Однако, исходя из создавшейся тогда обстановки нетерпимости к религии, мы можем сказать, что вряд ли советское правительство потребовало бы изменения Положения о Церкви, если бы реформой подразумевалась польза Церкви... В реальности власть стремилась отстранить священника от его истинного призвания – быть пастырем и учителем, оставляя ему участь «служителя культа» и исполнителя треб, не имеющего влияния на народ. Делая из него человека, оторванного от интересов и чаяний народа.  Реформа ударила по состоянию не только епархиального и приходского управления, она пагубным образом сказалась и на положении т.н. «затухающих приходов», которые, по мнению властей, необходимо было закрыть, но которые поддерживались епархией: там проводились службы, приезжал священник, епархия материально поддерживала приход, выделяя средства с более сильных в финансовом отношении приходов. Приведем пример культурного беспредела того времени. В отчете уполномоченного по делам религий Ярославской области говорится: «В селе Никола-Ухтома и в с. Погорелово Урицкого сельсовета имеются две церкви. Обе они находятся в аварийном состоянии, кирпичи интенсивно выветриваются, фундаменты под колокольнями дали сильную осадку, колокольня церкви с. Погорелово отошла от основного здания на 5-10 см. Кровли крыш стали ветхими, сводчатые потолки обваливаются, деревянные конструкции гниют. Для сохранения этих зданий требуется большой капитальный ремонт, и поскольку эти церкви не имеют никакой архитектурной ценности, их реставрации и восстановления не будет (а кто определял архитектурную ценность? – прим. Д. С.). Церковных двадцаток по этим церквам нет, имущества для совершения обрядов никакого нет. Правление колхоза «Новый путь», на территории которого находятся эти церкви, обратилось с просьбой в Исполком Совета о передаче этих зданий для оборудования в них мастерской и склада, в связи с приобретением тракторов и других сельскохозяйственных машин. Такое разрешение им дали» . Вместе с тем, одной из причин закрытия храмов была нехватка священнослужителей, которая искусственно поддерживалась властями. Как это указывается в годовом отчете Костромского Епархиального Управления, непостоянные (читай: при богослужениях один-два раза в год. – прим. Д. С.)богослужения совершаются в 12 из 68 храмов епархии. Причина – недостаток священнослужителей, из-за сокращения духовных школ (из 8 – 3 семинарии), естественной убыли старшего поколения, препятствий, чинимых уполномоченными и партийным руководством на местах. За 1971 год выбыло из числа штатного духовенства 10 священнослужителей. По направлению Учебного комитета направлен 1 человек, прибыло из других епархий 5. Итого прибыло в епархию 6 человек, что было явно недостаточно для того, чтобы покрыть убыль духовенства и назначить священника на приходы, которые, по мнению уполномоченного по делам религий по Костромской области, необходимо было закрыть .

http://bogoslov.ru/article/5023654

1457 Разумеем здесь то разсуждение в прибавл. к Дух. Регламенту (о пресв., п. 15), где говорится, что «Должны священницы знать наипаче сия: како на исповеди кающихся, аще кого студенаго и без умиления видят, судом Божиим устрашить; аще же кого видят сумнящагося и ко отчаянию преклоненнаго, како таковаго возставить и укрепить упованием милости и милосердая Божия; како наставить ко преломлению греховнаго обычая...», и пр., причем добавляется, что за невозможностью ждать всего исчисленного от малоученых священников, надлежит необходимость составить для того особую книжицу (Ср. т. II, стр. 101). 1458 Любопытный пример этого можно видеть в особом заявлении И. Посошкова , поданном им, кажется, митр. Стефану Яворскому , где он очень обстоятельно излагает необходимость в особых новых руководственных изданиях – при Требнике ли, или отдельно, – относительно совершения исповеди – не только мирской, но даже и священнической. (См. Русские Достопамятности, ч. I, М. 1815, стр. 181–186). 1464 См. в Тверских Епарх. Вед. 1883 г. – а) «Несколько мудрых советов приходскому духовнику преосв. Гавриила» 6, стр. 167–168); б) «Три инструкции» 8, стр. 260–261). К исповедным же руководствам XVIII в. надо отнести и вопросы на исповеди, составленные Арсением, еп. Воронежским (1799 г.). Эти вопросы напечатаны в Воронежских Епарх. Ведом. 1882 г. 5, стр. 150–159); и в Саратовских Епарх. Ведомост. 1867 г. 5, стр. 121–123). 1465 Часть этих вопросов еще в 1860 г. была перепечатана в журнал «Руководство для сельских пастырей»; в позднейшее время они перепечатаны в книг С. В. Булгакова – «Настольная книга для священнослужителей», Харьков, 1892 г., Стр. 727–728; 739–740. По поводу этой перепечатки и сделан самый позднеший отзыв об этих вопросах и журнал Чтен. Общ. любит. Дух. просвещения, 1892 г., 12, стр. 455–456. 1467 В 1871 г., (в Москве) вышло второе издание этого руководства, но и оно составляет теперь библиографическую редкость. 1468 Мы пользуемся в настоящем случае вторым изданием этой книги (Пермь, 1877 г.). Это издание, между прочим, в свое время послужило поводом к библиографической о нем заметке – в частностях, быть может, и правдивой, но в общем весьма тенденционной. См. газ. Современность 1877 г. 137 (перепечатано в Московск. Епарх. Ведом. за 1877 г. 2, стр. 15; Ср. отзывы в Церк. Общ. В. 1875 г., 25, и в Рук. для сел. паст. 1875, 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Занимаясь разработкой проблем исторической литургики, Дмитриевский не забывал и практического ее применения. Так, например, вдохновляемый архиеп. Сергием (Ланиным) 84 , он собирает свои статьи, помещенные под заглавием «Чинопоследования хиротоний и хиротесий с объяснениями» в «Руководстве для сельских пастырей», и издает книгу «Ставленник. Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробными объяснениями всех обрядов и молитвословий», Киев, 1904 85 , награжденную Макарьевской премией по отзыву проф. В. Певницкого . 86 Эта, книга Дмитриевского значительно превосходит подобного рода руководства богатством историко-литургических и практических сведений, полезных для ставленников, начиная с чтецов, подробным (около половины книги) описанием епископской хиротонии и ее истории, объяснением обрядов и молитв, главным образом, «а основании литургических творений блаж. Симеона Солунского . Дмитриевский подробно объясняет происхождение и символику церковных облачений. Плодотворна была и академическая деятельность Дмитриевского. Ему, профессору Литургики и Церковной археологии, приходилось, конечно, читать лекции и по последнему предмету, но естественно, приняв во внимание всю его научную деятельность и интересы, что главное внимание и вдохновение профессора относилось к Литургике. В своем преподавании он следовал историческому методу. В качестве иллюстрации его взглядов на характер лекций по Литургике в высшей духовной школе приведем его замечания на существовавшую в 1896 году печатную программу их. «Необходимо обратить,– писал он,– более серьезное внимание на историю богослужебных книг, употребляемых в современной богослужебной практике. Это не только главные источники данной науки, но и регуляторы современного богослужения. Всестороннее изучение исторической судьбы наших церковно-богослужебных книг, следовательно, настоятельно необходимо для питомцев наших академий… По моему мнению, лучше всего историю этих книг выделить в особую часть, которую я назвал «прикладной литургикой», и дать этому отделу самую широкую постановку. Намеченные мною рубрики… представляют… полную и верную критику исторической судьбы, по крайней мере, важнейших богослужебных книг, как, например, Типикона, Служебника, Архиератикона, Требника и др. на основании новых научных данных, частью уже обнародованных, а частью имеющих появиться в свет в самом непродолжительном будущем». 87

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В тех же приходах, в которых нет священника, требы могут быть исправляемы соседними священниками даже других епархий, разумеется, с разрешения епархиальной власти (Ук. 1755г. августа 13-го п. 2). Но запрещенные священники вовсе не имеют права совершать никаких треб церковных. Уволенные же за штат, (у коих по указу Св. Син. 1835г. мая 9, должны быть своевременно отобраны ставленные их грамоты), а равно безместные священнослужители могут быть допускаемы к исправлению треб только с ведома благочинного, и то в тех случаях, когда настоящий священник сделается нездоров или умрет, или будет в отлучке, а треба не терпит отлагательства (Инстр. благоч. §32; Срав. Ук. 1729г. янв. 31-го; 1778г. окт. 8-го, п. 8). Священники, уволенные в отпуск, во время своего проезда, не могут нигде исправлять церковные требы и, вообще, совершать богослужение, без дозволения местного епархиального архиерея (Ук. 1774г. ноября 3-го, п. 2). Полковые священники не имеют права исправлять требы в епархиальных приходах, без сношения с местными священнослужителями. В случае же крайности, по исполнении требы они немедленно должны сообщать о том приходскому священнику для внесения требы в метрику и с указанием той уважительной причины, по которой эта треба исполнена полковым священником (Ук. Св. Син. 6 февр.1805г.). Иеромонахам воспрещается венчать свадьбы и отправлять другие мирские требы (II. Собр. пост. вед. прав. исп. 1721г. апр. 24, Исключение из этого сделано только для флотских иеромонахов (Ук. Св. Син. 15 март. 1721г.), а равно и для тех монастырей (в юго-западных губерниях), при которых существуют приходы. Примечание 1-е.: Начальники воинских частей, как во время квартирного расположения их, так и во время пути, с требованием об отводе приходских церквей для отправления в них богослужения полковыми священниками должны относиться в епархиальных городах – к епархиальному начальству, а в прочих местах – к местным протоиереям и благочинным (Ук. Св. Син. 1865г. окт. 14). Примечание 2-е.: За исполнение церковных треб запрещается не только делать вымогательства, но и доброхотное даяние принимать во время самого исполнения требы (Дух. Регл. в приб. о пресв., диак. и причет. пунк. 21 22). Сельские священнослужители, получающие жалованье, обязывались даже безмездно отправлять все важнейшие христианские требы, как-то: молитвования после рождения, Крещение, исповедь, причащение, брак, Елеосвящение, погребение и присоединение иноверцев (Ук. Св. Син. 1853г. 27 июля). Этот закон, после издания Высоч. утв. «Положения о местных средствах содержания духовенства», утратил свое значение; но в 1887 году Св. Синодом снова подтверждено духовенству исполнять со всею точностью существующие постановления о невзимании платы за исповедь и причастие Св. Таин. §20. Участие мирян в совершении богослужения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Чтобы быть более успешными в таком руководительстве пастырском для своих прихожан, воспользуйтесь для сего вышеуказанными церковноприходскими попечительствами. Поступите для сего так: в попечительстве весь приход разделите на районы или отделы; всякий отдел поручайте отдельному члену попечительства; они и будут ближайшим образом ведать своими отделами, наблюдая за происходящим в них, указывая священнику, что и с какой стороны требует внимания и руководства, руководя членами попечительства из своего отдела, привлекая других в попечительство, воодушевляя всех на общую дружную работу в церковно-народном деле. Так и ваше собственное дело упростится, да и все дело упорядочится, получит стройный план. Если же чего своими силами не сможете устроить, тогда просите помощи и совета у соседей своих, друг другу помогая и друг друга воодушевляя. По примеру же объединившегося града-пермского и мотовилихинского духовенства объединяйтесь и на местах, чтобы в открываемых соединенных комитетах непременно иметь своего представителя. В городах и заводах такое объединение духовенства провести в жизнь просто. Сельское же духовенство может для сего объединяться по округам, опять с той же целью – иметь своего представителя в соединенных комитетах разных организаций. Но одинаково непременно нужно иметь в таких соединенных комитетах представителя и от объединившегося в каждом приходе попечительства. Помните, отцы и братие, переживаем время историческое, даже более важное при современных условиях, чем смутная пора триста лет тому назад. С благоговением взираем мы на память тогдашних спасителей нашего дорогого Отечества, преклоняемся перед их светлою памятью и теми заветами, которые они нам оставили и передали. Их высокой и полной самопожертвования работой наследовали мы отечественное богатство, которое тогда погибало от внутренней неурядицы и от внешних врагов. Постоим и мы за Отечество, все сделаем, чтобы устроить его, чтобы враг не заполонил его ради нашего неустройства. Передадим нашим потомкам не обрывки, а все великое отечественное достояние на дальнейшее славное процветание его в роды родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Расходование церковных денег должно быть производимо только на церковные нужды. Покупка нужных для церкви вещей, а равно подряды, починки и пристройки производятся старостой с согласия священнослужителей. Мелочные починки и расходы по церкви могут быть производимы на счет кошельковых сумм и без испрашивания на то разрешения епархиального начальства, но с ведома благочинного. В сельских церквах эти расходы могут быть производимы на сумму не свыше 50 рублей, в столичных церквах и во всех кафедральных соборах на сумму до 300 рублей, a по прочим городским церквам – до 150 рублей. Ближайшим наблюдателем над правильным ведением церковно-приходского хозяйства местными причтами и старостой является благочинный, который, при обзоре церквей, ревизует все церковное имущество и документы, в том числе и приходо-расходные книги. Отношения священника к сослуживцам и подчиненному причту должны быть истинно братские и товарищеские. Всякое проявление чувства недружелюбия между членами причта составляет соблазн для прихода и скорбь для церкви. Священник, призываемый церковными правилами наблюдать за поведением членов причта, отнюдь не должен подавать повода к недовольству им самим и к жалобам на него со стороны причта. Требуемое соборными правилами от низших членов причта уважение к священнику приобретается не строгостью и заносчивостью его самого, в обхождении с подчиненными, не безрассудным и мелочным выставлением всюду своих начальственных прав, но – его авторитетным руководительством подчиненных в исполнении ими своих обязанностей, уважением в каждом из них личного достоинства, заботливостью о внешнем их благосостоянии и т. п. В случае же ослушания, ему предоставляется: или самому делать им выговоры как наедине, так и при других, или же жаловаться благочинному и епархиальному начальству. Диаконам и причетникам вменяется в обязанность «почитать своего священника, как настоятеля церкви и своего учителя, повиноваться ему и ни словом, ни делом не оскорблять его». Священник в качестве приходского пастыря . Учительство составляет самую первую обязанность священника. Так смотрели на это св. апостолы: если я благовествую, говорит ап. Павел, то не чем мне хвалиться, потому что это необходимая моя обязанность, и горе мне, если не благовествую“ ( 1Кор.9:16 ). Апостольские и соборные правила внушают священникам неленостно проповедовать слово Божие, угрожая, в противном случае, лишением св. сана

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В. П. Рыбинский, проф. КДА. Фотография. Нач. XX в. С нач. ХХ в. состав преподавателей-библеистов в КДА заметно обновился. Первой причиной этого стал перевод мн. старейших профессоров в положение «сверхштатных» и освобождение неск. кафедр. В результате с 1907 г. кафедру библейской истории вместо проф. Покровского в должности доцента занял выпускник КДА, кандидат, затем магистр богословия В. Ф. Иваницкий. Др. причиной стало расширение базы для изучения Свящ. Писания в связи с принятием академического устава 1910 г. Оно выразилось в основании т. н. вторых кафедр по ВЗ и НЗ и в увеличении количества лекционных часов в неделю с разделением занятий на теоретические и практические. После того как Глаголев по собственному прошению был переведен на 2-ю кафедру Свящ. Писания ВЗ (1-ю продолжал занимать проф. Рыбинский), вакантную кафедру евр. языка и библейской археологии с 1911 г. занял магистр богословия Попович. В то время как на 1-й кафедре НЗ продолжал преподавать Богдашевский, на вакантную 2-ю кафедру был назначен доцент, затем ставший экстраординарным профессором, магистр богословия М. Э. Поснов (1910-1913). С 1914/15 уч. г. кафедры НЗ решениями Совета КДА, утвержденными Синодом, заняли соответственно магистр богословия свящ. Н. П. Смирнов и канд. богословия Н. Д. Бессарабов. Основные обязанности преподавателей КДА, в т. ч. библеистов, в уставах формулировались несколько по-разному. Напр., в 80-90-х гг. XIX в. к ним относилось: а) «изложение своего предмета в лекциях в соответствии ее современному состоянию и в строгом согласии с духом православия… по порядку составленных и утвержденных Советом программ»; б) «руководство студентами в разработке вопросов, касающихся предметов их специальных занятий и рецензирование их сочинений…»; в) «проверка знаний и оценка успехов студентов в репетициях и экзаменах»; г) «специальный труд учебный и литературный». В 10-х гг. XX в. преподавателям вменялось в обязанность чтение лекций по предметам, практические занятия со студентами по этим предметам и учено-лит. деятельность. К последней кроме научных публикаций в Трудах КДА относилась просветительская и проповедническая деятельность с элементами гомилетической экзегезы Свящ. Писания, часто выходившая за пределы учебного процесса. Это были и популярные публикации для просвещения приходского духовенства и правосл. мирян в «Руководстве для сельских пастырей» и «Воскресном Чтении», и слова-проповеди на недельные библейские чтения во время Великого поста.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Для этого было постановлено: «1) из главных, собственно духовных, предметов семинарского учения в особенности приспособить к обязанностям сельского священника богословие пастырское и собеседовательное. 2) Из вспомогательных предметов преподавать всем вообще ученикам; начала философии (логику и психологию), российскую словесность, историю, физику и геометрию и языки греческий и латинский. 3) Вместе с тем ввесть новые предметы, особенно полезные в общежитии и житейском быту священника, как то: естественные науки, начала медицины и сельское хозяйство, дабы готовящиеся преимущественно в сельские священники, чрез приобретение нужных сведений в сих науках, могли иметь благотворное влияние на благосостояние народное 199 . 4) Учредить в семинариях приготовительный класс для кандидатов священства, с тою именно целию, чтобы окончившим курс воспитанникам дать способ сколь возможно ближе ознакомиться с существенными обязанностями приходского священника, под руководством просвещенного и опытного наставника и под ближайшим надзором епархиального архиерея». Впрочем, относительно образования приготовительного класса обер-прокурором предположено было сделать особое распоряжение. Потом этот вопрос предоставлен был «ближайшему соображению митрополитов новгородского, киевского и московского» 200 . На этих основаниях определением св. Синода от 9/12 авг. 1840 г. постановлено было: существующий в семинариях 6-ти летний курс, с разделением его на 3 отделения, оставить по прежнему; учебные предметы расположить вновь (см. ниже) и все преподавать на русском языке, «с приспособлением их в пространстве и в образе изложения к главному назначению семинарий» (§ 2); число штатных преподавателей увеличить до 8; до составления новых конспектов 201 руководствоваться прежними, применяясь к новому положению (§ 16); до издания учебников по сельскому хозяйству и медицине, также конспекта по естественным наукам, часы назначенные для этих предметов распределить по усмотрению между другими наставниками (§ 15); разрешить семинарским правлениям представлять высшему начальству свои соображения относительно изменения или дополнения правил, на основании опыта (§ 22). Некоторые правила касательно преподавания, так же как и объем преподаваемого в каждом классе, будут указаны ниже. Расписание же предметов было утверждено св. Синодом в 1840 г. следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

207 Уставом 1867 г. введено в духовных семинариях так называемое «Практическое руководство для сельских пастырей». При преподавании этого предмета сообщаются некоторые сведения из церковного права. 210 См. Замечания на проект общего устава Императорских Российских университетов. Спб. 1862, I, 7, § 17. 214 Мнение известного Роберта фон-Моля. Замечания иностранных педагогов на проект уставов учебных заведений. Спб. 1863, стр. 22. 217 Филарета, Собрание мнений и отзывов, издаваем. под редакцией Саввы архиеп. тверского. Соб. 1885. I. стр. 127. «Обозрение» это было издано отделано в Спб. в 1814 г. и разослано по духовно-учебным заведениям. Оно же напечатано в «Чтениях и обществе любителей духовного просвещения» за 1872 г. М. (март и апрель) в ст. «Материалы для истории русской церкви». 218 Любопытно сравнить с этим общее начало, которым, под влиянием римских источников, пользовались и знаменитые канонисты XII в.: lex posterior derogat priori. 219 Очевидно начала эти могут служить руководством не только при изложении науки церковного права, но и при его кодификации. 221 В самом Обозрении упомянуты следующие системы. Theophilacti, Orthodoxa doctrina, Sylcestri, Compendium Theologiae, и Jrenaci, Compendium Theologiae Dogmatico-Polemicae; кроме того из иностранных: Buddei, Institutiones Theologiae, Gurtleri, Institutiones Theologiae, и Poireti, Oeconomia Divina. А также: Проколович и Макарий (темешварский). Там же, стр. 139–140. 222 У Фальковского сказано. Ecclesia in terris Militans, ex Protestantium Theologorum sententia, in tres ordines sive status, qui etiam Hierarchise dici solent, dispescitur, nimirum in statum Ecclesiasticum, Politicum et Ecclesiasticum volunt esse eum, qui promotioni generis humani ad salutem aeternam inservit; Politicum, qui ejusdem defensioni ac gubernationi invigilat; Oeconomicum denique, qui multiplicationem et propagationem humani generis pro fine habet. Compendium, edit 1827, II, p. 230. Таким образом, «Церковное До- мостроительство» обозначает не что иное, как институт брака: de statu Oeconomico seu conjugali christianorum… Ibid. p. 246. Что в таком смысле понимал «Домостроительство» и автор «Обозрения», это видно из составленного им «Конспекта для производства испытания студентов», где говорится о «трех установившихся положениях видимой церкви, церковном, политическом и экономическом, при чем к экономическому относятся две рубрики: «Происхождение экономического положения», и «Фундаментальный закон о запрещенных браках». Собрание мнений, I, стр. 159, 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Поликарп, епископ Екатеринбургский и Ирбитский (Розанов Павел Петрович) Родился в 1828 году в городе Скопине Рязанской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Скопинском духовном училище и в Рязанской духовной семинарии. В 1848 году поступил в Московскую духовную академию. В 1852 году окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра и поступил вольнослушателем в Московский университет на медицинский факультет. 7 мая 1857 года назначен учителем Киевской духовной семинарии, где до 1884 года преподавал разные предметы и исправлял различные должности: был помощником инспектора и инспектором духовной семинарии, состоял членом педагогического и распорядительного правления духовной семинарии, членом строительного комитета, надзирателем учебно-воспитательного заведения при духовной семинарии для православных иностранцев и др. 13 марта 1884 года назначен настоятелем Киевского Пустынно-Николаевского монастыря; 7 апреля того же года пострижен в монашество; 13 апреля рукоположен во иеродиакона, 15 апреля – во иеромонаха; 22 апреля возведен в сан архимандрита. 9 сентября 1884 года хиротонисан во епископа Уманского, второго викария Киевской епархии. В 1887 году непродолжительное время управлял Курской епархией. 2 апреля 1888 года назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Скончался 24 или 25 октября 1891 года. Преосвященный Поликарп за три года управления Екатеринбургской епархией много сделал для нее важного и полезного, поставив епархию на должную высоту. Епископ Поликарп – один из основателей и главный сотрудник журнала «Руководство для сельских пастырей», издававшегося при Киевской духовной семинарии, духовный писатель. Преосвященный Поликарп много жертвовал средств для Церковно-археологического общества. Труды: Изъяснение апостольских правил//Руководство для сельских пастырей. – Киев. История Церкви в век апостольский//Руководство для сельских пастырей. – Киев. История Русской Церкви в первые века христианства//Руководство для сельских пастырей. – Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010