Св. Плащаница Христова. Дж. 1968. ВАЛЕНТИНОВ. псевдоним. Ланге, Александр Александрович. 1892–1957 Окончил юридический факультет Петербургского университета. Участвовал в первой мировой и в гражданской войне. Учился в Чехии. Работал журналистом во Франции и умер в Югославии. 87 Дней в поезде генерала Врангеля. Б. 1922. Последние студенты. Б. 1922. Крымская эпопея. Архив русской революции том. 5. Б. 1922. Штурм Неба. «Документы о гонениях на христиан в России. Пр. 1924. Перевод на франц., немец., итал. и японский языки. ВАННОВСКИЙ, Александр Алексеевич. 1874–1967 Родился 11 сентября. Будучи студентом Московского технического училища вступил в партию социал-революционеров. Сослан в Вологодскую губернию в 1900 г. Принимал участие в Московском восстании в 1905 г. Под влиянием изучения Шекспира вышел из партии в 1912 г. и обратился в христианство . После победы Ленина покинул Россию и поселился в Японии, где был ректором двух университетов. Умер в Токио 16 декабря. The Path of Jesus from Judaism to Christianity as conceived by Shakespeare. Tokyo. 1962. Третий завет и апокалипсис. Токио. 1965. стр. 101. ВАРШАВСКИЙ, Владимир Сергеевич. 1906 Сын известного журналиста покинул Россию в 1920 г. Учился в Чехии и в Париже. Участвовал во второй мировой войне. Писатель и журналист. Работал в Соединенных Штатах и в Германии. Незамеченное поколение. Н-Й. 1956. стр. 387. Книга описывает религиозные и идеологические движения среди русской молодежи, выросшей в изгнании. Ожидание. П. 1972. стр. 303. ВАСИЛИЙ. Архиепископ. «Всеволод Александрович КРИВОШЕИН. 1900 Родился 19 июля в Петербурге. Окончил Сорбонну в 1921. Участвовал в Русск. Студ. Хриет. Движении. Постригся на Афоне, 1925–1947. Переехал в Англии в 1951. Посвящен в Епископа 30 мая 1960. Архиепископ Брюссельский. Редактор Вестника Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. L " Enselgnement ascetique et mystique de Gregoire Palamas. Pr. 1936. Cathecheses de Simeon le Nouveau Theologien. P. 1963. Мат. Биб. II. Бл. 194–1. ВАСИЛИЙ. Епископ Потсдамский и Венский. -Павловский, Владимир Михайлович». ? –1945

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В дальнейшем положение евлогианских приходов на территории Берлинской и Германской епархии было урегулировано Соглашением между архиепископом Серафимом (Ляде) и епископом Бельским Сергием (Королевым) в ноябре 1939 года. В 1938–1939 годах в связи с расширением территории рейха юрисдикция Германской епархии при поддержке министерства церковных дел распространилась на православные приходы в Австрии, Чехии, Бельгии, Люксембурге, Лотарингии, Словакии, Венгрии. Во главе епархии был поставлен епископ Потсдамский Серафим (Ляде) с титулом «епископ Берлинский и Германский». Кандидатура оказалась весьма подходящей и устраивающей всех – немец по национальности, имел германское гражданство, пользовался уважением русской церковной эмиграции в Третьем рейхе, обладал спокойным характером. Однако план министерства создать некую влиятельную наднациональную православную церковь не мог быть реализован, поскольку ведущими принципами церковной политики нацистского руководства оставались децентрализация православного мира и поддержка самостоятельных и независимых национальных православных церквей на оккупированных территориях. Так, после падения Польши единая Польская православная церковь была раздроблена на церковные организации по национальному признаку (русские, польские, украинские). Внимание обращалось и на другие православные церкви – Болгарскую, Греческую, Сербскую, Румынскую. Их стремились также включить в орбиту влияния рейха. Еще до начала своего «похода на Восток» спецслужбы нацистской Германии вели поиск возможностей оказывать влияние и на религиозные организации в СССР, и на зарубежные русские православные приходы. До 1941 года усилия были направлены в основном на Русскую православную церковь за рубежом – религиозную организацию, возникшую в начале 1920-х годов на базе православных приходов, располагавшихся в Западной Европе и руководимых иерархами, покинувшими Советскую Россию в годы Гражданской войны или сразу после ее окончания. По своим политическим взглядам тогдашний глава Архиерейского синода Русской православной церкви за рубежом митрополит Анастасий (Грибановский) и другие иерархи были среди тех представителей русской эмиграции, которых не покидала надежда на крах коммунизма, падение ненавистных им советской власти и Совдепии. Это, естественно, учитывалось Гитлером, и потому особых препятствий деятельности этой церкви на территории Германии не чинилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Наша беседа с отцом Иоанном постепенно перерастает в философско-познавательный диалог. В дискуссию об эмиграции и о роли Церкви и духовенства за рубежом. Батюшка охотно делится своими мыслями и наблюдениями, оформленными в довольно четкую систему взглядов, «отточенных» за 20 лет служения в Будапеште. Вход в церковь преп. Сергия Радонежского – Когда мы говорим о православных, о православных русских, нельзя обходить стороной наши немощи, – убежден мой собеседник. – Возьмем, к примеру, первую волну эмиграции, представители которой осели во Франции, Чехии, Германии. Хорошо образованные, интеллигентные люди. Но они все равно делились на какие-то фракции, партии, группы. И эта не самая полезная черта сохранилась у эмигрантов современных. Хотя такого блестящего образования у них уже нет. – Иногда ссылаются на численность российской диаспоры, акцентируя внимание на том, что она вторая после китайской. Но проблема в том, что все русскоговорящие – это аморфная, разобщенная масса, – подчеркивает отец Иоанн. – Люди, невзирая на яркие дарования, не умеют работать в команде, сообща, ради общей цели. Вот, к примеру, армяне, греки, евреи научились хорошо отстаивать свои интересы. И при этом стараются брать не числом, а уменьем. О русских такого не скажешь: дробление на «группки» не перестало быть чертой их характера. «Неужели даже сейчас? – не дает мне покоя недоуменная мысль. – Понятно, из России после 1917 года бежали многие: от монархистов до республиканцев и явных сторонников анархии. Видимо, эта политическая разделенность, ярко выраженная на родине, не могла угаснуть и вдали от нее. Но эмиграция 1990-х? Зачем ей дробиться? Вроде бы политика и идеология для эмигрантов новой волны играет далеко не главную роль». – Вы знаете, какой-то явной, четко выраженной причины этой раздробленности, пожалуй, нет, – замечает настоятель. – Видимо, что-то скрыто на генетическом уровне. Наверное, присутствует неумение жить за границей, в диаспоре. И вряд ли что-то в ближайшей перспективе изменится. Для этого должно пройти немало времени.

http://pravoslavie.ru/33848.html

Архимандрит АЛЕКСЕЙ (ЧЕРНАЙ Александр Николаевич) (1899-1985) Род Чернай происходит от тевтонских рыцарей, дед переехал в Россию из Чехии, отец Николай Львович - действительный статский советник, Председатель Ковенского окружного суда. С началом Первой мировой войны семья Чернай переезжает в г. Лугу, где их духовником становится протоиерей Анатолий Остроумов. В это же время Александр учился в одной из столичных гимназий и иподиаконствовал у епископа Гдовского Вениамина (Казанского), будущего Петроградского митрополита и священномученика. В 1918 г. А. Чернай вступил в Белое движение, службу проходил в формированиях ген. Юденича, в 5-м артиллерийском Георгиевском полку. Благодаря помощи архиепископа Литовского Елевферия (Богоявленского), А. Чернай устраивается в Вильнюсе, затем переезжает в Каунас, женится в 1924 г. Имя жены Татьяна (+1944г.). По окончании Виленской духовной семинарии Александр Чернай рукополагается в священный сан в 1925 г., служил на приходах в Литве, Сергиевский приход в Утяны, с 1931 г. в г. Векшни, пережил советскую и немецкую оккупации. Священник Александр Чернай возведен в сан протоиерея в 1943 г. С 1944 г. о. Александр в эмиграции в Германии (гг. Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати, штат Огайо, США, где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в г. Хьюстон, штат Техас. В 1957 г. протоиерей Александр принял монашество с именем Алексей и удостоен сана архимандрита. В конце октября 1958г. архимандрит Алексей (Чернай) получил назначение на должность Администратора русских православных общин в Южной Африке. Указ был подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским). Русский приход, образованный в ЮАР, за семь лет до этого и посвященный в честь святого князя Владимира не имел собственного помещения, богослужения совершались в боковом приделе англиканского собора. В 1960 г., русским пришлось покинуть это помещение и, временно, воспользоваться гостеприимством пастора шведской протестантской церкви. Русская колония в Йоханнесбурге, состояла, приблизительно из 50 человек. В основном это были представители первой волны эмиграции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/400/...

Отец С. Четвериков – " профессиональный " священник, прошедший традиционный путь церковного служения еще в старой России: выпускник духовной академии, законоучитель; в первые годы эмиграции – приходской пастырь. Отец С. Булгаков – " профессиональный " интеллигент, прошедший путь от юношеского атеизма до марксизма и профессуры по кафедре политэкономии; даже несмотря на " поворот " к Церкви и участие во Всероссийском Поместном Соборе (1917-1918), он решился принять священство только в 1918 году – после падения самодержавия, так как до этого Церковь слишком очевидно отождествлялась для него со старой и косной государственной системой (по его собственному признанию). Оба этих человека в эмиграции стали духовными лидерами РСХД, и каждый служил Движению свойственным ему даром: один – как духовник, наставник в духовной жизни; другой – как богослов и идейный вдохновитель. Таким образом, в возникновении РСХД, каким мы его знаем сегодня, участвовало несколько " сил " : Такова предыстория Пшеровского съезда, который состоялся в охотничьем замке, ранее принадлежавшем Габсбургам. Организационно и финансово проведение съезда обеспечили ИМКА и ВСХФ при непосредственном участии своих русских сотрудников. На съезд были приглашены делегаты и активисты студенческих кружков (всего более 30 человек), представлявшие все центры русского рассеяния: Париж, Прагу, Брно, Пшибрам, Берлин, Лилль, Загреб, Тарту, Кишинев, Софию, Белград. В качестве докладчиков и организаторов-вдохновителей в съезде приняли участие представители старшего поколения: о. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, А. В. Карташев, П. И. Новгородцев, В. В. Зеньковский, а также более молодые по возрасту Л. А. Зандер и Г. В. Флоровский. В числе иностранных гостей и наблюдателей были Руфь Рауз, Ральф Холлингер, Дональд Лаури и Густав Кульман, представлявшие ИМКА и ВСХФ. Съезд получил официальное благословение православной иерархии: его посетил глава Православной Церкви в Чехии архиепископ Савватий, русский епископ в Праге владыка Сергий (Королев), а также епископ Вениамин (Федченков), бывший тогда викарием архиепископа Савватия в Прикарпатской Руси.

http://religare.ru/2_4616_1_21.html

Вместе с тем, Е. Белякова подчеркнула, что Собор «дал мощный импульс на будущее», что он имел мировое значение, в какой-то степени повлиял на идеи II Ватиканского собора. «Решения Поместного собора никто не отменял и не может отменить. Этот Собор до сих пор не завершен, он чудесным образом продолжается», – подчеркнул ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков.  Фильм о том, как в некоторых церковных общинах 1920-1930-х гг. удавалось в какой-то мере исполнить некоторые решения Собора, о создании тайных монашеских и мирянских общин в России побудил участников форума к разговору о том, как в православных общинах русской эмиграции осмысливалась соборность. Исследователи наследия русской эмиграции рассказали об опыте протопресвитера Николая Афанасьева, преподобномученицы Марии (Скобцовой), протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Сурожского Антония.  Об опыте лондонского архиерея и созданной им епархии рассказала, в частности, член совета Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Елена Садовникова. «Соборность есть единственный путь и образ церковности» – такой фразой можно резюмировать позицию упомянутых церковных деятелей. Первый день форума завершился дискуссией на круглом столе «Время ли новой соборности?». 20 августа члены Преображенского братства приняли участие в литургии в храме Христа Спасителя. Далее форум продолжился на тринадцати тематических площадках. В дискуссиях приняли участие представители христианских движений из Италии, Испании, Франции, Германии, США, Чехии, Латвии, а также активисты российских волонтерских движений: «Старость в радость», «Белое дело», «Даниловцы», комитета «Гражданское содействие» и других. Подробная информация о фестивале «Время новой соборности», подробная справка о Поместном Соборе 1917-1918 гг. размещена на сайте Преображенского братства. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Среди его членов были Пётр Евграфович Ковалевский, Павел Николаевич Евдокимов , Николай Михайлович Фёдоров, Лев Александрович Зандер, Отец Лев Липеровский, Иеромонах Андроник Елпединский 149 , уехавший впоследствии миссионером в Индию, Серёжа Сахаров, ставший потом Иеромонахом Софронием, уехавшим на Афон, а теперь возглавляющим монастырь в Англии 150 . Были в братстве братья Агищевы, не говоря уже о Сериковых, Калашниковых, Георгии Морозове и других. В 1923 году организовывался первый общий съезд Движения в Чехии. Я поехала на него делегаткой от нашего кружка. Это было огромным событием для всех нас. Съезд был не только ответом на наши искания путей к вере и церкви и вдохновением на создание постоянной общей организации «Движения». Важно было то, что на этом съезде участвовали самые выдающиеся представители русской интеллигенции «серебряного века». Наши неумелые, часто провинциальные «кружки» были вынесены в широкое культурное русло русской эмиграции и в свою очередь могли в последующие годы послужить той роли эмиграции, которая имеет уже и сейчас решительное значение для мыслящей России. За Пшеровским съездом последовал Аржеронский, во Франции, – красивый и яркий. Одновременно с изучением медицины и благодаря полной стипендии, я горячо отдалась участию в Движении. Это было для меня время самого яркого душевного цветения, я жила вновь обретённой верой, была окружена множеством замечательных друзей. Я всю себя отдавала «служению», загораясь всё новыми идеями, ничего не ища для себя. После свадьбы многое изменилось, моё участие в Движении отошло на второй план, я снова решала мою старую задачку о смысле существования женщины, только теперь совсем по-другому. Лишённая материнства, я с особой остротой пережила значение места женщины в браке. При всей активности моей природы, я всем существом моим знала, что призвание жены – быть помощницей мужу, часто отказываться от самостоятельной роли в жизни. Может быть как раз оттого, что мой муж, Николай, не был властным и всегда поддерживал мою независимую деятельность, моему сердцу было сладко и легко переставлять иерархию своих стремлений и ответственностей. Парадоксально, мне казалось правильным «бояться своего мужа», отступать на второй план. И вместе с тем этот опыт смирения открывал для меня совсем новые ценности значения женщины, её особую и, по-своему, руководящую роль. Мой опыт медицинской работы приводил меня к тем же заключениям. Уже с самых первых шагов, когда я занималась массажем, мне становилось ясно, как важно было чувствовать больного, «переключаться» на него. Позже, работая в госпитале, я всё больше убеждалась, что женщине дана в медицине своя особая роль и что далеко не найдены ещё лучшие формы её работы. Она большей частью принуждена следовать формам работы мужчины, часто ей физически непосильным и не раскрывающим её лучших даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Новый интерес к Церкви охватил разнообразные круги русской эмиграции, включая молодежь студенческого возраста. Среди последних возникли религиозные кружки, которые в некоторых городах были основаны: по инициативе самих русских (Београд), в других же местах их образованию способствовали международные христианские организации по работе с молодежью: Всемирная Христианская Студенческая Федерация и Христианский Союз Молодых Людей (Прага, Берлин, Париж). Эти студенческие кружки узнали о существовании друг друга и, благодаря дружеской поддержке вышеупомянутых христианских организаций, созвали в 1923 году первый съезд представителей студенческих кружков в Пшерове, в Чехии. На нем было основано Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом. Эта новая организация и явилась главным звеном между русским Православием и западными христианами. Ряд причин способствовал этому. Во-первых, Студенческое Движение объединило вокруг себя большинство тех культурных представителей эмиграции, включая профессоров, писателей и студенческую молодежь, которые сознательно вернулись в Церковь . Для установления же связи с западными христианами требовалось именно сознательное участие в православной церковной жизни. Во-вторых, для этого был необходим сравнительно высокий уровень общего культурного развития, включая знание иностранных языков, а им как раз обладало студенчество. В-третьих, эта группа русских не искала лишь душевного успокоения и пристанища в Церкви, но желала освятить светом христианства все стороны жизни – оцерковить ее. В ее среде поэтому зародилась мысль о Создании Богословского Института в Париже, а также широкое распространение получили миссионерские съезды и кружки для изучения христианства. Вся эта работа нуждалась, как в духовной, так и в материальной помощи западных христиан, так как русские изгнанники не имели ни достаточных средств, ни опыта для подобной деятельности. Помощь западных христиан, бескорыстно и великодушно оказанная русским православным, была поэтому чрезвычайно существенна. Она способствовала быстрому росту разнообразных форм церковной деятельности в среде Студенческого Движения. Это сотрудничество, больше, чем что-либо иное, помогло преодолеть существовавшее раньше недоверие к христианскому Западу, и заложило прочное основание для подлинной дружбы и плодотворного общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Отец С. Четвериков – " профессиональный " священник, прошедший традиционный путь церковного служения еще в старой России: выпускник духовной академии, законоучитель; в первые годы эмиграции – приходской пастырь. Отец С. Булгаков – " профессиональный " интеллигент, прошедший путь от юношеского атеизма до марксизма и профессуры по кафедре политэкономии; даже несмотря на " поворот " к Церкви и участие во Всероссийском Поместном Соборе (1917-1918), он решился принять священство только в 1918 году – после падения самодержавия, так как до этого Церковь слишком очевидно отождествлялась для него со старой и косной государственной системой (по его собственному признанию). Оба этих человека в эмиграции стали духовными лидерами РСХД, и каждый служил Движению свойственным ему даром: один – как духовник, наставник в духовной жизни; другой – как богослов и идейный вдохновитель. Таким образом, в возникновении РСХД, каким мы его знаем сегодня, участвовало несколько " сил " : Такова предыстория Пшеровского съезда, который состоялся в охотничьем замке, ранее принадлежавшем Габсбургам. Организационно и финансово проведение съезда обеспечили ИМКА и ВСХФ при непосредственном участии своих русских сотрудников. На съезд были приглашены делегаты и активисты студенческих кружков (всего более 30 человек), представлявшие все центры русского рассеяния: Париж, Прагу, Брно, Пшибрам, Берлин, Лилль, Загреб, Тарту, Кишинев, Софию, Белград. В качестве докладчиков и организаторов-вдохновителей в съезде приняли участие представители старшего поколения: о. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, А. В. Карташев, П. И. Новгородцев, В. В. Зеньковский, а также более молодые по возрасту Л. А. Зандер и Г. В. Флоровский. В числе иностранных гостей и наблюдателей были Руфь Рауз, Ральф Холлингер, Дональд Лаури и Густав Кульман, представлявшие ИМКА и ВСХФ. Съезд получил официальное благословение православной иерархии: его посетил глава Православной Церкви в Чехии архиепископ Савватий, русский епископ в Праге владыка Сергий (Королев), а также епископ Вениамин (Федченков), бывший тогда викарием архиепископа Савватия в Прикарпатской Руси.

http://religare.ru/2_4616.html

«Русская акция» и Русская Церковь Количественный рост русских эмигрантов в Праге привел к тому, что здесь уже с 1919 года предпринимались попытки наладить церковную жизнь. В 1921 году в Праге был создан русский православный эмигрантский приход, признававший над собой юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского). Богослужения для эмигрантов с различной регулярностью совершались и за пределами Праги (прежде всего, в курортных храмах в Карловых Варах, Марианске Лазне и Франтишкове Лазне). Тем не менее, особая политическая окраска русской эмиграции в Чехословакии ставила перед русским духовенством непростую задачу пастырской работы с представителями партий левого толка. Как вспоминал иподиакон настоятеля архиепископа Сергия (Королева) Игорь Никишин, «пражская эмиграция была влево от центра. Интеллигенция предреволюционной России. Ведь были у нас даже эсеры, не говоря о меньшевиках, милюковцах и других левых группировках. В Праге и кадетов считали «зубрами»!» Именно такую паству окормляло русское духовенство в ЧСР. Кроме того, чехословацкие власти не выказывали особого благоволения церковным организациям, считая их представителями правого политического крыла. Поэтому, несмотря на широкий размах «русской акции», поддержка православного духовенства не входила в задачи чехословацкого правительства. Власти ЧСР чрезвычайно неохотно шли на выполнение требований русского прихода в Праге. И потому неудивительно, что русский приход в Праге не имел официального признания со стороны чехословацких властей и существовал как непризнанная государством религиозная организация. Приход не получал от государства никакой материальной поддержки. Также и русской церковное имущество в Чехии, конфискованное австрийскими властями во время первой мировой войны, не было передано Пражскому приходу и оставалось в распоряжении государства. Достаточно сдержанное отношение государства к русскому приходу в Праге стало очевидным уже на начальном этапе формирования церковной общины. Так, первый настоятель прихода протоиерей Михаил Стельмашенко 31 января 1922 года в открытом письме президенту Чехословакии Томашу Масарику писал: «Поразительный контраст между добром, какое делает Правительство [ЧСР] весьма щедро для русских беженцев и особенно для русской учащейся молодежи (с одной стороны), и тем жалким положением русской церкви на территории республики, какое создается столь продолжительным нежеланием Правительства отдать ей то, что принадлежит ей по праву собственности (с другой стороны), заставляет русских православных людей крепко призадуматься над причинами столь печальной и непонятной дисгармонии» . Эти слова отца Михаила во многом справедливы. Он неоднократно безуспешно пытался добиться передачи в распоряжение прихода конфискованного в годы войны церковного имущества. Однако чиновники МИД ЧСР, знаю о близости отца Михаила к русским монархическим организациям, фактически игнорировало его требования.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010