Основные сведения о Г. С. содержатся в его Житии, написанном учеником преподобного свт. Каллистом I , патриархом К-польским (BHG, N 722; впервые издано И. В. Помяловским по рукописи Моск. Синод. б-ки ( Помяловский. 1894, далее: Житие); новейшее критическое изд.- Байер. 2006; см. также: Соколов. 1904; Balfour. 1982; Яцимирский. 1908; Γνης. 1980. Σ. 29-68; L ä greid. 1981; Podskalsky. 2000. P. 250-251, 298-299). Это произведение дает особенно много информации о годах молодости Г. С., в первую очередь об афонском периоде жизни. Вместе с тем, возможно по причине отсутствия сведений из первых рук, свт. Каллист слишком лаконичен в рассказе о последнем этапе жизни учителя и даже не упоминает об обстоятельствах его смерти. В слав. версии Жития (50-е гг. XIV в.; см.: Сырку. 1909; критическое изд.- Δεληκρη. 2004) анонимный переводчик, личность к-рого вызвала много споров ( Γνης. 1980. Σ. 32-40) и к-рый был скорее всего болг. монахом из мон-ря в Парории, сделал в заключительной части (в греч. подлиннике весьма краткой) вставку, где рассказал о последнем периоде жизни и смерти Г. С., основываясь на собственных воспоминаниях. О длительном периоде пребывания Г. С. в Парории и в ее мон-рях свт. Каллист сообщает в Житии прп. Феодосия Тырновского, ученика Г. С.,- др. агиографическом труде, написанном им, по всей вероятности, в К-поле в последний год жизни (1363). Греч. оригинал утерян, сохранился слав. перевод ( Златарски. 1904; Γνης. 1980. Σ. 69-116). Различие между информацией, содержащейся в Житии Г. С., и известиями из Жития прп. Феодосия Тырновского вызвано тем, что в последнем, рассказывая о периоде жизни Г. С. в Парории, свт. Каллист пользуется сведениями, сообщенными ему самим прп. Феодосием, умершим в К-поле в нояб. 1362 г., и 4 учениками, сопровождавшими его в последнем путешествии. Как источник сведений о пребывании Г. С. в Парории и о судьбе мон-рей после его смерти важно Житие прп. Ромила Видинского , написанное в местности Мелана близ Великой Лавры на Афоне его учеником прп. Григорием Новым через неск. лет после смерти учителя (BHG, N 2383, 2384; изд.: Halkin. 1961). Эта работа была также почти сразу переведена на слав. язык. Слав. версия важна, поскольку она основывается на лучшем греч. тексте, нежели тот, к-рый дошел до наст. времени ( Сырку. 1900; Devos. 1961).

http://pravenc.ru/text/168073.html

В истории местонахождения и почитания мощей прп. Григория много неясного. Об их пребывании с начала XVI и до конца XVII века в монастыре Орешковица упоминает прот Афона Гавриил в Житии Нифонта II, патриарха Константинопольского . С 1733 года гробница прп. Григория вновь упоминается в Горняке, с 1771 года мощи фигурируют как " погребенные в земле " в монастыре Войловица , а к концу XVIII века вновь вернулись в Горняк. Их перенос в Войловицу мог быть связан со " Вторым переселением сербов " на земли Австрийской империи в 1738 году. Не исключено, что в Войловице находились мощи другого соименного подвижника-исихаста. Из записи, сделанной 21 июня 1861 года на Минее служебной в Горняке, следует, что эта книга была приобретена на деньги, найденные рядом с гробницей Григория Нового. О том, что в 1900 году игум. Савва переложил мощи святого из гробницы в ковчег (размером 82×34 см) со стеклом в середине, свидетельствует надпись на ковчеге. Во время второй мировой войны он временно хранился в соборе г. Пожаревац. В 1977 и 1979 годах иноки Горняка подарили две частицы мощей (часть главы и палец) монастырю Григориат , о чем мон. Герасим Микраяннанит составил службу. Источники и хронологические противоречия Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни прп. Григория содержатся в нескольких источниках. Житие на греч. языке, время составления которого неизвестно, после пожара 1761 года в монастыре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено сербскими монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Gruji). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 года, сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. . Прп. Григорий Безмолвник изложил некоторые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила Видинского. На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Григория прп. Афанасия Метеорского, преданий монастырей, в которых прп. Григорий подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.

http://drevo-info.ru/articles/8184.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Григорий Новый Григорий Новый       Григорий Новый († 1380), прп. (пам. греч. и серб. 7 дек.), основатель мон-рей Григориат (Григория преподобного мон-рь) на Афоне и Горняк в Сербии. Г. Н. почитается на Балканах, где за ним закрепились разные прозвания: Горняцкий, Молчальник (Исихаст), Новый Синаит, Синаит Младший, Ктитор и Каллиграф (Доброписец).   Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни Г. Н. содержатся в неск. источниках. Житие Г. Н. на греч. языке, время составления к-рого неизвестно, после пожара 1761 г. в мон-ре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено серб. монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Gruji). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 г., сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. (Ath. Gregor. 145, 167). Г. Н. изложил нек-рые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила (Видинского). На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Г. Н. прп. Афанасия Метеорского, преданий мон-рей, в к-рых Г. Н. подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.   Служба сообщает, что Г. Н. род. в Сербии (хотя выдвигались предположения о его греч. происхождении - см.: Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Σ. 113, 117), подвизался в пещерах в горах на Афоне, где стал учеником прп. Григория Синаита. Среди чудес Г. Н. в службе упоминается избавление афонских мон-рей от набега пиратов-«варваров», когда по его молитве их корабли затонули. Иером. Амфилохий (Радович) высказал предположение, что Г. Н. является одним лицом со старцем Григорием, учителем прп. Афанасия Метеорского (см.: Aмфuлoxuje jepoм. Синаити и зhaчaj у животу Cpбuje XIV и XV в.//Манастир Раваница: Споменица о шecmoj 1381-1981. Београд, 1981. С. 132), хотя, по мнению Н. Вейса и др. исследователей, наставником Афанасия был прп. Григорий Синаит (Βης. Σ. 241). Соглашаясь с иером. Амфилохием, ряд исследователей (см.: Jycmuh архим.; Петр (Пиголь), игум.) дополнили биографию Г. Н. сведениями из Жития прп. Афанасия о том, что Г. Н. познакомился с Григорием Синаитом и стал его учеником на Афоне. После ухода учителя он долгое время оставался на Св. Горе с одним из соучеников, Моисеем.

http://isihazm.ru/1/?id=588

Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии принял участие в торжествах в честь преподобного Ромила Видинского 18 января 2023 г. 18:20 15 января 2023 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) по приглашению митрополита Видинского Даниила принял участие в праздничном богослужении в день памяти преподобного Ромила Видинского (1330-1385), ученика святого Григория Синаита. Накануне, 14 января, в митрополичьем храме святителя Николая Чудотворца города Видина было совершено праздничное ночное богослужение — великая вечерня, которую возглавил игумен Рыльского монастыря епископ Адрианопольский Евлогий, и утреня, которую возглавил митрополит Видинский Даниил. В день праздника Божественную литургию возглавил митрополит Видинский Даниил в сослужении епископа Адрианопольского Евлогия и викария Сливенской митрополии епископа Агатопольского Иерофея. Иерархам Болгарской Церкви сослужили архимандрит Вассиан (Змеев), протосингел Видинской митрополии архимандрит Анфим (Маноилов ), духовенство Видинской митрополии. По окончании Литургии митрополит Видинский Даниил обратился к верующим со словом и поздравил с днем памяти преподобного Ромила Видинского, явившего своей жизнью глубокое, деятельное покаяние и достигшего высоты духовной жизни, сообщает сайт Патриаршего подворья в Софии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5997214.ht...

III ЦАРСТВО ФЕОДОСИЯ МАЛОВО Якоже убо персть Аркадие отдастъ телесную, на восточных странах Феодосе посаждаетца, егоже царь Аркадие зачат от Евдоксии. 170 Феодосие же убо свою дщерь посылает к Валентияну 171 на приобщение брака. Нъ сластолюбивое сего юноши и слабость неудръжаннаа плотолюбию и жизни лиши его и царства, и блуду обещьника низведе в поругание. Како же сеи бысть, сказати иматца вскоре. Максим нкто б ипать в Рим прьвый сьй. Сьй имшь жену прекрасну зраком, доброту безчислинну имущу, врьтограду супртивна добротою, украшаше же жену целомудрие наипаче. Юже видв, царь восхитися добротою и всяку кознь воздвизает, еже получити желание. И убо с мужем жены оное совозвращаася и превышьши явлься, не нося злата, взимает перстень златый его, на извещение быти ему хотению. 172 Посылает же перстень к жен знамением, приити веля ей кь царици. Врова же симъ жена, познавши знамение, и приде въ царскаа. Что же по сих: поем ю царь, осрамоти нуждою. Увдв же сиа Максим и уязвися сердцем, на вражду вооружися, и лукавства всякаа сшиваше, и конечне уморяет мечем царя, 173 от стражи и добрых вой того лишив, осрамоти же и жену его Евдоксию. 174 Царица же зжалиси о срамот, и поскорб, и посылает кь Гизериху уандалскому риз, на Рим приити устремляет. Прииде убо Гизерих, и приат Рим, поработ горце, и пороби самую царицю и тое двицю. И убо Рим, вмале ещо царствовав, дръжавы царьские до конца лишися, и варварскимъ ригамъ повинуся и языконачалником дланми их люте смрися. Въцари бо ся Максимъ, иже тогда враждевавый; а по том Анфем, Олимврие великий, а по Олимврие дръжа Майоръ, а по том Клекерие, а по том паки Непотиан, таже Орестъ, и по Оресте сынъ его Ромил 175 власти причастися послдний сий. И град великий во градох Рим, Ромила имв в начале 176 узаконена царя, и паки приставльши дръжаву в Ромила, к тому правлениа не им от царей, варваром же подклонився и попран бысть, и сих лют оружием претъ бывъ, риги вид князя в себ, странам владыки и сатрапи. И лишевсе зл ипать же, и дръжатель, и правитель, и совтник, еще же и патрикий, на рамо взем ярем варварский. И бысть перве вол чрдний невпражен, в покор бысть силным орачем и земляными браздами мучитися осужден бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое понимание нации, делает второстепенными биологическую принадлежность, язык и др. На таком понимании нации, т. е. понимании ее, как соборной всеобъемлющей Церкви, не знающей границ и разделений, объединился изнутри, т. е. на духовном внутреннем плане, до той поры страстями разоренный Балкан и в течении XIV и XV веков, был духовно готов и способен выдержать азиатское исламское нашествие и многовековое рабство. 12 Эсхатологический дух синаитско-святогорского монашества и такое, синаитско-новозаветное понимание нации, сыграли первостепенную роль в формировании всего того, что подразумевалось под «Косовским заветом», т. е. выбором князем Лазаром Царства небесного, и всей его (и его последователей) политики по отношению к иконописцам, писателям, архитекторам, переписчикам, монахам, стекавшимся в то время в Сербию. Все это выносило и создало в Сербии и других православных странах, культуру соборного вселенского этоса и характера, пронизанную светом нетварного света, и поэтому непостижимую без горней (неотмирной) перспективы. Первоначально непосредственной причиной переселения монахов из Палестины и Синая, были войны, бушевавшие в Сирии и Палестине во второй половине XIV века, а затем, вторжение монголов в Сирию, в конце XIV и XV веке; что касается причины переселения святогорских исихастов и монахов-учеников Григория Синаита из Болгарии в сербские земли, то ей послужило поражение в Марицкой битве (1371), волнения из-за постоянных разбойничьих нападений на эти области. После Марицкой битвы, говорится в житии преподобного Ромила, многие святогорцы и пустынники, «из страха агарянского», «от Святой Горы избегоше».(Ср. Вл.Розов,”Святой Савва и сербы в Святой земле и на Синае», Мысль 1928, кн. 28, св.5 и 6, стр. 336. П.А.Сырку,”Монаха Григория Житие преп. Ромила», Памятники древней письменности и искусства, 136 (Санкт-Петербург,1900), стр. 32). Тяжелое положение на юге, привело к бегству монахов их старых королевских и царских лавр, в более защищенные места и тихие пределы Моравской Сербии. Очаг сербского монашества переносится из Косова и Метохии, Ибра и Рашки, на берега Большой и Западной Моравы, простираясь до Савы и Дуная. В то же время, движение монахов с Востока в западные края, не исключало и противоположного направления, особенно, с наступлением более спокойных времен – Святая Гора в XIV-XV веках наводнена сербскими монахами, и как мы видели, их было немало и в Палестине и на Синае. Монашество Моравской Сербии не только не угасило, но все более воспламеняло свою любовь, к древним монашеским центрам (Ср. В.Маркович «Православное монашество», стр. 124, 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Григория о безмолвии и исихии, для многих непонятное и даже нежелательное и неприятное. Прибытие св. Григория Синаита в Парорию состоялось в последние годы царствования Андроника II Старшего, т. е. до 1328г. 552 35 Имеется в виду творение св. Григория с таким заглавием: «Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, ещё же – о помыслах, страстях и добродетелях и ещё – о безмолвии и молитве» (Migne. PG. Т. CI. Col. 1239–1300 ; Добротолюбие в русском переводе. М., 1889. Т. V. С. 197–234). Всех глав 137. В греческом тексте они расположены акростихами. 36 Для интересующихся византийской паремиографией приводим эту пословицу в греческом тексте: « λκος μτην χανν» (Житие в издании И. В. Помяловского, 36, 27). 37 Гора Κατακεκρυωμνη или Κατακεκρυωμνον ρος (Обледенелая) находилась близ Месомилиона, центральной и пустынной части Парории. В некоторых русских изданиях название этой горы неправильно передаётся словом «Скрытная», 553 вероятно, по созвучию глаголов κρυω (­ κρυνω) и κρπτω, от которого это название ошибочно и производят. Происходя от первого глагола, название горы может быть передано как у нас. Г-н Сырку в одном из своих изданий сообщает, что в рукописном Панегирике Владислава Грамматика 1479г., хранящемся в Рильском монастыре в Болгарии, на листе 278 пишется: криомени, а против этого слова, на поле листа, Неофитом Рильским отмечено: Κατακρυομνη (гора), сице именуема, еже значить зeлw» студена. 554 Это вполне согласно и с тем, что монах Григорий сообщает о Парории в житии преподобного Ромила. По его словам, воздух Парории был весьма холодный, реки и озера часто замерзали, причём вода обращалась в лёд, твёрдый как камень, а снег оставался до апреля месяца. Вследствие сильного холода льдом покрывались и соседние озера («виры»), так что для обитателей местности встречались нелегко устранимые затруднения для пользования в зимнее время водой. Иногда снег был так обилен, что сугробы стояли выше человеческого роста. 555 В том же житии рассказывается, что парорийские отшельники переносили много бедствий от разбойников, которых местные жители называли «хусарами». Они немилосердно грабили и опустошали местность, не давая пощады и монахам, которых прикладыванием раскалённого железа к телу заставляли отдавать и самые необходимые предметы. 556

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

302 . Podskalsky G. The theology of the Kievan Metropolitans Kiprian and Grigorij Camblak//Verbum 3 9 .1524). 171–173. 303 . Rigo A. Ancora sulle Vitae di Romylos di Vidin (BHG 2383 e 2384)//Medioevo greco. 2000. 181–189. 304 . Schischkoff G. Otec Paisij von Chilendar und seine «Istorija Slavjano-bolgarskaja»//Ergänzungsheft zu Südost-Forschungen 1962. 21. München 1963. 36. 305 . Steinke K. Der Philothea-Stoff in der Bearbeitung des Euthymius von Tirnovo sowie des Joasaphus von Vidin//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1985. 2. 56–70. 306 . Talev I. Some problems of the Second Slavic influence in Russia. München 1973. 307 . Tchérémissinoff K. Les archives slaves médiévales du monastère de Zographou au Mont Athos//BZ 1983. 76:1. 15–24. 308 . Tchérémissinoff K. Un acte slave des archives de Zographou (édition et commentaire linguistique)//BSI 1981. 42:1. 1–9. 309 . Thomson F. Patriarchs Euthymius of Tarnovo and Philotheus of Constantinople and liturgical reforms in fourteenth century Bulgaria//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1987. 4. 116–119. 310 . Turdeanu E. Grégoire Camblak: faux arguments d’une biographie//Revue des études slaves. 1946. 22. 46–81. 311 . Turdeanu E. La littérature bulgare du XIV е siècle et sa diffusion dans les pays Roumains. P. 1947. 312 . White I. Hesychasm and the revival of Bulgarian literature in the fourteenth century//Bulgaria, Past and Present. Proc. of the First Intern. Conf. on Bulgarian Studies, Univ. of Wisconsin, Madison, May 3–5 1973/Ed. Butler T. Columbus, Ohio 1976. 249–254. См. также 9 .148; 13 .339, 413. 70 Преп. Ромила считали самым показательным образцом исихазма среди болгарских подвижников. О нем см. 11 .21, 62, 143, 168, 243. 73 О нем см.: Кенанов Д. Старецът Йоан и словата на Авва Доротей – от Атон и Търновград до Киев, Вилнюс и Москва//Кенанов Д. Евтимиева метафрастика. Пловдив; В. Търново. 1999. 281–291. 74 «Главы» суть сочинения, построенные как серия – или несколько серий – из большого числа весьма кратких (в один или несколько абзацев) пронумерованных текстов, связанных тематическим единством» (Хоружий С. К феноменологии аскезы 1 .196). 345–346).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

По народному преданию, это название преимущественно принадлежит ученикам преподобного Ромила Раваницкого и преподобного Григория Синаита Младшего (Горняцкого), чьим духовным источником служили монастыри Раваница и Горняк. И действительно, Синаиты преобладали в Моравской Сербии, от Моравы и Млавы до Дуная и Баната, но селились они и в других сербских краях, особенно в Метохии, в окрестностях Призрена, в Зете Балшича, и, как мы увидим, везде вплоть до Метеоров в Фессалии. Так, например, кроме Григория, тогда – пустынника и переписчика из Призрена, о присутствии синаитов в восточной области, в Метохии, свидетельствует название – Синай, где находятся несколько разрушенных церквей Ср. В. Петкович, «Обзор церковных памятников в истории сербского народа», стр. 296). Если посмотреть на это явление шире, то можно сказать, что все значительные духовные личности того времени могут быть причислены к «синаитам». Потому что, принадлежность к «синаитам» не означала обязательного пребывания на Синае, это значило – быть носителем синаитского духовного идеала, быть подобным синаитским подвижникам по образу жизни. А это и было главной характеристикой Синаитов и исихастов в Сербии XIV и XV веков. Вдохновленный Григорием Синаитом , святогорским «преображением» и исключительно богатой пустыннической духовной литературой, этот тип монашества, был основан на нестяжательности, труде, отречении от мира, устремлен к молитвенному уединению, полностью сосредоточен на Царстве небесном, непрестанной молитве и духовном совершенстве. Если прежде в Сербии, основным и едва ли не единственным типом монашеской жизни было общежитие в больших богатых царских Лаврах, то теперь скитская и пустынническая жизнь, синаитского и святогорского типа, становится более притягательной для монахов. В Сербии и раньше встречались пустынники, но никогда в таком множестве, как в то время. У такого монаха нечего было украсть, кроме самой жизни, поэтому он был способен выжить в самых тяжелых условиях, чего нельзя было сказать о монашестве из крупных и богатых общежительных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Из групе ученика Св. Синаита, од оних су прешли у свакако Св. Ромило Раванички, 1376. године, се гробница са моштима налази у припрати Манастира Раваница. му написао савременик Синаит, као или Раванички. или Руско, пореклом из Видина, одлази у Загору где се код Трнова монаши у Манастиру Св. Богородице и име Роман. Затим одлази у у где се Синаиту – од кога прима синаитска и поуке, као великосхимник. После Маричке битке 1371, угрожености Св. Горе и суседних од Турака, преко Валоне долази у Из преписа аутентичних кнеза Лазара и Спиридона од 17. 1379. за Манастир Пресвете Богородице у Ждрелу Браничевском, каже се „да се старац са потрудио око и тога храма“. или Синаит – по некима Србин пореклом, а по другима из околине Смирне, се пре боравка у подвизавао у Кипру, Криту, и Гори. МОЛИТВЕНИЦИ И ПОДВИЖНИЦИ Поред Синаита: Ромила, Романа Раваничког и су као уписани у календар Српске Православне Цркве, нам тако о епохи молитвеника и списак српских синаита се не Синаити су били духовни покрет исихастичког карактера, наглашеног анахоретског и типа, и друге свештеномонахе о светости сведоче штури записи и кратке белешке. Народно, усмено много више приповеда о овим испоснима, светим скровитим местима и кивотима са светим моштима. Усмено забележено и фиксирано средином XIX века седморицу Синаита се у српским и ка седмици, као светом тешко да одговара стварности ових „чувара светих врлина“, како их назива Константин Философ био много Тако се зна да Данило Синаит припада половини XIV века, а су се мошти налазиле у Манастиру у Ждрелу пропао у немирима Кочине XVIII века. У Манастиру налазиле су се мошти Св. пропале за време устанка, о чему сведочи у свом и егзарх београдских митрополита Максим 1733. године. наводи и Нестора, брата Св. Романа Синаита, подигао цркву у Витковцу код Алексинца. Преподобни монах се у Милице из 1398, а се да место код Раванице чува успомену на подвиге. Име Зосима Синаита се доводи у блиску везу са Манастиром Тумане код Голупца, где се налазе и мошти. Народно памти Синаита, зауздао мечку и на дошао владици, што неких нарочитих народних Прича о прилично непознатом дародавце, на призив над кесом златника: „Поштени, само дукат кренуо према испосничком лику, би се могла везати за Синаите. се памти Синаит, живео у месту Прекопеча код Манастира Драча и Синаит или место подвига беше испод брда Шареник код недалеко од Вавила се подвизавао у клисури Раваничке речице, а топоним у лако може бити везан за духовни покрет. Народ зна за Синаите, се у литератури „анонимни“, а живели су – у Манастиру Св. Петке код (из савремених извора XIV века познат као у Манастиру Витовница код Петровца на Млави, итд. Имена и Синаита се теже за неке конкретне топониме.

http://pravoslavie.ru/50956.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010