Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Исторический маяк 4 ноября 1721 года Россия была провозглашена империей 03.11.2023 174 Время на чтение 4 минуты Источник: ЗАВТРА 10 сентября 1721 г. Россия подписала Ништадтский мирный договор со Швецией. Победа в Северной войне закрепила наш выход в Балтийское море и вернула Россию в Европу. Вернула - фактически на правах империи. По факту победы русский царь стал именоваться императором, что было без возражения, пусть и не сразу, признано Европой. Факт этот крайне важен для нас. Но почему-то обходится стороной и нашей историографией, и текущей политикой. Конечно, русские цари всегда считали себя императорами: слово «царь» происходит от слова «цесарь». Иван Грозный всерьез называл себя наследником императора Августа. Третий Рим был фактом русского самосознания. Что имело под собой серьёзные основания. Дело не только в царевне Софье Палеолог, привезшей в Москву византийский герб. Кому быть восприемником Византии – спор был совсем не праздный. Двуглавого византийского орла ревниво примеряли к своей империи Габсбурги. Но, конечно, духовной восприемницей почившей Империи ко времени Ивана III могла стать только православная Москва. Третий Рим – это не об игре имперских амбиций входящей в силу Москвы. Это, в первую очередь, - осознание своей великой судьбы. Своего служения. Империя - понятие не только геополитическое, но, прежде всего, мистическое, духовное. Первый Рим осознал сакральный смысл своего бытия, когда на пространстве Империи разыгралась драма Богочеловека, а император Константин принял христианство. «Один Бог на небе, один император на земле» - формула высшей идеи, единственно для настоящей Империи возможная. И Рим Второй - Константинополь честно нес свою духовную миссию, даже когда физические границы Империи сжимались, подобно шагреневой коже, вплоть до XV века. Затерянная в северных лесах Москва, почти неизвестная Европе, принимала на себя миссию Третьего Рима - миссию, конечно, прежде всего духовную, хранительницы истинной веры - в момент катастрофы традиционного мира в целом.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/03/istori...

Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения 8 февраля 2013 г. 15:51 25 января 2013 года в Патриаршем зале Трапезных палат Храма Христа Спасителя в Москве в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений прошло секционное заседание, организованное Синодальным отделом по тюремному служению , на тему «Традиционные ценности и современный мир: миссия Церкви в местах принудительного содержания заключенных». Председатель Отдела епископ Красногорский Иринарх выступил с докладом «Миссия Церкви и пенитенциарные учреждения». Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы! Дорогие братия и сестры! Дамы и господа — глубокоуважаемые сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний! I. Вступление В настоящем докладе представлены основные направления, виды и принципы организации Миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях и на постпенитенциарном пространстве на канонической территории Русской Православной Церкви. Предлагаемый материал включает в себя организацию духовно-пастырского окормления всех граждан — участников уголовно-исполнительного процесса, а также учитывает новации досудебных разбирательств, в том числе зарождающийся в России процесс пробации 1 , которая (пробация) плодотворно развивается во многих европейских странах и активно обсуждается российскими правоведами в свете реформы уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации. В целом — это направление, объемлющее всех без исключения участников процесса исполнения наказаний, представляет собой Миссию тюремного (пенитенциарного) служения Церкви в широком понимании этого слова. Миссия тюремного служения Церкви, направленная на духовно-пастырское окормление и возврат в общество исключительно только тех лиц, которые были осуждены или пребывают до суда под следствием в местах принудительного содержания, выделена Священноначалием Церкви в самостоятельное направление и регулируется Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению, а также соответствующими епархиальными подразделениями. Исторически именно контингент лиц, содержащихся под стражей, является основной паствой, духовно окормляемой священнослужителями тюремных храмов, взаимодействующих в контакте с Федеральной службой исполнения наказаний 2 . Это направление представляет собой Миссию тюремного служения Церкви в узком понимании этого слова.

http://patriarchia.ru/db/text/2782750.ht...

Борьба за сохранение Русской Духовной Миссии 1878–1880 303. Проект преобразования Русской Духовной Миссии, представленный в Палестинскую Комиссию консулом в Иерусалиме Н.А. Иларионовым Иерусалим 1878 г. Подлинник Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, имевшая при открытии своем после Крымской войны начальником епископа, состоит ныне из архимандрита – начальника Миссии, двух иеромонахов и одного иеродиакона. При Миссии полагается хор певчих, число коих не всегда бывает одинаково, и в последнее время было их пять человек, а прежде шесть. При Миссии состоит также драгоман из местных арабов и имеется некоторое число служителей, необходимых как для церкви, так и самой Миссии. Миссия содержится на средства, отпускаемые Св. Синодом, ежегодно золотою монетой, в количестве 14650 рублей, присылаемых при посредстве министерства иностранных дел в Иерусалимское консульство по полугодиям, векселями на Лондон, в 1129 5 за каждое полугодие, причем рубль считается в 37 пенсов. Векселя эти передаются консульством начальнику Миссии, который сам уже уплачивает содержание подведомственных ему лиц. Открывая Духовную Миссию в Иерусалиме, правительство наше имело в виду возложить на Миссию, кроме духовного представительства, и другую, без сомнения, более важную и существенную обязанность – обязанность духовного назидания приходящих в Палестину русских поклонников. Поручение Миссии духовного представительства заключалось, конечно, в желании иметь в Иерусалиме представителя Русской Церкви, подражая при том, по всей вероятности, другим христианским исповеданиям, имеющим в Святом Граде своих патриархов и епископов; затем, так как Духовная Миссия была учреждена еще до открытия императорского консульства и было тогда только вице-консульство в Яффе, подведомственное генеральному консульству в Бейруте, то Миссия несла на себе, кроме забот собственно духовных, также и заботы о всех нуждах русских богомольцев и оказывала им, по возможности, защиту и покровительство. Таким образом, имея при том же во главе духовное лицо с высоким саном епископа, Миссия становилась в то же время как бы представительницей всех вообще интересов русского народа в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

М.Н. Боголюбов Самойлов Н. А. Пекинская Духовная Миссия во второй половине XIX в Вторая половина XIX в. – очень сложный период в истории Китая. В эти годы Цинская империя терпела сокрушительные поражения в войнах с западными державами, навязывавшими ей неравноправные договоры, и сотрясалась под ударами народных восстаний. Консервативные силы цинского Китая пытались сохранить свои сильно пошатнувшиеся позиции и воспрепятствовать осуществлению прогрессивных реформ, проводившихся в рамках так называемой политики «самоусиления». Эти явления во внутренней жизни и внешней политике Цинской империи не могли не отразиться на положении дел в Пекинской Духовной Миссии. Сменились акценты и во внешнеполитической деятельности Российского правительства. В начале 60-х гг. XIX в., после второй «опиумной» войны, Миссия была реорганизована. Окончательное разделение русской Миссии на дипломатическую и духовную произошло в 1864 г. Руководство Духовной Миссией поручалось архимандриту Палладию (Кафарову) , бывшему уже главой 13-й миссии в 1850–1858 гг. Был сокращен штат. В утвержденном Государственным советом положении о реорганизации Миссии говорилось следующее: «1) Предоставить Пекинскую Духовную Миссию в полное заведывание и распоряжение духовного ведомства, отчислив от нее, в состав миссии дипломатической, состоящих ныне при первой из сих миссий врача и трех студентов, а затем должности художника и одного студента при миссии упразднить. На одного иеромонаха из духовной миссии возложить обязанность исправлять церковную службу при миссии дипломатической. 2) Срок нахождения студентов при миссии дипломатической... назначить не менее 4-х лет, обязав их прослужить не менее 6-ти лет на должностях, которые, по истечении сказанного срока, будут им предоставлены в Китае, по усмотрению министерства иностранных дел. 3) В составе духовной миссии оставить: начальника миссии (архимандрита), трех иеромонахов, священника и катихизатора, из коих последние двое назначаются из туземцев. 4) Вместо установленного ныне срока пребывания в Китае членов духовной миссии предоставить святейшему Синоду оставлять достойнейших и способнейших миссионеров на неопределенное время. 5) Обязать духовную миссию во всех тех случаях, где действия и распоряжения оной будут соприкасаться с государственными постановлениями страны или политическими отношениями России и Китая, обращаться к начальнику дипломатической миссии как единственному представителю русских интересов, имеющему ближайшие сношения с китайским правительством...» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Комаровский Константин Станиславович; 17.09.1876, Самарканд - 11.12.1937, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи судейского чиновника. После окончания классической гимназии в г. Верный (ныне Алматы (Алма-Ата), Казахстан) поступил в 1895 г. в КазДА. 6 дек. 1898 г., во время учебы на последнем курсе академии, принял монашеский постриг с именем Киприан. 11 дек. того же года рукоположен во диакона. В 1899 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Значение скорбей и страданий по учению Нового Завета»; 1 окт. того же года рукоположен во иерея. Получил назначение в Киргизскую духовную миссию, действовавшую среди казахов Степного генерал-губернаторства (сев. и сев.-вост. часть совр. Казахстана). Стал миссионером Шульбинского стана в Семипалатинской обл. С 19 апр. 1901 г. помощник начальника Киргизской миссии, с 11 июля 1906 г. начальник Киргизской миссии; возведен в сан архимандрита. К. возглавил Киргизскую миссию в сложный период ее истории. После выхода 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» произошло массовое отпадение новокрещеных казахов от Православия. Из-за укрепления позиций ислама среди казах. населения миссионеры стали чаще сталкиваться с враждебностью к христ. вероучению. Одновременно членам миссии приходилось окормлять прибывающих в Степной край в большом количестве рус. переселенцев, к-рые составили основную часть паствы храмов миссии. К. оценивал сложившуюся ситуацию как критическую, настаивая на освобождении миссии от приходских обязанностей, отвлекавших от просветительской работы среди казахов. Миссия испытывала и серьезные финансовые трудности, т. к. омские епархиальные власти сократили выделяемые на ее нужды денежные средства, что привело к сокращению числа миссионерских станов. Главной же проблемой, по мнению К., были равнодушие и даже враждебность российского общества к деятельности миссии. К. писал, что «миссия среди инородцев, населяющих русское царство - дело всего русского народа... несколько человек миссионеров не могут выполнить дело целой нации, они - деятели не сами по себе, они суть только посланники от народа... но деятельность органа оказывается бесплодною, если организм из себя не питает его» ( Киприан (Комаровский), архим. О деятельности и состоянии Киргизской миссии за 1908 г.: (Заключение начальника миссии)//Омские ЕВ. 1909. 10. С. 46). Несмотря на неблагоприятные условия, К. принимал меры к активизации работы миссии. Была преодолена тенденция к сокращению числа станов, 2 из них были перенесены на новые места; удалось восстановить упраздненный ранее Шульбинский стан; при миссии было образовано братство для организации содействия со стороны рус. населения и сбора денежных средств.

http://pravenc.ru/text/1684756.html

Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби. 1864–1902 442. Отношение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина к помощнику драгомана Миссии Я.Е. Халеби 760 Иерусалим 12 апреля 1871 г. Копия Г. помощнику драгомана Иерусалимской Духовной Миссии Иакову Г Халеби Е[го] В[еличество] государь император, согласно определению Святейшего Синода от 25 ноября/2 декабря 1870 года, соизволил в 21-ое декабря того же года пожаловать Вам «за преданность России и содействие Миссии в приобретении священного Дуба Мамврийского 761 и других важных и ценных мест в Палестине» 762 золотую медаль на Аннинской ленте для ношения на шее. Передавая Вам при сем, по поручению Его Сиятельства г. обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого, Всемилостивейше пожалованную Вам медаль, я пользуюсь случаем принести Вам сердечное поздравление с сим знаком Высокомонаршей милости, в полной уверенности, что Вы и впредь с тем же достохвальным усердием, бескорыстием и самоотвержением не откажетесь служить Миссии, а через нее и всей Православной Церкви. Начальник Миссии архимандрит (подписал) Антонин Архив РДМ, п. 10, д. 176. 1 л. 443. Отношение посла в Константинополе графа Н.П. Игнатьева к архимандриту Антонину Константинополь 2 июня 1873 г. Подлинник Высокопреподобнейший отец архимандрит. В ответ на письмо Вашего Высокопреподобия от 21 мая 43, честь имею препроводить к Вам при сем визириальное письмо на имя иерусалимского губернатора о признании Якуба Халеби драгоманом Духовной Миссии нашей в Палестине. Поручая себя Вашим святым молитвам, покорнейше прошу Вас, высокопрепо- добнейший отец архимандрит, принять уверение в совершенном моем почтении и душевной преданности. Архив РДМ, п. 54, д. 1047. 1 л. 444. Справка о драгомане Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби Иерусалим без даты Копия Якоб Георгиевич Халеби, уроженец города Иерусалима (из фамилии, переселившейся из Алеппо), еще бывши мальчиком, пользовался покровительством преосвященного Кирилла Мелитопольского, тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. По его рекомендации был отправлен в 1860 г. в Петербург, где в течение трех с половиною лет обучался ювелирному мастерству у придворного ювелира Зефтигена 763 , причем изучил достаточно русский язык. В 1864 г. начальником Миссии архимандритом Леонидом был приглашен на службу в Миссию и состоял помощником драгомана ее около 10 лет. В 1873 г. определен штатным драгоманом Миссии, в каковой должности состоит и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Этот страшный русский вопрос Набраться духу и сказать, что в стране россов россы главные! 12.08.2022 3105 Фото: из личного архива автора У всех нормальных русских людей в последние месяцы появился повод для радости: постылое «россиянство» почти ушло из публичного пространства, по крайней мере, сильно отступило. Вместо него закономерно почти уже утвердилось слово «русский», тут и там в текстах и эфирах звучит: русские… русский народ… русская земля… русские воины… русская культура… русская армия… Но есть в этой радости и ложка дёгтя. Как только разговор в каком-нибудь эфире или видео-стриме не проскочит пугливо, а хоть чуть-чуть задержится собственно на русскости и русском народе, так обязательно выйдет заминка. Потому что среди гостей в студии или среди слушателей-комментаторов обязательно найдётся бдительный толераст-многонационал. И он обязательно вякнет что-то в духе: «А почему опять у вас только русские?! А как же остальные 666 проживающих в России народов?!» И тут у любого спикера из самых, казалось бы, горячих русских патриотов типа Мардана неизменно случается поломка и просыпается впитанный с молоком матери «страх иудейский». И тут уж пошло-поехало: ну… русские… это же типа идейная общность… это политическая нация… к ней может примкнуть кто угодно, хоть негр преклонных годов… главное, что он любит Россию… Ну то есть русские это опять не народ, не этнос, а проходной двор для всех желающих. Хоть еврея Жириновского подымай из гроба, чтобы он им ответил, а наши русские ведущие и спикеры от этой темы дрожат и трусливо пятятся. А всего-то и надо сказать ну хотя бы примерно так: «Уважаемые представители других народов! Вам придётся признать и принять, что русские – государствообразующий и главный народ России. Именно русские в силу разных причин создали великую империю, пропитали своими потом и кровью эту бескрайнюю суровую землю, стали стержнем и фундаментом нашей страны. Да, в силу разных причин, о которых можно отдельно говорить, это дано было сделать не удмуртам, не татарам, не ингушам, не ненцам и не прочим прекрасным народам, а именно русским. Россия, то есть земля россов, создана русскими. Гипотетическое исчезновение любого из других народов она переживёт. Её существование и целостность зависит только лишь и исключительно от существования русских, хотя бы исходя из количественных параметров – только русские являются необходимым условием продолжения России. И поэтому русские имеют не только трудную миссию, но и особые права государствообразующего народа. Например, именно русский язык, русская ментальность, русская мысль, русская культура и русская политика доминируют в России и формируют духовный и культурный облик страны. Да, не якутский язык и не тувинская мысль доминируют, а именно русские, так уж определила история. Хотя никто на основании этого не собирается угнетать, обижать и дискриминировать вас, другие народы».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/et...

М.Н. Боголюбов Посольство Ю. А. Головкина и 9-я Российская Духовная Миссия в Китае И. Т. Мороз В свете российско-китайских отношений в начале XIX в. известный интерес представляют обстоятельства отправления в Пекин 9-й Российской Духовной Миссии. Имеющиеся в Центральном государственном историческом архиве Монголии материалы маньчжурского фонда, относящиеся к Миссии, позволяют не только более подробно и аргументированно изложить историю посылки самой Миссии, но и помогают понять характер российско-китайских отношений в начале XIX в. 20 марта 1805 г. император Александр I утвердил проект рескрипта сибирскому генерал-губернатору И. О. Селифонтову, предписывающий известить цинскую пограничную администрацию о назначении послом в Цинскую империю Ю. А. Головкина, о сроке прибытия русского посольства на границу и об отправке с посольством в Пекин очередной смены Российской Духовной Миссии 319 . Численность посольства была необычно велика – более 200 человек. 9-я Духовная Миссия, которой предстояло сменить 8-ю Миссию, находившуюся в Пекине с 1794 г., в соответствии с рескриптом Александра I должна была отправиться в 1805 г. вместе с посольством Ю. А. Головкина. 27 апреля 1805 г. иркутский вице-губернатор А. А. Шитиков послал письмо в Ургу вану Юндендоржу и амбаню Юйхину с извещением о назначении чрезвычайным и полномочным послом Ю. А. Головкина и отправлении вместе с ним 9-й смены Духовной Миссии 320 . 12 мая 1805 г. ургинские пограничные правители представили императору Юн Яню доклад, в котором сообщили о предстоящем прибытии российского посольства. Мы считаем интересным процитировать этот документ, передающий стиль эпохи и характер взаимоотношений китайского императора и ургинских пограничных правителей. В докладе говорится: «Мы, ваши ничтожные слуги, распечатали и просмотрели весьма путанного содержания письмо, которое 4 луны 23 дня (12 мая. – И. М.) доставил нам командированный русским губернатором курьер – капитан Санжихаев. В этом письме губернатор Шишков (имеется в виду гражданский губернатор Иркутска.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Белоруссия – твердыня Русского мира и русская Вандея 2020-х Часть 7. «Процветающая Беларусь»: снять розовые очки 03.02.2023 672 Время на чтение 14 минут Часть 1 . Часть 2 . Часть 3 . Часть 4 . Часть 5 . Часть 6 . Приведенная в предыдущих частях красивая картина белорусской православной Цитадели Русского мира объективна, безпристрастна, в частности лишена известных издержек «кулика и болота». И именно поэтому не предполагает витания в «розовых облаках». Белоруссия отнюдь не крепко стоит на ногах – ни духовно, ни общественно. А учитывая, какие апостасийные апокалиптические силы ей противостоят, – только благодатью она может выстоять и исполнить свою русскую миссию. Здесь же крайне важно отбросить традиционную русскую болезнь успокаивающего самовнушения и угодливого ура-патриотизма и взглянуть на угрозы и болезни трезво. Все белорусские народно-государственные болезни и угрозы унаследованы из предыдущего периода 2010-х и шире – советской эпохи. Рассмотрим их по основным областям народной жизни. 1. Религиозная область. Самое тяжелое наследие – это, несомненно, общая для всей Руси расцерковленность народа. Церковную жизнь ведет в среднем 2-3% от всего населения, на западнобелорусских землях достигая 8-10%, однако сталкиваясь там с активностью польского католицизма на севере и американского протестантизма на юге. Слабая религиозность значительно снижает уровень мотивации и целеполагания народа и правящей элиты, духовно оскопляет, снижает способность к сопротивлению злу. Мировоззрение подавляющего большинства белорусов по-прежнему пронизано ложными в христианском свете взглядами и оценками личной и общественной жизни, неверными убеждениями и ценностными ориентациями. Со стороны Церкви в Белоруссии в целом весьма важным недостатком является сохраняющаяся слабая Ее нацеленность на участие в государственной и общественной жизни своего народа, в системной борьбе со злом, и отсутствие системной организации данного участия: не сформированы соответствующие Синодальные отделы и группы ответственных и идейных священников и мирян, которые бы занимались христианизацией науки, художественной культуры, защитой нравственности, влиянием на идеологию и общественные движения.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/03/be...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Империя Правды 11.03.2023 524 Время на чтение 6 минут Источник: Наследие Империи В современном глобальном мире происходит процесс тотальной апостасии – отхода человечества не только от Христа, но и вообще от основополагающих духовных понятий о человеке как существе с бессмертной душой, созданном по образу и подобию Божию. На его место приходит миф о человеке как о биосоциальном автомате, который во многом можно заменить новейшими технологиями. Отмена фундаментальных духовных и нравственных понятий, основанных на библейском Откровении о человеке, лежит в основе современного радикального феномена антихристианской псевдокультуры, которое получило название cancel culture (культура отмены). В этой ситуации Россия, пытающаяся сохранять традиционные библейские смыслы и ценности как основу своего национального бытия, уже самым очевидным образом проявляет свою всемирно-историческую миссию как «удерживающего» – Катехона. В наше время национальная и цивилизационная идеология России и русского мира в целом может быть определена термином «хранительство» (См.: Перевезенцев С.В., Ширинянц А.А. Очерки истории русского хранительства: Монография. Часть I. М.: Издательство Московского университета, 2021). Если коллективный Запад совершенно справедливо получил наименование Империи Лжи, то Россия была и остается Империей Правды, которая противостоит этой лжи. Когда возникла Русь, никакой Европы ещё не было – Русь была продолжением Византии и при Иване III, вплоть до Петра. Европа возникла в 1054 году – как результат её отпадения от Православной Церкви. Поскольку Россия хранила Православие, то она стала главным врагом Европы вплоть до настоящего времени. Нашествия Европы были для России всегда более опасными, чем нашествия с Востока.Отличие России от Европы как целого (цивилизации) у России состоит в том, что здесь менталитет сформирован Православием и не было своего Модерна, т.е. индивидуализма как основы культуры. Индивидуализм был навязан России в ХХ веке с Запада, причем наиболее интенсивно это происходило в советский период, несмотря на официальную идеологию «коллективизма», поскольку индивидуализм – это результат обезбоживания народа, которое в СССР происходило насильственным путем и намного быстрее и раньше, чем на Западе. Это иго безбожников в России привело к катастрофическим последствиям – нравственному вырождению и как следствие – физическому вымиранию народа. Но чудом Божиим Россия все равно пока ещё жива и способна возродиться.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/11/imperi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010