Святая Хильда из Уитби, игуменья английского народа Преподобная Хильда (Хильд), игуменья Уитбийская (память совершается 17/30 ноября – в день преставления и 25 августа/7 сентября – в день перенесения мощей), – одна из самых почитаемых святых жен Англии; ее также называют «игуменьей английского народа», «духовной матерью англичан». Святая Хильда родилась в 614 году на севере нынешней Англии. Ее родители жили в изгнании в маленьком бриттском королевстве Элмет (примерно на севере Йоркшира). Святая была в родстве с королевскими домами Нортумбрии и Восточной Англии. Среди ее родственников были такие святые угодники, как святой король Эдвин-мученик, святая Хересвита Шельская и святая Этельдреда (Одри) Элийская. Отца святой Хильды звали Херерик, он был принцем и племянником святого Эдвина Нортумбрийского. Мать Хильды звали Брегсвитой. Когда святая была младенцем, ее матери приснился дивный сон, в котором она обнаружила у себя под одеждой прекрасное ожерелье, и, пока она разглядывала его, оно засияло светом столь ярким, что его дивное сияние осветило всю Англию. Это сонное видение сбылось на ее дочери святой Хильде, поскольку она достигла великой святости, а жизнь ее была истинным примером и светом для многих, стремившихся к праведности. Вероятно, святая Хильда воспитывалась при королевском дворе Нортумбрии при святом короле Эдвине. Святая Хильда в юном возрасте приняла христианство – вместе со святым Эдвином ее крестил святитель Павлин Йоркский. Это произошло, скорее всего, в пасхальное воскресенье 627 года в маленькой деревянной церкви города Йорк. Святая Хильда прожила на земле 66 лет; до достижения ею возраста 33 лет святая жила в миру и вела достойную благочестивую жизнь среди своих родственников и соотечественников, а другие 33 года жизни Хильда еще более достойно служила Богу в монашеском чине. Нам неизвестно, где жила святая Хильда между 633 (год убиения короля Эдвина язычниками и начала языческой реакции в Нортумбрии) и 647 годами. Некоторые исследователи полагают, что святая какое-то время жила в Кенте.

http://pravoslavie.ru/50169.html

I. Беседа о истинном покаянии и обращении к Богу Вонмем! Святая Святым. Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, всегда, когда касаюсь руками Небесного хлеба, Ангельской манны, Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа, когда возношу оный горе показуя людям, и вышшим гласом возглашаю: Святая Святым. Содрогаюсь веруя, что предложенный и пожренный на трапезе хлеб, и влиянное в Чашу вино, суть Святая, суть Святых Святейшая, суть истинное на Кресте распятое Тело, и из ребр истекшая кровь Спаса мира, и чувствуя притом, что сия Святая должны преподаваться, преподаются и принадлежат единственно токмо Святым. Ужасаюсь чувствуя, что Святая, токмо Святым, и зная притом, что ни я пред престолом Господним служащий, ни сей народ и люди, Престолу Божию предстоящие, не святы. Смущаюсь, слыша глас, так как Царь Давид глас Пророка Нафана, который говорил ему: Ты еси муж сотворивый прелюбодеяние и убийство; и сего ради не отступит меч от дому твоего до века ( 2Цар.12:7, 9, 10 ). – Смущаюсь, говорю, слыша глас совести моей, которая внутренне гласит мне, что и руки, коими прикасаемся мы к святыням, окровавлены, и уста, коими принимаем мы Святая, осквернены, и тело вмещает в себе святая долженствующее, нечисто, и душа, объять их дерзающая, разнообразными мерзостями обезображена; и однако прикасаемся, раздробляем, разделяем, ядим и пием; ядим и пием несмотря на то, что другий слова Божия глас тотчас нам за сие и наказание изрекает, подобно как Давиду Пророк, изрекает вечное осуждение, так глаголя: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни ( 1Кор.11:27 ) якоже Иуда ядший со Христом на трапезе, и предавший Его врагам. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня ( 1Кор.11:29 ). Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, чувствуя в недостоинстве моём всегдашнее совести обличение, и слыша за таковое недостоинство строгое от гласа Божия определение, именно: вечное осуждение. И все мы, Христиане, все до единого должны быть в таковом страхе, ужасе и смущении, все должны иметь таковые чувствования, зная, что мы, которые дерзаем приступать и прикасаться к святейшим святыням, все грешны все нечисты и мерзки, и нет ни единого, иже бы обрёлся чист пред Богом, чист по душе и по телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Нестор летописец Память 27 октября/9 ноября 08.11.2023 79 Время на чтение 3 минуты Нынешний день св. Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих. Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония. II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившего свое отечество – Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ее основание и начало. Великое, братие, дело – любовь к отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, – вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю. а) Возьмите прошедшие времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям ни подвергалось отечество наше! Каких ни имело сильных и многочисленных врагов! Однакож все враги, время от времени, были низлагаемы, несмотря на то, что предки наши не обладали большим искусством в воинском деле, – и отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же одушевлял народ, кто вооружал людей на защиту отечества от врагов? Вера православная. Вера побуждала отцев наших и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоим», говорили одни, «за святую Софию». «Постоим», говорили другие, «за дом Пречистыя». «Постоим», говорили все, «за веру православную, за Русь святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцев наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера святая и церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и отечество. Его и именовали они не иначе. как «Русь святая».» И подлинно «святая» по святой православной вере, «святая» по множеству святых обителей и храмов, «святая» по множеству святых чудотворных икон, «святая» по " множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/08/...

Скачать epub pdf Святая Русь Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова «Святая Русь». Их произносили тогда, когда шли, ехали или плыли на богомолье, а делалось это вовсе не редко: шли поклониться образу, мощам, шли просто в святое место. Их вспоминали и тогда, когда, услышав недобрую весть с фронта или весть о недороде, стихийном бедствии, молились и верили: «Бог не допустит гибели Святой Руси». Что такое эта «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь» – это прежде всего святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно. Вот почему понятие «Святой Руси» и смиренной Руси не противостояли друг другу, и в самом представлении о святости Руси не было бахвальства или гордыни. Главное, что принадлежало «Святой Руси», – это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, урочищами и предметами, а главное – «житиями». Что такое жития святых? Это не просто рассказы о жизни святых и их посмертных заботах о людях, чудесах, покровительстве верующим. Это еще как бы их литературные эмблемы, почитаемые творения – нечто вроде икон, но в словесном, а не красочном изложении. Рассказ о жизни сопровождается текстами служб святому, и эти последние служили как бы ризами для икон. Вот почему к житиям нельзя предъявлять строгих требований полноты, детальности и реализма рассказа. Чтение житий святых входило в состав богослужения, монастырского распорядка жизни, обихода благочестивого человека. Случалось, что для житий не хватало фактов, жизнь святого ко времени его прославления подзабывалась и тогда святому приписывалось то, что было известно о другом святом, схожем с ним по типу своей святости. В этом не было обмана: просто у составителя жития была уверенность, что за сходное добродеяние должна была бы последовать сходная награда, что доброму делу должна была предшествовать молитва , за победу должна была последовать благодарность Богу и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Введение во храм Пресвятой Богородицы: кто может войти во Святая Святых? 3 декабря, 2006. Митрополит Антоний Сурожский Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения… Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения ; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения. И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал. И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

архим. Кирилл (Павлов) Слово в День Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодых годах своего супруга, она принялась за воспитание своих оставшихся малолетних деток-дочерей: Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая – двенадцать лет, Надежде было десять, а Любови – девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво. «Дети мои, – говорила им святая София, – мы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с своими именами». Они – и мать, и дочери ее – имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми. Но вот нашелся один доносчик, который видя ее благочестивое житие, сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, и тот потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедует христианскую веру, но за это она не беспокоилась. Беспокоилась София лишь за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет, вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: «Боже, Спасителю наш! Помоги нам славы ради имени Твоего», – и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в пятую неделю Великого поста (Евр.9:11–14) Все, что ни имел Ветхий Завет, было знаменованием и прообразованием того, что произошло в Новом Завете. Богоглаголивый Павел воспоминает первую и вторую Скинию, светильник седмисвечный, предложение хлебов, завесу разделяющую две Скинии, златую кадильницу, ковчег завета, и в нем содержащееся, как-то: златой сосуд с манною, жезл Ааронов прозябший и скрижали завета, над киотом еще Херувимов славы, и осеняемое ими очистилище ( Евр.9:1–5 ): но не изъяснил, каких вещей Нового Завета были оные знаменованием и прообразованием, а сказал только сие, что настоящее время не позволяет говорить об оных подробно: « о нихже не лет ныне глаголати подробну » ( Евр.9:5 ). Сие же сказал целию имея своею то, чтобы говорить о Священстве, и особенно о Архиерее, и чтобы показав, что Архиерей законный образ был Иисуса Христа, тем самим превознести принесенную Им жертву, которая отверзла спасительный вход в противообразная Святая Святых. Предрасполагаясь к тому, во-первых, говорит, что во вторую Скинию, то есть в знаменовательная Святая Святых единожды в год входил един Архиерей « не без крове » ( Лев.16:15 ), потому что кропил очистилище кровию закалаемого козла, и что сим вшествием единого Архиерея в образовательная Святая Святых означал Дух Святой, что доколе Скиния оная состояла, дотоле путь в истинная Святая Святых не был открыт ( Евр.9:8 ): во-вторых, учит, что приносимые в законе дары и жертвы, как знаменовательные, не могли успокоить совесть приносящих оные ( Евр.9:9 ), сказав сие о прообразованиях, представляет и Самого прообразуемого Христа, и то, что совершено Им, начиная так. Евр.9:11–12 . Братия, Христос пришед Архиерей грядущих благ большею и совершеннейшею Скиниею нерукотворенною, сиречь не сея твари, ни кровию козлею ниже телчею, но Своею кровию вниде единою во Святая, вечное искупление обретый. « Пришед », сказал, а не быв, дабы представить, что не был Он Архиереем прежде нежели пришел в мир, но соделался Архиереем пришедши в мир и вочеловечившись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

составитель Л.В.Филимонова Скачать epub pdf Предисловие Список святых жен с именем Анна открывают святая пророчица Анна, мать пророка Самуила, и святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. О первой из них мы узнаем из Ветхого Завета, о второй – из Нового Завета. Имя Анна носила и святая родительница Божественной Отроковицы, которая была особенно почитаема на Руси с древнейших времен. Во имя ее было построено большое количество церквей и создано множество монастырей. Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий наложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять светильником горящим и светящим ( Ин. 5, 35 ), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (см.: Мф. 5, 15 ). Для X – первой половины XVI века содержанием женского религиозно-нравственного идеала является идея целомудренного брака в соединении с идеей сослужения во власти. Идея о неразрывной связи святости брака и сакральной царской власти стала сутью женского религиозно-нравственного идеала с середины XVI – первой четверти XVII века. Эта идея послужила основой для жития преподобной княгини Анны Кашинской. В Житии образ святой княгини Анны Кашинской отражает исповеднический подвиг ее супруга князя Михаила Александровича и иноческое служение, сопряженное с политическим наставничеством сыновей. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия. Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга великого князя Ярослава – Ирина, в иночестве святая Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блаженная Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что нужно знать о Святой воде? Об использовании святой воды. Как было впервые совершено освящение воды? Зачем Церковь освящает воду? Почему вода освящается в особых сосудах? Как происходит чин великого водоосвящения? Почему Церковь молится о водных источниках? Молитва на принятие просфоры и святой воды. 17 января, 2005 Об использовании святой воды. Как было впервые совершено освящение воды? Зачем Церковь освящает воду? Почему вода освящается в особых сосудах? Как происходит чин великого водоосвящения? Почему Церковь молится о водных источниках? Молитва на принятие просфоры и святой воды. Что такое Святая вода? Существует ли молитва на принятие просфоры и Святой воды? Почему Церковь молится о водных источниках? Об этом Вы узнаете в статье! Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь. Об использовании святой воды Всю нашу жизнь рядом с нами великая святынясвятая вода. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет, по сути, о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры , который мы исповедуем и по сей день. Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов. Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые – у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием Матери- Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви – он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней. И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную. Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви. Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010