— Что тут можно сказать? Конечно, в свое время Никита Алексеевич сделал многое для сохранения русской культуры — достаточно вспомнить деятельность возглавляемого им издательства «YMCA-press», Вестник РСХД (Русского студенческого христианского движения) или книгу «Христиане в СССР». Но то, что он начал говорить и писать о современной России, выглядит совсем неадекватно: в принципе, он всегда высказывался против Московской патриархии, но, судя по его последнему выступлению, потерял чувство здравого смысла и логики. — По словам Никиты Струве, его взгляды разделяет абсолютное большинство представителей русской эмиграции, а приверженцами противоположной позиции являются десяток человек, мало сведущих в церковных делах. Насколько это соответствует реальности? — На самом деле, совершенно не соответствует. Сейчас люди, выступающие за воссоединение с Московским патриархатом — члены приходов, любой из которых уже насчитывает больше десяти человек. А если бы их действительно был десяток, никто с ними и не спорил бы, их бы попросту не замечали. То же касается и его упрека в том, что все они — титулованные, да еще и малосведущие в церковных делах. Это далеко не так. Очень похоже на какое-то презрение к представителям дворянства, вполне соответствующее его политическим либеральным взглядам. Понимаете, Струве имеет в виду очень хорошо мне известных людей, среди которых и профессора Свято-Сергиевского богословского института, и специалисты по богословию и церковной истории, и священнослужители — каким же образом они могут хуже него разбираться в церковных делах? Видимо, мало сведущими он просто называет тех, кто не разделяет его взгляды. — С чем же связана такая настороженность по отношению к современной России определенной части русской эмиграции? Читая их высказывания о «постсоветской России», «постсоветской Церкви» и неискоренимой «советской ментальности», складывается впечатление, что они все еще существуют во времена СССР и продолжают бороться с ним в лице России. — Причины этой настороженности действительно связаны с критичным отношением к Советскому Союзу, которое со временем стало для них «традиционным» и, как мы видим, сохранилось до сих пор. Но это относится только к части русской эмиграции, потому что даже к советской России такое отношение было не у всех. Так, были эмигранты первого поколения, которые вынужденно и с большой болью покинули страну и, несмотря на враждебный режим, при первой же возможности были готовы в нее вернуться. А особенно отношение к России потеплело во время войны: ряд эмигрантов были на стороне Советского Союза, свидетельством чего является то, что сразу после войны некоторые из них вернулись обратно даже в те тяжелейшие условия — потому, что не могли не разделить участь своей страны.

http://pravmir.ru/ivan-shaxovskoj-zadach...

На второй день работа конференции продолжилась в Печорском филиале государственного музея-заповедника. Здесь открылись две выставки. В экспозиции первой, под названием «У родных святынь», представлены фотодокументы из фондов музея истории Печор и из семейных архивов печорцев — пейзажи погостов Тайлово, Пулья, Залесье, Изборск; портреты священнослужителей и членов их семей и прихожан; групповое фото участников проходивших в Печорах I Русской выставки в Эстонии (1931) и II съезда Русского студенческого христианского движения в Прибалтике (1929). Вторая выставка, подготовленная давним исследователем истории архитектуры православных церквей Эстонии преподавателем народного искусства и антропологии Эстонской художественной академии Яанусом Платтом, посвящена русским старообрядцам этой страны, их церквам и моленным. Заведующая научно-проектным отделом Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры (Псков) Мария Лисенкова рассказала аудитории о реестре руинированных и аварийных архитектурных памятниках религиозного назначения, составленном государственными служащими совместно с древлехранителем Псковской епархии . По словам Марии Александровны, сейчас из 325 объектов культурного наследия религиозного назначения на территории области руинированы полсотни. «Впрочем, это не окончательная цифра: еще пять памятников пока не включены в реестр, поскольку исследовательская работа по ним продолжается», - заметила выступающая. Собравшиеся услышали сообщения о прошлом и будущем Преображенского прихода в с. Вершилово (Чкаловский р-н Нижегородской обл.), Троицкого прихода в дер. Озерец (Торопецкий р-н Тверской обл.), Тихвинского прихода в с. Канищево (бывший Холмский уезд Псковской губернии). Конференцию предполагается сделать традиционной. КОММЕНТАРИЙ Митрополит Псковский и Порховский ТИХОН : «Сельский храм — капля Родины» - Место проведения конференции выбрано неслучайно. Здесь, на псково-изборской земле, никогда не закрывались храмы и монастыри, даже в трудное время не прекращались молитвы за наше Отечество. Сельский храм — частица Родины, которая хранит лучшие духовные традиции наших предков и передает их из поколения в поколение. Верность православным традициям является залогом благополучия и процветания нашего общества.

http://e-vestnik.ru/society/selskie_hram...

В 1922 году женился в Праге на К. И. Симоновой. В 1923 защитил в Праге магистерскую диссертацию " Историческая философия Герцена " . Преподавал в Высшем Коммерческом институте и на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге (1923-1926). Магистр Русской академической группы в Праге (1924). Член " Братства святой Софии " , основанного в Праге прот. Сергием Булгаковым. В 1923 году принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в мест. Пшеров (Чехословакия). Около 1926 году переехал во Францию. Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939, 1947-1948), преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: " Восточные отцы IV в. " (Париж, 1931) и " Византийские отцы V–VIII вв. " (Париж, 1933). В 1932 году принимает сан священника. Член общества “Икона” в Париже. Доктор богословия " гонорис кауза " Университета св. Андрея в Эдинбурге (1937). В годы Второй мировой войны Флоровский жил в Югославии. Только в 1946 г. он смог возвратиться в Париж. В 1948–1955 – профессор (с 1951 – декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. В 1954 г. избран президентом Национального совета церквей в США. В 1956–1964 – возглавил кафедру истории Восточной церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. Член Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия. Видный участник экуменического движения, избирался в исполнительный комитет Всемирного совета церквей (1948). Скончался 11 августа 1979 в Принстоне (США). Похоронен на кладбище церкви святого Владимира около г. Трентон (США). Оценка деятельности В основе богословской и философской позиции прот. Георгия Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению Отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и «синтез» метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта ( " Вперед – к Отцам " ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В различные годы читал курсы также в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, Училище сестер милосердия при 1-ой Градской больнице. 25 февраля 1992 года ректором Московских Духовных Школ архиепископом Дмитровским Александром был рукоположен в сан диакона. 21 июля 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан священника и назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве. Указом Святейшего Патриарха Алексия II 1 от 4 января 1994 года назначен и. о. настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ. До января 1995 года, пока шел процесс подготовки необходимых документов, регистрации прихода, освобождения храма от прежних арендаторов, проходил приходское служение в Казанском соборе на Красной площади. К Пасхе 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия Епископом Верейским Евгением, ректором Московской Духовной Академии и семинарии, был возведен в сан протоиерея. С 2001 года является членом редколлегии сборника «Богословские труды», издаваемого издательским отделом Московского патриархата. В феврале 2002 года определен членом совета Всероссийского Православного Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенческой молодежью. С марта 2002 года является заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главным инспектором Учебного комитета. 12 августа 2002 года награжден орденом святителя Макария III степени. 1 сентября 2002 года за успешные труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи получил премию «Обретенное поколение». В 2006 году присвоено звание профессора Московской духовной академии Является автором нескольких публикаций, из которых наиболее известны книги публицистического содержания: «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни» и «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни». И также принимал участие в написании первого вводного тома Православной энциклопедии, где им была написана статья «История духовного образования в Русской Православной Церкви»

http://lib.cerkov.ru/authors/462

Осенью 1911 г. Николай Александрович уезжает в Италию, где им были написаны некоторые главы завершенной в 1914 г. книги «Смысл творчества», — первой попытки систематического изложения философии персонализма. Не разделяя идей имяславия, Бердяев в 1913 г. публикует в газете «Русская молва» статью «Гасители духа» с яростной критикой действий Священного Синода в истории с «имяславцами»; привлекается к суду, который был отложен в связи с начавшейся мировой войной. В октябре 1917 г. в течение непродолжительного времени Бердяев становится членом Совета Республики от общественных деятелей, в 1918 г. — вице-председателем Всероссийского союза писателей.  В 1919 г. им создана Вольная академия духовной культуры, действовавшая до 1922 г.; для работы в ней приглашаются виднейшие представители русской философии. Сам Бердяев читает ряд курсов: по метафизике истории, философии Достоевского и др. В 1920 г. Бердяев избирается профессором Московского университета. Дважды подвергается аресту. После отъезда 29 сентября 1922 года — на так называемом «философском пароходе» — Бердяев живет сначала в Берлине, затем, с 1924 г. - в Париже. Создает Религиозно-философскую академию и журнал " Путь " при ней (издавался в период 1925-1940 гг., вышел 61 номер). В январе 1924 г. Бердяев становится одним из учредителей «Православного братства во имя Св. Софии, Премудрости Божией». В 1926 г. он выходит из братства и принимает участие в заседаниях в качестве гостя. Н. Бердяев был одним из активных деятелей Русского студенческого христианского движения (РСХД), ревностным сторонником христианского единства, участником конференций по экуменизму.  В 1947 г. Бердяев избирается почетным доктором Кембриджского университета. Выходят его книги «Русская идея» и «Опыт эсхатологической метафизики». Бердяев продолжает писать до последних минут своей жизни; смерть застала его за письменным столом. Николай Александрович Бердяев похоронен на кладбище в Кламаре, чин отпевания совершил архимандрит Николай (Ерёмин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин рассказал о своих встречах с отцом Александром в период его пребывания в Донском монастыре, о работе созданного им кружка и издании журнала «Русское возрождение». Заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Васечко передал приветствие председателя комитета протоиерея Максима Козлова , в котором говорилось о том, как при участии о. Александра в храм мученицы Татьяны при МГУ был привезен иконостас из закрывшегося в Нью-Йорке Серафимовского храма. Протоиерей Игорь Шумилов рассказал, как он впервые узнал об отце Александре во время учебы в ПСТГУ, когда писал о нем дипломную работу (позже она была опубликована). Тогда же он создал сайт, посвященный протопресвитеру Александру (http://protopresviter.narod.ru). Директор Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына В.А. Москвин рассказал о важном периоде в жизни отца Александра — участии в Русском студенческом христианском движении, которое объединило верующую молодежь в эмиграции и вело активную религиозно-просветительскую деятельность. Дом русского зарубежья выпустил книгу «Судьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции», в которой затронуты такие этапы жизни отца Александра, как создание Дома «Милосердный самарянин» и Фонда прп. Серафима Саровского. Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН А.Г. Гачева помогала о. Александру в 1990-е годы с изданием журнала «Русское возрождение» в России. Она рассказала о деятельности отца Александра, о его взглядах на историю, культуру и миссию России и на то, как она связана с традицией русской христианской философии, с ведущими темами русской литературы. Также прозвучало выступление вице-президента Российской академии художеств А.А. Золотова. В завершение был показан фильм про отца Александра и прозвучала запись его проповеди. На вечер была принесена святыня Русского Зарубежья — икона прп. Серафима Саровского, обретенная 27 августа 1945 г. в руинах здания, отданного под работу Дома «Милосердный самарянин», и ставшая благословением Фонда прп. Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/db/text/5532172.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии. В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования. Жизнь во Франции В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже. В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогического кабинета по работе с православной молодёжью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» С 1936 года — член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов. В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника. 22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже. С февраля по август 1943 года — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже. С июля 1943 года по август 1962 года - вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже. 7 января 1944 года возведён в сан протоиерея. В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Николай Михайлович Зернов Родился в Москве 9 октября 1898 года. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью в 1917 году. Поступил на медицинский факультет Московского Университета. Покинул Россию в 1921 году. В 1925 окончил богословский факультет Белградского Университета. С 1925 по 1932 год работал секретарём Русского Студенческого Христианского Движения. С 1925 по 1929 был редактором «Вестника Р.С.Х.Д.». С 1934 по 1947 год был секретарём Англо–Православного Содружества имени преподобного Сергия Радонежского и святого мученика Албания. С 1947 по 1966 преподавал в Оксфордском Университете, будучи Сполдингским Лектором по Восточно–Православной Культуре. Доктор философии (1932), доктор богословия (1966), принципал Католикатского Колледжа в Траванкоре (1953–1954), профессор богословия в американских университетах в Дрю, Айове и Дюке. Автор книг по истории русской Церкви и на темы сближения восточных и западных христиан. Член Королевского Общества Литературы в Лондоне. В 1927 году женился на Милице Владимировне Лавровой. Милица Владимировна Зернова, урождённая Лаврова Родилась в Тифлисе 17 августа 1899 года. Дочь Владимира Андреевича Лаврова (15 июля 1867–16 апреля 1936) и Александры Никаноровны Никольской (9 окт. 1872–30 янв. 1956). М. В. окончила гимназию Левандовского в Тифлисе в 1917 году и поступила в Московский Университет. В 1921 году уехала из Грузии во Францию для продолжения образования. Окончила медицинский факультет в Париже в 1932 году и зубоврачебный факультет в Лондоне в 1938 году. Была консультантом по хирургии рта в лондонских госпиталях, заведовала домом святого Василия в Лондоне и святого Григория в Оксфорде. Иконописец и автор статей на богословские темы. София Михайловна Зернова Родилась в Москве 24 декабря 1899 года. Окончила классическую гимназию Хвостовой в 1918 году и философский факультет Белградского Университета в 1925 году. Была генеральным секретарём Р.С.Х.Д. с 1926 по 1931 год. С 1932 года по 1934 заведовала Бюро по приисканию труда при Обще-Воинском Союзе в Париже. С 1935 по 1969 год была генеральным секретарём основанного ею Центра Помощи Русским в Эмиграции. С 1939 года заведовала Детским Домом в Монжероне. С 1948 по 1951 работала также секретарём И.Р.О. (Международная организация для помощи беженцам.) Умерла в Париже 18 января 1972 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Следующие две главы рассказывают о деятельности РСХД в первые годы создания (1923–1925), о том, как удавалось реализовать главные принципы, сформулированные о. Сергием Булгаковым: литургичность, соборность, экуменизм. Молодежные кружки были основной формой деятельности РСХД. Автор рассказывает о том, как они создавались, каково было содержание их работы, обращает внимание на последовательность программ изучения Священного Писания: сначала в течение не одного года читали и обсуждали Евангелия, потом апостольские послания, Отцов Церкви, читали также современную богословскую литературу. РСХД разрастается географически и численно, регулярно проводятся общие и местные съезды РСХД, которые в книге представлены как «проявление соборности» – автор раскрывает эту тему в пятой главе, отмечая, что съезды были не только и не столько организационными мероприятиями, сколько встречами ради «научения вере, передачи духовной культуры», а молитва и ежедневное богослужение были стержнем всех съездов. Детско-юношеская деятельность РСХД в 1927–1939 годы стала предметом отдельного рассмотрения. По словам автора, РСХД было творческой «лабораторией, где рождались новые формы работы с детьми: летние лагеря, воскресные щколы, кружки, содружества скаутского типа, программы «Витязи» и «девичьи дружины», волейбольные команды. Гутнер продемонстрировала несколько фотографий, опубликованных в книге, на которых, среди других юных движенцев, запечатлен Андрей Блум, будущий митрополит Сурожский Антоний . Заключительная глава посвящена сложной проблеме границ РСХД в отношениях с Русской Православной Церковью и протестантскими организациями. РСХД изначально не связывало себя с церковными структурами, канонический статус Движения был не определен, в связи с этим неизбежно возникали конфликты, которые описывает и анализирует исследовательница. Она делает вывод: «Твердая позиция руководителей РСХД – что Движение православное и только на такой почве может войти в состав Студенческой христианской федерации, привело к тому, что последняя организация и ИМКА пересмотрели свои уставы, а это, в свою очередь, сделало возможным после войны образование Всемирного совета Церквей».

http://azbyka.ru/news/pervaja-v-rossii-m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010