Скончался архиепископ Гавриил 16 января 1753 года. Тело его было перевезено в Рязань и 1 февраля погребено в Рязанском Архангельском соборе. Литература: Добролю бов И. В., священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. – Рязань, 1885, ч. 3. – С. 274–310. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. Сборник Церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1863, кн. 2–4. – С. 116. Сергий (Спасский) , архимандрит. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – М., 1866. – С. 67. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888. – С. 12. Благовещенский А. А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 25–35. Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, 1063. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 289, 657, 735. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 40. Труды Рязанской ученой архивной комиссии. – Рязань, 1884–1904, 1891, т. 6, 2. Вологодские епархиальные ведомости. – 1869, 13. – 1874, 2. – 1887, 2, 3, 1 6. Самарские епархиальные ведомости. – 1878, 22. – С. 454. Известия по Казанской епархии. – 1885, 18. – С. 598. – 1907, 10. – С. 297. Православное обозрение. – 1868, декабрь. – С. 355. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 571–572. Русский архив. – 1900, кн. 2, 8. – С. 410–411. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 45, 49, 60. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 725; т. 7. – С. 709–710.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Венгрии планируется воссоздать Токайскую Духовную Миссию Будапешт, 15 марта 2005 г. 11 марта 2005 года представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, временно управляющий Будапештской и Венгерской епархией, встретился с государственным секретарем Венгерской республики, главой Управления делами кабинета премьер-министра Венгрии Ш. Надем, сообщает пресс-служба Венгерской епархии. Во встрече принял участие настоятель Свято-Сергиевского прихода в Будапеште протоиерей Иоанн Кадар. В ходе встречи состоялся обмен мнениями по вопросу о возможности воссоздания Токайской Миссии, которая могла бы стать центром духовного и культурного обмена между Венгрией и Россией, а также способствовала бы укреплению экономического сотрудничества между двумя странами. Токайская Миссия была создана в начале XVIII века по приказу российского императора Петра I и просуществовала до начала XIX века. Миссия располагалась в г. Токае, центре знаменитого винодельческого региона Венгрии, входящего ныне в область Боршод-Абауй-Земплен, и состояла из сотни казаков, в задачу которых входило обеспечение беспрепятственной поставки токайских вин к столу российского императора. Однако миссия имела также духовный и культурный характер, ибо при ней был построен первый на территории Венгрии русский православный храм. В этом деревянном храме с 1745 по 1753 годы служил псаломщиком выдающийся украинский философ и поэт Григорий Сковорода. После освящения в 1803 году храма во имя святой мученицы царицы Александры в Юреме функции духовного представительства Русской Церкви в Венгрии перешли к этому храму, ставшему центром Офенской духовной миссии. В Токае же на месте первоначального деревянного храма был выстроен каменный, сохранившийся по сей день. В память Григория Сковороды на портале храма установлена мемориальная доска. 12 марта епископ Иларион посетил город Мишкольц, столицу области Боршод-Абауй-Земплен. Вместе с губернатором области, депутатом парламента Венгрии г-жей И. Дярфаш епископ Иларион посетил Свято-Троицкий храм Венгерской епархии Московского Патриархата, где гостей приветствовал настоятель храма протоиерей Ласло Болеска. Затем Владыка и губернатор осмотрели находящийся при храме музей, в котором размещается одно из крупнейших в Венгрии собраний православных икон и церковной утвари.

http://pravoslavie.ru/12974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ Гавриил (Русской), архиеп. Великоустюжский. Роспись юж. стены Успенского собора в Вел. Устюге. 1761–1779 гг. Худож. прот. В. А. Аленев Гавриил (Русской), архиеп. Великоустюжский. Роспись юж. стены Успенского собора в Вел. Устюге. 1761–1779 гг. Худож. прот. В. А. Аленев (Русской [Русский] Григорий; † 16.01.1753, г. Данков Рязанской губ., ныне Липецкой обл.), архиеп. Великоустюжский и Тотемский. Принял монашеский постриг в Оптином болховском Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы мон-ре . Служил ризничим при Казанском митр. Тихоне (Воинове) . Ок. 1722 г. Г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Спасо-Юнгинского мон-ря Казанской губ., ок. 1725 г.- свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в авг. 1731 г.- владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . 24 нояб. 1731 г. в Успенском соборе Московского Кремля Г. был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. В сер. 20-х - 30-х гг. неоднократно присылал необоснованные доносы в Святейший Синод на Казанского митр. Сильвестра (Холмского) , с к-рым находился в неприязненных отношениях. Извещал Синод и о политических высказываниях гражданских чиновников. 17 сент. 1735 г. Г. был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Ссылаясь на отсутствие средств, закрыл младшее отд-ние Казанской ДС, число учащихся значительно сократилось, уехала и часть преподавателей. 9 марта 1738 г. Г. был перемещен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыл в Вел. Устюг 7 авг. 1738 г. Обновил ризницу в Успенском кафедральном соборе, перестроил теплую церковь при соборе, велел отлить колокол в 300 пудов. Г. заказал в Успенском соборе Московского Кремля точную копию почитаемой иконы «Благовещение Пресв. Богородицы» (см. «Благовещение Устюжское» ), по легенде происходящей из Устюга. 3 июля 1747 г. список был поставлен в Успенском соборе Вел. Устюга. По этому случаю в епархии 8 июля одновременно с памятью блж. Прокопия Устюжского было установлено празднование сретения чудотворной иконы «Благовещение Пресв. Богородицы». В годы правления Г. в только что открытой Устюжской ДС обучались ок. 70 чел. Он неоднократно ставил перед Святейшим Синодом вопрос о присылке в епархию учителей. Пытался вести борьбу со старообрядчеством в епархии, предлагал даже применять военную силу. Г. поддерживал в Зырянском крае практику выбора священников из местных черносошных крестьян, знающих 2 языка, несмотря на то, что рукоположение лиц податных сословий строго запрещалось законодательством.

http://pravenc.ru/text/161311.html

Принято решение о возрождении православной Токайской миссии в Венгрии 1 марта 2006 г. 12:19 По приглашению президента Венгрии Л. Шойома и премьер-министра Ф. Дюрчаня епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, управляющий Венгерской епархией Московского Патриархата, принял участие в торжественном ужине по случаю государственного визита в Венгрию президента Российской Федерации В.В. Путина . Ужин состоялся 28 февраля 2006 года в будапештском Музее изящных искусств. Среди присутствовавших на ужине были министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, помощник президента РФ С.Э. Приходько, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Венгрии И.С. Савольский, губернаторы ряда российских областей, представители российского и венгерского бизнеса, главы исторических религиозных конфессий Венгрии. В ходе ужина премьер-министр Ф. Дюрчань сообщил В.В.Путину о воссоздании Токайской миссии, учредительные документы которой были подписаны накануне приезда президента России в Венгрию. Первоначальная Токайская миссия была создана в начале XVIII века по приказу российского императора Петра I и просуществовала до начала XIX века. Миссия располагалась в г. Токае, центре знаменитого винодельческого региона Венгрии, входящего ныне в область Боршод-Абауй-Земплен, и состояла из сотни казаков, в задачу которых входила проверка качества и обеспечение беспрепятственной поставки токайских вин в Россию. Однако миссия имела также духовный и культурный характер, ибо при ней был построен первый на территории Венгрии русский православный храм. В этом деревянном храме с 1745 по 1753 годы служил псаломщиком выдающийся украинский философ и поэт Григорий Сковорода. Инициаторами воссоздания Токайской миссии стали Союз винодельческих регионов Венгрии, Союз виноделов токайского подгорья и Венгерская епархия Московского Патриархата, исторические правопреемники первоначальной Токайской миссии. Соответствующие соглашения были подписаны 28 февраля председателем Союза винодельческих регионов Венгрии И.А. Кочишем, председателем Союза виноделов Токайского подгорья Ф. Марцинко и епископом Венским и Австрийским Иларионом. Патриархия.ru/Венгерская епархия Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/85948.html

Геннадий, епископ Костромской и Галичский (Андреевский Григорий) Родился на Украине в городе Миргороде. В 1736 году окончил Киевскую духовную академию. 6 июля 1737 года назначен учителем Псковской славяно-греко-латинской школы. В Псково-Печерском монастыре пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. Затем назначен ректором славяно-греко-латинской школы в Пскове и возведен в сан игумена Великопустынского монастыря. В 1746 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. 16 апреля 1753 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. 1 августа 1757 года «отрешен» от епархии и определен на пребывание в Спасский Новгород-Северский монастырь. Скончался 28 апреля 1758 года. Чин погребения 2 мая совершил митрополит Киевский Арсений в Спасском Новгород-Северском монастыре. О преосвященном Геннадии можно сказать словами надписи на его портрете, хранившемся в Новгород-Северском монастыре: «Сей православный епископ в греческом, немецком и латинском языках искусен, учительством философии и богословия славен бяше, за премногия добродетели на архиерейский престол возведен». Литература: Сырцов И. Я., протоиерей. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1748–1898). – Кострома, 1898. – С. 20–21. Самарянов В. А. Памятная книжка для Костромской епархии. – Кострома, 1868, ч. 2. – С. 17. Вишневский Д. К. Киевская академия в первой половине XVIII века. – Киев, 1903. – С. 305. Петров Н. И. , профессор. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Духовной Академии (1721–1795): в 4 т. – Киев, 1904–1907, отд. 2, т. 1, ч. 2. – С. 155–156, 406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 386, 388, 849. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 697. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 88. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. кн. 3. – С. 108, 109. Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. – 2-е изд. – Остров, 1893. – С. 78. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. – М., 1909. – С. 69. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 402. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1721 г. хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа. В 1725 г. лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь, где и скончался. 39 Феофан (Прокопович Елиазар (Елисей); 1681–1736), архиепископ, церковный и политический деятель, писатель и ученый. Верный сподвижник Петра I в реформах Русской Православной Церкви. В 1718 г. хиротонисан во епископа Псковского, Изборского и Нарвского. С 1720 г. архиепископ. С 1725 г. архиепископ Новгородский и Великолуцкий. 42 Кречетников Н.С. – генерал-провиантмейстер, третий обер-прокурор Св. Синода в октябре–декабре 1741г. 43 Бирон Эрнест-Иоанн (1690–1727), сын курляндского помещика. С 1718 г. при дворе герцогини Курляндской Анны Ивановны и 1724 г. сделался ее фаворитом; по вступлении ее на престол в 1730 г. стал неограниченным правителем России. 44 Остерман Генрих Иоганн Фридрих, в России – Андрей Иванович (1686–1747), граф с 1730 г., генерал-адмирал с 1740 г., лишен звания в 1741 г., русский дипломат немецкого происхождения. 45 Димитрий (Сеченов Даниил Андреевич; 1709–1767), с 1762 г. митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер. 46 Буркхарт Христофор фон Миних (в России был известен как Христофор Антонович Миних; 1683–1767), российский генерал-фельдмаршал. 48 Елизавета Петровна (1709–1761), российская императрица с 1742 г. из династии Романовых, дочь Петра I. 49 Разумовский Алексей Григорьевич (1709–1771), граф, генерал-фельдмаршал с 1756 г., фаворит императрицы Елизаветы Петровны. 50 Шаховской Яков Петрович (1705–1777), князь, российский государственный деятель, мемуарист. Обер-прокурор Святейшего Синода с 31.12.1741 по 29.03.1753. 51 Петр III (Петр Федорович, урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский; 1728–1762), российский император в 1761–1762 гг., первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. 56 Мелиссино Иван Иванович (1718–1795), государственный и церковный деятель. Обер-прокурор Св. Синода с 1763 г. 57 Чебышев Петр Петрович (около 1735–не ранее 1775), российский дворянин, офицер, обер-прокурор Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

170 . Гиляревский Α., священник. Русский путешественник по святым местам Василий Григорович-Барский. – ЧОЛДП, 1889, кн. 4, с. 376; кн. 5, с. 466; кн. 6, с. 592. То же. Отд. изд. М., 1889. 108 с. Об Афоне: с. 23, 51, 78–87, 92–96. 171 . Гипсовое окно с разноцветными стеклами. – ХДА, 1862, т. 1, кн. 1, с. 18–19. 172 . Голубинский Ε. Ε. История Русской Церкви. Т. 1–2. М., 1880–1911. Т. 1, пол. 1. М., 1880. XXIV, 793 с. Т. 1, пол. 2. М., 1881. (6), 792, XV с. Т. 2, пол. 1. М., 1900. 919 с. Т. 2, пол. 2. М, 1911. 616 с. На обл. год. изд.: 1917. То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 1, пол. 1. М., 1901. III–XXIV, 968 с. Т. 1, пол. 2. М, 1904. (6), 926, XVIII с. Об Афоне: Изд. 2-е. Т. 1, пол. 2, с. 569–572, 742–745. 173 . – Отчет экстраординарного профессора Евгения Голубинского о его заграничном путешествии. – «Журналы Совета МДА 1874 года», 1875, с. 8–21. Ε. Ε. Голубинский пробыл на Афоне 3 недели в июле 1873 года с целью изучения монашеской жизни и памятников церковной древности. О посещении Афона: с. 20. 174 . – Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия. – ПОб, 1872, т. 1, с. 699–730. То же. Отд. отт. M., 1872. Об Афонской Академии, открытой в 1753 г. в Ватопедском монастыре и возглавлявшейся Евгением Булгарисом (впоследствии митрополитом Русской Церкви): с. 710–711. 175 . Голубцов А. П. О греческом иконописном подлиннике. – ПрТСО, 1888, ч. 42, с. 131–151. 175а. Горбачев А. (соавт.). – См. 338. 176 . Горностаев И. И. Византийские царские двери с Афона. – ИРАО, 1861, 3, с. 205–211; 2 илл. 177 . Горский Α., протоиерей. Максим Грек святогорец. – ПрТСО, 1859, ч. 18, с. 144–192. 178 . – О сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII столетия. – ПрТСО, 1848, ч. 6, с. 129–168. То же. Отд. отт. M., 1848. 42 с. 179 . Гранстрем Е. Э. Два неопубликованных средневековых каталога (материалы для истории библиотек в Византии). – В кн.: Эллинистический Ближний Восток, Византия и Иран. М., 1967, с. 88–96. В частности, описан каталог монастыря Филофея на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

263 Речь идет о католикосе Ваане I Сюни (968–969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к «Хронике» Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171). 264 В другой редакции жития до этого имеется: «[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци» (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172). 266 Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци: «Итак, первый список этой св. книги в 399 году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги». 267 Как замечают издатели Григора Нарекаци, Нерсес Ламбронаци ошибочно полагал, что Ованеса не было в живых, когда писалась «Книга скорбных песнопеннй». Ламбронаци не обратил внимания на памятную запись Григора Нарекаци к «Книге...», где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал «Книгу...» при его активном участии (см.: Григор Нарекаци, с. 170–171). 268 Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци «Историю Апаранского креста». Ныне в развалинах, в пределах Турции. 269 Яков Низибинский – почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака (отца Григора Лусаворича). Согласно другим версиям, Яков – сириец, уроженец города Низибина. Долгие годы отшельничал в Кордукских горах. По возвращении в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега. (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140–142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Маркела – Маруге (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83–107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Жизнь Нарекаци почти целиком протекала в тиши монастыря в молитве и в духовных размышлениях, в преподавании и в поэтическом творчестве. Многочисленные Славословия Богородице и святым и некоторые места из Книги скорбных песнопений (где, в частности, он упоминает св. миро) говорят не только о его полной правоверности, но и о приверженности формам народного благочестия, поставленным под сомнение тондракийцами. Еще при жизни Григор пользовался известностью не только как святой, но и как необыкновенно одаренный поэт. По преданию, двор Васпуракана поручил ему составить толкование на Песнь Песней 46 . Книге скорбных песнопений Григор Нарекаци посвятил последние годы своей жизни. Это сочинение состоит из 95 бан (песен, речей, диалогов). Сюжет поэмы – трагический конфликт между стремлением человека к Богу и сознанием собственной греховности. Вдохновляясь поэтическими образами Библии (в особенности книг Иова, Притчей, Экклезиаста, Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломоновой, Псалтири и Песни Песней, а также некоторыми Книгами пророков), Нарекаци адресует Богу вопль души, свою любовь, свою тоску, восхищается творениями, трудами и милосердием Всевышнего и одновременно сокрушается о своих грехах. К первой половине XI в. относится деятельность одного из величайших интеллектуалов Средневековья, знатока греческой культуры, арабского и сирийского языков Григора Магистроса (990–1058), происходившего из знатного рода Пахлавуни. После него на протяжении почти столетия (XII в.) все армянские католикосы были из семьи Пахлавуни и, являясь потомками Магистроса, отличались высочайшей образованностью, открытостью и склонностью к диалогу с Константинопольской и Римской церквами. После взятия сельджуками Ани (1064 г.), столицы и резиденции католикоса, католикосом стал сын Григора Магистроса Григор II Мартирофил (1065–1105). Византия дала согласие на его избрание лишь благодаря явно грекофильским настроениям, господствовавшим в роде Пахлавуни. Несмотря на то, что пребывание Григора II на патриаршем престоле пришлось на сложный период византийской и сельджукской оккупации, когда армянский католикос не имел даже постоянного местопребывания, ему удалось организовать жизнь Армянской церкви в тех поселениях, где находились национальные общины. Известно, что Григор Мартирофил обменялся несколькими письмами с папой Римским Григорием VII. Григор добровольно отказался от своего высокого сана, чтобы посвятить себя собиранию и переводу житий святых и мучеников, из-за чего и получил прозвище Мартирофил. 4. Армяно-византийские отношения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010