В основу этого должно быть положено смиренномудрие , кротость , долготерпение и любовь . Главное же, к чему должны стремиться христиане, это " единение духа в союзе мира " . Как самое сильное побуждение к такому духовному единению, святой Апостол выставляет то, что у христиан " один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас " (ст. 1-6). Каждому из верующих, как отдельному члену в организме, дается особая благодать, особый дар, которым он и должен служить другим на общую пользу. Эта разнородность даров не только не мешает единодушию, а наоборот еще более скрепляет единение между христианами, подобно тому, как разнородность членов не мешает телу расти и укрепляться их взаимным содействием. Для этого мирного и любовного созидания и возрастания Тела Церкви Своей, " к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова " (ст. 12); Христос поставил " одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями " , (ст. 11). Здесь ясно утверждается богоучрежденность церковной иерархии в обличение протестантов и сектантов, отрицающих законную иерархию. Цель учреждения церковной иерархии в том, чтобы помочь духовному совершенствованию верующих: " доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова " (ст. 13), то есть пока " все взойдут в состояние совершенного упокоения в Боге и, из себя представив достойное Богу жилище, возимеют Его вселившимся в себе. Это и есть мера возраста исполнения Христова " (еп. Феофан Затворник). Основная задача нравственной христианской жизни — не быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, но, по примеру живого организма, объединяясь между собою любовью, возращать Тело Христовой Церкви " в Того, Который есть глава Христос " (ст. 7-16). Часть II Во второй половине этой главы святой Апостол, изображая отрицательные стороны жизни язычников, каковыми были прежде Ефесяне, увещевает " отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях " и " облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины " , то есть в праведности и святости истины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В таинстве Покаяния, как и во всяком другом таинстве следует различать три стороны: нравственно-психологическую, благодатную и воспитательную. Жажда иной, лучшей жизни – психологическая основа появления в человеческой душе покаянного настроения. Греческое слово «метаниа» (покаяние) означает не только осознание своей греховности, но и изменение отношения к Богу, человеку и к самой жизни, являющееся началом покаянного делания и исправления. Но в духовной жизни тяжело сказывается «упорство в грехах» (епископ Феофан Затворник ), холодное равнодушие, потеря связи с Богом и отчуждение от людей. Путь возвращения к Богу и к духовному возрождению должен начаться с возвращения в свой внутренний мир. К себе восходи, человече... да обновляется в тебе всякаго жития путь (13 сентября, стихира на «Хвалитех»). В притче о блудном сыне это состояние выражено словами: В себя пришед ( Лк. 15:1 «Войди в себя, призывает преподобный Ефрем Сирин († 373), и обратись к Господу всем сердцем». Начальной ступенью покаяния, а тем самым и обновления человеческой души, и следует считать вхождение в сокровенную храмину своей души. «Войдя в нее, он увидит, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов († 1032), – свое тяжелое внутреннее состояние, почувствует, что душою он болен, темен и страждет». Его внутреннему взору откроется необходимость единения с Богом, которое непременно приводит к духовной связи и с ближними. В свою очередь, сердечные, доброжелательные отношения с ближними приближают человека к Богу ( 1Ин. 4:20 ). В Молитве Господней прощение Господом грехов (долгов) наших ставится в зависимость от прощения нами долгов своим должникам ( Мф. 6:12 ). Мы должны руководствоваться словами Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнит, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой... и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5:23–24 ). На вопрос апостола Петра: Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус Христос ответил: до седмижды семидесяти раз ( Мф. 18:21–22 ), то есть прощать всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В храме я услышал сегодня евангельскую историю о том, как в Капернауме подошел к Иисусу сотник, римский офицер, и просил Его исцелить его любимого слугу, который «был болен при смерти». И когда Господь согласился и отправился в дом сотника, тот «.послал к Нему друзей — сказать Ему: Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за ним народу: Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» ( Лк.7:6-10 ). Как эта история отозвалась в моем сердце? Ведь она — о пламенной вере, исполненной надежды и смирения; о том, что Господь — близко, Он живо откликается на просьбы и мольбы людей. «Стремились путем молитвы и медитации углубить соприкосновение с Богом.» — так начинается 11й Шаг. Моя молитва и размышление о Боге и духовном мире, мое молитвенное предстояние — это акт, которым я укрепляюсь в вере, в доверии Богу. Билл Уилсон, основатель движения АА, говорил, что алкоголику нужен такой Бог, с которым ему хорошо выздоравливать. Ведь чаще всего алкоголик рисует в уме Бога жестокого, несправедливого, безразличного. Мой Бог, насколько я понимаю Его, — это милосердный и сострадательный Господь, открывший в Иисусе, Своем Сыне, Свою любящую природу. 11й Шаг для меня — это ежедневное соприкосновение с моим Создателем. Сегодня святая Церковь воспоминает великого подвижника древности — преподобного Илариона Великого. Он жил в IV веке и после смерти родителей, раздав имущество нищим, получил руководство в духовной жизни от Антония Великого и поселился в пустыне. Илларион был велик своим молитвенным подвигом и известен всей Палестине. 11й Шаг — это мой подступ к великому молитвенному опыту Церкви, к опыту святого отшельника Илариона. Я прошу Тебя, Господи, научи меня молиться, укрепи меня в вере и духовном делании 11-го Шага. Быть трезвым только физически, внешне, для меня мало, я хочу духовной трезвости, трезвенности. Хочу обрести смиренномудрие: разум и душевный покой. Для этого я сегодня отдаю все силы на труд по 11-му Шагу. 4 ноября. Память семи отроков Эфесских ( Лк.16:19-31 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В Церкви дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новым творением, руководствующимся любовью: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь древнее прошло, теперь все новое». ( 2Кор.5:17 ) «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». ( Гал.3:26-29 ) Самым ярким и наглядным примером духовного воссоздания человека в Церкви Христовой является Богоматерь. Ее прославление является первым плодом тайны искупления мира. Божия Матерь является первой из спасаемых. Своим «Се раба Господня» она выразила произволение принять на себя служение Богу в качестве девственной Матери Сына Божия. Дева Мария до последнего издыхания оставалась верной этому служению и подвигом приснодевства достигла при содействии благодати Божией высшего предела святости, доступного человеку. Эта достигнутая девой Марией святость сделала Ее достойной и способной воспринять тот исключительный «венец правды», которого удостоил Ее Судия – Сын и Который дает Ей и по смерти продолжать служение в качестве Матери Божией и «спасать присно наследие Ея». В Богоматери Церковь видит «Начальницу мысленного назидания» (Акафист Пресвятой Богородице, якос 10й), то есть начало духовного воссоздания человечества. В Богоматери уже фактически нашли свое первое осуществление самые вожделенные чаяния христиан. В Ее примере – залог нашего воскресения и воссоздания. Завет Божий и библейская тайна «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну Тебя из уст Моих». ( Откр.3:15-16 ) Библейская тайна является океаном, в котором человек ищет себя. Она не является стеной, о которую разбивается ум человека. «Океан Божества никогда неисчерпаем для твари, которая ныне познает отчасти. Правда, нам обещано, что в будущем веке мы будем познавать Бога уже не отчасти и не через тусклое стекло, но лицом к лицу, как и сами познаны, уже не по-младенчески, но по-мужески ( 1Кор.13:9-15 ). Бог никогда не перестает быть открывающейся тайной для человека, откровение не прекратится, оно есть вечная жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да познают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 )

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

В этом соединении воедино, в одну личность страждущего Раба Ягве (Эвед Ягве) и славного на небесах Сына Человеческого (Бар Энаш) тайна и благовестие Нового Завета! Что было как будто разведено в разные стороны пророчествами, то соединилось в Евангелии, в Радостной Вести. Эллины осмыслят эту тайну и это благовестие, как Боговоплощение, возвестив об этом всему миру в Халкидонском догмате – одна ипостась и два естества. По Новому Завету встает еще один интересный вопрос – о возвещенном в ветхозаветных Апокалипсисах Сыне Человеческом многократно говорится евангелистами, говорит Сам Христос. А что говорится в Апостольских Посланиях? И вот оказывается, что словосочетания Сын Человеческий у апостолов нет вообще! Ни разу они таким образом не называют Христа. Почему? Едва ли можно найти другой ответ, как тот, что иудейско-семитское понятие Сына Человеческого совершенно отсутствовало в эллинизированном языческом мире. Апостолы писали христианам Римской эйкумены (вселенной) и во многом сделали первый шаг, отходя от понятий семитских, иудейских к понятиям эллинистическим; во главе с Павлом они становились эллинами для эллинов, начиная возвещать евангельские истины уже не в понятиях Танаха, а в понятиях, терминах и образах эллинской культуры. На арамейском языке Бар Энаш (Сын Человеческий) означает просто «человек». В Апокалипсисах в это словосочетание вкладывается тот высокий смысл, о котором нами уже достаточно было сказано. Для эллинов апостол Павел находит подобное понятие – «Человек» (Адам), человек вообще, человек в глубинном богословском и философском понимании. Благовестив о сыне Человеческом апостол Павел облекает в учение о втором, последнем, или даже небесном, Адаме-человеке. Вот текст из апостола Павла: Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Во всяком деле, ремесле, искусстве более сведущие, опытные наставляют новичков, желающих освоить ту или иную область человеческой деятельности. Наставничество, передача опыта и накопленных знаний есть непреложный закон человеческого развития. В наибольшей степени этот закон приложим к сфере духовного становления личности, к искусству управлять собой, свои разрозненные пожелания подчинять задаче духовного и нравственного совершенствования. Апостолы, несмотря на существование учения Самого Христа, постоянно наставляли, назидали, охраняли от соблазнов и уклонений в крайности первохристианские общины. Церковь всегда придавала этому наставничеству огромное значение. Доказательство тому – включение апостольских посланий раннехристианским общинам в состав книг Нового Завета. В деле христианского совершенствования необходимость наставника и руководителя диктуется не только общими законами человеческого развития, но и той теснотой, узостью, необычайной сложностью христианского пути, о котором говорилось чуть выше. Пребывание в тесноте, физической и духовной, без которой не может быть деятельного христианства, чрезвычайно тягостно для человеческой природы, поврежденной грехопадением. На этом пути христианин рано или поздно начнет искать себе опоры, сильной и опытной руки, направляющей и укрепляющей его внутренние силы. Однако здесь, в этом поиске, и подстерегает подвижника опасность – опасность увлечься личностью, пребывающей в суровой аскезе, в полной отрешенности от духа мира сего, но не получившей дара духовной рассудительности и водительства другой жизнью. Влияние такой личности, ее неосторожное вмешательство в чужую человеческую жизнь может привести к тяжким последствиям, к тому, что подвижник, увлеченный ее примером, слепо подражающий ей, взвалит на себя груз, несоразмерный со своими силами, станет на путь не своей жизни, что приведет его к затяжному конфликту с самим собой. В духовной жизни нет ничего сложнее, запутаннее этого состояния. “По плодам их узнаете их”. Разлад с самим собой, глубокий внутренний кризис – это и есть первый горький плод лжепророческого руководства. Вот почему христианину повелено внимательно всматриваться в реальные плоды стороннего наставничества, а не безрассудно смешивать все (свт. Иоанн Златоуст). Евангелие учит здесь благоразумному, спасительному недоверию самому себе, своим оценкам, мнениям, впечатлениям; учит прежде принятия окончательного решения поверять все опытом своей жизни. Стихи 21–23. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не тал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

Вот один из таких случаев, переданный нам лично известным по своему благочестию старцем-архимандритом. Он был знаком с тем иноком, который рассказал ему про себя следующее: «Я был ревностным монахом и с горячностью предавался келейной молитве. Последняя услаждала меня, и мне казалось, что я достиг уже истинно духовной жизни. Мне стало казаться излишним искать у моего старца-духовника каких-либо указаний и руководства. Я перестал посещать его. И вот однажды во время моей келейной молитвы передо мной предстал прекрасный ангел. Ангел сказал мне, что моя ревность и молитва угодны Богу, но их недостаточно. Чтобы быть особенно угодным Богу, требуется еще жертва. И ангел предложил мне пожертвовать одним глазом. Когда ангел отошел, я, будучи в экстазе от радости, схватил свечу и держал ее у глаза до тех пор, пока не потерял сознание. На утрени меня не было, и обеспокоенные братья-иноки зашли ко мне в келию. Они привели меня в чувство. Мой глаз был потерян. Но я не открыл истинной причины гибели глаза и сказал, что повредил глаз при падении. Не пошел я и к старцу-духовнику. Думая, что я действительно принес угодную жертву Богу, я снова стал усиленно молиться. И вот снова предстал предо мною ангел и сказал, что Богом принята моя жертва. Но для того, чтобы быть вполне Ему угодным, надо отдать и другой глаз. Как и в первый раз, у меня и тут не было сомнения, что действительно Бог хочет от меня полноты жертвы. Однако у меня не хватило сил лишить себя второго глаза. Я затосковал и не находил себе места. Братья заметили мое состояние, заметили и то, что я перестал посещать своего старца-духовника. Настойчиво они стали уговаривать меня пойти к старцу. Душа моя приближалась к отчаянию, и я внял их уговорам и пошел к старцу. Увидев меня, старец сказал мне: " Что это ты перестал посещать меня, и кто теперь руководит тобой? Уж не ангел ли стал наставлять тебя? " Поразили меня эти слова старца. Видя мое смущение, старец продолжал: " И как это ты глаз потерял, уж не по совету ли ангела? "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Вся история человеческого рода вращается около двух величайших событий – грехопадения и искупления. Первое из этих событий, когда именно человек, нарушив заповедь Божию, отравил себя и всю свою природу пло­дами греха и смерти, наложило неизгладимую печать греховности на всю историческую жизнь ветхозаветного человечества, и последнее, потеряв в себе источник истинной духовной жизни, жило только надеждой на будущее искупление, обещанное человеку вслед за самим грехопадением. Это искупление, как оно постепенно выяснилось в целом ряде обетований и пророчеств, должно было ниспровергнуть водворившееся на земле цар­ство греха и смерти и вновь водворить царство благодати как источника истинной духовной жизни. Но восстановление потерянного источника истинной жизни, водворение жизни на место смерти равносильно созданию новой жизни на земле, и искупление вследствие этого могло совершиться только опять чрез то Божественное Слово, чрез которое совершилось в начале и са­мое сотворение мира. Поэтому то как бытописатель Ветхого Завета, св. пророк Моисей, начал свое повествование о сотворении мира знаменательным словом «в начале», так и бытописа­тель Нового Завета, св. евангелист Иоанн, начал свое повествование об искуплении тем же самым словом «в начале», чтобы заявить, что то Божественное Слово, которое имело воссоздать падший род человеческий, есть Слово изначальное, то самое, которое в довременном бытии было у Бога и которое само было Бог . «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть». Но Оно не толь­ко причина создания всего бытия, но есть вместе с тем источник истинной жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Падшее человечество, потерявшее чрез свое грехопадение источник истинной жизни, могло найти его опять только в этом Божественном Слове, и эта истинная жизнь только и мог­ла стать тем светом, который должен был осветить человеку путь от погибели ко спасению. Чтобы дать греховному человечеству возможность приобщиться к этому источнику жизни и света, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благода­ти и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Как в начале всех вещей совершилась непости­жимая для разума тайна сотворения, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога Слова. «И беспрекословно, говорит апостол, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Эта то великая тайна благочестия и составляет предмет библейской истории Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Всякое призвание есть крест, ибо требует от человека усилий и жертв, без чего таланты не умножаются. «Крест есть воля, готовая на всякую скорбь», – говорит один из древнейших отцов. Но в то же время крест есть благословение всякого призвания, и он не отделим для верных последователей Христа от раскрытия их дарований и умножения их талантов. В то же время крест всякого человека должен быть привит ко Кресту Христову. Это лучше всего совершается тогда, когда крест любого творческого призвания становится служением Богу и Церкви. Тогда более всего умножаются данные Богом таланты. Какая цель заложена в отношения человека к Богу? В жизненном отношении христианство имеет своей целью обожение – соединение с Богом и в Нем с другими людьми. В нравственном отношении эта цель – в исполнении воли Божией. Сам Господь дал нам пример и завещал нам это. «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин. 6, 38 ), – говорит Господь о Себе. А нас предупреждает: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ). Что надо знать, чтобы творить волю Божию? Чтобы творить волю Божию, надо ее знать. Для познания ее нам дано Божественное Откровение. А чтобы ее правильно понимать и следовать ей в своей жизни, необходимо жить в Церкви, ибо Истина дана во всей полноте не отдельному человеку, а Церкви. Но для ее членов воля Божия открывается еще и через лично получаемые свыше указания. Как совершается водительство Божие над каждым из нас? На вершине духовной жизни христианин живет уже под непосредственным водительством Святого Духа. Руководство Духа осуществляется через постоянные внушения, ясно различаемые человеком в своем сердце, которые и говорят, чего от него хочет Бог. На менее высоких ступенях водительство Божие совершается менее ощутимо, но при духовном возрастании становится более различимым. Например, внимая Слову Божию, человек все более различает, что в нем относится к обстоятельствам его собственной жизни, и при встрече с людьми он все чаще извлекает из этих встреч указания для своей духовной пользы. Так, встречая кого-либо гневающимся, он может найти в этом предостережение против зреющей в нем самом обиды и недовольства. Какие средства способствуют различению человеком воли Божией?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

г) Наконец, нельзя упустить из виду отмеченную в предыдущем параграфе безрезультатность поисков безрелигиозности в далеком прошлом человечества, которые оказываются тщетными при изучении палеонтологических и антропологических объектов, относящихся к периоду даже «первобытного стада» (см. раздел 1 настоящей главы). Как мы уже имели случай отметить, одного этого, так сказать, отрицательного результата в сущности достаточно, чтобы подтвердить и обосновать ложность и научную беспочвенность всех рассматриваемых односторонних (т.е. игнорирующих Откровение) версий происхождения религии. 3. Церковно-христианское учение о происхождении религии Всякий живущий религиозной жизнью, особенно если он христианин, сознает или по крайней мере интуитивно чувствует, что религия претендует на тотальный охват всей его духовной жизнедеятельности, на руководство его мыслями, словами и делами, на прямое проникновение в глубину его духовной личности. Ведь религия, как мы знаем, есть связь, контакт, сопряжение человека с Богом, и так как одной из сторон этого сопряжения, притом доминирующей, является Бог , то оно не может не быть тотальным, охватывающим человека целиком. «Сын мой, отдай сердце твое мне» ( Притч23:26 ), – таково обращение, таков призыв Бога к каждому из Его детей: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Мф 16:24 ; ср. Лк 12:26 ). Это самоотвержение, сопровождаемое облечением во Христа (ГалЗ:27), достигало у апостола Павла и у многих других такой силы, что они могли о себе сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал 2:20 ). Это обожение ( θεσ), о котором так много писали богословы древнего и нашего времени, ярко раскрыл вдохновенными пророческими словами Иезекииль: «Возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез 36:26–27 , ср. Иер 31:33–34 ). Подобная тотальная сопряженность с Богом представляется каждому из нас таким же идеалом, как и богоподобное совершенство, к которому призывает Христос ( Мф 5:48 ); как и это превосходящее даже наше разумение совершенство, сопряженность с Богом, достигнутая слиянием с Ним, представляется нам одновременно недостижимой и доступной; недостижимой по бесконечности расстояния, отделяющего нас от Бога и от Его совершенства, доступной, ибо любовь Божья делает для нас возможным восхождение на пути к этому совершенству, реализацию вполне конкретных ощутимых этапов в процессе совершенствования, приближения к Богу, богопознания, богоуподобления, обожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010