б) библиотеки Императ. Общества Истории и Древностей Российских 225. Ркп. XVIII в., Сборник, в лист, на 464 лл. Описание ея см. в книге «Библиотека И. О. И. и Д. P.», Москва 1845 г., стр. 107–108. Из числа ея разночтений – незначительные, мелкие не приводятся. Обозначается буквой И. в) собрания В. М. Ундольского в Московск. Публичном и Румянцевском музеях ркп. 489, в л., XVIII в. Обозначается Ун.1. г) того же собрания ркп. 488, 1699 года.Обозначается Ун. 2. д) Соловецкого монастыря ркп. 862/752 (по «Описанию» 12), XVII в. Обозначается С 1. е) того же собрания ркп. 851/741 (по «Описанию» 14), XVII в. Обозначается С 2. ж) того же собрания ркп. 514/495 (по «Описанию» 310), 1660 г. Обозначается С 4. з) библиотеки Троице-Сергиевой лавры 200, XVII в. Обозначается Т 4. и) того же собрания 201, XVII в. Обозначается Т 5. и) собрания Η. Π. Никифорова 496, XVII в. Обозначается Н 2. к) собрания кн. М. А. Оболенского в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел 49/28, XVIII в. Обозначается А 2. л) того же собрания 50/29, XVII в., там же. Обозначается А 3. м) собрания А. И. Хлудова (в Никольском единоверческом монастыре) 74, XVIII в. Обозначается X 1. н) библиотеки Архангельской дух. семинарии 558/6, XVII в. Варианты отмечаются по списку сказания сей рукописи, имеющемуся в бумагах Π. М. Строева в Императ. Академии Наук, в «Материалах для истории литературы славянской» (пор. III, 187). Обозначается Ар. о) Императорской Публичной библиотеки, древлехранилища М. Погодина 1139 (собрания П. М. Строева 78), XVII в. Обозначается П 2. п) той же библиотеки, древлехранилища Погодина 1553 (того же собрания 94), XVII в. Обозначается П 4. р) той же библиотеки, F. I, 449, XIX в. Обозначается П 3. с) той же библиотеки О., отд. I, 96, XVII в. Обозначается П 6. (Сказание сокращенной редакции). т) той же библиотеки, древлехранилища Погодина ркп. 1146, XVII в. Обозначается П 9. у) той же библиотеки ркп. 1294, XVII в. Обозначается П 8. ф) той же библиотеки О. I, в л., 425, 1721 года. Обозначается П 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Икона Преображения прекрасного письма XVII в. и едва ли не была написана она Гурием Никитиным. Любопытны царские врата Христорождественской церкви XVIII в.: здесь при ев. Матфее изображено древо Иессея и древо познания добра и зла; при ев. Марке – воскресение Христа и воскресение мертвых; при ев. Луке рождество Христово и распятие И. X., при ев. Иоанне – добрый пастырь с овечкой и крещение И. X. Церковь Никольская. Наружныя стены её украшены изразцовыми изображениями единорогов и птиц. Иконостас резной – виноградные ветви и гроздья, иконы его в 7 ярусов, XVII века. Настенная живопись столповая, но переписана вновь масляными красками. Анастасийский монастырь. В алтаре – иконы: Владимирской, Фёдоровской и Тихвинской Богоматери, Михаила Малеина, Макария Унженского и Алексея человека Божия, все XVII в. В теплой церкви деисис XVIII в.; в приделе – Се агнец Божий –икона времен Петра I; Воздвижение честного креста XVIIXVIII в.; святит. Николая Чудотворца XVII в.; того же времени икона Иоанна Предтечи в алтаре. Церковь Воскресения Хр. на площадке – старая 1724 г. В ней сохранились: икона И. Предтечи с деяниями половины XVII в., Успение Богоматери облачное, с жидовином Авфониею XVII в. В приделе Тихвинской Богоматери в алтаре на иконе св. Димитрия Ростовского приписаны на полях изображении: св. Тихона Задонского , препод. Сильвестра Обнорского и ярославских Чудотворцев князей Фёдора, Давида и Константина. Икона св. Геннадия Костромского и Любимоградского. В другой церкви – новой на стенах размещены иконы, взятые из прежней деревянной церкви: Владимирская Богоматерь, Георгий Победоносец, Николай Можайский, Св. Троица, Неопалимая Купина; муч. Харлампий; все они относятся к половине XVII в.; написаны в более строгом стиле, чем московские иконы того времени. Вероятно это произведение местных иконописцев, даже и в XVII в. придерживавшихся строгих иконописных преданий отдаленной старины. Церковь Козьмы и Дамиана на Мшанской улице. Местная икона свв. Козьмы и Дамиана конца XVII в.; с золотыми шраффировками в одеждах. Икона святителя Николая Чуд. в деяниях XVII в.; в летней церкви иконы того же времени – свв. Феодосия Тотемского, Фёдора, Давида и Константина Яросл. чуд. (табл. LVI), праздники и икона Фёдоровской Богоматери в алтаре, очень хорошая, с привесным панагиаром XVII в.; украшенным филигранью, с мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Решающим моментом формирования русской литургической традиции стало Крещение Руси в 988 г. В княжение св. равноап. Владимира († 1015) и особенно Ярослава Мудрого († 1054) на Руси были построены многочисленные церкви, переводились с греческого и переписывались книги, в крупных городах создавались школы для обучения клириков. О том, каким было рус-ское богослужение в кон. Х – сер. XI в., из-за отсутствия источников можно лишь догадывать-ся. Безусловно, оно было византийского происхождения, однако нельзя точно утверждать, какой из двух принятых в то время в К-поле богослужебных уставов – Студийского мон-ря или Вели-кой церкви Св. Софии в К-поле (песненное последование) – использовался Русской Церковью . Возможность употребления на Руси торжественного песненного последования заставляют пред-положить несколько сохранившихся древнерусских Кондакарей (напр., нач. XIII в.– РНБ. Q. п. I. 32). Элементами песненного последования можно считать и некоторые литургические чины (вход на утрене, праздничные литии и др.), сохранявшиеся в обиходе собора Св. Софии в Нов-городе в XVI в. и перешедшие оттуда в московское богослужение в XVI–XVII вв. О распростра-ненности Студийского устава уже в нач. XI в. можно заключить из летописного сообщения под 1015 г. о убиении св. кн. Бориса – св. страстотерпец пел перед смертью «заутреню», включаю-щую в себя «оксапсалмы» (шестопсалмие) и «канун» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 133), т. е. утреню по Студийскому уставу. За богослужением в кон. Х – сер. XI в., возможно, использовались южнославянские переводы богослужебных книг, но уже в XI в. в Киеве был осуществлен новый перевод богослу-жебных книг с греческого – древнейшие русские Минеи кон. XI в. не соответствуют южно-славянским Минеям того времени ни по составу памятей, ни в редакциях текстов. До кон. XI в. в некоторых храмах богослужение (по крайней мере отдельные его части) совершалось по-гречески – в памятниках этого времени нередко встречаются непереведенные греческие выра-жения. Это объясняется тем, что первоначально клир Русской Церкви в значительной степени состоял из священнослужителей-греков, пользовавшихся принесенными с собой богослужеб-ными книгами. 3. XI–XIV века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Вообще о византийском стиле XI столетия автор выражается так: «В произведениях этого времени преобладают удлиненные пропорции. Есть еще некоторый рисунок в головах, по оконечности тощие, деланы небрежно… Неуклюжесть и дурной вкус в костюмах этой эпохи в короткое время довели скульптуру (даже в таких сюжетах, где художник не был обязан воспроизводить костюм официальный) до самой щепетильной отделки одеяний, с прямыми складками, параллельными и сжатыми, из парчи с жемчугом и дробницами, которая не могла уже давать никакого движения драпировке. Впрочем, не смотря на недостатки, в которые впала византийская школа XI столетия, она не была лишена некоторых достоинств. Особенно сохранила она тонкую оконечность в исполнении, замечаемую в большом разнообразии и необычайном богатстве украшений или орнаментации». Эта характеристика византийского искусства XI столетия для нас, русских, имеет особенную цену, потому что почти слово в слово может быть она приложена к мастерским миниатюрным изделиям русской иконописи, и именно письма Строгановского XVI и XVII столетий. Так через 500 и даже 600 лет Русское искусство оставалось верно тем художественным преданиям, которые оно заимствовало из Византии именно в XI столетии. В самом факте этом содержатся уже основания для его критической оценки. Предания, окрепшие в жизни народа в течение всей его истории, не могут быть отвергнуты, но должны быть усовершенствованы, если в них коснели первоначальные недостатки. Как низко ни упала византийская школа в XI столетии, все же она была в главе художественной деятельности всей тогдашней Европы. Греческие мастера вызываемы были ко двору немецких императоров, вследствие брака Оттона II (972 г.) с греческой царевной Феофанией, внучкой Константина Багрянородного. В начале второй половины XI столетия знаменитый аббат Монте-Кассинского монастыря Дезидерий, чтобы восстановить искусство в Италии, пригласил из Константинополя греческих мастеров, искусных во всех художествах, и под их руководством основал в своем монастыре художественные школы. При этом же случае Лабарт упоминает о церковных вратах Св. Павла в Риме, деланных в XI же столетии в Византии; но этот факт в истории влияния византийского искусства на Италию был бы выставлен в более ясном свете, если бы автор упомянул, что многие храмы южной Италии в тоже время были украшены вратами, которые были деланы византийскими мастерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

(Ιερ Εξαρτματα). Исихастирии св. Бессребреников Космы и Дамиана в местности Кипи-ту-Осиу (т. е. Сады преподобного, основан в XI в.), Успения Пресв. Богородицы на о-ве Липси (XVI в.), св. Параскевы «ту Каву» (XVII в.), Панагии Куманы (основан в 1782 свт. Макарием Нотарой, митр. Коринфским), Всех святых (или кафизма Аполлоса, основан в 1820 иером. Аполлосом), Панагии Пантанассы на о-ве Арки, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, и прп. Ирины Хрисовалантской на о-ве Липси (основан в кон. XX в. иером. Никифором), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, на островке Лукакия (основан в 1989 проигум. И. Б. м. Павлом (Никитарасом) и кафигум. Антипой (Никитарасом)), мц. Ирины в Скале, святых Никодима и Иосифа «тон Вулефтон» (основан в нач. XXI в. мон. Никодимом (Гриллисом)). Кафизмы Небесных Сил бесплотных близ пещеры Апокалипсиса (нач. XII в.), Успения Пресв. Богородицы в Романи на о-ве Липси (ок. 1500), вмч. Пантелеимона на о-ве Хилиомоди (XVI в.), прп. Христодула в Аликесе (XVII в.), Панагии «ту Хару» на о-ве Липси (ок. 1600), вмч. Георгия «ту Авлакью» (XVII в.), Панагии «ту Мандалаки» (XVII в.), Киккской Божией Матери (XVII в.), Панагии «ту Грава» (основана в кон. XVIII в. местночтимым святым прп. Григорием Нисиросским), прор. Илии (XVIII в.), Преображения Господня и иконы Божией Матери «Достойно есть» на холме Каламоти (основана в кон. ХХ в. мон. Александром (Карадимитриу)). Принадлежащие И. Б. м. храмы В Хоре: Пресв. Богородицы Диасозусы (с чудотворной иконой Божией Матери Диасозусы (т. е. Спасающей, возвратившей попавшего в плен патмосского моряка на родину), свт. Василия Великого, св. Иоанна Предтечи, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Георгия «тон Апортианон» и вмч. Георгия «тис Лозас», свт. Николая Чудотворца Кудунаса. В Скале: ап. Иоанна Богослова и св. Фоки. Подворья ап. Иоанна Богослова в Партени на о-ве Лерос (XI в.), св. Апостолов на о-ве Калимнос (XI в.), ап. Иоанна Богослова в Аптере на Крите (XII в.), Преображения Господня (или мон-рь Светодавца (Θωτοδτου) на Наксосе (XII в.), ап. Иоанна Богослова в Хоре на Аморгосе (XVI в.), ап. Иоанна Богослова в Ирео на Самосе (XVI в.), ап. Иоанна Богослова на о-ве Тира (Санторин) (XVII в.), ап. Иоанна Богослова Сидерианоса на о-ве Милос (XVII в.), вмч. Георгия в Пендели (Аттика) (ХХ в.).

http://pravenc.ru/text/471591.html

Тарасия , IX в. Фотия патриарха , † 891 г. Феостирикта, инока вифинского, IX в. Феофана палестинского, после митрополита никейского, † ок. 847 г. Кап. Месяцеслов при греч. евангелии капуанской церкви 991г. Каппон. Славянские лицевые святцы у Ассемани XVII в. под именем Каппонианских. Киев. 1672 г. Месяцеслов в полууставе, изданном в сем году в Киеве. Киев. мес. Полный христианский месяцеслов, изд. в Киеве 1839 и 1868 г. Клар. Греческий пролог пергаменной Кларомонтанской (клермонской) иезуитской коллегии, XI-XII в. Коал. 1. Месяцеслов при апостоле парижской коаленевой библиотеки, X-XI в. Коал. 2. Месяцеслов при апостоле той же библиотеки XII в. Комбеф. Синаксарь греческий, издан. Комбефизием. Конд. XI в. Кондакарь при типограф. уставе XI в. Конст. Месяцеслов при греч. евангелии IX в., константинопольского происхождения. Копт. 1286 г. Месяцеслов при коптском евангелии 1286 года, изданный Сельденом. Копт. 1388 г. Месяцеслов при коптском евангелии 1338 г., изд. Маем. Копт. 1425 г. Пролог коптский, написанный в 1425 г., у Мая. Копт. у Люд. Коптский месяцеслов, изд. Иовом Людольфом, см. выше: Абис. Крак. 1491 г. Печатные святцы, изд. в Кракове в 1491 г. по иерус. уставу. КСоф. Книга глаголемая: Описание о российск. святых, XVIII в. в библиотеке Киево-софийского собора. Лавр. Пергаменный славянский пролог в Троицкой лавре, XIV в., 1 редакция месяцеслова Василия, сентябрь-ноябрь, – XI в. в восточн. памятях. Лавр. св. 363, 364, 366, 367 . Святцы в Троицкой лавре XV-XVII в. по иерусал. уставу. Лаврент. Сборник житий святых антиохийской церкви за последние 14 дней месяца мая в лаврентиевской библиотеке в Медиолане, приводимый болландистами. Линд. Линдеброгианский древний восточный месяцеслов у болландистов. Лоб. Лобковский пролог в Хлудовской библиотеке, 1197 г., за сентябрьское полугодие, – XI в. в восточных памятях. Львов. Месяцесловы, изданные в Львове в 1648 и 1839 г. Указания из Мартынова. Любоп. Мес. Любопытный месяцеслов полный в Москве, 1794 и 1795 г. М. Р. Мартиролог римской церкви Барониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Эта литература базируется на определенной антропологии и психологической теории, уходящей своими корнями в позднюю античность. По жанру же и по задачам это по большей части практические руководства, наставления, советы, мысли, рассчитанные на людей, профессионально занятых изучением и возделыванием собственной души. Едва ли не наиболее популярной среди такого рода книг была «Лествица» преп. Иоанна Синайского, или «Лествичника», автора VI-VII вв. или VII в. Она известна в славянском (болгарском – Х или XI в.) переводе по отражению в сборниках XI в. и по полному списку XII столетия, но широкое распространение у читающей по-славянски публики получила с конца XIV-haчaлa XV в. в новом, сербском переводе, созданном около 1370 г. Многие другие «келейные» исихастские книги в XIV в. были переведены на славянский язык впервые. Это сочинения аввы Дорофея (VI-VII вв.), преподобных Исаака Сирина (VII в.), Симеона Нового Богослова (X-XI вв.), Григория Синаита (XIV в.) и др. Если распределить по векам сохранившиеся греческие списки «Лествицы» (их не менее 73), 490 то можно увидеть, что начиная с IX в., после победы православных над иконоборцами, интерес к этой книге рос, в XI в.достиг апогея, в XII-XIII вв. снижался, а в XIV в. снова вырос, но не до уровня XI в. Далее опять стал падать и в XVII в. сошел на нет. Если сделать то же самое со славянскими списками (их уцелело более ста), 491 то можно обнаружить, что с близкого к нулю уровня XII-XIII вв. интенсивность переписки «Лествицы» у славян, преимущественно у русских, взлетела в XIV в. на уровень в два с половиной раза превышающий «потолок» византийского интереса к ней в XI в. В XV в. она еще была высока, но уже тогда начался спад – начался в центре Руси, севера достиг позже, только в XVII в., – и гораздо более крутой, ибо с более высокой точки, и привел к тому же, что у греков, нулевому результату в XVIII в. Ту же самую закономерность можно увидеть, сгруппировав по векам славянские списки сочинений всех упомянутых нами византийских писателей созерцателей. 492

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

101 Книга глаголемая описание о российских святых…/Публ. и дополнения М. В. Толстого. М., 1995. С. 262; Барсуков Н. Источники русской агиографии. Прил. С. III. 102 Род преемника владыки Пимена на Новгородской кафедре, архиепископа Леонида, начинается с имени святителя Макария: “Род архиепископа Леонида: Митрополита Макария, архиепископа Васияна, священнодиякона Симеона, Анастасии, Александра, Фаддея, Матрону, Козму” (РНБ. Соф. 1550. Синодик XVII в. Л. 31). 103 В этом же году, 4 июля “манастырь на Росткине улици выгорел весь черницкой Рожество Иоана Крестителя” (ПСРЛ. Т. 3. С. 158). 104 Непозыбаный — непоколебимый, незыблемый (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 220). 105 Шестой собор псковского духовенства был учрежден в 1471 году на основании благословенной грамоты Митрополита Филиппа I (РИБ. Т. 6. СПб., 1908. Стб. 731–734). Соборы городского духовенства — это структурная организация городского духовенства. 107 Резоимание — взимание процентов на ссуду, ростовщичество (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 138). 109 См.: Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 19. Правило 42 (Слав. яз.). 110 Заповедь — штраф за нарушение какого-либо запрета (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 273). 111 Однолично — непременно, обязательно (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 288). 1 Послание опубликовано А. Никольским в приложении к его статье “Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского” (ИОРЯС. Т. 10. Кн. 2. 1905. С. 12–13). Автор при этом не касался вопроса датировки и атрибуции данной грамоты. Этим занялся А. Малов (Послание об обретении мощей епископа Никиты//Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского. Л., 1928. С. 496–498). Он датировал послание июнем-июлем 1558 года, с чем вполне можно согласиться. Однако вызывает возражение сделанная им атрибуция. Обращение в грамоте к адресату как к “преподобию”, а также происхождение рукописи, в которой содержится послание, из Кирилло-Белозерского монастыря определило направление его поисков данного адресата. Исследователь писал: “…адресатом является Кирилловский

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

1118 В этом же году, 4 июля «манастырь на Росткине улици выгорел весь черницкой Рожество Иоана Крестителя» (ПСРЛ. Т. 3, с. 158). 1119 Род преемника владыки Пимена на Новгородской кафедре, архиепископа Леонида, начинается с имени святителя Макария: «Род архиепископа Леонида: Митрополита Макария, архиепископа Васияна, священнодиякона Симеона, Анастасии, Александра, Фаддея, Матрону, Козму» (РНБ. Соф. 1550 . Синодик XVII в. л. 31). 1120 В этом же году, 4 июля «манастырь на Росткине улици выгорел весь черницкой Рожество Иоана Крестителя» (ПСРЛ. Т. 3. С. 158). 1121 Непозыбаный ‘непоколебимый, незыблемый’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986, с. 220. 1122 Шестой собор псковского духовенства был учрежден в 1471 году на основании благословенной грамоты Митрополита Филиппа I (РИБ. Т. 6. СПб., 1908, стб. 731–734). Соборы городского духовенства – это структурная организация городского духовенства. 1124 Резоимание ‘взимание процентов на ссуду, ростовщичество’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997, с. 138. 1126 См.: Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, с. 19. Правило 42 (Слав. яз.). 1127 Заповедь ‘штраф за нарушение какого-либо запрета’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978, с. 273. 1128 Однолично ‘непременно, обязательно’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987, с. 288. 1130 Послание опубликовано А. Никольским в приложении к его статье «Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского» (ИОРЯС. Т. 10. Кн. 2. 1905, с. 12–13). Автор при этом не касался вопроса датировки и атрибуции данной грамоты. Этим занялся А. Малов (Послание об обретении мощей епископа Никиты//Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского. Л., 1928, с. 496–498). Он датирован послание июнем-июлем 1558 года, с чем вполне можно согласиться. Однако вызывает возражение сделанная им атрибуция. Обращение в грамоте к адресату как к «преподобию», а также происхождение рукописи, в которой содержится послание, из Кирилло-Белозерского монастыря определило направление его поисков Данного адресата. Исследователь писал: «...адресатом является Кирилловский игумен Матфей, поставленный в 1555 г. и в 1559 г. рукоположенный во епископа Крутицкого» (Там же с. 498). По его мнению, автором послания был священник новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

250 Опись 1626 г. Ч. 1. С. 58, 59, 60; Шумилов 1971. С. 89. 169, 171; С. 90. 172, 173; С. 92. 180; С. 94. 185, 186; Духовные и договорные грамоты. С. 473. 265 ПСРЛ. Т. 43. С. 227. Об авторе см.: Макарий, архим. Старец Мисаил (Сукин)//Макарий, архимандрит 2006. С. 407–412. 266 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 76; Ч. 2 С. 418. См. также: ПСРЛ. Т. 8. С. 285–286; ПСРЛ. Т. 29. С. 20; ПСРЛ. Т. 34. С. 23. 267 ПСРЛ. Т. 43. С. 232. Прориси миниатюр из Лицевого летописного свода, на которых изображено погребение Великого князя Василия III, см.: Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI вв. М., 2004. С. 38, 42. 276 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 423. 279 Антонов A.B. Вотчинный архив Саввина Сторожевского монастыря к. XIV – нач. XVII вв.//Русский дипломатарий. М., 2003. Вып. 9. С. 430. 305 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 28; РИБ. Т. 31. С. 58; Послания Ивана Грозного. СПБ., 2005. С. 33. 318 Зимин A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (к. XV–XVI вв.). М., 1977. С. 316. 320 Хрестоматия по древнерусской литературе/Составитель Н.К. Гудзий. М., 1973. С. 265–267; Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси. М., 1978. С. 225–227; О, Русская земля! М., 1982. С. 318–319; ПЛДР: К. XV – 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 520–533; Сатира XI–XVII вв. М., 1987. С. 268–270; Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). М., 1987. С. 269–279; Сказания православные. Древнерусская духовная литература. Т. 3: XVI–XVII вв. М., 2004. С. 58–569; БЛДР. Т. 9: К. XV – 1-я пол. XVI в. С. 360–371. 322 Клосс Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 201. 334 Калайдович К., Строев П. Описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке графа Ф.А. Толстого. М., 1825. С. 310. 149. 338 РГБ, Волоколамское собр. 490; Гаврюшин Н.К. Митрополит Даниил – редактор «Диалектики»//ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 357–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010