ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОТ ВЗЯТИЯ КИЕВА ВОЙСКАМИ БОГОЛЮБСКОГО ДО СМЕРТИ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА ТОРОПЕЦКОГО (1169 – 1228) Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. – Характер Андрея и его поведение на севере. – Владимир-на-Клязьме. – Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. – Война его с Мстиславом Изяславичем. – Смерть обоих соперников. – Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. – Ссора Ростиславичей с Андреем. – Мстислав Ростиславич Храбрый. – Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. – Ярослав Изяславич княжит в Киеве. – Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. – Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. – Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. – Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. – Возобновление борьбы по смерти Михаила. – Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. – На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. – Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. – Святослав утверждается в Киеве. – Слабость киевского князя перед суздальским. – Борьба Ярослава галицкого с боярами. – Смерть его. – Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. – Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. – Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. – Гибель Берладникова сына Ростислава. – Насилия венгров в Галиче. – Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь. – Смерть Святослава Всеволодовича киевского. – Рюрик Ростиславич занимает его место по воле Всеволода суздальского. – Последний ссорит Рюрика с зятем его, Романом волынским. – Участие Романа в польских усобицах. – Война Мономаховичей с Ольговичами. – Роман волынский утверждается в Галиче по смерти Владимира Ярославича. – Он изгоняет Рюрика Ростиславича из Киева. – Рюрик опять в Киеве и отдает его на разграбление половцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский (+ 1180) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 14 июня в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Благоверный князь Ростислав Мстиславич Смоленский (память его 14 марта), впоследствии вел. князь киевский, твердо соблюдал заветы своего великого деда Владимира Мономаха: благочестие и дела милосердия, воинская доблесть и любовь к просвещению стали наследственными в этой семье. Так, старший сын его, смоленский князь Роман, был ревностным деятелем просвещения: он основывал училища и хотел, чтобы все духовенство в его княжестве знало греческий язык. Летописец говорит о нем, что он много огорчений потерпел от смолян, но никогда не воздал никому злом за зло, потому что он был во всем подобен добродетелью своей покровителю своему — св. Роману (князю страстотерпцу Борису, убитому 24 июля 1015 г. братом своим Святополком). Брат его, князь Давид, воздвиг в Смоленске церковь и целые ночи проводил в ней стоя на молитве. Самым выдающимся из братьев Ростиславичей был младший, Мстислав, новгородский князь. Он был прекрасен собой и добродетелен, чтил духовенство и был милосерд к убогим и больным и заботился о них. Дружину свою он любил и не жалел для нее ни злата, ни сребра, а для себя не оставлял ничего. Когда он видел христиан утесняемых, он говорил им: «Братья, не будем иметь иного желания, кроме того, чтобы умереть нам за Русскую землю; если умрем — очистимся от грехов наших и Бог вменит нас с мучениками; все равно умрем сегодня или завтра, так умрем же с честью!» И он вдохновлял их мужеством, так как сам жаждал умереть за Русскую землю и бился от всего сердца. Он никого не боялся на земле, но Бога боялся и потому старших чтил и слушался их. Раз он хотел воевать с князем полоцким, но старший брат его, Роман, послал ему сказать: «Если будешь с ним воевать, увидишь меня против себя!» И князь Мстислав смирился и не стал воевать.

http://sedmitza.ru/lib/text/437339/

Поэтому Гумберт нарочно направился на Украину, чтобы ее присоединить к Риму». 4 Уже с этого времени Русь, граничившая с государствами, испытывавшими влияние Рима, привлекала пристальное внимание римской курии. Отделившись от Православного Востока и освободившись от его сдерживающего влияния, Рим старался распространить свою власть на все христианские народы и подчинить их своей Церкви. В 1204 году папа Иннокентий III через своих послов предложил князю Галицко-Волынскому Роману Мстиславичу принять католичество, обещая с помощью меча Петрова утвердить князя королем всей Руси. Князь отверг это предложение союза (унии), но преждевременная смерть его в 1205 году сделала возможными попытки насильственного насаждения ее на Галичской земле в годы малолетства сыновей князя Романа – Даниила и Василька. Никоновская летопись сообщает под 1214 годом: «Того ж лета 6722 угорский король посади сына своего в Галиче, и Церкви претвори в латынскую службу». Эту попытку насильственного введения латинства униатский церковный историк М. Чубатый называет первой церковной унией. Венгерский король Андрей II, испрашивая в 1214 году у Иннокентия III королевскую корону Галиции для своего пятилетнего сына Коломана, уверял Папу, что этого домогаются вельможи и народ подчиненной ему страны, желая находиться в единении с Римской Церковью и послушании ей, с тем, однако, чтобы им «дозволено было сохранить свой (греческий) обряд». Однако униатский автор сам называет эту унию «исторической эфемеридой», заключенной только по политическим мотивам, вопреки воле народа, оказавшего насилию решительное сопротивление. В 1219 году у стен Галича появился князь Мстислав Удалой, к нему устремилось измученное грабежами и издевательствами православное население, а с захватчиками бежало «много бояр – венгрофилов и Владыка Артемий; таким образом уния лишилась всех сторонников». 5 Какой же была первая попытка унии на Руси? Инициатором и зачинателем унии был овладевший восточной частью Галиции венгерский король Андрей II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, наконец, понятие «Русь, русский» является политонимом и культуронимом , обозначающим всё пространство древней домонгольской Руси. Особенно это характерно для описания битвы при Калке – общерусской трагедии: «Бысть побда на вси князи рускыя. Тако же не бывало никогда же» . Н.В. Неврев " Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III " , 1875      Отметим, что тема единой Руси вводится с самого начала повествования – с рассказа о Романе Мстиславиче: «В лта 6709 начало княжения великаго князя Романа, како державего бывша всей Руской земли князя галичкого. По смерти же великаго князя Романа, приснопамятнаго самодержьца всея Руси…» . Обратим внимание, что Роман Мстиславич именуется самодержцем, по-гречески – ατοκρτορος. Таким образом, Роман считается преемником византийских василевсов. Для этого была известная причина: как считает А.В. Майоров, вторым браком Роман был женат на дочери Алексия Ангела . Родство с царствующим византийским домом как бы давало право Роману на царский титул. Соответственно Русь мыслится как некое царство. Это подтверждается и записью за 1250 год – рассказом о пребывании князя Даниила в Орде: «О злая честь татарьская! Его же отець б царь в Руской земли, иже покори Половецькую землю и воева на иные страны вс» . Но если Роман Мстиславич мыслится как царь в силу византийского преемства , то его власть является сакральной и, соответственно, эта сакральность переносится и на его сына Даниила. И хотя автор оговаривается, что «сынъ того не прия чести», но эта оговорка относится ко всеобщему унижению русских князей под татарской властью: «То иный кто можеть прияти? Злоб бо ихъ и льсти нсть конца» . Татарская власть такова, что унижает даже и царей: «Приходящая цари, и князи, и велмож солнцю и лун и земли, дьяволу и умершимъ въ ад отцемь ихъ и ддомъ и матеремь водяше около куста покланятися имъ». Можно сказать, что отсвет отцовской священной власти падает и на Даниила. Отчасти поэтому измена ему становится духовным преступлением, не случайно в записи за 6738 (1230) год бояре именуются «безбожными», а разрушение их планов является делом Божественного Промысла: «Крамол же бывши во безбожныхъ боярехъ галичкыхъ: свтъ створше со братучадьемь его Олександромъ на убьенье и преднее земл его. Сдящим же имъ в дум и хотящимъ огнемь зажещи, милостивому Богу вложившю во сердце Васильку изиити вонъ, и обнажившу мчь свой играя на слугу королева, иному похвативши щитъ играющи. Невернымъ Молибоговидьчьмь узрвши се, страхъ имъ бысть от Бога, рекъшимъ, яко: “Свтъ нашь раздрушися”. И побгшимъ имъ, яко оканьны Святополкъ» .

http://pravoslavie.ru/64352.html

В 1794 г. по желанию имп. Екатерины II обер-прокурор Святейшего Синода А. И. Мусин-Пушкин поручил Б.-К. подготовить материалы по истории польск. униатов. Результатом работы Б.-К. явилось соч. «Историческое известие о возникшей в Польше унии» (1805), в к-ром автор проследил предысторию заключения унии с 1204 г. (посольство папы Иннокентия III к галицко-волынскому кн. Роману Мстиславичу ) до унийного Брестского Собора 1596 г. (см. Брестские Соборы ). Б.-К. дал отрицательную оценку как Брестской унии, так и Флорентийской унии 1439 г., придерживаясь мнения, что Флорентийский Собор не был вселенским, а заключенная уния являлась «соединением», основанным «на мирских пристрастиях». История Брестского Собора рассмотрена Б.-К. преимущественно на основании опубликованных источников («Апокрисиса», «Синопсиса» и др.). Используя материалы из собрания возглавляемого им архива, Б.-К. дополнил их подборкой документов, относящихся к истории гонений на Православие в Речи Посполитой до 1795 г., уделив особое внимание истории русско-польск. отношений в связи с положением правосл. населения на территории Польского гос-ва, начиная с царствования Алексея Михайловича . В распоряжении Б.-К. был ограниченный круг источников (тогда еще не были известны документы Ватиканского архива и др. собраний), что обусловило нек-рую односторонность его суждений. Тем не менее исследование Б.-К. стало первым в рус. науке трудом, посвященным истории унии до кон. XVIII в. Б.-К. подготовил к публикации «Дневные записки св. чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского» (1781). В 1799 г. вместе с Мусиным-Пушкиным и А. Ф. Малиновским принял участие в подготовке 1-го изд. «Слова о полку Игореве» (1800). В 1811 г. возглавил Комиссию печатания гос. грамот и договоров, в 1813 г. подготовил к печати 1-й том «Собрания государственных грамот и договоров из фондов Архива Коллегии иностранных дел» с комментариями. Многочисленные материалы, собранные Б.-К., были использованы Н. И. Новиковым при издании «Древней российской вивлиофики» (1773-1775) и еп. Амвросием (Орнатским) при подготовке «Истории российской иерархии» (1807-1815). Рукопись труда Б.-К. о русско-польск. отношениях (опубл. под названием «Переписка между Россиею и Польшей по 1700 г.») использовал Н. М. Карамзин при написании «Истории государства Российского».

http://pravenc.ru/text/77494.html

Зимой 1206/7 г. епископ Альберт объехал большую часть Нижней Саксонии с проповедью необходимости нового крестового похода. В апреле 1207 г. он отправился ко двору короля Филиппа с известием о завоевании Ливонии и тут же получил ее от короля в дар в виде лена. Таким образом, епископ Альберт стал имперским князем. Когда Альберт вернулся в Ригу, то по требованию Ордена уступил ему третью часть всей земли. Как сам епископ получил Ливонию от германского короля со всеми правами и полной властью, так он и передал западную часть ее Ордену. В 1209 г. один из рыцарей из мести убил магистра Венно. Новым магистром был избран Фольквин. Он вел себя энергичнее и решительнее предшественника и стремился выйти из-под власти епископа, получив равные с ним права. Вместе с епископом он отправился в Рим, но папа Иннокентий III не изменил устав, хотя несколько уменьшил власть епископа Ордена. В отношении Ливонии Иннокентий III имел большие планы. Он хотел, чтобы как «земля Пресвятой Девы» она оставалась в прямой зависимости от престола святого Петра и не поддержал Бременского архиепископа в его притязаниях на Ливонию. Как ревностный проповедник латинской веры папа Иннокентий III в 1205 г. прислал своих послов к князю Роману Мстиславичу в Галич с целью отвратить его от Восточной Церкви, доказав превосходство «закона латинского», но его посольство не увенчалось успехом .   История Эстонии. Т. 1. С. 132.   Бунге считал, что Орден учрежден в 1202—1204 rr.(BungeF.G. Der Orden der Schwertbruder. Leipzig, 1875. S. 8). Наиболее полно история Ордена представлена в кн.: Benninghoven Fr. Der Orden der Schwertbruder (Fratres (Milicie Christi de Livonia). Koln; Graz, 1965.   Hil deb rand H. Die Chronik Heinrich von Lettland. Berlin, 1865. S. 59.   Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd 1. Nr 14.   Ibid. Nr. 16, 17.   Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. XVIII. 5.   Там же. XIV 10.   Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 3. С. 49. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/430091/

О роли митрополита в происходивших событиях на юге Руси до кон. 80-х гг. XII в. ничего не говорится. Известно, что в 1189 г. Н. призывал киевских соправителей Святослава Всеволодовича и Рюрика (Василия) Ростиславича освободить от власти венгерского короля Галицкую землю («...се иноплеменьници отъяли отчину вашю, а лепо вы бы потрудитися» - Там же. Т. 2. Стб. 663). Н. добился их выступления в поход, но князья не смогли договориться о дальнейшей судьбе Галицкой земли и с полпути вернулись обратно. Влияние Н. заметно возросло в годы княжения в Киеве Рюрика Ростиславича, к-рого митрополит с киевским духовенством торжественно встречал при его вокняжении в 1194 г. К его авторитету при улаживании сложных вопросов обращались и сам кн. Рюрик, и его зять, амбициозный Роман Мстиславич , кн. владимиро-волынский. В 1195 г. митрополит с миротворческой целью взял на себя грех нарушения крестоцелования Рюриком Ростиславичем. Последний был на грани военного столкновения со Всеволодом Большое Гнездо из-за обещания, данного ранее кн. Роману, передать тому неск. южнорус. городов, на к-рые претендовал также владимирский князь («...рече митрополит Рюрикови: «княже, мы есмы приставлены в Руской земле от Бога востягивать вас от кровопролитья... а ныне аз снимаю с тебя крестное целование и взимаю на ся, а ты послушаи мене, возма волость у зятя у своего, даи же стареишому, а Романови даси иную, в тое место»» - Там же. Стб. 684). Вскоре Н. вновь пришлось мирить киевского князя, на этот раз уже с Романом Мстиславичем, который привлек на свою сторону поляков и черниговских князей Ольговичей, но, потерпев неудачу, обратился за посреднической помощью ради примирения к митрополиту. «Послушав митрополита», Рюрик заключил мир с Романом Мстиславичем (Там же. Стб. 687-688). В следующем году в марте Н. встречал в Киеве вместе с духовенством и кн. Рюриком Ростиславичем тело шурина киевского князя - туровского кн. Глеба Юрьевича и, видимо, участвовал в его погребении в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре (Там же. С. 694).

http://pravenc.ru/text/2565508.html

От Изяслава II она перешла к сыну его Мстиславу II (1154–1169 г.), а от него унаследовал её сын его Роман Мстиславич (1169–1205 г.) – самый знаменитый Волынский князь, в юности своей княживший в Новгороде Великом и там прославившийся победою над войсками Андрея Боголюбского в 1169 г. В это время Волынская область уже значительно обособилась от Киевского княжества, но в свою очередь дробилась на уделы между членами старшей линии с неизбежными распрями за волости и старшинство. Так отец Романа Мстислав II должен был разделить её со своим братом Ярославом Луцким, а также со своими двумя дядями (Владимиром Андреевичем и Владимиром Мстиславичем). Самому Роману в свою очередь пришлось делиться с родным братом Всеволодом Бельзским, кроме того, с несколькими двоюродными братьями и племянниками. Но Роман был такой князь, который умел держать в подчинении своих младших родичей и наводить страх на своих соседей, особенно на Половцев (на юге) и Ятвягов (на севере) 9 . Главные и долгие стремления Романа были обращены на богатое галицкое наследство, которым ему и удалось завладеть после Владимира Ярославича, последнего князя из дома Володаря. После смерти Романа (1205 г.), оставившего после себя двух малолетних сыновей Даниила и Василько, начались нестроения в Галицком и Волынском княжествах. Соседние короли – угорский и польский, в своих корыстных расчётах поддерживали эти нестроения. Были призваны братья Игоревичи, князья Северские, по матери, приходившиеся внуками Ярослава Осмомысла, князя галицкого, и потому имевшие некоторое право наследовать галицкий престол. Старший из них Владимир сел на престоле в Галиче, Роман – в Звенигороде, а младший – Святослав – во Владимире Волынском. Но вскоре братья рассорились между собою. Роман, при помощи угорского (венгерского) короля Андрея II, отнял Галич у старшего брата Владимира и принудил его бежать в свой Путивль. Вскоре затем и Святослав был изгнан из Владимира Волынского – королём польским Лешком Белым, который отдал этот город своему шурину Александру Бельзскому – и дал удел на Волыни младшему сыну Романа Василько, имевшему у него приют, а старший сын Даниил Романович жил у угорского короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Победа над половцами и возвращение в Киев кн. Михаила (Михалки) Юрьевича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 211) Победа над половцами и возвращение в Киев кн. Михаила (Михалки) Юрьевича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 211) В янв.-февр. 1169 г. вместе с отрядом ковуев («Бастеевою чадью») М. Ю. должен был отправиться на помощь к новгородскому кн. Роману Мстиславичу . Однако из-за предательства сопровождавших их воинов М. Ю. и участники новгородского посольства были взяты в плен за Межимостьем на пути в Мозырь по приказу смоленских князей Рюрика (Василия) и Давида (Глеба) Ростиславичей, союзников Владимиро-Суздальского кн. св. Андрея Боголюбского (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 544; Т. 25. С. 79). После того как войска блгв. кн. Мстислава Андреевича и рати союзных ему рус. князей захватили Киев, М. Ю. перешел на их сторону. От нового Киевского кн. Глеба Юрьевича (8 марта 1169 - 20 янв. 1171) он получил в управление г. Торческ и волости в Поросье. Т. о. юный князь торческий был вовлечен в оборону границ Юж. Руси от набегов кочевников. В 1169-1174 гг. М. Ю. неоднократно оборонял земли Ср. Поднепровья от вторжений половцев. Немногочисленным войскам Киевского кн. Глеба Юрьевича и его младшего брата М. Ю. удалось нанести поражение войскам половцев, разорявшим села и волости в Юж. Руси. В 1170/71 г. М. Ю. вновь со своей дружиной и «черными клобуками» разгромил кочевников, захвативших «огромный полон» (ПРСЛ. Т. 1. Стб. 362-363). В 1171 г. в Торческе М. Ю. принял у себя бежавших из Галича от кн. Ярослава Владимировича Осмомысла его жену кнг. Ольгу Юрьевну и своего племянника кн. Владимира Ярославича, к-рые затем уехали к родственникам в Чернигов. В нач. 1173 г. кн. Андрей Боголюбский пожаловал М. Ю. Киевское княжение. Однако последний, осознав, что военных сил недостаточно, сам в Киев не поехал и отправил туда своего младшего брата Всеволода Юрьевича и племянника Ярополка Ростиславича. Им удалось удерживать власть в городе всего 5 недель, после чего они были изгнаны смоленскими князьями Ростиславичами.

http://pravenc.ru/text/2563752.html

В княжение Св. Владимира (973-1015) произошло воссоединение местностей по среднему и верхнему течению р. Днестра и р. Буга с княжеством Киевским; в то же время указанная страна стала именоваться " Червонной Русью " 3 . С присоединением Червонной Руси к Киевскому княжеству славяне, в ней обитавшие, приняли православие и тамошние церкви были подчинены Киевскому митрополиту.. После Владимира Святого и в славное княжение Ярослава Мудрого (1028-1054). Червонная Русь была нераздельна с княжеством Киевским, но при потомках названного князя началось ее обособление. Три внука Ярослава - Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи - получили в удел Галицию, причем западная ее часть с Перемышлем досталась Рюрику, средняя с Звенигородом - Володарю и южная с Теребовлем - Василько. Сын Володаря, Владимирко, впоследствии объединил (1134) в своих руках все три удела, сделал г. Галич своей столицею и таким образом явился основателем княжества Галицкого. Князю Владимирко наследовал Ярослав (1152-1187), прозванный Осмомыслом; в его княжение Галиция достигла значительного процветания. По смерти этого мудрого князя в Галиции начались смуты и непорядки, виновниками которых были бояре, желавшие играть роль и иметь влияние на управление страной. Сравнительно лучшее время настало, когда Галицкое княжество досталось внуку Киевского князя Изяслава Мстиславича - Роману. Роман Мстиславич был храбрый и воинственный князь 4 , объединивший под своей властью Галицию и Волынь... Киев, утративший тогда былую славу, признал его своим князем... В 1205 г. князь Роман неожиданно умер во время похода против поляков, и в Галицко-Волынском княжестве тотчас же начались смуты. Дело в том, что после князя Романа остались малолетние дети... Власть над страной приняла вдова.., но она решительно не могла справиться с боярством... Начались интриги, непорядки и смуты, вызвавшие вмешательство Венгрии в дела Галиции 5 .. В 1215 г. последовало соглашение, чтобы Даниил (1205-1264), сын Романа, был князем Владимирским, а Коломан, сын венгерского короля, князем Галицким (а вслед за ним, добавим, приспело и католическое духовенство). Но Коломану недолго пришлось быть в Галиче, на него напал князь Мстислав Новгородский, изгнал его и посадил на его место Андрея. Однако последний не имел здесь ни силы, ни влияния, и был вскоре изгнан вышеупомянутым Даниилом Романовичем, объявившим себя князем Галицким. Князь Даниил Романович отличался большим умом и хитростью и достиг значительного могущества. В 1235 г. он из политических соображений признал верховенство Венгрии» 6 .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010