Князь Роман Димитриевич, племянник князя Иосифа Андреевича дорогобужского, был нем от рождения. Родители Романа померли, когда он был еще очень мал; его приютила бабка, жившая в монастыре, и содержала там со всею пышностью, обычной для князя. Когда княжичу Роману было 15 лет, бабка послала его со слугами в Ярославль приложиться к мощам святых чудотворцев Феодора и чад его, а сама усердно день и ночь молилась об исцелении его, раздавала милостыню по церквам и кормила нищих. Прибыв в Ярославский Спасский монастырь, бояре и слуги, сопровождавшие князя Романа, просили архимандрита с братией отслужить молебен. Они молились усердно о выздоровлении отрока, и сам князь Роман встал у гроба чудотворцев и с умилением в душе молился. После молебна архимандрит осенил его святым крестом, приложил к святым мощам и дал ему выпить святой воды. И вдруг, к общему изумлению, князь Роман получил исцеление и заговорил так свободно, как будто никогда и не был нем. Многими и другими славными чудесами угодно было Господу Богу прославить святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, даруя в лице их небесных ходатаев и верных защитников всем с верою к ним притекающим. Игорь Черниговский, благоверный князь страстотерпец Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок — Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все — правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца — святого Мстислава Великого († 1132 г.), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115 г.), прозванного за свою горькую судьбу «Гориславичем». Олег Гориславич был сын киевского князя Святослава († 1076 г.), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени — «Изборника Святослава 1073 года» и «Изборника 1076 года».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Через 120 лет после этого, перед Донской битвой, один инок во время ночной молитвы в храме увидел, как перед гробницей князя Александра зажглись свечи и к ней подошли два старца со словами: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию Иоанновичу!» Св. князь встал и стал невидим. На основании этого видения святые мощи его после Донской победы были открыты и найдены нетленными, причем было множество исцелений. Когда перед походом на Казань (1552) царь Иоанн IV Васильевич молился у раки св. благоверного князя Александра, то один из его приближенных получил исцеление, что и было всеми принято как залог помощи благоверного князя чудотворца.  В 1571 г., во время нападения на Москву крымского хана Девлет-Гирея, инок Антоний, высокой духовной жизни, видел, как к гробнице св. князя Александра подошли свв. князья Борис и Глеб со словами: «Встань, брат наш, князь Александр, поспешим на помощь сроднику нашему благоверному царю Иоанну Васильевичу!» Св. Александр встал, и к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над Девлет-Гиреем одержана была победа.  В 1491 г. видели во время пожара монастырского храма св. благоверного князя Александра, поднимающегося на коне к небу по воздуху. Святые мощи его остались невредимыми. В 1547 г. он был причислен к лику святых. Чудеса и исцеления, творившиеся от его святых мощей, неисчислимы, и перечислить здесь невозможно.  30 августа 1724 г. святые мощи благоверного вел. князя Александра были перенесены императором Петром I в созданную им в Санкт-Петербурге Александро-Невскую лавру. Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский (+ 1270) Память его празднуется 19 июля в день мученической кончины и 10 июня вместе с Собором Рязанских святых Св. князь рязанский Роман был обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил языческую веру.  Защищаться он отказался, и хан предал его мучителям. Но под пытками св. Роман не переставал проповедовать Христову веру; тогда озлобленные татары отрезали ему язык и потом всего его изрезали медленно по суставам. Когда же осталось одно туловище еще с искрами жизни, то мучители содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. В 1812 г., в день памяти св. князя Романа, одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память сего положено написать образ св. князя Романа на стене храма Христа Спасителя в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Явление замечательное, бывшее необходимым следствием преобладания сильнейшего северного князя и вместе старшего в роде, который перестал жить в Киеве: Всеволод, враждуя с Рюриком, не хочет поддерживать его против Романа и, по уговору с последним, отдает Киев младшему из Мстиславичей, не имевшему никакого права даже пред Романом, не только пред Рюриком. Сам Роман не мог сесть в Киеве: очень вероятно, что и Всеволод не хотел позволить этого, не хотел допустить соединения Киевской, Владимиро-Волынской и Галицкой волостей в руках одного князя и особенно в руках такого князя, каков был Роман; а с другой стороны, и сам Роман не искал чести сидеть в Киеве: его присутствие было необходимо в новоприобретенном Галиче. Но Рюрик не хотел спокойно перенесть своего изгнания и видеть в Киеве племянника: в следующем (1203) году он опять соединился с Ольговичами, нанял множество половцев и взял с ними Киев. Как видно, союзники, не имея чем заплатить варварам, обещали отдать им Киев на разграбление: Рюрику нечего было жалеть киевлян, которые отворили ворота Роману: и вот половцы, рассыпались по городу, пожгли не только Подол, но и Гору, ограбили Софийский собор, Десятинную церковь и все монастыри, монахов и монахинь, священников и жен их, старых и увечных перебили, а молодых и здоровых повели в плен, также и остальных киевлян; пощадили только иностранных купцов, спрятавшихся по церквам, – у них взяли половину имения и выпустили на свободу. После этого страшного опустошения Рюрик не хотел сесть в Киеве: или не хотел он княжить в пожженном, ограбленном и пустом городе, ждал времени, пока он оправится, или боялся опять прихода Романова; как бы то ни было, он уехал назад в Овруч, где скоро был осажден Романом, пришедшим, по выражению летописца, отвести его от Ольговичей и от половцев; Рюрик принужден был целовать крест великому князю Всеволоду и детям его, т. е. отказался от старшинства в роде и по смерти Всеволода, обещался снова быть в воле великого князя суздальского и детей его, после чего Роман сказал ему: «Ты уже крест целовал, так отправь посла к свату своему, а я пошлю своего боярина к отцу и господину великому князю Всеволоду: и ты проси, и я буду просить, чтоб дал тебе опять Киев».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Так же поступили и с боярином Феодором, когда он отказался выполнить требуемое жрецами (20 сентября 1246 г. Тела обоих мучеников брошены были на съедение псам, но остались целы и перенесены христианами в Чернигов 7 . Роман Ольгович Рязанский принадлежал к семье, горячо преданной христианской вере, и сам был воспитан в таком же духе. Заступаясь за притесненных, он раз удержал ханского баскака от бесчеловечных насилий при сборе дани. Обиженный баскак нажаловался хану Менгу-Темиру, что будто князь Роман поносил монгольскую веру и самого хана. Романа вызвали в Орду и принуждали к отречению от христианской веры. Несмотря на побои, оковы и тюремное заключение, он решительно заявил Я христианин… никто не заставит меня изменить святой моей вере, тогда последовал приговор Менгу-Темира Пусть князь умрет мучительною смертию. На месте казни Роман стал было говорить о святости христианской веры; но ему отрезали язык, затем вырезали глаза, обрубили пальцы на руках и ногах, уши,, губы, руки и ноги, содрали с головы кожу и отрубленную голову воткнули на копье (19 июля 1270 г.) 8 . Михаил Ярославич Тверской вел борьбу с Юрием Даниловичем Московским из-за великокняжеского престола. Раз татарский воевода Кавгадый помогал Юрию, но он и жена этого последнего, Кончака-Агафья, попали в плен к Михаилу. Кончака здесь умерла; Кавгадый же был освобожден. Явившись в Орду, он вместе с Юрием обвинил Михаила в том, то он отравил Кончаку и не слушается хана. Узбек, которому Кончака была сестрой, рассердился и вызвал к себе Михаила. Как ни удерживали его бояре, он пошел (1318 г.) в Орду, чувствуя, что идет на смерть. После пристрастного суда на шею ему возложили тяжелую колоду и так водили за Узбеком во время охоты; на ночь руки забивали в колодки; раз преданные ему лица приготовили все нужное для его побега и уговаривали его воспользоваться случаем, но он отказался; после публичных насмешек над ним Кавгадый, наконец, прислал палачей. Князь заранее приготовился к смерти. Убийцы вскочили в вежу, где был князь, разогнали слуг, схватили его за колоду и так ударили о стену, что вежа проломилась; когда Михаил поднялся на ноги, его снова повалили на землю и долго били пятами, пока Романец большим ножом не вырезал ему сердце (22 ноября 1319 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Князь Роман Димитриевич, племянник князя Иосифа Андреевича дорогобужского, был нем от рождения. Родители Романа померли, когда он был еще очень мал; его приютила бабка, жившая в монастыре, и содержала там со всею пышностью, обычной для князя. Когда княжичу Роману было 15 лет, бабка послала его со слугами в Ярославль приложиться к мощам святых чудотворцев Феодора и чад его, а сама усердно день и ночь молилась об исцелении его, раздавала милостыню по церквам и кормила нищих. Прибыв в Ярославский Спасский монастырь, бояре и слуги, сопровождавшие князя Романа, просили архимандрита с братией отслужить молебен. Они молились усердно о выздоровлении отрока, и сам князь Роман встал у гроба чудотворцев и с умилением в душе молился. После молебна архимандрит осенил его святым крестом, приложил к святым мощам и дал ему выпить святой воды. И вдруг, к общему изумлению, князь Роман получил исцеление и заговорил так свободно, как будто никогда и не был нем. Многими и другими славными чудесами угодно было Господу Богу прославить святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, даруя в лице их небесных ходатаев и верных защитников всем с верою к ним притекающим. Игорь Черниговский, благоверный князь страстотерпец Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок – Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Великого († 1132 г.), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115 г.), прозванного за свою горькую судьбу «Гориславичем». Олег Гориславич был сын киевского князя Святослава († 1076 г.), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава 1073 года» и «Изборника 1076 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Узнайте больше о Кирилло-Белозерском монастыре Свернуть 27. Благоверный князь Роман Рязанский Когда жил: 1237–1270 Рязанский князь Роман Олегович (Ольгович) родился незадолго до нашествия на Русь ордынцев. Его отец, князь Олег, был взят в плен Батыем и, вернувшись домой через четырнадцать лет, передал престол сыну, принял схиму и вскоре скончался. Молодой князь, не имея сил изгнать со своих земель захватчиков, старался хотя бы оградить своих подданных от насилия ханских баскаков (сборщиков податей). И те в отместку оклеветали его перед ханом Менгу-Тимуром. Князя вызвали в Орду, где хан велел ему выбрать: или принять мученическую смерть, или отречься от православия. Князь роман выбрал первое. Церковное почитание князя-мученика началось сразу после его кончины. Свернуть 28. Преподобный Петр, царевич Ордынский (Петр Ростовский) Когда жил: XIII век Племянник хана Батыя, правнук Чингисхана Даир ушел из столицы Золотой Орды в Ростов вместе с архиепископом Кириллом, которого вызвали к хану для излечения одного из ордынских царевичей — так увлекли юношу рассказы святителя. В Ростове Даир принял православие с именем Петр и подружился с Ростовским князем Борисом. Дети Бориса называли Петра дядей. Князь женил его на дочери ростовского вельможи. А после смерти жены он принял постриг в основанном им Петровском монастыре. Почитание Петра как святого началось сразу же после его смерти, а на Соборе 1547 года при митрополите Макарии его официально прославили в лике святых. Свернуть 29. Благоверный князь Михаил Черниговский Когда жил: 1179–1246 Князь Переяславский, Новгородский, Черниговский, Галицкий, великий князь Киевский, Михаил прославился справедливостью, милосердием и твердостью правления. Для борьбы с ордынским нашествием он пытался объединить не только русских, но и венгерских и польских князей, и даже германского императора. Когда же его вместе с другими русскими князьями вызвали в Орду для получения ярлыка на княжение и там ему и его боярину Феодору приказали принять участие в языческом обряде, Михаил отказался и после долгих пыток вместе с боярином был убит. В 1578 году по желанию Ивана Грозного и с благословения митрополита Антония мощи святых перенесли в Москву. С 1774 года они находятся в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://foma.ru/jepicheskaja-kartina-glaz...

3 июля) и Константин Всеволодович (1257 г., пам. 3 июля), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович (1285 г., пам. 3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич (1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверский, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в 17 веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович (1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский (1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский (1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявши христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская (1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейной жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская (1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич (1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович (1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавши в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертью приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Память их обоих Церковь чтит 20 сентября (3 октября) и 14 (27) Февраля (перенесение мощей). 1270 г. В Орду вызван на суд князь Роман Ольгович Рязанский. Хан Менгу-Темир предлагает ему отступиться от христианства. Отказывается князь. Хан приказывает подвергнуть его мучительной казни. Князь не перестает говорить о святости Христовой веры. Ему отрезают язык. Затем выкалывают глаза, отрубают пальцы рук и ног, обрезают уши и губы, потом отсекают руки и ноги; когда же остается одно туловище, но еще с искрами жизни, то сдирают с головы кожу, отрубают голову святого мученика и втыкают ее на копье. Память святого князя Романа чтится Церковью 19 июля (1 августа). Псков. Выходец из Литвы князь Довмонт (†1299 г.), во крещении Тимофей, праведно правивший народом, помогавший бедным, любивший духовенство, строивший храмы. Князь – постник и молитвенник молится в Троицком соборе. Меч его положен перед алтарем: «Господи Боже сил призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых,» – взывает князь. Благословенный затем игуменом Исидором и препоясанный мечом идет и побеждает ливонцев сей святой князь. Память его чтится Церковью 20 мая (2 июня). Троицкая Обитель. Молится преподобный Сергий. Слышит он вдруг голос, зовущий его по имени. Сотворив молитву, открывает окно и видит необыкновенный свет с неба. «Сергий, – говорит голос, – Господь услышал молитву твою о чадах твоих.» Преподобный видит вокруг келий множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжает: «Так умножится число учеников и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим.» И действительно всю Русь обошли сподвижники, ученики и продолжатели святого дела преподобного, утверждая, часто среди грубых суеверных племен, особую русскую церковную государственность. Водружался иноком крест, воздвигалась обитель и вокруг нее постепенно зарождалась государственность. …Преподобный Никон Радонежский († 1427 г. Память 17 (30) ноября), преемник святого Сергия; блаженный Роман, игумен Кир-жачский; преподобный Антонин, настоятель Спасского монастыря, давшего Руси великих иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева; блаженные Феодор († 1409 г.) и Павел Ростовские, основатели Борисоглебского Устьинского монастыря; преподобный Мефо-дий, основатель Свято-Николаевского Пешношского монастыря († 1392 г.) Память 14 (27) июня); преподобный Феодор, впоследствии епископ Ростовский; преподобный Афанасий, игумен Серпуховского Высоцкого монастыря; преподобный Савва, основатель Дубенского и Сторожевского монастырей (†1406 г. Память 3 (16) декабря); преподобный Авраамий Чухломский, или Городецкий, строитель обители на Галицком озере († 1375 г. Память 20 июля (2 августа);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (†421; память 27 ноября). В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу над французами при Клястицах. В память об этом на стене московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плеча тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью». В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику и защитнику Православной веры. Литература: 1 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковью. Изд. 3-е, дополн., июль. СПб., 1900, с. 167–170. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901. 3 . Святой благоверный князь Рязянский, великомученик Роман Ольгович. – Рязанские епархиальные ведомости. 1865, 1–2. 4 . Симон, архиепископ. Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец. – Журнал Московской Патриархии, 1979, 12, с. 64–69. 5 . Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской епархии. М., 1820. Святаго праведнаго Стефана Высокаго, деспота Сербскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1: Приидите, людие, воспоим Стефана Высокаго,/деспота Сербскаго,/яко добля воина и добраго строителя,/право правяща на престоле отечества своего,/люди своя защищающа,/и принесем ему сугубыя похвалы,/благодаряще Господа,/даровавшаго нам сицевыя милости Своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Вы назвали меня своим отцом, – приказал Андрей сказать Ростиславичам, – хочу вам добра и даю Роману, брату вашему, Киев». Через несколько времени Андрей задумал прогнать Романа Ростиславича: был ли он недоволен Ростиславичами, находя, что они зазнаются, или же просто намеревался посадить туда брата, и потому нужно было ему их выгнать, – как бы то ни было, только он придрался к этим князьям, послал к ним своего мечника Михна с требованием выдачи Григория Хотовича и двух других лиц. «Они, – говорил он, – уморили брата моего Глеба; они все нам враги». Ростиславичи, зная, что со стороны Андрея это не более как придирка, не решились выдать людей, которых считали невиновными, и дали им средства спастись. Этого только и нужно было Андрею. Он писал им такое грозное слово: «Если не живете по моей воле, то ты, Рюрик, ступай вон из Киева, а ты, Давид, ступай из Вышегорода, а ты, Мстислав, из Белагорода; остается вам Смоленск: там себе делитесь как знаете». Роман повиновался и уехал в Смоленск. Андрей отдал Киев брату Михаилу, с которым помирился. Михаил остался пока в Торческе, где находился прежде на княжении, и послал в Киев брата своего Всеволода с племянником Ярополком Ростиславичем. Но другие Ростиславичи не были так безгласны, как Роман. Они отправили к Андрею посла с объяснениями; но Андрей не дал ответа. Тогда они ночью вошли в Киев, схватили Всеволода и Ярополка, осадили самого Михаила в Торческе, принудили его отказаться от Киева и довольствоваться Переяславлем, который ему уступили, а сами возвратились в Киев и посадили на киевском столе одного из своей среды: Рюрика Ростиславича. Сам непостоянный, Михаил, которого Андрей прочил в Киев, отступил снова от Андрея и пристал к Ростиславичам, так же как он против Андрея и Ростиславичей уже стоял за Мстислава Изяславича. Андрей, услыхавши обо всем этом, сильно разгневался, а тут кстати пришло к нему предложение подать помощь против Ростиславичей: черниговский князь Святослав Всеволодович, помышлявший во время сумятицы овладеть Киевом, подстрекал Андрея на Ростиславичей; заодно с ним были и другие князья Ольговичи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010