В час смерти Иисуса Христа завеса раздралась надвое, сверху донизу, во храме Иерусалимском. Это была та завеса, которою святое святых отделялось от святилища ( Исх. 26:33 ; 2Пар. 3:14 ). В храме Иерусалимском, кроме двора, в котором стоял народ во время богослужения, были две главные части: святилище и святая святых 24 . Важнейшею частью храма было святая святых. Здесь находился ковчег завета, самая, главная святыня иудейского храма. Он был сделан из драгоценного дерева вне и внутри окован самым чистым золотом. Наверху его был золотой покров, названный очистилищем, по обеим сторонам которого стояли два изображения херувимов. В ковчеге хранились скрижали закона, золотой сосуд с манною и жезл Ааронов. Очистилище было престолом, с которого Бог принимал поклонение и давал слышать глас Свой и открывал волю Свою. Сделанная из богатой ткани и украшенная шитьем завеса ( Исх. 20:31–32 ) отделяла сию часть храма от святилища. В святилище ежедневно входили священники совершать богослужение ( Евр. 9:6 ). Но в святая святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью жертвенного животного для очищения грехов своих и грехов народа. Это было в один из великих праздников иудейских, в день очищения. Нет сомнения, что скиния Моисеева, будучи сотворена по образу, показанному Моисею Богом на горе ( Исх. 25:40 ), а следовательно, и храм Иерусалимский, созданный по образу скинии, изображали собою предметы высшие, духовные, небесные. Важнейшая часть скинии и храма, святая святых, это место обитания Божия на земле, по изъяснению апостола Павла, изображала собою небо, где является славное присутствие Божие. Христос, говорит апостол, не в рукотворенное вошел святилище, но в самое небо ( Евр. 9:24 ). Соответственно таинственному значению важнейшей части храма, и завеса, закрывавшая вход в нее, имела таинственное же знаменование. По объяснению апостола ( Евр. 9:8 ), эта завеса таинственно изображала то, что путь в истинное святое небо тогда возбранен был людям. Созданный для неба, для жизни с Богом человек за нарушение Божественной заповеди лишен был того близкого общения с Богом, при котором для него прежде возможно было непосредственное беседование с Ним; заградил себе доступ к Богу и сам по себе не мог восстановить расторгнутого союза. Вот почему во время законодательства Синайского, где Господь явил Свое особенное присутствие, Он запретил евреям под страхом смерти подходить к горе ближе определенной черты. Этим Он показал, что люди, не имея святости, требуемой Богом и достойной Его, недостойны были и близкого доступа к Богу, так что, дабы хотя издали стоять пред Ним, они должны были совершить пред

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...    Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.    Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.    Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.    Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.    Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.    Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.    С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых. Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://pravoslavie.ru/2714.html

Скачать epub pdf 2. 2 неделя по святой Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших. Наши молитвенники «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит вся святая, в той просиявшыя» (Тропарь). В прошлое воскресенье, – первое по Пятидесятнице, – благочестивые слушатели, святая Церковь прославляла всех Святых Православной Церкви со дня её основания Иисусом Христом и сошествия Святого Духа на апостолов. Почему Она прославляла не отдельных святых (как это Она ежедневно совершает), а сразу всех святых? Это Она делала, чтобы особо прославить Бога, в Святой Троице поклоняемого, за те особые благодатные дары Святого Духа, которые Она преизобильно получила в день Святой Пятидесятницы. Этими благодатными дарами Святая Церковь создала неисчислимые сонмы святых угодников Божиих. Все они (святые) свидетельствуют, что Христос не напрасно воплощался, страдал, умер и воскрес. Вместе с ангелами эти сонмы святых составляют Церковь Небесную, торжествующую, прославляемую. Вот эту-то Церковь небесную и прославляет земная Церковь вслед за тем, как она прославила Святую Троицу в день святой Пятидесятницы. В первое воскресенье по Пятидесятнице ликовала, торжествовала земная Церковь , а вместе с ней ликовала и прославляла Бога и Церковь Небесная, т. е. ликовала вся единая, нераздельная, небесно-земная Христова Церковь . Ликование неба и земли в союзе единого духа и единой любви совершается и в это второе по Пятидесятнице воскресенье в связи с прославлением святых, на Руси просиявших. Русская Православная Церковь , основанная в конце десятого века, за весь истекший период своего существования, дала огромные сонмы своих святых, вошедших в общую сокровищницу Церкви Небесной. Это были те угодники Божии, которые своей богоугодной жизнью дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, борьбы со страстями и твёрдого стояния за веру и свою родину, когда этого требовали исторические обстоятельства. Вот перед нами светлый образ первосвятительницы нашей родины – княгини Ольги, посеявшей первые семена православной веры на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афонские свв. - житие Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших - день памяти 29.06 н.ст. (16.06 ст.ст.) В конце первого тысячелетия христианской эры Святая Афонская Гора, лежащая на границе мира греческого и славянского, наполнилась выдающимися подвижниками благочестия. По Промыслу Божию иноческая жизнь на Афоне особо процвела тогда, когда обращенным племенам славянским нужно было просвещаться высокими примерами монашеского делания. Святая Гора сделалась приютом и рассадником иноческой жизни не только для греков, но и для славян. В предисловии к Афонскому Патерику (Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших), написанном в 1896 г. на Афоне в Русском монастыре, показана важная роль Афона и афонских святых в православии, а также история создания Афонского Патерика: «Всему христианскому миру известно, что святая Афонская Гора находится под особенным покровительством Пресвятой Госпожи Девы Богородицы и что сие место наречено Ее жребием, как жребий евангельского Ее слова. Истину эту всегда признавали православные, но ее признают не только православные, но и иноверные, и даже неверные. И безчисленные опыты доказывали и доказывают Богоматернюю любовь и нежный промысл о посвятивших себя на Афоне трудам подвижнической жизни. Все также знают, что по державной Ее воле это место остается и останется, как говорят местные предания, до скончания мира исключительным жребием мужского иночества. С давних времен Афон и по законам царей земных, державствовавших в православной Греции до ее падения, обречен исключительно пребыванию на нем отшельников. Даже и после разгрома Востока от нечестивых сынов Агари, Святая Гора грозными их повелителями оставлена в прежних ее правах. И с тех пор даже доныне, во все дни пребывания Востока под сокрушительным игом магометанства, она остается собственностью иночества и есть как бы отдельный иноческий мир со своими законоположениями в отношении к нравственной и внешней его жизни, посреди господствующего изуверского деспотизма чтителей ложно пророка магометанской власти, не касаясь прав и преимуществ Святой Горы, обременяли и обременяют ее обители только налогами.

http://pravicon.com/info-1865

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:02 мин. Размер 2.2 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Эти святые мученицы жили в Италии в правление императора Адриана (117–138). Они происходили из богатой и благочестивой семьи. Мать трех дочерей София, имя которой означает «премудрость», воспитала чад в вере, надежде и любви к ближним. Однажды, во время пребывания святых в Риме, они были задержаны солдатами императора, до которого дошла молва об их благочестии и добродетелях. Император был поражен твердостью веры столь юных дев и приказал приводить их к себе по отдельности, думая, что так они не будут подражать друг другу и не дерзнут дать ему отпор. Первой предстала перед тираном двенадцатилетняя Вера. Она уверенно отвечала на льстивые речи Адриана, осудив его нечестие и злые замыслы против христиан. Разгневанный император приказал раздеть девушку и нещадно бичевать. Затем ей отрезали сосцы, и из ран вместо крови потекло молоко. Другие мучения, которым подвергли Веру, также не сломили ее, огражденную силой Божией. Святая София все это время поощряла дочь радостно принять смерть, соединяющую со Христом. После истязаний святая Вера была обезглавлена. Затем император приказал позвать Надежду, которой было десять лет. Она была столь же тверда в исповедании Христа истинным Богом, как и ее сестра. Ее бичевали, затем бросили в горящую печь, но пламя погасло, ибо любовь к Богу, горевшая в душе Надежды, была сильнее всякого чувственного пламени. После многих других мучений она также приняла смерть от меча, воссылая хвалы Господу. Адриан, сильно разгневавшись, призвал Любовь, которой было всего девять лет. Но и это дитя обнаружило такое же мужество, как сестры. Ее подвесили на дыбе и растянули так сильно, что начали ломаться суставы ног и рук. Затем девочку бросили в пылающую печь, но от огня ее спас ангел. В конце концов святая Любовь была усечена мечом. Их мать радовалась духом, видя столь славные подвиги дочерей, достигших небесных обителей, но ее человеческое сердце было столь измождено страданием, что через несколько дней святая София отошла ко Господу на могиле своих чад.

http://pravoslavie.ru/56405.html

Святая мученица Фотина Самаряныня и с ней за Христа пострадавшие Святая Фотина (Светлана) была родом из Самарии. Именно с ней Господь разговаривал у колодца Иакова (см.: Ин. 4), открыв все, что она сделала с детства. Услышав это, она изменила образ жизни и начала проповедовать Благую Весть в своей земле, обратив четырех сестер и двух сыновей . После мученической кончины святых апостолов Петра и Павла во время Неронова гонения (ок. 54) она вместе с сыном Иосией (или Иосифом) с успехом проповедовала веру в Карфагене. Другой ее сын, Виктор, после удачных сражений против варваров был назначен военачальником и послан императором в Галилею с приказом убивать христиан. Однако он вместо этого стал сам проповедовать веру и увещевать христиан быть твердыми. Виктору удалось обратить военачальника Севастиана и многих государственных чиновников. Узнав об этом, император приказал немедленно судить их всех. Но осознав, что ему не удастся их переубедить, повелел отрубить Виктору и Иосии руки по плечи и бросил их в темницу. Святая Фотина тоже предстала перед судом. Ей удалось обратить дочь императора и ее служанок, что вызвало бешенство тирана – он приказал бросить святых в раскаленную печь. Божественная благодать сохранила их невредимыми. Тогда их подвергли всевозможным пыткам и выкололи глаза. В кишевшем ядовитыми змеями каземате им явился Христос в Божественной славе в сопровождении апостолов Петра и Павла и сонма ангелов. Он благословил их: «Мир вам! Блаженны уверовавшие в Меня!» Так они получили силы перенести трехлетнее заключение, во время которого обратили многих язычников. Когда их вывели из тюрьмы для новых истязаний, с ними был Ангел-Хранитель. Тиран приказал снять со святой Фотины кожу и бросить тело в пересохший колодец. То же было сделано с ее сыновьями и Севастианом. Лишив их мужских органов, мучеников заперли в заброшенной бане. Другим святым женам отрезали груди, а потом тоже содрали кожу. Фотину привязали к пригнутым к земле вершинам двух деревьев и, отпустив, разорвали на части. Так, в страшных муках, души святых взлетели в Царство Небесное .

http://pravoslavie.ru/60554.html

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!      Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа.      Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодые годы своего супруга, она принялась за воспитание своих малолетних деток -дочерей Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая — двенадцати лет, Надежде было десять, а Любови — девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания, и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво.       «Дети мои,- говорила им святая София, — вы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с вашими именами». Они — и мать, и дочери ее — имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми.

http://pravmir.ru/ishhite-prezhde-carstv...

Скачать epub pdf Май Святая Тамара, царица Грузии 14-го мая (1 мая по церк.кал.) Святая Тамара (1184–1213 гг.), грузинская царица, была дочерью Георгия III от красавицы Бурдухан. При ее матери христианство уже распространилось в разных частях Грузии. Тамара оставила о себе добрую память в народе. Многие грузины почитают Тамару, как целительницу недугов. Грузинские сказания прославляют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец. Церковь за заботы и щедрые дары причислила Тамару к святым. Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло. Святитель Афанасий Великий 15-го мая (2 мая по церк.кал.) От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть церковных писателей (преимущественно в епископском сане), которые отличались святостью жизни. Церковные писатели, непризнанные святыми, называются учителями Церкви. Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия. В трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями они выступили защитниками Православия; и их жизнь и деятельность является высоким (достойным) примером духовной жизни. 4-ый век в особенности прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианской ересью (ариане отрицали божественную природу Господа Иисуса Христа). Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (293–373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий свое образование получил под руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра. Большое влияние на Афанасия имел основатель египетского монашества преподобный Антоний Великий , жизнь которого он описал. Основательно изучив Священное Писание, творения ранних церковных писателей и древних классиков, он занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010