С.П. Карпов , академик РАН, декан исторического факультета МГУ им. Ломоносова: — Замечательная выставка. Главное — уважение и любовь к родной истории. И языком, понятным всякому. Отзыв о выставке для размещения в прессе С.В. Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации: — Получилась очень живая, замечательная экспозиция благодаря драматургии, устройству, интерактивности и деталям, очень доходчивым для публики. Я же видел, как люди воспринимали историю. Я считаю, что это явление. Если бы выбирали событие года, я бы, не задумываясь, назвал эту выставку. Ее трудно и выставкой назвать: это не статично, это не для созерцания, это слишком живое. Из беседы Н.Н. Нарочницкая , председатель парижского отделения Института демографии и сотрудничества: — Именно этот панорамный взгляд на нашу историю, на ее семимильные шаги нужен сегодняшней молодежи. Слишком много негативных, презрительных суждений, которые заразили взгляды огромного количества людей. Некоторые считают, что наша страна вообще не имела какой-то настоящей истории, что наша история — никуда не годная, это тупик мировой истории… Ничего себе тупик! Мы построили города и промышленность в таких широтах, где никто никогда не делал! Выставка «Романовы»: погружение в глубь веков/Вести 24 А.Б. Мазуров, ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института, доктор исторических наук, профессор, депутат Московской областной думы: — Студенты приехали с выставке в восторге! История России как на ладони. И не мудрено: на выставку в основном поехали студенты факультета истории, управления и права, то есть это их непосредственное направление в дальнейшей деятельности. Сейчас уже можно сказать, что подход сделать выставку более «молодежной», с применением передовых компьютерных технологий, полностью себя оправдал. Архимандрит Тихон (Шевкунов) , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре: — Не будет преувеличением сказать, что Романовы — самая оклеветанная и оболганная семья из всех российских семей. Мы не собирались идеализировать никого из них. Но непозволительно и не помнить о тех великих достижениях, каких Россия достигла за 300 лет. Одна из задач выставки — благодарность, пусть и запоздалая, этой совершенно особой в нашей истории семье и ее сподвижникам за все то, что они сделали для России.

http://pravoslavie.ru/68439.html

Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица» открылась в Московском Кремле 29 сентября 2005 г. 11:32 В среду в музеях Московского Кремля открылась выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица». Выставка посвящена 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона и 360-летию вступления на престол царя Алексея Михайловича. Экспозиция, в которой представлены более 150 уникальных произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства, создана стараниями ММК, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Историко-архитектурного музея «Новый Иерусалим», Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива древних актов. На торжественной церемонии открытия выставки выступила генеральный директор ММК Елена Гагарина, которая сообщила, что экспозиция приурочена к 200-летнему юбилею ММК и открытию нового выставочного зала — Одностолпной палаты Патриаршего дворца. Это выставочное пространство само по себе можно считать в данном случае  частью экспозиции, т.к. Патриарший дворец был выстроен в Кремле через год после избрания Никона на патриарший престол. Строительство нового патриаршего дворца, не уступавшего обликом и убранством царскому, подчеркивало исключительное положение Никона и поражало размахом и великолепием убранства, говорится в пресс-релизе. О концепции выставки рассказала ее автор, заведующая сектором русского художественного металла ММК Ирина Бобровницкая. Хронологические рамки выставки охватывают 30 лет взаимоотношений царя и Предстоятеля Русской Церкви (1630-1670 гг.), при этом главное внимание сосредоточено на 1640-1650 гг. – этот «период дружбы» является наиболее важным в истории их сложных и неоднозначных отношений. Это время стало своеобразным воплощением идеи «премудрой двоицы» – гармоничного равновесия власти царя и Патриарха в государстве. Через экспонаты выставка рассказывает о важнейших событиях этого периода: венчании Алексея Михайловича на царство, принятии Соборного Уложения 1649 г., воссоединении Украины с Россией и других. Именно в эти годы, подчеркивается в пресс-релизе, у Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для вселенского православия. Экспонаты выставки — привезенные в Москву святыни с христианского Востока (иконы «Богоматерь Иверская» и «Богоматерь Влахернская»), поток посланий греческих идеологов с призывами о взятии русским царем Константинополя и победе над неверными — подтверждают стремление царя обрести особый статус как защитника и преемника веры византийских императоров.

http://patriarchia.ru/db/text/50852.html

Леонова Л.С., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой общественных движений и политических партий, заместитель декана по научной работе исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Священник Александр Мазырин, магистр богословия, к.и.н., доцент кафедры истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Перевезенцев С.В., д.и.н., профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Петров Н.В., доктор философии, Ph.D Амстердамского университета в области истории СССР, заместитель председателя Совета НИПЦ «Мемориал» Хаустов В.Н., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой Академии ФСБ РФ Хлевнюк О.В., д.и.н., главный специалист Государственного архива Российской Федерации Чернобаев А.А., д.и.н., профессор Российской академии государственной службы при Президенте России, главный редактор журнала «Исторический архив». Приложение Некоторые примеры фактических ошибок, спорных трактовок и случаев использования недостоверных источников в книге А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина «История России. 19172009» (3е изд. М., Аспект Пресс, 2010) С. 55 Учредительное собрание «к утру 6 марта» приняло ряд законопроектов. Правильно: «к утру 6 января». С. 110 Д.П. Благолепов, правильно: Д.П. Боголепов. Подобные ошибки имеются и на других страницах. Например, Г.Г. Каминский, правильно: Г.Н. Каминский (стр. 223), П.М. Жемчужина, правильно: П.С. Жемчужина (стр. 351). С. 114 Неверно указана дата избрания митрополита Московского Тихона Патриархом – 5 декабря 1917 г., правильно: 5/18 ноября. С. 115 Явно преувеличена роль духовенства в организации вооруженного сопротивления большевизму, в том числе и путем завышения числа военных священников в белых армиях. При этом ничего не говорится об отказе Патриарха Тихона благословить Белое движение, его призыве к духовенству не вмешиваться в политическую борьбу и даже подчиняться велениям советской власти, «поскольку они не противоречат вере и благочестию» (послание от 8 октября 1919 г.). Протоиерей А. Введенский, хотя и играл заметную роль в обновленческом движении, но не возглавлял его (главой обновленческого раскола он официально стал только в 1941 г.).

http://pravmir.ru/ekspertnaya-komissiya-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОДИХИН ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дмитрий Михайлович Володихин Дмитрий Михайлович Володихин (род. 1969 ), российский историк, писатель, литературный критик, издатель, профессор исторического факультета МГУ, помощник председателя Издательского совета и член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Родился 1 июня 1969 года в Москве в семье офицера пограничных войск и учительницы. Русский. В 1986 году окончил школу 39 города Москвы и поступил в МГУ на исторический факультет. В 1987-1989 годах служил рядовым войск ПВО группы советских войск в Германии. В 1993 годах окончил исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, затем был аспирантом МГУ. Специализировался на истории средневековой Руси, архивоведении, палеографии. С 1991 года работал на кафедре источниковедения и историографии МГУ, доцент. С 1994 года входил в состав редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин Российской академии естественных наук. С 1995 года - кандидат исторических наук. Защитил диссертацию по материалам архива Московского патриаршего дома. В 1995-2001 годах вёл ряд учебных курсов в Университете Российской академии образования. В 1995 году получил I премию на Конкурсе молодых ученых МГУ за книгу " Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI вв. " (М., 1994), написанную совместно с Д.Н. Александровым. Работал редактором в издательстве " Планета " . В 1993-2007 годах - редактор, заместитель главного редактора, исполнительный директор издательства " Аванта+ " , принимал участие в подготовке выпускающейся последним серии " Энциклопедия для детей " и других изданий, руководитель проектов " Антология мировой детской литературы " и " Антология мировой фантастики " . За подготовку " Энциклопедии для детей " был удостоен премии президента РФ в области образования за 2001 год. С 1997 года возглавляет собственное издательство " Мануфактура " .

http://drevo-info.ru/articles/13679512.h...

Родился в Москве в 1973 году. В 1995 г. с отличием закончил исторический факультет Московского педагогического университета. В 1997 досрочно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы государственной власти в концепции русских консервативных мыслителей конца XIX – начала ХХ вв. (исторический аспект)». В 2006 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Консервативные концепции переустройства России в контексте исторического процесса кон. XIX – нач. XX вв.». С 1999 г. преподает в высшей школе. В 2000-2001 гг. старший научный сотрудник «Центра политической и экономической истории России» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСИНП). В настоящее время (2013) заместитель начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Автор и соавтор более 500 опубликованных научных работ. Печатался в журналах: «Вестник архивиста», «Отечественные архивы», «Отечественная история», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Исторический архив», «КЛИО. Журнал для ученых», «Ab imperio». « «Русское время. Журнал консервативной мысли», «Россия XXI», «Россия и современный мир», «Вопросы философии», «Москва», «Наш современник», «Аврора» и др. Автор книг: Консервативная концепция российской государственности (М., 1999); «Эстетический аморализм» в произведениях К.Н.Леонтьева (М., 1999); Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало ХХ веков) (М., 2006); Консервативные концепции переустройства России (М., 2007), Две жизни Льва Тихомирова (М., 2011, в соавторстве с О.А. Милевским). Составитель и автор комментариев к книгам П.Н.Милюкова «История второй русской революции» (М., 2001) и С.П.Мельгунова «На путях к дворцовому перевороту. Заговоры перед революцией 1917 г.» (М., 2003). Составитель, автор вступительной статьи, комментариев и примечаний к книге «Дневник Л.А. Тихомирова 1915–1917 гг.» (М., 2008). Один из составителей, авторов вступительной статьи и комментариев к книге «Тюремная одиссея Василия Шульгина: материалы следственного дела и дела заключенного» (М., 2010). Ответственный секретарь, член редакционной коллегии и редакционного совета, а также автор ряда статей энциклопедий: «Общественная мысль России XVIII – начала ХХ века» (М., 2005); «Общественная мысль Русского зарубежья» (М., 2009); «Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века» (М., 2010). Составитель, автор вступительной статьи и комментариев к книгам: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому» (М., 2010, в соавторстве); Леонтьев К.Н. «Избранное» (М., 2010); Победоносцев К.П. «Избранное» (М., 2010); Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность» (М., 2010); Шарапов С.Ф. «Избранное» (М., 2010).

http://ruskline.ru/author/r/repnikov_ale...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Весна и СВО – удар по «россиянству» Размышления после Дня Народного Единства 09.11.2023 1626 Фото: Из личного архива автора Самый мощный удар по «россиянству» нанесла Русская Весна и Специальная военная операция. Что такое «россиянство»? Это концепция, утверждающая, что граждане России принадлежат к «российской нации». Что «российская нация» – многонациональна (что само по себе оксюморон), а значит, единственное, что объединяет граждан России – тот факт, что они граждане России, россияне. Таким образом, русский из Костромы и татарин из Казани оказывались представителями одной нации, а русский из Киева и татарин из Антрацита (ЛНР) – совершенно другой. Чуждой и чужой «россиянам». В логике «россиянства» русский из Киева и татарин из ЛНР оказывались «украинцами». Только потому, что когда-то Ленин решил, что Юго-Западная часть России будет называться УССР. И львовская коммунистка товарищ Фарион будет иметь полное право и возможность их украинизировать в своё удовольствие. Как своих крепостных. Поэтому «россияне» и не хотели присоединять земли, населённые русскими. В их логике – русские (татары и т.д.) в УССР – не русские, а украинцы. Крым буквально пришлось присоединить сразу, чтобы не потерять Черноморский Флот. От присоединения Донбасса отказывались долгие 8 лет. В начале СВО настойчиво пытались сохранить Украину, сделав её «хорошей» и завезя туда дружественное себе правительство. Не получилось. Не дали этого сделать успешно украинизированные до этого «бывшие русские», надевшие форму ВСУ. Которых Россия долгие годы упорно не признавала своими, русскими, и они в это поверили. Пока Россия смогла вернуть себе лишь часть своей исторической территории на Юго-Западе. И в ходе этого возвращения многим стало ясно, что на возвращённых землях заново создавать «хорошую, антифашистскую Украину» – себе дороже. Что украинизация, то есть государственное навязывание украинской, нерусской, идентичности приведёт только к воспитанию новых поколений русских в ненависти к России. И «новые регионы» (а на самом деле, старые, исторически русские) просто включили в состав РФ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/09/ru...

Скачать epub pdf Содержание Предисловие от редакции Содержание сих чтений из книг Священного Писания I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке III. Человечество заражено грехом, испорчено IV. Иисус Христос Сын Божий как второй Адам и Господь с небеси Алфавит Библии Стих I Стих II Стих II     Предисловие от редакции «Алфавит Библии » представляет собой одно из выдающихся творений основателя Алтайской Духовной Миссии преподобного Макария Алтайского (1792–1847). «Алфавит Библии » – это уникальный памятник миссионерской письменности, которому суждено было стоять у самых истоков православного просвещения алтайского народа, с публикацией которого архимандрит Макарий связывал все будущее развитие книгоиздания на алтайском языке. И хотя работа над «Алфавитом Библии» была завершена в 1841 г., до настоящего времени он так и не был опубликован. Более ста пятидесяти лет рукопись хранилась в Синодальном фонде ныне Российского Государственного исторического архива (РГИА) в Санкт-Петербурге и была практически невостребованной. По своему содержанию «Алфавит Библии» представляет собой обширную миссионерскую проповедь о христианском спасении, составленную преподобным Макарием исключительно из библейских текстов – стихов, извлеченных из различных книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Текст этой уникальной проповеди разбит на 4 части. Каждая из них содержит некоторое число последовательно нумерованных стихов «Алфавита Библии», снабженных ссылками на соответствующие им стихи Священного Писания . Всего в «Алфавите Библии» 2349 стихов. При этом часть стихов «Алфавита Библии» полностью соответствует стихам Священного Писания Нового Завета на русском языке в переводе, сделанном Российским Библейским Обществом (изд. 1823 г.). Другая часть новозаветных стихов «Алфавита Библии» была сформирована отцом Макарием в результате сокращения или объединения некоторых библейских стихов, а также включения в тот или иной стих слов из другого стиха. Перевод включенных в «Алфавит Библии» ветхозаветных стихов с древнееврейского на русский язык ранее был сделан самим архимандритом Макарием. Для 13 ветхозаветных стихов отец Макарий дает в «Алфавите Библии» новый вариант перевода, который, безусловно, представляет особый интерес для библейской текстологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Именно здесь зародились самые влиятельные движения, возникшие в Русской Церкви в XX веке – обновленческое и иосифлянское. Все это обусловливало повышенное внимание органов власти к местной религиозной обстановке. Благодаря налаженности делопроизводства, лучшей, чем в большинстве других районов, в петербургских архивах сохранилось много различных материалов по проблемам контроля за деятельностью религиозных организаций и борьбы с ними: руководящие указания партийных и государственных органов, сводки о религиозной ситуации в городе и области, информационные материалы, составлявшиеся уполномоченными Совета по делам РПЦ, органами НКВД-МГБ-КГБ и т. д. К третьей группе относятся архивы Управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Москве и Московской области, Архангельской области, Информационный центр Министерства внутренних дел Карелии. С делами репрессированных священнослужителей, хранящимися в них, удалось познакомиться через общество «Мемориал» или родственников осужденных. В некоторых регионах фонды архивно-следственных дел органов госбезопасности уже были переданы в областные и республиканские архивохранилища: в Центр документации новейшей истории Воронежской области, Центральный государственный архив общественных организаций Украины, Центр документации новейшей истории Костромской области. Близок к ним по составу документов и Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), в котором хранятся в основном материалы о репрессиях граждан СССР. Естественно, что следственные дела являются очень специфическим видом документов, требующим особой осторожности при работе с ними. Наконец, к четвертой группе можно отнести архивохранилища, содержащие фонды религиозных организаций и учреждений. Ряд подобных фондов имеется в Российском государственном историческом архиве. Изучались и материалы за 1943–1990-е гг., хранящиеся в Архиве Санкт-Петербургской епархии, а также документы германского Архива института восточных религий в Мюнстере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

528 См. решения церковного Собора 1666/67 г. (Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1876. Т. 2). 529 До издания Соборного Уложения в 1649 г., в приказе Большого Дворца сосредоточено было управление главным образом большими привилегированными монастырями и их церковными вотчинами. При царе Михаиле Федоровиче уже существовало при Дворце отделение, которое занималось церковными делами, и оно именовалось Монастырским приказом (АИ. СПб., 1850. Ч. I. 192; ААЭ. СПб., 1845. Т. III. 277). 531 Петр Малыгин упоминается дьяком Монастырского приказа с 4 февраля 1659 г. по ноябрь 1661 г. (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 315). 532 ЗОРСА. Т. 2. С. 401–422 (отсутствует историческое и археографическое введение). Упом.: Горчаков М. И. Указ. соч. С. 92; Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII-haчaлe XVIII в.//Историческая география России: ХИ-начало XX в.: Сб. статей к 70-летию Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 70. 540 Исследователи указывали разные цифры количества монастырей во второй половине XVII в.: от 252 до 476 (Новосельский А. А. Роспись крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, монастырей и думных людей, по переписным книгам 1678 г.//Исторический архив. М.; Д., 1949. Т. IV. С. 88–90; около 650 (Волков М. Я. Указ. соч. С. 158). 541 Я. Е. Водарский предложил другую градацию монастырей на основе вотчино- владения: крупнейшие (свыше 1250 крестьянских дворов), затем владельцы от 126 до 1250 крестьянских дворов, владельцы от 26 до 125 и мелкие от 1 до 25 двора. 542 Водарский Я. Е. Указ. соч. С. 76. Табл. I). Водарский Я. Е. Указ. соч. Прил. И. С. 79–94; впервые реестр «сказок», поданных церковными организациями в Москве на Генеральный двор, издал в сокращенном виде П. И. Иванов , не указав приписные обители; см.: «Ведомость сколько по переписным 1700 года книгам состояло за монастырями и вообще Духовным ведомством крестьянских дворов»//Иванов П. И. Описание Государственного архива старых дел. М., 1850. С. 344–358. Сведения даются в виде таблицы. В примечании оговорено «Взято из сказок Генерального Двора по Вотчинному архиву» (Там же. С. 358). Реестр «сказок» Генерального дво- pa в Москве переиздан: Владения и крепостные крестьяне Русской церкви в конце XVII в./Отв. ред. Я. Е. Водарский; сост. Я. Е. Водарский, Т. Б. Соловьева. М., 1988; Водарским использованы и другие публикации, в том числе справочник по монастырям: Зверинский В. В. Материал для историко-топо- графического исследования о православных монастырях Российской империи. СПб., 1890–1897. Т. I-III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напомним хронологию событий, развернувшихся вокруг бывших зданий Сената и Синода, где ныне, пока ещё находится РГИА. В 2002 году, в целом ряде сообщений, связанных с частичной передачей столичного статуса Петербургу, было заявлено о возможном переезде из Москвы некоторых властных структур, в частности, Конституционного суда. За неимением лучшего, чиновникам этого ведомства (всего конституционных судей в Москве аж 19 человек) было обещано вселение в огромное здание РГИА, где уже 170 лет существует крупнейший в мире исторический архив, насчитывающий 6,5 млн. единиц хранения. Одновременно с этим, возле станции метро Ладожская стали возводить новое здание хранилища, естественно, " по последнему слову техники " . Всё было бы ничего, если конечно не считать многочисленных выступлений общественности и экспертов против переезда этого уникального собрания документов. Однако судьи, по-видимому, решили не покидать насиженных мест, и управделами Президента РФ Владимир Кожин, выступая уже совсем недавно, в декабре 2005 года, заявил, что денег у правительства нет, и сейчас рассматривается возможность передачи зданий Сената и Синода частным инвесторам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это заявление вызвало бурю протеста у петербуржцев, которые были возмущены таким надругательством над символами российской государственности. Ведь очевидно, что коммерческое использование этих зданий предполагает их преобразование отнюдь не в музей, а, скорее всего, в " торгово-развлекательный комплекс " - термин, скрывающий за собой самые различные структуры - от дорогих бутиков до казино и стриптиз-клубов. Мы встретились с главным хранителем РГИА Никитой Сергеевичем Крыловым, который в силу своей должности лучше, чем кто бы то ни было знает весь комплекс проблем, возникающих в связи с переездом архива. Запись беседы с ним мы предлагаем нашим читателям. + + + Никита Крылов: Наконец-то через три года господин Кожин нашёл в себе мужество признаться в том, что все предыдущие годы он чудовищно лгал. Ведь в 2002 г. он клятвенно заверял, что в эти здания въедут только государственные учреждения. Никаких отелей и прочих злачных заведений здесь не будет ни при каких обстоятельствах.

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/11/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010