Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни; Струве H.A. Мать Бландина (Оболенская). Вестник РХД. 1974. 114 Басова И. Покровская обитель. Блум Андрей Борисович см. Антоний, митрополит. Бобров Сергий (дата рождения не установлена – 1987), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане священника (19471949), переселился в Калифорнию, настоятель Троицкой церкви в Лос-Анджелесе (19491978), протоиерей, помощник настоятеля Покровской синодальной церкви в Лос-Анджелесе (19781987), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Бобковский Василий см. Венедикт, архиепископ. Бобровский Георгий Анатольевич (18.10.1902, Москва 12.8.1952, Провинстаун, Массачусетс, США), диакон. Получил среднее образование в Москве, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Чехословакию, окончил русскую гимназию в Моравской Тршебове, поступил на архитектурный факультет Пражского университета, активный член РСХД, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), секретарь РСХД в Чехии, член общества «Икона», диакон (16.11.1930), рукоположение совершил еп. Пражский Сергий (Королев) , служил в Св.-Николаевской церкви в Праге (19301945), арестован советскими властями после захвата Праги Советской Армией, после освобождения переехал во Францию (1945), по-видимому, тогда состоял в клире РЗЦ, начальник французского отдела Национальной организации русских скаутов (1946), переехал в США (1952), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Г. Бобровского (19301945). АЕУА. Бовбель Николай Иванович (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Выходец из Польши, окончил псаломщическую школу при Яблочинском монастыре, состоял в клире Польской Православной Церкви, псаломщик церкви с. Субботское Дрогичинского уезда Полесской епархии (1.8.193919.4.1942), диакон (19.4.1942), приписан к архиерейской крестовой церкви г. Пинска, эмигрировал в Германию (1944) и принят в клир РЗЦ (1945), переехал в Бельгию и принят в юрисдикцию Русского Экзархата КП с приписанием к Троицкой церкви в г. Шарлеруа (3.3.1950), переехал в США и принят в юрисдикцию РЗЦ (1954), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Вацлав служит в знаменитом соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге, помогая настоятелю. К вере он пришел через увлечение археологией, стал первым в истории священником-иностранцем на Кипре и за годы своего служения сделал вывод о том, что в каждом человеке нужно видеть только хорошее. В очередном интервью нашего «географического» цикла беседуем с протоиереем Вацлавом Ежеком о непростом становлении Православия в землях Чехии и Словакии, чешском атеизме, соборности как основе Церкви, о том, почему для чехов пивной бар заменил храм и каков рецепт сохранения веры в нашем полном соблазнов мире. Протоиерей Вацлав Ежек Чехословакия, Австралия, Кипр и снова Чехия и Словакия – Христос воскресе! – Воистину воскресе! – Начнем нашу беседу о вашем служении с самого начала… Расскажите, как вы пришли к вере. – Мой путь к вере был тернист. Отец – чех, имевший веру в сердце, но невоцерковленный, как бы сказали у вас. Моя мама была православной, родом из России, из Сибири. Она была человеком очень чувствительным. Но именно ее чувствительность, отразившаяся на моем воспитании, сыграла, как мне кажется, огромную роль в моей открытости Богу. От отца в детстве ко мне перешли разумность и прагматизм, а от мамы – эмоциональность. Как священник, сегодня я вижу много смешанных браков между чехами и русскими или украинцами и часто вспоминаю свое детство, когда в таких браках смешивались разные ментальности: холодный приземленный прагматизм чехов и эмоциональная открытость восточных славян. Я считаю, что для богослова сочетание эмоций и рациональности – необходимо, и, вероятно, именно по Промыслу я получил такой ценный опыт от моих непохожих друг на друга родителей. Когда я был ребенком, мои родители эмигрировали в Австралию. Вернулись мы уже в коммунистическую Чехословакию, где мне в течение нескольких лет пришлось столкнуться с рядом сложностей, потому что меня воспринимали как ребенка иммигрантов. Я не мог вписаться в свое окружение, что вынудило меня замкнуться в себе, уйти во внутреннюю эмиграцию. В поисках утешения я заинтересовался археологией. В фантазиях я путешествовал по миру, ведь после возвращения в Чехословакию у нашей семьи такой свободы передвижения, как раньше, уже не было. Изучая археологию, я пришел к выводу, что она на самом деле является наукой о религии, и это привело меня к новому интересу – теологии.

http://pravoslavie.ru/139440.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Исцелённов) Николай Иванович (31.05.1891, Иркутск - 24.02.1981, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), рус. архит., график, художник-иконописец, инженер. Род. в семье купца 2-й гильдии И. Ф. Исцелёнова, городского головы Иркутска (1906-1909). Окончил иркутскую гимназию. В 1909-1917 гг. учился на архитектурном фак-те имп. АХ в С.-Петербурге. В годы учебы состоял помощником архитекторов В. А. Покровского, А. В. Щусева и С. С. Кричинского, принимал участие в реставрации Ипатиевского монастыря в Костроме, в строительстве ц. свт. Николая Чудотворца на подворье имп. Палестинского об-ва в С.-Петербурге. В дек. 1917 г. получил звание художника-архитектора за проект здания Военно-исторического музея. В февр. 1920 г. через Финский зал. перешел границу, нек-рое время жил в Хельсинки, где женился на худож. М. А. Лагорио (1893-1979). В 1921-1924 гг. жил в Берлине, с 1925 г.- в Париже, в годы второй мировой войны - в Авиньоне. В эмиграции работал художником-иллюстратором, театральным декоратором, архитектором-инженером, журналистом. Принимал участие в многочисленных выставках в Германии, в Чехии, во Франции и в Бельгии. Участник выставки русского искусства в Брюсселе (1928). В 1928 г. в Париже вошел в об-во «Икона» , поддерживал контакты с его основателями В. П. Рябушинским , Д. С. Стеллецким , И. Я. Билибиным и П. П. Муратовым . В 1951-1979 гг. председатель об-ва «Икона», с 1979 г. почетный председатель. В годы председательства И. при его непосредственном участии состоялось более 30 выставок икон. Проект храма-памятника во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе. 1934 г. Архит. Н. И. Исцелёнов Проект храма-памятника во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе. 1934 г. Архит. Н. И. Исцелёнов И. стал известен как автор большеформатных картин с изображениями рус. мон-рей, соборов и церквей. В этом виде искусства его творчество во многом совпадает по тематике с творчеством Л. М. Браиловского («Видения старой России», 1925-1937, Музей рус.

http://pravenc.ru/text/1237709.html

Особо наиболее резонансный проект по созданию «Православной Церкви западного обряда» имел место во Франции и был связан с кружком энтузиастов из числа русских эмигрантов. Главным пропагандистом этой идеи был Евграф Ковалевский, ставший позднее священником в Московском Патриархате, а еще позже епископом в Русской Зарубежной Церкви. В 1936 году митрополит Сергий (Страгородский) издал известный указ, установивший основные принципы функционирования общин западного обряда. И такие общины появились тогда не только во Франции, но и в других странах. Впрочем, насколько я знаю, сегодня таких общин в составе Московского Патриархата уже нет. Хотя в других Поместных Церквах они существуют. - Каково ваше личное отношение к западному обряду? - С богословской точки зрения нет никаких препятствий для использования в Православной Церкви западного богослужебного обряда. Я полагаю, что как Католическая Церковь на Втором Ватиканском соборе в декрете Orientalium Ecclesiarum официально признала, что литургическая традиция Восточной Церкви является частью единого церковного предания, восходящего к святым апостолам, точно так же и мы должны признать, что западный обряд является такой же частью древнего предания Церкви. В то же время нельзя не признать, что попытки внедрения в Православной Церкви древних западных литургических традиций вскрыли ряд проблем. Например, упомянутый выше отец Евграф Ковалевский занимался тем, что пытался восстановить во Франции древний галликанский обряд. Но при этом, по мнению авторитетных литургистов, он не столько восстанавливал древний обряд, сколько изобретал свой новый. Отец Евграф любил импровизировать и экспериментировать, выдавая свое литургическое творчество за древнюю традицию. Потому и в Московской Патриархии, и в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже к его литургическим экспериментам относились сдержанно. Вообще, исходя из того, что я читал о Евграфе Ковалевском, складывается образ этакого церковного хулигана. Владимир Лосский очень сожалел, что Ковалевского рукоположили в священный сан. Он говорил: «Дать священство Евграфу - это все равно, что дать револьвер человеку с психическим расстройством». Думаю, что именно личность Евграфа Ковалевского создала западному обряду двусмысленную репутацию. Впрочем, даже если отвлечься от личностей, следует признать, что западный обряд не принес ощутимых плодов для православной миссии в Европе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Германские власти надеялись, что в результате государственного признания карловацкой епархии произойдет добровольный переход в нее прихожан и духовенства евлогианской юрисдикции. «В 1935 г. они решили пойти по пути «бескровной» унификации, сделав ставку на государственное признание карловчан и рассчитывая, что прихожане других юрисдикции, прежде всего евлогиане, перейдут в признанную государством епархию». 131 14 марта 1936 г. Г. Геринг подписал постановление Прусского правительства о предоставлении Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права, одновременно был принят ее устав. Еще в октябре 1935 г. Архиерейский Собор РПЦЗ одобрил устав епархии Берлинской и Германской. Согласно этому уставу, глава епархии «назначается русским православным Архиерейским Собором Заграницей по согласию Рейхсправительства». 132 Под «государственным согласием» и «одобрением» имелась в виду санкция чиновников соответствующих ведомств рейха на самом высоком уровне. Но вскоре нацистские ведомства убедились, что евлогианские общины не собираются добровольно переходить в епархию епископа Тихона (Лященко). Не помогло даже строительство в 19361938 гг. нового собора в Берлине для епархии Берлинской и Германской на средства нацистского государства. С октября 1936 г. власти начали оказывать сильное давление на евлогиан. Долгое время это не приносило желаемых режимом результатов, хотя затем, в 19371938 гг., несколько общин уступило оказываемому на них натиску. «Активное противостояние сравнительно небольшой общины (67 тысяч человек, активных прихожан – около 2 тысяч) и мощнейшего репрессивного государства продолжалось целых четыре года, с середины 1935-го по ноябрь 1939 г. Хотя часть евлогиан перешла в карловацкую юрисдикцию, это был в значительной мере формальная победа», – пишет исследователь. 133 К лету 1939 г. три прихода в Германии оставались верны владыке Евлогию, и надежды на изменение их позиции у властей уже не было. Кроме того, в это время произошла оккупация германскими войсками Чехии с созданием особой области управления – Протектората, на территории которого проживал евлогианский епископ Сергий (Королев) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через несколько месяцев после оккупации Чехии и образования на ее территории Протектората Богемии и Моравии, 3 ноября 1939 г., между епископом Сергием (Королевым) и архиепископом Серафимом (Ляде) было заключено компромиссное соглашение. Согласно ему, 3 сохранившихся евлогианских общины в Германии и 2 в Праге и Брно подчинялись епископу Сергию и в то же время входили в Берлинскую и Германскую епархию РПЦЗ, которую возглавлял архиепископ Серафим. «Это соглашение в дальнейшем сыграло большую роль, фактически прекратив преследование евлогиан в Германии и на некоторых захваченных ею территориях, – отмечает исследователь. – После создания в мае 1942 г. Среднеевропейского митрополичьего округа РПЦЗ количество евлогианских приходов в нем выросло с 5 до 13». 167 После нападения Германии на СССР владыка Сергий вместе с архимандритом Исаакием начал служить молебны о даровании победы над фашизмом. Пресвитер Исаакий призвал свою паству к участию в сборе пожертвований для русских. В условиях немецкой оккупации из церковных организаций гестапо закрыло лишь «Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии». Оккупационные власти строжайше запретили оказывать какую-либо помощь советским военнопленным, что, впрочем, многие русские эмигранты делали вопреки запретам. Во время уничтожения осенью 1942 г. чешских православных общин русские приходы, вероятно благодаря заступничеству митрополита Серафима, были спасены от ликвидации, но отдельные репрессии все же происходили. 168 В Карлсбад 10 ноября 1944 г. из Белграда через Вену эвакуировался Архиерейский Синод РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) . Здесь 24 февраля 1945 г. скоропостижно скончался бывший архиепископ Берлинский и Германский на покое владыка Тихон (Лященко). Вскоре в Карлсбад переехал из г. Торгау и митрополит Серафим (Ляде). Привезенная из Белграда главная святыня русского зарубежья – чудотворная «Курская-Коренная» икона Божией Матери несколько месяцев находилась в карлсбадской церкви Святых Апостолов Петра и Павла. В связи с приближением советских войск 15 апреля 1944 г. митрополит Анастасий с келейником, а затем и другие архиереи РПЦЗ вместе со служащими Синода выехали в Баварию. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как отметил митрополит Иларион, за прошедшие годы было много сделано для того, чтобы духовное и культурное наследие русской эмиграции обрело новую жизнь в российском обществе. «Собирая бесценное творческое наследие русского зарубежья, Дом является в настоящее время одним из значимых научных и культурных центров по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом. Этот благородный труд служит преодолению последствий гражданского противостояния начала ХХ века, последствий братоубийственного разделения, которое, верю, никогда более не повторится», — подчеркнул архипастырь. Председатель ОВЦС пожелал всем участникам праздничного вечера «успехов в трудах по воссозданию духовного единства нашего общего дома — исторической Руси». Владыка Иларион передал в библиотеку центра написанные им книги: «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание» и «Православие» в двух томах. В.А. Москвин огласил поздравление Председателя Правительства России В.В. Путина по случаю знаменательной даты. Поздравительное послание поступило также от Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион . В числе участников праздничного вечера также были: епископ Павлово-Посадский Кирилл , председатель Синодального комитета по делам казачества ; старообрядческий митрополит Московский всея Руси Корнилий ; Ф.М. Мухаметшин, руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству; М.В. Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; П.В. Хорошилов, заместитель министра культуры Российской Федерации; Н.Д. Солженицына, вдова писателя, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына; профессор Н.А. Струве, директор парижского издательства «ИМКА-Пресс», а также потомки русских эмигрантов, прибывшие из Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Сербии, США, Франции, Чехии, Швейцарии, представители российской научной и творческой интеллигенции.

http://patriarchia.ru/db/text/1338394.ht...

В заключение своего выступления еще раз хотел бы отметить главные свидетельства единства Церкви в контексте истории становлении автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. Во-первых, служение святых равноапостольных Мефодия и Кирилла стало подлинной основой для единения всех Православных Христианских Церквей. Их проповедь сформировала твердое основание для духовного и культурного единства в многообразии славянских Церквей. Во-вторых, становление Православия на Чешских и Словацких землях явила неразрывную братскую связь Русской, Сербской, а позже и других Православных Церквей, что выразилось, в частности, в никогда не прекращавшемся Евхаристическом общении всех без исключения Поместных Церквей и Церкви Чехии и Словакии, а также в общности научно-богословского и интеллектуального опыта. В-третьих, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, другие славянские Православные Церкви, наконец, Русская Православная Церковь имеют общую историю, что особенно хорошо видно на примере XX века, когда в становлении Чехо-Словацкой Церкви самую непосредственную роль сыграли и священномученик епископ Горазд, и новомученики и исповедники Сербской Православной Церкви, и видные иерархи, пастыри и богословы русской православной церковной эмиграции. Наконец, в-четвертых, даже в период разделения некогда единой Чехословакии на два независимых государства Автокефальная Православная Церковь Чешских Земель и Словакии сохранила свое внутренне единое каноническое устройство, чем вновь засвидетельствовала, что никакие внешние бури не могут поколебать подлинное единство, основанное на Евангельском благовестии. Ваше Блаженство! Досточтимые участники торжеств! В заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы наша сегодняшняя встреча, посвященная 55-летию автокефального бытия Православной Церкви Чешских земель и Словакии, стала таким же знамением подлинного церковного единства, какие мы уже не раз видели в истории. Приложения АКТ О ДАРОВАНИИ АВТОКЕФАЛИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

http://patriarchia.ru/db/text/169648.htm...

«Олова и поучения». П. 1961. стр. 415. Биография митр. Владимира в книге «Митрополит Владимир – Святитель и молитвенник». П. 1965. стр. 251. Духовные Зернушки. Мысли и советы святителя Божия. П. 1967. стр. 168. ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Протоиерей Николай Видный руководитель Иверским Братством в Харбине, декан богословского факультета. Церковно-общественный деятель. Был рукоположен в епископы с именем Дмитрия и получил титул Хайларского. После войны был вывезен в СССР и там умер. Христианское мировоззрение. Шанхай.1921. Христианская жизнь. Харбин. 1927. Апологетика. ВОСКОБОЙНИКОВ, Виктор Михайлович. 1903 Родился около Харькова. Сын священника. Покинул Россию в 1920. Получил образование в Чехии. Диплом инженера 1928. Член Русск. Студ. Христианского Движения. В 1937 переселился в Аргентину. Диалектика современности. Буэнос-Айрес. 1955. Издана под псевдонимом Виктора Савинского. стр. 234. ВОСТОКОВ. Митрофорный протоиерей. Владимир. 1868–1957 Сын священника, родился 11 июля. Окончил Московскую семинарию 1888. Посвящен в иерея 1891. Сначала священствовал в селах Московской епархии. В 1903 г. назначен настоятелем церкви Великом ученика Георгия в Москве. Настоятель церкви Института Благородных Девиц 1906. В 1912 приглашен В. К. Елизаветой Федоровной лектором при ее Общине Милосердия. Начал издавать духовно-литературный ежемесячник «Отклики на Жизни», 1911 За статью направленную против Распутина был принужден покинуть Москву и перевестить в город Уфу. Родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета в 1899 г. В 1914– защитил диссертацию «Этика Фихте» и получил кафедру философии в Московском университете. Выслан из России в 1922. Член Религиозно-Философской Академии в Париже. Сотрудник ИМКА-ПРЕСС. Соредактор с Бердяевым журнала «Путь». Профессор Богословского Института в Париже. После войны переехал в Женеву, где и скончался. Русская стихия и Достоевский. Б. 1923. стр. 54-. Вера, неверие и фанатизм. П. 1929° стр. 30. Христианство и социальный вопрос. П. 1929° стр. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Синод, приняв сообщение митрополита Дионисия к сведению, постановил сделать объявление в журнале «Церковные Ведомости» о бывшем диаконе Сергии Шведко в связи с возможным появлением его в пределах русских заграничных епархий. 257 Чехословакия В 1918 г., вследствие краха Австро-Венгерской империи после Первой мировой войны, входившие в ее состав Чехия, Словакия и Подкарпатская Русь объединились и образовали независимую республику Чехословакия. К концу Гражданской войны в России Прага стала одним из главных центров русской эмиграции. Правительство охотно принимало беженцев из России, развернув для них широкую программу помощи под названием «Русская акция». Всего в этой стране в начале 1920-х гг. проживало до 40 тыс. русских эмигрантов, а в 1929 г. – 13,7 тыс. Именно Прага наряду с Парижем стала важнейшим центром Русского студенческого христианского движения (РСХД). 258 Возникшие в Чехии русские православные общины подчинялись митрополиту Евлогию. Непосредственно эти общины окормлял епископ Бельский Сергий (Королев) . За отказ признать автокефалию Польской Православной Церкви он в 1922 г. был арестован и выслан из Польши в Чехию, после чего митр. Евлогий назначил его своим викарием и настоятелем собора свт. Николая Чудотворца на Староместской площади Праги. Стараниями епископа Сергия в 19241925 гг. была построена каменная церковь Успения Божией Матери на русском участке пражского кладбища в Олыпанах. Позднее владыка Сергий создал и третью русскую церковь в Праге – домовый храм свт. Николая на Рузвельтовой улице. Кроме храмов Праги в ведении владыки Сергия находились православные приходы в Брно, Братиславе и позднее – в Нитре. 259 Стараниями русских эмигрантов, главным образом студентов, были устроены домовые церкви и в других городах Чехословакии: Пильзне, Градце Кралове, Пшимбране и т.д. Епископу Сергию было поручено наблюдение и за русскими курортными храмами в Карловых Варах (Карлсбаде), Франтишковых Лазнях (Франценсбаде) и Марианских Лазнях (Мариенбаде). Долгое время епископ Сергий был единственным русским священнослужителем в Праге и сам совершал все требы. Только в 1928 г. у него появился ближайший друг и помощник – иеромонах, а затем архимандрит Исаакий (Виноградов). 260

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010