Архимандрит Варсонофий, в миру - Василий Григорьевич Толстухин, родился 1 января 1887 г., в городе Епифань Тульской губернии Факты его биографии говорят: " По окончании курса городского училища... пятнадцатилетним мальчиком... поступил послушником в Валаамский монастырь где с терпением и кротостью обучался монашеской жизни В 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский ...прикомандировал его к своему архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором " Правящим архиереем Финляндской и Выборгской епархии с 1905 по 1917 гг. был архиепископ Сергий (Страгородский), в будущем возглавивший Русскую церковь с 1925 г., как Блаженнейший Местоблюститель Патриаршего Престола и с 1943 г., как Святейший Патриарх. Историк пишет: " Его заботами была организована при кафедральном соборе в Выборге миссия, целью которой было распространение и утверждение православия среди карел " " В свое время о. Варсонофий был келейником в архиерейском доме архиепископа Сергия Финляндского и исполнял при нем секретарские обязанности " - узнаем из мемуарной литературы. За время, которое послушник Василий Толстухин провел, в качестве певчего в Финляндском архиерейском доме, архиепископ Сергий характеризовал его следующим образом: " ...усердно исполнял свое дело, прекрасно читал в церкви... и вообще вел себя безукоризненно хорошо " Стремление к монашеству, которым горело сердце послушника, вскоре исполнилось. Пострижение над Василием в 1911 г., в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре совершил игумен Маврикий. В сан диакона Толстухин был посвящен в этом же году - 21 ноября, рукоположение совершал архиепископ Сергий. Как раз в то самое время, когда отец Варсонофий проходил свое иноческое делание в Валаамской обители, этот славный монастырь посещал с паломничеством Иван Федченков, в монашестве Вениамин. Возможно, что уже тогда состоялось знакомство его с молодым иноком. В жизни им придется не раз встречаться. И. Федченков, по окончании Духовной академии в 1907 г., станет секретарем архиепископа Финляндского Сергия. В 1910-1911 гг., там же трудился и о. Варсонофий (Толстухин). Встречи с валаамскими подвижниками и общение с ними повлияли на выбор И. Федченковым монашеского пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

Гурий, архиепископ Таврический и Симферопольский (Карпов Григорий Платонович) Родился в 1814 году в г. Саратове в семье священника. В 1836 году окончил курс Саратовской духовной семинарии. В 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года пострижен в монашество, 4 августа рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха. В 1839 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 23 декабря того же года назначен членом Пекинской духовной миссии. 21 февраля 1851 года возведен в сан архимандрита; 12 октября того же года назначен смотрителем Александровского духовного училища. 17 августа 1855 года удостоен степени магистра богословия. 25 августа 1856 года назначен начальником Пекинской духовной миссии и пребывал в этой должности до 1864 года. С 13 сентября 1865 года – настоятель Московского Симонова монастыря. С 26 января 1866 года – настоятель посольской церкви в Риме. 5 июля 1866 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 15 декабря 1867 года – епископ Таврический и Симферопольский. С 1876 года – почетный член Церковно-археологического общества и Киевской духовной академии. 21 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Скончался 17 марта 1882 года в г. Симферополе. Сразу после окончания академии иеромонах Гурий был направлен в Русскую духовную миссию в Китай. Живя в течение 18 лет в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника миссии (отчасти заменявшей посольство), он затратил много сил и энергии для достойного выполнения порученного ему дела. Трудности встречались постоянно, но он любил свое дело и был настойчив, терпелив в успешном завершении его. Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. От печной кирки и лопаты приходилось браться за смычок и скрипку, чтобы из албазинцев создать певческий хор для богослужения, и он создал пекинский хор, который был если не лучше, то и не хуже архиерейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Живу я здесь единственно для Отечества» Отец Иакинф (Бичурин). Портрет выполнен в 1888 г. художником Н.Янш с литографии В.Теребенева 11 мая 1853 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в Александро-Невской лавре скончался замечательный русский ученый-востоковед, основоположник отечественной синологии монах Иакинф (Бичурин), 14 лет проведший в Пекине, возглавляя Русскую духовную миссию в Китае. Миссионерство Русской Православной Церкви имеет многовековую историю, и на этой ниве потрудилось немало великих подвижников земли русской. При этом русские миссионеры были не только самоотверженными, иногда даже ценою собственной жизни, свидетелями своей веры, но и нередко подлинными создателями культуры целых народов. Вспоминаются имена святителя Стефана, епископа Пермского († 1396), архимандрита Макария (Глухарева; † 1850), святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879), митрополита Московского, просветителя Алеутских островов, Аляски, Камчатки, Якутии и Приамурья. Миссионерское дело в России чаще всего было подвигом отдельных личностей. Освоение Сибири, выход русских промышленных людей на побережье Тихого океана приблизили территории Русского государства к Китаю. Интерес к огромной соседней стране, к развитию с ней торговых связей привел к тому, что уже в 1618 году по приказу тобольского воеводы томский казак Иван Петлин с товарищами первыми из русских людей побывали в Пекине. Они привезли от китайского императора грамоту, которая разрешала русским присылать посольства и вести торговлю в Китае. После этого в течение XVII века из Русского государства в Китай был отправлен целый ряд официальных посольств: Ф.И. Байкова (1654–1658), И. Перфильева (1658), Н.Г. Спафария (Милеску) (1675–1677), Ф.А. Головина (1686–1690). Посольство Ф.И. Байкова было уполномочено добиться торговых связей и упрочения добрососедских отношений между двумя государствами. Но Ф.И. Байков не смог решить поставленных перед ним задач, и основная причина неудачи была не в нем: захватившие в 1644 году китайский престол маньчжуры взяли курс на проведение политики внешней изоляции Китая.

http://pravoslavie.ru/30477.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Православие в Китае - тема, которая должна быть поднята на общецерковный уровень 22.08.2010 355 Время на чтение 8 минут Китай - страна, которая меньше всего ассоциируется с православием, однако христианство, по преданию, было проповедано здесь еще апостолом Фомой, а православие пришло на китайскую землю в конце XVII века, когда китайская армия пленила и увезла в Пекин казаков крепости Албазин вместе со священником: впоследствии они основали там русскую общину и духовную миссию. О современном положении православия и православных верующих в Китае, об их трудностях и перспективах рассказал корреспонденту " Интерфакс-Религия " Елене Веревкиной настоятель прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. - В России верующим мало что известно о православии в Китае и Гонконге, если, конечно, они специально не изучают этот вопрос. Вроде бы службы разрешено совершать не везде. А как на самом деле обстоят дела со свободой вероисповедания в стране? - Расхожее мнение - что православие в Китае запрещено, но это серьезная ошибка. В Китае законодательно все религиозные движения защищены, имеют свои права, но есть определенные условия. Главное условие, на котором строится религиозная жизнь официально признанных религиозных организаций в КНР, - независимость от иностранных влияний: эти организации должны быть самофинансируемы, самоутверждаемы и самораспостраняемы, так называемый принцип тройной самостоятельности, который был взят как руководство в законодательной практике еще в 1950-е годы. Таким образом, Китайская автономная православная церковь тоже должна вписываться в рамки этого закона. Она не существует на общенациональном уровне, но в Китае есть четыре официально открытых места для совершения православных богослужений: два на северо-западе страны, в Синьцзян-Уйгурском автономной районе, один храм в городе Харбин и один - в городе Лабдарин автономного района Внутренняя Монголия. Эти четыре храма мы относим к Китайской автономной православной церкви. Надо сказать, что в этой автономной Церкви не осталось ни одного служащего священника, тем более епископа, хотя группы православных верующих живут не только в этих регионах, но и в других районах страны, в частности, в крупных городах - Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу, в провинции Юньнань, но у них нет мест для совершения богослужений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путём созидания Апрельские тезисы Священного Синода 05.04.2019 848 4 апреля на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви продолжена системная работа по развитию церковной жизни: назначены на новые кафедры архиереи, была проявлена забота о духовной и семейной жизни молодых священников, определена главная тема будущих Рождественских чтений («Великая Победа: наследие и наследники»), прославлены новые святые. Не обойдён вниманием украинс кий церковный вопрос: синодалы поддержали полное достоинства и силы заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви, в котором в т.ч. констатируется, что авантюры Константинопольского патриархата не получили рецепции среди Поместных Церквей. Из новых назначений хотелось бы особо отметить поставление правящим архиереем недавно учреждённой Корейской епархии архиепископа Кызыльского и Тывинского Феофана (Кима), который уже служил ранеее в Корее, а в последние годы апостольски трудился в Тыве. Принятое решение в очередной раз показывает, что курс на развитие внешней зарубежной миссии, на проповедь Евангелия всем народам является не случайностью: он продуман священноначалием и является ответом Церкви на таинственное указание Духа Святого. Вспоминаются священные слова Деяний святых апостолов: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие » (Деян. 13:2-5). Ну а с церковно-«политической» точки зрения Московский Патриархат показывает несостоятельность «вселенских» притязаний Константинопольского патриархата - по крайней мере конкретно в Юго-Восточной Азии. Относительно же Кореи следует сказать, что именно Русская Церковь начала проповедь Православия в Корее в 1897 г. И только спустя многие десятилетия, после исторических потрясений, Русская Церковь потеряла возможность окормлять Корею, территорию которой «подобрал» Константинополь. Ныне же, после отмены Фанаром документа более чем 300-летней давности о Киевской митрополии и выхода Константинополя из канонического поля, ничто не мешает Русской Церкви восстановить свою юрисдикцию над Кореей. Причём сразу на уровне архиерея, к тому же корейской национальности (напомним, ранее русскую духовную миссию в Корее на месте возглавляли лица в сане не выше архимандрита, и никогда - корейцы).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/05/pu...

Иннокентий, святитель, епископ Иркутский и Нернинский (Кульчицкий Иван) († 1731, память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в 1680 или 1682 году в Черниговской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. С 1695 года обучался в Киевской духовной академии. В 1706 году окончил курс обучения. В 1708 году в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1714 года – префект той же академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Nempa I вызвали в Петербург в Александро-Невскую лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финский город Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях. С конца 1720 года исполнял должность наместника Александро-Невской лавры. В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переславльского, а 5 марта 1721 года состоялась его хиротония в Троицком соборе лавры, в присутствии Nempa I. С этого времени началась более обширная деятельность его на Божией ниве. В апреле 1721 года он отправился к месту своего нового назначения в сопровождении 12 человек священно-церковнослужителей. В марте 1722 года он достиг Иркутска и, переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Троице-Селенгинском монастыре, т. к. китайские власти, по проискам иезуитов, живших в Пекине, воспрепятствовали въезду в свою столицу православного епископа. В течение трех лет пришлось владыке Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Интервью Святейшего Патриарха Алексия сайту Русской Зарубежной Церкви 2 травня 2006 р. 14:25 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы официального интернет-сайта Русской Зарубежной Церкви. — Ваше Святейшество! Как бы Вы оценили путь, пройденный Русской Зарубежной Церковью в ХХ веке? Какое значение придавали духовенство и верующие Московского Патриархата миссии и служению Русской Зарубежной Церкви в годы советской власти? Что значила Русская Зарубежная Церковь лично для Вас? — Русская Зарубежная Церковь сохранила в своем изгнании духовные ценности отечественной православной традиции. Сохранила их неповрежденными, хотя, мы знаем, это было нелегко. Лишение Родины, потеря близких, невозможность общаться с теми, кто остался по другую сторону границы, неустроенность и нищета эмигрантского существования, порой неблагоприятное и иноверное окружение, в котором трудно жить по православным обычаям предков. Духовные ценности Православия не только сохранялись, но и преумножались русской эмиграцией, лучшая часть которой воспринимала свое пребывание на Западе как посланную от Бога миссию. Благодаря этому членами Русской Зарубежной Церкви мы видим ныне многих священнослужителей и мирян, по плоти не имеющих русских корней, но любящих Россию, молящихся за нее. Духовная литература, издававшаяся Русской Зарубежной Церковью проникала в Россию, хотя и в ограниченных количествах, даже во времена «железного занавеса». И это была очень ценная помощь. А потом пришли иные времена, и созданное в Зарубежье наследие переиздали в России огромными тиражами — достаточно упомянуть «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, по которому у нас учились и учатся в воскресных школах сотни тысяч, если не миллионы детей, а юноши по этой книге готовятся к поступлению в семинарию. Другие сочинения духовных писателей Зарубежной Церкви — архиепископа Аверкия (Таушева), протопресвитера Михаила Помазанского — входят в программу духовных учебных заведений Московского Патриархата. Коротко можно сказать так: мы воспринимали Русскую Церковь за границей как плоть от плоти нашего народа, как неотъемлемую часть Русской Церкви, трагически отделенную от нас вследствие страшных событий ХХ века: революции, гражданской войны, насилия богоборцев, повлекшего страдания и гибель миллионов людей. Мы всегда верили, что это разделение — временное, потому что вера у нас одна, святыни общие, и одно Отечество, где бы ни жили его чада.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202999...

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 28 декабря 2020 г. 19:00 Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 25.05.1947 — 20.11.2020 20 ноября на 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Приснопамятный архипастырь прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился будущий архиерей 25 мая 1947 года в городе Дмитриеве (Курская область) в многодетной рабочей семье Андрея и Александры Ашурковых. После службы в рядах Советской армии был помощником епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина). В 1970 году он поступил во второй класс Московской духовной семинарии; по завершении учебы зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1976 году. В 1973 году его приняли послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. В том же году, 19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Никейского, исповедника. После окончания аспирантуры МДА (кандидатская работа — «Догматическое учение Василия Великого») отец Феофан с 1977 по 2000 год нес различные послушания в странах Ближнего Востока, а также в Центральной и Южной Америке. В 1977 году определением Священного Синода был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 1985 году был возведен в сан архимандрита. В 1987−1989 годах трудился в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС). В 1989−1993 годах был Экзархом Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993–1999 годах — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 года до 8 октября 2000 года архимандрит Феофан представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Решением Священного Синода от 7 октября 2000 года назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. Хиротонисан 26 ноября за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Роман Катаев Скачать epub pdf 23 января – день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского , бывшего преподавателем и ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии. По свидетельству современников о. Феофан был «руководителем и отцом академических студентов и обращался с ними, как отец со своими детьми». При его ректорстве академию окончили И.Осинин, заслуженный профессор СПбДА; И.Нильский , расколовед, профессор СПбДА; И.Е.Троицкий , знаменитый церковный ученый, профессор СПбДА; митрофорный протоиерей А. Парвов, канонист, профессор СПбДА, председатель Учебного комитета; протоиерей Н. Верховский, духовный писатель; учился епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский). 13 июня 1857 года на место знаменитого богослова и церковного историка, будущего митрополита Московского и Коломенского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Макария (Булгакова) был назначен настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Феофан (Говоров). Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Выпускник Ливенского духовного училища, Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он был определен в 1841 году, по окончании академии, профессором Новгородской семинарии, а 1844 году переведен Санкт-Петербургскую академию бакалавром нравственного и пастырского богословия. По своей «религиозной склонности», как отмечает профессор И. Чистович , он в 1847 году отправляется в Иерусалим в Русскую Духовную Миссию. После прекращения действия миссии в 1855 году возвращается в академию бакалавром церковного законоведения, но опять ненадолго: через полгода его переводят ректором Петрозаводской духовной семинарии, а 21 мая 1856 года он назначается настоятелем посольской церкви в Константинополе. В новой должности ректора столичной академии архимандрит Феофан проявил себя человеком высоких духовных качеств. При ректоре Феофане студенты вздохнули после тяжелого режима ректора Макария – отметил составитель биографического словаря студентов академии А. Родосский .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf Раздел 9. Вениаминовское подворье Предисловие (?) 264. Прошение соборного иеромонаха Вениамина в Совет ИППО о принятии в ведение Общества организованного им же приюта Иерусалим, 29 октября 1891 г. Подлинник. Обращаюсь к Вам со всепокорнейшею просьбою – принять на себя приют для бедных, который я устроил для 3-х вероисповеданий: православных, католиков, протестантов, всё это устройство и земля стоит 3000 наполеонов; находясь в Иерусалиме более 40 лет, я своими трудами приобрёл всё это; лишая себя во всём, чтобы сделать доброе дело для бедных: в память в Бозе почивших Их Императорских Величеств Императора Николая I и Императора Александра II; и во здравие и благоденствие Их Величеств Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны и со всею Их Августейшею Фамилиею. Ныне жертвую в Православное Императорское Палестинское Общество, за спасение Наследника Цесаревича в Японии; и ожидаю, чтоб это всегда осталось под попечением ИППО в Иерусалиме, и чтоб ремонт и постройки всё бы взяли на себя; пока я жив, я всегда буду помогать, насколько смогу. Передаю всё в ИППО, чтоб всё было по их усмотрению, только не переменили бы моей воли, чтоб навсегда остался приют для бедных, и кому какое я дал сам помещение, чтоб дожили все эти означенные в списке бесплатно до своей смерти, с условием, чтоб жили спокойно, в противном же случае, хотя и мною помещены, но за беспокойство, таковых удалить с моего приюта, устроенного в воспоминание и всегдашних молитв Августейшей Фамилии. Я это имел всегда намерение и желание и только мог исполнить в Иерусалиме. С Севастопольской войны у меня было это желание; имевши столько милостей царских. В Севастополь во время войны я был назначен Императором Николаем I и был на всех перевязочных пунктах. Был на короновании Их Величеств Императора Александра II и на другой день 27 августа, имел счастье представиться Императору и Императрице и с ними разговаривал о Палестине. После был назначен В. К. Еленою Павловною служащим иеромонахом в Мариинский Институт и потом отправился в Иерусалим, где 7 лет правил все службы для русских поклонников безвозмездно, и потом назначен в Русскую Духовную Миссию, где я более 20 лет своими трудами исполнил своё желание. Теперь я уже слаб и стар стал, то очень бы желал, чтоб Господь меня утешил при жизни знать решение высшей власти. Одно уже прошение 25 июня, чрез консула, я послал в министерство, и знаю и то, что 25 июля оно послано посланником в Азиатский департамент; прошло три месяца и никакого нет ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010