> Дело дня: Помогите ребёнку <

Русская средневековая эстетика. XI-XVII

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Васильевич Бычков (род. в 1942 г.) , доктор философских наук, руководитель научно-исследовательской группы " Неклассическая эстетика " Института философии Российской Академии наук, член Союза художников России, автор более 140 научных работ – 60 из которых опубликовано за рубежом -по раннехристианской, византийской, древнерусской культурологии, эстетике, искусствознанию. Основные работы: Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977 (итал. изд. – 1983; болт. – 1984; венг. – 1988; серб., дрполн. – 1991) ; Эстетика поздней античности. II – III века (Раннехристианская эстетика) . М., 1981 (рум. изд. – 1984) ; Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988; Эстетика в России XVII века. М., 1989; Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского) . М., 1990; Смысл искусства в византийской культуре. М., 1991 (с библиографией работ автора) ; Малая история византийской эстетики. Киев. 1991 (с библиографией работ автора) . Гармонии таинственная власть Древняя Русь – этот символ сразу же вызывает в памяти образ «Троицы» Андрея Рублева-гениального воплощения духовного идеала русского Средневековья, удивительной гармонии света и ... далее ...
Н.И.Сазонова У ИСТОКОВ РАСКОЛА РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... 1978. Попова О.С. Византийская аскеза и образы искусства XIV века Древнерусское искусство. Исследования и аттрибуции. М., 1978. С. 96-112; Этингоф О.Э. Образ храма в иконографии “Богоматерь с пророками” XI-XII вв. там же. С. 37-45; Осташенко Е.Я. К проблеме стиля Андрея Рублева там же. С. 113-136. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987; Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. Корнилович К.В. Окно в минувшее. Л., 1968. Бычков В.В. Традиция символизма в древнерусской эстетике Византия и Русь. М., 1989. С. 133-138. Бобров Ю.И. Основы иконографии древнерусской живописи. Л., 1991. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М., 1992. С. 459-494. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 312; См. также Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси Лихачев Д.С. Избранные труды. М., 1987. С. 3-164; Он же. Развитие русской литературы в X-XVII вв. там же. М., 1987. Т.1. С. 171-202. Гунн Г.П. Патриарх Никон и Елеазар Анзерский Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 231-242. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. М., 1989. ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... есть другая – «Святая Русь»; «матушка Русь», которой законов никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями, конец которых непредвидим, начало безвестно: Россия существенностей, живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного. В. Розанов Понятие «средние века» утвердилось в европейской историографии за периодом, отделяющим позднюю античность от Нового времени и характеризующимся господством христианской идеологии во всех сферах культуры, или, точнее, христианоцентристской ориентированностью и целостностью культуры. Новое время началось с секуляризации культуры, с выделения тех или иных ее отраслей из сферы христианского мировоззрения, из? под влияния церкви, с противопоставления науки религии. Опору для своих антирелигиозных настроений секуляризованное мышление искало в греко-римской древности, достаточно односторонне понятой и истолкованной. Тогда? то (с XVI в.) в кругах итальянских гуманистов и появилось понятие «средние века» (или «средний век» – medium aevum) для обозначения периода, отделяющего Новое время от античности и негативно оцениваемого новоевропейской мыслью. ... далее ...
Православная икона как образ и символ : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... R. D. El ícono ortodoxo como símbolo y mensaje. 500 años del arte ruso: íconos de la Galería Tretyakof de Moscú. Bogotá: Banco de la República, Biblioteca Luis Ángel Arango, 2002. P. 51-55. (Примечание переводчика) . [3] Константинос Кавафис (1863–1913) – греческий поэт. В эпиграф вынесено его стихотворение «В церкви» (перевод Ю. Морица) . (Примечание переводчика) . [4] О теории символа Псевдо-Дионисия Ареопагита – наиболее целостной в патристике, см. : Культура Византии. IV – первая половина VII века. Под редакцией Удальцовой З. В. М. : Наука, 1984. С. 526-529. [5] Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. 2-е издание. М. : Мысль, 1995. С. 39. [6] Иконы, на которых запечатлены сюжеты священной истории о любви, сострадании и эсхатологическом страхе. [7] См. : Бычков В. В. Указ. соч. С. 40-42. [8] Токен (от англ. token – знак, символ, опознавательный знак, жетон; в семиотике) – конкретный представитель типа объектов. (Примечание переводчика) . [9] Тип (в семиотике) – абстрактная идея. [10] См. : Бычков В. В. Указ. соч. С. 52. [11] Неоплатоники считали эманацию (лат. emanatio – истечение, распространение) следствием онтологической, энергетической и творческой ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 2 Часть вторая. На пути к новому эстетическому сознанию. XVII век О, прелесте! понеже еси пестра, и кто может из руку твоею исторгнутися, иже в мирских вещех мятется и ум свой пригвожден имать? Воистину никтоже… О, прелесте! понеже еси пестра: церковные стены созидаются, законы же ея раззоряются и злохульно укоряютя… иконное поклонение почитается, образы же святые яко непотребны отметаются… праздники святые празднуют, начальников же праздников раскольниками называют… идольскаго поклонения гнушаются, развращенные же образы яко святые почитаются… церкви украшаются, иконы же святыя яко непотребныя из церкви износятся и в темныя хранилища затворяются… попы поставляются, священники же яко враги сожигаются…. И конечне паки рещи: окаянная прелестем прелесть, пестра пестроумным, яко за истину почитают ю безумнии. . Реформа Никона выводила русскую православную церковь на уровень современных ей церковных организаций Европы, открывала более широкие возможности для контакта как с другими православными церквами, так и с иными конфессиями. Это хорошо ощутили традиционалисты, «раскольники» и увидели в реформе отрытие «врат» для западных «ересей»; почувствовали отход от исконно русского ... далее ...
Православная библиотека Святых отцов и церковных ...Искать в Источникеazbyka.ru
... канонизированные авторы Годы жизни автора: от до Найдено 120 совпадений: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег, Часть 3... . 10. И спустя немного говорит: «Бог Слово, то есть Иисус, подающий жизнь, красоту и благообразие, сам не чужд жизни, красоты и благообразия и не может быть мыслим с свойствами мертвенности или небытия, но в... Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., Часть 2... зазираешь благообразным и живоподобным персонам святых и завидуешь богодарованней красоте их? » (59) . Как свидетельствует традиция, красотой («благообразием ») отличались многие библейские персонажи и христианские святые. Он называет Давида и Соломона, Эсфирь и Юдифь... Сумма теологии. Том IX, Часть 23 – Фома Аквинский... человеческое сообразно требованиям разума. Следовательно, благообразие есть то же, что и духовная красота. Поэтому Августин говорит: « Благообразием я именую умопостигаемую красоту, которую мы по справедливости называем духовной», и далее замечает, что «многое из... К Феодору падшему увещания... в самой мертвенности являющая прежнее свое благородство и благообразие и красоту погасшую, то может ли кто быть столь жестоким... она заблистает в душе, что может ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 2 Часть вторая. На пути к новому эстетическому сознанию. XVII век О, прелесте! понеже еси пестра, и кто может из руку твоею исторгнутися, иже в мирских вещех мятется и ум свой пригвожден имать? Воистину никтоже… О, прелесте! понеже еси пестра: церковные стены созидаются, законы же ея раззоряются и злохульно укоряютя… иконное поклонение почитается, образы же святые яко непотребны отметаются… праздники святые празднуют, начальников же праздников раскольниками называют… идольскаго поклонения гнушаются, развращенные же образы яко святые почитаются… церкви украшаются, иконы же святыя яко непотребныя из церкви износятся и в темныя хранилища затворяются… попы поставляются, священники же яко враги сожигаются…. И конечне паки рещи: окаянная прелестем прелесть, пестра пестроумным, яко за истину почитают ю безумнии. Дьякон Федор Иванов. XVII век Процессы, подспудно назревавшие в русском обществе и культуре со второй половины XVI в., активно проявились буквально в первые годы нового столетия. Оно началось Смутой-многолетней гражданской войной и бурлило мятежами, бунтами, восстаниями до самого своего исхода (восстание стрельцов 1698 г.) . В этом столетии завершается процесс ... далее ...
Иконописцы и иконопись в Древней РусиИскать в Источникеpravmir.ru
... древней письменности и искусства. CLXXIII. 1909. — Сс. 65–67. Более подробно о портретных истоках ряда иконных изображений святых Древней Руси см. : Дмитриев Ю. Н. О творчестве древнерусского художника Труды отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пуш¬кинский дом) АН СССР (далее ТОДРЛ) . Т. XIV. М. –Л. 1958. — Сс. 551–556; Архимандрит Макарий (Веретенников) . Первый образ в иконографии русских святых Православие и русская народная культура. Кн. 6. М., 1996. — Сс. 5–22. См. об этом начальном периоде древнерусской эстетики и о ее письменных источниках: Бычков В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. М., 1995; Малков Ю. Г. Тема иконопочитания в древнерусской литературе XI–XIII веков Альфа и Омега. 1997. № 1 (12) . — Сс. 317–335 (расширенный текст одноименного доклада, зачитанного на ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского Института в январе 1994 г.) . См. : Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу. М., 1994 (ре¬принт¬ное воспроизведение издания: “Просветитель”. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Изд. 3-е. Казань, 1896) . В отношении высказывания преподобного ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... вторая. На пути к новому эстетическому сознанию. XVII век О, прелесте! понеже еси пестра, и кто может из руку твоею исторгнутися, иже в мирских вещех мятется и ум свой пригвожден имать? Воистину никтоже… О, прелесте! понеже еси пестра: церковные стены созидаются, законы же ея раззоряются и злохульно укоряютя… иконное поклонение почитается, образы же святые яко непотребны отметаются… праздники святые празднуют, начальников же праздников раскольниками называют… идольскаго поклонения гнушаются, развращенные же образы яко святые почитаются… церкви украшаются, иконы же святыя яко непотребныя из церкви износятся и в темныя хранилища затворяются… попы поставляются, священники же яко враги сожигаются…. И конечне паки рещи: окаянная прелестем прелесть, пестра пестроумным, яко за истину почитают ю безумнии. Дьякон Федор Иванов. XVII век Процессы, подспудно назревавшие в русском обществе и культуре со второй половины XVI в., активно проявились буквально в первые годы нового столетия. Оно началось Смутой-многолетней гражданской войной и бурлило мятежами, бунтами, восстаниями до самого своего исхода (восстание стрельцов 1698 г.) . В этом столетии завершается процесс окончательного ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 2 Часть вторая. На пути к новому эстетическому сознанию. XVII век О, прелесте! понеже еси пестра, и кто может из руку твоею исторгнутися, иже в мирских вещех мятется и ум свой пригвожден имать? Воистину никтоже… О, прелесте! понеже еси пестра: церковные стены созидаются, законы же ея раззоряются и злохульно укоряютя… иконное поклонение почитается, образы же святые яко непотребны отметаются… праздники святые празднуют, начальников же праздников раскольниками называют… идольскаго поклонения гнушаются, развращенные же образы яко святые почитаются… церкви украшаются, иконы же святыя яко непотребныя из церкви износятся и в темныя хранилища затворяются… попы поставляются, священники же яко враги сожигаются…. И конечне паки рещи: окаянная прелестем прелесть, пестра пестроумным, яко за истину почитают ю безумнии. . Реформа Никона выводила русскую православную церковь на уровень современных ей церковных организаций Европы, открывала более широкие возможности для контакта как с другими православными церквами, так и с иными конфессиями. Это хорошо ощутили традиционалисты, «раскольники» и увидели в реформе отрытие «врат» для западных «ересей»; почувствовали отход от исконно русского ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Русская средневековая эстетика. XI-XVII
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера