Александр Б. (Бровкович А., Никанор). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Ч. 1: Сочинения исторические. – СПб., 1861. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории: Исторический очерк. – СПб., 1870. Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. – Вильнюс, 2005. Барское Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. Барсов К.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв. – М., 1890. Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. – СПб., 1874. Безгодов A.A. Христиане-поморцы Украины: краткий обзор и постановка вопроса//Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Материалы 11 Всеукраинской научно-практической конференции; 1–3 октября 2004 года, г. Киев. Киев, 2004. – С. 82–86. Безгодов A.A., Михайлов С.С. Подмосковная «Патриаршина»: страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. – М., 2003. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. доп. и испр. – СПб., 1900. Боченков В.В. П.И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. – Ржев, 2008. Бубнов Н.Ю. Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриархе Никоне . СПб., 2006. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. – СПб., 1995. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. – М., 1992. Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы во второй половине XIX – начале XX века: Мировоззрение. Быт. Культура. – Великий Новгород, 2008. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. – М., 1996. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сборник научных статей и материалов. – СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Итак, анализ первых основных памятников славянской письменности, возникших в IX в., показывает, что средневековая славянская культура начинала с активного усвоения и творческого переосмысления применительно к особенностям славянского образа жизни и миропонимания основных традиций византийской культуры. На славянскую почву были перенесены новые духовные ценности, в том числе и эстетические, которые в соединении с местными и составили фундамент средневековых духо-вных культур южных и восточных славян. Если мы вспомним, что и «Жития» Константина и Мефодия, и «Поучения» Климента Охридского, и особенно «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского получили в последующие столетия достаточно широкое распространение на Руси, то мы должны по достоинству оценить значение начальной славянской книжности для становления русской средневековой культуры и эстетики в частности. Сильные творческие импульсы получала русская культура из Болгарии и в последующие периоды, в частности во второй половине XIV-haчaлe XV в., когда Русь познакомилась с трудами Евфимия Тырновского, митрополита Киприана, Григория Цамблака, восприняла от тырновской школы книжников приемы повышенной эстетизации речи-стиль «плетения словес» и получила новые произведения византийских авторов в славянских переводах. Глава II. «Золотой век» и лихая година. XI-nepbaя половина XIV века Заря немеркнущего дня Формирование эстетического сознания средневековых русичей, достаточно полно отраженное в ранних памятниках отечественной письменности, приходится на период расцвета первого могущественного государства-Киевской Руси 97 . Переход от родового строя к феодальному, возникновение государства, принятие новой мировоззренческой системы, создание своей письменности, регулярные культурные и политические контакты с Западом характеризуют социально-политическую и культурно-идеологическую ситуации того времени. Для становления собственно русской средневековой эстетики особое значение имело принятие Русью новой системы миропонимания, активно способствовавшей установлению феодальных отношений на Руси и включавшей молодую русскую культуру в систему более развитых культур средиземноморского региона, центром которой, как уже указывалось, была тогда Византия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. В 8-ми т. М.: Изд-во Мартис, 1999. Т. 1. Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского , 1879. Борисовский П. Догматические основы христианской морали по творениям св. Григория Богослова (окончание)//Вера и Разум. Харьков, 1894. 8. С. 509–525. Бриллиантов А. И. Varia. Рукопись. 1912–1913//ОР РНБ. Ф. 102 ( А. И. Бриллиантов ). Оп. 1. Ед. хр. 53. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб.: Тип. А. П. Лопухина , 1901. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М.: Изд-во Просвещение, 1971. Булгаков С. , прот. Агнец Божий. Париж: Изд-во YMCA PRESS, 1933. Булгаков С. , прот. Ипостась и ипостасность//Он же. Труды о троичности. М.: Изд-во ОГИ, 2001. С. 19–52. Булгаков С. , прот. Труды о Троичности. М.: Изд-во ОГИ, 2001. Булгаков С. , прот. Утешитель. М.: Изд-во Общедоступный православный университет, 2003. Булгаков С. , прот. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. Сергиев Посад: Путь, 1917. Буржуазная педагогика на современном этапе/Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: Изд-во Педагогика, 1984. Буфеев С. В. Православное понимание личности//Развитие личности. 2004. 2. С. 97–111. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII вв. М.: Изд-во Мысль, 1992. Бычков В. В. Эстетика отцов Церкви. М.: Изд-во Ладомир, 1995. Варнава (Дамьянович), архидиак. Жизнь и творения свт. Николая еп. Охридского и Жичского. Диссертация. СПбПДАиС, 2007. Василий (Кривошеин) , архим. Нам его не хватает больше чем когда-либо//Вестник Русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата. 1979. 101–104. С. 98–99. Василий (Кривошеин) , архиеп. О богословии В. Лосского //Богословские труды. 1985. 26. С. 156–158. Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов . М.: Изд-во NBI, 1995. Василий (Кривошеин) , архиеп. Св. Григорий Палама . Личность и учение по недавно опубликованным материалам//Вестник Русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата. 1960. 33–34. С. 101–114.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«Свободная теургия» оказывается путем мнимым и самоубийственным...» (Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris, 1983. С. 469). 473 Здесь, конечно, приходится оставлять без комментария для нашего контекста не очень важные факты, что Пушкин, например, никогда не видел Аполлона Бельведерского в оригинале, что сам мраморный «оригинал» из Ватиканского музея – лишь копия бронзового оригинала Леохара, и даже – что сам Иванов в целом не считал античное искусство (во всяком случае, обнаженную скульптуру) теургическим (в чем мы уже могли убедиться), но лишь «идеалистическим», т. е. – не восходящим к сущностям вещей, но создающим свои произведения на основе субъективных «эстетических» канонов. 475 Этой проблеме посвящена статья Вяч. Иванова «Символика эстетических начал» (1905), и эти идеи проходят через всю его эстетику (см.: Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 823–830). 476 Подробнее см.: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. С. 129–131 и далее. 477 В скобках вторая цифра указывает страницу, а первая – следующие новейшие издания теоретических сочиненений Андрея Белого: 1 – Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1. М., 1994; 2 – То же издание. Т. 2; 3 – Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 478 Я уже указывал, что символисты вряд ли знали православное богословие иконы во всей его глубине и многоаспектности, но их русско-православные генетические корни, их исконная принадлежность к православной культуре давали им правильное ощущение сакральной сути этого центрального для православной культуры феномена. И именно в этом смысле они обычно и употребляют термин икона: Вяч. Иванов, как мы видели, – применительно к идеальному изображению Афродиты, Белый – для выражения сущностного значения символа сверхчеловека в духовной системе Ницше. 479 «Аналогия», как известно, один из главных принципов символистского мышления, наиболее полно осмысленный еще Стефаном Малларме (см.: Малларме С. Демон аналогии//Малларме С. Собрание стихотворений. М., 1990). Русские символисты активно опирались на этот принцип и в своих теориях, и в художественной практике. 480

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 На Триоде Цветной Суворовым Н. И. была обнаружена надпись киноварью: «Сия книга Дионисия чудотворца…». Суворов Н. И . Глушицкий монастырь… С. 86.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого…С. 112, 117–118.   Зарубин Н. Н . очерки по истории библиотечного дела в Древней Руси//Сборник Российской Публичной библиотеки. Т.2. Материалы и исследования. Вып. 1. 1924. С. 219.  Житие преподобного Корнилия Комельского… С. 285.  Имеется приписка в рукописи Бесед святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, находящейся в собрании Костромского музея-заповедника: «…а писана сия святая книга Беседы… и с перевода преподобного отца нашего святаго старца Корнилия Комелскаго чудотворца, а перевод его рука». Сергеев А. Г. Библиотека Корнилиево-Комельского монастыря: проблемы реконструкции/А. Г. Сергеев//Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/отв. ред. С. А. Семячко. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. С. 480.  Там же. С. 482.  Там же. С. 486.   Яблонский В . Пахомий Серб и его агиографические писания: Биографический и библиографически-литературный очерк/В. Яблонский. СПб., 1908. С. 48.   Бычков В. В. Русская средневековая эстетика, XI–XVII вв./В. В. Бычков. М.: Мысль, 1992. С. 189.  В житии преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских прямо говорится, что они не сразу выбрали место для жизни, а Ферапонт по своим соображениям отошел от прп.Кирилла и еще некоторое время походил один, прежде чем прийти на место будущего Богородице-Рождественского монастыря.  См. жития преподобных Авраамия Чухломского, Кирилла Белозерского, Александра Ошевенского, Александра Свирского, Кирилла Новоезерского. Верюжский И. П., свящ . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей Церковью и местночтимых/свящ. И. П. Верюжский. Вологда, 1880. Коноплев Н. А. Святые Вологодского края/Н. А. Коноплев. М., 1895. С. 231.   Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским/А. Н. Муравьев. М.: Институт русской цивилизации, 2014. С. 120.

http://bogoslov.ru/article/6174669

В эстетизированную форму, использующую яркие образы, облечена и новая этическая система, установившаяся с принята-ем христианства на Руси, в «Поучении» одного из самых образованных князей того времени-Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125) 116 . Владимир призывает своих детей и всех, кто слушает «сю грамотицю», постоянно иметь страх Божий в душе своей и творить милостыню «неоскудну», ибо в этом он видит «начаток всякому добру» (ПЛДР 1, 392). Далее со ссылкой на библейские и раннехристианские тексты он поучает хранить душу и тело в чистоте, быть кроткими и почтительными к старшим, негневливыми, немстительными, не увлекаться едой, питьем и женщинами, остерегаться лжи, пьянства и блуда, быть гостеприимными и милостивыми к больным и нищим, хорошо помнить все, что знаешь, и изучать то, чего не знаешь, быть трудолюбивыми и добродетельными, врагов своих побеждать покаянием, слезами и милостынею (396–400). Основной свод этических норм, выработанный человеческой культурой с древности до раннего Средневековья и закрепленный в христианской этике, был с пониманием принят на Руси. И хотя он здесь, как, собственно, и повсеместно, оставался в целом лишь идеалом, практически и в принципе недостижимым для обычного человека, живущего в реальном историческом обществе, именно в качестве идеала он оказался вполне отвечающим нравственным потребностям русского человека раннего Средневековья. С особым воодушевлением воспринята была на Руси основная идея христианской этики-идея любви к ближнему, которую по патристической традиции основывали на любви Бога к людям 117 . Феодосий Печерский (середина XI в.) проникновенно и ярко описывает божественное человеколюбие и призывает людей подражать ему. Из любви к человеку Бог сотворил его и согрешившего не оставил в погибели, но ради снятия с него греха сам претерпел страдания и смерть, и на своих плечах внес человека на небо и посадил его «одесную Отца» (ПДРЦУЛ 1, 38). Много о человеколюбии и милосердии Христа писал и Кирилл Туровский , призывая людей следовать божественному примеру-возлюбить Бога и своих ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Князь Евгений Трубецкой в своей книге «Три очерка о русской иконе» (1915–1918) относит к этой «солнечной мистике» ассист – тончайший золотой цвет (обладающий глубоким символическим значением который мягкими мазками наносится на изображения Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы Указанный тип неумозрительной коммуникации, следуя Умберто Эко, был бы комплементарен герметической мысли II века (мистическая интуиция, духовное озарение)     Луис Анхель Аранго (1903–1957) – колумбийский финансист, управляющий Банком Республики Колумбия. Покровительствовал многочисленным культурным проектам, основал Библиотеку Банка Республики, которая ныне носит его имя. (Примечание переводчика) . Перевод является авторизованным и содержит небольшие дополнения и корректировки. Оригинальный текст см.: Flórez Arcila R.D. El ícono ortodoxo como símbolo y mensaje.//500 años del arte ruso: íconos de la Galería Tretyakof de Moscú. Bogotá: Banco de la República, Biblioteca Luis Ángel Arango, 2002. P. 51-55. (Примечание переводчика) . Константинос Кавафис (1863–1913) – греческий поэт. В эпиграф вынесено его стихотворение «В церкви» (перевод Ю. Морица). (Примечание переводчика) . О теории символа Псевдо-Дионисия Ареопагита – наиболее целостной в патристике, см.: Культура Византии. IV – первая половина VII века./Под редакцией Удальцовой З.В. М.: Наука, 1984. С. 526-529. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. 2-е издание. М.: Мысль, 1995. С. 39. Иконы, на которых запечатлены сюжеты священной истории о любви, сострадании и эсхатологическом страхе. См.: Бычков В.В. Указ. соч. С. 40-42. Токен (от англ. token – знак, символ, опознавательный знак, жетон; в семиотике) – конкретный представитель типа объектов. (Примечание переводчика) . Тип (в семиотике) – абстрактная идея. См.: Бычков В.В. Указ. соч. С. 52. Неоплатоники считали эманацию (лат. emanatio – истечение, распространение) следствием онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага). (Примечание переводчика) .

http://bogoslov.ru/article/1569473

«На образцах византийской литературы, -писала Н. А. Демина, -в то время воспитывались все образованные люди христианского мира. Она отвечала запросам людей, стремившихся к нравственному усовершенствованию и созерцательной жизни» 127 . Книжность, принесенная на Русь из Византии, открыла наиболее чутким к духовной жизни русичам новые горизонты и новые уровни бытия-прежде всего сферу христианской духовности, а вместе с ней и духовные миры греко-римской умственной жизни и ближневосточной религиозности. Неофиты Киевской Руси, пожалуй, впервые именно при соприкосновении с византийской литературой ощутили себя причастными к миру более древних культур других народов, к вселенскому бытию, к самому Богу. Потребности русской жизни, однако, невозможно было удовлетворить только византийской книжностью, и на Руси уже с XI в. появляются русские писатели, более полно выражавшие чаяния своего народа, чем заезжие греки. Удивительно быстро растет книжный фонд русской культуры. По подсчетам Б. В. Сапунова, в период с X до середины XIII в., то есть в домонгольской Руси, он исчислялся не менее чем 130– 140 тысячами томов рукописных (!) книг 128 . В русских городах активно распространяется грамотность, чтение входит в обиход даже простых горожан 129 . Вслед за богослужебными книгами на Руси были переведены, а затем и стали составляться многочисленные сборники, содержавшие произведения или отрывки из них многих византийских и античных писателей и мыслителей, в которых находились сведения по философии, поэтике, риторике, а также многие эстетические суждения. К XIV в. на русский язык были переведены многие основные сочинения крупнейших византийских мыслителей ( Василия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Псевдо- Дионисия Ареопагита , Иоанна Дамаскина , Феодора Студита и многих других). Из них, а также на основе постоянного общения с образцами византийского искусства древнерусские люди достаточно полно познакомились с хорошо развитой византийской эстетикой, творчески усвоив многие ее положения и обогатив ими собственное эстетическое сознание. Духовное как эстетическое

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

См.: Бычков В.В. Указ. соч. С. 43. Там же. С. 50. См.: Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. С. 47, 52. Ассист (лат. assist – присутствующий) – «как бы эфирная, воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от Божества и блистанием своим озаряющих все окружающее. Когда мы видим в конце ассист, им всегда предполагается и как бы указывается Божество, как его источник». См.: Трубецкой Е. Указ. соч. С. 47. Ассистом в основном расписывается одежда Христа, Богородицы, а также святых. (Примечание переводчика) . В своей книге «Интерпретация и гиперинтерпретация» У. Эко писал: «Истина уподобляется невысказанному или скрытому». См.: Eco U. Interpretation and Overinterpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 33.   Литература 1. Asimov I. Constantinopla. Madrid: Alianza Editorial, 2001. 2. Cavafis C.P. Poesía completa. Madrid: Alianza Tres, 1994. 3. Ducellier A. Bizancio y el mundo ortodoxo. Madrid: Biblioteca Mondadori, 1992. 4. Eco U. Interpretation and Overinterpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 5. Treadgold W. Breve historia de Bizancio. Barcelona: Paidós, 2001. 6. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. 2-е издание. М.: Мысль, 1995. 7. Культура Византии. IV – первая половина VII века./Под редакцией Удальцовой З.В. М.: Наука 1984. 8. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1981. 9. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л.: Искусство, 1981. 10. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. Комментарии ( 1): Сергей 27 октября 2016г. 23:28 Мироздание построено по очень высоким технологиям. Как в компьютере мы кликаем иконку и получаем доступ к вызванной программе, так и мысленно кликая икону (обращаемся к примеру к кому то из святых) мы получаем доступ к живой личности этого святого находящегося в его мире. Очень технологично. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/1569473

325 О несколько ином аспекте понимания искусства Ивановым в связи с мистическим опытом см.: Гидини М.К. Поэзия и мистика: Вячеслав Иванов и Жак Маритен//Europa Orientalis. XXI (2002). 1. Р. 201–211. 327 «Можно ли художественной интуицией проникать в духовный мир? И есть ли в ней надежный критерий для “испытания духов”? Крушение романтика терпит именно в этой точке. Критерия нет, художественное прозрение не заменяет веры, духовного опыта нельзя подменить ни медитацией, ни восторгом, – и неизбежно все начинает расплываться, змеиться (путь “от Новалиса к Гейне”). “Свободная теургия” оказывается путем мнимым и самоубийственным...» (Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris, 1983. С. 469). 329 Здесь, конечно, приходится оставлять без комментария не очень важные для нашего контекста факты, что Пушкин, например, никогда не видел Аполлона Бельведерского в оригинале, что сам мраморный «оригинал» из Ватиканского музея – лишь копия бронзового оригинала Леохара и даже что сам Иванов в целом не считал античное искусство (во всяком случае, обнаженную скульптуру) теургическим (в чем мы уже могли убедиться), но лишь «идеалистическим», то есть не восходящим к сущностям вещей, но создающим свои произведения на основе субъективных «эстетических» канонов. 330 О своеобразном мистическом аспекте выхода искусства в «практику» см.: Берд Р. Катарсис – матезис – праксис: Мистическая триада в эстетике Вяч. Иванова//Europa Orientalis. (2002). 1. Р. 289–301. 332 Этой проблеме посвящена статья Вяч. Иванова «Символика эстетических начал» (1905), и эти идеи проходят через всю его эстетику (см.: Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 823–830). 333 Подробнее см.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. С. 129–131 и сл. 334 В скобках вторая цифра указывает страницу, а первая – следующие издания теоретических сочинений Андрея Белого: I – Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М.: Искусство, 1994, Т. 1; – То же. Т. 2; – Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010