Да, не всегда духовник может дать благодатный ответ вопрошающему. Поэтому ты молись о своей проблеме совместно с духовником. Такая взаимная молитва наставника и его духовного чада может, по слову Спасителя, многое: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного ( Мф. 18:19 ). Почему духовник иногда не может дать ответ на вопрос своего чада? Всегда ли это происходит от его неопытности? Конечно, нет. «Когда кто-либо искал совета старца Силуана, он не любил и не хотел давать ответа “от своего ума”. Он помнил слова преподобного Серафима Саровского : “Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки” и добавлял при этом, что ошибки могут быть малые, но могут быть и большие. Апостолы и прочие святые не всегда творили чудеса, и дух пророческий неравно действовал в пророках, но иногда с великой силой, иногда же отходил от них . Старец ясно различал слово от опыта и слово от непосредственного внушения свыше , то есть от слова, которое, “дает Дух”. Ценно и первое, но второе выше и достовернее. Иногда он с верою и определенно говорил спрашивавшему, что воля Божия, чтобы он сделал так-то, а иногда отвечал, что не знает воли Божией о нем. Он говорил, что Господь иногда не открывает Своей воли даже святым, потому что обратившийся к ним обратился с неверным и лукавым сердцем» 102 . Поэтому, перед тем как обратиться с вопросом к духовнику, молись Богу, чтобы Он очистил твое сердце от всякого лукавства и проявлении эгоизма. Главное же, постарайся избавиться от какого бы то ни было пристрастия в том вопросе, который ты выносишь на суд духовника. И в этом неоценимую помощь оказывает также молитва . Почему? Потому, что во время молитвы твое сердце открывается Богу. В молитвенном состоянии оно становится особенно восприимчивым к влиянию Божественной благодати. При сосредоточенной молитве самость человека замолкает, а душа исполняется первозданной простоты. И это прекрасно! Ведь простота является первоосновой духовной сущности человека. Именно такой творит ее Господь. Сложность привносится В душу суетой мира и грехом. Всякая раздвоенность духа порождение страстей. Именно они вносят в душу разлад и делают ум неспособным различать в греховной тьме мира путь спасения. Вследствие этого, собственно, мы все и нуждаемся в советах духовников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Далее апостол изъясняет условия и законы, на которых зиждется общение с Богом: 1) хождение во свете – «если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём» (ст. 5–6); 2) общение друг с другом – «если ходим во свете... то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (ст. 7); 3) исповедание грехов – «если исповедуем грехи наши», не сознаём только их, а именно исповедуемся в них открыто перед Богом и перед свидетелем Его, уполномоченным вязать и решить ( Ин. 20:22–23 ), то «Он... простит нам грехи наши» (ст. 8–9). «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым», то есть отвергаем все учение Христово об искупительной жертве Его за грехи людей (ст. 10). Во второй главе апостол говорит, что Христос есть «умилостивление за грехи наши», и «не только за наши, но и за грехи всего мира», то есть за грехи всех людей, не только ныне живущих, но и живших прежде и имеющих жить до самого второго пришествия Христова. Это – основное положение христианства (ст. 1–2). Но как использовать это умилостивление? Через соблюдение заповедей: «а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (ст. 3). Это соблюдение заповедей – единственное доказательство истинности любви такого человека к Богу и к ближним, ибо основная заповедь Божия есть заповедь о любви. Эта заповедь есть и древняя, и новая. Она – древняя, потому что была и в Ветхом Завете, была написана на скрижали сердца и у язычников, но до Христа на земле было царство тьмы, а потому чувство любви заглушалось у людей противоположными внушениями дьявола. А когда Христос принёс Себя в жертву и Своею Кровью искупил людей от первородного греха, сокрушив царство дьявола в мире, древняя заповедь о любви обновилась в сердцах возрождённых людей, стала как бы новой заповедью и действительно приобрела новый возвышенный характер особенной чистоты, бескорыстия и одухотворённости, бесконечно превосходя любовь и язычников, и иудеев. Христианская любовь основывается на высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех людей во Христе как членов единого духовного тела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Для того же, кто признает живущим в Церкви Духа Божия, противление Церкви есть противление Духу Святому и желание солгать Ему ( Деян.5:3 ). «Мыслить обо всем «во Христе» или Христом — вот главные заповеди для каждого христианина, вот наш категорический христианский императив теории познания». «Размышляя Христовым умом, соборным умом Церкви, христиане могут иметь «одни мысли», одни чувства, «иметь одну любовь», быть одной душой и одним сердцем, «единодушными и единомысленными» ( Флп.2:2; 3:16; 4:2 ; Рим.15:5 ; 1Кор.1:10 ). Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» ( Ин.15:4 ). Наивысшим плодом духовной жизни является святость, последовательно вести к которой и призвано все дело православной педагогики и жизни. Святость, будучи свойством Бога и Церкви, обретаема православными христианами «не от самих себя, но всегда только от Церкви, не от людей, но от Христа Господа, неразрывно соединенного с Нею, как Глава с Телом. И нет иной святости, кроме церковной. Все добро, вся святость, какая есть во вселенной, где бы она ни находилась, нераздельно принадлежит Церкви». И потому вторым центром обращенности христианской жизни и православной педагогики является Церковь. Из этого положения можно вывести принцип экклезиоцентричности , который так же неразделен с христоцентричностью, как Христос и Его Церковь, как тело и его члены ( 1Кор.12:27 ), лоза и ветви (см.: Ин.15:5 ), муж и жена (см.: Еф.5:23 ), а в педагогическом смысле, как учитель, училище и ученики. Итак, экклезиоцентричность — это второй основополагающий и взаимоединый с христоцентричностью принцип православной педагогики, раскрывающий полноту жизни во Христе через необходимость руководствоваться сознанием, учением и опытом Православной Церкви. в) О педоцентричности Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. ( Мф.18:10 )

http://azbyka.ru/deti/o-kontseptsii-prav...

Затем, что двое или трое, собравшиеся во имя Христа, еще не составляют из себя Церкви, видно из слов Самого же Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Ясно, что если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, уже составляла Церковь , то не сказал бы Христос: «если же не послушает их, скажи Церкви», ибо если бы два или три человека составляли Церковь , то какая была бы им нужда обращаться для суда над упорным грешником еще к какой-то другой Церкви? Во имя Христа собираются все сектанты: баптисты, хлысты, молокане, духоборы и др. Неужели каждое их сборище есть Церковь , где, как глава, присутствует Спаситель? «Разве разделился Христос?» ( 1Кор. 1:13 ). Нет, Он среди тех, кто пребывает в единой созданной Им Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:23 ). Необходимо, наконец, заметить, что слова Христа: «где два или три соберутся»... говорят вовсе не о Церкви, а о частном собрании верующих, ибо эти слова сказаны были тогда, когда самой Церкви еще не существовало, ибо она основана Христом только после страданий Его (Еф. 5:25), точнее – в день Пятидесятницы, когда она получила Утешителя Св. Духа. Сектант: 2) Общество верующих и без священства составляет Церковь Божию: каждый христианин – священник. «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1:6 ). «И соделал нас царями и священниками и мы будем царствовать на земле ( Откр. 5:10 ). Объяснения православного: 2) Христиане называются священниками не в буквальном, конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь, следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ), ( Рим. 13:1–8 ), ( 1Тим. 2:1–3 ). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения ( Евр. 13:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «Адам, где ты?» 91 Господь сказал так не потому, что не знал, где находится Адам, но потому, что желал призвать его к покаянию, хотел, чтобы он опомнился, ощутил, насколько удалился от Бога. Движение в духовной сфере, в духовном пространстве отличается от движения в пространстве материальном, в котором человек или предмет бывает более или менее видим в зависимости от его близости. В духовной области не так – можно находиться рядом с источником благодати и удалиться от него духом. Об этом внутреннем удалении, о таинственной, непостижимой для нас пропасти, которую грех разверзает между нами и Богом, здесь и говорится словами: Адам, где ты? Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» 92 . Адам пытается оправдаться так же, как делаем мы часто или даже всегда. Он хочет умолчать о происшедшем, не желает сразу покаяться и признать свое преступление. Наивность Адама понятна: он не имел еще никакого человеческого опыта. Хотя он был создан совершенным человеком, но, может быть, просуществовал к тому моменту только несколько дней. Сейчас мы научились лукавству, самооправданию и хитрости, поэтому выражаемся более витиевато. Нам самим наши оправдания кажутся убедительными, но суть их точно такая же, как у оправданий Адама. Мы оправдываемся с такой же наивностью и так же примитивно. И сказал Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» 93 Этот вопрос вновь призывает Адама к покаянию. Поскольку он не признался сразу, человеколюбивый Творец обратился к Адаму с вопросом, отвечая на который он был бы вынужден сказать правду. Таким образом Господь старался вызвать в нем сожаление о своем проступке. Но Адам опять, как делаем это и мы, начинает оправдываться. Вспомним слова апостола Павла: Преступление Адамово есть образ будущих преступлений. Всякий человек волей-неволей, осознанно или не вполне поступает по определенному образцу. Образцы есть в каждой сфере человеческой деятельности, будь то религия, наука и так далее. Переняв их через подражание или иным образом, мы руководствуемся ими, в результате чего видим в себе некую дурную наследственность. И мы унаследовали от Адама склонность к своеволию и самооправданию. По образцу его поведения мы осознанно или бессознательно и поступаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И еще я согласен с архим.Иоанном(Крестьянкиным), что для многих из нас суд Божий наступит гораздо раньше, чем ожидаемые грядущие бедствия и мы должны будем дать отчет о прожитой жизни. " Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное " ,-эти слова Иоанна Крестителя, произнесенные почти 2000 лет назад, и с тех пор зовет наш Спаситель к себе, к покаянию. Фотиния. 19 января 2016, 16:36 И вправду, как заметила Татьяна, быстрей впадёшь в уныние от некоторых комментариев, чем от статьи. Если, по мнению некоторых людей, нельзя доверять епископам, митрополитам, старцам, обычным священникам...То тогда кому доверять?!!! Лично я не доверяю самой себе, у меня нет такого духовного опыта, что бы понять на сколько близко или далеко от меня Христос...Я не могу рассчитывать только на свои силы...Без духовного руководства, лично я, вряд ли пойду правильным путём... Татьяна 19 января 2016, 08:15 А мне не хорошо на душе от некоторых комментариев, очень расстроилась, грустно... Дорогие читатели, всё таки статью написал Владыка, давайте относиться с уважением... И с Георгием(17 января 20:00) я не согласна. В начале статьи приведены слова из Евангелия: " Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, НЕ УЖАСАЙТЕСЬ, ибо надлежит всему тому быть... " . Давайте, дорогие братья и сестры, исполним слова Спасителя и не будем ужасаться, и ОТ ЭТОГО, в душе у нас не " охладеет огонь благодати Божией " , и не будет " рождаться уныние и маловерие " . На Бога надейся, а сам не плошай. И расскажите пожалуйста, в чём " несоответствие пророчеств " ? С праздником Крещения Господня, православные братья и сестры. Александр 19 января 2016, 07:51 Эй,люди добрые,милые соплемнники как будто умирать Вы сейчас прям собрались.Много хотел вам писать,да не стану утруждать Вас своими размышлениями понапрасну,скажу только вот что: неужели не читали Вы в Новом Завете слова Господа нашегоИисуса Христа " также услышите много военных слухов,смотрите не ужасайтесь ибо надлежит всему тому быть " Значит Господь давно нам сказал ,что все это будет.Для чего для того чтобы мы гречку сметали в магазинах(хотя я не говорю ,что запасы не нужны,напротив нужны но лишь для спасения тел).Или же чтобы мы готовы были встретить сей день в полной боевой готовности . В доспехах Веры в Господа вооружившись мечем упования несокрушимого на Его к нам доброе соизволение. И даже если и прийдется встретить смерть в этом бою,то мы будем кэтому готовыи чем она будет страшней тем большую награду получим на Небесах у нашего Господа. Посему нам не следует поддаваться панике а обьединившись всем православным Русским народом молиться оспасенииРоссии твердо стоя в Вере Христовой.Да благословит Вас Бог и да поможет всем нам!

http://pravoslavie.ru/89596.html

И изречение апостола: «Лицем к лицу» (I Кор. XIII:12) не вынуждает нас веровать, что Бога, Которого мы будем нескончаемо видеть духом, увидим мы телесным лицом, на котором находятся телесные глаза. Ведь если бы тут разумелось и внешнее лицо человека, тот же апостол не сказал бы: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (II Кор. III:18). Не иначе понимаем мы и то, что воспевается в псалме: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» (Пс. XXXIII:6). К Богу теперь мы приступаем верою, которая, как известно, есть дело сердца, а не тела. Но так как нам не известно, как (к Нему) приступать будет духовное тело (а об этом-то неизведанном предмете мы и говорим), то в настоящем случае, когда мы не имеем руководства и опоры в каком-либо авторитете священных Писаний, который понимать различно нельзя, по необходимости в удел нам достается то, о чем сказано в книге Премудрости, а именно: что помыслы смертных боязливы и ошибочны измышления их (Прем. IX:14).    Конечно, если бы рассуждение философов, путем которого они приходят к мысли, что предмегы мысленные мы видим умственным взором, а чувственные, т. е. телесные, телесными чувствами, так что ум наш не может созерцать ни мысленных предметов посредством тела, ни телесных — без посредства тела, — если бы рассуждение это было несомненно верным, то было бы несомненно верно и то, что Бога нельзя видеть глазами даже и духовного тела, но это рассуждение опровергают и здравый смысл, и пророческий авторитет. В самом деле, кто же настолько отклонился от истины, чтобы осмелился сказать, будто Бог не знает телесного? А разве Он имеет тело, глазами которого мог бы это знать? С другой стороны, сказанное выше о пророке Елисее не достаточно ли показывает, что телесные предметы можно видеть и духом, а не только телом? Ведь когда раб тот принял дары, без сомнения, это было действием телесным, которое пророк видел, однако, духом; почему же не будет таковой и способность духовного тела, чтобы телом можно было видеть и дух? А Бог и есть Дух.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же головами носящего её зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, который будет царствовать даже до пришествия Антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы ещё с давнего времени; разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если допустим это, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо апостол говорит: жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями (Отк 17:18). Но об этом, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший сие был приведён Духом. Пустыней в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное и многолюдное сообщество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение указанной блудницы, представленной в женском образе по склонности и слабости к греху. Сидящую на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на диаволе, наслаждающемся убийствами и кровью, и тем в хуле на Бога становится помощницей отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположенности к убийствам. О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, в дальнейшем от божественного ангела.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И только они могут конкретно подсказать, где в реке большой подводный камень, а где скрытая неприметная заводь с водоворотом. Ведь так и в жизни бывает – только духовно опытный человек подскажет, где поджидает на пути у новоначального христианина подводный камень греха или водоворот страсти. И только духовно опытный поможет выбраться оттуда. Не надо идеализировать – мы живем в последние времена, и нас искушают сегодня такие страсти, которых в библейские времена еще не было в том объеме, как сегодня (достаточно включить телевизор или выйти в интернет-пространство). И потому нам важно читать труды и проповеди именно современных подвижников и святых, они очень помогают прежде всего своим личным примером. С другой стороны, если руководствоваться логикой секты, то не надо слушать старейшин. Их ведь нет в Библии! Но старейшин слушают. А теперь давайте подойдем к этому вопросу с точки зрения объективных фактов. Во-первых, Предание надлежит исполнять и держаться в нем по учению апостолов: «Невежды и неутвержденные извращают Писания» ( 2Петр.3:16 ), поэтому: «братия стойте и держите предания, которым вы были научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). Очевидно, что Апостолы видели в Предании неотъемлемую часть жизни христианина. Наконец, приведем еще один аргумент в пользу Предания Церкви. Известно, что самое раннее Евангелие – от Марка – написано примерно через 30–40лет после Воскресения Христа. У первых христиан не было Библий в сумках (как у сектантов), а апостолы находились в постоянных путешествиях. Больше 30 лет Церковь жила не по Писанию, а по Преданию! Лишь устное Предание было пищей, которой питалась молодая Церковь . Евангелие от Луки так и начинается: « как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами...» ( Лук.1:2 ). Слово «передали» и означает факт Церковного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

И я также непрестанно днем и ночью воспоминаю о вас в молитвах моих и прошу Господа нашего, чтобы Он укрепил веру вашу, умножил добродетели ваши, утвердил мудрость вашу и навык различать истину от лжи и даровал вам духовного мужества более, нежели сколько вы имеете. Я непрестанно молюсь о вас, потому что я родил вас во Христе и вы сделались моими сынами. Так и апостол Павел, родивши духовно Тимофея, написал к нему следующие слова: непрестанно имам о тебе память в молитвах моих день и нощь: желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся ( 2Тим. 1:3–4 ). Дети мои, обратите внимание на сего апостола. Он занимался следующими тремя предметами в рассуждении Тимофея, которого родил духовно и который сделался его сыном: во-первых, днем и ночью воспоминал о нем, во-вторых, молился о нем, в-третьих, желал видеть его. Главным образом и я, возлюбленные мои, любя вас за правоту сердца вашего, в рассуждении вас делаю то же, что делал апостол Павел в рассуждении своем: я воспоминаю о вас, молюсь о вас и желаю видеть вас. Все сие я делаю потому, что познаю труды ваши, стенание ваше, скорбь сердца вашего, великое терпение и кротость вашу, и все ваши подвиги благочестия, которыми вы постоянно и мудро занимаетесь. Ибо всякий, кто упражняется в делах Божиих, должен упражняться в них при руководстве духа мудрости, потому что апостол Павел сказал: не даде нам Бог духа страха ( 2Тим. 1:7 ), но духа мудрости и силу любви. Посему Господь наш, от каждого из нас потребует отчета в том, были ли одушевляемы дела наши духовною мудростью. Дети мои, я прошу Господа, чтобы Он облегчил вам, чтобы опять мне прийти к вам и видеть вас. Я знаю, что и вы желаете видеть меня так же, как я вас. Вы знаете, что на земле ничто не может сравниться с любовью родителей к детям и детей к родителям: и те и другие всегда желают видеть друг друга. Если же плотские родители и дети имеют столь сильную любовь друг к другу, то не гораздо ли большую любовь имеют друг к другу отцы и дети духовные? Поскольку духовные отцы более значат, нежели отцы плотские, то первые всегда со страхом Божиим и любовию к Богу желают видеть детей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010