иерусалим и покушался пристать к ученикам Христовым; но все боялись его, не веря, что он ученик Христов и перестал гнать верующих во имя Христово. Варнава, известный церкви Иерусалимской своей ревностью по вере и удостоверившийся в искренности обращения Павлова, представил его апостолам и рассказал им, как на дороге явился ему Господь и как он в Дамаске небоязненно проповедовал имя Иисусово. С сего времени Павел постоянно обращался с апостолами в Иерусалиме и свою проповедь соединил с их проповедью. Такое общение с апостолами было весьма утешительно для Павла и полезно для будущего его служения Евангелию Христову. По слову самого Павла, целью путешествия его в Иерусалим, между прочим, было – соглядати Петра (1, 18), увидеться и познакомиться с ревностнейшим из апостолов. Первым и самым естественным побуждением к свиданию должно почитать непреодолимое влечение благочестивой души Павловой к святому общению с ближайшими учениками – самовидцами Слова, слышавшими радостную весть о спасении от Самого Спасителя, видевшими боголепное лицо Господа Иисуса: такое общение есть потребность святых душ. Павел пробыл у Петра пятнадцать дней – очень довольно для того, чтобы удовлетворить святому желанию – видеть друг друга и утешить друг друга взаимной беседой. Хотелось бы знать, о чем они беседовали? О том, конечно, что более всего любили – о Господе Иисусе, Которого оба любили пламеннейшей, чистейшей, истинно апостольской любовью. Естественно, Петр должен был говорить более, а Павел – более слушать; какой повествователь и какой слушатель! какая беседа и какие собеседники! – Враги креста Христова в Иерусалиме вооружились против Павла и искали убить его; христиане, узнав о сем, препроводили его в Кесарию и потом в Тарс ( Деян. 9, 29, 30 ). Так кончилось первое свидание апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Раздел 2 15 марта. Вчера, в пятницу Третьей седмицы поста, я исповедал восемьдесят два человека. Исповедовал спокойно, легко, говорил дельно, особенно с Бурачками; молился о многих, наипаче блудниках и блудницах, прелюбодеях и прелюбодеицах, с чувством, со слезами пред иконами Спасителя и Пречистой Его Матери. Эта благодать дана мне от Господа за маленькое воздержание: я поел только сваренной капусты и не ел рыбы. Благодарю Господа! Одно лице, женщина, призналась со слезами, что ее мучит злой дух, подстрекая ее к убийству родных. И о ней молился усердно Господу. Да избавит ее Господь от диавольского наваждения. Вот от какого агента чинятся частые самоубийства! Вера святая, спаси нас! Господи! Приложи нам веру. Господи! Даруй мне ревновать о посте. Даруй мне, да вкушаю одну капусту или хлеб и воду чрез многие дни. Возрасти во мне душевные дарования. 15 марта. Суббота. Благодарю Господа за благодать слезного умиления во время всенощной в Успенской церкви. Слава вездесущему и идеже хощет дышащему Святому Духу ( Ин.3, 8 ). Слава всеблагому и всемощному Педагогу душ христианских! Слава Господу Иисусу Христу и в Нем Богу и Отцу и Церкви Святой с ее богослужением дивным! Как оно оживляет, очищает, освящает, обновляет, укрепляет, умиляет, утешает. Претяжелый напиток – баварское пиво: вчера вечером выпив пива, я почувствовал крайнюю тяжесть и наклонность ко сну; пошел разгуляться на воздухе, потом стал молиться, читать акафист с каноном Господу Иисусу Христу, и едва прочитал, а акафист Божией Матери и канон святому Ангелу Хранителю не мог вовсе читать. 16 марта. Воскресение. Служба в Успенской церкви. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы покаяния и умиления во время чтения высоких, чудных молитв святителя Василия Великого и в причащении Святых Таин даровавшего мне воскресение и жизнь из мертвых. Благодарю Господа, прогнавшего страхи демонские от меня при отпевании раба Божьего Романа в Госпитальной церкви и даровавшего мне благодать свободно говорить возгласы, читать Евангелие, молитву разрешительную и отпуст. Но на двухлитиях по пути я скрал слова отпустов и возгласов, к стыду и тесноте своей. Только покаянием возвратил себе мир, дерзновение и свободу. Везде на молитве враг жестоко преследует меня за мое невоздержание и житейские пристрастия. Вчера напрасно дома ел я пирог и крендели московского печения: было излишне и обременительно для желудка. При крещении у (Е... Василия Павловича подпал духу лукавства и любостяжания при виде хорошего платка и смутился, как смущался иной при виде приятного лица, потому что у него делается грешное вожделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf 14.10 Служба святому апостолу Анании и преподобному Роману Сладкопевцу На Г осподи, воззвах; стихиры апостола, глас 4. Подобен: З ванный свыше: Иже зарю Божественную прием,/егда мановением лучшим ослеплен,/прежде мраком держим, прииде к тебе Савл,/Божественнаго прося очищения,/тогда, всеблаженне, яко иерарх мудр/сынотвориши его Крещением,/потом хотящаго вселенную всю осынотворити./Тем с ним блажим тя, Христова апостола, Анание Богомудре,/молитеся спастися нам. Научився Божественным преславно,/грома крепльше, блаженне,/вострубил еси Слово Божие спасительное/и спящия во гробех суеты возбудил еси,/умерщвление отвергшия, мертвым сообитающее/и во аде держимыя возобращающее,/яже соделал еси Умертвившаго мертвость сосуды честны/Иисуса Владыки и Спаса душ наших. Яко светоносец, яко Божественный проповедник,/яко свидетель Богоизбранный Страстей Христовых/и будущия явитися неизреченныя славы/снаследник же и спричастник, сый со Владыкою,/и наслаждаяся истекающаго всегда светолития,/от незаходимаго Света, Богоглаголиве,/светлый совершающия твой ныне праздник,/молитвами твоими от мрачных бед, Анание, избави. Ины стихиры Романа, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов: Краснопеснивая цевница Божественнаго Духа,/славий и щур Божественных песней,/свирель церковная/всем нам своя предлагает сладкопесненная учреждения/и теми веселит Богомудрыя. Светлейший светильник и прозарнейший,/сладковещанная гусль,/струна благознаменитых Духа словес/поет ясно, научая концы/немолчными песньми славословити Божества едину зарю. Ты, Владыце всех яко предстоя/и дерзновение, отче, к Нему стяжав,/нам, совершающим память твою и светлое твое торжество,/моли избавитися бед и напастей,/Романе Богоблаженне. Слава, апостола, глас тойже. Византиево: Сосуд избранный, великое приятелище Духа,/Павла апостола просветил еси, преподобне,/Богом по откровению навык,/яко самовидец Слова и таинник чудес Его,/апостол же прежде учеников/и верный строитель Новаго Завета,/тем подражая Учителя Христа,/твою кровь пролиял еси,/мученическою страстию исповедник быв, Анание,/священноначальниче Христов,/и течение совершив, веру же некрадому соблюд,/с Вышними служители в Высочайших водворяяся,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Январь 25 января 1870 года 25 января 1870 года; воскресение; день славной памяти вселенского учителя и святителя святого Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. Молитвами его, Господи, помилуй и спаси нас. 26 января 1871 года Вторник. Святого Ксенофонта и Марии и чад их Иоанна и Аркадия. Воистину, крестными заслугами Христа Спасителя действуют все Таинства: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение, оттого главное во всех Таинствах – знамение креста. Слава, Господи, Кресту Твоему. Если случится в Великий пост , в который-либо из постных дней высокоторжественный день Царский, то служба отправляется по храмовой главе (в уставе): накануне вечерня со входом, вечером – малое повечерие, поутру – великое повечерие с тропарями и кондаками святому (например, святому Порфирию Газскому, 25 февраля), после Нескверная, неблазная стихиры на стиховне, потом Богородице Дево, радуйся и тропарь святому; Буди имя Господне; священник благословляет. Затем шестопсалмие, кафизма; Хвалите имя Господне и прочее по уставу. «Бог с ним, пусть он живет, не нами он сотворен», – сказала Чуева о Петре Николаевиче Янише, когда я сказал о его болезни и что, быть может, Бог отзовет его из этой жизни, и гимназии дадут другого начальника. Заметки: Три воскресные дня сряду не пришедшие в церковь отлучаются от общения Церкви. VI Вселенский Собор. Картежники-священники извергаются из сана, если не исправляются. Святую Евфимию всехвальную по женским учебным заведениям, преимущественно духовным. Раковскому отдать сделать подножие для креста с распятием. В пост пить тепловатую воду с сахаром и черным хлебом. Чаю сладкого избегать пить: вредно для души и тела. О, вера святая в Господа моего Иисуса Христа! От скольких смертей духовных ты спасла меня по молитве моей, от какого смущения, каких теснот, насилия страстей исторгла меня! Давно прекратилась бы жизнь моя, и давно я был бы во аде, если бы не спасала меня вера Христова! Она исторгает меня от зверства страстей: злобы, зависти, гордости, тщеславия, блуда, пресыщения, своенравия и упрямства, ропота, хулы, уныния! Велиар давно поглотил бы меня и низринул бы во ад, если бы Господь не защищал и не спасал меня и не давал бы мне духа покаяния и умиления сердечного. Благодарение Господу Богу моему!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Зачем восприемнику при крещении давать обеты Богу за крещаемого младенца? 529 03.03.2022 Церковь Зачем давать обеты Богу за крещаемого младенца восприемнику, если на практике исполнение их едва ли возможно. Потому что воспитание в вере требует непрестанного труда, а восприемник, как правило, человек, живущий в другой семье, под другой крышей и со своими обязанностями, семейными в том числе. Восприемник при крещении, чаще всего, это близкий или дальний родственник, друг семьи и т.д. Зачем возлагать такую ответственность, если её нельзя исполнить должным образом, и это известно всем? Эта ответственность за ребенка уже лежит на родителях, которые и призваны заниматься воспитанием, это же очевидно. Несмотря на то, что они обетов не давали никаких перед лицом церкви. Так что получается, восприемники при крещении больше несут ответственности чем родители? Для меня это важный практический вопрос, прошу ответить, кому даровал Господь это служение. 3 Ответа Лев, если человек не может исполнить обязанности должным образом, то зачем ему становиться крестным? И ответ на Ваш вопрос следует начать с уточнения: какие неисполнимые обеты даёт восприемник ? Вот всё, что произносит восприемник: И отвещает: Отрицаюся. И отвещает: Отрекохся. И отвещает: Сочетаваюся. И отвещает: Сочетахся. И глаголет: Верую ему, яко Царю и Богу. И глаголет: Верую во единаго Бога… И покланяется, глаголя: Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. Становится крестным отцом спешу по любви к младенцу и его семье. Эта малая любовь спешит передать то драгоценное сокровище, которое принято верой от Господа нашего, Иисуса Христа. Сокровище веры и истины… Обет, в двух словах, быть православным Христианином, произношу вместо младенца. Но со своим малым жизненным опытом вижу, что этот подвиг любви к Богу, быть христианином, величайший и объемлет всю жизнь. Несомненно нуждается в непрестанном труде. Даже родители не могут непрестанно заботится о своих детях, что говорить о восприемнике, который чаще всего не живет с ребенком. Родители, в лучшем случае, закладывают “фундамент” личности ребенка, используя те “материалы”, которые имеют, и далее помогают в этом “строительстве”. С моим малым опытом жизни в роли крестного отца, вижу, что именно родителей и нужно “воспитывать” в вере и верности Богу, передавать то Сокровище, которое имеешь. Но это совсем другая история. Помысел говорит мне, что помочь стать человеком, православным христианином лучшем образом смогут родители…если это так, тогда зачем восприемнику (родственнику, другу, ближнему) давать обеты Богу за младенца?

http://azbyka.ru/vopros/zachem-vospriemn...

     Кто в сказках не читал о мертвой и живой воде?! Изрубленное тело героя вначале омывали «мертвой» водой. Тогда разрозненные члены срастались, и тело становилось целостным, но не живым. А потом его омывали «живой» водой, и воин оживал. С мертвой водой можно сравнить крещение Иоанново: оно готовило людей к принятию Христа, но не избавляло от тления, не подавало вечной жизни. Живой водой стало для человека принятие крещения во имя Иисуса Христа, которое полагает начало соединению человека с Богом. По свидетельству самого Крестителя Иоанна, Крещение Господне неизмеримо выше — оно делает человека причастным Святому Духу (ср. Мф. 3, 11). Приняв Крещение, человек способен радикально измениться и впредь жить по законам евангельской любви, но достичь этого чрезвычайно трудно. «Второе рождение» не гарантирует ему дальнейшей безгрешности, но дает благодатные силы жить по-новому. Соединение с Господом в таинстве Крещения реально приводит в состояние Царствия Божия, пребывающего внутри нас (см. Лк. 17, 21). Когда грехами мы отпадаем от этого состояния, то возвращаемся в него вновь только через покаяние. Первые отцы Церкви говорили, что после Крещения допускается только одно покаяние, имея в виду совершение тяжелых грехов. В дальнейшем Церковь стала проявлять большее снисхождение. Ныне покаяние, очищение от грехов — это практически постоянный труд, отличительная черта «практикующего» христианина. Но одними лишь своими силами человек не в состоянии измениться духовно, несмотря на то, что возможности человеческого организма достаточно велики и при определенной тренировке человек многого может добиться самостоятельно. Однако это касается физического, материального мира. В духовной сфере действуют иные законы: никто из людей сам по себе дотянуться до Бога и соединиться с Ним не способен. Человек может проявить желание, стремление к очищению, но силы на внутреннее преображение ему подает Господь. Бог незримо действует в церковных таинствах. Так, смысл таинства Покаяния состоит в том, что священник в молитве просит Господа: «Примири и соедини кающегося Святой Твоей Церкви», поскольку, совершая грех, христианин отпадает от Церкви, и воссоединить его с ней может только Сам Христос. Человек проявляет намерение, а действует Бог.

http://pravoslavie.ru/110255.html

Крещение Руси ЖМП 6 июнь 2015 /  5 июня 2015 г. 12:25 Крещение — это не случайность К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет подготовил юбилейный сборник в двух томах. В первом томе собраны жизнеописание князя, тексты разных эпох начиная с киевского митрополита Илариона XI века и вплоть до авторов XX–XXI веков и иконография Владимира — от древнейших ¬сохранившихся образцов до современных икон. Второй том содержит факсимильное переиздание церковной службы святому Владимиру, подготовленное в 1915 году к 900-летию кончины князя. Узнают ли читатели что-то новое о крестителе Руси и какие исторические тайны пока так и не удалось раскрыть, в интервью журналу рассказал один из авторов сборника доктор исторических наук Александр Назаренко. — Александр Васильевич, период правления князя Владимира и его личность хорошо изучены. Есть ли в книге новые, ранее не известные факты и сведения? — Да, новые сведения появляются хотя и нечасто, но регулярно. Их дает археология, смежные дисциплины (эпиграфика и др.), а также углубленное прочтение уже известных текстов. Например, появилась возможность уточнить время возникновения Киевской митрополии. Это важный факт не только в истории Русской Церкви, но и в политической истории княжения Владимира. Долгое время ученые, следуя авторитетному мнению известного исследователя русских летописей Алексея Шахматова, считали, что митрополия образовалась только при Ярославе Мудром около 1037 года, когда строился кафедральный Софийский собор в Киеве. Потом историки предпочитали говорить о времени не позднее 997 года. Ведь в списках митрополий Константинопольской Патриархии, выстроенных в хронологическом порядке их учреждения, митрополия Руси стоит перед митрополией Алании. Между тем первое упоминание Аланской митрополии относилось именно к 997 году. Однако теперь открыты более древние (965) упоминания об аланских митрополитах. Объяснить коллизию этой новой даты с датой крещения Руси (988–989) можно только в случае, если в истории существования Аланской митрополии был перерыв. Он и в самом деле был, а возобновление пришлось на 1021/1022 год. Таким образом, оказывается, что Киевская митрополия открылась не сразу после крещения Руси, а пятнадцатью-двадцатью годами позже, хотя еще и при князе Владимире. Это уточнение принципиально важно, потому что если дело обстояло действительно так, то первоначальные мероприятия по катехизации народа, которые в нормальных условиях были делом церковной власти, проводились, выходит, когда церковного священноначалия еще не было, то есть княжеской властью. Роль Владимира в собственно церковной истории Руси, таким образом, существенно возрастает.

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_na...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Таинства. Богослужение. Устройство храма В церковных Таинствах через видимые действия передается невидимая Божественная благодать. Таинства совершаются священниками или епископами (впрочем, Таинство Крещения в исключительных случаях может совершить мирянин — так, например, бывает, когда человек, умирая, хочет креститься, а священника поблизости нет). Желающий участвовать в Таинстве должен быть православным христианином и знать, что оно означает для человека. В Православной Церкви – семь Таинств: Крещение, после которого человек становится членом Церкви. Перед Крещением желающий войти в Церковь отрекается от Сатаны и обещает сочетаться духовным союзом со Христом. В этом Таинстве Бог снимает с человека первородный грех — унаследованную от Адама вину за его падение, — а также прощает все личные грехи. Крещение состоит в троекратном погружении в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. С момента Крещения христианин удостаивается права участвовать в Таинствах и богослужениях Церкви. Креститься может человек любого возраста, даже несмышленый младенец, однако в последнем случае он должен иметь восприемника (крестного отца или крестную мать), который ответствен перед Богом за христианское воспитание юного члена Церкви. Миропомазание — Таинство, совершаемое, как правило, сразу же после Крещения. По выходе из крещальной купели человек должен стать причастным Духу Святому, подобно апостолам в день Пятидесятницы. В этом Таинстве на человека налагается печать дара Духа Святого. Помазывая тело новокрещенного святым миром — особым благовонным составом, освященным Святейшим Патриархом, — священник передает верующему благодатные дары Святого Духа, освящающие мысли, чувства, слова и поступки христианина. Миропомазание, как и Крещение, совершается один раз в жизни.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010