В сербской столице открыта выставка «Русская эмиграция в Белграде с 1920-х по 1950-е гг.» Белград, 1 февраля 2022 г.      В Российском центре науки и культуры «Русский Дом» в Белграде сегодня открыта выставка «РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В БЕЛГРАДЕ с 1920-х по 1950-е гг.». С приветственными словами к собравшимся обратились Евгений Баранов, директор белградского Русского Дома и Драган Гачич, директор Исторического архива Белграда - организатора выставки.         Экспозицию в здании, которое на протяжении уже более восьми десятилетий является главным центром русской культуры в Сербии, открыл заместитель мэра Белграда Горан Весич. Он отметил, что русские беженцы нашли не только приют в Королевстве Югославии; они внесли огромный вклад в развитие всех областей жизни общества. Страница истории страны, связанная с русской эмиграцией, несомненно, заслуживает особого внимания. Г. Весич выразил благодарность Историческому архиву Белграда, авторам выставки и сопровождающего ее каталога – проф. д-р Алексею Тимофееву, д-р Милане Живанович, Слободану Мандичу, Русскому Дому, отметив, что тема русской эмиграции интересна и ему лично: именно этой теме был посвящен его первый фельетон «Белые русские в Белом городе», вышедший в газете «Политика».      Благодаря систематическому проведению исследований в фондах и коллекциях Исторического архива Белграда, найдены многочисленные свидетельства о сообществе русских эмигрантов, оставивших значительный след в различных областях общественной жизни Белграда, его истории, архитектуре, культуре, в развитии главного города. Отобранные архивные материалы дополнены ценными документами, хранящимися в других культурных учреждениях столицы: Государственном архиве Сербии, Национальной библиотеке Сербии, Музее Белграда, Архиве Югославии, Военном архиве, благодаря чему получена исчерпывающая картина жизни русской эмиграции. Выставка, представленная на 32 панно и в двух витринах, по словам директора Исторического архива Белграда будет экспонироваться при поддержке Русского Дома и в других городах Сербии и региона. Планируется ее презентация в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве. Выставка стала заметным событием культурной жизни сербской столицы и широко освещалась сербскими и российскими СМИ. Экспозиция будет открыта в Русском Доме до 16 февраля. 1 февраля 2022 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/144227.html

А. А. Наумов – раздел «В. С. Орлов», письма Н. Н. Сокольского, воспоминания А. И. Свирского, А. А. Сергеева, С. Д. Кученкова, В. И. Воздвиженского и Н. С. Ермонского, С. А. Жарова, дневник Н. С. Голованова, Аннотированный именной указатель; М. П. Рахманова – «Из воспоминаний» А. К. Смирнова, «Воспоминания о Синодальном училище и хоре» А. П. Смирнова и его же очерки о Данилине, Голованове, Розове и Всенощной Рахманинова. Раздел «С. В. Смоленский» подготовлен М. П. Рахмановой совместно с Н. И. Кабановой. Составители выражают благодарность сотрудникам государственных архивовГосударственного центрального музея музыкальной культуры имени Глинки (ГЦММК) и его филиала – Мемориального музея-квартиры Н. С. Голованова, Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Российского государственного исторического архива (РГИА) и других, которые помогали нам в работе. Мы сердечно благодарим также Л. А. Никольского , Л. К. Розову, Н. Б. Смирнова, Е. М. Сокольскую за их понимание и помощь при подготовке этого издания. Ценные сведения мы получили от ныне покойной дочери В. С. Орлова Н. В. Орловой, а также от ушедших из жизни бывших учеников Синодального училища Н. Н. Белкина, Н. О. Журавлева, И. М. Смыслова, Д. Н. Шведова, К. М. Лазарева, И. Г. Лицвенко, служащих И. В. Ющенко, И. М. Харитонова, певчего М. К. Новоженина. 1 См.: Памяти Н. М. Данилина. Письма. Воспоминания. Документы. Редактор-составитель А. А. Наумов. М. 1987 2 Металлов В. М. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. М., 1911, с. 143–139 Читать далее Источник: Русская духовная музыка в документах и материалах : Сборник/Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки, Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Языки рус. культуры, 1998-. (Язык. Семиотика. Культура)./Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма/Сост., вступ. ст. и коммент. С.Г. Зверева и др. - 1998. - 682 с., л. ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Практически так же высказывается и его современник, известный философ Иван Васильевич Киреевский, который превосходно знал и анализировал западную культуру. Отчетливо понимая ее изъяны, Киреевский тем не менее не предлагал отмести ее наследие как нечто неприемлемое и словно несуществовавшее, поскольку был убежден, что невозможно вытравить из народного сознания то, что оно впитало в себя в течение нескольких веков и поколений. Он подчеркивал: «Если старое было лучше теперешнего, из этого еще не следует, чтобы оно будет лучше теперь. Что годилось в одно время, при одних обстоятельствах, может не годиться в другое, при других . При всей любви к древнерусским традициям Иван Васильевич понимал, что свое чувство следует подчинить рассуждению. «Желать ли нам возвратить прошедшее России и можно ли возвратить его? – спрашивал Киреевский. – Если правда, что самая особенность русского быта заключалась в его живом исхождении из чистого христианства, и что форма этого быта упала вместе с ослаблением духа, то теперь эта мертвая форма не имела бы решительно никакой важности. Возвращать ее насильственно было бы смешно, когда бы не было Одним словом, весь XIX век идет осознание важности возвращения церковного искусства к византийским, древнерусским истокам, идет поиск путей возвращения, путей восстановления традиции. Но будем иметь в виду, что само понятие «византийское искусство», «византийский стиль» представлялось в тот период иначе, чем сейчас. Дискуссии и споры о возможности соединить древнюю иконографию и новый художественный язык продолжались на разных уровнях все И насколько сильно за три века традиция была утрачена, настолько непросто и не быстро шло (и идет до сегодняшнего дня) ее восстановление. Обратимся подробнее к биографии И.М. Малышева . Основными источниками для ее изучения послужили архивные материалы из 1204 фонда Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА), материалы из фонда 789 Российского Государственного Исторического Архива (РГИА) и из фондов 203, 229, 2128 Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), немногочисленные публикации и упоминания о Малышеве в различных краеведческих Об иконописных работах Малышева и его мастерской писал в своей статье «Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре» иеромонах Практически ничего из упомянутых работ на сегодняшний день не сохранилось или не выявлено.

http://bogoslov.ru/article/2489669

В завершение своего выступления Кибовский поздравил сотрудников архива с тем, что они смогли показать всем заинтересованным зрителям то богатство источников, которые имеются в их распоряжении. Он также выразил надежду, что все выставленные материалы найдут своего аналитика, как в России, так и в мировом пространстве. Представитель Национального архива Франции, в свою очередь, поприветствовала организаторов и посетителей выставки. В своей речи она отметила, что «генерал Мороз» не сыграл решающей роли в поражении Наполеона, вопреки сложившемуся мнению. Прежде всего Бонапарт потерпел поражение благодаря военной стратегии императора Александра I и патриотизму русского народа. На открытии выставки выступил также одноименный потомок Дениса Давыдова по линии его брата Льва Давыдова, который был соратником героя-партизана. Давыдов рассказал о том, что его семья свято хранит память о событиях 1812 года и реликвии того времени. Бесспорно, это масштабное культурное событие огромного значения, которое вновь воскресит славу русского оружия XIX века. Над созданием выставки трудились ученые Национальных архивов России, Беларуссии, Франции, Финляндии. Здесь можно увидеть множество экспонатов, которые выставляются впервые. Среди них: письмо императора Александра I председателю Государственного совета генерал-фельдмаршалу графу Н.И. Салтыкову о начале войны с Францией, рескрипт императора Александра I главнокомандующему всеми русскими армиями генерал-фельдмаршалу князю М.И. Голенищеву-Кутузову с требованием объяснить причины оставления Москвы и другие. Как рассказал корреспонденту ПРАВМИРа Олег Чистяков, кандидат исторических наук, начальник научно-справочного аппарата Российского государственного военно-исторического архива: «Эта выставка организована для того, чтобы продемонстрировать широкой публике документы, которые ранее не выставлялись. Это принцип выставок в зале федеральных архивов, мы всегда стараемся показать именно такие документы. Среди всего представленного отдельно я бы отметил трофейные документы, например, журнал маршала Даву, подлинные указы Наполеона, которые он подписывал в Москве, документы Дениса Давыдова, которые внесены в реестр уникальных документов, его географическая карта, с которой он воевал, с его собственноручными пометками».

http://pravmir.ru/200-letie-otechestvenn...

Тем не менее сегодня Ф. А. Келлер больше знаком нам как один из немногих русских офицеров, сохранивших в феврале 1917 года верность Государю и отказавшихся присягать Временному правительству. Справедливо это или нет? Справедливо, потому что именно действия в феврале 1917 года стали своеобразной кульминацией жизни Федора Артуровича, сохранившего верность присяге, не поступившегося своими принципами и заветами отцов и дедов ради призрачной выгоды. Именно по этому поступку спустя многие годы потомки судят и будут судить о Ф. А. Келлере, сохранившем свою честь незапятнанной. Несправедливо потому, что почти неизвестным остается воинский путь этого выдающегося генерала, посвятившего себя Русской армии и ставшей делом его жизни кавалерии. В предлагаемом вниманию читателей очерке речь пойдет о последних годах жизни Федора Артуровича Келлера - начиная с объявления Великой войны в августе 1914 года и заканчивая гибелью генерала в декабре 1918 года в Киеве. В основу очерка легли архивные материалы воинских частей, руководимых Ф. А. Келлером в годы Великой войны - 10-й кавалерийской дивизии, с которой он начал кампанию, и 3-го кавалерийского корпуса, во главе которого Федор Артурович находился до весны 1917 года. Все документы этого периода, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве, впервые вводятся в научный оборот и не только рассказывают о боевом пути генерала и его частей в годы войны, но и показывают Келлера как командира и кавалерийского начальника, свидетельствуют о его незаурядных профессиональных и личных качествах. Отдельный раздел посвящен реакции Ф. А. Келлера на события февраля 1917 года. Завершает очерк рассказ об участии Федора Артуровича в Гражданской войне и его взаимоотношениях с лидерами Белого движения. Авторы выражают глубокую признательность за помощь в подготовке очерка В. Ж. Цветкову, С. Н. Базанову, Н. Л. Калиткиной, Л. Б. Казьминой, сотрудникам Российского государственного военно-исторического архива, начальнику Отдела фондов Русского зарубежья Государственного архива Российской Федерации Л. И. Петрушевой и всем сотрудникам ГА РФа, а также специалистам Российского государственного военного архива.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В Летописи учтены все дореволюционные и современные публикации трудов святителя. Хочу подчеркнуть, что вся эта работа имеет не только самостоятельную ценность, но и дает крайне важный материал для создания в последующем развернутого Жизнеописания святителя Феофана, что также является одной из важнейших задач, стоящих перед Научно-редакционным советом. Кроме того, Летопись, можно сказать, уже стала незаменимым пособием при составлении реального комментария к творениям святителя, творческой истории его произведений, для архивной исследовательской, а также текстологической работы. На сегодняшний день общий объем Летописи составляет уже более 85 авторских листов. Как видим, в отношении подготовки текстов, а также изучения жизни и творчества святителя Феофана в 2011 году было сделано немало. Но, пожалуй, ни одно из направлений проекта не развивалось так интенсивно, а самое главное — плодотворно, как архивные поиски и исследования, которые и должны быть основой подготовки всякого научного академического издания, и в первую очередь, научного издания, предпринимаемого в такой малоисследованной области, как русская патристика. Действительно, если в конце 2010 года мы не имели практически ни одного архивного документа, а тем более рукописи святителя, то сегодня ситуация коренным образом изменилась. За год работы было обследовано 26 архивов России, ближнего и дальнего зарубежья. Открыто, исследовано и передано в Научно-редакционный совет более 50 больших цифровых копий рукописей основных произведений святителя, причем многие из них — это никогда не издававшиеся или совершенно неизвестные творения. Открыто и откопировано более 3000 листов писем святителя, биографических документов и мемуаров, записей о святителе Феофане. Назову только архивы, не просто исследованные, но уже давшие за год наибольшее количество материалов. Начало в этом отношении было положено в Архиве внешней политики Российской империи, где было найдено 178 документов (712 листов), связанных с деятельностью святителя Феофана в составе первой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Затем в Научно-редакционный совет поступили: цифровая копия коллекции писем и отдельных статей святителя из Рукописного отдела Института русской литературы Академии Наук (Пушкинского дома) общим числом 447 листов, цифровые и рукописные копии писем и биографических документов святителя из Российского Государственного исторического архива, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и Библиотеки Московской духовной академии (623 листа), цифровые копии писем святителя Феофана из Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и Центрального исторического архива Москвы (322 листа), цифровые и рукописные копии документов из Государственного архива Тамбовской области, охватывающие весь период пребывания святителя на Тамбовской кафедре (83 листа фотокопий и несколько сотен заметок и выписок).

http://patriarchia.ru/db/text/1841187.ht...

Продолжается исследовательская работа в Государственном архиве Российской Федерации. Она близится к завершению. Ее результатом явится полный банк данных документов по истории Русской Православной Церкви и государственного контроля за Русской Православной Церкви, осуществляющегося в годы советской власти. Напомню, что мы осуществляем подокументную опись всего этого значительного фонда, и эта работа ведется уже четыре года. Значительные средства и силы в этом году были отданы на дальнейшее формирование двух внутренних архивов Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия». Это архив документальный по истории Русской Православной Церкви XX века. Осенью этого года нами была завершена разборка и подокументная опись архивных документов Издательского отдела и Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии за 60-70–е гг. XX века. Также идет научная подготовка и анализ документов Канцелярии Московской Патриархии за 1925-1944 гг. Эти уникальные документы постоянно публикуются в специальном разделе журнала «Вестник церковной истории». Весьма успешно развивается архив кино-фотодокументов по истории Русской Православной Церкви XX века, который при поддержке наших коллег из красногорского архива, различных церковных, светских структур и частных лиц, постоянно пополняется уникальным кино- и фотоматериалом. Работа этого архива имеет свои результаты. В течение 2006 года в телепрограмме «Православная энциклопедия» еженедельно были показаны в отдельной рубрике уникальные кинохроники из архива «Православной энциклопедии». Шла работа и по укреплению Интернет-портала «Седмица.ru», который, сейчас мы можем сказать со всей определенностью, занимает ведущее место среди отечественных религиозных сайтов. Особое место в этом году в деятельности Церковно-научного Центра и культурного фонда «Кино-телекомпания «Православная энциклопедия» заняло создание телепрограмм и документального исторического кино. В течение всего года еженедельно выходит вот уже четыре года наша телепрограмма «Православная энциклопедия». В этом году нами были выпущены следующие историко-документальные работы:

http://patriarchia.ru/db/text/158434.htm...

– проявление результатов реформ императора Александра II в сферах государственного и церковного управления, прекращение полицейских методов поддержки Церковного влияния и прямого использования Церкви и религиозных верований в политических интересах; – общественные нестроения и негативные для РПЦ последствия «религиозной революции» 1905–1907 гг., жестко связанные с изданием императорских рескриптов и иных актов о свободе вероисповедания и веротерпимости; – деформации общественного мнения и религиозных чувств населения Российской империи в ходе войн и революций, особенно Первой Мировой войны и октябрьской революции 1917 г., – революционная смена системы государственного устройства России после февральской и октябрьской революций 1917 г. 2) насыщенностью исследуемого периода сложными и значимыми экономическими, социальными, политическими, военными и религиозными событиями, развивающимися в исторической перспективе и, в существенной степени, влияющих друг на друга. Указанные выше обстоятельства, определяющие сложность, а зачастую невозможность последовательного изложения событий и явлений в разных сферах жизни Российской империи. Это привело к тому, что изложение материала, в вынужденных случаях, строится по «циклической» и «полуциклической» схемам, когда после рассмотрения некоторых важных вопросов происходит возврат к началу или некоторому этапу изучаемого периода. Исследование особенностей рассматриваемого в настоящей работе исторического периода жизни России производится с позиций миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Для исследования использовались разноплановые опубликованные и архивные исторические источники. Привлекались документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА). Архив Президента Российской Федерации (АПРФ), на который имеется ссылка в списке литературы, в первоначальной его форме, упразднен, а историческая часть его материалов передана в другие государственные федеральные архивы. Дополнительно были привлечены статистические данные, периодическая печать и воспоминания свидетелей, касающиеся исследуемого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

В Санкт-Петербурге закрыт " архивный Эрмитаж " Санкт-Петербург, 12 апреля 2005 г. В начале апреля на встрече Общественно-экспертного совета по вопросам рекламы и культуры в Санкт-Петербурге, прошедшей в Санкт-Петербургском Университете под председательством директора НИИКСИ СПбГУ В.Е. Семенова, было принято нижеследующее Обращение по поводу закрытия Российского государственного исторического архива, крупнейшего хранилища документов российского государства, , сообщает пресс-служба Межвузовской ассоциации " Покров " . «Обращение к российской общественности Вот и случилось то, чего уже давно все ожидали. 4 апреля 2005 года закрывается Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге (РГИА). Крупнейшее хранилище бесценных документов по русской истории, насчитывающее 6,5 миллионов единиц хранения и 400 тысяч книг, выселяется из зданий Синода и Сената, в которых архив находился более 160 лет, и которые строились специально для него! Не помогли ни выступления в печати всемирно известных ученых, ни протесты общественности, ни единодушное осуждение этой акции Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Напрасно говорили о бесценности собрания документов этого " архивного Эрмитажа " . Напрасно приводились аргументы, что РГИА, быть может, единственный в стране архив, который почти идеально подходит к тому зданию, в котором он находится. Помещение это специально для хранения Синодальных документов и проектировалось... Глухим оставалось Управление делами президента, которому передаются эти здания, к доводам, что с 1927 года фонды Архива остаются неизменными, и в результате, РГИА не нуждается в другом помещении в отличие от других архивов Санкт-Петербурга, положение которых близко к катастрофическому. Маскируя свои планы заботами об архиве, чиновники из Управления делами президента продолжали твердить, что РГИА будет представлено новое здание, забывая, правда, при этом уточнить, что ранее там находился не архив, а Сбербанк, и сейчас здание еще нужно перестроить под нужды архива.

http://pravoslavie.ru/13230.html

26 березня в «Доля козацтва в ХХ До початку розкозачування» 3 березня 2014 р. 14:51 26 марта 2014 года в Российском государственном архиве социально-политической истории (Москва, ул. Большая Дмитровка, 15) состоится научная конференция «Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания». Организаторы форума —  Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Российский государственной архив социально-политической истории. Ведущий конференции — директор Российского государственного архива социально-политической истории А.К. Сорокин. В конференции примет участие митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. К участию приглашены председатель Государственной Думы ФС РФ, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека М.А. Федотов, министр регионального развития РФ И.Н. Слюняев, заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев, ректор МГУТУ им. Разумовского В.Н. Иванова, верховный атаман Союза казаков России П.Ф. Задорожный, президент Российского фонда культуры Н.С. Михалков, известные государственные и общественные деятели, а также представители Русской Православной Церкви, реестровых войсковых казачьих обществ и общественных объединений казачества, зарубежного казачества, историки и архивисты из многих регионов России, студенчество — будущие историки, политологи, социологи. Участники конференции познакомятся с уникальными документами из фондов Российского государственного архива социально-политической истории, в том числе фондов Политбюро ЦК ВКП (б), Донбюро РКП (б), личных фондов В.И. Ленина, И.В. Сталина, других представителей руководства Советского государства, рассказывающие о становлении и реализации политики Советского государства по отношению к казачеству, «красном терроре» против казаков и сопротивлении ему, участии казачества в гражданской войне по обе стороны баррикад. Большинство этих документов будут продемонстрированы публике впервые. 25 марта в 17.00 в Донском ставропигиальном мужском монастыре состоится поминальное богослужение. Начало работы научной конференции 26 марта в 11.00. Начало богослужения в Донском монастыре 25 марта в 17.00. Начало пресс-конференции в «Интерфаксе» 25 марта в 14.00. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3589938...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010