Такая чисто восточная откупная система управления довела румынский народ до крайней степени обеднения; вместе с тем убивалось в нём и национальное самосознание. Пособником князьям-фанариотам в деле подавления национального самосознания румынского народа было крайнее умственное невежество последнего. Не в интересах иностранных правителей, приезжавших в Румынию только затем, чтобы нажить побольше червонцев, было заботиться об умственном развитии народа, который нужно было только стричь, как овец, при чём, конечно, желательно было, чтобы эти овцы были безгласны. Ещё печальнее, что и самую религию фанариоты старались обратить в оружие порабощения себе румын. Пользуясь общностью религии и полнотой своей власти над румынами, греки-фанариоты, потеряв своё царство на берегах Босфора, задумали создать греческое царство на берегах Дуная. Отсюда началась самая беззастенчивая эллинизация румынских княжеств путём греческой религии и греческих школ. Сначала эллинизировано было румынское дворянство. Так как князья-фанариоты, появляясь в румынских княжествах в сопровождении целой стаи голодных соотечественников, тоже фанариотов, все высшие государственные должности раздавали этим последним, то и румынские бояре, не желая утрачивать своего значения в княжествах, должны были превратиться в греков, во всём им подражая, чтобы таким путём получить хоть какую-либо долю участия в управлении страной. Поэтому среди них румынский язык уступает место греческому, который делается языком двора, администрации и школы, служа признаком «благородства». Румынское дворянство до такой степени огречилось, что в середине XVIII столетия сами бояре румынские просили господаря фанариота – воспретить доступ к государственным должностям тем боярским сыновьям, которые не умеют читать и говорить по-гречески. Подражая во всём грекам-фанариотам, румынские бояре в конце концов обратились по отношению к народу румынскому в таких же бесчеловечных грабителей, как и чистые фанариоты, от которых усвоили восточную распущенность и алчные аппетиты. Для них были учреждены греческие высшие и низшие школы, из которых наибольшей известностью пользовалась греческая академия в Яссах: в ней преподавание по всем предметам высшего курса велось на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Греческие СМИ обвиняют Русскую и Румынскую Церкви в «стремлении к переделу власти внутри Православия» 22 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Стремясь оправдать последние действия Константинополя, греки опубликовали слова неназванного источника, близкого к патриарху Варфоломею. Анонимный источник заявил, что «Русская и Румынская Церкви преследуют свои национальные и политические интересы вопреки стремлению к единому свидетельству православия в мире, действуя отдельно, а не как части единой святой и неделимой Православной Церкви». Афины. 22 апреля. ПРАВМИР — Стремясь оправдать последние действия Фанара, обозреватели греческого портала amen.gr опубликовали слова неназванного источника, близкого к патриарху Варфоломею. Анонимный источник заявил, что «Русская и Румынская Церкви преследуют свои национальные и политические интересы вопреки стремлению к единому свидетельству православия в мире, действуя отдельно, а не как части единой святой и неделимой Православной Церкви». По мнению источника, Русская и Румынская Церкви перестают обращать внимание на «традиционную» каноническую организацию Православия, понимаемую сторонниками этой точки зрения как признание всеми Поместными Церквами руководящей роли Вселенского Патриархата, и «стремятся опираться только на силу и внешние возможности, в частности в своем стремлении во что бы то ни стало уничтожить первенство и особые права» Константинопольского Патриарха. Таким образом, греческие церковные обозреватели считают, что цель Русской и Румынской Церквей (для обозначения которых даже придуман термин «новые церкви») — оттеснив на второй план «традиционное руководство Православными церквами», устроить своеобразный передел власти внутри православной полноты. Основные обвинения в империалистических и гегемонистических устремлениях предъявляются Русской Церкви, место которой в сложившейся на настоящее время иерархической системе Поместных Церквей оспаривается, несмотря на решение Константинопольского Собора 1590 года, закрепившее за Московским Патриархатом пятое место в диптихах Православных Церквей.

http://pravmir.ru/grecheskie-smi-obvinya...

9). В заседаниях синода участвует, но лишь с совещательным голосом, министр церковных дел. В случае если министром церковных дел будет иноверец, его в синоде заменяет какой-либо другой из православных министров (ст. 11). Председательство в синоде принадлежит митрополиту – примату, в случае же его отсутствия – митрополиту молдавскому; а в случае отсутствия и последнего председательствует старейший по хиротонии епископ. Пред другими членами председатель имеет то преимущество, что при равенстве голосов предпочтение отдаётся тому мнению, к которому присоединился председатель (ст. 10). Созывается синод два раза в год – весной и осенью (ст. 13). К ведению синода относятся все церковные дела «духовного, дисциплинарного и судебного свойства». Решает он их согласно с канонами православной церкви (ст. 12). Решения синода приводятся в исполнение не иначе, как по утверждении господарем, по представлению министра церковных дел. Исключение составляют лишь религиозно-судебные решения синода, определяющие наказания «духовного и чисто-религиозного свойства». Последние приводятся в исполнение непосредственно синодом (ст. 15). Митрополиты и епархиальные епископы избираются особой избирательной коллегией. Она состоит из всех наличных румынских архиереев и из всех депутатов палаты и сената, за исключением иноверцев (ст. 1). Председательствует в этой коллегии митрополит – примас, а в его отсутствие – митрополит молдавский; в случае же отсутствия и последнего – старейший по хиротонии архиерей (ст. 5). Избрание совершается по большинству голосов (ст. 3). Акт избрания представляется министром церковных дел на утверждение князя (ст. 4). Митрополиты и епархиальные епископы избираются из румынских титулярных архиереев (ст. 2). Титулярных же архиереев избирает священный синод по соглашению с правительством, причём для избранных через министра просвещения и церковных дел испрашивается благословение у константинопольского патриарха (ст. 25). Суд над каждым из румынских архиереев по церковным преступлениям принадлежит синоду, а по всем другим – верховному кассационному суду (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Румынский Патриархат заявил, что строительство спорного храма в Иерихоне было начато по благословению Иерусалимского Патриарха Диодора 13.05.2011 Секретарь Священного Синода Румынской Православной Церкви патриарший викарий епископ Кымпинский Киприан (Спиридон) выступил на пресс-конференции в Патриаршем Дворце в Бухаресте с разъяснением ситуации вокруг румынского храма в Иерихоне , из-за строительства которого Иерусалимский Патриархат разорвал 9 мая общение в Румынской Церковью. По словам епископа Киприана, строительство спорного комплекса началось в полном согласии с Иерусалимской Церковью, так как на строительство румынского храма и паломнического дома было получено благословение Иерусалимского Патриарха Диодора в 1998 г. Лишь спустя год после начала строительства Патриарх Диодор отозвал свое благословение и сообщил , что Иерусалимский Синод не согласен с наличием румынских учреждений в Иерихоне. Однако в 2000 г. Патриарх Диодор вновь пообещал добиться разрешения строительства румынского дома паломников, хотя и не успел этого сделать из-за внезапной кончины. Епископ Киприан, в частности, заявил: «Строительство комплекса в Иерихоне началось в 1998 г. с устного разрешения Иерусалимского Патриарха Диодора. Румынский Патриархат получил в качестве пожертвования землю, предназначенную для строительства дома паломников, после чего представитель Румынского Патриархата на Святой Земле архимандрит Иероним (Кречу) обратился в Иерусалимскую Патриархию с просьбой одобрить предстоящее строительство, после чего было получено устное разрешение от Иерусалимского Патриарха Диодора. Только после этого архимандрит Иероним (Кречу) приступил к работе. Спустя год после начала строительства Патриарх Диодор направил нам письмо, в котором сообщал, что он не согласен со строительством (это было решение Синода Иерусалимского Патриархата), однако работы уже начались. В 2000 г. все предстоятели Православных Церквей приняли участие в мероприятиях, посвященных празднованию 2000-летия христианства, которые проходили в в Вифлееме и Иерусалиме. Пользуясь случаем, Блаженнейший Феоктист и сопровождающая его делегация, в которую входил и нынешний Блаженнийший Патриарх Даниил, тогда митрополит Молдовы и Буковины, провели беседу с Патриархом Диодором, где вновь обсудили вопрос о строительстве в Иерихоне, и Блаженнейший Феоктист попросил Патриарха Диодора выдать письменное разрешение на ведение строительства. Патриарх Диодор пообещал, что постарается убедить членов Синода Иерусалимского Патриархата согласиться на строительство в Иерихоне и выдать письменное разрешение, однако ему так и не удалось это сделать, поскольку он тяжело заболел и умер в конце 2000 г.». Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.03.2013 00:39:54

http://drevo-info.ru/news/10721.html

Я полагаю, поскольку комиссия будет вырабатывать определенные положения и конкретизировать их в Послании, то этой же комиссии поручить одновременно подготовить и проект резолюции по всему этому вопросу для того, чтобы можно было его конкретно обсудить. Кому угодно по этому вопросу высказаться? Протоиерей Григорий Разумовский : Если подготовку проекта резолюции поручим этой же комиссии, то следовало бы привлечь представителя Румынской Церкви. Председатель: Для подготовки проекта резолюции мы увеличим состав комиссии, в частности введем представителя Румынской Церкви. Протоиерей Григорий Разумовский : Следовало бы ввести представителя и от Сербской Церкви. Председатель: К сожалению, никто от Сербской Церкви не вошел в нашу комиссию. Представитель Румынской Церкви в нашей комиссии имеется. Протоиерей Григорий Разумовский : Святейший Патриарх Гавриил высказывал большой интерес к этому вопросу. Можно с ним согласовать отдельно. Представители остальных Церквей у нас есть. Протоиерей Александр Калинович: Я полагаю, что в тексте Обращения необходимо иначе обратиться к старо-католикам, которых в Польше много. Это движение развивается, причем старокатолики чувствуют некоторую осиротелость и должны будут где-то искать опору. Игумен Дионисий: Это не только в Польше, но также и в Швейцарии, в Голландии, в Германии. Протоиерей Александр Калинович: Они очень динамичны и пользуются поддержкой населения, а своих догматических определений, вероятно, сами хорошо не представляют себе, так как съезды у них не занимаются идеологией, а больше организацией, благоустроением материальной части. К Православию они тянутся, когда нужно установить определенные догматические подходы. У нас в Польше есть также старокатолики с западным обрядом. Старокатолики, составлявшие перед войной три секты, объединились в одно движение, которое развивается нормально и довольно актуально. Они близки нам, кроме Filioque. И нужно не быть пророком, чтобы предсказать: когда они будут искать, на кого опереться в Польше, особенно после Московского совещания, то они, конечно, обратятся к нам. Я бы полагал в этом обращении обратиться к старокатоликам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образцом первого может служить современное устройство Сербской (в Австрийских владениях) и Румынской церкви; второго – устройство Элладской, Константинопольской и других церквей. Все сербы, живущие на территории прихода постоянно или продолжительное время, составляют общину. Все члены общины без различия пола и возраста имеют право пользоваться церковными учреждениями общины и состоять с ней в религиозном общении. Но мужчины, достигшие 24 лет (в Румынии домохозяева, участвующие в содержании церкви) пользуются особыми правами в управлении приходом и имеют право на участие в управлении епархиальном и всей поместной церкви. Участие их в управлении приходом выражается в праве быть избранными: а) в члены приходского собрания (скупштины), б) члены приходского совета (отбора), в) церковные старосты. Скупштина . Члены (до 120) скупштины выбираются на 6-ть лет и составляют общие собрания два раза в год. В своих занятиях скупштина является самостоятельной корпорацией. Она определяет бюджет приходских учреждений, принимает все меры к благосостоянию прихода. Избирает священника из кандидатов, предлагаемых протоиереем (главой церковно-административного округа) после предварительного совещания с церковным советом. Выбирает делегатов для выбора протоиереев на епархиальные окружные съезды и на церковно-народный собор или конгресс. Отбор . Уполномоченным исполнительным органом приходской общины является комитет или «отбор», ведущий управление приходскими делами. Отбор состоит из прихожан, выбираемых на общих собраниях в количестве 8–24 человек. Председатель отбора местный священник. Отбор имеет право созвать общее собрание скупштины, если того потребуют дела прихода. Такое устройство общин, обеспечивая и самостоятельность, и национальность церкви содействует не только религиозному развитию, но и национальному самосознанию народа и развивает в каждом члене интерес к общественным делам. В Румынской церкви приходская община состоит из всех православных, живущих в пределах прихода и принадлежащих к румынской национальности. Каждая община имеет общие собрания – приходский собор и избирает церковного старосту и приходский совет, который и управляет церковным имуществом. Общие собрания составляются обыкновенно, под председательством священника или прихожанина, избранного собранием, или же местного протоиерея. Предмет занятий собраний составляют: выбор священника, членов церковного совета (председательствует протоиерей; прежде открытия собрания, он совещается о кандидатах с приходским советом; кандидатом в священники может быть лицо, получившее образование, известное своей безупречной жизнью и испытанное в познаниях местной консисторией), рассмотрение и контроль прихода и расхода церковных сумм, составление бюджета, расширение приходских учреждений, выбор представителей на съезды в благочиннических округах, представления церковной власти о нуждах прихода, рассмотрение годовых отчетов по управлению церковными имуществами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В 1919 г. вслед. обвинения в сотрудничестве с герм. оккупантами был низложен предстоятель РумПЦ митрополит-примас Конон (Арэмеску-Доничи) (1912-1919). Несмотря на то что заместителем председателя Синода РумПЦ был митр. Молдовы Пимен (Джорджеску), 18-19 дек. 1919 г. большая избирательная коллегия назначила пользовавшегося значительным авторитетом митр. Карансебешского М. на вдовствующую кафедру митрополита-примаса и возвела его на престол. Территориальное объединение Румынии поставило ряд проблем адм. характера; активность в реализации проектов движения за объединение Румынии и Молдавии (т. н. унионизм), проявленная М. в бытность его иеромонахом и епископом Карансебешским, сыграла важную роль в этом процессе. 7 июня 1919 г. он был избран почетным членом Румынской академии за вклад в развитие национального самосознания румын и национальной культуры: к этому времени М. опубликовал значительное число научных работ, в т. ч. монографии «Александру Роман» (1897) о румын. лингвисте, члене Румынской академии, «Архиепископ и митрополит Мирон (Романул)» (1898), сборник «Пословицы, изречения, сравнения, идиомы, собранные на основе разговорной практики румын Трансильвании и Венгрии» (1901), «Иконография и интерьер храмов Восточной Церкви» (1905), «Митрополичья кафедра Сибиу: История создания» (1908). После объединения Румынии было необходимо унифицировать правила богослужения с учетом различий, существовавших в Трансильвании, Бессарабии и Буковине. В 1920 г. М. подготовил труд «Фундаментальные принципы организационной унификации Румынской Православной Церкви в Румынском королевстве», в к-ром описал, как провести церковную реорганизацию в Румынии. Работа, состоящая из 18 глав, включала вопросы автокефалии, объединения Церквей, отношений между клиром и мирянами, церковного права, образования, статуса иерархов, монастырей, деятельности Синода. Пастырский опыт, приобретенный в Трансильвании, и приверженность принципам одного из лидеров румын. национального движения в империи митр. Сибиуского Андрея (Шагуны) помогли ему сохранить в церковной жизни равновесие между клиром и мирянами.

http://pravenc.ru/text/2563338.html

На родине он был радушно встречен Вениамином Костаки, который вскоре рукоположил его в иеродиакона, затем в иеромонаха и возвел в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской семинарии. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане архимандрита, а с 1852 года в сане епископа Ставропольского. Вскоре же по вступлении его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к ее коренному реформированию: преобразовал ее в 8-классную полную семинарию; значительно обогатил семинарскую библиотеку; основал типографию. По его предложению, профессора семинарии должны были проповедовать в разных храмах города в воскресные и праздничные дни. Кроме того, сам он настойчиво концентрировал внимание на обучении студентов произнесению проповедей. Будучи в течение двадцати лет ректором семинарии, епископ Филарет положил начало возрождению духовного просвещения в Румынии, создав тем самым значительный противовес многочисленным в то время «возродителям румынской народности», которые уже слишком далеко зашли в своей деятельности, подрывая православную основу образования. Лучших учеников семинарии он поощрял принимать монашеский постриг, причем часто давал им имена в честь великих русских архипастырей. За его образованность и прекрасные проповеди, его иногда называли «профессором профессоров». Роль епископов Филарета и Неофита Скрибанов в церковной жизни Румынии XIX века понятна лишь на фоне происходивших в то время серьезных преобразований, коснувшихся всех сторон государственной жизни. Дело в том, что 1821 год отмечен в румынской истории как год освобождения от гегемонии греков-фанариотов (от исторической части Стамбула – Фанара), находившихся на ключевых государственных постах в течении более чем ста лет. В 1822 г. с разрешения Константинополя были избраны местные господари: Иван Стурдза для Молдавии и Григорий Гика для Валахии. Одновременно с этим началось возрождение национальной культуры, образования, языка. На волне национального подъема и оживления интенсивно изгонялось все так или иначе напоминавшее о греках. А так как наиболее устойчивой ассоциацией с греческой культурой являлось Православие, то по отношению к нему все более нарастала враждебность, особенно в среде интеллигенции.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

По научной истории единоверия имеются две солидные академические диссертации – для подготовительного к единоверию периода у проф. В. 3. Белоликова об иноке Никодиме, а для позднейшей его судьбы – в труде проф. Н. В. Лысогорского о единоверии на Дону в XVIII-XIX веках. XIII. История Церквей славянских и румынской Русская богословская церковно-историческая наука, расширяясь своим кругозором на весь православный Восток и инославный Запад, естественно не могла оставить своим испытующим вниманием единоверные и единоплеменные народы, причем в Петроградской Духовной Академии с 80-х годов XIX столетия (собственно с 1885 г.) существовала специальная кафедра по истории православных славянских Церквей (с включением Румынской), введенная потом (по уставу 1910 г.) и во всех других Академиях. Общим и основным фундаментом в этой области доныне служит труд академика проф. Е. Е. Голубинского о Церквах Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Влахийской, постепенно восполняемый отдельными монографиями – частными и общими (см. в издании проф. А. П. Лопухина «История христианской Церкви в XIX веке». Т. И. Петроград, 1901, о Церквах Болгарской, Черногорской, Сербской и Румынской; проф. А. И. Александрова [епископа Анастасия ] «Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке». Казань, 1911; проф. о. Т. И. Буткевича «Высшее управление в православных автокефальных Церквах». Харьков, 1913; ср. и архиеп. Филарета (Гумилевского) о «святых южных славян»). Относительно Болгарии ценны работы, например, академика проф. И. С. Пальмова и проф. Н. Л. Туницкого, а также разнообразные монографии (проф. Н. И. Петрова , проф. Ф. А. Курганова , проф. И. Е. Троицкого , В. А. Теплова; ср. епископа Феофана) о греко-болгарской церковной схизме, которую русская наука старается освещать в духе примирения (см., например, у проф. Г. А. Воскресенского). О Сербии полезны исследования и этюды протоиерея М. П. Челыдова и проф. И. С. Пальмова , его же и о Черногории, об Австро-Венгрии – В. П. Мордвинова, проф. Г. А. Воскресенского, о. Д. Н. Якшича, специально о Чехии – обширные сочинения проф. И. С. Пальмова, о Румынии – исследования В. В. Колокольцева, проф. Ф. А. Курганова , митрополита Арсения (Стадницкого) , Н. В. Пашкова («Папизм и настоящее положение Церкви в королевстве Румынском». Киев, 1884; «Темный период в истории Румынии: политикорелигиозная судьба румын на занимаемой ими территории до образования Молдавского и Валахского государств». Кишинев, 1886) и для Молдавии – митроп. Арсения (Стадницкого) . Общий характер русской церковной историографии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Румынской Православных Церквей HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Румынской Православных Церквей 4 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с Блаженнейшим Патриархом Румынским Феоктистом, находящимся в Москве и принимающим участие во Всемирном саммите религиозных лидеров Москва, 4 июля 2006 г. Фото Ю.Клицеко, Седмица.Ru 4 июля 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с Блаженнейшим Патриархом Румынским Феоктистом, находящимся в Москве и принимающим участие во Всемирном саммите религиозных лидеров, сообщает Седмица.Ru. В ходе состоявшейся беседы Святейший Патриарх Алексий отметил, что в последнее время наблюдается тенденция отодвигать религию на обочину общественной жизни. По мнению Его Святейшества, особенно это заметно в странах Запада, где нарастает секуляризм, тогда как в странах Восточной Европы, освободившихся от давления государственного атеизма, напротив, повсеместно отмечается возрождение духовной жизни. Блаженнейший Патриарх Феоктист высоко оценил проходящий в Москве саммит религиозных лидеров и отметил направленность к миру и согласию выступлений лидеров традиционных религий, участвующих в форуме. В беседе Предстоятели также затронули вопросы взаимоотношений между Русской и Румынской Православными Церквями. «Мы с большим интересом следим за жизнью братской Румынской Православной Церкви, как в самой Румынии, так и за ее пределами», — сказал Святейший Патриарх Алексий. Предстоятель Русской Церкви также указал на общность позиций и подходов Московского и Румынского Патриархатов в вопросе окормления своих чад, проживающих вдали от Родины. В то же время Святейший Патриарх Алексий с сожалением отметил, что диалог между Русской и Румынской Церквями приостановился несколько лет назад, хотя необходимость его продолжения очевидна. Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Патриарх Феоктист выразили надежду, что вскоре совместная комиссия обеих Церквей вновь сможет приступить к работе, и братский диалог между Московским и Румынским Патриархатами будет восстановлен. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010