По словам вопрошающего (о. И.К.), «помазуемые святым елеем части тела у больного стираются уже в конце елеопомазания – при чтении разрешительной молитвы». Но такой образ действий при совершении Таинства Елеосвящения, замечает «Руководство для сельских пастырей», мы не можем признать правильным как не имеющий для себя никакого основания. В существующих Требниках даже и намека нет на то, чтобы помазуемые святым елеем части тела у больного были отираемы уже в конце елеопомазания – при чтении разрешительной молитвы; в древнерусских же Требниках (см., например, Большой Требник Петра Могилы , 1646 г., с. 468; срав. Требник Львовск. Изд. 1875 г., л. 183 на обор.) определенно и точно предписывалось отирать помазуемые части тела у больного не в конце елеопомазания – при чтении разрешительной молитвы, а тотчас же после помазания и прочтения совершительной молитвы «Отче Святый, Врачу душ и телес». О первом помазании святым елеем больного в Требнике Петра Могилы между прочим замечено: «Помазующу же первому иерею, диакон, или другой иерей, бумагою абие (тотчас) истирает пома-занныя части тела, и отер вся, полагает первый клубок бумажный или мягких пачешок на блюде, седмь бо сих клубков и истиранию помазанных частей, яже по совершении Елеосвящения в церкви сожигаются, пепел же их под олтарь вкопан или в умывальное место всыпан да будет» (стр. 468). То же самое сказано и в Требнике Львовск. Изд. 1675 г., л. 185 на обор.). Таким образом, лучше следовать точным и определенным наставлениям древних Требников – отирать помазуе-мые части тела у больного тотчас после помазания и прочтения совершительной молитвы, а не делать это перед чтением каждого последующего Евангелия или в конце Елеосвящения – при чтении разрешительной молитвы, не имея на то никакого оправдания ни в существующих, ни в древнерусских Требниках. («Руководство для сельских пастырей», 1887 г., 40 и 42). Если случится совершать Таинство Елеосвящения во дни Святой седмицы, то как должно начинать его и какой петь канон пасхальный или же положенный на ряду в чинопоследовании Елеосвящения?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

К счастью, «разбрасывался» Дмитриевский, как правило, с большой пользой для других областей церковно-исторической науки. В том числе, без этих его «отклонений» и «увлечений» не состоялась бы целая научная эпопея, связанная с его службой в Императорском Православном Палестинском Обществе (ИППО) и трудами по истории русского дела в Святой Земле и на Ближнем Востоке. Он пришёл в Палестинское Общество в 1907 году, но шёл к этому, если можно так выразиться, почти двадцать лет. Научный интерес к библиотекам и древлехранилищам христианского Востока сделал его не только скрупулёзным археографом (десятки объёмистых греческих рукописей были переписаны им собственноручно, с точностью до знака), но и неутомимым путешественником. В 1886 году, в летнее вакационное время, он отправляется в первую свою академическую командировку и проводит несколько месяцев на Афоне. Оценив богатство и многообразие подлежащего систематическому фронтальному обследованию рукописного материала, он подаёт в Совет Академии прошение о годичной командировке по странам православного Востока (Афон, Синай, Иерусалим, Патмос и др.). Это первое своё большое путешествие по Востоку (1887–1888) Дмитриевский подробно описал в опубликованном Отчёте 8 . В Иерусалиме, где он, прежде всего, познакомился с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) , им был найден в Патриаршей библиотеке древний «Устав служб Страстной и Пасхальной седмиц в Иерусалиме» (в копии с рукописи 1122 г.), чрезвычайно важный для истории иерусалимского богослужения. Библиотека Синайского монастыря «дала такое количество богослужебных рукописей, – писал Дмитриевский в отчёте о своём путешествии, – какого я не встречал в других восточных библиотеках… Достаточно сказать, что в Синайской библиотеке хранится до 55 рукописных евхологиев, начиная с VIII–IX века, вплоть до XVIII столетия» 9 . По возвращении Дмитриевский представил в Совет Киевской Духовной Академии план издания научного «Описания» изученных им литургических памятников. Всё «Описание» должно было состоять из двух частей (трёх томов): «Греческие типиконы» в двух томах и «Евхологии» в одном томе. Однако подготовка и процесс издания «Описания» подвигались очень медленно. Между тем, Дмитриевский активно продолжал как педагогическую, так и литературную свою работу в «Трудах Киевской Духовной Академии», в журнале «Руководство для сельских пастырей» и других изданиях. В 1889–1890 годах он публикует материалы об открытом им памятнике, характеризующем уставные порядки в древней палестинской Лавре преподобного Саввы Освященного 10 . В 1891 году выходит его книга «Современное Богослужение на Православном Западе», составившаяся из статей в «Руководстве для сельских пастырей» 11 , в 1894 году – «Патмосские очерки», представляющие по содержанию продолжение предыдущей работы (описание храмов, богослужения и устава Патмосского Иоанно-Богословского монастыря) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Некоторые иереи, – пишет вопрошающий (о. И.К.), – на слова больного: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго» отвечают так: «Христос истинный Бог наш да простит ти, чадо, и я недостойный прощаю», и затем дают больному целовать святой крест, другие же иереи, когда больной скажет: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго», только осеняют его крестом без всякой молитвы и преподают ему лишь краткое нравственное наставление». Ввиду такого разнообразия, допускаемого в пастырской практике, вопрошающий не знает, примеру каких иереев следовать. По мнению «Руководства для сельских пастырей», чтобы избежать какого-либо недоумения и разнообразия в означенном случае, лучше придерживаться наставления, изложенного в Требнике Петра Могилы , в котором сказано, что после того, как больной испросит у совершителей Таинства благословения и прощения себе словами: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго», «начальствуяй иерей и все прочии с ним глаголют: «Бог Всемилостивый да простит вся согрешения твоя, и да благословит и помилует тя щедротами Своими, и воздвигнет тя от одра болезни твоея и здрава тя да сотворит, Сый благословен во веки. Аминь» (Большой Требник Петра Могилы . Изд. 1646 г., л. 607–608; средний Требник Львовск. Изд. 1675 г., л. 211); по получении же больным благословения и прощения от совершителей Таинства Елеосвящения: «начальствуяй иерей, или един от них, вкратце да сотворит слово наказательное (т.е. назидательное) к больному». При одной и той же болезни следует ли повторять Таинство Елеосвящения? Отвечая на этот вопрос, «Руководство для сельских пастырей» замечает, что вопрошающий сам же и отвечает словами Петра Могилы , митрополита Киевского, который в своем Большом Требнике («О тайне Елеосвящения», с. 448) заметил, что «в едином и томжде недузе Тайна сия да не повторится, разве аще надолзе болезновав и к здравию пришед, паки в беду смертную впаднет». Помазуемые святым елеем части тела у больного следует ли отирать пред чтением каждого Евангелия или делать это уже в конце елеопомазания при чтении разрешительной молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Наконец еще одним важным источником подобных материалов являлись проповеди . Придавая огромное значение проповедничеству, в РДСП печатались в начале каждого номера лучшие образцы дидактического красноречия, как современного, так и недалекого и далекого прошлого (например, поучения Иоанна Златоуста ). Журнал приложил много усилий, чтобы проповедь стала подлинно народной, «а для этого она должна была иметь в виду нужды и интересы своей паствы, волнующие ее в данный момент». И здесь достижению поставленной цели способствовало сотрудничество самих сельских священников, присылающих тексты своих обращений к прихожанам, бесед с ними. Интерес читателей к этому разделу был столь высок, что по их желанию, напечатанные в РДСП проповеди в 1877, 1879 – 1881 гг. вышли отдельными изданиями, а с 1883 года редакция стала публиковать их в виде отдельного приложения. В том же году появляется еще одно отдельное приложение: «Богословский библиографический листок». Все это позволило расширить объем журнала. Большое внимание уделялось в нем проблемам нравственного развития самого сельского священнослужителя для того, чтобы «ввести духовенство в среду общественной деятельности и примирить с ним общество, которое не всегда имеет к нему должное уважение». Для этого печатались материалы, посвященные разным сторонам личной жизни священника, отношению друг к другу членов одного церковного причта, священников соседних приходов и т.д. В течение многих лет обсуждалась проблема взаимоотношений двух поколений русского священничества: «старого», консервативного, дореформенного и «молодого», либерального, пореформенного. В заметках, очерках, отрывках из дневников и писем, в произведениях беллетристического характера показывались различные типы служителей церкви, достойные черты одних, слабости и недостатки других. Большую роль играли в журнале разнообразные и подробные библиографические обзоры, рецензии. Достаточно перечислить названия лишь некоторых из них, чтобы понять, насколько широко, а часто и глубоко, охватывали они все те новинки в области духовной и светской литературы, которые могли бы быть интересными, но не всегда доступными по своей цене для большинства читателей: «Замечания о ходе епархиальных ведомостей», «Понятия некоторых современных публицистов о религии», «Взгляды светской литературы на духовенство», «Типы пастыря Церкви в произведениях наших светских беллетристов» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а)      Известнейшие, преимущественно отеческие толкования на Св. Писание. б)      Жизнеописания замечательнейших пастырей Церкви, в особенности русских. в)      Известнейшие сочинения Св. Отцов о пастырском служении: «Слова о священстве», Св. Иоанна Златоустог о; «Слово о бегстве» Св. Григория Богослова ; 2 «De officiis clericorum» Св. Амвросия Медиоланского ; «De cura pactorali» Св. Григория Двоеслова ; «De vita clericorum» Блаженного Иеронима 3 и другие. г)      «Поучение святительское новопоставленному иерею», вручаемое обыкновенно по рукоположении. д)      «Пастырское Богословие», епископа Кирилла. е)      «Пастырское Богословие», Антония. ж)       «О должностях пресвитеров приходских», Георгия Конисского и Парфения Сопковского. з)      «Письма о должностях священного сана», А. Стурдзы. и)      «Взгляд на жизнь священника, в письмах отца к сыну», священника Н. Г. Богословского. и) «Опыт курса практического руководства для пастырей», часть первая. Киев. 1870 г. Для второй части источниками и вспомогательными пособиями главным образом служат: 1) «Книга правил Св. апостол, Св. Вселенских и Поместных соборов и Св. Отец». 4 2) «Различные духовные уставы и инструкции», 5 а также «практическое изложение церковно-гражданских постановлений в руководство священнику на случай совершения важнейших треб церковных», издание шестое, протоиерея Парвова. Затем учебными пособиями для этой части могут служить следующие сочинения: а)      «Записки по церковному законоведению», протоиерея Скворцова. б)      «Опыт курса церковного законоведения», арх. Иоанна. в)      «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния», преосвященного епископа Костромского Платона. г)      «Наставление священнику относительно заблуждающихся от истинной веры», Санкт-Петербург, 1835 г. д)      «Извлечение из свода законов Российской Империи, относящихся до духовного ведомства», Ф. Малютина. е)      Кроме указанных сочинений, можно найти много весьма удовлетворительных статей в повременных духовных изданиях, особенно в «Православном Собеседнике» и «Руководстве для сельских пастырей».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Второй епископ в епархии действует как священник 152 , Епископ словно вступает в брачный союз с доставшейся ему епархией 153 , поэтому он не должен «оставляти главное место своея кафедры... и оставляти попечение и прилежание о своем престоле» 154 . Перемещение же епископов с одной кафедры на другую считается духовным прелюбодеянием 155 . Пресвитеры и диаконы в рукоположении соединяются с храмом либо городским, либо сельским, либо кладбищенским, либо освященным в честь мучеников, либо монастырским. Рукоположение клирика без точного определения места служения недействительно 156 , поскольку не обеспечивает органической связи рукоположенного с телом Церкви, которое имеет объединяющим центром и местом собраний какой-либо храм. Как епископ в епархии, так и пресвитер в общине, в которой он служит, является центром церковного единения, собирая во Христе народ Божий. «Различия в Церкви существуют именно с целью достижения единства членами церковного тела и никак не для разделения и противостояния друг другу», – говорит профессор Муратидис 157 . Воспринявшие благодать священства несут огромную ответственность за руководство паствой во Христе и умножение числа её членов. «Ибо ему, говорят, отцы III Вселенского Собора о Евстафии Памфилийском, яко единожды принявшему на себя священноначальственное попечение, подобало удерживати оное с духовною крепостию, как бы вооружатися на труды, и охотно переносити пот, обещающий воздаяние» 158 . Дело пастырей, как и епископов, – это «назидание народа» 159 и его руководство в борьбе против дьявола и страстей. Пастырь, являясь «мужем боголюбивым» 160 , прежде всего, должен иметь «попечение о душевном спасении» 161 пасомых и быть способным «спасти душу новоприводимую к Богу» 162 . «Отбегающих» 163 из монастыря (или церковного прихода в миру) он должен взыскивать «с великим тщанием» 164 и потрудиться «приличным и недугу соответствующим врачевством возстановити и укрепити падшего» 165 . Не поступающий так подвергается отлучению. «Ибо аще имеющий в смотрении безсловесныя животныя, вознерадив о стаде, не оставляется без наказания, то приявший пастырское начальство над паствою Христовою, и своим нерадением и леностью расточающий спасение их, како не подвергнется наказанию за свою дерзость?» 166

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Но истинным призванием Михаила Николаевича, с детства сердцем и разумом познавшего и радостно впитавшего духовную красоту церковноуставной службы, было православное богослужение: сюда были устремлены его помыслы и научные интересы. Проф. В. Иваницкий, хорошо знавший Михаила Николаевича по академии, пишет в своих воспоминаниях: «Я не встречал в своей жизни человека, который так глубоко, так самозабвенно любил бы церковное богослужение». Поэтому М. Н. Скабалланович более всего известен как выдающийся знаток и ревнитель церковноуставной службы, о чем свидетельствуют его многочисленные труды по литургике, хотя прямого отношения в академии к кафедре литургики и церковной археологии, где в те времена безраздельно царил А. А. Дмитриевский , он не имел. В 1905–4918 годах М. Н. Скабалланович опубликовал обширный цикл статей и монографий по литургике. Центральное место в этом цикле занимает первый выпуск (том) «Толкового Типикона», вышедший в свет в 1910 году. «Толковый Типикон» был задуман как практическое пособие для священнослужителей. Но, захваченный широтой темы, её громадной научной и утилитарной значимостью, М. Н. Скабалланович создал книгу, которая стала событием в богословии и в жизни Русской Православной Церкви. За этот труд Совет Киевской духовной академии присудил в апреле 1912 года Михаилу Николаевичу Скабаллановичу ученую степень доктора церковной истории и денежную премию. Публикация первого выпуска «Толкового Типикона» (автор назвал этот том вступительной главой к истории богослужебного устава) реализовала лишь первую, предварительную часть замысла Михаила Николаевича: в следующих выпусках он намеревался обстоятельно прокомментировать дальнейшие главы Типикона. В 1913 и 1915 годах в качестве приложения к журналу Киевской духовной семинарии «Руководство для сельских пастырей» вышли в свет второй и третий выпуски «Толкового Типикона». Внимательное и уважительное отношение к «Толковому Типикону» широкого круга читателей, и прежде всего духовенства, было обусловлено авторитетом его автора, а паче того – стремлением пастырей приблизиться к истокам духовных богатств и церковной красоты, наиболее выразительно являющих себя в богослужении, отчетливее видеть архитектонику богослужений, тоньше чувствовать церковную музыку и поэзию, что предполагает осмысленное знание первоисточника – Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава преосвященного Иринея. Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. была снесена и сама Успенская церковь. В 1990 г. в ходе строительных работ на территории кладбища были обнаружены архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили впоследствии на территории Успенского мужского монастыря. Оценка деятельности Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи. Издавал и редактировал журнал " Воскресное чтение " , редактировал журнал " Руководство для сельских пастырей " . В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания. Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению. При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священно-церковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте - приходах и расходах, всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/

1 .Вятское братство св. чудотворца Николая поставило себе целью: мирную борьбу с расколом, сближение и соединение с православной Церковью отделившихся от нее некогда православных чад ее, именующих себя старообрядцами, чрез разъяснение путем школьного учения и мирных бесед тех недоразумений и неправильных мнений, которые послужили причиной отделения их от церковного общения. Приняв на первое время в свое заведывание и на свое содержание открытую в 1875 году в г. Вятке школу для приготовления взрослых крестьян к ведению собеседований со старообрядцами, братство в дальнейшее время учреждало в зараженных расколом приходах школы для детей; количество таковых школ достигло ныне числа 32. В Вятской противораскольнической школе взрослые крестьяне изучают историю раскола и источники для обличения раскольнических заблуждений, при чем практически знакомятся с старопечатными книгами, в которых раскольники усматривают основания для своих лжеучений; вместе с тем ученикам сообщались понятия о главнейших событиях земной жизни Иисуса Христа, воспоминаемых и изображаемых в Божественной литургии, о главнейших событиях из Священной истории, в частности о семи вселенских соборах, и основания православного катехизиса. По окончании курса лучшие ученики братской школы посылаются преподавать в открытые братством в селах противораскольнические школы, где ученики обучаются чтению, письму, счислению, молитвам, Священной истории ветхого и нового завета, объяснению литургии, и, по «краткому руководству к собеседованию с старообрядцами», знакомятся с способами опровержения заблуждений, глаголемых старообрядцев. Во всех 33 школах братства обучалось в 1890 году 666 лиц обоего пола. С 1891 года при Вятской школе открыто «женское отделение» (12 учениц). Учителя братских школ, под наблюдением и руководством приходских священников, ведут открытые беседы с раскольниками и раздают безмездно противораскольнические брошюры. Принадлежа по своему состоянию к той народной среде, в которой, по преимуществу, гнездится раскол, учителя братских школ в селах и деревнях оказались полезными помощниками для сельских пастырей в их миссионерских трудах; без затруднения они сближаются с старообрядцами, легко располагают их к собеседованию о вере и Церкви и не без успеха исполняют принятое на себя трудное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Когда в 1784 г., по поручению Св. Синода, о ней было доложено Екатерине II, то от нее последовало такого рода повеление, что «когда помянутая книга от покойной Государыни Императрицы запрещена, то ей так и остаться» 6 . Однако в том же (1784) году в Москве вышли в 5 частях в 12° 6 книг «Истинного христианства», с присовокуплением «Райского Вертограда» и других некоторых мелких сочинений сего писателя. Сделан был перевод И.И. Тургеневым. Характерная особенность этого перевода в том, что автор его избегает имени Лютера, заменяя его или выражением «знаменитый муж», или же «благоговейный муж». Этот перевод вышел вторым изданием в Москве же также в 12° в 1800–1801 гг., с посвящением императрице Марии Феодоровне. В 1830 г. в Москве же вышла «Книга натуры» И. Арндта. Новый перевод был сделан А.И. Курбатовым и вышел в Москве же в 4 книгах в 12о в 1833–1834 гг. Наконец, в последний раз 4 книги «Истинного христианства» с «Райским Вертоградом» были изданы 7 в пяти частях в 8° Кораблевым и Сиряковым в Санкт-Петербурге в 1876 г. и Ученым Комитетом М-ва Народного Просвещения одобрены для ученических библиотек средних учебных заведений и начальных сельских школ. А протоиерей И. Толмачев в заметке об этом произведении так резюмирует свое мнение: «Во-первых, сочинение Арндта основано на протестантской почве и на протестантском катехизисе, о котором часто упоминается на его страницах; во-вторых, оно проникнуто странными мистическими и аллегорическими толкованиями, не дающими разумного и отчетливого понятия о предметах веры и благочестия; в-третьих, что особенно вредно, оно поставляет все христианство во внутреннем возрождении посредством слова Божия, с устранением благодатных средств спасения, принимаемых церковью, и с отрицанием всяких внешних церковных учреждений, который признаются излишними и бесполезными. Неудивительно поэтому, если даже брауншвейгские проповедники вынуждены были предостерегать своих прихожан «от ядовитого Арндтова учения». Тем более обязаны это делать мы, православные пастыри. Пользы от этих сочинений для православных никакой, а вреда может быть очень, очень много. Особенно книга Арндта неудобна к обращению в православной публике в настоящее время, когда отношения к церкви и ее пастырям слабеют с каждым днем и, взамен того, являются попытки организовать свое собственное учительство и христианство. Штундизм и прочее наше доморощенное сектантство, ищущее спасения по потаенным углам, найдут в сочинениях Арндта самое подходящее для себя руководство, которое заменит им и церковь , и церковное учительство. При его пособии, нет нужды ходить в храм Божий даже для молитвы, так как к книгам Арндта приложен «Райский Вертоград», наполненный всевозможными молитвами на всевозможные потребы» 8 . I.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010