7) Названные лица о своих действиях дают отчёты своему приходскому пастырю, а последний на собраниях братств, попечительств, советов и т. п. доводит о них до общего сведения. 8) Церковно-приходские попечительства, советы, братства и другие подобные учреждения поощряют тружеников по миссии из народа материально, беря на себя расходы по их миссионерским поездкам, снабжая их необходимыми книгами, брошюрами и листками и вообще содействия их миссионерским трудам. 9) Миссионерские кружки ревнителей православия или братства могут иметь свой годичный праздник, на который приглашают местных сельских прихожан своей и соседних церквей и в их присутствии выслушивают годичный отчёт о миссионерской деятельности всех своих членов. Отчёт этот затем отсылается священником епархиальному миссионеру для его сведения и для представления епископу. 10) Желательно, чтобы хотя раз в году, в свободное время от полевых работ, члены миссионерских учреждений нескольких приходов собирались вместе для нравственной поддержки и обмена мнений по вопросам миссии, для выяснения способов распространения лжеучений в данной местности, для выработки соответствующих практических мер к охранению православных от влияния лжеучений и для лучшего вообще воздействия на заблудших. Эти съезды, устраиваемые под руководством пастырей или специальных миссионеров, в то же время могут быть для народа миссионерскими курсами, где миряне, ревнители православия, знакомятся с лучшими способами, планами и методами ведения бесед с заблудшими, такие съезды полезно заканчивать путешествием к местным святыням. 11) В члены народных церковно-приходских миссионерских учреждений могут вступать лица обоего пола православного исповедания, доброй христианской жизни и ревнующие о благе святой Церкви и о спасении заблудших 5 . 4 „Руководство для сельских пастырей”. 1912 г. 17: „Особенная зловредность штундо-баптизма и некоторые меры приходской борьбы с этой сектой”, стр. 512–517. 5 Эти правила позаимствованы нами из приложения к „Церковным Ведомостям”. – „Приходское чтение”. См. 21, 1911 года, стр. 485.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Если присмотримся внимательно к официальным распоряжениям нашего Святейшего Синода и епархиальных архиереев относительно нашей богослужебной практики, то мы здесь увидим то же самое, т.е. с одной стороны отзывчивость нашей богослужебной практики, вопреки мертвой букве наших современных богослужебных книг, на нужды и потребности данного времени, а с другой большею частью негласное указание на зависимость новых богослужебных обрядов и обычаев от восточной греческой практики. В силу этого можно наблюдать весьма характерное и любопытное явление в нашей современной церковной жизни, а именно то, что наша богослужебная практика иногда стоит вне всякой зависимости от наших современных богослужебных книг, и регулятор нашего богослужения – церковный Типикон (Устав) в подобных случаях не только но оказывает своего авторитетного влияния на нее, а напротив, сам становится в полную зависимость от богослужебной практики и как бы совершенно стушевывается перед нею, порождая вышеуказанные затруднения и вызывая недоумения со стороны наших пастырей и даже архипастырей. В виду всего нами изложенного мы находим не только интересным, но и весьма полезным и важным для наших пастырей, как людей более всего заинтересованных в вопросах современной богослужебной практики, за что говорят и многочисленные вопросы, предлагаемые редакции журнала «Руководство для сельских пастырей» со стороны их по вопросам этой практики, познакомить их с состоянием богослужения на Афоне и в Константинополе, как представителях богослужебной практики в приходских церквах и в строгих подвижнических монастырях и скитах. Собранные нами сведения и заметки о богослужении церквей восточных и изложенные нами в известной системе дадут нашим пастырям возможность уяснить себе состояние современного богослужения на востоке и его отношение к нашему современному богослужению, неожиданно для них самих просто и категорически объяснят и решат многие интересующие их вопросы из нашей современной богослужебной практики и, наконец, дадут ответ многим из русских людей, неоднократно предлагавшим и нам, лично вопрос: почему или каким образом в русских обителях Афона богослужение продолжается «в непрерывном порядке» до семнадцати часов 13 , когда эти обители руководятся Типиконом, напечатанным в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию» ( 1Тим.4:1–2 ). Этим духом обольщения руководствуются все те, которые отвергают всяческую Богом установленную видимость для человеческого вразумления и для спасения, и вы, наши собеседники, также отвергаете все Богом установленные дела видимости, и думаете получить спасение чрез одну веру в Бога; почему и любите себя называть духовными христианами. Не есть ли это ваше самообольщение от духа бесовского, который научил вас только одним духом служить Богу, а плоть вашу отдать в его полное распоряжение? Поэтому дух лестчий и отнял от вас все то, что противно для него, к.т. пост и молитву; это – нетерпимые для него оружия, которыми он изгоняется от плоти, во славу Спасителя ( Мф.17:21 ). А все это зло происходит от вашей непокорности Христовой Церкви, и вы, по слову Апостола Иуды: «без боязни себе пасуще облацы безводные от ветр преносим» ( Иуд.1:12 ). Вместо Богом поставленных пастырей у вас находятся самозванные наставники, и при том большинство их них бывают малограмотные и даже неграмотные, так что не могут правильно, как следует, прочитать Священное писание, и едва не всякое слово писанное называют иначе, по своему сельскому наречию. И вот такие-то неучи и душевные слепцы, преисполненные одной гордости и непокорности, бесстрашно дерзают толковать Священное Писание на своих собраниях, не изучивши букву Св. Писания и не умея правильно назвать, почему они и толкуют в противную сторону, по внушению духа обольщения. Как Дух Божий руководит и наставляет пастырей церкви, и всех пасомых их, так и дух лукавый руководит и управляет всех лжеучителей; какое древо, такие бывают и ветки: от доброго древа добрые и ветки и добрые бывают плоды; а от злого древа злые ветки, и злые бывают плоды. 9) Причина иконоборческого заблуждения зависит от их самозваных пастырей Это послание он писал не к язычникам уверовавшим во Христа, но к евреям уверовавшим, которые проживали среди своих евреев неверных, которые веру Христову хулили и злословили, и в свое оправдание приводили от ветхого закона разные доказательства против христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Притом же: 2) одно из существенных условий для действенности великого Таинства, по учению нашей Церкви, составляет то, чтобы как совершители Таинств, так и приемлющие их совершали и принимали не иначе, как «по Богопреданному чину» (Православное Исповедание, ч. I, отв. на вопр. 100). А о Таинстве Елеосвящения в нашей Церкви положительно говорится, что «совершителями оного апостол прямо называет пресвитеров: да призовет пресвитеры церковныя» («Православно-догматическое богословие», т. II, с. 231). Ясно, что если бы священник дерзнул совершить Елеосвящение сам над собою, то этим отступил бы от богоучрежденного чина и таким образом не совершил бы самого Таинства, так как «тогда только Таинство и будет Таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершено согласно с его установлением, по воле Господней» (там же, § 245). 3) Наконец, если бы священникам возможно было совершать Елеосвящение над самими собою, то также можно было бы им и исповедовать себя, и венчать себя, и проч. Но как невозможно ничто подобное, так невозможно и совершение Елеосвящения в указанном виде, а потому, собственно, о Елеосвящении подобного рода не должно быть и речи. («Руководство для сельских пастырей», 1886 г.). О браке Могут ли быть поручителями брачующихся их родители и лица женского пола? Саратовская Духовная консистория в разрешении сего вопроса, возбужденного одним из священников тамошней епархии, дала знать духовенству Саратовской епархии, что поскольку 9-м пунктом формы брачного обыска требуется совершение бракосочетания при посторонних свидетелях, а по 10-му пункту той же формы под обыском должна быть подпись поручителей, а не поручительниц, то очевидно, что поручителями при женихах и невестах не могут быть не только родители, но и близкие родственники, а равно и женщины. («Саратовские епархиальные ведомости», 1873 г.) Но такое отрицательное решение вопроса идет вразрез с практикой, установившейся в некоторых епархиях и вызывает возражения. Вятский протоиерей отец Кибардин, обращаясь к редакции газеты «Современность» за разъяснением этого вопроса, находит, что распоряжение Саратовской консистории, с одной стороны, не имеет твердого основания в действующем законоположении, с другой – почти неудобоисполнимо в практическом отношении. В Уложении о наказаниях, между прочим, замечает отец Кибардин, нигде не говорится о взыскании с виновных в допущении родственников брачующихся быть поручителями при венчании последних. А если это обстоятельство не предусмотрено и не запрещено законом, то оно и не должно быть вменяемо кому бы то ни было в вину. Далее, если родственников брачующихся лиц лишить права быть поручителями при женихе и невесте, то это, по словам отца Кибардина, поставит в большое затруднение сельских священников, что может помешать своевременному совершению брака. Дело в том, что поручителями при браках бывают обыкновенно так называемые «поезжане», в состав которых входят преимущественно родственники новобрачных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Среди работ по народному православию особенного внимания заслуживает цикл серьезных научных статей Г.Булашева, В.Маврицкого, П.Озерецкого, П.Поспелова и др. В целом можно говорить о довольно высоком уровне многих публикаций в журнале, о знании их авторами современной им научной литературы. Вместе с тем иногда на страницах РДСП помещались курьезные, с современной точки зрения, материалы. Например, статья К.Думитрашкова, в которой автор считает, что, так как многое в сказках взято из языческой мифологии, то некоторые сказки вредны и не подходят для нравственно-воспитательной роли подрастающего поколения. Важно отметить, что РДСП никогда не было печатным органом исключительно Киевской епархии, а всегда выступало в роли общероссийского журнала, привлекая к сотрудничеству сельских священников из разных уголков России. Неоднократно редакция журнала обращалась к своим читателям с просьбой присылать заметки « о характеристических чертах простого народа и о том, как ими пользоваться для успешного содействия на нравственность прихожан». Поэтому за все годы своего существования издание накопило огромный материал по местной народной традиции. В 1914 г. в РДСП был опубликован призыв – собирать фольклор, привлекая к этому школьников под руководством учителей. Здесь же говорилось об огромном воспитательном значении собирательной работы. К сожалению, из-за начала I мировой войны этот призыв не был реализован. Редакции удалось сплотить вокруг себя коллектив постоянных корреспондентов, активно сотрудничавших с журналом в течение многих лет. Назову лишь несколько фамилий: А.Воскресенский, С.Грушевский, К. Думитрашков, С.Кохомский , А.Левашев, П.Озерецкий, В.Певницкий , П. Руновский, И.Скворцев, П.Троцкий, А. Флегматов и др. Сведения по особенностям народного православия содержатся и в официальных документах из различных епархий, в таких рубриках как «Решение недоуменных вопросов по пастырской практике», «Заметки», «Из епархиальных ведомостей». Эти сведения доставлялись в редакцию журнала иноепархиальными корреспондентами, извлекались из епархиальных ведомостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Постановление правления семинарии было таково. «Так как правление семинарии вполне предоставило совету петербургской дух. академии избрать и оценить кандидатов на вакантные должности преподавателей церковной истории и психологии с соединенными предметами, то, считая излишним подвергать баллотировке рекомендуемых ныне кандидатов, войти с особым представлением к его высокопреосвященству об утверждении кандидатов Котовича и Успенского в должности. Затем, изготовить от имени владыки отношение в совет с.-петербургской академии с просьбой сделать распоряжение об отправлении означенных кандидатов к должностям их, присовокупив, что учебные занятия при одесской семинарии начинаются 16-го авг. и проч 280 . Преподаватель Е. Арнольдов, занявший место законоучителя в ришельевской гимназии, должен был отказаться от церковной истории в семинарии, не будучи в состоянии совместить 12-ти уроков по этому предмету с обязанностями законоучителя. Не успел он еще переменить историю на гомилетику, как последовал указ св. синода об отнесении преподавания в дух. семинариях практического руководства для пастырей к кафедре гомилетики и литургики. Причиной отнесения руководства для сельских пастырей к гомилетике и литургике было то, что в академии эта наука преподавалась на практическом отделении, след., преподаватель церковной истории, состоя в историческом отделении, не имел бы достаточных познаний в практическом руководстве. Таким образом, преподаватель Е. Арнольдов получил три лишних урока 281 . В том же заседании заслушан указ св. синода касательно времени приемных испытаний в духовных семинариях. По этому предмету учебный комитет при св. синода постановил: так как летние вакации в духовно-учебных заведениях продолжаются только полтора месяца и дальнейшее сокращение вакационного времени было бы стеснительно для наставников и что выражение (устава?) «пред началом учебного курса» должно быть принимаемой (понимаемо?) в смысле начала правильных и постоянных занятий во всех классах, поэтому приемные испытания должны быть производимы немедленно по истечении вакационного времени, с тем, впрочем, чтобы на это было употребляемо не более недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но даже эти, указанные рецензентом слова служат тому доказательством. О методе Оригена мало сказать, что у него есть «нечто произвольное в движениях мысли» – эта черта присуща всем, даже великим отцам церкви, когда они развивают свои так называемые частные мнения; мало прибавить, что «его толкования священного писания кажутся не имеющими твердых объективных оснований» – это можно сказать об аллегорическом толковании самого Златоуста и даже Феофилакта Болгарского и других чтимых и принимаемых церковью богословов – экзечетов: так именно выражались об Оригене , как выражается о нем г. Пивницкий, его сторонники во время Оригенистических споров. Дело в том, что аллегорическое толкование Оригена обусловливается его стремлением создать свой особого рода гносис или «ведение совершенных» т.е. на место церковной веры поставить вид спекулятивного мышления и систему религиозного знания, отличного от веры церкви, по образцу Филона и вообще философского синкретицизма первых веков христианской эры. Вот в чем дело. 23 . Для меня было истинной новостью узнать, что автор статьи о моей «истории первобытной проповеди» в «руководстве для сельских пастырей», не кто иной, как В.Ф. Пивницкий; рецензент говорит об этом, правда, предположительно, но тем не менее горячо защищает досточтимого Василия Федоровича и статью «руководства», на которую я дал ответ в «Страннике», впрочем без малейшего подозрения, что автор статьи «руководства» 4 происшедшей видимо из того же грязного источника, из которого возникла брань на меня в «Прав. Обозрении», – В.Ф. Пивницкий, о котором я с таким почтением отозвался в начале своей книги; я и теперь сомневаюсь в этом. Рецензент защищает псевдо-Пивницкого с той же «энергией» и с тем же «достоинством» – с какими защищал Расплюев Кречинского в известной драме Сухово-Кобылина. Этой защиты я не буду здесь разбирать, так как рецензент лишь повторяет содержание статьи «руководства», мною опровергнутой подробно 5 так, что само «руководство», желая оставить за собою последнее слово в споре, не нашлось ничего сказать как только несколько фраз на тему: «ты сердишься, значит не прав», да указать на одну неоговоренную опечатку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

36 . Священник С. Брояковский. „Несколько слов о штундизме и о мерах против него”. Церковный Вестник. 1889 г. 37, 25. 37 . А. Дородницын. „Записка Арх. Никанора о штундизме и о мерах борьбы с нею”. Миссионерское Обозрение. 1899 г. 1. 38 . Священник Березницкий. „Двадцатилетняя борьба с приходскою штундою и троекратное одоление”. Миссионерское Обозрение. 1896 г. Июль–Август. 39 . И. Фудель . „Основа борьбы с сектантством”. Миссионерское Обозрение. 1896 г. 1. 40 . В. Блошенко. „Об ограждении от совращения в молоканство православных работников у хозяев-сектантов”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 3. 41 . Еп. Андрея. „О проповеди и миссии”. Миссионерский Сборник. 1914г. 42 . Пр. А–в. „Задачи миссионерской деятельности пастырей Церкви”. Миссионерский Сборник. 1914 г. 1–2. 43 . „К вопросу о мерах борьбы с сектантством в Степном крае”. Церковные Ведомости. 1913 г. 30. 44 . Вл. Шкловский. „Кинематограф и современная миссия”. Миссионерский Сборник. 1914 г. 5. 45 . Прот. И. Троицкий . „Особенная зловредность штундо-баптизма и некоторые меры приходской борьбы с этой сектой”. Руководство для сельских пастырей. 1912 г. 16–17. 46 . Губин П. и В. Скворцов. „Психологическая точка зрения на причины распространения сектантства и на способы и условия борьбы с ним”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 5. 47 . В. С–ва. „Киевская администрация и борьба с штундизмом в юго-западном крае за последние 8 лет”. Миссионерское Обозрение. 1898 г. 1. 48 . „К вопросу о происхождении штундизма в России и мерах для борьбы с ним”. Церковный Вестник. 1891 г. 25. 49 . „Штундизм, его прошлое и настоящее, и меры для борьбы с ним”. Церковный Вестник. 1892 г. 35–36. 50 . М. Кальнева . „Заботы миссии об улучшении религиозно-нравственных условий жизни фабричных рабочих”. Миссионерское Обозрение. 1898 г. 3. 51 . И. Фудель . „Общецерковная молитва о заблудших, как одно из могучих орудий приходской миссии”. Миссионерское Обозрение. 1898 г. 1. 52 . Прот. Виноградов. „Миссионерские духовные гимны, как противо-сектантская мера”. Миссионерское Обозрение. 1898 г. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Если низкий уровень нравственной жизни в городе так привлекателен для жителей села, то это служит верным показателем, что и на селе нравственность не высокой пробы. И это совершенно справедливо. Доброе старое время былью поросло. Расшатанность нравов чрез города и фабрики широкой волной врывается в сельские пределы. Село перестаёт существовать, как школа нравственности. «Народ выпал из религиозной и нравственной дисциплины, выпал из своей крестьянской избы, как ребёнок из колыбели, выпал из живительных и нежных объятий матери-земли». Таким образом, вся сила аграрного вопроса вовсе не в малоземельи крестьян, а в более глубоких, чисто психологических причинах крестьянской жизни. Это видно ещё из нижеследующего. В Европейской России лишь 10–12% крестьян имеют на двор менее 5 десятин земли, остальные 88–90% крестьянских домохозяйств имеют земли на каждое не менее 5 десятин, а в общем среднем со включением малоземельных и даже безземельных – 11 десятин на двор. Средний размер крестьянского землевладения в Германии, Франции и Австрии всего 5 десятин, в Дании 4 ½, Венгрии 4, Бельгии 2, только в Англии подымается до 7 ½. Можно ли говорить при таких условиях о малоземелье, как об общей беде русской жизни? («Нов. Вр.», Трудная и сложная, но высокая и святая обязанность лежит на пастырях словесных овец предупредить бегство последних из родных сёл, воспламенить в них искру любви к матери-земли и предотвратить их нравственную гибель в омуте городской и фабричной жизни. Священники-начётчики и богословски образованные пастыри Переустройство нашей церковно-приходской жизни вызывает весьма много важных вопросов; не последним из последних является вопрос, – каковы должны быть пастыри церкви по образованию: должны ли они быть богословски образованными или для руководства, напр., сельской паствой достаточно священнику быть начитанным в Слове Божием, творениях св. отцов, прослужить известное время в сане диакона и проч.? В пользу последнего мнения приводится немало доводов. Так, утверждают, что священники богословски образованные (академисты, семинаристы) весьма часто стоят вдали от паствы, изображают собой пастырей-бар, тогда как «для сельского духовенства более всего нужна благочестивая настроенность, церковный дух» и близость к пастве. В подтверждение тесного общения между пастырем и паствой указывают на раскольников, которые не имеют других пастырей, как только из начётчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

И се первый вид есть дел общих. Вторый же общих дел вид есть, яко же предречеся, осмотреть, есть ли у нас довольное ко исправлению Христианскому учение? Ибо хотя известно есть, что самое Священное писание содержит в себе совершенные законы и заветы ко спасению нашему нужные, по гласу Апостола, 2 Тимофея 3: всяко писание богодохновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован; обаче, понеже немногие умеют честь книги, и от книжных немногие могут вся собрать от писания, яже суть нужнейшая ко спасению; того ради требуют руководства совершеннейших мужей. Того бо ради пастырский чин от Бога уставлен, дабы от Священнаго Писания научал вверенное себе стадо. А понеже мало есть, противно толикаго Российския церкве многонародия, таковых пресвитерей, которые бы наизусть могли проповедать догматы и законы Священнаго Писания; то всеконечная нужда есть имети некия краткия и простым человекам уразумительныя и ясныя книжицы, в которых заключится все, что к народному наставлению довольно есть; и тыя книжицы прочитовать по частям в недельные и праздничные дни в церкви пред народом. А хотя и есть таковых книг довольное число, сиесть, Омология или исповедание православное, тако ж и некиих великих учителей Святых толковательныя беседы и слова нравоучительныя; обаче се есть неудобное всему, наипаче простому народу учение. Ибо книга исповедания православнаго немалая есть, и для того в памяти простых человек неудобь вмещаема и писано непросторечно, и для того простым не вельми внятна. Тако ж и книги великих учителей, Златоустаго, Феофилакта и прочих писаны суть Еллинским языком, и в том токмо языке внятны суть, а перевод их Славенский стал темен и с трудностию разумеется от человек и обученных, а простым невежам отнюдь непостизаемый есть. И сверх того толколвательныя беседы учительския много имеют высоких богословских таин; тако ж и немало сказуют, что тогда сказовать подобало по приклонности разных народов, и по обстоятельству оных времен, чего ныне невежливый человек к пользе своей употребить не умеет. А простому народу внушать часто подобает то, что самое есть всем обще, и всякому собственно, по своему званию должное. Еще же и невозможно книг оных иметь во всех и сельских церквах, разве в городовых, и то богатых. Того ради подобает иным способом врачевать немощь человеческую. И таковое приходит разсуждение, аще бы ведали все самыя главнейшия веры нашея догматы, и кое есть устроенное от Бога спасения нашего смотрение; и аще бы ведали заповеди Божия, еже уклонитися от зла, и творити благое: то довольное бы им было наставление. А если бы кто и при таковом ведении развращен пребыл; то сам бы таковый был пред Богом безответен, а не чин пастырский, спасению его добре служащий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1340...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010