- Как вы оцениваете роль Русской Зарубежной Церкви в отношении западного обряда? - Эта роль мне не до конца понятна. Думаю, что история взаимоотношений общины Евграфа Ковалевского с Русской Зарубежной Церковью требует специального изучения. Для меня очевидно, что конфликт, сложившийся у Евграфа Ковалевского (тогда он уже был епископом Иоанном-Нектарием), и те жесткие решения, которые были приняты Архиерейским Собором РПЦЗ (Собор не только лишил Ковалевского священного сана, но и отлучил от Церкви), стали еще одним серьезным ударом по проекту создания в Европе Православной Церкви западного обряда. Сегодня Французская Православная Кафолическая Церковь, созданная Ковалевским, продолжает существовать как непризнанная другими Поместными Церквами. Ее попытки интегрироваться в состав Румынской или Сербской Церкви успехом не увенчались. - Вы читаете курс по истории славянских Церквей в Киевской Духовной Академии. Каких аспектов истории РПЦЗ вы касаетесь в рамках этого курса? - История РПЦЗ как таковая не входит в учебную программу по истории Славянских Церквей. В этом курсе мы говорим об истории Сербской, Болгарской, Польской и Чехо-Словацкой Церквей. Но в лекциях об истории православия в Польше, Чехии, Словакии, Хорватии в годы Второй мировой войны, конечно же, нельзя обойтись без рассмотрения той роли, которую сыграла в жизни этих Церквей РПЦЗ. - Что в истории Русской Зарубежной Церкви вызывает у вас симпатии и что отторжение? - Едва ли я скажу здесь что-то принципиально новое. Мне кажется очень важным достижением РПЦЗ не только сохранение, но и реальное продолжение монашеской традиции в условиях эмиграции. Монашеская школа монастыря преподобного Иова Почаевского в Восточной Словакии - для эмиграции явление уникальное. Эта школа оказала заметное влияние на церковную жизнь русского рассеяния. И вообще, Русская Зарубежная Церковь избрала путь максимального сохранения традиции. Но в этом одновременно заключается и слабость РПЦЗ. Она не сумела создать продуктивной миссионерской концепции, в отличие, например, от «Евлогианской» митрополии. В Париже удалось создать открытую к Западу модель церковной жизни, которая принесла заметный миссионерский плод. РПЦЗ, как кажется, чрезмерно сосредоточилась на сохранении традиции, забыв о миссионерском императиве церковной жизни. Но я не могу сказать, что это вызывает у меня «отторжение». Скорее я смотрю на это как на очевидный исторический факт, заслуживающий внимательного и вдумчивого изучения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В. Гусакова «Парижская школа» иконописи Так назывались работы русских иконописцев и художников, связанных с обществом «Икона» в Париже. Наиболее яркими ее представителями считаются Д.С. Стеллецкий, княгиня Е.С. Львова, А.А. Бенуа, Т.В. Ельчанинова, Г.В. Морозов, Иоанна (Рейтлингер), о. Григорий (Круг), П.М. Сафонов, Л. А. Успенский , П.А. Федоров. Большинство из них, кроме Стеллецкого и Сафонова, учились иконописи в эмиграции. Наиболее значительными храмами, расписанными представителями «парижской школы», были: – Сергиевское подворье в Париже. Иконописцы – Д.С. Стеллецкий и княгиня Е.С. Львова. Ей принадлежит написание ликов святых в иконостасе; – храм на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Архитектор А.А. Бенуа. Роспись его и Маргариты А. Бенуа. Иконостасные иконы – работа П.А. Федорова; – храм-памятник в Мурмелон ле Гран, рядом с военным кладбищем (департамент Марны). Архит. А.А. Бенуа. Иконы П.А. Федорова; – храм-памятник в Брюсселе (праведного Иова Многострадального). Архитектор Н.И. Исцеленнов. Он же исполнил стенопись «Оранту». Иконостасные иконы княгини Е.С. Львовой; – храм в Льеже. Архитектор Н.И. Исцеленнов. Иконы В.В. Сергеева и княгини Е.С. Львовой; – иконостас храма Знамения Божией Матери в Париже. Проект Н.И. Исцеленнова. Иконы Д.С. Стеллецкого и княгини Е.С. Львовой; – храм прп. Серафима Саровского в Париже. Проект Н.В. Глобы. Иконы П.А. Федорова (иконостас); – иконостас храма в Монбельяре во Франции. Проект Н.И. Исцеленнова. Иконы княгини Е.С. Львовой; – иконы храма кладбищенской церкви в Гельсингфорсе. Архитектор И.Н. Кудрявцев, проектировавший также храм Никольской общины. Иконы Г.В. Морозова и княгини Е.С. Львовой; – иконостас храма в бенедиктинском монастыре в Шеветонь (Бельгия). Иконы работы Г.В. Морозова. Представителей «парижской школы» не следует ставить в один ряд с другими русскими иконописцами, работавшими в эмиграции, но не входившими в общество «Икона». Многие художники и иконописцы, жившие за границей, сохраняли самостоятельность и ревниво оберегали свое искусство от указаний и диктата любого общественного учреждения (А.В. Русак, Н.Н. Шелехов). Новая иконопись широко практиковались в Финляндии и Латвии, Болгарии, Чехии и Югославии. В 1920–1930-е годы как раз в Опленце создавали монументальный живописно-мозаический ансамбль мавзолея Карагеоргиевичей – наиболее импозантный образец нового религиозного искусства, собравший многих русских художников-иконописцев из Франции, Чехии, Болгарии и Королевства сербов, хорватов и словенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

(2008) Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине XX - начале XXI века//Вестник церковной истории. 4. С. 171-210. (2008) Русские православные общины в Италии в годы Второй мировой войны//Приход. Православный экономический вестник. Декабрь. М. С. 51-57. (2008) Русская церковная эмиграция на территории Венгрии в 1939-1945 гг.//Приход. Ноябрь. С. 51-62. (2008) Русская церковная эмиграция в Чехии//Приход. Октябрь. С. 51-63, (2008) Русские приходские общины в Болгарии//Приход. Июль. С. 37-55, Август. С. 44-57, Сентябрь. С. 55-63. (2008) Sankuto Peteruburugu: Roshia no Kiristo kyo Kyokai no Chushinchi to shite. In: Slavic Research Center news. Sapporo. 115. November. P. 7-11. (на японском языке) (2008) Православная Церковь в Венгрии в 1939-1945 годах//Церковь и время. 2 (43). С. 149-191. (2008) Духовенство Русского корпуса в Югославии в 1941-1945 годах//Вестник церковной истории. 1 (9). С. 179-202. (2008) Воскресенский Новодевичий монастырь в послереволюционные годы (1917-1932)//Православный летописец Санкт-Петербурга. 32. С. 32-43. (2008) Eine vergleichende Analyse der Kirchenpolitik der nationalsozialistischen und der stalinistischen Diktatur in den Jahren 1941 bis 1953. In: Religion under Siege. II. Protestant, Orthodox and Muslim Communities in Occupied Europe (1939-1950). Edited by L. Gevers and Ja. Bank. Leuven. P. 1-54. (на немецком языке) (2008) Православная Церковь Чехии в годы II Мировой войны//Политика. Общество. Человек. К 85-летию доктора исторических наук, профессора А.З. Ваксера. СПб. С. 206-225. (2007) Hieromartyr archpriest Victorin Dobronravov//Orthodox Life. Jordanville, NY. 5. P. 9-26. (на английском языке) (2007) Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии//Диаспора: Новые материалы. Т. 9. СПб.-Париж. С. 296-324. (2007) Почитание Св. Апостола Андрея на северо-западе России//Материалы по исследованию религиозной ситауации на северо-западе России и в странах Балтики: Вып. 4.  СПб. С. 253-258. (2007) Афонские монастыри, Элладская Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 4 (25). С. 96-136.

http://bogoslov.ru/person/302151

Прибывший из Праги архимандрит Сильвестр (Вайло), настоятель пражского храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах (в этом храме с 1928–1945 гг. настоятелем был архимандрит Исаакий) передал поклон отцу Исаакию от чешской земли: «Для меня большая честь прийти к могиле и поклониться от всей чешской земли угоднику Божиему, человеку, которого я знал лишь по рассказам и фотографиям... В Праге помнят его проповеди, его уроки Закона Божия. У него хватало сердца для всех... Царство тебе Небесное и поклон до земли от Чехии». Словами памяти сердца говорили иеромонах Лонгин (Горбачев) из Киева, протоиерей Петр (Тамбовская епархия), иерей Павел Поваляев (г. Елец), настоятельница Снетогорского женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы игумения Людмила (Ванина). От имени гостей из Чехии, представителей старой русской эмиграции, прозвучало слово впервые приехавшей в Россию Елены Ивановны Мусатовой – ученицы архимандрита Исаакия, ныне старосты Пражского Никольского храма в Дейвицах. Вспоминал отца Исаакия и прибывший из Казахстана Яков Тимофеевич Попченко – бывший при отце Исаакии старостой Никольского собора в Алма-Ате. Любовь к отцу Исаакию объединила собравшихся общим Духовным настроением, единодушным в молитвенном обращении к нему. Невидимая душа приснопоминаемого присутствовала с людьми. Люди верят в силу его молитв перед Господом и все с радостью сознают, что приобрели молитвенника и заступника в Царстве Небесном и надеются увидеть его в лике святых. После посещения могилы архимандрита Исаакия, участники конференции отправились в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Здесь для них была открыта рака с мощами святителя Тихона, чудотворца Задонского. Панихиду на могиле архимандрита Исаакия служат: архимандрит Сильвестр – из Праги, иеромонах Лонгин – из Киева, священнослужители Ельца, Воронежской и Липецкой епархий. Елец. 2005 г. Все подошли к елеопомазанию из лампады, находящейся подле святых мощей. После трапезы решено было ехать на благословленный святителем Тихоном источник. Он устроен из 2-х крытых купален. Паломников здесь всегда много, но гостей пропустили вперед. Совершив омовение, набрав святой воды из источника, участники конференции вернулись в Елец в Вознесенский храм на вечернее богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вышла в свет монография об истории Православной Церкви в Чешских землях, Словакии и Подкарпатской Руси 5 февраля 2009 г. 13:52 «Центр по изучению демократии и культуры» в городе Брно (Чехия) выпустил в свет монографию «Православные в Чехословакии в 1918-1953 гг». Авторы книги — профессор Оломоуцкого университета Павел Марек и преподаватель Киевской Духовной академии  Владимир Бурега. Профессор Павел Марек является известным исследователем церковной жизни в Чехии и Моравии в первой половине ХХ века. Он выпустил в свет несколько монографий, посвященных новейшей истории различных конфессий в Чешских землях. В последние годы особый интерес исследователя привлекла история Православной Церкви в Чехословакии в межвоенный период. В 2004 году он издал свое фундаментальное исследование «Православные в Чехословакии в 1918-1942 гг». Одновременно с профессором Мареком изучением истории Православия в Чехословакии межвоенного периода занимался Владимир Бурега, ныне — преподаватель Киевской Духовной академии. В том же 2004 году он защитил в Московской Духовной академии кандидатскую диссертацию на тему: «Православная Церковь в Чешских землях в 1918-1938 гг». Два исследователя трудились независимо друг от друга. В 2007 году П. Марек и В. Бурега решили подготовить совместную монографию, которая бы наиболее полно отразила историю Православия на территории бывшей Чехословацкой республики в первой половине минувшего столетия. Плодом двухлетнего совместного труда чешского и украинского исследователей стала вышедшая ныне в свет монография на чешском языке. В основу монографии был положен существенно дополненный и переработанный текст книги профессора Марека 2004 года. Кроме того специально для нового издания В. Бурегой была написана глава, посвященная церковной жизни русской эмиграции в Чехии. В ней предпринята первая в существующей историографии попытка систематического изложения истории русского эмигрантского прихода в Праге и связанных с ним общественных организаций (в частности, Успенского братства).

http://patriarchia.ru/db/text/551416.htm...

Сразу же после создания протектората все евреи были изгнаны с государственной службы. Общая стоимость собственности, реквизированной нацистами у евреев Богемии и Моравии, составила около 12 миллиардов чехословацких крон. К октябрю 1941 г., когда нацисты запретили эмиграцию из протектората, его покинули 26 629 из 118 310 проживавших там евреев, большинство оставшихся в дальнейшем были убиты. Всего погибло 75 765 богемских и моравских евреев, из них 64 172 – в лагерях смерти и гетто, 6392 – в концлагере Терезиенштадт, 5201 – на территории протектората. Свой вклад в спасение евреев и борьбу с нацистской Германией внесли православные священнослужители Чехословакии, прежде всего архиепископ Пражский Саватий (Врабец) и входившие в состав его клира иеромонах Гавриил (Мрас) и протопресвитер Иосиф Рыбак. Архиепископ Савватий происходил из волынских чехов и до переезда в Прагу состоял в юрисдикции Российской Православной Церкви, с начала 1920-х гг. он возглавлял ту часть православных чехов, которые находились в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Правда, таких было немного, – в Чехии Владыка Савватий управлял всего двумя-тремя общинами, насчитывавшими несколько сотен прихожан. Значительно большее число православных чехов принадлежало к Чешско-Моравской епархии епископа Горазда (Павлика) , находившейся в юрисдикции Сербского Патриархата и в то же время весной 1941 г. фактически вошедшей в состав Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. К этому времени состоявшая из 22 общин Чешско-Моравская епархия насчитывала 27 002 верующих. Из них 16 037 (10 655 чехов и 5382 русских) проживало в Чехии и 10 965 (9927 чехов и 1038 русских) – в Моравии 792 . Уже через год духовенство этой епархии приняло участие в одном из самых значительных событий чешского Сопротивления нацистской оккупации. 27 мая 1942 г. заброшенные из Великобритании чехословацкие парашютисты смертельно ранили рейхспротектора Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, возглавлявшего также Главное управление имперской безопасности. С просьбой укрыть покушавшихся представители пражского подполья сначала обратились к настоятелю католического Страговского монастыря, но получили категорический отказ. Спрятать семь парашютистов согласилось православное духовенство. Младший священник кафедрального пражского собора Святых Кирилла и Мефодия доктор Владимир Петршик (Петржек) с ведома настоятеля храма протоиерея Вацлава Чикла и председателя церковного совета Яна Сонневенда предоставил 30 мая борцам Сопротивления убежище в крипте собора, где они укрывались 20 дней. Я. Сонневенд также отыскал врача для раненого осколком бомбы одного из покушавшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялась рабочая поездка делегации Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Чехию 19 октября 2017 г. 10:54 13-15 октября 2017 года состоялась рабочая поездка сотрудников Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Чешскую Республику для участия в V Международном казачьем фестивале «Покрова на Влтаве» в Праге. В состав делегации вошли ответственный секретарь Комитета иерей Тимофей Чайкин и руководитель учебно-методического отдела И.А. Котина. В первый день визита священник Тимофей Чайкин и И.А. Котина посетили выставку «Опыт изгнания. Судьбы эмигрантов с территории бывшей Российской империи в межвоенной Чехословакии», подготовленную Музеем национальной письменности в сотрудничестве с Институтом славяноведения Академии наук Чешской Республики, Национальной галереей в Праге и Национальным киноархивом Чехии. В экскурсии по выставке приняли участие казаки из Словакии и России. Экспозиция содержит документы, фотографии, картины, скульптуры, плакаты и другие экспонаты, посвященные истории эмиграции казаков в Чехословакию, а также повседневной, общественной и культурной жизни эмигрантов. В тот же день сотрудники Синодального комитета посетили храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах. Священник Тимофей Чайкин совершил литию на могилах русских эмигрантов на Ольшанском кладбище, где установлен поклонный крест в память об усопших казаках. За богослужением молились настоятель храма протоиерей Роман Гайдамащенко, клирики храма и казаки Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии во главе с атаманом М.А. Дзюба. Затем участники делегации посетили могилы советских воинов, погибших в годы Второй мировой войны при освобождении Чехословакии от фашистских захватчиков. Вечером 13 октября в Российском центре науки и культуры в Праге состоялся фестиваль казачьей и славянской культуры «Покрова на Влтаве». На фестиваль прибыло более 140 участников из Чехии, Словакии, России, Сербии и Румынии, казаки из Луганска. Архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ) приветствовал гостей праздника.

http://patriarchia.ru/db/text/5040653.ht...

Русская Зарубежная Церковь , более влиятельная, чем Церковь в Отечестве, имела и особую идеологию. После Карловацкого Собора 1921 г. Зарубежный Синод стоял за объединение эмиграции на основе православия, стараясь не вставать на позиции каких-либо партий. Но удавалось ли последним оказывать на РПЦЗ влияние? Политическая картина русского зарубежья заставляет серьезно усомниться в этом. Как и в начале 1920-х гг., эмиграция оставалась разделенной, но уже не столько на партии, сколько на множество небольших организаций, групп и течений. По словам А.С. Изгоева, партии, оказавшиеся в эмиграции, не только «не проявили никакой организованной политической работы», но и «утратили даже вербовочную силу». 120 Враждебное отношение политических сил друг к другу заметно из эмигрантских газет, целые страницы которых отводились на критику своих оппонентов. Протоколы заседаний «парижской группы» кадетов показывают, что «монархическая угроза» была для них не менее серьезной проблемой, чем коммунистическая власть. П.Н. Милюков, считавший свою позицию близкой к сменовеховской, 121 не мог быть соратником для Карловацкого Синода. В целом же кадетские группы были разобщены, отходили от политики и не имели большого влияния. Представители социалистических партий, прежде всего меньшевиков и эсеров, также постепенно терявшие политическую активность, не придавали православным идеям большого значения. По убеждению В. М. Чернова, православие не играло заметной роли в движении России к социализму. 122 Эсеры в эмиграции активно боролись и против коммунистов, и против монархистов. Их агенты следили за деятельностью монархических партий и старались их дискредитировать. Благодаря стараниям эсеров в Чехии были запрещены монархические газеты, а также въезд в страну известным монархистам. 123 В лучшем случае снисходительным, а в худшем – враждебным было отношение к Церкви коммунистов-меньшевиков, для которых даже митрополит Евлогий был всего лишь «реакционером». 124 Со своей стороны, и Зарубежной Церкви с социалистами было не по пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем я переехал с семьей на Кипр, где еще пять лет служил священником в епархии выдающегося митрополита Тамасского и Оринисского Исаии. Там я оказался, наверное, первым в истории иностранцем на традиционном кипрском горном приходе. Я многому там научился, особенно терпению, в частности потому, что понял: Православие – это про общину. Приход состоял из одной большой семьи, где все были связаны друг с другом, а священник находился в центре этой общины. Для меня это было шоком, потому что я привык к замкнутости и некоторой скрытности, обособленности, неся священническое служение в Словакии. Но на Кипре я понял, что Православие не может существовать вне конкретной общины. С Кипра я вернулся в Чехию, в Прагу, где последние пять лет служу в соборе святых Кирилла и Мефодия. Мой храмовый опыт в Праге тоже интересен, но главная проблема, с которой я сталкиваюсь, – трудность научить людей жить в сообществе, соборно, а не порознь. Интерес к Православию – это не интеллектуальные искания, а жизнь в общине, что, к сожалению, мало кто здесь понял. Непростая история Православия в Чехии и Словакии – В России о происходящем в жизни Чешской Церкви (позвольте мне для беседы выбрать такую формулировку названия) известно мало, вернее – почти ничего. Вот политические события, новости туризма или вопросы эмиграции в Чехию – это на слуху. Интересно, что с проповедью христианства в эти земли пришли святые Кирилл и Мефодий, их трудами здесь возникла епархия… Но сегодня Чехия, по крайне мере культурно – это католическая страна. Что произошло? И какие основные вехи жизни Православия в землях Чехии и Словакии можно отметить с момента проповеди здесь Кирилла и Мефодия и до наших дней? – Сложный вопрос. Богемия, Моравия, Словакия географически и культурно расположены в Центральной Европе. Христианство постепенно начало появляться в этом регионе в рамках частных миссионерских попыток еще до 863 года. Тогдашний князь Великой Моравии Ростислав, вероятно, понимал, что местным жителям нужна такая форма христианства, которая могла бы соответствовать местной культуре и народам. И он хотел, чтобы император прислал из Византии просветителей, которые могли бы работать с местной культурой, что в то время было важнейшей задачей. Так в 863 году Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию и начали свою проповедь. И их проповедь была очень эффективной, ведь вплоть до XI века славянская литургическая традиция здесь развивалась довольно активно.

http://pravoslavie.ru/139440.html

2.4. Русская православная эмиграция в Чехии В 1918 г., вследствие краха Австро-Венгерской империи после Первой мировой войны входившие в ее состав Чехия, Словакия и Подкарпатская Русь объединились и образовали независимую республику Чехословакия. В результате Мюнхенского соглашения 1938 г. Германия добилась аннексии Судетской области. Словакия отделилась, а оставшееся Чешское государство было оккупировано Германией уже в следующем, 1939 г. и стало называться Протекторат Богемия и Моравия. К концу Гражданской войны в России Прага стала одним из главных центров русской эмиграции. Правительство охотно принимало беженцев из России, развернув для них широкую программу помощи под названием «Русская акция». Всего в этой стране в начале 1920-х гг. проживало до 40 тыс. русских эмигрантов, а в 1929 г. – 13,7 тыс. Именно Прага наряду с Парижем стала важнейшим центром Русского студенческого христианского движения (РСХД). 164 Возникшие в Чехии русские православные общины подчинялись митрополиту Евлогию. Непосредственно эти общины окормлял епископ Вельский Сергий (Королев) . За отказ признать автокефалию Польской Православной Церкви он в 1922 г. был арестован и выслан из Польши в Чехию, после чего митр. Евлогий назначил его своим викарием и настоятелем собора свт. Николая Чудотворца на Староместской площади Праги. Стараниями епископа Сергия в 19241925 гг. была построена каменная церковь Успения Божией Матери на русском участке пражского кладбища в Ольшанах. Позднее владыка Сергий создал и третью русскую церковь в Праге – домовый храм свт. Николая на Рузвельтовой улице. Кроме храмов Праги в ведении владыки Сергия находились православные приходы в Брно, Братиславе и позднее – в Нитре. 165 Стараниями русских эмигрантов, главным образом студентов, были устроены домовые церкви и в других городах Чехословакии: Пильзне, Градце Кралове, Пшимбране и т.д. Епископу Сергию было поручено наблюдение и за русскими курортными храмами в Карловых Варах (Карлсбаде), Франтишковых Лазнях (Франценсбаде) и Марианских Лазнях (Мариенбаде). Долгое время епископ Сергий был единственным русским священнослужителем в Праге и сам совершал все требы. Только в 1928 г. у него появился ближайший друг и помощник – иеромонах, а затем архимандрит Исаакий (Виноградов). 166

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010