К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов ( 1Пар.15 ). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход ( Евр.9:7 . Исх.30:10 ). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых ( 1Пар.15 ) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику ( Лев.16:2 ). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Нана, св.равноап. - житие СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ. ЦАРЬ ИВЕРСКИЙ МИРИАН И ЦАРИЦА НАНА Дни памяти: Январь 14, Октябрь 1 Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию(память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 - 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием). Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 - 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

http://pravicon.com/info-3625

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Как созидается единство братства: возможные препятствия и их преодоление Архимандрит Елисей (Святая гора Афон) Как созидается единство братства: возможные препятствия и их преодоление Архимандрит Елисей (Святая гора Афон)   Доклад игумена монастыря Симонопетра Святой горы Афон  архимандрита Елисея на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года) Ваши Высокопреосвященства, Преосвященные владыки, Ваши Высокопреподобия отцы игумены и игумении! Сегодняшнее собрание святых игуменов и игумений проходит в рамках празднования тысячелетнего пребывания русских монахов на Святой Горе Афон. И, конечно, нельзя себе и представить лучшего способа отпраздновать пребывание нашего возлюбленного русского народа на Афоне, чем собрание стольких игуменов и игумений, являющее наше единство во Христе.      Непредвиденные обстоятельства, связанные с жизнью нашего монастыря и всего Афона, не позволили мне лично присутствовать на собрании, и поэтому мой доклад будет зачитан Его Высокопреподобием иеромонахом Авраамием, старцем нашей келии в честь св. Модеста.    Тема моего доклада «Как созидается единство братства: возможные препятствия и их преодоление» очень актуальна и важна сегодня для правильного развития жизни наших монастырей. Вначале мне хотелось бы отметить, что для достижения единства требуется подвиг, и что единство необходимо любому сообществу, будь то церковная община или мирская, или государственная организация. В гораздо большей степени единство важно для монашеского братства; от этого зависит освящение и даже спасение братий. После слова «мама» самое дорогое и любимое слово во всем мире – это «брат». Все люди, всегда и везде, употребляют его с радостью и любовью. Если мы обратимся к этимологии греческого слова «брат» (αδελφς), то увидим, что оно происходит от слова «утроба» (δελφς) и обозначает людей, рожденных от одной матери, из одной утробы. Именно поэтому единство между братьями является естественной необходимостью для нормальной жизни братства.  

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Конец III, начало IV века — время последнего гонения на христиан в Римской империи. Историк А. П. Лебедев пишет: “То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над языческим” 1 . Воздвигнуто это гонение было первоначально императором Диоклетианом и продолжено его соправителями, одним из них был Максимиан (ум. 310). Когда он прибыл в Никомидию Вифинскую, то повелел разыскивать христиан, чтобы предать их казни. При этом было схвачено 23 христианина и отведены в темницу. Здесь к ним обратился язычник по имени Адриан, бывший одним из начальников. В результате общения с заключенными его коснулась благодать Божия и он стал христианином. Это вызвало к нему со стороны язычников большое озлобление, и он сразу был схвачен. Обо всем этом сообщили его жене — Наталии. Она была уже христианкой, но скрывала это от мужа. В проложном житии святых очень трогательно говорится, что святая “бысть с жалостию рада” 2 . Так, узнав, что ее муж уверовал в истинного Бога, она возрадовалась душой и стала приходить в темницу и служить ему, укрепляя его на перенесение предстоящих страданий. В житии говорится, что своего мужа святая Наталия “жалостолюбно ублажаше и непоколебима к нашествию мукам терпети увещаше” 3 . В службе сделано поэтическое сравнение: “Адама супружница из рая изгна советом змииным; Наталия же Адриана в рай премудро введе, священными беседами” 4 . Ниже в службе воспевается забота и милосердное служение святой: “Роса глагол твоих честных исцеление болезней воистинну твоему супружнику бысть, вкусившу лучших любовь, богомудрая Наталие, мучеников сожительнице” 5 . Затем она, усугубляя свой подвиг, вместе с другими благочестивыми женами, подобно святой Анастасии Узорешительнице (†ок. 304; пам. 22 дек.), помогала в темнице заключенным христианам. Мощи святой мученицы Наталии Можно провести также и другую параллель. Своими трудами святая Наталия продолжала служение Евангельских жен-мироносиц. В Синаксаре службы им со ссылкой на апостола Луку говорится об их служении “Христу и учеником Его, от имений своих. Яко убо тыя воскресение проповедаша и многая по нам догматы сказаша, во уверение и извещение истинное воскресения Христова всем известившым спасительное проповедание, и еже по Христе жительство прошедшым изрядно, и якоже достояше женам наученным от Христа” 6 .

http://pravmir.ru/svyataya-muchenitsa-na...

Святая Троица 15 августа, 2015 В чем смысл и значение Святой Троицы? Каково православное учение о Троице? Святая Троица в православии Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога . Это одно из важнейших понятий православия. Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии. Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная. Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения. Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы». Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.» Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

http://pravmir.ru/svyataya-troica/

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила Память 6 февраля В стране Каппадокийской, в городе Кесарии 1238 , жила одна благочестивая дева, по имени Дорофея. Всё время она проводила в служении Богу, со смирением и кротостью, в чистоте, духовном трезвении и целомудрии. При этом она была девицею столь премудрою, что даже ученые люди не могли в этом сравниться с нею. И все знающие ее прославляли имя Господа нашего Иисуса Христа, имеющего рабою Своею такую деву: и взор ее был исполнен благоговения, и житие свято, и премудрость несравненна, и девство не порочно. В любви же Христовой она была столь совершенна, что вполне была достойна небесного чертога. Но она ради Его еще более усугубила свой подвиг. Побеждая плоть свою и диавола, святая Дорофея сплела себе сугубый венец: венец девства и венец мученичества; и радуясь, отошла к Жениху Своему Христу. А как она за Него пострадала, – об этом передаст дальнейшее повествование. Когда слава о святой Дорофее разнеслась между людьми, слух о ней дошел и до игемона Саприкия, – гонителя христиан. Он немедля отправился в город Кесарию и, схватив святую деву, велел представить ее на свой неправедный суд. Святая же Дорофея, представ пред нечестивым судиею, молилась в душе Господу и призывала на помощь Бога и Спасителя своего. Саприкий спросил ее: – Скажи мне, как ты именуешься? Святая отвечала: – Мое имя – Дорофея. – Я для того тебя призвал, – продолжал Саприкий, – чтобы ты, по повелению наших славных царей, принесла жертву великим богам. Святая Дорофея отвечала: – Бог, – Царь небес, заповедал мне, чтобы я Ему одному служила. Так и в Писании оказано: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» ( Иер.10:11 ). Посему надо рассудить: повелению какого царя мы должны более повиноваться – земного или небесного? и кого должны слушать, – Бога или человека? Что такое цари? – не более как смертные люди; таковы же и ваши боги, идолам которым вы поклоняетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Благословенна ты в женах русских...» Слово в день памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги 24 июля 2013 года 15.08.2013 845 Время на чтение 9 минут Уважаемые представители областной и городской администрации! Дорогие наши военачальники, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны! Дорогие представители русской интеллигенции! Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Дорогие наши гости! Всех Вас сердечно поздравляю с праздником в честь памяти святой благоверной Великой равноапостольной княгини Российской Ольги и с днем освобождения нашего города Пскова от немецких захватчиков. Совсем недавно в первую и вторую недели после праздника Святой Живоначальной Троицы наша святая Христова Церковь прославляла всех святых со дня ее основания Господом нашим Иисусом Христом. Затем Святая Церковь русская торжественно величала всех святых, в земле Российской просиявших. В празднование памяти всех святых Церковь чтила имена всех возлюбивших Бога нашего Истинного Творца всей вселенной. Эти святые теперь составляют Церковь небесную торжествующую. И в день их прославления Святая наша Церковь объединяется и становится единой, нераздельной, небесноземной Христовой Церковью в союзе единого духа и единой любви. Святые Божии люди дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, крепкой веры и верности Богу и людям, твердого стояния за нашу православную веру и за нашу родину Россию. Они отдавали свои жизни, когда этого требовали исторические обстоятельства. Вот и сегодня перед нами предстоит светлый образ просветительницы нашей Родины святой княгини Российской Ольги, нашей землячки, посеявшей первые семена православной веры во Христа Спасителя на нашей Русской земле. Образ святой равноапостольной княгини Ольги ярким лучом светит в жизни нашей Церкви и в нашей русской истории. Первая христианка, познав значение православной веры в жизни человека, она стала призывать к этой вере своих подданных, наших предков. Только в вере во Христа Спасителя она видела смысл человеческой жизни и крепость государственного строя и могущества, для которого она заложила несокрушимый фундамент. Как нам известно, тысячу с лишним лет Русская Православная Церковь утверждалась на Законе Божием и святых Христовых заповедей. Наша Церковь и Российское государство развивались, укреплялись молитвой к Богу, подвигом святых мучеников за веру, мужеством наших героев, отдавших свои жизни за веру и могущество нашей Родины, за верность святым идеалам, за честь, достоинство и свободу нашего народа.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/16/...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах, стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1 Подобен: Небесных От Господа приимше обещания плод,/Иоаким и Анна Божию Матерь,/благоприятну жертву, в храм введоша днесь,/и Захария, великий архиерей, благословив, прият. (2) Иоаким и Анна, от Господа приняв/Плод обещания – Божию Матерь,/как благоприятную жертву во храм ввели Ее в сей день,/и Захария, великий первосвященник,/благословив, принял Ее. (2) Святых святая во святых обитати достойно введеся,/яко Богоприятна жертва./И Сию девы, добродетельми благоукрашаемы,/впреди свещоносяще, приведоша Господу,/якоже сосуд священнейший. Святая из святых по достоинству была принесена,/как приятная Богу жертва,/чтобы во святилище обитать./И девы, добродетелями украшаемые,/пред Нею светильники неся,/приводили Ее Богу, как сосуд священнейший. Да отверзется дверь Богоприятнаго храма:/храм бо всех Царя и Престол,/днесь со славою внутрь прием,/Иоаким возлагает, освятив Господу/от Него избранную в Матерь Его. Да откроется дверь принявшего Бога храма:/ибо, взяв Храм всех Царя и престол,/Иоаким Ее в сей день внутрь святилища со славою помещает,/посвятив Господу избранную Им в Матерь Свою. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашаше Тебе, Пречистая,/провидя освящение входа Твоего в храм,/в немже концы, днесь празднующе,/славословят Тя, Всепетая:/яже бо прежде Рождества Дева/и по Рождестве пребывши нетленна, Мати Слова Жизни./Днесь в храме Захария веселится, восприем Тя, Владычице,/и святая святых радуются,/подъемши Тя, источника жизни нашея./Темже и мы псаломски вопием Ти:/о нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровати нам велию милость. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашал о Тебе, Пречистая,/провидя священное торжество входа Твоего во храм,/которое концы земли сегодня празднуя,/славословят Тебя, Всепрославленная,/– подлинно прежде родов Деву,/и после родов пребывшую неповрежденной,/Матерь Слова Жизни, в сей день во храм входящую./Захария веселится, приняв Тебя, Владычица,/и Святое Святых радуется,/вместив Тебя, Питательницу Жизни нашей./Потому и мы в песнях взываем Тебе:/“О нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровать нам великую милость!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающие для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения. И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песни, – едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно действительно действительно во Святая Святых – не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал. И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…

http://pravmir.ru/vvedenie-bozhiej-mater...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 15 К оглавлению Хлебная жертва имела разные виды. Первая — в виде муки, на которую выливался елей и клался ладан благовония; вторая жертва была в виде печеного хлеба. Это были лепешки, смешанные с елеем или помазанные елеем. Были также приношения в виде некой похлебки, супа: пшеничная мука размешивалась с.елеем. Приносились и зерна в чистом виде, на которые возливался елей. Т.е. все хлебное приношение смешивалось с елеем. Хлебные приношения всегда должны были быть пресными, но при них полагалось быть ладану, соли, вину и елею. В хлебном приношении всегда сжигалась только одна часть, а все остальное шло для еды священников, т.к. священники сами хлеб не выращивали. Глава 16 книги Левит говорит нам об обрядах в Праздник очищения. Непосредственным поводом к установлению дня очищения был грех неуважения к святилищу, допущенный детьми священника Аарона, которые внесли туда несвященный огонь. Для предупреждения подобных случаев и для большего внушения, чтобы люди благоговели перед домом Божиим, Господь объявляет, что первосвященник однажды в год с великими предосторожностями, с жертвами и обрядами может входить во Святая Святых, чтобы молиться там о грехах своих и о грехах народа, совершенных за целый год. В тот момент, когда священник входит в помещение Святая Святых, он несет сосуд с кровью жертвенного животного. Сам священник надевает самые простые одежды, снимая драгоценные одежды первосвященника в знак смирения и покаяния. В этих одеждах, имея в руках кровь жертвенного животного, он входит во Святая Святых. В этот день первосвященник в знак очищения себя и своего дома приносит тельца и овна во всесожжение. За себя он сжигает тельца, овна — за свой дом. От народа приводились за жертву специально на сей случай выращенные два козла, иногда один. Один из них по жребию выбирался в жертву, закалался и сжигался. Другой тоже уничтожался, но особым образом. На него возлагали руки первосвященники и некоторые старейшины народа; провозглашались все грехи, совершенные за этот год. Был обычай также на свитках писать грехи и вешать эти свитки на рога козлу. Козел назывался « козлом отпущения », т.е. на него перекладывался грех.

http://sedmitza.ru/lib/text/432108/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010