Ибо он по преимуществу имеет общение с душой народной, к нему приходящей со всеми своими немощами и печалями. Вот, братие-отцы, и постараемся эту смиренную душу народную через горнило скорбей привести и к надежде Христова Воскресения в ней же самой, как телом Своим воскрес Сам Христос тридневно. Научим душу человеческую благонадежно скорбеть пред Богом о своем и общем человеческом ожесточении и окаянстве пред Ним. Утвердим в ней дух смиренномудрия, ибо только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим призрю, – говорит Господь ( Ис. 66, 2 ). Когда проявит такая душа детское простое покорство Божию Промышлению, тогда дивные чудеса от Господа бывают! Тогда немощь человеческая силой Божией возмогает над силой и коварством человеческим и бесовским! Рассмотрите родную историю, и увидите это удивительное Промышление Божие о нашем богобоязливом народе. Не выдаст родимая мать свое возлюбленное и покорное детище, тем более не выдаст Господь покорный по-детски Ему народ. Возлюбленные отцы-соработники на ниве Господней! Нам от Бога и от церковной власти вверена душа народная. Она и сама идет к нам в руководство, ибо никогда не найдет вечной отрады в мире сем непрочном. Она уважает своих отцов духовных даже и тогда, когда видит в них нечто не духовное. Именно эта недуховность и печалит ее. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф. 5, 13 ). Если мы не духовны, то где же народу искать духовного пристанища? Посему будем высоко держать знамя своего духовного звания и призвания, не позволим никому его унизить, или обворовать, или подменить чем-либо. Но, уверенные в высоком уважении православного народа, и простого и образованного, к нашему духовному призванию, будем руководствовать его по путям правым, единственно приводящим в руки Господни. В смиренном послушании и внимании к нам приходящие души христианские и понесем в своих молитвах и научениях ко Господу Богу. Только этот путь и приведет всех нас со всем родным народом к радости светоносного Воскресения Христова и в нашем Отечестве дорогом после скорби дней сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Известно, что среди современников Иисуса Христа, несмотря на Его пророчества и поразительные чудеса, находилось немало лиц, которые не верили Ему и не принимали Его учения. Отчего это происходило? От того, что и ум, и сердце их омрачено было страстями. Над ними исполнились слова пророка Исаии: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, н не обратятся, чтоб Я исцелил их» ( Ин.12:40 ). Итак, одно средство убедиться в божественности Священ. Писания, – нужно жить по его учению. Если же кто живет порочно, подвержен страстям, подавлен мирскою суетою, тот слеп духовно, и его ни что не может убедить в божественности Свящ. Писания. Последуем же, братие, совету Иисуса Христа, будем жить по Евангелию, тогда и нам не будет нужно много трудиться над изыскиванием доказательств божественности Свящ. Писания. Тогда вместе с царем Давидом и мы будем иметь возможность сказать: «закон Господень совершен, отрада для души. Свидетельство Господне верно, умудряет простого. Повеления Господни праведны, веселят сердце. Заповедь Господня светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает во век. Суды Господни истинны, праведны все совокупно. Они вожделеннее золота и множества дорогих камней, слаще меда, текущего из сота. И раб Твой просветился ими; велика награда за соблюдение их». ( Пс.18:8–12 ). Аминь! 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа Читать далее Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Изыскания пророков 1:10—12    Заканчивает свое славословие святой Апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него «желают проникнуть Ангелы» (8—12). Увещание к святости жизни и взаимной любви 1:13—25    На основании всего вышесказанного Апостол предлагает ряд нравственных наставлений, подкрепляя их высокими догматическими созерцаниями.    Первое общее наставление — о совершенном уповании на благодать Христову с детским послушанием Богу, как Отцу и стремлением уподобиться Ему святостью жизни: «будьте святы, потому что Я свят» (13—16). К этому должно побуждать высокое сознание того, какой ценой искуплены христиане: «не тленным серебром или золотом», «но драгоценною кровию Христа» (17—20). В этом высокое побуждение — хранить веру Христову и крепко держаться ее, несмотря ни на какие искушения (21—25). Экзегетический разбор Первого послания святого Апостола Петра. Вторая глава Наставления о духовном возрастании 2:1—3    Святой Петр внушает христианам, что они, живя среди враждебно настроенных язычников, должны своей святой, добродетельной жизнью показать, что они «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Тогда и язычники, видя добродетельную жизнь христиан, сами обратятся ко Христу и прославят Бога за то, за что раньше злословили верующих. Укрепление в вере 2:4—10    Здесь, в опровержение ложного учения римо-католиков о том, что — камнем, на котором основана Церковь, является личность Апостола Петра, важно отметить, что сам Апостол Петр называет «камнем» отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа, как видно из 2:4.    Основание Церкви, ее краеугольный камень это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви — «живые камни» — должны строить из себя на этом Камне «дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (ст. 5). Как Бог в Ветхом Завете имел свой храм и своих священников, которые служили Ему принесением жертв, так в Новом Завете все общество христиан в духовном смысле должно быть одновременно и «храмом» и «священниками».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

Ис.42:23 . Кто из вас при­кло­нил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? «Кто из вас... выслушал это для будущего?» Из этого вопроса становится видно, что и раньше шла речь о прошедших фактах. Спрашивается, понял ли кто-либо из вас – современных представителей израильского народа – подлинный смысл этих фактов и извлек ли из них какой-либо полезный урок себе для будущего? Ис.42:24 . Кто пред­ал Иакова на разо­ре­ние и Израиля грабителям? не Го­с­по­дь ли, про­тив Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. «Кто предал Иакова на разорение?.. не Господь ли, против Которого мы грешили?» Уже сами по себе все эти вопросы предполагают один только ответ – отрицательный. Очевидно, народ израильский недостаточно понимал смысл постигавших его политических бедствий, если продолжал повторно практиковать то, что служило вызывавшей эти бедствия причиной. А такой причиной являлась жестоковыйность Израиля, его стремление жить по своей воле, а не по руководству божественного закона, за что Бог отступал от Израиля и таким образом предавал на разорение в разграбление от его политических врагов. Ис.42:25 . И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не при­мечали; и горела у них, но они не ура­зу­мели этого сердцем. «И Он излил на них ярость гнева Своего». После того, как со стороны Бога было сделано все для вразумления Израиля, и он однако остался неисправим в своем духовно-нравственном закоснении, Господь еще раз угрожает ему новыми страшными политическими бедствиями, желая через это вывести его из состояния преступной духовно-нравственной бесчувственности. «Она окружила их пламенем со всех сторон». «В этом пророчестве, очевидно, Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен вавилонянами. Но в этом видении и зарево пожара Иерусалима, сожженного Титом, и толпы пленных, проданных на Римских торжищах» (Властов). «Но они не уразумели этого сердцем». Пророк видит, что и это последнее средство также не достигнет своей цели, как не достигли ее и все предшествующие. Но все же и оно имеет свой смысл, так как делает Израиля окончательно безответным перед праведным судом Божиим и единственным виновником своей печальной участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, притчу о сеятеле нужно понимать не только в смысле вообще проповеди христианского учения и евангельских заповедей, но и в узком смысле — в смысле Иисусовой молитвы, которую мы должны хранить так, как учит нас Евангелие. И молиться мы должны так, как учит Евангелие, и жить так, как учит Евангелие, а не по своей логике, не по своему уму. Как в физическом, так и в духовном мире существуют свои непреложные законы. И как тот, кто попытается нарушить законы физического мира, только причинит себе этим лишнюю скорбь, а то и погибнет, так и тот, кто попытается в духовной жизни руководствоваться не евангельским законом, а своим собственным и изобретенным, обязательно падет. Поэтому будем жить, мыслить и чувствовать по Евангелию, ибо другого пути у христианина нет. Можно сказать просто: иного пути вообще нет. Ибо что такое христианин? Это человек, живущий правильно, по естеству, каким его создал Бог. Именно поэтому можно сказать, что другого пути, кроме пути Евангелия, в духовной жизни нет. Аминь. 27 октября 1996 года Почему слово Божие не доходит до нашего сердца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Вышел сеятель сеять семя свое» (ст. 5). Под сеятелем нужно понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа. По толкованию святых отцов, только о Нем можно сказать, что Он сеет «семя Свое», тогда как все остальные, сеющие слово Божие, сеют не свое семя, а принадлежащее Богу. Если какой-либо проповедник преподает не слово Божие, а какое-то свое собственное учение, то он на самом деле распространяет лжеучение, ибо ценность истинного учителя в том и состоит, что он учит не своему, а Бо-жию. Только Господь Иисус Христос, Истинный Бог, сеет «семя Свое», то есть проповедует слово Божие, Ему принадлежащее и от Него Самого исходящее. «И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его» (ст. 5). Некоторые толкователи считают, что дорога — это путь Божий, а слова «при дороге» означают, что семя оказывается вдали от этого Божественного пути. Но мне кажется, что это не совсем точное толкование. Наверное, правильнее будет понимать под дорогой страсть, действующую в сердце человека, как протоптанный путь к какому-либо искушению. У каждого из нас есть какие-то господствующие страсти: один человек гневливый, другой — сребролюбивый, третий — подвержен блудной страсти. Любая из страстей является протоптанной через сердце человека «дорогой». Когда семя слова Божия падает в сердце человека возле этого проторенного страстью греховного пути, тогда «птицы небесные», то есть демоны, или, иначе говоря, греховные помыслы, как хищники, уничтожают его, похищая из сердца. Как грунтовая дорога обычно бывает утоптана прохожими не только в середине, но и по краям, и земля там также непригодна для произрастания семени, так и в сердце: семя, упавшее не только на самой «дороге», но и «при дороге», уже не может взойти и становится пищей для птиц. Упавшее же на вспаханную землю скрывается в ней и для птиц недоступно.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

К браку с инославными можно отнести слова Апостола: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14). (В нашем случае «неверующий»/«неверующая» - в истинность Православной Церкви). 3. Понимание брака как плоти единой и домашней Церкви вносит ясность и в вопрос о расторжении брака. Развод, расторжение, распад, прекращение и т.п. означают для христианского брака то же самое, что и анафема для отпавшей от церковного Тела отдельной Его части, а именно: это констатация свершившегося. Все истинные основания («поводы» как они именуются в проекте) для признания брака распавшимся сводятся к одному - это уже не единое тело (или Тело - в случае христианского брака). Еще точнее, все эти случаи являются аналогией или духовной смерти одного из супругов, или прелюбодеяния («раскола», что тоже является отмиранием, духовной смертью в конечном счете). Однако тот факт, что этот брак уже не христианский (или не был таковым), не означает, что он перестал быть браком. Поэтому такое основание, как отпадение супруга от Православия, вовсе не прекращает брака (опять же руководствуясь 1 Кор 7, 12-14). Да, это уже не христианский брак, но брак. То же самое касается болезней. Когда супруг не может принять болезни другого супруга, то тогда Церковь признает здесь отсутствие брачной связи. Сама же по себе болезнь не нарушает единства брака. Даже если эта болезнь является следствием прелюбодеяния, но виновник приносит покаяние, и это покаяние принято другим супругом, то здесь - единство и уврачевание раны, нанесенной единому Телу. (Иной вопрос пассивной бигамии, когда ущерб наносится уже не одной только домашней Церкви, но это уже каноны о священстве). Итак, важно уяснить сам принцип определения, существует или не существует брак в каждом конкретном случае (всё тот же принцип Плоти единой), а не пытаться составить исчерпывающий список поводов к его расторжению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Как безобразна душа от греха! Безобразие ее противно для человека, который и сам есть грешник. Каково же оно пред Богом и пред святыми Его? Каково оно будет, когда праведники просветятся подобно солнцу в царствии Отца небесного, и будут как Ангелы Божии, а нераскаянные грешники, когда мера беззакония их исполнится, будут подобны диаволу, в разнообразных видах безобразия своего! «В тот день, глаголет Спаситель, многие скажут Мне: Господи! Господи! Не в Твое ли имя мы пророчествовали (т. е. не в Твое ли имя мы проповедовали?)? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие» ( Мф.7:22 −23). Если же Он никогда не знал их, то и они никогда не знали Его. Итак, кого проповедали? Себя, свое высокое я (2 Kop.4:5). И сие-то богопротивное я возненавидеть и потерять за Христа, приглашает нас в Евангелии Спаситель. «Берегущий душу свою потеряет ее, а потерявший душу за Меня, обретет ее» ( Мф.10:89 ). Наше я, эта наша змия, извивается неисчислимыми, и часто неуловимыми для внимания, изворотами и образами. «Бог же мира, – говорит Ап. Павел, – скоро сокрушит сатану под ногами вашими» ( Рим.15:20 ), чего и я всеусердно желаю тебе. Еще скажу: как в телесном врачевании кровопускание производит в теле изнеможение и расслабление, а потом человек чувствует облегчение и освежение; так и в духовном. Некое очищение от бесовской крови совершается и в руководстве духовном, которое состоит не в красноречии и многословии, а в силе Божией, и происходит часто в безмолвии в молчании, когда бывает свыше благословляемо ( 1Пет.3:1 −2). Святое послушание в духе Христовом справедливо называется мученичеством. Но я думаю, что послушание новоначальных бывает еще врачебным кровопусканием, в котором душа очищается от черных, нечистых и гнилых кровей своеволия и глупости силою крови Христовой, чрез участие в страданиях Его, в которое вводится верою во имя Его, а от сей веры раждается и святое послушание ( Флп.3:9 −11; 1Пет.1:2 ). С твоей стороны потребно усерднейшее соизволение и доброхотнейшая преданность воле Божией (ибо и в этом деле доброхотного даятеля любит Бог, поучая сему всех нас, Спаситель влагает каждому и каждой из вас в уста, и в ум, и в сердце сию молитву: Отче наш·да будет воля Твоя! И представляет пример в Себе самом, когда в смертельной тоске и скорби, покрытый кровавым потом, в крайнем изнеможении и истощении падает на лице Свое, и говорит: Отче мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтоб Мне не пить ее, буди воля Твоя (Мф.26:42).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Кинельская епархия образована недавно, но церковно-приходская жизнь в Среднем Поволжье активно развивалась в прежние годы под руководством митрополита Сергия. Тебе предстоит продолжить и преумножить его труды, дабы семена веры, падающие на возделанную почву людских сердец, во благовременье приносили сторичный плод, — тот самый плод красный спасительного сеяния , который земля Российская приносит Господу со времени Крещения Руси и доныне (тропарь всем святым, в земле Российской просиявшим). Этот сонм святых с нами, с нами их молитвы и духовная поддержка. Они уподобились тем, которые, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-38). Вот пример стойкости и верности Христу даже до смерти. Нам ли бояться нынешних нападок и клеветы на Церковь Божию? Нам ли устрашаться демонов немощных дерзостей и козней их слуг? «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2). В наше время, когда секулярным обществом навязываются всевозможные лжеучения и суеверия, когда предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируется лицемерно оправданные соблазны и потребительский образ жизни, особенно необходимо воспитывать в себе и в пасомых такие качества, как духовная зоркость и рассудительность, бдительность и ответственность. Сегодня Русская Православная Церковь, используя новые возможности для осуществления своей спасительной миссии, возвышает свой голос в защиту вечных истин и непреходящих нравственных ценностей, свидетельствует о правде Божией даже тогда, когда эта правда многим мешает жить в привычном комфорте греха и наслаждений. Вот почему, развивая сотрудничество со светской властью и общественными организациями, занимаясь социальным служением и благотворительностью, окормляя военнослужащих и членов их семей, участвуя в воспитании и просвещении подрастающего поколения, Церковь, в первую очередь, призвана благовествовать ближним и дальним о Христе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

http://patriarchia.ru/db/text/2290878.ht...

Когда какой-нибудь человек или какое-нибудь учреждение празднует годовщину своей жизни или деятельности, ему естественно и даже необходимо оглянуться в этот день назад, на пройденный им жизненный путь, и отдать себе отчет в том, как он жил, какими идеалами он одушевлялся, какими правилами руководился в своей жизни, и произвести им проверку и оценку и пригодность их для руководствования ими и в будущем. И тогда невольно вспомнятся слова Спасителя: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф. 7:24–27 ). Мы все, начальствующие, учащие и воспитывающие здесь, являемся также строителями. В продолжение 68 лет строится здесь нашими предшественниками и нами духовное здание из живых кирпичей – юных душ человеческих. Это здание строится в память великого Строителя Земли Русской, на полях Полтавских заложившего фундамент новой жизни нашего Отечества, строится по планам, начертанным Державными Потомками этого великого Строителя. На каком же основании строилось и строится нами это духовное здание, воспитание и образование тех тысяч юношей, которые здесь подготавливаются к служению Царю и Родине? Основания эти известны. Во все годы существования Корпуса они были одни и те же. Они предуказаны были еще Великим Петром, сказавшим: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, была бы только Россия славна и благополучна!». Они предуказаны воинами, здесь, на Полтавских полях, «за благочестие кровью венчавшимися». Эти основания нашего воспитания и нашей жизни заключаются в простой, бесхитростной, чистосердечной и глубокой вере в Бога, в преданности родному Православию, в любви и верности Царю и Родине. Вот немногие и совершенно ясные основания нашей жизни, нашего воспитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

( Мф. 10:40 ). Он обещает не оставить без награды и такой малой услуги, оказанной служителю Его, как например, «если бы кто напоил его только чашею холодной воды». (ст. 42). 2) Пастыри христианские суть преподаватели даров благодати и благословения Божия. Господь наш Иисус Христос, кровью Своею примиривший нас Божьим Правосудием, благоволил преподать священству церкви Своей дар вязать и решать грехи и благословлять верующих. Это право, которым облек Господь Своих служителей, возвышает их в глазах верующих и должно внушать у ним сыновнее уважение. 3) Почтение к пастырям и учителям духовным необходимо для собственной пользы христиан. Слова и наставления Пастырей духовных только тогда могут быть плодоносны в нас, когда мы с любовью и уважением откроем им свое сердце. Наше внимание придает и им бодрость в их трудном служении. Св. Апостол Павел говорит: повинуйтесь наставникам вашим и будьте послушны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно. ( Евр. 13:7 ). В чем должно выражаться почтение к пастырям и учителям духовным? 1) Пасомые должны любить и почитать своих пастырей. «Просим вас, братия, – пишет Св. Апостол Павел к Солунянам, – уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас». ( 1Сол. 5:12 ). 2) Должны быть внимательны к учению их, обращаться к ним со своими недоумениями, просить их совета, благословения и молитв. 3) Должны, по мере возможности, содействовать их многотрудному служению молитвою за них и внешними пособиями. «Умоляю вас, братия, – пишет Св. Апостол Павел к Римлянам, – Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». ( Рим.15:30 ). Господь Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, не велел им брать с собою ни золота, ни серебра, ни меди, ни сумы на дорогу, ни двух одежд и сказал: «трудящийся достоин пропитания» ( Мф. 10:10 ), т. е. слушающие слово Апостолово сами позаботятся оградить их от лишений и нужд, в благодарность за труд проповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010