«Литургические книги» так называли рукописные сборники, в которых записывались тексты песнопений, нередко с нотацией. В Византии существовало около 10 таких певческих сборников. Их содержание и структура регламентировались церковным уставом. Ранние образцы византийских «Литургических книг» не дошли до нашего времени. В VI в. антиохийский патриарх Север составил «Октоих» – восьминедельный цикл песнопений, сгруппированных по гласам осмогласия (музыкальной системы из 8 ладов [гласов], лежащей в основе старинных песнопений православной церкви). С созданием силлабического кондака византийским гимнографом Романом Сладкопевцем (VI в.) появился «Кондакарь», в который включались и другие песнопения. Возникновение канона на рубеже VIIVIII вв., связанного с именем Андрея Критского , привело к созданию «Ирмология» (сборника ирмосов канонов церковных праздников). В VIII в. появились небольшие по размеру рукописные «Стихирарии», в которые вошли стихиры, исполнявшиеся в константинопольском храме св. Софии и в Студийском монастыре. С XI в. началось дробление «Стихирария» на отдельные праздники и соответственно отдельные сборники (см. церковные песнопения ). Литургия (греч. leiturgia в древнегреческих полисах повинности богатых граждан, которые взимались в пользу государства) – главное христианское церковное богослужение (в православной церкви обедня, в католической – месса), в котором закреплены важнейшие идеи христианского миросозерцания. Литургия была установлена Иисусом Христом в Тайной вечери последней совместной трапезы Христа и 12 апостолов в канун «страстной пятницы», дня его распятия. Евангелисты Матфей и Лука сообщают, что Иисус Христос «преломил» хлеб и дал вкусить его ученикам со словами: «сие есть тело мое, которое за вас предается», дал им испить из чаши с вином, сказав: «...сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Он завещал ученикам совершать все это в память о нем, утвердив таким образом таинство причащения (евхаристии). Литургия вошла в христианское богослужение со II в. н.э. В Византии порядок ее проведения сложился в начальный период средневековья. В состав литургии входят чтение Священного Писания, Ветхого завета, пение псалмов, поучения и молитвы. Чаще всего исполняется Литургия Иоанна Златоуста . Литургия Василия Великого совершается епископом или священником 10 раз в году: в пять первых воскресений великого поста, в великий четверг, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления, в день памяти Василия 1-го января.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий канон 3 мин., 09.04.2019 Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется  великим повечерием, и  длится  около двух часов (текст по дням и с переводом смотрите  здесь ). Канон также прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние» . ©Владимир Ештокин По сложившейся традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах. ©Владимир Ештокин, foma.ru Автором канона является критский архиепископ VIII века святитель Андрей. ©Владимир Ештокин Появление канона связывают с раскаянием архиепископа Андрея в ереси монофелитства (Монофелитство — учение о единоволии Христа.) Канон был дополнен великим современником святителя Андрея преподобным Иоанном Дамаскином. ©Владимир Ештокин Время возникновения: Великий канон получил общецерковное употребление в конце IX века. ©Владимир Ештокин Состав канона: Канон состоит из 250 тропарей, вспоминающих события Священной истории от грехопадения Адама и до земной жизни Христа. Каждый тропарь сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». ©Владимир Ештокин Покаянная авто-биография — так часто называют Великий канон. Святитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своем поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души. ©Владимир Ештокин Библейская история повторяется из года в год в круге богослужений, и каждый человек, посещающий церковь, переживает давно прошедшие события так, как если бы они происходили здесь и сейчас. ©Владимир Ештокин Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный преподобным Романом Сладкопевцем: « Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

http://foma.ru/velikij-kanon.html

Возможно, создание преподобным Романом Сладкопевцем сразу трех кондаков на Рождество Христово связано с древней традицией праздновать этот праздник три дня подряд. Следы этой традиции отражены в месяцеслове современной Следованной Псалтири, где рубрика о Рождестве Христовом сопровождается ремаркой: Пасха. Праздник тридневен, – а также в церковном календаре, где не только день Рождества, но и два последующих отмечены использованием красной краски. Во всяком случае, в Минее второй из трех кондаков, как уже было отмечено, связан со службой второго дня Рождества, а третий из них в византийских рукописях обозначается как кондак «попразднства». Преподобному Роману принадлежит еще одно рождественское песнопение. Вероятнее всего, оно тоже изначально имело форму кондака – но нам оно известно как «стихиры». Это пространный гимн из 33 строф, не имеющий проимия (или утративший его), но сохраняющий постоянство размера от строфы к строфе, каждая из которых, что весьма существенно, оканчивается одним и тем же рефреном: «Благословен Рожденный Бог наш, слава Тебе!» 5 . В отличие от кондаков прп. Романа, которые вошли в позднейшие богослужебные книги лишь в форме небольших фрагментов, этому песнопению повезло несколько больше – будучи разделено на группы из пяти-шести строф, оно было использовано в качестве «стихир» предпразднства Рождества Христова. Доныне эти «стихиры», несколько переработанные и смешанные с написанными по их образцу аналогичными гимнами, приводятся в Минее в качестве песнопений на хвалитех с 20 по 24 декабря (ст. ст.) – это стихира Ангельские пред’идите силы (=первая строфа в многострофном гимне прп. Романа) и «подобные» ей. Достоверно не моложе VI века два песнопения, содержащиеся в сохранившихся папирусах этого времени. Одно из них выписано в папирусе P.Berol. 11842 6 , наш перевод его текста (многоточия указывают на утраты в папирусе): Свет свыше воссиял ... ... нас слово веры и возвестил нам песнь ангелов: «Слава в вышних Богу Спасителю нашему. Аллилуия!» Другой папирус VI века с рождественскими песнопениями – это достаточно объемный гимнографический сборник P.Vindob. 19.934, который, помимо ряда христологических гимнов, содержит песнопения Божией Матери и некоторым святым. Он включает сразу две разных серии песнопений Рождеству – четыре строфы (тропари или протостихиры?) «плагального третьего» (соответствует седьмому) гласа и две или три строфы без указания на глас 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Рождество Пресвятой Богородицы. Современная икона. Иконописец: Алексей Козлов Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Богородицы, написанный преподобным Романом Сладкопевцем . К сожалению, о великом песнописце, «Данте новогреков» по выражению исследователя Гельцера, известно немного и удается лишь с большой приблизительностью реконструировать его жизненный путь. Он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Весьма вероятно, что он получил в Эмессе медицинское образование. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, судя по свидетельству Патмосского синаксаря стал дьяконом в Бейрутской церкви Воскресения. Ему пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного раждает». С того времени он составил кондаки на Господские праздники и дни памяти различных святых. Многие из них, написанные его рукой, хранятся в Кирах. По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием «Ника». Скончался же он в преклонном возрасте около 560 г. и был погребен всё в той же церкви Богородицы в Кирах. Еще в начале XIII в. его могилу видел Антоний Новгородский. От преподобного Романа до нашего времени дошло 88 кондаков, из которых не все можно с полной уверенностью ему приписать. Однако кондак на Рождество Богородицы несомненно принадлежит именно ему. На сентябрьские праздники следует упомянуть его кондаки преподобному Симеону Столпнику, Архангелу Гавриилу, Воздвижению Креста и Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Однако кондак Рождества Богородицы занимает среди них особое место — и по краткости, и по глубине.

http://pravoslavie.ru/64280.html

Величественные противопоставления на протяжении всей поэмы: тварного — нетварному, временного — вечному, уничижения — славе, смерти — воскресению, человеческого — Божественному, отражающие общую напряженную религиозность эпохи христологических споров, достигают апогея в 12-м икосе кондака, в словах праведного Симеона, обращенных ко Пресвятой Богородице: «Распятого одни будут проповедовать как Бога, другие же лишь человеком, благочестивые и злочестивые учения придут в движение, и будут некоторые полагать, что Его тело — Небесное, другие — что оно призрачно. Одни рекут, что от Тебя Он принял плоть бездушную, а другие — одушевленную, Единый Человеколюбец». Но читатель уже подготовлен к тому, чтобы, встретив «знамение пререкаемое», крестный кенозис Христа, нисхождение Бога к людям из сокровенной славы Божией по плоти, не усомниться ни в Его истинном Божестве, ни в Его истинном человечестве. Ибо из предыдущего, 6-го икоса, он уже знает Христа как «печать Божества неизменную, как сияние славы, просвещающее истиною души человеческие», как «свет Отца», хотя при всем этом «Единый Человеколюбец» и стал человеком. И здесь также, вероятно, существуют заимствования преподобным Романом некоторых определений у святителя Иерусалимского Кирилла: «Сей есть Отеческия славы сияние», «Сей есть образ всего мироздания», «Свет Светов, возсиявший из Отеческих недр». — Но есть заимствования и из других Отцов Церкви? — Еще более интересно сближение кондака на Сретение с одной беседой, усвояемой святителю Афанасию Великому, хотя, несомненно, более поздней по происхождению. Перечень заблуждений относительно природы Христа в указываемой беседе является основным содержанием 12-го икоса кондака, в беседе отсутствует только упоминание о «Небесном теле». — Тогда кто же кому подражал: Роман Сладкопевец проповеднику или наоборот? — Во всяком случае, возможно, и то, и другое, так как оба произведения достаточно близки по времени и традиционны по богословским рассуждением о единстве двух природ во Христе.

http://pravoslavie.ru/59499.html

Роману Сладкопевцу традиция усваивает более тысячи песнопений, не все они ему действительно принадлежат, но выделить из них те, что были составлены им самим, нелегко: ученики, в том числе и современные великому гимнографу, умело подражали учителю – в ту эпоху не существовало авторского права, сложившегося во времена господства, доведенного до крайних пределов индивидуализма и собственничества. Бесспорно, подлинными признаются около шестидесяти его творений. Преподобный Роман создал новый гимнографический жанр кондаков, или кондакариев, которые следует отличать от употребляемых ныне кондаков. Это были своего рода драматические поэмы со строфическим членением и рефренами – припевами; содержательно кондаки были хвалебными песнопениями в честь праздника. Многие из них снабжены акростихом. Этот жанр впоследствии был вытеснен из богослужебного обихода канонами, так что от прежних кондаков в церковном употреблении остались лишь их краткие фрагменты, которые и стали с тех пор называться кондаками в современном значении термина. Песнопения Романа Сладкопевца написаны стихами с тоническим размером, основанным на чередовании ударных и безударных слогов, что отражало происходившую тогда эволюцию греческой фонетики, в которой падало семантическое значение различия долгих и кратких гласных. К числу лучших творений Романа принадлежат кондаки на праздники Рождества Христова и Сретение. Его самое прославленное песнопение – кондак на Благовещение, в котором содержится исполненный поразительной поэтической силы и догматической глубины хайретизм «Радуйся, Невесто Неневестная» («Хаире, нюмфи анюмфевте»), а также икос «О всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово». Этот кондак лег в основу, вероятно, им же составленного акафиста на Благовещение, который вошел в церковный обиход – поется в пятую субботу Великого поста. Правда, в первоначальной версии, принадлежащей Роману, песнопение не включало проимия («Взбранной Воеводе победительная»), который был создан в 7 в. при патриархе Сергии или им самим, а также других хайретизмов, кроме «Радуйся, Невесто Неневестная». Творением Романа является и «Плач Пресвятыя Богородицы при Кресте». В современном богослужении присутствуют и другие его молитвы, и гимны: так, в Пасхальный канон Иоанна Дамаскина вошел составленный Романом кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение». Ему же принадлежит ирмос на утрени Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С IV века свидетельства о Пятидесятнице, и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. Бл. Августин упоминает о ночном богослужении (бдении), видимо соединявшемся с литургией, на Пятидесятницу; «вы видели ночью, говорит он к новокрещенным, таинство, совершаемое на алтаре Господнем» . Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения во св. и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т.е. Деяния Апостольские в воспоминание и подтверждение христианского учения о Христовом Воскресении . У св. Иоанна Златоуста есть беседа на вопрос, почему в Пятидесятницу читаются Деяния Апостольские, хотя описанное в них произошло после Пятидесятницы: потому что они заключают много подтверждений воскресения Христова. У Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы и слова на день Пятидесятницы. Последний называет ее днем Духа Святаго: «почти день Духа» . Епифаний Кипрский говорит о недозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Пятидесятницы . То же правило, в виду не соблюдающих его, утверждено 20-м правилом Никейского Собора . Но не все церкви вполне подчинились этому правилу и не так строго соблюдали его в Пятидесятницу, как в день воскресный. Бл. Августин говорит: «Не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы) и во все воскресения» . Иоанн Кассиан говорит, что в монастырях Сирии это правило — об оставлении поста и коленопреклонений в Пятидесятницу — не очень соблюдается, зато в Египте кое-где то и другое строго соблюдается . Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью , Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день . О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с IV до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).

http://drevo-info.ru/articles/1208.html

основывается на гипотезе, что упоминание об агарянах в кондаке прор. Даниилу является аллюзией на араб. племенной союз Гассанидов , имевший столкновения с Византией в Сиро-Палестинском регионе в правление имп. Анастасия I. Оба указанных гимна написаны на подобен кондака прор. Илии Ηλαν τν Θεσβτην (Илию Фесвитянина) 4-го гласа (сохр. проимий и первые 7 икосов; неполный акростих Ο ψαλμς (Песнь); списки: Corsinianus 366, Vindob. Suppl. 96, ГИМ. Син. греч. 437; иногда в качестве образца для этого кондака указывается гимн прор. Даниилу), к-рый Питра считал принадлежащим тому же автору, что и 2 вышеупомянутых гимна, а П. Маас относил к раннему периоду истории кондака, т. е. ко времени жизни И. ( Maas. 1910. P. 21). На тот же подобен написан кондак усопшим υνμει θεκ (Силой Божией) с акростихом Επιτμβιον μλος το [Α]... (Надгробное пение [А]…), также относящийся к ранней эпохе истории жанра (в нек-рых списках он указан в качестве подобна для др. упомянутых выше гимнов). Еще один, фрагментарно сохранившийся, кондак прор. Илии - Προφτα κα προπτα (Пророче и провидче) - Питра считал произведением того же автора, но, по мнению Гродидье де Матона, этот гимн был создан прп. Романом Сладкопевцем . Позднее Гродидье де Матон отказался от гипотезы об авторстве И. и в отношении остальных упомянутых кондаков и предположил, исходя из итало-греч. происхождения рукописей, что написавший их гимнограф жил на Западе, напр. на Сицилии, подвергшейся с 830 г. араб. натиску ( Grosdidier de Matons. 1977). Лит.: Pitra. Analecta sacra. Vol. 1. P. 289-297; Maas P. Frühbyzantinische Kirchenpoesie. Bonn, 1910; Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. Hymnes. P., 1964. T. 1. P. 295-297; idem. Romanos les Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. 1977. P. 53-54; Τρεμπλας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 19782. С. И. Н. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/389381.html

Калугер призывает «братию» разверзнуть «духовные уши» и послушать «силу и поучения» святых книг. В качестве примера калугер ссылается на жития Василия Великого , Иоанна Златоуста , Кирилла Философа (просветителя славян), которые «измлада прилежли святых книг» и «на добрыя дела подвингушася». «Слово некоего отца к сыну своему» продолжает развивать мысли «Слова некоего калугера». В этом слове закладываются основы будущего «Домостроя». Отец призывает сына самому поразмыслить над теми двумя путями, по которым ему предоставлена возможность идти по жизни. Это или путь тех немногочисленных людей, которые «на небеси и на земли» оставили после себя память, либо путь «беспамятства», т. е. греха. Первый путь – это путь кротости, смирения, любви, добросердия и милостыни. Отец советует прежде всего сыну избегать греха («греха бегай, яки ратника») и призывает его быть милосердным; «Чадо, алчьнаго накорми, ждьного напои, странъна введи, больна присети, в темницы дойди, виждь беду их и воздохни». Именно эти добродетели, по мнению отца, способны привести сына к жизни вечной, то есть обрести путь спасения. Особо подчеркивает отец необходимость посещения церкви, где сын должен стоять со страхом и прилежно внимать словам писания. Специальное слово – «наказание» обращено к богатым. Оно призывает богатых оказывать постоянную помощь страждущим и категорически воспрещает творить зло, помнить о том, что «истинный пластелин – тот, кто собою обладает». В избранных статьях от многих «отец, апостолов и пророков и иных книг» Изборник 1076 г. внушал неофитам-христианам «вечные истины» морали новой веры, изложенные в форме сентенций, гномий. Изборник 1076 г. положил основание созданию оригинальных в древнерусской литературе дидактических сборников типа «Измарагд», «Златая чепь», «Домострой». К XI в. относится ряд дошедших до нас Служебных Миней, в том числе Новгородская 1095 – 1097 гг. на сентябрь, октябрь и ноябрь. Такие сборники, как «Триодь постная» (содержала службы до наступления Пасхи) и «Триодь цветная» (содержала службы на Пасху и после Пасхи), включали тексты молитв и песнопений, часть которых была создана талантливыми византийскими поэтами Романом Сладкопевцем, Иоанном Дамаскиным и др. Поэтические образы церковной гимнографии, входя постепенно в повседневный быт, становились арсеналом художественных средств оригинальной древнерусской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Сирийские христианские авторы III-IV вв. (Афраат, прп. Ефрем) придерживались идеи, что человеческая женственность некоторым образом укоренена в Личности Святого Духа, обозначаемого на семитских языках словом женского рода ruah. Эта идея была воспринята некоторыми современными авторами (например, С. Булгаковым). Однако ясно, что христианское богословие не может признать в Самом Боге ни «женского начала», ни «мужского». Этот вопрос может рассматриваться только в терминах некоего отражения божества в человеке, а не проекции человечества на реальность бытия Божия.    См. кондак Благовещения (25 марта), составленный, скорее всего, прп. Романом Сладкопевцем (VI в.) и получивший исключительную популярность в православном мире. ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ    Полное и адекватное понимание таинств христианской веры должно с необходимостью учитывать временное измерение. Часто кажется, что одна из причин, по которым современное христианство, и современное православие в частности, упускает из виду реальность человеческой жизни, заключается в том, что оно пытается проповедовать лишь «абстрактные» и «вневременные» идеи вероучительного и этического характера. Но библейское откровение в отличие от философских систем не ограничивается «вечными идеями». Это откровение о фактах, о делах Божиих в истории: об акте творения, об акте избрания Авраама и потомства его, об акте изведения израильтян из рабства египетского и, наконец, об акте Боговоплощения. Само Боговоплощение есть история, континуум, процесс. Становясь человеком, Сын Божий воспринимает не какое-то «абстрактное человечество», но становится человеческой личностью — Иисусом из Назарета, который рождается младенцем, «успевает в премудрости и возрасте» [ср.: Лк. 2:52] и достигает зрелости в человеческой жизни. В конце концов Он сталкивается с враждебным отношением к Себе со стороны различных религиозных и политических группировок внутри того общества, в котором Он живет, Его распинают, Он умирает на кресте, но на третий день восстает из мертвых. Его смерть и воскресение — факты, которые составляют самое основание христианской веры, — это события, свершившиеся во времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010