О парадоксах-экивоках дружбы, о связи между дружбой и искушением, о природе предательства, о предопределении и свободе выбора наш разговор. На третьей лекции из цикла о новомучениках русского зарубежья мы поговорим подробно об удивительном и очень светлом человеке – Иване Аркадьевиче Лаговском (1889-1941). Педагог не только по образованию, но по призванию, Лаговский был из числа тех, кого можно назвать душой Русского студенческого христианского движения. Его улыбающееся лицо сразу бросается в глаза на фотографиях съездов РСХД или детских летних лагерей. Секретарь Движения и редактор журнала «Вестник РСХД», он участвовал в деятельности Религиозно-педагогического кабинета, преподавал в Свято-Сергиевском богословском институте. Главной темой его жизни была Россия и положение гонимой Церкви: он писал об этом статьи и делал доклады, собиравшие большие аудитории заинтересованных слушателей. В 1933 году переехал с семьей в Эстонию, был секретарем Движения в Прибалтике. В 1940 году после вступления Красной армии в Прибалтику арестован НКВД по делу об «антисоветской деятельности РСХД» в Эстонии, мужественно держался на допросах, расстрелян 3 июля 1941 в Ленинграде, реабилитирован в 1990. Причислен к лику святых Православной Церкви Священным Синодом Константинопольского Патриархата 11 мая 2012 года как мученик. Лекцию прочтет Наталья Владимировна Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. «Игра престолов» как черный квадрат медиакультуры» Железный трон пал. Рады ли зрители? За восемь лет сериала случилось неизбежное: не только мы вглядывались в телебездну, но и бездна начала вглядываться в нас. К чему это привело, расскажет профессор кафедры русской литературы XX–XXI вв. Института филологии МПГУ Янина Солдаткина. Почему основная битва последнего сезона развернулась между ожиданиями зрителей и хитроумием создателей? Какие шекспировские приемы и библейские образы обыгрываются в сериале (и есть ли у всего этого хоть какой-то смысл?)? Почему принцип «не убий» как-то странно работает в Вестеросе? И зачем вообще вестеросцам принципы?

http://blog.predanie.ru/article/luchshie...

Княгиня Вера Мещерская основала в Париже «Русский дом» для престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа. Средства для этого пожертвовала богатая американка Доротея Педжет. Вокруг княгиня сама разбила сад, была построена церковь (архитектор Бенуа сделал проект и расписал храм бесплатно, а строился он на пожертвования русских эмигрантов), а рядом появилось известное теперь на весь мир кладбище. По словам Н. Ликвинцевой, «Русским домом» до сих пор руководят потомки княгини Мещерской. Баронесса Ольга Врангель вместе с армией мужа – генерала П.Н. Врангеля эвакуировалась в Константинополь, где сразу начала оказывать помощь беженцам, помогая им перебраться в Европу. Позднее организовала две «здравницы» (туберкулезных санатория) в Югославии и Болгарии, в которых лечились главным образом воины Белой армии и члены их семей. Для сбора средств создала Комитет помощи русским воинам и их семьям на Балканах и Фонд баронессы Врангель, ездила в Америку, где собирала пожертвования на нужды фонда. Собранные средства шли также на обучение детей. За семь лет своего существования санатории Ольги Врангель вернули к жизни и труду более 1500 русских воинов. Михаил Фёдоров — известный экономист, был министром торговли и промышленности в правительстве С.Ю. Витте, активным участником Белого движения после Октябрьской революции. В 1922 году создал в Париже Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству, за что его прозвали «отцом русского студенчества за рубежом». Он собирал средства на стипендии, хлопотал о бесплатных местах для русских студентов, организовывал общежития и т.д. Помимо помощи студенчеству, Фёдоров был еще основателем и строителем нескольких церквей. Самая известная из них – во имя прп. Серафима Саровского на ул. Лекурб, где, как утверждает Ликвинцева, Федорова хорошо помнят по сей день. Тамара Милютина была активной участницей Русского студенческого христианского движения (РСХД) и вместе с друзьями в 1930 устраивала для безработных русских бесплатную столовую, где ежедневно кормили 100 человек. Участвовала в благотворительных концертах, где собирались деньги для этой столовой. Вернувшись в Эстонию, была арестована НКВД в 1941 г. вместе с мужем Иваном Лаговским (расстрелянным, причисленным к лику святых) по делу об «антисоветской деятельности РСХД», много лет провела в тюрьме и лагере.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

       В те же годы возникло «обновленчество» и отец Михаил вступил в борьбу с ним. Он бесстрашно обличал «обновленцев» с амвона, но их поддерживала советская власть, и они захватывали один храм за другим. Большинство прихожан всегда было против «обновленцев», поэтому для захвата храма необходимо было в первую очередь изолировать священника. По этой причине отца Михаила трижды арестовывали и сажали в тюрьму, но прихожане дважды добивались его возвращения на приход. В третий раз его лишили регистрации и предъявили обвинение в антисоветской пропаганде, припомнив, очевидно, его выступления на диспутах. Между тем в его приходе «обновленцы» взяли верх, и когда отца Михаила выпустили из тюрьмы, под угрозой нового ареста ему было приказано покинуть пределы Пензенской области. По совету и протекции отца Василия Надеждина он перебрался в Москву.        Здесь он вошел в тесный круг православных верующих, прихожан Никольского, что у Соломенной сторожки храма , которые группировались вокруг священников Василия Надеждина , Владимира Амбарцумова и Михаила Шика 3, 5–7]. Храм Святителя и Чудотворца Николая у Соломенной сторожки        Отец Владимир Амбарцумов в начале 1920-х годов был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), а после принятия священства служил в московских храмах святого равноапостольного князя Владимира в Старых садех и Святителя Николая у Соломенной сторожки Несмотря на разгон РСХД советскими властями и аресты некоторых руководителей и кружковцев, во все последующие годы между членами этого движения сохранились и поддерживались тесные связи. Отец Михаил Шик до 1931 года также служил в храме Святителя Николая у Соломенной сторожки.        Отец Михаил Соловьев получил приход в селе Ильинское на Бодне Можайского района Московской области. Частыми гостями в Ильинском у отца Михаила были его московские друзья. Известная православная поэтесса Надежда Александровна Павлович в тот период всегда снимала дачу в Ильинском и духовно окормлялась у отца Михаила. В 1933 году она привезла в Ильинское Сергея Алексеевича Никитина, будущего епископа Можайского Стефана 7], незадолго до того освобожденного из лагеря. Бывшим заключенным в те годы не разрешалось жить в пределах ста километров от Москвы, и какое-то время Сергей Алексеевич жил и даже был прописан у отца Михаила.

http://pravmir.ru/pominajte-nastavnikov-...

– А когда было явление Матери Божьей? – По преданию, это произошло в XVI веке. Явление Божьей Матери было эстонским христианам – лютеранам. Они увидели ее, они нашли икону. И передали русским христианам из деревни Ямы. Значит, они тут соседствовали и с уважением относились к православным святыням: передали икону, не выбросили, знали, что это русским надо. А где потомки тех, кому явилась Божия Матерь? Я не знаю, как разрешить эти вопросы. Но это наша общая эстонская святыня. Благословение Божией Матери на Эстонскую землю. – Много ли святых было на земле Эстонской? Икона священномученика Арсения (Мациевича) на месте его захоронения в Таллине – В разное время по-разному. XVI век – это священномученик Исидор и с ним его прихожане, которых утопили немцы. Преподобномученика Корнилия мы считаем нашим, Александра Невского. Священномученик Арсений (Мациевич) был заточен в Ревеле и здесь отошел ко Господу. Позже – епископ Платон (Кульбуш) и с ним расстрелянные священники. Священномученик митрополит Агафангел (Преображенский) управлял епархией. Канонизирован один священник, который был расстрелян в 1918 году. Могила сохранилась, мы будем открывать могилу, и обретение мощей будет (обретение мощей священномученика Сергия Флоринского состоялось 13 сентября 2003 г. – Православие.Ru ). Протоиерей Карп (Эльб) – эстонец, он был священником в Петербурге, был расстрелян в 1937 году. Так что у нас свои святые тоже есть… У меня есть мечта о причислении к лику святых трех человек. Это представители Русского христианского студенческого движения – люди, которые посвятили свою жизнь христианской проповеди среди молодежи, миссионеры. В первые же дни, когда пришла сюда советская власть, их всех троих арестовали. Их дело было опубликовано в журнале «Вестник РСХД». Они прямо заявили, что их целью является борьба с атеизмом, с коммунизмом и просвещение народа. Так что это были люди хорошей жизни. Их всех троих расстреляли сразу же… В довоенное время церковная жизнь здесь была более традиционная. Праздники двунадесятые праздновали, крестились, венчались. Но подниматься духовный уровень начал благодаря упомянутому студенческому движению. И, как ни странно, религиозный уровень стал значительно повышаться, когда сюда пришла советская власть, когда здесь появились советские люди.

http://pravoslavie.ru/4545.html

Тут Татьяна начинает изучать медицину и приступает к работе фельдшером, воодушевленная тем, что снова может послужить ближним. По окончании срока, в 1933 году, она устроилась работать врачом в больнице. Продолжая и свое подпольное тюремное служение, она теперь имела возможность ухаживать, утешать, поддерживать разговорами и верующих больных, за что и было на нее донесено коллегами по медицинскому цеху. В 1937 году Татьяну Гримблит приговорили к расстрелу. Новомученица Татьяна Гримблит не успела оставить ни мемуаров, ни дневника, но сохранились письма, которые она писала своим близким людям, сохранились некоторые ее стихи, сохранилось ее житие в книге о новомучениках Российских. На сайте «Предание» есть документальный фильм , посвященный этой самоотверженной женщине. Елена Казимирчак-Полонская Возможно ли в атеистическом государстве заниматься наукой и при этом продолжать тайную проповедь? Именно таким неординарным был путь ученой-астронома, тайной монахини, религиозного философа, Елены Казимирчак-Полонской (1902–1992). Ее именем даже названа малая планета и пояс астероидов между Сатурном и Ураном. Елена родилась в дворянской семье, проявляла интерес к языкам и точным наукам, к творчеству и музыке. Родители были людьми далекими от веры, и поиск смысла жизни стал самым главным вопросом для нее. О своем приходе к вере в Бога она написала уже на закате жизни в книге «О действии благодати Божьей в современном мире». В 20-е годы она была активным членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), которое возглавлял протоиерей Сергий Булгаков (он и крестил Елену). Там она и познакомилась со многими известными в эмиграции верующими: протоиерей Василий Зеньковский , священник Александр Ельчанинов , мать Мария Скобцова . В 1934 году защитила докторскую диссертацию в Варшаве на тему «О планетоцентрическом движении комет», вскоре вышла замуж и родила сына Сергея. Семейное счастье было недолгим: началась Вторая мировая война, которая застала ее во Львове, где она работала старшим научным сотрудником. Много испытаний выпало на ее долю: поиски мужа и матери в лагерях смерти, скитания и нужда с сыном, но во всем она видела Божью помощь ей и указание пути.

http://blog.predanie.ru/article/mironosi...

Так праздник Рождества Христова стал как бы исполнением того, что праздновало язычество: праздником события, завершающего, исполняющего чаяния, ожидания, верования всех людей. Всему тому, что вкладывал человек в свое поклонение солнцу: вере человека в смысл мира, в его светоносность, в его разумность и божественность — всему этому христианство как бы дало имя — Христос. Так возник праздник Рождества Христова, как одновременно и увенчание всех человеческих предчувствий и чаяний, всей неистребимой в человеке жажды смысла и добра, и в то же время — как начало новой религиозной эпохи. Эпохи уже не обожествления природы и ее слепых сил, а поклонения Тому, Кто над природой, хотя и отражен в ней. Кто  — Сам источник всей жизни, содержание ее и цель. Так изнутри было преодолено язычество, то есть поклонение твари, а не Творцу, так освобожден был человек от порабощения миру и природе приятием от Христа «света разума». Протопресвитер Александр Шмеман Справка: http://zarubezhje.narod.ru/ Родился 13 сентября 1921 г. в г. Ревеле (Таллине) в Эстонии. Среднее образование получил в Париже. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945). Женат на Юлиане Осоргиной (янв. 1943, Париж). Преподавал в Свято-Сергиевском институте церковную историю (1945-1951). В 1946 г. принял священство. В 1951 г. с женой и детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Свято-Владимирской духовной семинарии. Служил в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви (с 1970 г. — Православная Церковь в Америке). В 1959 г. защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. С 1962 по 1983 гг. — декан Свято-Владимирской семинарии. Много выступал с проповедями по радио в передачах для России. Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) (в течение длительного времени был заместителем председателя Движения) и Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Скончался 13 декабря 1983 г. По старому стилю

http://pravmir.ru/preodolenie-yazychestv...

До 1917 г. существовало не менее 640 правосл. журналов и газет. Абсолютное большинство из них было закрыто после Октябрьской революции 1917 г. Лишь в немногих регионах страны (в основном там, где власть еще не принадлежала большевикам) до окончания гражданской войны продолжали выходить местные епархиальные издания. В 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) получил разрешение на выпуск офиц. органа РПЦ «Журнала Московской Патриархии» и стал его издателем и главным редактором. Журнал выходил в 1931-1935 гг. и с 1943 г., долгие годы был единственным периодическим церковным изданием в РСФСР. С 1960 г. печатался альманах «Богословские труды» - единственное научное церковное издание. В 70-80-х гг. XX в. в самиздате выходили нелегальные правосл. издания: ж. «Вече» В. Н. Осипова, «Московский сборник» Л. И. Бородина, журналы «Мария» Т. М. Горичевой, «Надежда» З. А. Крахмальниковой , «Община», «Выбор» и др. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Фотография. 1943 г. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Фотография. 1943 г. Развитие российской церковной журналистики после 1917 г. продолжилось за границей, где духовные журналы стали средством единения эмигрантов. Рус. культурно-религ. центры, созданные за границей, вели активную издательскую деятельность. В 20-30-х гг. XX в. там выходило неск. десятков религ. изданий, в которых сотрудничали рус. философы, богословы, публицисты. В изд-ве «ИМКА-Пресс» выходил ж. «Путь» , Русское студенческое христианское движение издавало «Вестник» (впоследствии «Вестник Русского христианского движения» ), РПЦЗ выпускала газ. «Православная Карпатская Русь» (впосл. «Православная Русь» ). Характер изданий во многом определялся ограниченными материальными возможностями беженцев. Чаще выходили альманахи, сборники, к-рые можно было выпускать по мере накопления материала и средств независимо от времени. Помимо издания печатных СМИ в рус. эмиграции стали применяться новые формы журналистики. В 1979 г. появилась 1-я правосл. радиостанция, вещающая на рус. языке,- «Голос Православия». Идея ее создания принадлежала Е. П. и Е. Е. Поздеевым и протопр. Б. Бобринскому . Студия радиостанции находилась в Париже, вещание велось на коротких волнах первоначально из Африки, а затем из Португалии и покрывало часть территории СССР. Радиостанция получила поддержку Православного богословского института прп. Сергия Радонежского , Свято-Владимирской семинарии ПЦА . В программу вещания входили проповеди, беседы (в т. ч. Сурожского митр. Антония (Блума) ), записи книг, передачи с объяснением богослужения, праздников, детские катехизаторские передачи.

http://pravenc.ru/text/182365.html

Как Глава Русской православной церкви Московского Патриархата в Западной и Северной Европе, я хочу, от моего имени и от имени моего клира и верующих, решительно отмежеваться от суждений о Солженицыне в письме Митрополита Серафима Крутицкого и Коломенского (от 1 марта). Митрополит Серафим говорит от себя лично и тех введенных в заблуждение людей в Советском Союзе, кто принимает его сторону. Солженицын не только не предатель собственной страны; в своей бесстрашной борьбе за человеческое достоинство, правду и свободу он показывает глубокую и действенную, «даже до смерти» любовь к России. Именно преданность своей стране и народу помогает ему выстоять среди клеветы, оскорблений и мести. Ибо он верит, что страна, которая не способна прямо посмотреть в лицо своему недавнему прошлому, не может решить своих проблем в настоящем и будущем. В этой любви и устремленности он не одинок и в России, и за ее пределами. Искренне Ваш, митрополит Антоний Сурожский, Экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе. (заявление митрополита Антония Сурожского прислано и переведенно Ольгой Седаковой) Комментарии нам кажутся излишними. В семейном архиве Кривошеиных хранится переписка владыки Василия, в миру — Всеволода Александровича Кривошеина (1900—1985), с митрополитом Антонием (Блумом)2, П. Е. Ковалевским3, с братом К. А. Кривошеиным4 и племянником Н. И. Кри-вошеиным5, проливающая свет на описанные выше события.  1 Цит. по: Церковь владыки Василия (Кривошеина). Составитель А. Мусин. Нижний Новгород, 2004. С. 340—341. 2 Митрополит Антоний Сурожский, в миру — Андрей Борисович Блум (1914—2003) родился в Лозанне, детство провел в Персии, с 1923 г. — в Париже, окончил Сорбонну (1938). Пострижен в 1943 г. Автор многих книг, почетный доктор нескольких университетов. Митрополит Антоний Сурожский 3 Петр Евграфович Ковалевский (1901—1978) — брат епископа Иоанна (Ковалевского). Эмигрировал в 1920 г. Жил в Ницце, затем в Париже. Старший иподиакон митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1921 г. по его просьбе организовал “архиерейский штат церковнослужителей” и руководил его работой. Доктор историко-филологических наук. Преподавал в лицее Мишле в Париже (1926—1941), в Свято-Сергиевском богословском институте (1925—1949), в Институте св. Дионисия (1970-е), в Русском научном институте, на русском отделении Сорбонны (1931). Декан Института св. Дионисия. Основатель Общества ревнителей патриаршества, член Русского студенческого христианского движения (РСХД) и Французского общества друзей православия. Автор более 200 статей в русских и французских журналах и газетах.

http://pravmir.ru/vydvorenie-a-i-solzhen...

Было бы ошибкой давать оценку экуменической деятельности Н.М. Зёрнова , исходя из о6щего понятия экуменизма в его современном значении. Мотивы и характер этой деятельности не могут быть верно поняты вне связи с культурно-историческим контекстом. В межвоенный период в среде русской общественности надежда на христианское противостояние всемирной коммунистической агрессии, поиски опоры и союзников в изгнании и, наконец, возможность православного миссионерства в западном мире давали импульс экуменическим тенденциям, с которыми оказалось связанным православно-англиканское сотрудничество. Это сотрудничество имело традиции православного миссионерства, и в первые годы эмиграции к нему были весьма расположены архипастыри Русской Церкви Заграницей. В 1926 году архиепископ Анастасий (Грибановский) говорил: «Наши возлюбленные во Христе собратья – Митрополиты Антоний и Евлогий, посетившие недавно ю6илейные Никейские торжества в Лондоне, и я, который имел удовольствие быть там годом раньше, глубоко почувствовали сродные нам духовные стихии, связующие нас с Англиканскими епископами, клиром и верующими мирянами» 5 . Этому положил конец церковный раскол, в результате которого православно-англиканское сотрудничество вошло в сферу либерального лагеря, группировавшегося вокруг Митрополита Евлогия. Церковно-политический раскол оформился, как известно, на почве несогласия во взглядах на права и полномочия оставшегося в России епископата, однако идеологические аспекты этого раскола обозначились ранее, вызревая в процессе формирования церковной общественности зарубежья в первой половине 20-х годов, важнейшими вехами которого были, с одной стороны, 1-и Карловацкий Собор, с другой – создание Православного Богословского института в Париже и РСХД с его регулярными съездами и конференциями. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, опираясь на монархизм и церковную традицию, утверждал в Русском Зарубежье православно-патриотическую идеологию, получившую в тех условиях выраженную антизападническую окраску. Другое направление, центральной фигурой которого оказался митрополит Евлогий, определили в основном связи с YMCA и идейно-политический либерализм философов, сотрудничавших в Православном Богословском институте. С этим направлением связало свою судьбу Русское Студенческое Христианское Движение. Однако драматические явления раскола не миновали Движение – многие деятельные участники покинули его, подчинившись и 1926 году Со6ору зарубежного епископата, который вынес решение, запрещавшее членам Православной Церкви быть в сфере влияния YMCA, Всемирной Студенческой федерации и «подобных им неправославных и нецерковных организаций» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В качестве недостатка этой серии музыкальные критики называют неоднородность ее содержания. Наряду с именами первой величины, уже давно и заслуженно снискавшими авторитет (в том числе и на клиросах в пределах России) — отцом и сыном Николаями Кедровыми, Николаем Черепниным, Николаем Осоргиным, — здесь представлен ряд гораздо менее известных или вовсе забытых композиторов: архиепископ Гавриил (Чепур), протоиерей Виктор Ильенко, священник Анатолий Древинг, Андрей Ильяшенко, Евгений Евец, Елена Бенигсен, Александр Жаворонков и Максим Ковалевский. Но вполне возможно, если бы не проект Петра Перекрестова, эти имена так и остались бы неизвестными на Родине. Лица проекта «Песнопения русского зарубежья» Елена Ивановна Бенигсен (1918, Эстония — 2004, Денвер) , урожденная Краубнер, выросла в предвоенные годы в Эстонии. Была активным членом Русского христианского студенческого движения. На съезде Движения встретила своего будущего мужа Георгия Бенигсена, впоследствии священника. Чета Бенигсен жила в Риге, в Пскове, в 1944 г. бежала в Германию, а с 1950 г. проживала в США. Отец Георгий служил на разных приходах в Калифорнии, в Денвере и Монреале. На большинстве приходов, где служил о. Георгий, Е. Бенигсен руководила хором. Поскольку приходские хоры были маленькими и любительскими, она начала гармонизовать и сочинять церковные песнопения специально для них. Архиепископ Гавриил (Чепур) (1874, Херсонская обл. — 1933, Панчево, Югославия) в годы Гражданской войны занимал Челябинскую кафедру, ранее возглавлял Полтавскую духовную семинарию и был синодальным ризничим. В 1920 г. эмигрировал из Крыма в Королевство сербов, хорватов и словенцев с остатками Белой армии. В Белграде создал хор левого клироса Троицкого «русского» храма, для которого и писал произведения. Иван Алексеевич Гарднер (1898, Севастополь — 1984, Мюнхен) — крупный знаток русского церковного пения. После эвакуации из Крыма в 1920 г. жил в Белграде, на Карпатской Руси, на Святой земле, в Вене, Берлине и Мюнхене. Был учителем греческого языка, литургики и православного богослужебного пения в семинариях Белграда и Цетинье (Черногория). С 1954 г. до конца своих дней преподавал русское литургическое музыковедение в Мюнхенском университете.

http://e-vestnik.ru/culture/pesnopeniya_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010