Иоанн Отшельник, сирийский писатель IV в.: Аннотированная библиография//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 642–649 Верещагин Е.М. [Рец. на:] Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян/Пер. с новогреч. иером. Дионисия (Шленова). иером. Леонтия (Козлова), игум. Тихона (Зайцева). С. Кима; под ред. иером. Дионисия (Шленова) и В. Л. Шленова. Сергиев Посад. 2005. 391 с.//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 650–669 Месяц С.В. К вопросу о «частных сущностях» у Аммония Александрийского: По поводу статьи В.Μ. Лурье «Богословский синтез VII века: Св. Максим Исповедник и его эпоха»//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 670–680 Шичалин Ю.А. Свт. Григорий Богослов – читатель Плотина: По поводу начала трактата Плотина «О возникновении и порядке того, что вслед за первым» (PLOT. 11.5.2.1.2–4: ΟΙΟΝ ΕΝΕΔΡΑΜΕ ЕТС.)//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 681–688 Отдел V. Хроника и отчёты Хроника научной жизни Академии и семинарии за 2003/2004 учебный год: [Отзывы]//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 689–765 Отчёт о жизни Академии и Семинарии за 2003/2004 учебный год//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 766–790     Список сокращений//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 13–15. —13— АО Альфа и Омега. Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1994 – . БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918; H. с. 1 (1993) – . БТ Богословские труды. М., 1959 – . ВВ Византийский временник. СПб.; Пг.; Л., 1894–1928. Т. 1–25; М., 1947 – . Т. 1 (26) – . ВиР Вера и Разум. Харьков, 1884–1917. ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Paris, 1947, 1950–1989. ВРСХД, ВРХД Вестник Русского [Студенческого] Христианского Движения. Париж, 1925 – . ИАБ Исихазм. Аннотированная библиография/Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. При ссылках указываются номер раздела и номер описания. ПБЭ Православная богословская энциклопедия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Руководство же Института прямо обвиняет архиепископа в попытке перенаправить пожертвования прихожан Епархии, собираемые в пользу Института каждое Рождество, в некую созданную Иовом структуру, «умышленно названную схоже с Институтом – «Colline Saint-Serge». Напомним, институт всегда существовал и до сих пор существует исключительно на благотворительную помощь и на пожертвования православных. Руководство Института приняло решение, говорится в заявлении, «о прекращении преподавательской деятельности и учебного года 2015-2016». «Мы просим Его Святейшество Патриарха Константинопольского Варфоломея и Его Высокопреосвященство митрополита Франции Эммануила, известных своей глубокой симпатией к Институту, оказать нам духовную и каноническую поддержку и дать нам возможность и дальше нести нашу миссию в атмосфере подлинного духовного общения, соблюдения правовых норм и человеческого общения», говорится в заявлении коллектива Свято-Сергиевского Православного Богословского Института. Свято-Сергиевский Православный богословский институт (Institut de théologie orthodoxe Saint-Serge) — высшее учебное заведение Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата . Он был учрежден в 1925 году на втором съезде Русского студенческого христианского движения и стал духовным центром русской эмиграции . Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт празднует в этом году свое девяностолетие. Столь продолжительное существование высшей богословской школы, возникшей в эмигрантских условиях, прожившей почти век безо всякой материальной базы, — явление исключительное. По словам прот. Алексея Князева, выпускника Института, «в начале нынешнего столетия…самым упорным и нерастворимым ядром русского религиозного и национального самосознания оказалась Православная Церковь. Последняя, для того чтобы иметь возможность выжить в беженских условиях и продолжать организованное существование, нуждалась в богословской школе». Отцами-основателями Института стали такие легендарные для Русской Православной Церкви личности, как прот. Сергий Булгаков, епископ Вениамин Федченков, прот. Георгий Флоровский, проф. Лев Зандер, протопресвитер Василий Зеньковский и многие другие.

http://pravmir.ru/svyato-sergievskiy-pra...

Так, духовные нужды русского народа в Сибири значительно отличались от условий и нужд Европейской России. В Сибири на первый план выступают церковное строительство, подготовка пастырей и увеличение числа приходов и школ. Конечно же эти задачи стоят и во многих местах Европейской России, но в Сибири эта проблема как для ее старожилов, так и прежде всего для многочисленных новоселов-переселенцев, которые на чужой стороне в тяжелых условиях осваивались и строили поселки, стояла особенно остро. В поволжских и приуральских епархиях шло наступление ислама. Только в одной Казанской епархии проживало около 600 тыс. крещеных татар и других инородцев. По «Всеподданнейшему отчету обер-прокурора Св. Синода за 1905–1907 гг.» в 14 поволжских, приуральских и западносибирских епархиях перешло в ислам 36299 человек С. 14–36] (по-видимому, данные занижены). Строились мечети и школы, деятельность которых была направлена на исламизацию народов Поволжья и Приуралья. Экономическое давление более многочисленных мусульман – татар – наносило ущерб не только Церкви, но и государству. В результате Поволжье представляло собой «едва ли не самый крупный и в то же время опасный, хотя и забытый очаг сектантства как рационалистического, так особенно мистического; [был] силен в этом крае старообрядческий раскол» С. 348–350]. В южных епархиях Европейской России быстро распространялось сектантство, которое после законов 1905 г. о свободе совести и вероисповедания поднималось по всей России. Вскоре прошли съезды адвентистов (Александров, 1905; Киев, 1906), штундо-баптистов (Астраханка Таврической губернии, 1905; Ростов-на-Дону, 1906; С. – Петербург, 1907), на которых обсуждались способы прозелитизма и борьбы с «официальной Церковью», как они именовали Русскую Православную Церковь . Рационалистическое сектантство, к которому в то время относили атеизм и социализм, имело антиправительственный характер и заражало даже семинарии и академии. В отчетах по ведомству православного исповедания (1908–1909) особо выделяется «Русский Евангельский Союз» (баптистов). Широкая пропаганда баптистами протестантского вероучения шла от южных губерний и захватывала всю Центральную Россию. Для этого ими основывались фонды, открывались общеобразовательные школы, создавались евангельские кружки для молодежи, прежде всего в рамках Русского студенческого христианского движения (РСХД); созывались съезды, избирались и подготавливались миссионеры, которые ездят с беседами и лекциями по России, устраивались «миссионерско-рукодельные» женские собрания, издавались журналы 192 , выпускались сборники песнопений и брошюры. Оживились и многие другие секты протестантского типа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я родился в Таллине в 1924 году, при Патриархе Тихоне. В то время Эстония была самостоятельной республикой. Таллинскую кафедру тогда возглавлял митрополит Александр (Паулус), два раза переходивший под омофор Константинопольского Патриарха, а в 1944 году и вовсе покинувший свою паству и сбежавший в Швецию, где через несколько лет образовал так называемый «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании». Мой отец, Василий Васильевич Якобс, дворянин, потомственный военный, полковник Белой армии, оказался в Эстонии с остатками войск Юденича. Его родители имели собственный дом в Санкт-Петербурге. Мой дед, генерал-майор Василий Христианович (Христофорович), бабушка и другие родственники отца похоронены на Петербургском Новодевичьем кладбище. Мать, Татьяна Леонидовна, происходила из известной в Ревеле (Таллине) купеческой семьи Епинатьевых, потомственных почетных граждан Ревеля, получивших впоследствии дворянство. Она вышла замуж, едва закончив гимназию. Мои предки по материнской линии, купцы Епинатьевы, начиная с прапрадеда Димитрия Михайловича, традиционно были прихожанами Никольской церкви на улице Вене, считавшейся купеческой. В Никольской церкви венчали и отпевали всех наших родных по материнской линии, а хоронили усопших на Александро-Невском кладбище. В той же Никольской церкви крестили и меня — в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Отец до самого своего ареста в 1941 году всегда был рядом, много занимался со мною. Он навсегда остался в моем сердце самым близким и дорогим человеком. Когда пришло время учиться, меня отдали в школу, принадлежавшую Дому русского ребенка, размещавшуюся в помещении бывшей Казанской приходской школы. Очень маленькая школа, с очень небольшим коллективом и малым количеством учеников. Но мой церковный путь начался именно при Казанской церкви. В школе царила атмосфера, в которой формировалось мое христианское мировоззрение. Заведующей школой была Татьяна Евгеньевна Дезен, активный деятель Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Таллине. Мученический конец ее жизни стал свидетельством цельности этой натуры, оказавшей огромное воздействие на выбор моего пути. Работа Татьяны Евгеньевны была сосредоточена на христианском просвещении молодежи. Как она заявила позже на допросе в НКВД, вся ее деятельность была устремлена на то, чтобы воспитать людей в христианской вере и направить против материалистической идеологии.

http://pravmir.ru/o-moem-puti/

Брянчанинов А. Несколько мыслей по поводу собора в Карловцах. Рим, 1921. Бусин И. А. Миссия русской эмиграции: речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 г.//URL: http://zarubezhje.narod. ru/text/chss_0076.htm. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. Величко А. М. Церковь , власть и право. СПб., 2005. Волкова В. Ф. Русское Студенческое Христианское Движение и его отношение к церковной иерархии (1923–1939)//URL: http://www. Knotov.info/20/1920. Володина Н. В. Отношения государства и религиозных объединений: опыт правового регулирования. СПб., 2010. Гаранова Е. П. Церковное право и российская правовая система. Кострома, 2007. Геннадий (Эйкалович), игумен. Дело протоиерея Сергия Булгакова . Сан-Франциско, 1980. Георгий (Граббе), протопресвитер. Страницы дневника (1917–1920)//URL: http://portal-credo.ru. Георгий (Граббе), протопресвитер. Церковь и ее учение в жизни. Монреаль, 1970. Глигориевич Б. Русская Православная Церковь в период между двумя мировыми войнами//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. Гордиенко Н. С., Комаров П. М. Обреченные: о русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988. Горчаков М. , князь. Возбудитель раскола. Париж, 1927. Горчаков М. , князь. Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия. Париж, 1929. Государство и религия: информ.-метод, сб. Екатеринбург, 2007. Граббе Ю. П., граф. Единение и раздробление. Белград, 1922. Граббе Ю. П., граф. Корни Церковной Смуты. Парижское братство св. Софии и розенкрейцеры. Белград, 1927. Граббе Ю. П., граф. Церковь и государство в будущей России. Белград, 1931. Григорий (Граббе), епископ. Доклады Архиерейскому Собору, Синоду и Первоиерархам Русской Православной Церкви Заграницей. М., 1999. Григорий (Граббе), епископ. Завет Святого Патриарха. М., 1996. Григорий (Граббе), епископ. К истории русских церковных разделений за границей. Джорданвилль, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В крымский период, несмотря на голод, на смерть от тифа 2 старших сестер и матери, Рейтлингер продолжала занятия рисованием. В 1921 г. Юлия и Екатерина выехали из Крыма к отцу в Польшу. Сохранилось неск. рисунков варшавского периода, все остро трагического звучания, скованные по манере исполнения. В 1922 г. благодаря помощи Нины Александровны Струве сестры, а затем их отец переехали в Прагу, ставшую одним из центров рус. эмиграции 20-х гг. Рейтлингер поступила в Карлов ун-т, слушала лекции акад. Н. П. Кондакова , стала студенткой Пражской АХ, посещала христ. кружки свящ. Сергия Булгакова и проф. В. В. Зеньковского , участвовала в Русском христианском студенческом движении. В Праге наступил перелом в ее духовных и художественных исканиях и получил развитие наметившийся еще в Крыму интерес к древнерус. и визант. искусству. Одновременно с изучением иконографии шло обучение «ремеслу древнего иконописания» на основе «секретов», заимствованных из старообрядческой практики. Интересы и вкусы Рейтлингер соответствовали идеям о возрождении русских национальных (собственно православных) традиций, популярных в художественных кругах от Кондакова, В. М. Васнецова до Н. К. Рериха, Н. С. Гончаровой и К. С. Малевича. Этюды и акварели Рейтлингер пражского периода свидетельствуют не только о возросшем мастерстве, но и о более мажорном, «благополучном» восприятии художницей окружающего мира. Несмотря на то что первые иконописные работы Рейтлингер называла неудачными, в 1924 г. она написала «главу св. Иоанна Предтечи по наброскам с натуры - с отдыхающего отца Сергия» (в наст. время икона находится в храме Казанского скита в Муазне, близ Парижа, где И. работала в 1938). Духовную поддержку Рейтлингер оказывал свящ. Сергий Булгаков, с энтузиазмом воспринявший ее вхождение в сферу религиозного творчества, но провидивший нападки на художницу в связи с ее отходом от внешне привычных каноничных норм. Обращение в 1-й иконописной работе к образу св. Иоанна Предтечи, впосл. ее небесного покровителя, оказалось символичным.

http://pravenc.ru/text/471579.html

В моей семье атмосфера была, естественно, русская, но без всяких националистических натяжек. Говорили только по-русски (другого языка я не знал до семи лет), но дети ходили во французские школы, где образование было лучшим. Моя семья не любила «эмигрантщины» и считала, что приобретение европейской культуры отнюдь не противоречит верности России. В приходскую русскую школу я ходил по четвергам (четверг был свободным днем во французских школах). Там преподавался русский язык и Закон Божий. Но воскресеньям и праздникам я всегда прислуживал в соборе. Стал чтецом и иподиаконом при митрополите Евлогии и позже, при его преемнике митрополите Владимире (Тихоницком), продолжал прислуживать в храме 149 . В послевоенное время я учился в Парижском университете (Сорбонна) и одновременно в Свято-Сергиевском Богословском институте. К богословию и священству я подходил постепенно. В средней школе изучал классические языки, интересовался историей. Л потом, как-то естественно, пришло соединение интересов научных и церковных: стал византологом. Этому содействовало участие в Русском Студенческом Христианском Движении (возобновившемся после немецкой оккупации), дружба с молодым Сашей Шмеманом, который тоже прислуживал в соборе, встречи с профессорами Богословского института, особенно с архимандритом Киприаном (Керном) … Что из себя представлял Богословский институт после Второй мировой войны? Учился я в Богословском институте с 1945 по 1950 г. и по окончании был оставлен при кафедре истории Церкви (Л.В. Карташевым). Преподавал в Институте (1951–1959). Одновременно закончил Сорбонну и защитил докторскую диссертацию о Святом Григории Паламе (1958). Начал печатать статьи и книги. До войны Богословский институт ста,ч крупным богословским центром. Под эгидой митрополита Евлогия собрались профессора, представляющие старые Академии (епископ Вениамин Федченков , Н. Глубоковский , А. Карташеи), а также «интеллигенцию» (отец С. Булгаков , Б.П. Вышеславцев , Г.П. Федотов , В.В. Зсньковский и др.). Н.А. Бердяев считал себя свободным философом, в Институте не преподавал, но профессора Института регулярно печатались в издаваемом Н.Л. Бердяевым журнале «Путь». Протоиерей Георгий Флоровский занимал как бы особое положение: сын протоиерея и интеллигент, эрудит и крупный патролог (бывший в Праге евразийцем), он относился отрицательно к софиологии отца С.Булгакова , хотя пребывал в очень корректных отношениях и никогда печатно не полемизировал с «софиологами». По-существу, однако, все три его большие книги («Отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII вв.» и «Пути русского богословия») были опровержениями софиологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В молодости отец Александр имел острое чувство юмора, иногда даже был дерзким. Например, в Свято-Сергиевском институте он называл главных преподавателей, епископа Кассиана (Безобразова), архимандрита Киприана (Керна) и профессора Карташёва, своего научного руководителя, «ку-клукс-кланом». Этим ёмким сравнением пользовался даже отец Иоанн Мейендорф. Потом Шмеман приступил к учебе в Сорбонне, закончил Свято-Сергиевский православный институт и рукоположился в дьякона. Позже он преподавал церковную историю в Свято-Сергиевском институте, защитил диссертацию «Введение в литургическое богословие». Сфера его интересов сместилась от истории к литургике. Отец Александр получил степень доктора богословия, служил во Франции, затем стал доцентом по кафедре церковной истории и литургике уже в Свято-Владимирской духовной семинарии в США. В начале 50-х годов начинается постепенный переезд отца Александра в Соединенные Штаты. Он перешел в юрисдикцию Североамериканской митрополии, которая благодаря его стараниям потом была признана Русской Православной Церковью. Шмеман стал почётным доктором церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке, окончательно переехал в Соединенные Штаты и начал читать там лекции. В Богословской семинарии Нью-Йорка отец Александр сменил отца Георгия Флоровского на посту декана по кафедре литургического богословия. Он шутливо оценивал свой переезд в Америку как библейский исход иудеев из Египта. Потом он использовал образ призвания Авраама в Землю обетованную. Несомненно, была какая-то Божия воля, промысел на этот жизненный поворот. Затем отец Александр был возведен в сан протоиерея, читал лекции в разных духовных заведениях и культурных центрах, в частности в русском центре Фордемского университета. Америка узнала Шмемана. Я уже упомянул, что отец Александр сыграл огромную роль в признании автокефалии Северной американской метрополии Русской Православной Церковью в 1870 году. Эта митрополия была преобразована в Православную Церковь в Америке. Затем отец Александр был возведён в сан протопресвитера. Эта церковная награда, церковный статус – высший для белого духовенства. Шмеман был носителем этого статуса. Он продолжал преподавать историю и литургику в университете Нью-Йорка и в других заведениях, выступал на радио «Свобода». Беседы с участием отца Александра изданы в книге «Беседы отца Александра Шмемана на радио ²Свобода²». Также он был заместителем председателя Русского студенческого христианского движения в Америке. Но в возрасте 62 лет отец Александр скоропостижно скончался после выявления рака в неоперабельной стадии.

http://radonezh.ru/2021/10/11/pamyati-ot...

В начале Августа мне удалось побывать в лагере девочек b Kanneljarvi, устроенном по примеру прежних лет Ел[еной] Арс[еньевной] Пражмовской при помощи Ант[онины] Мих[айловны] Жаворонковой и других лиц. Лагерь продолжался месяц. Я провел в нем пять дней. Лагерь помещается в очень удобном месте. Ему предоставлена старая, большая усадьба владельцами усадьбы (около 10 комнат с верандой и террасой) среди большого березового и соснового парка на берегу озера, далеко от проезжих дорог, в полной тишине и уединении. Девочек в Лагере около 30 в возрасте от 6 до 16 лет. В одной из комнат устроена (впервые) церковь с очень красивым иконостасом, вырезанном [sic!] искусно из очень толстого картона Еленой Арс[еньевной]. Все иконы и принадлежности для богослужения предоставлены о. Григорием Светловским , и другими лицами. Рядом с церковью комната для приезжающего священника. В церкви бывает утренняя и вечерняя молитва, а по праздникам, если приезжает священник, и литургия. Сами девочки очень хорошо поют и читают под руководством Ант[онины] Мих[айловны] Жаворонковой. Лагерь обзаводится понемногу собственным инвентарем. Девочки спят на кроватях. Все девочки разделяются на три группы — старшей руководит Ел[ена] Арс[еньевна], средней — Ант[онина] Мих[айловна], маленькими — еще одна дама. Кроме воспитательниц — заведует хозяйством мать Ел[ены] Арс[еньевны], и у нее две помощницы по кухне. Наконец, имеется для мужской работы и мужчина — живущий по соседству бывший офицер Георгий Владим[ирович] Стахович, очень симпатичный. Вся эта компания — очень дружная. Работа идет согласно и ровно. Порядок жизни такой: в 8 ч[асов] у[тра] подъем. Гимнастика. В 9 ч[асов] молитва. После молитвы завтрак — каша с маслом и молоком, чисто и вкусно приготовленная. Уборка помещений. От 11 до 12 беседы. Ел[ена] Арс[еньевна] со старшей группой — о святых женщинах-христианках; Ант[онина] Мих[айловна] со второй группой — по истории Русской церкви. После 12 купанье в озере. В 1 ½ обед из двух блюд. Столовая на веранде. После обеда тихий час. В 4 часа чай. Потом прогулки по лесу — за ягодами или грибами. Снова купанье. В 8 часов ужин. В 9 часов молитва. В 10 укладка спать. Во время своего пребывания в лагере я завел молитву с участием священника, провел одну беседу о преп. Серафиме, совершал литургию в последнее воскресенье перед отъездом, говорил проповедь. В Понедельник 9-го Авг[уста] мы все вместе выехали из лагеря. Лагерь оставил во мне самое светлое впечатление какой-то семейственности и мирной, дружной жизни и сотрудничества.

http://bogoslov.ru/article/6174418

В семье Шаховских было пятеро детей — две девочки и три мальчика. Константин был младшим. Он родился 29 октября 1905 года. Учился в Тартуском университете, был членом эстонского отделения Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1936 году окончил Печерскую духовную семинарию и поступил на богословский факультет Варшавского университета, который окончил со степенью магистра богословия. Перед рукоположением, которое состоялось 27 сентября 1937 года, Константин Яковлевич женился на дочери печорского учителя Елизавете Петровне Нестеровой. Первым местом его священнического служения стал погост Сенно. В Псковской миссии Осенью 1941 года отец Константин вошел в число сотрудников Псковской православной миссии. Главным делом Псковской миссии было возрождение церковной жизни на оккупированных территориях. При этом деятельность миссионеров не ограничивалась только стенами храмов, не менее важным было их миссионерское служение. Священники и миряне несли проповедь Евангелия, проводили внебогослужебные беседы, создавали кружки для детей и молодежи. Миссия издавала журнал «Православный христианин», ее сотрудники выступали по радио со специальными миссионерскими программами. Именно в этой работе кроется секрет успеха Псковской миссии. С другой стороны, заслуга миссионеров состоит в том, что они помогали физически и духовно выжить местному населению. Советские люди за годы деятельности Псковской миссии стали возвращаться к осознанию себя народом Божиим. Именно этого не могла простить псковским миссионерам советская власть. Лучшие из них были осуждены на долгие сроки лагерей, обречены на медленную смерть. «Кровь мучеников — семя Церкви», эти слова Тертуллиана в полной мере применимы к исповедникам и мученикам из рядов Псковской православной миссии. Приходская школа для советских девочек Заслуженный журналист, писатель Мира Федоровна Яковлева в годы немецкой оккупации жила в Пскове и училась в школе при храме прп. Варлаама Хутынского, настоятелем которого был тогда отец Константин Шаховской. «Для нас, подростков, он был первым духовным отцом», — вспоминает Мира Федоровна. Тогда с 14 лет подростки были трудообязанными, школьное обучение для этого возраста не предполагалось...

http://e-vestnik.ru/history/_ustoyavshij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010