Жители Пронска взяли к себе третьего Владимировича, Изяслава, не бывшего, как видно, заодно с родными братьями, и затворились в городе. Всеволод послал к ним боярина Михаила Борисовича с мирными предложениями, но они не хотели о них слышать, летописец называет ответ их буйною речью. Тогда Всеволод велел приступить к городу со всех сторон и отнять воду у жителей, но те не унывали, бились крепко из города и ночью крали воду; Всеволод велел стеречь и день и ночь и расставил полки свои у всех ворот. Старшего сына своего, Константина, с новгородцами и белозерцами поставил на горе у одних ворот, Ярослава с переяславцами – у других, Давыда с муромцами – у третьих, а сам с сыновьями Юрием и Владимиром и с двумя Владимировичами стал за рекою с поля Половецкого (степи). Проняне все не сдавались и делали частые вылазки не для того, впрочем, чтоб биться с осаждающими, но чтоб достать воды, потому что помирали от жажды. Между тем у осаждающих стали выходить съестные припасы и Всеволод отправил отряд войска под начальством Олега Владимировича на Оку, где стояли лодки его с хлебом. На дороге Олег узнал, что двоюродный брат его, третий Игоревич, Роман, оставленный дядьями в Рязани, вышел из нее с войском и напал на владимирских лодочников, стоявших у Ольгова; получивши эту весть, Владимирович бросился на помощь к лодочникам; рязанцы оставили последних и сразились с новоприбывшим отрядом, но были побеждены, ставши между двумя неприятелями – между полком Олега и лодочниками. Олег возвратился к войску с победою и хлебом, тогда проняне после трехнедельной осады принуждены были сдаться; Всеволод дал им в князья Олега Владимировича, а сам пошел к Рязани, сажая по всем городам своих посадников, чем обнаруживал намерение укрепить их за собою. Он уже был в двадцати верстах от старой Рязани, у села Доброго Сота, и хотел переправляться через реку Проню, как явились к нему рязанские послы с поклоном, чтоб не приходил к их городу; епископ рязанский Арсений также не раз присылал к нему говорить: «Князь великий! Не пренебреги местами честными, не пожги церквей святых, в которых жертва Богу и молитва приносится за тебя, а мы исполним всю твою волю, чего только хочешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Оттого и после смерти они казались ближе к земным потребностям, чем те, которые во время земного своего поприща пренебрегали ими и покидали их для высшей сферы. Не было почти Земли русской, где бы не являлось благоговейного уважения к памяти о лице из местного княжеского рода. В Новгороде чтили Владимира, строителя св. Софии, и Мстислава Храброго, распространившего пределы владений Великого Новгорода; Псков возвышался и приобретал независимость от Новгорода под благословением князя Всеволода-Гавриила, изгнанного новгородцами и с честью принятого псковитянами; – тот же Псков, в своей нескончаемой брани с немцами, воодушевлялся мужеством, надеясь на святого Довмонта-Тимофея, богатыря, охранявшего освящённым у св. Троицы мечом и православие и русскую народность против покушений немецкого католичества; Полоцку покровительствовала св. Евфросиния; Киев помнил Ольгу, Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба; замученный киевлянами Игорь нашёл себе посмертный покой в родном ему Чернигове. Муром пребывал под покровительством своего просветителя князя Константина с сыновьями, и добродетельной четы – Петра и Февронии. Татарское насилие украсило княжеские роды черниговской и рязанской земель страдальческими именами князей черниговских Михаила и Феодора, и рязанского Романа Ольговича; суздальско-ростовско-владимирская Земля, издавна стремившаяся стать во главе русских земель, явила ряд святых княжеского происхождения по плоти: Евфросиния Суздальская в Суздале, во Владимире Андрей и Александр Невский, в Ростове Юрий и Василько, погибшие в борьбе против татар, в Переяславе Андрей, в Угличе Роман, в Ярославле Феодор и дети его Давид и Константин. Москва вела Русь к единодержавию под благословением родоначальника своих князей Даниила, а её соперница Тверь отстаивала свою самобытность, призывая в помощь страдальца Михаила, погибшего в Орде по проискам московского князя. Когда единовластие заменило удельность и Москва стала головою восточной Руси, уважение к местным патронам не охладевало долго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Князья, потерпевшие от ханов мученическую смерть за веру, были: Михаил Всеволодович Черниговский, осуждённый Батыем в 1246 году, и Роман Ольгович Рязанский, осуждённый Менгу-Темиром в 1270 году. О причине осуждения Батыем на мученическую смерть Михаила Всеволодовича мы имеем четыре рассказа: нарочитой повести о страдании князя 71 , летописей Лаврентьевской и Ипатской, и западного писателя Плано-Карпини. Нарочитая повесть говорит, что князья русские с их боярами, приходившие к Батыю в Орду, должны были, по его приказанию, проходить сквозь огонь, поклоняться солнцу, кусту 72 и идолам татарским, и что Михаил со своим боярином Феодором не хотел исполнить этого требования Батыева, как противного христианству. Лаврентьевская летопись рассказывает под 1246 годом: «того же лета Михайло, князь черниговьскый, со внуком своим Борисом (Васильковичем, князем ростовским) поехаша в Татары, и бывшим им в станех посла Батый к Михаилу князю, веля ему поклонится огневи и болваном их, Михайло же князь не повинуся веленью их, но укори и и глухыя его кумиры, и тако без милости от нечестивых заколен бысть». В Ипатской летописи под 1245 годом, читается: князь Михаил «еха (из Чернигова) Батыеви, прося волости своее от него; Батыеви же рекшу: «поклонися отец наших закону», Михаил же отвеща «аще Бог ны есть предал и власть нашу, грех ради наших, во руце ваши, тобе кланяемся и чести приносим ти, а закону отец твоих и твоему богонечестивому повелению не кланяемься»; Батый же яко свирепый зверь возьярися (и) повеле заклати князя Михаила». Плано-Карпини пишет: «Татары обожают юг, как будто божество какое, и всех к ним приезжающих вельмож к томуж принуждают; некоторого российского князя, по имени Михаила, который приехал к Батыю для изъявления своей преданности, они заставили сперва пройти между двумя огнями, а потом велели молиться на юг пред Чингисханом; но он отвечал, что поклонится пред Батыем и его служителями, а пред образом умершего человека никогда того не сделает, поскольку то возбранено христианам».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Память их обоих Церковь чтит 20 сентября и 14 февраля (перенесение мощей). 1270 г. В Орду вызван на суд Князь Роман Ольгович Рязанский. Хан Менгу-Темир предлагает ему отступиться от христианства. Отказывается князь. Хан приказывает подвергнуть его мучительной казни. Князь не перестает говорить о святости Христовой веры. Ему отрезают язык. Затем выкалывают глаза, отрубают пальцы рук и ног, обрезают уши и губы, потом отсекают руки и ноги; когда же остается одно туловище, но еще с искрами жизни, то сдирают с головы кожу, отрубают голову святого мученика и втыкают ее на копье. Память святого князя Романа чтится Церковью 19 июля. Псков. Выходец из Литвы, князь Довмонт († 1299), во крещении Тимофей, праведно правивший народом, помогавший бедным, любивший духовенство, строивший храмы. Князь – постник и молитвенник – молится в Троицком соборе. Меч его положен перед алтарем: «Господи Боже Сил, призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых»,– взывает князь. Благословенный затем игуменом Исидором и препоясанный мечом идет и побеждает ливонцев сей святой князь. Память его чтится Церковью 20 мая. 1319 г. Татарская кочующая орда. Хан Узбек шумным табором продвигается на охоту к берегам Терека. У него томится в неволе, преданный своими же русскими, Великий Князь Михаил Ярославович Тверской. Окован он цепями, на него возложена железная колодка. Князь знает, что ждет его, но духом не падает, укрепляясь молитвой. Верный отрок перевертывает листы псалтиря, так как у Князя руки забиты в колодки. Бывшие с ним верные бояре грустят о его участи. Князь-пленник ответствует им: «Друзья! вы долго видели меня в чести и славе: будем ли неблагодарны? Выя моя скоро освободится от сего древа, гнетущего оную». Приближаются к нему убийцы. Дочитывая псалтирь, Князь в последний раз с вдохновением произносит слова: «Кто даст мне криле, яко голубине, и полечу и почию», и, молясь, гибнет от рук убийц. «И причтен был, – говорит летописец,– к лику святых со сродниками своими: Борисом, Глебом и Михаилом Черниговским».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Скачать epub pdf 104. Игорь Святославич, в св. крещении Георгий, князь северский, потом черниговский сын Святослава-Николая Ольговича, князя черниговского, от второго брака с дочерью Петрилы I, посадника новгородского, неизвестного по имени (прославленный герой древнейшего русского стихотворения под названием «Слово о полку Игореве»). Родился в Чернигове весной 1151 г.; уже семилетним ребенком ополчался с отцом на врагов великого князя Изяслава III (см. 105) в 1158 г.; по смерти отца не получил никакого удела от двоюродного брата своего Святослава Всеволодовича, именовавшегося великим князем киевским, в 1165 г.; был в рати св. Андрея Боголюбского, великого князя всей Руси, взявшей Киев приступом 8 марта 1169 г.; прославился разбитием ханов половецких Кобяка и Кончака близ урочища Олтавы (ныне Полтава) на р. Ворскле, 20 июля 1171 г.; был в рати св. Андрея Боголюбского, неудачно подступившей к Вышгороду киевскому в 1173 г.; ходил с князьями на половцев за р. Сулу в 1179 г.; по смерти брата своего Олега сел на стол Новгород-Северский в январе 1180 г.; на время похода Святослава Всеволодовича, князя черниговского, против великого князя владимирского, оставлен «блюсти Чернегова», потом ходил с тем же Святославом к Друцку, а на возвратном пути оттуда, предводя половцами, разбит черными клобуками князя Рюрика смоленского у Белгорода в 1181 г.; побил половцев на р. Хороле (февраль) и приютил у себя в Путивле княжича Владимира галицкого, шурина своего, бежавшего от отца, в 1183 г.; поражен половцами за р. Доном и взят ими в плен, из которого, однако, бежал (обстоятельства эти – предмет «Слова о полку Игореве») и возвратился домой в 1185 г.; ходил на половцев в 1191 г.; выезжал с князем черниговским к Карачеву (уездный город Орловской губернии) для похода на Рязань, который, по неразрешению великого князя владимирского, не состоялся, в 1194 г.; оставшись старейшим в роде Ольговичей, сел на столе Черниговском в августе 1198 г. Умер в 1202 г. О месте смерти его и погребения тела сведений нет. Князь Игорь северско-черниговский был женат на дочери Ярослава Осмомысла, князя галицкого, неизвестной по имени, и имел от нее пять сыновей, из которых трое (Роман, Святослав и Ростислав), княжившие в земле галицкой, повешены галичанами за жестокость свою в 1212 г. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Что может королева Франции? Выйти замуж за иностранца, да вдобавок за парижанина, да ещё, на минуточку, за короля! Современным брачным агентствам трудно представить более выгодную партию для киевлянки. А вот в середине ХІ века переезд из Киева в Париж на ПМЖ можно сравнить только с переездом в провинциальный Житомир. 10 мая, 2012 Выйти замуж за иностранца, да вдобавок за парижанина, да ещё, на минуточку, за короля! Современным брачным агентствам трудно представить более выгодную партию для киевлянки. А вот в середине ХІ века переезд из Киева в Париж на ПМЖ можно сравнить только с переездом в провинциальный Житомир. Её портрет вот уже десять веков хранят стены Святой Софии — девочка-отрок с ясным и серьёзным взором. Её история неразделимо сплетена с историей двух великих государств. Она родилась в Киеве — и ей суждено было стать королевой Франции. История фамильного дерева древнерусских князей Рюриковичей несёт на себе множество страшных плодов — и братоубийство, и междоусобицы, и ослепление ради наследства, и просто всякую масштабную семейную грызню, разыгравшуюся, словно на кухне, на просторах одной из немаловажных в Средневековье держав — Киевской Руси. Но, к счастью, помимо гнилушек, рождало древо Рюриковичей и совершенно чистые, наливные, нетленные плоды любви и высокой жертвенности «за други своя». Думается, от этой силы раскатились его яблочки по пятой части суши Земли и за море далече. Многие сыновья и дочери Рюриковичей канонизированы нашей Православной Церковью. Большинство, конечно, как благоверные князья, послужившие укреплению христианства. Но есть среди Рюриковичей и мученики за Христа, и святые страстотерпцы — Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Василько Константинович, Роман Ольгович. Многим Рюриковичам поставлены в наших городах светские памятники — Крестителю Владимиру над Днепром, Александру над Невой, Ярославу — у Золотых Ворот, практически всем державным мужьям из семейства Рюриковичей — на площади детинца в Великом Новгороде, и преподобному Николе Святоше — во смирение — возле Святошинской райгосадминистрации.

http://pravmir.ru/chto-mozhet-koroleva-f...

г) Примеры любви русских к православной Русские издавна отличались глубокою приверженностию к св. вере Христовой и православной церкви. В бедственные времена татарского ига отпрывались для них случаи засвидетельствовать эту приверженность и любовь своею кровию. I. В 1246 г., когда татарский хан Батый позвал в себе черкиговского князя Михаила и потребовал от него чрез своих волхвов, чтобы он пред вступлением в палату ханскую прошел, по обычаю монголов, сквозь огонь и поклонился солнцу и истуканам, – благоверный князь отвечал: «я христианин и не могу поклониться твари и идолам». Когда ему предложили на выбор одно из двух – или поклониться, или умереть: князь не поколебался избрать последнее, не смотря на все убеждения близких людей, приготовился к христианской кончине и вкусил лютую смерть от варваров. Примеру доблестного князя тогда же последовал и любимый боярин его Феодор. II. В 1270 г. другой князь русский, Роман Ольгович рязанский, был оклеветан в Орде, будто он поносил хана и его веру. Хан отдал князя в руки татар, которые начали принуждать его в своей вере. Но он не только не соглашался на это, но открыто исповедовал, что вера христианская воистину есть святая, а татарская – поганая. Озлобленные язычники отрезали ему язык, заткнули уста и медленно изрезали по суставам все члены его тела, так что новый мученик действительно уподобился древнему Иакову перскому, по замечанию летописей (Полное собр. р. лет. IV, 42; V, 184; VII, 152 – 156. 170; Ник. лет. III, 53). III. Защищая себя от нападающих врагов или выступая против них, сами русские были убеждены, что они проливают свою кровь и умирают, прежде всего, за св. веру и церковь . «Умрем за св. Богородицу (т. е. за соборную церковь пресвятой Богородицы) и за правую веру», говорили жители Владимира, когда он был осажден татарами. «Умрем за св. Софию (т. е. за Софийский собор)», обыкновенно повторяли новгородцы, собираясь на поле брани. «Прольем кровь свою за дом пресвятой Троицы и за св. церкви», восклицали псковитяне во дни Довмонта, отражая нападения литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Состояние православной веры и успехи христианства. При завоевании Руси Монголы были язычниками, они признавали единого Бога, но поклонялись и многим другим богам. В Орде не было господствующей религии, – по всей вероятности, там господствовала смесь всяких верований, отсюда объясняется религиозный индифферентизм монголов. Разорение русских святынь, жестокости против христиан, во время нашествия на Русь, нимало не противоречили этой веротерпимости, проистекая из обычной азиатской манеры вести войну. Во время Монгольского нашествия погибло много людей благочестивой жизни. Из духовных лиц известны: Митрофан епископ Владимирский, Симеон Переяславский и несколько иноков. В 1246 году встречаем мучеников в самой Орде: князя Михаила Всеволодовича Черниговского с боярином Феодором. В 1270 году замучен в Орде князь Роман Ольгович. В Орде от русских князей требовали исполнения, некоторых принятых при дворе суеверных обрядов при приеме у хана. Митрополит Кирилл у хана Менгу-Темира выпросил ярлык духовенству. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Церковные земли, угодья, люди, книги и вещи объявлены неприкосновенными; запрещено под страхом злой смерти хулить православную веру. Всех ярлыков духовенству известно семь. Несмотря на порабощение Руси Монголами православная вера продолжала оказывать свое прежнее могущественное действие на инородческие племена, не исключая и самих Татар. На севере успехи христианства много подвинулись вперед, благодаря сильной проповеди и еще более сильным примерам святой жизни многих подвижников, спасавшихся в северных пустынях. Просветительною деятельностью известен Мурманский монастырь, основанный в XIVbeke Лазарем на Онежском озере и Спасокаменский мон. на Кубенском озере, открытый в 1260 году князем Глебом. В истории христианской миссии нужно отметить славное имя Святого Стефана Пермского, просветителя Пермского края. Он изучил зырянский язык, составил азбуку и перевел священные книги. Местом деятельности он выбрал селение при устье Выми, где устроил небольшую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич († 1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверской, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в XVII веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович († 1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский († 1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейною жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская († 1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич († 1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович († 1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великокняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертию приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св. Александра Невского, у свв. Давида и Евфросинии Муромских, у св. Евдокии Московской и др. Кроме них, есть из среды древнерусских князей прославленные Господом лица, которые созидали свое спасение посредством нарочитых многих подвигов в иноческих обителях, каковы например – бывший Черниговский князь преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

И смерть за веру русских князей видели ордынцы. Мученическую кончину приняли князь Михаил Черниговский и боярин Феодор (1246), отказавшись проходить через огонь и поклоняться идолам С. 201]; также погиб в Орде, не отрекшись от христианской веры, Роман Ольгович Рязанский (1270). «Баскаки, проживавшие в России… русские, являвшиеся в Орду, пленники, захватываемые во время войны, дочери и сестры ханов, выходившие замуж за русских князей и принимавшие христианство, жены ханов — христианки, наконец, многочисленные христианские миссии в Монголии и Орде — все вместе способствовало успехам христианской проповеди» С. 92]. В широком масштабе миссионерское свидетельство развернулось в Золотой Орде после создания в 1261 г. Сарайской епархии. С открытием епархии началась широкая духовная проповедь среди татар-язычников, несториан и яковитов и окормление православных, находящихся на территории Орды — русских пленных, князей со свитой, иногда годами проживающих в Орде, греков, кавказцев, бродников (потомков хазар). Деятельность Сарайской епархии была довольно успешной. Крестились многие татары, даже в таких местах, где трудно было достать воду для крещения. Во время поездки второго еп. Сарайского Феогноста на Константинопольский Собор (1276) были разрешены вопросы пастырско-литургического характера: о переносных походных престолах, о крещении без погружения из-за отсутствия источников в степи. Многие татары переходили на службу к русским князьям, принимали крещение. Они стали родоначальниками таких известных в России родов, как Адашевы, Глинские, Строгановы, Годуновы, Мещерские и др. С. 80—82]. После принятия Ордой ислама на Русь переселились и татары-несториане. В XV в. переход татар на службу к русским стал частым явлением. На территории Руси образовались целые татарские поселения (например, город Касимов с окрестностями). Русская Церковь открыла для многих татар-язычников веру во Христа. Основная литература 1.  Голубинский Е. Е.  История Русской Церкви: В 4 т. — Репринт. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010