Именно в период своего служения на Святой Земле святитель Феофан получил редкую для своего времени возможность изучать письменные источники древних христианских аскетов в подлинниках и ранних списках. Получив доступ к оригиналам святоотеческих наставлений, он не только укреплял свой личный опыт подвижника, но и обогатил всю отечественную духовную традицию, раскрыв перед своими современниками понимание христианской жизни как устремления к Богу. Данный период жизни святителя Феофана можно восстановить по многочисленным официальным документам из крупнейших российских архивохранилищ: Российского государственного исторического архива (РГИА) и Архива внешней политики Российской Империи (АВПРИ). Много сведений об этом времени дают опубликованные мемуары первого главы Русской духовной миссии архимандрита Порфирия (Успенского) и неофициальная переписка святителя Феофана, которая сосредоточена в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки (НИОР РГБ), Центрального исторического Архива Москвы (ЦИАМ), Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН), Архива Русской духовной миссии в Иерусалиме (АРДМ) и других. Хранящиеся в архивах сведения помогают выяснить ряд биографических фактов и понять мотивы отдельных поступков и решений святителя Феофана, связанных с его пребыванием на Святой Земле. В первую очередь, это два письма святителя, написанные из Иерусалима в 1851 году: А.Н. Муравьеву от 9 апреля и тогда еще иеромонаху Антонину (Капустину) от 20 июня . Основной массив документов, связанных с копированием и переводом греческих рукописей святителем Феофаном на Ближнем Востоке, хранится на Афоне в архиве и библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря (АРПМА и БРПМА). В отличие от других заграничных миссий Русская духовная миссия в Иерусалиме действовала на канонической территории Иерусалимской Православной Церкви и выполняла функции посольства или дипломатического представительства. При ее создании в 1847 году преследовались три основные цели: упрочение связей с поместными православными Церквами Востока, организация пребывания на Святой Земле паломников из России и решение различных проблем, связанных с нахождением на территории иностранного государства граждан России. Кроме того, присутствие русской миссии в Палестине, куда исторически стремятся попасть представители многих христианских церквей и нехристианских вероисповеданий, должно было укрепить там позицию Православия.

http://bogoslov.ru/article/5552309

На торжественной церемонии выступили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), заместитель Премьер-министра РТ В.Г. Шайхразиев, Министр культуры РТ А.М. Сибагатуллин и директор ГМИИ РТ Р.М. Нургалеева. «Настало время собирать, - сказал, в частности, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков). - Только что я вернулся от Казанского собора, где ведутся работы по воссозданию. Целый век мы разбрасывали, рушили камни своего народа, своей культуры, истории, веры. Уже разбрасывать нечего. Дальше нужно по крохам собирать и созидать. Воссоздавая собор, мы решаем общероссийскую задачу, ибо Казанская икона Божией Матери - это не " один из " , а главный образ, с которым связана история нашего Отечества». Как отмечала по этому поводу на сайте Культурно-просветительной газеты «Каз@нские истории» известный журналист Л.В. Агеева, выставка «ознаменовала первое событие в череде мероприятий, связанных с Казанской иконой Божией Матери». «Не припомню, - писала она, - чтобы какую-то другую выставку в Музее изобразительных искусств открывали на улице, у парадного входа в бывший особняк генерала Сандецкого. Это говорит и о важности события, и о том, что в здании вряд ли можно найти место, где бы вместились все желающие на нём присутствовать».(4) Выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь», патронируемая Татарстанской митрополией РПЦ и Министерством культуры РТ, была подготовлена ГМИИ РТ и частными коллекционерами при участии Национального архива (НА) РТ, Архива Управления Федеральной службы безопасности РФ по РТ, Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (К/П/ФУ), Геологического музея имени А.А. Штукенберга и Музея Казанской химической школы К(П)ФУ, Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования (ИКМО) г. Казани, Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия, Государственного Русского музея, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, семейного архива А.В. Щусева, Библиотеки Российской Академии наук, Российского Государственного исторического архива и Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Построенная по хронологическому принципу, монография написана на основе исследования широкого круга научной литературы и источников — как архивных материалов, так и монографий отечественных, эмигрантских и зарубежных историков, церковных изданий, законодательных актов, опубликованных документов органов государственного управления, ВКП(б)–КПСС, периодической печати. Хорошим профессиональным уровнем отличается историографический анализ. Особенно подробно и обстоятельно изучена соответствующая современная российская научная литература, посвященная изучению вскрытию и изъятию мощей святых в советский период. Основной источниковой базой, помимо периодической печати, нарративных источников (мемуаров, дневников, писем) и сборников документов, послужили документы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации и Архива Санкт-Петербургской епархии. Особо следует отметить, что рецензируемая работа является своеобразным продолжением предпринятого Кашеваровым еще в 1990-х гг. исследования кампании советской власти по вскрытию святых мощей 1918–1920 гг., ее политических, идеологических, социальных аспектов, а также связи с последовавшей вслед за ней кампанией по изъятию церковных ценностей 1 . Новая монография, написанная хорошим литературным языком, с привлечением большого количества нового и ранее неизвестного ученым материала, производит впечатление исключительно добротного и глубокого исследования, которое будет полезно как историкам Церкви, так и всем, кто интересуется историей нашей страны. В профессионально составленном историографическом обзоре, однако, есть некоторые пробелы. В частности, не использована подготовленная А. Рогозянским книга «Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в Советское время» 2 . Кашеваров использовал 2 статьи московского исследователя И. В. Семененко-Басина, однако упустил его монографию «Святость в русской православной культуре XX века. История персонификации» 3 , в которой имеется глава «Мощейная кампания», посвященная вскрытию и изъятию мощей святых в СССР. Отсутствуют также некоторые общие работы, в которых затрагивается избранная тема, в частности «Русская Православная Церковь. XX век», сборник статей «Канонизация святых в XX веке» и др. 4 Кроме того, дополнительно можно было бы использовать целый комплекс изданий, посвященных биографиям отдельных святых и судьбе их мощей 5 .

http://sedmitza.ru/lib/text/4157275/

Олеся Салиева , преподаватель русского языка и литературы, Серпухов. Как не скатиться в ханжество? Фото из архива автора. – С.8; Ольга Янум , преподаватель Белорусской академии музыки, преподаватель Минского      духовного училища, Белоруссия. Зло разорванного добра . – Фото из архива автора. – С.8; Наталия Александрова , заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи, член-корреспондент Российской Академии Художеств, Москва. Нравственность смотрящего. Фото Владимира Ештокина. – С.8; Борис Любимов , ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, Москва. В поисках цветов добра . Фото из архива журнала «Фома». – С.8. Реклама : С.9.   Грани: Грани (…законотворчества, …объединения, …кинематографа, …отцовства, …отношений, …музыки, …поздравлений). Подготовили Алексей Соколов, Наталья Волосатова. В подготовке рубрики использованы материалы агентств «Интерфакс-религия», «Седмица.Ру» и пресс-службы Московской Патриархии. Фото Максима Федичкина, Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2008. – С.10-11. – (рубрика « Грани »). Поколение героев. Исторический опыт Церкви пока остается невостребованным обществом /Автор – Алексей Соколов . Фото Натальи Волосатовой//Фома. - – июнь 2008. – С.12-13. – (рубрика « Грани »). Навстречу намеченной на конец июня 2008 года научной конференции «Почитание новомучеников ХХ столетия и восстановление национального исторического самосознания», проведение которой готовит Фонд преподобного Серафима Саровского. Алексей Беглов , кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Канонизация без прославления . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2008. – С.13. – (рубрика « Грани »). См. также: Утраченная благодарность . Отклик игумена Дамаскина на статью А. Соколова «Поколение героев» и колонку А. Беглова «Канонизация без прославления», 2008//Фома. - – июль 2008. – С.128-129. – (рубрика « Отклики »). Телецитата: Совместный проект журнала «Фома» и передачи «Русский взгляд» (3 канал).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-62-i...

В 1854 году, когда Соловкам угрожала английская военная эскадра, самая ценная часть монастырской библиотеки была вывезена в Антониево-Сийский монастырь, а позднее передана в библиотеку Казанской духовной академии. После закрытия Соловецкой обители, в двадцатые годы прошлого века, сокровища монастырской ризницы были вывезены на материк и предназначались к уничтожению, однако многолетние подвижнические усилия таких выдающихся деятелей культуры, как Н.Н. Померанцев, П.Д. Барановский, М.П. Мошков, Ф.А. Каликин и других, подчас безвестных людей, помогли спасти и сохранить для будущих поколений уникальные святыни Соловецкого монастыря. Несмотря на все испытания и трагедии XX века, культурное наследие Соловецкого монастыря хорошо сохранилось. Большинство архитектурных памятников обители уцелели на самом архипелаге (в 1992 году они были включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО). Сокровища соловецкой книжности и монастырского искусства сегодня хранятся во многих архивохранилищах и музеях России. По степени сохранности и объему историко-культурное наследие Соловецкого монастыря — один из самых богатых исторических комплексов, находящихся в руках российских исследователей. В настоящее время большая часть соловецкой библиотеки — 1482 рукописи и 83 старопечатные книги — хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Десятки соловецких рукописей находятся в Библиотеке Академии Наук (Санкт-Петербург), Государственном Музее истории религии (Санкт-Петербург), музее-заповеднике " Московский Кремль " , в Государственном Историческом музее (Москва). Самые ценные актовые книги и грамоты из монастырского архива находятся в музеях Московского Кремля (около 1500 единиц) и в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Огромный архивный фонд Соловецкого монастыря находится в РГАДА (Москва): в ф. 1201 ( " Соловецкий монастырь " ) числится около 12,5 тыс. ед. хр. (от одного до десятков и сотен листов в каждом). Большое количество дел находится в ф. 1183 ( " Московская контора Синода " ). Сокровища соловецкой ризницы хранятся в музее-заповеднике " Московский Кремль " (566 ед. хр.), Государственном Историческом музее (113 ед. хр.), музее-заповеднике " Коломенское " (270 ед. хр.), Государственном Музее истории религии (129 ед. хр.), Государственном Русском музее (23 выявленных ед. хр.), Архангельском краеведческом музее, Музейном объединении " Художественная культура Русского Севера " (г. Архангельск), Соловецком музее-заповеднике. Самые ценные предметы из военного арсенала Соловецкого монастыря (средневековое огнестрельное и холодное оружие) находятся в Военно-историческом музее артиллерии и инженерных войск (Санкт-Петербург).

http://patriarchia.ru/db/text/4016387.ht...

Игорь Петровский представил журналистам архивные документы, подтверждающие обоснованность возвращения монастырю ряда зданий, принадлежащих Старочеркасскому музею, более того, свидетельствующие, что существование обители на Атаманском подворье — воля самих атаманов Ефремовых, основавших монастырь. В частности, это справки Российского государственного исторического архива о хранении в его фондах прошения семьи Ефремовых, направленного в Синод, об основании на их подворье женского монастыря для вдов казаков. Синод рассмотрел это прошение и обратился к Ефремовым с просьбой построить еще несколько сооружений, чтобы монастырь мог функционировать. После этого все здания вместе с домовой церковью, Атаманским домом, конюшней, кухней были переданы Русской Православной Церкви и образован Свято-Донской Ефремовский Старочеркасский монастырь. Согласно другому документу, монастырю, среди прочих строений, принадлежал и Атаманский дом, сегодня ошибочно называемый дворцом, в котором проживали игумении обители и насельницы. Игорь Петровский сообщил журналистам, что взаимодействие музея-заповедника и монастыря нельзя назвать иначе, как «соработничеством или сотрудничеством». «С музеем у епархии никаких обоснованных имущественных споров быть не может. Монастырь и музей, как части единого архитектурного и исторического комплекса, служат одному делу: сохранять, развивать и популяризировать духовное и культурное наследие». Пресс-секретарь Главы Донской митрополии подчеркнул «ложность слухов о выселении музея после возвращения епархии Атаманского дома». Более того, отметил Игорь Петровский, «музейные экспозиции будут расширяться, вскоре появится выставка, посвященная вековой истории Ефремовского монастыря. Музей и монастырь проводят и планируют совместные историко-культурные, просветительские мероприятия, чтобы казачья станица развивалась и в духовном, и в культурном, и в общественном отношении». В пресс-конференции приняли участие и.о. наместника Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Рафаил (Митрофанов), ведущий методист государственного архива Ростовской области Алла Шадрина, руководитель информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов, ведущий специалист Ростовского епархиального управления по передаче Церкви имущества религиозного назначения Любовь Родионова, руководитель юридической службы Ростовской-на-Дону епархии Александр Столяров.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4269230...

Время проведения: 2 февраля, 10.00. Место проведения: читальный зал Центральных архивов Главархива Москвы, ул. Международная, 10. Проезд: м. «Площадь Ильича» (выход один), после эскалатора налево и еще налево в первый поворот. Выйдя из метро, чуть вправо по диагонали (метров 50) идти по направлению к высотному (17-эт.) светлокирпичному зданию (архив), во дворе храм и пятиэтажное серое здание, где планируется проведение заседания. 1. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых. «Духовно-документальное наследие новомучеников – современной школе». 2. Иерей Олег Митров, настоятель храма Космы и Дамиана с. Митнино Московской обл. «“Житие” народа России и его интерпретация в школьных учебниках». 3. Горинов Михаил Михайлович, заместитель начальника Главархива Москвы, к. ист. н. «Церковь и школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)». 4. Казакевич Александр Николаевич, гл. специалист Центра научного использования и публикации архивного фонда Главархива Москвы. «Православная традиция в образовании (по документальным публикациям Главархива Москвы». 5. Мухина Елена Николаевна, доцент кафедры истории России XIX-haчaлa XX вв. исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, к. ист. н. «Приходские документы как исторический источник для исследования основ духовно-нравственного просвещения». 6. Копылова Ольга Николаевна, начальник отдела Государственного архива РФ, к. ист. н. «Документы Государственного архива Российской Федерации о духовном образовании в послевоенные годы». 7. Коршунова Татьяна Николаевна, заместитель директора ЦАОПИМ. «Противодействие государственных и партийных органов духовному влиянию Церкви на детей в 20-50-е годы ХХ столетия (по документам ЦАОПИМ)». 8. Егорова Марина Алексеевна, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, к. пед. н. «Отечественная традиция в образовании сирот. Источники и перспективы научно-педагогического исследования». 9. Монахиня Сергия (Ежикова), настоятельница Петропавловского монастыря, заведующая Отделом агиологии Брянской епархии. «Исповеднический путь архиепископа Брянского Даниила (Троицкого, 1887-1934)».

http://pravoslavie.ru/425.html

ПСТГУ представлен ректором протоиереем Владимиром Воробьевым и его заместителем по руководству центром новейшей истории Русской Православной Церкви священником Александром Мазыриным. На втором заседании Научно-редакционного совета все его члены выступили за включение в состав совета сотрудника ПСТГУ Н. А. Кривошеевой, много лет работающей с архивными фондами Собора. Общецерковная аспирантура и докторантура представлена секретарем Ученого совета А.И. Мраморновым и докторантом священником Илией Соловьевым. Им поручено координировать работу Научно-редакционного совета в период между его заседаниями. Кроме того, отец Илия недавно возглавил издательство Новоспасского монастыря и, имея двадцатилетний книгоиздательский опыт, будет отвечать за оформление и техническое обеспечение издания. Скажу еще несколько слов о членах Научно-редакционного совета, представляющих синодальные учреждения и одновременно являющихся исследователями Поместного Собора. В состав Совета входит заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, один из лучших знатоков материалов Собора – протоиерей Николай Балашов. Он состоит редактором серии монографический исследований о Соборе. Именно в этой серии опубликовал свою монографию о Соборе заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов). Исследование о. Саввы посвящено рассмотрению на Соборе системы епархиального управления. Светское научное учреждение – Институт русского языка представляет А.Г. Кравецкий. Александр Геннадьевич является также одним из авторов-составителей весьма подробного и очень ценного для исследователей " Обзора Деяний " Собора 1917 – 1918 годов. Его опыт работы с архивами Поместного Собора для нас очень ценен. Наша работа требует тесного взаимодействия с федеральными архивами, хранящими фонды Собора. Поэтому к участию в работе совета были приглашены директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко и директор Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге А.Р. Соколов.

http://e-vestnik.ru/interviews/pomestnyi...

Часть экспозиции рассказывает о гонениях на Русскую Церковь в советский период. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, значки, которые они носили, фотографии, антирелигиозную литературу и т.п.. Часть экспонатов музея Русского Патриаршества посвящена Святейшему Патриарху Кириллу, его нижегородским корням и судьбам его деда — иерея Василия Гундяева и отца — протоиерея Михаила Гундяева, пострадавших за веру в эпоху богоборчества. Для музея были разработаны стенды с исторической информацией, дополненная сведениями из архивных источниковРоссийского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, нижегородских и других архивов. В части музея, посвященной истории Воскресенского собора Арзамаса, выставлены отреставрированные оклады иконостаса первого каменного храма в честь Воскресения Христова, на месте которого было возведено теперешнее здание арзамасского кафедрального собора . Этот иконостас в связи со строительством нового храма перевезли в Вознесенскую церковь села Степаново Арзамасской округи, где он находился до революционных событий в стране и в течение всего советского периода. В наше время иконостас отреставрирован в реставрационных мастерских Нижегородской епархии. Восстановительные работы в Вознесенском храме продолжаются. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 .

http://patriarchia.ru/db/text/6046989.ht...

Несомненно важное значение имеют статьи, посвященные Воплощению Господа Нашего Иисуса Христа, его Воскресению, а также статья, посвященная Второму Пришествию. В каком-то смысле только что вышедший том является важным во всем издании, как собрание важнейших богословских научных знаний. На прошлом заседании мы давали поручение Церковно-научному центру представить концепцию электронной версии нашего издания. Перед нами лежит пробный вариант электронного информационного справочника, в который вошел том Русская Православная Церковь и Ежегодник Русской Православной Церкви. Я думаю, что это электронное издание действительно крайне необходимо и сейчас давайте примем решение о возможности размещения этих справочных и исторических материалов в свободном доступе на Интернет-портале «Седмица.ru». Если такое решение будет принято, то в ближайшее время Церковно-научный центр сделает эти материалы общедоступными. Сергей Леонидович проинформировал нас о завершении совместно с Государственным архивом Российской Федерации работы по созданию электронного каталога архивных дел, относящихся к истории Русской Православной Церкви, а также электронной описи дел Совета по делам религий СССР. Это важный этап в научно-исследовательской работе. Однако это только первый шаг. Думаю, что в настоящее время необходимо приступить к научной публикации, подразумевающей церковно-исторический и богословский комментарий важнейших архивных документов, как из Государственного архива, так и из архива Русской Церкви ХХ века, созданной на базе Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Этот архив включает как материалы, переданные по нашему распоряжению из архивов Московской Патриархии, так и материалы, приобретенные Церковно-научным центром у частных лиц. Считаю наиболее правильной формой работы издание ежеквартального церковно-исторического журнала, в котором помимо публикации архивного материала особое внимание уделялось бы разбору и рецензированию выходящих в значительном количестве книг по истории Русской Православной Церкви и Православия. Думаю, было бы правильно поручить Церковно-научному центру издание «Исторического вестника», сделав его печатным органом Церковно-научного центра.

http://patriarchia.ru/db/text/20201.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010