31. Епархиальные Архиереи представляют патриарху ежегодно отчет по установленной форме по вверенным им епархиям. 32. По епархиям, где есть возможность, с разрешения подлежащих органов власти, учреждаются Богословско-пастырские курсы для приготовления кандидатов священства по программам, утверждаемым Патриархом. 33. В целях обеспечения храмов епархии необходимыми принадлежностями богослужения - церковные свечи, ладан и пр., в епархии, с разрешения местной гражданской власти, может быть учрежден свечной завод, равно как и изготовление венчиков, крестиков, разрешительных молитв и подобных предметов. 34. Имеющиеся в епархии монастыри руководятся уставом, утвержденным Патриархом. IV. Приходы 35. Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом. 36. Настоятель храма является ответственным пред Епархиальным Архиереем за исправное, согласно с церковным уставом, совершение богослужения и за точное выполнение указаний Епархиального Архиерея в отношении духовного руководства причтом и приходской общиной. Настоятели храма, в частности, обязаны следить за тем, чтобы уклад и распорядок приходской жизни не препятствовал выполнению прихожанами гражданских обязанностей, например: в сельских местностях, в период полевых работ, богослужение должно совершаться только в часы, свободные от сельскохозяйственных работ и т.п. 37. Приходская община может быть организована по добровольному согласию верующих по регистрации местной гражданской власти, на основании поданного ими заявления. 38. Предоставление храма или молитвенного дома приходской общине верующих происходит в ответ на заявление верующих подлежащими органами государственной власти по соглашению с Епархиальным Архиереем, который наблюдает за целесообразным распределением храмов и приходов на территории епархии. 39. Православная приходская община, в лице группы верующих ( не менее 20 человек), получает в бесплатное пользование предоставленный ей храм и церковную утварь от местной гражданской власти по особому договору и поручает наблюдение и хранение получаемого церковного имущества избранному ею из своей Среды исполнительному органу в составе 3 человек и настоятеля храма, которые и отвечают вместе с подписавшими договор за целость имущества пред гражданской властью.

http://drevo-info.ru/articles/17773.html

В качестве воспитательного средства Преосвященный широко пользовался живыми беседами с воспитанниками при всяком случае – с одними или с толпою. Такой способ, имевший особенно широкое применение в средней школе, он применял и к студентам богословского факультета, посвящая для бесед с ними определенные дни и часы. «Эти беседы», – говорит тот же удрученный горем Самурян, – «прекрасно влияли на воспитание характера студентов, сообщали устойчивое направление их воле, возбуждали интерес к серьезным занятиям науками, укрепляли любовь к святой православной Церкви и преданность предстоявшему делу спасения людей, так как этот факультет, согласно своему уставу, имеет целью не только доставлять высшее богословское образование, но и, по возможности, приготовлять учащихся к будущему их служению в качестве городских пастырей, наставников по богословским предметам в средних учебных заведениях, руководителей народа в деле веры и нравственности» 25 . Круг деятельности Преосвященного значительно расширился, когда он стал самостоятельным епископом древней Хушской епархии. Он является истинным пастырем, своих пасомых, заботясь об их спасении и научении истинной веры и нравственности. С этою целью он предпринимает частые объезды своей епархии, лично знакомится с нуждами своей паствыпастырей и пасомых, беседует запросто с теми и другими, совершает торжественные священнослужения, говорит поучения. Мало этого; по поводу тех или иных недостатков часто обращается к своей пастве с пастырскими посланиями, в которых поучает, назидает, обличает, предостерегает. Особенное внимание Преосвященный обращал на то, чтобы ближайшие руководители народа – сельские пастыри – были вполне достойны того высокого служения, к которому призваны. Семинария, в которой приготовляются кандидаты священства для сельских приходов, составляла предмет его особенного попечения. К великому сожалению для Преосвященного, в 1893 году эта семинария, на ряду с другими 6-ю семинариями, была закрыта по настоянию бывшего тогда министра исповеданий и просвещения, с целью отнять из рук духовенства руководство духовным просвещением... Развитие благотворительных учреждений составляло также предмет особых забот Преосвященного, испытавшего на себе горечь раннего сиротства. Для этого во всех мужских монастырях Хушской епархии открыты им начальные училища и богадельни, а в женских монастырях – приюты для престарелых бедных женщин и мастерские для приготовления церковных одежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Чтобы однообразием наставлений и чтения не утомить внимания слушателей, предлагалось вводить в состав самых бесед пение разных церковных песней. Для детей такое пение могло служить уроком для приучения их к пению во время Богослужения. Дальнейшие подробности относительно воскресных бесед предоставлялись самим священникам. При этом Преосвященный советовал им самим более вникать в духовные нужды своих прихожан и сообразно с тем занимать их тем или другим во время бесед. О всех воскресных беседах священники должны были записывать в служебных журналах с обозначением числа лиц, бывших на беседе, предметов бесед и времени продолжения их. Журналы эти в конце года должны были представляться Преосвященному. Кроме того, благочинные должны были наблюдать за исполнением предложения о воскресных беседах, руководствовать священников в ведении их и доносить Преосвященному по полугодно о ходе этого дела и об особенно усердных в нем священниках, чтобы, по слову Апостола, «труждающиися в слове и учении могли быть сподобляемы сугубыя чести» (Тим.5:17). Но это благое дело не могло осуществиться так, как желал Преосвященный. Для подобного пастырского труда требуется много времени, уменья, а главное искреннего воодушевления идеей пастырского служения, по слову Божию, а всего этого и не было у большинства тогдашнего духовенства Камчатской епархии. Даже в самом Благовещенске духовенство, более развитое, чем сельское, не вполне воспользовалось для блага своих духовных чад и церкви этим наилучшим средством для духовного единения своего с пасомыми и религиозно-нравственного влияния на них. Несколько русское население Амура, настолько же и инородческое было близко сердцу Высокопреосвященного Вениамина. Хотя между инородцами православные считались тысячами, хотя миссионеры и продолжали крестить остававшихся в язычестве, тем не менее миссия нуждалась в лучшей, более прочной постановке: она нуждалась и в средствах, и в людях достойных, опытных и самоотверженных. Но пока не было ни того ни другого, Преосвященный, надеясь на лучшее будущее, при посещении миссионерских станов, напоминал миссионерам об их обязанности не только крестить инородцев, но и учить их удобопонятно, главным истинам веры; обращал большое внимание на открытие школ при станах и обучение детей грамоте; где были школы, там он испытывал знания учеников и поощрял лучших их них.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

—536— лять высшее богословское образование, но и, по возможности, приготовлять учащихся к будущему их служению в качестве городских пастырей, наставников по богословским предметам в средних учебных заведениях, руководителей народа в деле веры и нравственности». 386 Круг деятельности Преосвященного значительно расширился, когда он стал самостоятельным епископом древней Хушской епархии. Он является истинным пастырем своих пасомых, заботясь о их спасении и научении истиной веры и нравственности. С этой целью он предпринимает частые объезды своей епархии, лично знакомится с нуждами своей паствыпастырей и пасомых, беседует запросто с теми и другими, совершает торжественные священнослужения, говорит поучения. Мало того; по поводу тех или иных недостатков часто обращается к своей пастве с пастырскими посланиями, в которых поучает, назидает, обличает, предостерегает. Особенное внимание Преосвященный обращал на то, чтобы ближайшие руководители народа – сельские пастыри – были вполне достойны того высокого служения, к которому призваны. Семинария, в которой приготовляются кандидаты священства для сельских приходов, составляла предмет его особенного попечения. К великому сожалению для Преосвященного, в 1893 году эта семинария, наряду с другими 6-ю семинариями, была закрыта по настоянию бывшего тогда министра исповеданий и просвещения, с целью отнять из рук духовенства руководство духовным просвещением… Развитие благотворительных учреждений составляло также предмет особых забот Преосвященного, испытавшего на себе горечь раннего сиротства. Для этого во всех мужских монастырях Хушской епархии открыты им начальные училища и богадельни, а в женских монастырях – приюты для престарелых бедных женщин и мастерские для приготовления церковных одежд. В целях просветительных он открыл в г. Хушах церковно-археологический музей и епархиальную библиотеку с отделениями и в других городах. Вместе с этим им составлена обстоятельная записка о сохранении церковных —537— архивов и о мерах против начавшегося варварского разрушения письменных, печатных и вообще вещественных памятников старины в Румынии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во главе писателей, воззрения которых на значение 50-й главы в русском церковном правосознании имели наибольшее значение среди духовенства, должен быть поставлен смоленский епископ Парфений Сонковский (1761–1795) 342 . Ему принадлежит составление известной в русской богословской литературе книги „О должностях пресвитеров приходских». Книга эта в течение столетия выдержала более 25-ти изданий 343 . Она издавалась, большею частью, по распоряжению св. синода; предлагалась и предлагается приходскому духовенству со стороны св. синода в качестве руководства в пастырской деятельности; была источником, пособием и образцом при преподавании в духовных семинариях и при составлении руководств так называемого „пастырского богословия»; принимается и в настоящее время, как литературное пособие, преподавателями практического руководства для пастырей церкви в духовных семинариях; по отзыву одного из известных иерархов-писателей 344 , она и впредь „надолго останется прекрасным руководством для священников». В этой-то книге (§ 122) „рассуждение О тайне супружества», напечатанное в кормчей, указывается, как источник правил о браке, на основании которых составлены автором книги руководственные пресвитерам внушения о действиях в отношении к таинству брака. – Преосвященный Ириней Фальковский (1763–1823) 345 , автор известного учебника по догматическому богословию (Orthadoxae Theologiae dogmaticae compendium), составил на основании 50-й главы, „краткое толкование церковных правил о степенях родства всех видов для правильного разбора их, при совершении таинства брака». Издатель итого толкования в „Руководстве для сельских пастырей» (1876 г., 5 и 7) говорит об издаваемом им „сочинении» преосвященного: „собственно говоря это не сочинение, а, как сам преосвященный называет „сокращение», или, еще точнее – сокращенный перевод из кормчей книги, но такой перевод, так превосходно составленный, то есть так наглядно, отчетливо и, в тоже время, просто представляющий все разнообразные виды и степени родства, для определения позволительности или непозволительности их сочетания при таинстве брака, что при нем не только несравненно легче, чем при других, у нас на этот предмет изданных руководствах, разбирать часто слишком многосложное родство различных лиц между собою; а и самые правила об этом кормчей книги, с одной стороны, как основное руководство в нашей церковной практике, с другой, как пространно и на древне-церковном, не везде удобопонятном, языке изложенные, становятся яснее и удоприменимее к делу рассмотрения различных видов и степеней родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Содержание Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию Предисловие к третьему изданию Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию Курс младшего отделения начальной школы Настоящие конспекты вышли первым изданием в сентябре 1906 г. и были встречены сочувственно, как отцами законоучителями, так и критикой. О первом свидетельствует довольно быстрая распродажа издания, а о втором - заметки по поводу конспектов, помещенные в 48 «Церковных ведомостей» за 1906 г., в 50 «Церковно-общественной жизни» за тот же год и в мартовской книжке «Народного образования» за 1906 г. В первом из названных журналов настоящая книжка названа полезной, во втором - безусловно хорошей, а в третьем - прямо рекомендуется вниманию отцов-законоучителей глубоким знатоком и ревнителем дела начального народного образования А. И. Анастасиевым как руководство, благодаря которому каждый законоучитель «может преподать первый и самый трудный отдел Закона Божия с несомненною пользою не только для религиозного просвещения и нравственного назидания детей, но и для умственного их развития, для обогащения их бедного словаря, их скудной речи такими словами, а их сознания - такими представлениями и понятиями, которых у них раньше не было и которые обладают силою особенного света и теплоты». Во втором издании о книжке дан был лестный отзыв журналом «Руководство для сельских пастырей» в марте 1908 г. Вследствие сочувственного приема книжки теми лицами, для которых она и предназначалась, автор находит возможным выпустить ее в свет третьим изданием. Никаких особенных замечаний о ней автору никем сделано не было, а потому третье издание является лишь с небольшими поправками и изменениями сравнительно со вторым. Автор сам на себе испытал трудность первых шагов законоучительства в начальной школе и решил прийти на помощь своими конспектами законоучителям-новичкам. Урок без определенной темы и без плана - не урок, а бесполезная трата времени. Но для начинающего законоучителя составление подробного конспекта - дело трудное, на которое у приходского священника не всегда найдется нужный досуг и достаточная опытность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Соблазнительным в данном случае является особенно то обстоятельство, что практичность латинских приемов по-видимому оправдывается если не во всех своих частностях, то в общем направлении указанными словами Божиими, а равно и кажущимся подобием с жизнью Церкви древней, когда быт христианской общины по всем своим направлениям руководствовался указаниями пастыря и был совершенно чужд того деления на духовную и светскую жизнь, которое к сожалению у нас в . —259— русских приходах, даже сельских, намечается все резче и резче, причем область светской жизни все расширяется в ущерб духовной. Посмотрим теперь, желательно ли нам усвоение латинских приемов пастырства или говоря точнее того способа пастырского применения, которое отличает их деятельность от жизни духовенства православного. В чем состоит применение латинян в отличие от пастырей православных? Или у последних нет вовсе никакого применения к людям вопреки Апостолу и притче Христовой? На последний вопрос скажем заранее, что мы будем иметь в виду не нарушителей пастырского долга, а исполнителей: мы знаем много таких православных пастырей, которые во все века церковной истории бывали головой и сердцем для благочестивого народа, к которым искали и находили дорогу даже нечестивцы, покидавшие затем свой прежний погибельный путь и обращавшиеся вновь к Богу. Одинаково ли их вхождение в жизнь народа с обычаем ксендзов и их подражателей, или нет? вот об этих-то двух видах применения и будет у нас речь. Применение Апостола к иудеям и эллинам, получившее свои наиболее высокие проявления в Послании к Евреям и в Речи к афинскому ареопагу, вполне совместимо с представлением о проповеди христианской, как о призвании людей к отречению от мира, к умерщвлению ветхого человека, к исполнению слов Христовых о Том, что нельзя служить двум господам ( Мф.6:24 ), ибо кто не с Ним, тот против Него ( Лк.11:23 ). Эта совместимость христианской строгости и воспрещения всякого лукавства с всеобъемлющей широтой христианства Основывается на том, что в содержании каждой народной или общественной жизни есть много естественного добра и это-то добро является для проповедника и для пастыря тем расщепом дикой яблони, в который только и можно вложить добрый прививок. И все-таки общество или народ может обратиться ко Христу или к истинно христианской жизни не иначе, как с внутренней борьбой и существенным переломом, ибо и то естественно доброе в нем, что послужило соединительным мостом к принятию благодати, содержалось им не по одним добрым,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изданный в 60-х годах учебник прот. П. Ф. Солярского 178 был тоже скомпилирован по немецким пособиям, сразу протестантским и католическим («Записки по Нравственному православному богословию», 3 тома, 1860, 1862, 1863; срв. его же «Нравственное православное богословие», 1869, 6-ое издание 1901 года). Впоследствии была переведена с датского известная система Мартенсена 179 (переведена была и его догматика). Такое же влияние иностранных пособий чувствовалось в русской литературе по пастырскому богословию. Очень характерна обычная переоценка нравственного момента. «Пастырское Богословие» архим. Кирилла Наумова (1853) так и было построено, как «систематическое изложение нравственных обязанностей пастыря Церкви». На неполноту и неточность такого определения тогда же было обращено внимание: есть у пастыря обязанности выше «нравственных», именно тайнодействия. А. Кирилл писал не под иностранным влиянием, но он отражал в своей книге дух времени. И тоже повторяется в последующее время. В практическом пастырском журнале «Руководство для сельских пастырей» в 60-х и 70-х годах всего меньше статей о священнослужении, разве решение запутанных казусов «из пастырской практики», а всего больше о церковном учительстве. С такой же тенденцией подбирался и святоотеческий материал. Очень характерно, что по уставу 1867-го года в семинариях Пастырское Богословие (введенное в программу, как отдельный предмет, при Пратасове, в 1838-м году) было упразднено и заменено «Практическим руководством для пастырей». В академиях Пастырское Богословие тоже не получало развития. Любопытно, что очень нередко преподавали его миряне (как, напр., проф. Киевской академии В. Ф. Певницкий , 180 занимавший кафедру очень долгие годы)... В академическом преподавании самым типическим представителем этого морализованного христианства и этой обмирщенной религиозности был прот. И. Л. Янышев (1826–1910), назначенный ректором Санкт-Петербургской академии после преобразования, впоследствии придворный протопресвитер и духовник. Перед тем он был заграничным священником, одно время читал богословие и философию в Петербургском Университете. Его идеалом были богословские факультеты немецких университетов. В академии для своего преподавания он выбрал нравственное богословие и педагогику, и сам выбор этот был достаточно показателен, – ибо принято было до тех пор, чтобы ректор читал догматику.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Добрый пример пастыря. Познания пастыря. Заключение. II. Литература по истории проповедничества. Стефан Яворский и Феофан Прокопович , как проповедники, Ю. Самарина. о проповедании в древней христианской церкви студ. Бобина. Статьи по истории русского проповедничества в журн. „Прибавления к творениям св. отец“. Изыскание о русском проповеднике XIII в. Владимирском епископе Серапионе. Поучения Преосвящ. Иннокентия Шевырева. Слова и речи Филарета, Митропол. Московского, Шевырева. Период второй. От Гомилетики Амфитеатрова и до конца столетия. I. Теория Гомилетики. Чтения о церковной словесности Я.К. Амфитеатрова. Путнов и его опыт наставления в церковном красноречии. Руководство к церковному собеседованию или Гомилетика Фаворова. Указание предметов, планов и метод, коим приходской священник может с успехом следовать в преподавании истин веры христианской, студ. Павловского. Статьи духовных журналов: Гомилетика или наука о церковном собеседовании. О проповедническом служении пастырей церкви. Об убедительности, как характере церков- —212— ных поучений. Жалобы на скорбный характер церковной проповеди. II. История проповедничества. О древних словах на св. четыре десятницу Горского. Сведения о Филологе Черноризце Субботина. II. Практическая гомилетика. Первоначальное пособие для проповедников П. Соколова. Темы для поучений к простому народу Архим. Викторина. Внимательный рецензент, конечно, не мало может предъявить автору рассматриваемого сочинения различных замечаний и требований. Он может сказать ему. Сочинение автором доведено только до 60-х годов XIX в. Вторая половина столетия осталась совершенно им необследованной и неизученной. А между тем литература эта весьма обширна. Обзор одной литературной деятельности нашего выдающегося гомилета проф. В.Ф. Певницкого мог бы составить, кажется, особое исследование. То же самое можно сказать о бесчисленных почти статьях по гомилетике, помещавшихся в Руков. для сельских пастырей. И в историческом обзоре гомилетической литературы до 60-х годов автор сделал не мало опущений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале 1840-х годов произведены были некоторые изменения в уставах духовных школ: был увеличен штат их преподавателей и сделаны разные перемены в составе курсов, большей частью отрывочные и случайные, бывшие плодом пожеланий разных высокопоставленных лиц и не соображенные с общей системой духовного образования. Вновь введены были науки – патристика, пастырское и собеседовательное богословие и, кроме того, очень разнообразные знания чисто практического характера, которые почему-нибудь признавались полезными для будущих пастырей церкви – сельское хозяйство, съемка и черчение планов, медицина и оспопрививание, иконописание; богословские предметы были распространены из высшего специального отделения, где они изучались цельной группой, на все низшие общеобразовательные классы, только путая курсы последних, а сами ничего от этого не выигрывая; философия для будущих пастырей церкви признана не нужной, и из нее в семинариях оставлены были только логика и опытная психология. Несмотря на все такие перемены, уставы Александровского времени в основных своих частях успели просуществовать до 1860-х годов, когда они признаны были уже устаревшими и задумана была новая реформа духовных школ. Дальнейшие реформы духовных школ Потребность этой новой реформы была особенно ощутима в экономической части духовных школ, доходивших до положительного убожества. И в семинариях, и в академиях открылись такие дефициты, которых им никак невозможно было покрыть ни своими средствами, ни единовременными пособиями, какие им иногда отпускались. Казеннокоштные ученики голодали; здания училищ оставались без ремонтов; наставники уходили со своей службы при первой возможности даже на низшие должности по другим ведомствам, что весьма дурно отзывалось и на учебной части; в управлении духовных школ бюрократическая система духовно-учебного управления до крайности развила власть ректоров и смотрителей и довела весь основной учебно-педагогический состав заведений до полного безгласия, очень вредного для их общего дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010