Скачать epub pdf О духовничестве Власть «вязать и решить» ( Мф.18:18 ), то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане – власть духовного руководства и отцовства была вверена Господом Иисусом Христом Своим апостолам. От них она переходила на все последующие поколения епископов и пастырей. И задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви, хотя в какие-то эпохи, например, в эпоху иконоборчества, когда пастырей не хватало или когда многие пастыри уклонялись в ересь, духовное руководство брали на себя простые монахи. В истории Церкви существовало много типов духовного руководства, но основными я бы назвал два. Первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип получил распространение в Византии и на Руси: это так называемое старчество. На приходского священника возлагается задача учить людей, помогать им советом, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, и они должны были беспрекословно ему подчиняться. Именно такие взаимоотношения существуют и сегодня на Святой Горе Афон, где во главе каждого из греческих монастырей стоит опытный в духовной жизни руководитель. И каждый человек, приходящий на Святую Гору, чтобы поступить в монастырь, посещает разные монастыри и выбирает тот, который более всего ему подходит. Найдя это место и старца, которому он готов полностью доверить свою жизнь, то есть отсечь свою волю перед ним, он поступает в монастырь, где добровольно принимает на себя подвиг беспрекословного послушания и подчинения старцу. Иногда происходит смешение этих двух типов духовного руководства – когда приходские священнослужители берут на себя не свойственную им роль старцев и переносят монашеское послушание на взаимоотношения между пастырем и прихожанами на каком-либо конкретном приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иером. Симон (Бескровный) Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иером. Симон (Бескровный) Книгу «Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы» иером. Симона (Бескровного ) долго ждали. Под давлением современных апологетов-проповедников многим казалось, что достижение Иисусовой молитвы в наше время не только невозможно, но и опасно. И вдруг, выясняется, что это не только не опасно, а, наоборот, естественно для души, это и есть ее настоящее предназначение. Непрестанная молитва - это реальность, которую можно достичь! И есть и в наше время подвижники, которые ее стяжали. После книги «Птицы небесные» , где описана история обретения непрестанной молитвы в исторической перспективе, читателей, конечно, взволновал сам практический аспект. По многочисленным просьбам прежде всего монахов старец написал новую книгу. Книга «Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы» является обобщением многих разрозненных в других изданиях этого автора рекомедаций о том как заниматься молитвенным деланием. Новая книга старца Симона написана не в виде систематизированного изложения каких-то техник, а как беседа старца с послушником. Простой рязговорный язык книги, содержащий даже какие-то восклицания, располагает к доверию и вниманию. Поэтому автор не считает себя обязанным строго придерживаться какого-то плана, а когда нужно возвращается к важным вопросам, постоянно делает напоминания о предметах, имеющих особенное значение. Изложение начинается с основ духовной жизни:  Новоначальный молитвенник верит в добро, даже если услышит о ком-либо что-нибудь дурное. Святые видят, что все люди - дети Божии, и, подобно Богу, желают всем спасения. Приучить ум, подобно святым, не думать дурно ни об одном человеке и молиться о всех - великая добродетель и дисциплина ума, обретшего росток Христова смирения. Любовь к людям, подобная любви Бога - это спасение от всех бед и несчастий, это жизнь в благодати Божией.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3087

VIII. Библеистика Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета, ч. 1, Четвероевангелие. Типография прп. Иова Почаевского . Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1974. Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета, Апостол. Изд. «Сатис», СПб, 1995. Аверинцев С.С. Древнееврейская литература, История всемирной литературы, гл. ред. Г.П. Бердников, т.1, гл.4. Алексий (Макринов), иеромонах. «Вклад С.-Петербургской – Ленинградской Духовной Академии в развитие библеистики (переводы Св. писания на русский язык и библейская текстология). Богословские труды, Юбилейный сборник. Изд. Московской Патриархии, М., 1986. Баталов Игорь, иерей. Библейские термины в повествовании о творении мира книги бытия. Рукопись. Северо-Енисейск – Красноярск, 1999. Ботт Б., Богар П.-М. Сетпуагинта. «Мир Библии», выпуск 8, 2001., ББИ. Буйе Луи. О Библии и Евангелии. Изд. «Жизнь с Богом», 1988. Бьянки Энцо, приор. Введение в Пятикнижие. Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 6, М., 1999. Бьянки Энцо, приор. Молитвенное чтение Св. Писания. Рукопись, Монастырь в Бозе, Италия. Вайс Майкл. Языки Палестины. Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 9, М., 2002. Ветка Палестины, стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине. Изд. «Фирма Алеся», М., 1993. Ветхий Завет в русской поэзии XVII-XX вв. М., «Ключ», СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1996. Ветхий Завет (Плач Иеремии, Экклесиаст, песнь песней). Перевод и комментарии И.И. Дьяконова, Л.Е. Когана при участии Л.В. Маневича. РГГУ, М., 1998. Верещагин Е.М. Библеистика для всех. М., Изд. «Наука», 2000. Вигурд Ф.Ж., свящ. Руководство к чтению и изучению Библии, т. 1–2, под ред. В.В. Воронцова, М., 1897–99. Гольбиати Э. И Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет)». Изд. «Христианская Россия», Милан-Москва, 1992. Глубоковский Н.Н. профессор. Хронология Ветхого и Нового Завета. Православное Братство «Споручница грешных», М., 1996 . Гордон Д. Фи. Экзегесис и духовность: мысли о замыкании экзегетического круга. Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 4, М.,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Абстракт В статье показывается исключительная важность богословского понятия человеческой личности для осмысления практики духовного руководства. Именно благодаря личностной природе и цели выстраиваемых в процессе духовного руководства взаимоотношений человека с его наставником, с другими людьми и с самим Богом возникает возможность говорить об уникальных характеристиках этого процесса, отличающих его от других видов передачи человеческого опыта. «Пошли мне человека, знающего Тебя» 1 . Богословский контекст Богословская база наших рассуждений такова: если мы видим задачу духовной жизни в том, чтобы установить через Личность Христа непрерывные и глубокие личные взаимоотношения со всеми тремя Лицами Троицы, то подобные отношения, очевидно, могут быть правильно выстроены и сохранены нами лишь посредством определенного научения от человека, уже имеющего непосредственный опыт личного общения с Богом. Только через построение личных отношений с подобным нам человеком-духовником, и с подобными нам братьями и сестрами во Христе, выходя из само-замкнутости в плоскость отношений, напоминающих внутри-троичные отношения Лиц, мы оказываемся способными построить наши вертикальные личные отношения с Творцом. Не случайно, митр. Каллист (Уэр) отмечает, что «православная традиция настаивает на необходимости прямого духовного руководства личности личностью» 2 . Поскольку «личность есть начало абсолютного своеобразия», и одновременно «ее особенность не есть замкнутость», а наоборот, она «открыта всему» 3 , не утрачивая своей идентичности и не сливаясь ни с чем, то подлинное духовное руководство должно быть направлено на развитие в руководимом этих двух, по-видимости противоречащих друг другу составляющих: абсолютного своеобразия, уникальности, с одной стороны, и всеохватывающего сознания, с другой. Важно подчеркнуть, что богословский персонализм, описывая человека как живой образ Бога, рассматривает его как бытийное единство ипостасно-персонального, природно-сущностного и энергийно-деятельного начал. В этой «треугольной» онтологической модели соблюдается баланс переплетенных начал, так что ни одно из начал не должно предаваться пренебрежению по отношению с остальными двумя. Однако, поскольку именно ипостасное, личное начало является «носителем» бытия и ему принадлежит определенная внутри-бытийная «монархия» в рассматриваемом нами «онтологическом треугольнике», то именно личностный аспект будет привлекать наше главное внимание и в анализе становления личности в процессе христианского духовного руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Том 2 → Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола   Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из дворян, призванное Господом для спасения вечнаго чрез руководство старца о. Адриана, имело пребывание свое сначала неподалеку от Адрианова монастыря, а с перемещением старца в Югскую Пустынь, – близ оной, в городе Мологе. Замечательный особы этого достопамятнаго семейства, отличавшиеся особенными подвигами благочестия: Матрена Ивановна Гулина, Мария Дмитриевна Свитина и Анна Николаевна Леонтьева и многия другая, по особенному Божию смотрению, призваны были как бы для хранения и распространения всего прекраснаго и всего совершеннаго из жизни христианской, что в лице своем представлял редкий подвижник благочестия о. Адриан. Памятные записки этого семейства и переписка со старцем служат очевиднейшим доказательством христианскаго совершенствования сестер, их искреннего отношения к старцу, участие в трудах и болезнях старца, и проливают свет на некоторыя события из жизни самого старца и его духовной деятельности во спасение ближних. Труды послушания, в вспоможение старческой деятельности чрез переписку, преимущественно лежали на А.Н. Леонтьевой, как более всех к тому способной. Мучительная и продолжительная лихорадка Леонтьевой была главною побудительною причиною переворота в ея судьбе и посвящения себя жизни духовной под руководством старца. За св. молитвы старца и за предстательство угодника Божия Адриана Чудотворца, у раки его, тот час после водоосвященнаго молебна она получила совершенное облегчение от мучительной болезни, много времени ее томившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Старец Стефан Костамонитский (и моё пребывание под его духовным руководством на Афоне) Игумен Костамонита о. Агафон     Старец Стефан Костамонитский (и моё пребывание под его духовным руководством на Афоне) Бытует мнение о благодатных временах в прошлом и теплохладных в наше время. Можно с этим соглашаться, можно не соглашаться. Единственное, с чем бы я поспорил, так это с утверждением, что у нынешнего поколения жизненной энергии стало меньше. Сейчас, мне кажется, страсти в мире кипят ничуть не меньше, чем раньше. Другое дело, что они не направлены в правильное религиозное русло, это да. А когда эта энергия попадает на благодатную почву, то даёт обильный плод. В начале семидесятых, когда молодой преподаватель университета (будущий старец Стефан) пришёл на Святую Гору, уже уверенно набирала силу школа Иосифа Исихаста, благодаря ученикам и его последователям. Об умной молитве начали говорить повсеместно. Стала в Греции выходить и литература, излагающая его опыт. У людей жажда духовной пищи может быть совсем не меньше, чем физической, а у молодого поколения так и чрезвычайной, на то и молодость. Пока они её не утолят – не успокоятся. И подвигам они способны предаваться с самозабвением, в том числе религиозным. В Греции, благо, есть куда идти жаждущим духовной пищи, образован ты или не образован, молод или стар. Поступил молодой человек в монастырь Симонопетр, крепкий как скала, на которой он построен. Управлял монастырём тогда игумен Емилиан (Вафидис), известный ныне всему православному миру исихаст, а частым гостем там был старец Ефрем Катунакский, пожалуй, наиболее мистичный ученик старца Иосифа Исихаста. Рвение к умной молитве и послушанию, которое привело нового ученика на Афон, чистая жизнь в миру, плюс общение с целой плеядой прославленных старцев сделали своё дело – появился новый исихаст на Святой Горе. В Симонопетре он принял постриг, а в последующем и сан. Требования к кандидатам в иеромонахи в Греции очень строгие – только целибат до рукоположения. Всё иеромонахи там, в том числе на Афоне – девственники. Целомудрие души и тела, что может быть прекрасней. В Греции, где семей традиционного религиозного образа жизни очень много, такое воспитание совсем не редкость.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2044

составитель Терещенко Т. Н. РУКОВОДСТВО ДУХОВНОЕ Должно, приняв его [монашеский образ], соблюдать три главные, переданные святыми отцами, правила: веру к духовной матери, совершенное откровение помыслов и совершенное повиновение, и во всем надо постараться отергнуться своего разума и воли, хоть и кажется, что хорошо, что я понимаю или хочу сделать, но этому не верь, а когда подтвердит мать Н., тогда приими за истину (прп. Макарий, 20). Всегда несовершен пребывает тот, кто думает, что он сам есть доволен 66 руководствовать самого себя, итак, потребен другой руководитель, а не мы сами; мы не должны никогда вручать самим себе такое начальство; другому руководителю надо нам посвятить волю свою и ему повиноваться, а не нам самим (прп. Макарий, 20). Он [руководитель духовный] – так как никогда не увлекается сладостью страстей наших и не чувствует самолюбия, которое обладает нашей душой, – имеет спокойный ум в рассуждении нас, понуждает нас ежедневно, со вниманием и весьма умеренно и так ведет нас путем спасения (прп. Макарий, 20). Господь даровал нам слово Свое, научающее нас в житии нашем, и вразумил богодухновенных отцов наших, прошедших путь жительства монашеского, оставить и нам учение, проходя которое, можем победить врагов наших, борющихся с нами через наши же страсти. Но как бы ни были разумны и старательны, а без видимого руководителя трудно одним подвизаться, и потому отцы уставили чин повиновения старшим и опытным в духовной жизни, дабы, отсекая свою волю и разум, повинуясь во всем руководителям, пришли в навык добродетелей и стяжали бы смирение, которое всю силу вражию сокрушает и все сети и козни его разрушает (прп. Макарий, 20). Воистину, только одна вера их [руководимых] есть для них руководство, ибо когда в простоте сердца с верой предают себя в послушание, то Сам Бог руководствует ими и через наше недостоинство, а буде кто с испытанием, с самочинием и с лукавством приступает, то и пророка Бог обезумит сказать ему против развращенного сердца его (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

II. Попечение Православной Церкви о вступивших в нее О вступивших в благодатный завет с Богом для вечной, блаженной жизни, Православная Церковь имеет непрестанное попечение, дабы спасительный союз их пребыл ненарушим, жизнь духовная, вечная и блаженная постепенно возрастала и утверждалась. Ибо обновление естества человеческого, начатое купелью, хотя достаточно для спасения нашего; но своей полноты и совершенного освобождения от греха и тления обновленный Христианин достигнет вместе со всей природой, когда будет новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ). До сего же всеобщего преображения, на тленной земле и в тленном теле человеческом будет еще обнаруживаться грех или, как он называется в молитве св. Церкви, семя тли 359 , и расти вкупе со пшеницей до будущей, окончательной жатвы. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). И так до совершенной победы над грехом и до вступления в Церковь небесную, торжествующую, Православная Церковь подает верующим, – как добрым воинам Иисуса Христа ( 2Тим.2:3 ), постоянную помощь – побеждать грех , возникающий в членах наших, противоборствующий закону ума ( Рим.7:23 ), и обновлять единение с Богом. Ибо благодати Божией довольно верующему для победы над грехом: ибо сила Божия совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ). Как вступление в завет с Богом начинается покаянием и Крещением, и совершается Причащением, так обновление сего Завета в продолжение жизни совершается покаянием и Причащением; к чему приготовлением служат молитва и пост. Посему Церковь Православная вступивших в общение ее блюдет от зла и охраняет союз их с Богом молитвой, постом, покаянием и причащением. Эти четыре предмета составляют круг общественного Богослужения, которым Православная Церковь в продолжение года духовно руководствует вступивших в нее. Молитвы Православной Церкви, коими она руководствует вступивших в нее Искореняя терние греха, которое заглушает семя святой и духовной жизни и разрушает завет веры с Богом, Православная Церковь своими молитвами, как святым обращением с Богом, отвлекает верующих от опасного дружества с миром и невидимо содействует ослаблению соблазнительных уз с ним. Ибо молитвами своими Церковь не только возносит мысли и сердца верующих на небо, но и низводить на них благодать Божию ( Мф.7:11 ; Лк.11:13 ), располагающую человека и содействующую ему к святой и блаженной жизни. Таким образом, Православная Церковь своими молитвами руководствует верующих и облегчает им путь к покаянию и обновлению единения с триипостасным Богом. Молитвы свои, при шествии верующих по пути покаяния и духовного обновления, она возносит ко Господу, Пресвятой Богородице и Святым. Молитвы Господу

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Био-библиографический список авторов (Bio – Biographical) (List of Authors) АВЕРКИЙ. Архиепископ Сиракузско-Троицкий. A. П. Таушев. 1906 Родился 19 октября в Казани. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 г. в Мюнхене, с 1951 г. преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Посвящен в епископы 1953. С 1960 является настоятелем обители и ректором семинарии. Дух современности и дух Христов. Б.Д. стр. 15. Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви. М. 1947. Преподобный Серафим Саровский . 1949. Россия-Дом Пресвятой Богородицы. Дж. 1954. Руководство к изучению Четвероевангелия. Дж. 1954. стр. 354. Руководство к изучению Апостола. Дж. 1956. стр. 454. Руководство к изучению св. писания. Дж. 1957. Св. Марк Ефесский . Дж. 1964. Провозвестник кары русскому народу. Еп. Феофан Затворник . Дж. 1964. Истинное православие и современный мир. Дж. 1971. стр. 309. АЛЕКСАНДР. Епископ Зилонский. Семенов Тян-Шанский, Александр Дмитриевич».1890 Родился 7 октября в Петербурге. Внук знаменитого исследователя Средней Азии Петра Петровича Семенова Тян-Шанского 1827 –1914. Окончил Петербургский университет в 1914 г. Участвовал в войне. Переехал во Францию в 1925 г. Окончил Богословский Институт в Париже в 1942 г. Рукоположен в 1943 г. Настоятель прихода в Париже. Посвящен в епископы в 1971 г. Участник экуменического движения, много потрудившийся в деле духовного окормления молодежи. О. Иоанн Кронштадский. Н-Й. 1955 стр. 380. Cathechlsme Orthodoxe. (Pour adultes.) P. 1961. 152 pp. Пути Христовы. П. 1970. стр. 297 АЛЕКСЕЕВ, Василий Иванович. 1906 Родился во Владимире 6 октября. Окончил Московский университет в 1930 г. Покинул Россию во время второй мировой войны 1944. В Америке с 1951 г. Профессор русской литературы в Миннесота, Америка. Невидимая Россия. Н-Й. 1952. стр. 405 Россия солдатская. Н-Й. 1954. стр. 3437

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

«Истинные христиане всех времен со всевозможным тщанием хранились от яда смертоносного ереси и прочих учений лжи. Они неотступно держались догматического и нравственного предания Церкви. Не только веровали православно в Святую Троицу, но и жизнь свою, и подвиги свои, и нравы направляли по преданию Церкви. Отличительной чертой всех святых отцов было неуклонное руководство нравственным преданием Церкви, и они заповедали такого только духовного наставника считать истинным, который следует во всем учению отцов Восточной Церкви и их писаниями свидетельствует и запечатлевает свое учение. Кто ж думает руководить ближних из начал премудрости земной, из начал падшего разума, как бы он ни был блестящ, тот сам находится в самообольщении и последователей своих приводит к самообольщению. Святые отцы постановили непременным правилом для желающего спастись – последование нравственному преданию Церкви. Для этого они заповедуют желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставлениями истинного учителя или руководство писаниями отеческими, соответствующими образу жизни каждого. По прошествии восьми столетий по Рождестве Христовом начинают церковные святые писатели жаловаться на оскудение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках обращаться к чтению отеческих писаний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра Православной Церкви. Чем далее времена отклонялись от явления на земле Божественного света, тем усиливался недостаток в истинных святых наставниках, усиливалось обилие в лжеучителях: они со времен открытия книгопечатания наводнили землю как потоп, как горькие апокалипсические воды, от которых умерло множество людей душевной смертию. «Мнози лжепророцы возстанут, – предвозвестил Господь, – и прельстят многая: и за умножение беззакония, изсякнет любы многих» ( Мф. 24:11, 12 ). Сбылось это пророчество: исполнение его пред очами нашими. И есть еще другое предсказание Господа о характере времени, в которое будет Его Второе страшное пришествие на землю. Сын Человеческий, – сказал Господь, указуя на будущую судьбу веры, – егда приидет, обрящет ли веру на земли? ( Лк. 18:8 ). Тогда будут господствовать на ней лжеименный разум, премудрость человеческая, враждебная вере и Богу». Святитель Игнатий (Брянчанинов) письмо 53].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010