Конгрессу принадлежит высшая правительственная власть в сербской церкви, например, право выбора митрополита, замещения высших церковно-правительственных должностей, распределение епархий, приходов, назначение содержания митрополиту, епископам и прочему духовенству, заведывание церковными имуществами, народными школами и пр. В состав конгресса входят, прежде всего, епископы, которые считаются естественными членами учреждения, назначенного управлять церковными делами. Но голос епископов на конгрессе теряется среди других голосов, в насколько раз превосходящих их численностью. Кроме епископов в состав конгресса входят ещё 75 выборных членов – 25 из духовенства, 50 из светских лиц. И духовные лица избираются в члены конгресса под руководством тех же комиссий, которые заправляют выборами светских лиц, избираются совместно приходским духовенством и светскими лицами, поэтому и при выборе членов от духовенства светское правительство, а также и общество может влиять на выборы в смысле избрания лиц угодных. Председательство на конгрессе предоставлено митрополиту, но в помощь ему избирается на время сессии конгресса вице-президент из лиц светских, который в случае надобности может заманить митрополита. Правительство назначает своего коммисара для присутствования на заседаниях конгресса, без права, однако же, вмешиваться в дела конгресса. Предметом рассуждений конгресса служат предложения правительства, епископов и прочих членов конгресса. Конгресс созывается регулярно чрез три года, может быть созвать и не в очередь по особому случаю. Право созвания принадлежит митрополиту с согласия правительства. Правительство, дозволяющее созвание конгресса, может и распустить его до окончания дел. В виду временного характера конгресса, с 1871 года найдено нужным учредить при нём комиссию с полномочиями исполнительного характера. Она обязана в период между конгрессами наблюдать за исполнением решений конгресса, приводить в исполнение различные поручения конгресса, и подготовлять материал для рассуждений будущего конгресса. Состав членов комиссии также временный, возобновляемый при каждой сессии конгресса, как и у самого конгресса. В составе конгрессовой комиссии полагается один епископ, два лица духовного сана и пять из лиц светских; председатель митрополит. Протоколы комиссии представляются в копии венгерскому министру-президенту. Комиссия даёт отчёт о своей деятельности конгрессу и представляет ему свои протоколы на ревизию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

д. Они считают западные исповедания до некоторой степени сродными своим понятиям и симпатиями. A затем и в политических тяготениях своих они готовы быть на послугах у заправил европейской политики, не обращая внимания на прошедшее своей родины и не заглядывая в её будущие судьбы. Зависимость сербской церкви от константинопольской патриархии на указанных основаниях продолжалась до 1879 года. Порядок внутреннего управления потерпел значительные изменения ещё прежде достижения ею автокефальности, благодаря постепенному росту сербского государства и приобретению им самостоятельности во внутренних делах своих. В сербской конституции 29 июня 1869 года положение церкви в государстве определено в следующих чертах. Господствующая религия в Сербии есть православная восточная; к ней принадлежит князь Сербии. Всякий прозелитизм в ущерб православной вере воспрещается. Но в тоже время общественное отправление всякого признанного вероисповедания свободно и находится под покровительством закона. Никто не может, под предлогом предписаний религий, уклоняться от исполнения обязанностей гражданина (Чл. 11. 31). Князь есть покровитель всех религий, признанных в государстве. Органы духовной власти во всех религиях находятся под надзором министра исповеданий. Управление внутренними делами того или другого вероисповедания принадлежит духовным властям каждой церкви по принадлежности, в православной церкви – Синоду. Отношения церковной власти православной церкви с церковными властями или Синодами, находящимися вне пределов Сербии, производятся с согласия министра исповеданий. Также и в пределах княжества не может быть обнародован ни один акт церковной власти или собора без ведома и согласия министра исповеданий. Допускаются жалобы на злоупотребления со стороны церковных властей признанных в государстве исповеданий; они приносятся министру исповеданий. В гражданских отношениях и в отношении своих имуществ духовенство подлежит общим законам страны (чл. 119–123. Ubicini. Constitution de la Principauté de Serbie. Paris. 1871. p. 85. 92. 119–121). Теми же чертами и почти в тех же самых выражениях характеризуется положение православной церкви в Сербии в конституции 22 декабря 1888 года, изданной уже после провозглашения Сербии королевством в 1882 году; здесь прибавлено только положение об автокефальности сербской православной церкви (Устав за Кральевину Србию. Члан 3. 18. 19. 20. 41. 42. 190–192. Устав Кральевине Србии. У Београду. 1888. стр. 2. 6. 11. 55–56).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

В делегацию Румынского Патриархата вошли: Преосвященный архиепископ Тарговиштский Нифонт, Преосвященный епископ Нижнедунайский Кассиан, викарий Патриарха Румынского Преосвященный епископ Кымпинский Киприан, Патриарший советник протоиерей Михаил Тица и В. Кубряков. Состоялся обмен мнениями, в ходе которого делегация Русской Православной Церкви призвала ради сохранения братских отношений между двумя Патриархатами пересмотреть принятое в октябре решение. Однако в результате переговоров взаимопонимания достигнуто не было. Было предложено продолжить переговорный процесс. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить глубокую озабоченность в связи с отсутствием положительной реакции Священноначалия Румынской Православной Церкви на предложения Священного Синода Русской Православной Церкви. 3. Признать необходимым продолжить переговорный процесс.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии , о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.) . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.) и принять к сведению ее результаты. 2. Принять к сведению перечень церковно-практических проблем в сфере совершения Таинств, подготовленный в рамках подготовки и проведения конференции. 3. Направить данный перечень для изучения и подготовки предложений по совершенствованию практики тайносовершения в Синодальную Богословскую комиссию и в Синодальную Богослужебную комиссию.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ:

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

Красноречивым свидетельством этого служит тот факт, что во весь этот довольно длинный промежуток времени епископы греческой церкви не позволили себе рукоположить ни одного архиерея. Правительство волей неволей должно было считаться с подобным положением вещей, но не хотело вступить на прямой, законный путь сношений с константинопольской патриархией, а по временам пробовало добыть признание совершившегося факта хитростью, путём окольных сношений. Разумеется, хитрые уловки вели только к посрамлению хитрецов. Последняя попытка этого рода была в 1849 году. В этом году скончался в Константинополе греческий посланник Иаков Ризо; похороны его совершены с большой торжественностью при участии вселенского патриарха и его синода. Греческое правительство сочло своей обязанностью поблагодарить патриарха и решило послать ему в подарок драгоценный крест. Этим-то случаем и решили в Афинах воспользоваться для возобновления общения с патриархом. В этих видах послали подарок не чрез посла, а с нарочитым – архимандритом Мисаилом Апостолидом. Да кроме того, архимандриту было вручено для представления патриарху послание от имени председателя Синода королевства греческого. Если, рассуждали в Афинах, патриарх ответит на послание, это можно будет считать актом признания совершившегося факта отделения церкви королевства от подчинения патриархии. Патриарх принял подарок греческого правительства и впоследствии благодарил за него. Послание же возвратил вручителю нераспечатанным, сказав, что он не знает греческого Синода и его председателя, так как в церкви никогда не было и речи об учреждении такового Синода. Тогда в Афинах поняли необходимость войти в прямые объяснения с патриархией об учреждении автокефальной церкви королевства греческого. Получивши грамоты от греческого правительства и от Синода, содержащие в себе извещение о порядке вещей, устроившемся в греческой церкви со времени провозглашения независимости королевства, и просьбу о признании этого порядка, вселенский патриарх созвал свой Синод в усиленном составе и предложил ему вопрос об эллинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Местоблюстителем Православной Церкви Америки назначен архиепископ Детройтский Нафанаил 10 июля, 2012. Редакция " Правмира " Священный Синод Православной Церкви в Америке назначил старшим архиереем архиепископа Детройтского Нафанаила 10 июля. Правмир. Священный Синод Православной Церкви в Америке назначил местоблюстителем старшего иерарха ПЦА архиепископа Детройтского Нафанаила, сообщает сайт OCA. В пятницу митрополит Иона (Паффхаузен), следуя общему мнению Синода, подал прошение об отставке . Архиепископ Нафанаил родился в румынской семье. Архиепископ Детройтский и предстоятель Румынской епархии в юрисдикции Православной Церкви в Америке. В понедельник, 9 июля 2012, Блаженнейший Митрополит Иона и члены Священного Архиерейского Синода встретились посредством конференц-звонка с целью дальнейшего обсуждения отставки Его Блаженства, как и сообщал ранее Сайт Православной Церкви в Америке. Иерархи сделал следующее заявление по итогам встречи. «Духовенству, монашествующим и верующим Православной Церкви в Америке: Возлюбленные во Христе, Слава Иисусу Христу! Слава во веки! В пятницу, 6 июля 2012 года, блаженнейший Митрополит Иона, подал в отставку с поста Предстоятеля Православной Церкви в Америке. Священный Синод под председательством Блаженнейшего Митрополита Ионы собрался посредством конференц-звонка в субботу, 7 июля 2012. В ходе этой встречи, Священный Синод принял отставку митрополита Ионы и обсудил направления деятельности. В понедельник, 9 июля 2012 года Священный Синод епископов, включая Митрополита Иону, встретился снова с помощью конференц-связи для продолжения этих обсуждений. Митрополит Иона сохранит титул «Его Высокопреосвященство Митрополит Иона, бывший архиепископ Вашингтонский и митрополит всея Америки и Канады. Священный Синод назначил старшего иерархом Священного Синода, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Нафанаила, архиепископа Детройта и Румынского епископата местоблюстителем Православной Церкви в Америке. Его Высокопреосвященство, архиепископ Нафанаил будет поминаться на литургии, как «Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Нафанаил, архиепископ Детройта и Румынского епископата, местоблюститель Православной Церкви в Америке.

http://pravmir.ru/starshim-arxiereem-pra...

Подытоживая анализ отношений веры и нации, согласно взглядам протоиерея Думитру Станилое, можно сказать, что он рассматривал понятие «нация» не только как единство народа по языку и вере, но и как общую связь посредством любви каждого человека к Богу, благословляющему ту или иную нацию, созданную промыслительно для особой миссии в мире. Для Станилое нация имела онтологическое значение, поэтому не случайно такое суждение о его румынизме: «…самая прочная метафизическая основа нации в духе восточного мистического богословия несомненно, принадлежит отцу Думитру Станилое и содержится в его книге “Православие и румынизм”, подводящей итоги десятилетия серьезных дебатов по этому вопросу» . Этнотеология протоиерея Думитру Станилое в контексте современных богословских исследований Для полноты картины обратимся к анализу взглядов протоиерея Думитру Станилое современными исследователями. Рассмотрим тезисы Сорина Станчу  касательно этнотеологии протоиерея Думитру. Несколько критических уточнений в толковании идей протоиерея Думитру делает, в свою очередь, Михаил Нямцу: «Для Станилое “нация” представлялась “духовной реальностью”, действующей под божественным руководством Провидения и способной поэтому предложить каждому априорные схемы постижения падшей природы истории и значение Божественного Откровения. Станилое считал этническую детерминацию личности чем-то буквально неотчуждаемым. На этом фоне совсем не удивительно, что интерпретация местных традиций часто принимала дуалистический оттенок. В частности, он руководствовался двумя противоположными категориями: местная идентичность (“хорошее”) и иностранное (обычно западное) влияние (“плохое”)… Таким образом, национальное единство стало основой единства Румынской Церкви. Согласно такой провиденциальной логике истории, враги румынского народа могут рассматриваться как противники Церкви, и наоборот. Православие постепенно превратилось в политический товар. Оно перестало с равной властью проповедовать в среде разнородных этнических групп венгров, немцев или цыган. Евангелие лишилось своей изначальной универсальности» . Тем не менее М. Нямцу подчеркивал, что «остается важным понять особый вклад протоиерея Думитру в разработку “этнотеологии” и выяснить ее особый характер. Концепция Станилое касательно взаимоотношений Церкви и нации в большей степени, нежели идеи Крайника и Ионеску, была принята как нормативная в официальных кругах светских богословов и церковных иерархов. Поэтому крайне важно, чтобы исследование вклада Станилое в православную “этнотеологию” ХХ века стало предшествовать любой общей оценке румынского, если не восточноевропейского, мировоззрения» .

http://bogoslov.ru/article/6191795

Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Книгопечатание и типографское дело стали главными в жизни А. И. Все 64 книги, изданные в Валахии в 1691-1716 гг., связаны с его именем. В этот период из типографий Бухареста, Снагова, Рымнику-Вылчи, Тырговиште под руководством А. И. вышли в свет издания религ. лит-ры на румын., греч., церковнослав., серб. языках, а также светские произведения, среди к-рых была и рус. «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (1697). Эти книги отличались прекрасным оформлением и высокой полиграфической культурой, что свидетельствовало о многогранном таланте А. И. как художника. С помощью А. И. его ученики основали типографии в Алеппо (Сирия) и Тбилиси. Благодаря деятельности А. И. Валахия на рубеже XVII-XVIII вв. превратилась в важный культурный центр, снабжавший разные страны книгами. Одной из заслуг А. И. стало создание и введение в литургическую практику Румынской Церкви румын. языка. А. И. принадлежит неск. оригинальных сочинений, среди к-рых особо следует отметить «Проповеди», произнесенные им с 1709 по 1716 г. и впервые изданные в 1886 г. под названием «Дидахи». В них А. И. выступал против алчности, социального неравенства и несправедливости. А. И.- автор ряда религ. сочинений, одним из самых ценных и оригинальных из к-рых являлись «Лики Ветхого и Нового Завета», преподнесенные в 1708 г. в дар господарю К. Брынковяну. Посвятив всю свою жизнь делу просвещения, А. И. был сторонником сближения румын. народа с Россией в борьбе за освобождение Валахии от османской зависимости, встав в 1709 г. во главе антиосманского освободительного движения. В 1716 г. за связи с антиосманской коалицией в период австро-тур. войны (1716-1718) А. И. был смещен с кафедры, лишен сана и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре св. Екатерины на Синае . По тайному приказу тур. властей был убит янычарами на пути к мон-рю, его тело было брошено в реку. В 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил А. И. к лику святых. Существует прижизненное изображение А. И. (1711) на фреске церкви мон-ря Говора, выполненное по заказу К. Брынковяну, перестраивавшего мон-рь в 1710-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/115728.html

В значительной степени под давлением Германии румынские власти осуществляли в Транснистрии («Заднестровье») массовые репрессии в отношении евреев (согласно переписи 1939 г. их проживало в Одесской области 233 тыс.). Уже в октябре 1941 г. началась депортация евреев «Заднестровья», Бессарабии и Буковины в рабочие и концентрационные лагеря, а в феврале 1942 г. Одесса была объявлена свободным от евреев городом. Некоторые христианские священники пытались облегчить участь евреев или даже спасти им жизнь путем их крещения. В целом на территории между Днестром и Бугом попытки перехода евреев в христианство, а также фиктивные браки с христианами были довольно типичны. Так, в донесении инспектора жандармерии Транснистрии в Бухарест сообщалось, что в январе 1942 г. многих еврейских детей брали к себе верующие, а русские священники проводили обряд крещения. Большинство священнослужителей Одесской области сочувствовало жертвам и не одобряло антиеврейских действий оккупантов. Правда, руководство Румынской Православной Миссии через некоторое время запретило своему духовенству крестить евреев, но представители других христианских конфессий продолжали это делать. В 1942 г. инспектор Миссии о. Феодор Рудиев жаловался румынскому губернатору Т. Херсени на подобные действия католических священников . Правивший в Румынии прогерманский режим премьер-министра И. Антонеску пытался обосновать уничтожение евреев перед общественностью страны. Так, в июне 1942 г., к первой годовщине войны против СССР, пропагандистская служба румынских оккупационных властей выпустила книгу «Вызволенная Бессарабия», главный тезис которой гласил: «устранение» евреев было «справедливым возмездием» за их постоянную антирумынскую деятельность, особенно в Бессарабии и Северной Буковине в 1920-е – 1930-е гг., а также после присоединения этих территорий к СССР в 1940 г. К сожалению, некоторые измышления этой книги повторяются и в современных румынских изданиях: «Банды иудео-коммунистических террористов начали проникать в церкви, сжигать иконы, пачкать стены и осквернять утварь. Одеяния священников были изъяты и использованы в качестве театральных костюмов» и т.п. Давно опровергнута исследователями как фальшивка и версия о евреях, которые в 1940 г. якобы отрезали язык священнику в Ниспоренах, а потом заперли его в церкви и сожгли. Сами румынские историки позднее писали: «Это неправда и фальсификация тех времен для нагнетания обстановки» .

http://bogoslov.ru/article/2241382

Православный румынский кинорежиссер: «Грекоязычные Церкви находятся под давлением со стороны тех, кто руководит государствами» 03.09.2022 19:58:39 МОСКВА Клирик Румынской Православной Церкви кинорежиссер протоиерей Киприан Мега, прибывший в Москву для участия в 44-м Московском международном кинофестивале 26 августа — 2 сентября 2022 года, дал телеканалу «Спас» интервью, в котором кратко рассказал о своем кинематографическом творчестве и поделился взглядами на актуальные проблемы современности. Осмысливая режиссерскую деятельность как неотъемлемую часть своего служения Церкви, он заявил, что верит в способность кинематографа изменить мир. «Я не пытаюсь убеждать аудиторию, — сказал режиссер. — Я просто хочу говорить с ней о свободе. Как священник, служащий Богу и Церкви, и как режиссер я чувствую, что должен говорить именно о свободе». Теме борьбы за свободу вероисповедания в коммунистической Румынии посвящена и выдвинутая на конкурс 44-го Московского международного кинофестиваля лента протоиерея Киприана «Глас вопиющего в пустыне», премьерный показ которой в рамках Московского международного кинофестиваля состоялся 28 августа. В своем интервью протоиерей Киприан Мега выразил мнение, что добрым отношениям между Поместными Православными Церквами вредит то, что «к сожалению, некоторые из них, особенно грекоязычные, находятся под давлением со стороны тех, кто руководит государствами». Эта ситуация оценивается священнослужителем как «беда в межправославных отношениях». Протоиерей Киприан Мега с сожалением отметил наблюдающиеся попытки культурной изоляции России. «Я люблю русскую культуру, кино, и как по мне, сегодня большой несправедливостью является тот факт, что против всего этого ставят буквально железный занавес, — сказал православный кинорежиссер. — Но моей целью было приехать сюда и доказать, что люди за этим занавесом другие, совсем не такие, какими их выставляют в мире». Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/09/03/pravoslavn...

Члены Комитета представителей Православных Церквей при Европейском союзе провели ряд встреч в Европейском парламенте 27 апреля 2017 г. 16:59 26 апреля 2017 года члены Комитета представителей Православных Церквей при Европейском союзе встретились с вице-президентом Европейского парламента Мейрид Макгиннесс. Со стороны Комитета во встрече приняли участие директор Представительства Константинопольского Патриархата при Европейском союзе архимандрит Емилианос (Богианну), исполняющий обязанности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях игумен Филипп (Рябых) , секретарь Представительства Румынской Православной Церкви при европейских институтах священник Георгий Валку. Священнослужители рассказали Мейрид Макгиннесс о работе действующего с 2010 года Комитета межправославного сотрудничества в Брюсселе, который призван координировать совместные усилия Православных Церквей в работе с европейскими институтами. Встреча была посвящена реализации статьи 17 Договора о функционировании Европейского союза. Согласно пункту 3 этой статьи Европейский союз «поддерживает открытый, прозрачный и регулярный диалог» с Церквами и нерелигиоными организациями. Архимандрит Емилианос подчеркнул важность вклада, который могут внести Православные Церкви в дело защиты христиан на Ближнем Востоке. Представитель Румынской Церкви обратил внимание на возможность взаимодействия при обсуждении в Европейском парламенте вопросов сохранения жизни в период от зачатия до рождения в условиях бурного развития биотехнологий. В свою очередь, игумен Филипп предложил вести широкоформатный диалог, который касается европейского проекта в различных его аспектах, подчеркнув, что «европейский интеграционный проект возник после Второй мировой войны на западе Европы, а страны православной традиции стали присоединяться к нему значительно позже». «Кроме того, не все европейские страны с доминирующей православной традицией являются сегодня членами Европейского союза, поэтому наблюдается определенная отчужденность православного мира от этого проекта, а также неприятие некоторых тенденций в его развитии: дехристианизации Европы, вытеснения религии из публичной сферы, отступления от традиционной нравственности, усиления контроля за персональными данными»,  добавил представитель Русской Православной Церкви. По его мнению, это может стать источником нового разделения в Европе. Игумен Филипп отметил, что стремление европейских институтов к расширению контактов с религиозными общинами, в том числе с Православными Церквами, поможет в деле укрепления мира и сотрудничества всех европейских народов.

http://patriarchia.ru/db/text/4879518.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010