В документах Донской церкви конца 1920-х - начала 1930-х годов значится, что ее приход «находится под духовным окормлением архиепископа Павла», а в штате храма - два протодиакона. В 1933 году Донская церковь была передана властями обновленческой общине. Через два года и ее из этого храма перевели в верхнюю Никольскую часовню Николопенской церкви, а освободившееся «бывшее культовое» здание было отдано исполкомом в распоряжение подведомственных ему предприятий местной промышленности. Сначала пекарня, затем текстильщики-галантерейщики не церемонились и приспосабливали храм для своих нужд, не согласуя с кем-либо производимые перестройки. Документы Комитета историко-культурного наследия и Бюро технической инвентаризации позволяют утверждать, что от храмового здания уже в 1960-е годы практически ничего не осталось: все капитальные внешние стены в существующем ныне на ул. Овинной производственном корпусе - советских времен, причем возведены они, судя по всему, даже не на церковных фундаментах... Т.А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля: история и современность». 2-е издание переработанное и дополненное. Ярославль: Александр Рутман, 2008. Литература: Баршевская. С. 18-24; Краткие. 1908. С. 42; Крылов. Обзор. С. 96-97; Голос. 1910. 13; ЯЕВ. 2006. Март. С. 25; ГАЯО, кол. рукописей, ед. хр. 1317, л. 80–80 об. Донское кладбище находилось на территории Донской слободы - поселка, образовавшегося вокруг Донской церкви в XVII столетии. А первое упоминание о Донской церкви сделано было в летописце Николо-Мельницкой церкви в записи от 16 июля 1699 года. В нем речь идет о священниках «пресвятой Богородицы Донской» «села Бутырок». Ярославские Бутырки возникли не позднее XVI века, одновременно с заселением закоторосльной части города. Бутырская слобода находилась южнее Толчковской слободой. Бутырками в старину называли пригороды, селения, отделенные от города полем, куда выселяли заключенных и прочих неугодных. На гравюрах А. Ростовцева «Вид Ярославской Большой мануфактуры» и «Вид города Ярославля» 1731 года Бутырки изображены непосредственно за забором полотняной Мануфактуры Затрапезновых. На территории бывшей слободы до сих пор есть 1, 2, 3-й Бутырские переулки, 2-й Бутырский тупик, улица 2-я Бутырская, а также улица Подбутырская и Подбутырский переулок. Позже рядом с Бутырской слободой возникает Донская.

http://sobory.ru/article/?object=20766

В апреле 2006 г. церкви в очень плохом состоянии были переданы Ярославской епархии. Службы начались в тёплой церкви. Одновременно велись ремонтно-восстановительные работы. Позднее началось восстановление летнего храма: были сложены барабаны, установлены купола, внутри храма наведён порядок. Но работы впереди ещё очень большие. Сказание о построении Вознесенской деревянной церкви в Ярославле. (Из рукописных записок Самуила, архиепископа Ростовского)//ЯЕВ. Ч.Н. 1876. 19; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901: Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Иванова И. Открыта новая страница//Северный край, 2006, 22 апреля; Егорова Т. Близ дворов грека Кондаки//Северный край, 2009, 17 ноября В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царствования Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари». Немецкие торговцы, заручившись помощью богатого ярославского купца Луки Дурандина, обратились к ростовскому архиепископу Давиду с челобитной о разрешении построить в Земляном городе церковь «по их вере и обычаю». Архиерей распорядился «кирху, сиречь церковь, поставити в Ярославле, но не в Земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, иже нисходит к реце к Которосли; место бо сие удобно, яко путь ко граду Угличу». В этой слободе проживал православный грек, торговец Василий Кондаки, который впал в скорбь, узнав о намерении «у дворов его построити иноверную божницу». И он решил поставить на этом месте деревянную православную церковь в честь праздника Вознесения Господня. Получив благословение ростовского владыки Евфимия, Василий «изготови вся потребная к строению, и, отмерив под церковь и под погост довольно земли и наняв делатели многи, заложи сию древяну Вознесения Господня церковь в лето 7092 (1584), и на другое лето ту соверши, и чудно яко невесту украси, и образы и сосуды сребряными и ризами и книгами божественными и обиходными, во славу Христа Бога нашего, яко подобаше церкви Божьей быти, снабди, и в том же лете освяти».

http://sobory.ru/article/?object=46084

Николо-Надеинскому храму принадлежала находящаяся к юго-западу от него часовня, построенная в 1870 г. на средства ярославских купцов Петра Алексеевича Ерыкалова и Семена Дмитриевича Чарышникова по проекту губернского архитектора И. Ф. Яровицкого. В ней находилась написанная на фрагменте каменной стены икона Толгской Богоматери, перенесенная сюда из разобранной в 1823 г. Семеновской башни Земляного города. Часовня обогревалась изразцовой печью. В настоящее время церковь открыта как музейная экспозиция. Церковь св. Николая Чудотворца, именуемая надеинская, в Ярославле. ЯГВ. Ч.н. 1845. Лебедев А. Храмы Николо-Надеинского прихода в Ярославле. – Ярославль, 1872; Лебедев А. Благовещенский придел в ярославском Николо-Надеинском храме. – Ярославль,1874; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.: Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981: Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства/Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Федорычева Е.А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. – М., 2003; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Ваняшова М. Предстояние Фёдора Волкова/Театральный круг, 2013, 9. с.32-45. Этот храм уникален даже для Ярославля - города-музея русской архитектуры - и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот - во многом первый, или единственный. Он первым в Ярославле оказался построен не князем, не государем, не монастырём: возвели церковь на деньги Епифания Светешникова - «государева гостя» - одного из самых богатых и титулованных купцов не только Ярославля, но и всего царства. Он первый на городском посаде выстроен не из дерева, а из камня. Он - одна из первых значительных построек всей Московии по окончании Смутного времени. Он получил имя не только святого, но и простого человека, причём имя народное, навсегда закрепившееся за белыми, как будто замковыми стенами настоящего ярославского храма, который столь отличен от московских и прочих церквей. Он один из совсем немногих сохранил внутреннее убранство таким, каким было оно в XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=00577

Часовня представляет собой шатровый храм с одной апсидой, верхняя часть которой украшена декоративной главкой. Западное крыльцо часовни оканчивается шатровым крыльцом. Стиль архитектуры часовни напоминает невысокую шатровую колокольню, богато украшенную кирпичным декором, характерным для русской архитектуры конца XVII в. Шатёр покрыт серой керамической плиткой, имитирующей древний лемех. Резной дубовый иконостас для часовни был выполнен по рисунку Н.И. Поздеева, иконы для него заказали палех­скому мастеру Федору Галанову. Часовня была освящена в честь небесных патронов членов царской семьи: князя Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Архистратига Михаила, преподобной Ксении, княгини Ольги и пророка Осии; в обиходе её называют часовней Александра Невского. В дальнейшем ежегодно 17 октября к часовне подходил крестный ход из Успенского собора с образом Николая Чудотворца из Николо-Бабаевского монастыря. Когда точно часовню закрыли - неизвестно. Есть данные, что в 1929 г. в ней ещё проводились службы. Позже было разобрано крыльцо. В последующие годы в часовне находились магазин «Пчеловодство», мастерская химчистки и крашения. В конце 1970-х г.г., когда рядом начали строить трехэтажное здание ярославского обкома партии, часовню вообще собирались снести. Однако ярославским архитекторам и градозащитникам удалось отстоять памятник. В 1982-1984 г.г. была проведена реконструкция, в ходе которой крыльцо восстановлено в прежних формах. Недолго в часовне даже был устроен выставочный зал Ярославского художественного музея. В июне - сентябре 2002 г. ее интерьер был расписан бригадой мастеров школы «Ярославская икона» под руководством действительного члена Российской академии художеств Николая Александровича Мухина, а 6 декабря владыка Кирилл, двумя месяцами ранее (7 октября) назначенный епископом Ярославским и Ростовским, освятил её. В настоящее время часовня относится к Кирилло-Афанасиевскому монастырю. Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2008.

http://sobory.ru/article/?object=00581

В 1991 г. Леонтьевский кладбищенский храм возвращен Русской Православной Церкви, в нем произведен ремонт, возобновились захоронения на Леонтьевском кладбище. Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Ярославский некрополь: Леонтьевское кладбище/под ред. А.В. Азова; вст. ст. Н.В. Дутова. – Ярославль: ВООПИиК, Ремдер, 2005. Приход Леонтьевский внутри большого земляного города, зовомый по теплой церкви. Церкви каменные две: Первая холодная во именование Рождества Христова без придела. Построена каменным строением тщанием и собственным иждивением Ярославского купца Ивана Ивановича Мякушкина в 1688 году; освящена Ярославского Успенского собора протоиереем Иоанникием. Внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена, пол в церкви белого камня, покрыта дранью, а пять глав железом. Вторая церковь теплая во имя святого Леонтия епископа Ростовского чудотворца, без приделов. Построена каменным строением тщанием, радением и собственным иждивением Ярославского купца Василья Федотова Мальгина в 1635 году, а кем освящена, неизвестно; внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена; пол в церкви кирпичный, покрыта дранью, а глава черепицей. Колокольня каменная при теплой церкви над всходом, вышиною в 15 сажен; на ней колоколов шесть: первый в 55, второй 12, третий 7, четвертый 4, пятый 2 и шестой 1 пуд. Довольствуется оная церковь подаянием приходских людей; в церковь доходу на церковные потребы бывает до тридцати и более рублей в год, да издревле с церковной лавки, состоящей в рукавишном ряду собирается по семи рублей в год, из числа коих половина, т. е. три рубля пятьдесят копеек отдается священноцерковнослужителям, которые к довольствию своему, кроме добровольного подаяния от прихожан, другого дохода более не имеют. Приходских дворов 43; в них жителей мужеска пола 82, женска – 119, обоего пола 201 душа. В. Лествицын. Церкви города Ярославля в 1781 году. ЯЕВ 43 от 23 октября 1874 г. Ч. неофиц.

http://sobory.ru/article/?object=09676

Летняя церковь закрыта в 1930 г., зимняя в 1929 г. Здание теплой церкви значительно перестроено и полностью утратило черты церковной архитектуры. До недавнего времени в нём находилось ярославское управление Следственного комитета. Летний храм в 1992 г. передан Русской Православной Свободной церкви. Приходы церкви появились в России в начале 90-х г.г. прошлого столетия на волне неприятия Русской Православной церкви. Как правило, общины этой религиозной организации возглавляли бывшие священники Русской Православной церкви, так или иначе вступившие с конфликт с правящим архиереем. В Ярославле церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке была передана РПАЦ, исходя из законодательства того времени. Все прошлые годы ее настоятелем был священник Николай Кобычев. В 2016 г. он умер. После этого Росимущество обратилось в Ярославский арбитражный суд с иском об изъятии церкви Владимирская на Божедомке у РПАЦ. Судебное заседание длилось в течение нескольких месяцев и 21 ноября 2016 г. закончилось решением о расторжении договора с общиной РПАЦ. Это был последний на территории Российской Федерации исторический храм, находившийся в пользовании этой религиозной организации. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Церковь Владимирская на Божедомке в Ярославле будет возвращена Русской Православной церкви//ЯрНьюс, 2016, 22 ноября. Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке - один из последних в истории древнерусского зодчества трёхшатровых храмов, единственный шатровый храм Ярославля. Храм хорошо просматривается с одной из главных магистралей современного Ярославля - улицы Свободы, хотя и отгорожен от неё громоздким зданием позднесоветского времени. Первое свидетельство существования деревянного храма на подъезде к Ярославлю по дороге из Углича - хранившийся в нём напрестольный крест с серебряной чеканкой и вкладной надписью: «Лета 1601-го в 1-й день состроил сей животворящий (крест) на престол Владимирской Богородицы в Ярославле поволгском, на убогий дом, мирским подаянием». Церковь называлась «на убогом доме», «на божедомке» или «на семике». Божедомка - это братская могила для захоронения бродяг и утопленников, окружённая забором, с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны, причём отпевали раз в году, на 7-й день после Пасхи, откуда и название - Семик.

http://sobory.ru/article/?object=00981

Однако сегодня остро стоит проблема реставрации церковных фасадов и восстановления куполов храма. И приходская община старательно собирает для этого деньги. Осталась церковь и в истории кинематографа. Она появляется в кадрах художественного фильма «Цветы запоздалые», снятого по одноименной повести А.П. Чехова в 1969 г., а также в фильме «Мусорщик» (2001 г.). http://yar-sretenie.cerkov.ru; Находится в Депутатском (бывш. Сретенский) переулке, д. 4. Деревянный храм Сретения Господня, находившийся на этом месте, впервые упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 года. В 1685 г. на средства ярославского купца Павла Якимовича Денисовского построен каменный храм. Первоначально церковь была двухэтажной, с приделом во имя Стефана Сурожского, но в 1833 г. перестроена в одноэтажную, а престол Святителя Стефана перенесен в теплую церковь. Теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы находилась к западу от главного храма, но в 1818 г. разобрана и соединена с ним в одно целое. Резной иконостас для теплой церкви изготовил в 1819-1820 г.г. ярославский мещанин резчик Кузьма Гаврилов Столарев. Царские врата расписывал Семен Степанов Завязошников. В 1821 г. иконостас был вызолочен вологодским мещанином Алексеем Михайловым Шитиковым. В 1821 г. церковь была расписана стенной живописью ярославским художником Федором Васильевым Банщиковым. В 1895 г. церковь подверглась капитальной переделке в псевдорусском стиле на средства ярославского купца И.Н. Дунаева по проекту архитектора Н.И. Поздеева. В 1918 г. выдающимся церковным композитором и регентом, ярославским священником Василием Николаевичем Зиновьевым при храме была организована певческая капелла. Храм был одним из центров церковного движения непоминающих в 1920-е г.г., закрыт в 1929 г. Сначала его переделали под клуб «Медсантруд». Позднее здесь были склад, пекарня, а с начала 1970-х г.г. - цех швейного объединения. Интерьер церкви не сохранился - арендаторы неоднократно перестраивали помещения, разделили основной объём храма на два этажа. В 1994 г. храм возвращен Русской Православной Церкви. Восстановительные работы велись четыре года. В 2001 г. установлен новый иконостас. ГАЯО. Ф. 1118. Оп. 1. Д. 3242. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Васильева И. День рождения храма/Северный край, 2005, 17 февраля; Хрупалова И. Восшествие креста//Северный край, 2005, 9 декабря Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00587

Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и РостовскогоМихея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного. Уже более десяти лет в современной церковной истории Ярославля он является центром активного сотрудничества епархии и войсковых подразделений в городе и области. Во время Чеченской войны настоятель храма не только напутствовал отправлявшиеся на Кавказ подразделения, но и не раз окормлял воинов в их боевом ресположении. Знаменательным событием в жизни церкви стало её посещение в 1997 году Патриархом Алексием: Святейший тогда освящал часовню, устроенную близ Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря в память о народном ополчении 1612 года. Силами прихожан и благотворителей при протоиерее Анатолии были выполнены работы по благоустройству южного Благовещенского придела, в котором ныне и совершаются богослужения. В сентябре 2007 года байкерский крестный ход, который был организован настоятелем Благовещенской церкви в Яковлевской слободе протоиереем Георгием Сергеевичем Лапшиным, доставил из воинской Знаменской церкви города Одинцово Московской области икону Ильи Муромца с частицей мощей преподобного, заказанную Русским Афонским обществом. Ещё одной чтимой святыней Архангельского храма стала частица святых мощей апостола Андрея Превозванного, которая хранится в ковчеге. Т.А. Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008. По преданию, появление первой деревянной церкви на этом месте относится к 1213-1215 г.г., ко временам существования удельного Ярославского княжества. Основателем храма считается кн. Константин Всеволодович (Мудрый). Около 1300 г. вторая супруга князя Федора Ростиславича(Черного) княгиня Анна построила на этом месте новую церковь. По преданию, она передала в основанный ею храм знаменитую икону Архистратига Михаила, известную также как «Михаил Лоратный» (с 1920-х г.г. находится в собрании ГТГ). По некоторым сведениям, ц. Михаила Архангела в средние века была соборной. На протяжении веков храм неоднократно подвергался пожарным бедствиям, после которых вновь отстраивался.

http://sobory.ru/article/?object=00209

Богослужения возобновлены с 13 августа 2003 г. Серебреников С. Церковь Всемилостивого Спаса, что на городу, в Ярославле//ЯГВ. Ч.н. 1851. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М., 1960; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства/Сост. В.П. Выголов. М., 1985;Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Хрупалова И. Звон Спаса плыл над набережной//Северный край, 2008, 25 декабря; Егорова Т. Послание через четыреста лет//Северный край, 2009, 21 октября Церковь Спаса на Городу города Ярославля (1672 г.) - памятник архитектуры федерального значения. На месте нынешнего храма находилось несколько деревянных церквей, неоднократно горевших. Впервые церковь упоминается с 13 в. Располагавшаяся на «городском торгу» церковь отсюда и получила свое название - Спас на Городу. После опустошительного пожара в 1658 г., когда сгорел деревянный храм, церковь была воздвигнута в камне по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на средства купечества и горожан в 1672 г. В 1693 г. церковь расписана 22 мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым, Фёдором Фёдоровым и Иваном Дмитриевым. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за полтора летних месяца. В росписи проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. В четырех верхних ярусах изображена земная жизнь Спасителя, в пятом и шестом - повествование о Животворящем Кресте Господнем. Этот обширный цикл, единственный раз встречающийся в ярославских фресках, связан с посвящением главного престола храма Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня. На галерее в тимпанах размещены уникальные фресковые иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Живоносный источник», фресковая икона «Страшный суд».

http://sobory.ru/article/?object=00579

В своде северного Варваринского придела композиция «София Премудрость Божия». На стенах в четырех ярусах иллюстрировано житие святой Варвары. В конхе придельного алтаря сюжет «О тебе радуется», в апсиде и на оконных откосах изображения 26 мучениц. В своде южного Алексеевского придела композиция «Царь Царем», на стенах в три яруса сцены из жития митрополита Алексия. В конхе — «Похвала Богородице», над конхой - «Предста Царица», в апсиде - пророки в медальонах. Свод паперти заполнен сценами из Ветхого Завета. В ее северном колене иллюстрированы «Дни творения» в кругах и сцены жизни Адама и Евы, в южном - «История Иосифа и Моисея». Роспись западного крыла паперти утрачена в XIX в. в связи с перекладкой свода. В люнетах внутренних стен паперти размещены многофигурные символико-дидактические композиции: «Собор всех святых», «Апостольская проповедь» (с.); «Символ веры», «Отче наш» (з.); «О тебе радуется», «Богородица Честнейшая херувим» (ю.). Над входом в северный придел на паперти написана «Богоматерь Знамение», над входом в южный - «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. На откосах окон паперти и между окнами фигуры ветхозаветных персонажей - праотцы и пророки. В западном крыльце сцены из «Апокалипсиса». Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царить здесь во всем - и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви. В XIX в. церковь Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 г. являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка. В 1929 г. церковь была закрыта. В 1992 г. храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973; Масленицын С.И. Писал Семён Спиридонов. – М.: Изобразительное искусство, 1980; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981.; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983.; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983.; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства/Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. – Ярославль, 2007.; Хрупалова И. Крестом увенчанный//Северный край, 2009, 14 октября; Егорова Т. Сотворили такие картины, чтоб висели они без гвоздя//Северный край, 2012, 23 октября

http://sobory.ru/article/?object=06021

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010