Кондак этот имеет три кукулиона и 31 строфу – икос, в каждом из которых по 10 строк. Акростих: «Сия поэма смиренного Романа». Текст приводится по тому же источнику («Богословские труды» N°4, стр. 196–201). Этот текст даёт нам неожиданный ответ на вопрос: как нашёл прп. Роман свою богатейшую жанровую форму. Ведь мы хорошо знаем, что великие произведения не вырастают на пустом месте. Но если мы под влиянием этого кондака вспомним одноимённую песнь свт. Мефодия Патарского «Разговор десяти дев», то увидим, что по внешней структуре поэма Мефодия – не что иное как прототип кондака: ряд строф-куплетов, расположенных в порядке греческого алфавита и заканчивающихся общим рефреном: «Тебе посвящаю себя чистого и со светоносным светильником встречаю Тебя, небесный Жених». Этот-то архетип и был взят прп. Романом, обновлён жанровыми находками сирийского сугитты и пересажен на византийскую почву. Остальное было делом поэтического вдохновения и виртуозной техники. В греческом подлиннике гимны прп. Романа имеют особый размер стихосложения, называемый тоническим: не только все куплеты, но и все строки в них имеют одинаковое количество слогов и акцентуацию сильных слогов на одном и том же месте. Такая структура формы была одновременно и жёсткой и гибкой, предполагая широкий простор для эволюции жанра. Напомню, что кондак Благовещению, Составленный прп. Романом («Взбранной Воеводе, победительная...»), лёг в основу Акафиста, который появится столетие спустя. Поэтому значение прп. Романа для развития нашего богослужения невозможно переоценить. И даже немецкий исследователь Византийской литературы Крумбахер называет его «Величайшим религиозным поэтом всех времён (Krumbacher «Geschicte der buzant. Literatur». Munchen, 1987, p. 316). 4. Школа Романа Сладкопевца Кондаки прп. Романа были необычайно популярны и вызвали множество подражаний. По-видимому, под его влиянием возникла целая кондакарная школа. В заглавиях песенных манускриптов того времени сохранились следующие имена: Георгий, Дометий, Николай, Андрей, Василий, Стефан, Кириак, Киприан, Арсений из Александрии, Григорий и Феодосий из Саракуз и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Более того, по-видимому, «смиренному» Роману (так называл себя поэт- Сладкопевец) импонировали воззрения св. Иоанна Златоуста на нравственное учение Евангелия как на основу всей жизни и деятельности христиан, а не как на идеал, к которому люди должны только стре­миться. Наконец, близок был Роману Сладкопевцу и экзегес Златоуста, вытекающий из его воззрений на христианскую нравственность. Так, первый кондак на притчу о десяти девах был написан св. Романом под непосредственным влиянием толкования этой притчи Златоустом 2 , а во втором кондаке на ту же тему св. Роман приводит слова Господа: «Ибо, где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф. 24:28 ; ср. Лк. 17:37 ) – так, как толковал их св. Иоанн Златоуст : «Под орлами он (т. е. евангелист Матфей) разумеет ангелов, мучеников и всех святых» 3 . Использовал св. Роман и «отреченные» источники, например, евангелие Никодима, а в 18-й строфе второго кондака об Иосифе цитирует Нестория 4 . Столь свободное отношение Сладкопевца к источникам своей поэзии может быть объяснено тем, что «живший в добродушии» «смиренный» Роман не был учителем богословия, от которого требуется философская отточенность мысли и аргументация текстами Священного Писания и словами отцов Церкви. Это был поэт, призванный «глаголом жечь сердца людей». В современном понимании значения искусства св. Роман был художником-реалистом. Его творчество не было абстрактным. Он сочинял свои произведения не для эстетического наслаждения любителей поэзии и музыки. Это был отклик художника на волновавшие его современников проблемы церковной и общественной жизни. На бушевавшую монофизитскую ересь он отвечает поэмами «Мария и волхвы» 5 и «Мария у Креста» 6 , в которых создает глубоко психологический образ Марии-Матери и, тем самым, утверждает совершенную человеческую природу Богочеловека. Роман видит отрицательные стороны нравственной жизни общества: увлечение одних внешним благочестием, разврат других и отчаяние в исправлении у третьих. В обличение первых он пишет поэму на тему «О десяти девах» 7 , в которой указывает своим слушателям на христианское милосердие как добродетель, превосходящую все другие пути благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Рассмотрим теперь хронологию ветхозаветных кондаков относительно других кондаков св. Романа Сладкопевца . Как справедливо отмечает Гродидье де Матон, объективным хронологическим критерием становится принцип подобия: является ли кондак «самогласным» – διομλιον, т.е. не имеющим метрического и мелизматического образца, или «подобным» – προσμοιον, т.е. имеющим такой образец. С этой точки зрения кондак «Иона и Ниневия» является первичным по отношению к кондаку «Адам и Ева» 76 , поскольку последний написан на «подобен» ατρεον τς μετανοας – Кондак «На Ноя» 77 написан по образцу кондака «На Вознесение». Кондак «На Авраама» – самогласен. Кондак «На благословение Исаака» зависит от первого воскресного кондака («Аще и во гроб снизшел...» – ε κα ες τφον. Первый кондак «На Иосифа» зависит от кондака «На отречение Апостола Петра» (однако вероятна и обратная зависимость) 78 . Кондак «На искушение Иосифа» зависит от Акафиста, и эта зависимость – несомненна. Однако несомненно и то, что кондак «Искушение Иосифа» создан Романом на сирийском материале. Следовательно, либо Акафист был создан задолго до Романа и уже был известен в Сирии, либо он имеет сирийское происхождение. Кондаки «На пророка Илию» и «На Трех Отроков» являются самогласными. Следовательно, можно говорить о сравнительно позднем времени создания лишь кондаков «Адам и Ева» и «Благословение Иакова». Остальные кондаки ветхозаветного цикла, в силу тех или иных причин, с определенной осторожностью могут быть признаны ранними произведениями творчества Романа Сладкопевца . Что касается содержательной стороны кондака «На Иосифа», то он представляет интерес по целому ряду причин. Во-первых, весьма интересна та типология, которую проводит Роман Сладкопевец : братья Иосифа уподобляются не только иудеям, но и апостолам: Но их возбудил позавидовать Сатана, и лик соединенный (как апостольский позже) он, вбросив ревность, разделил его вопиющий: «Спас наш великий Господь над всем». Эта типология является весьма нетривиальной, и в данном случае преп. Роман, как экзегет, стоит особняком.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

История преподобного Романа Сладкопевца примечательна не только сама по себе, но еще и тем, что ее могут пересказывать самым несуразным образом. Из самых благочестивых побуждений, конечно же. Это случай такого яркого и оттого, прямо скажем, нечастого торжества справедливости, что мимо никак не пройти Во-первых, это случай такого заметного, яркого и оттого, прямо скажем, нечастого торжества справедливости на этом свете, что мимо никак не пройти. Во-вторых, чудо случилось с прп. Романом в достаточно молодом возрасте, и потому в пересказах его делают всё моложе и моложе, пока не превращают в мальчика. Видимо, так удобно, когда обращаешься к детской аудитории. Но надо же знать и меру. Иначе душеназидательная история превращается во что-то такое: «Все сверстники Романа сочиняли кондаки, а он не умел. И над ним все смеялись, а он плакал. Тогда он помолился Пресвятой Богородице, и Она дала ему такой дар, что он стал сочинять лучше всех! И все попросили прощения и стали у него учиться...». С развитием византинистики нам становится известно всё больше про деятелей ее истории. В частности, и про Романа Сладкопевца. Потому некоторые сведения, которые раньше принимались безоговорочно на основании пары вариантов житий, теперь подвергаются сомнению. Например, в прежних вариантах житий писалось, что он был неграмотен. Думается, так было воспринято слово «невежда». Но если для средневековой Руси «невеждой» был именно неграмотный человек, то для Византии VI века «невеждой» считался человек, который не прошел высших ступеней образования в риторической школе и не изучал философию. А в остальном он мог быть и по нашим меркам очень даже образован. В частности, предполагается, что прп. Роман в ранней юности учился медицине. Что делает только больше чести его смирению и боголюбию. Не всякий решался оставить весьма хлебное ремесло ради служения Богу. Так же теперь всё чаще приводятся доводы в пользу того, что прп. Роман был диаконом еще до переезда в Константинополь и службы в Великой Софии. При этом никто не спорит с тем, что в Софии он служил пономарем, а вовсе не диаконом.

http://pravoslavie.ru/142318.html

И тот впоследствии поставил его во диакона. По другой версии, на предложение патриарха принять диаконский сан, преп. Роман открыл ему, что уже является диаконом и ведет монашеский образ жизни. За свой песнотворческий дар, преп. Роман был назван верующими «Сладкопевцем». Жизнь и деятельность преп. Романа приходится на вторую половину V – начало (или первую половину) VI столетий. Точные даты его жизни неизвестны. Память преп. Романа Сладкопевца празднуется 1/14 октября. §2. Творения Преп. Роман Сладкопевец является автором большого числа богослужебных сочинений. Благодаря его творчеству, в православном богослужении появились кондаки и икосы. Предполагают, что наименование «кондак» (от греч. – κονδκια – сверток пергамента, исписанный с двух сторон) происходит от того самого свитка, который был дан преп. Роману Пресвятой Богородицей; а наименование «икос» (от греч. – οκοις – палата) – от того, что свои песнопения преп. Роман сочинял и первоначально воспевал в неких прекрасных покоях. Считается, что преп. Роман сочинил около тысячи кондаков, не исключено, однако, что это число символическое, обозначающее вообще некое «большое количество». Как можно заключить из надписания кондаков, они имели свои особенные мелодии. Какие это были мелодии, определенно сказать затруднительно. Кондаки и икосы – это хвалебные гимны на дни церковных праздников. Причем первые имеют определяющее значение, а вторые – зависимое, то есть икосы раскрывают содержание кондака. Однако, следует иметь в виду, что литургические творения преп. Романа не были единообразными по форме. Чаще всего какому-либо празднику или евангельскому событию, еще не отмеченному специальным праздником, посвящался кондак, а за ним следовали икосы, число коих колеблется между двадцатью и тридцатью. Но бывало и так, что празднику посвящалось сочинение из более чем десяти кондаков без икосов или с одним икосом. Некоторые большие кондаки разбиты на строфы, число коих достигает двадцати и более. Сочинения преп. Романа, как правило, сопровождались акростихами, то есть фразой, составляющейся из первых букв кондаков и икосов. Преп. Романом были, к примеру, сочинены литургические гимны в воспоминание Рождества Христова, Благовещения, Богоявления, Чуда в Кане Галилейской, Предательства Иуды, Великого Пятка, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Пусть сказкой кажется рассудку рассказ о том, что произошло в дни императора Августа в маленьком городке Вифлееме. Но кто же выдумал это сказку? Откуда могла прийти она к человеку, если он – сплошь желудок, сплошь тело, сплошь «борьба за существование»? И если это выдумка, то почему живет и не умирает она без малого два тысячелетия? И вот приходится философов, ученых, инженеров, экономистов сажать в тюрьмы и психушки за то, что они верят в нее. За сказку не страдают, не умирают, за выдумки не держатся долго, да и время разрушает их, превращая в обломки минувшего. Но вот как только слышим мы: В те дни вышло от кесаря Августа повеление..., сердце и внутренний наш слух безошибочно узнают, что это не сказка, а весть о чем-то бесконечно важном и на все времена единственном. О том, чего не могло придумать человеческое воображение, и, значит, о том, что воистину было. Снова говорит нам таинственный голос: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям..., и по тому, как принимает сердце эту радость, мы узнаем, что от Бога и о Боге она. Бог касается нашего сердца, Бог направляет наш взор на Младенца, Которого никому невозможно удалить из истории человечества. Бог открывает наш духовный взор, духовный слух, Бог изливает в наше сердце мир, радость и любовь. Все это и есть праздник Рождества Христова, узнавание сердцем небесной правды, явленной на земле, – правды о том, что с нами Бог – вчера, сегодня, завтра и во веки веков. «Детский» праздник» 92 «Отроча младо, Превечный Бог!» Этим ликующим отождествлением Ребенка, родившегося в вифлеемской пещере, с Богом и, значит, отождествлением Бога с этим Ребенком завершается одно из главных рождественских песнопений 93 , составленное в VI веке знаменитым византийским песнописцем Романом Сладкопевцем. Вот это песнопение в русском переводе: «Сегодня Дева рождает Того, Кто вечен, и земля пещеру приносит Неприступному. Ангелы с пастырями славословят, волхвы совершают путь вместе со звездой, ибо нас ради родился малый Ребенок, Предвечный Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Далеко не так понятны другие названия церковно-богослужебных песней, – названия, указывающие на объем их, на состав, поэтический размер и образ пения, на положение поющих и слушающих, на время пения их при богослужении. Почему мы считаем не излишним сказать несколько слов в объяснение малопонятных названий церковно-богослужебных песней, сопровождая свои объяснения, где нужно, историческими замечаниями. К названиям церковно-богослужебных песней, указывающим на объем их, относят следующие: кондаки и икосы. Первым творцом кондаков признается св. Роман Сладкопевец , живший во второй половине V века. Свои кондаки св. Роман составлял на основании жизнеописаний святых и других памятников. Жизнеописания святых и мученические акты читались при богослужении во дни памяти святых мучеников (46 пр. Карфагенского собора). Но после того как св. Роман составил свои кондаки на основании жизнеописаний святых, последние стали мало-помалу заменяться первыми, как более краткими. Так как кондаки св. Романа кратко передавали то, что заключалось в жизнеописаниях святых, то отсюда они и получили свое название. Кондак, по словопроизводству от κοντς? – малый, краткий и οκος дом, – означают такие песни, в которых кратко прославляется жизнь того или другого святого или воспоминается какое-либо событие. Впрочем, песни в честь святых или в воспоминание священных событий, составленные св. Романом Сладкопевцем, могли получить свое название и от того материала, на котором они первоначально писались. По словам Марка Ефесского , знаменитого поборника Православия на Флорентийском соборе, св. Роман получил дар песнопения от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей свиток ( τμον), с повелением снесть его. Он исполнив это, тотчас встал, – это было в день Рождества Христова, – взошел на амвон и начал петь: «Дева днесь...». После того свитка ( τμος), заключает Марк Ефесский , песни св. Романа и называются кондаками. Τμος значит кондак действительно, древними рукописями доказано, что словом κοντκια назывались свертки пергамента, исписанного с обеих сторон, или то, что называли словом τμος, chartia, в частности же словом κοντκια называли сверток с церковными песнями и службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он был φωνος («безголосый») и δσφωνος («дурноголосый»); лишь в результате чуда он стал εφωνος («сладкогласный»). «Ему, клирику Великой Церкви, сыну благородных родителей, притом украшенному всякою добродетелью, девственнику, воздержному всеми своими чувствиями, кроткому и милосердному, в поношение был дурной голос; того ради много и смеялись над ним среди собратий-клириков» 738 . Чудо совершилось, как повествуют все агиографы, следующим образом: после долгих молитв и слез «в одну из ночей ему в сонном видении явилась Пресвятая Богородица, и подала хартию, и сказала: «Возьми хартию сию и съешь ее» 739 . Как видим, повеление, полученное Романом, тождественно повелениям, описанным у Иезекниля и в Апокалипсисе. «И вот святой, – продолжает агиограф, – решился растворить уста свои и выпить хартию. Был же то праздник пресвятого Рождества Христова; и тотчас, пробудясь от сна, изумился он и восславил Бога. Взойдя затем на амвон, он начал воспевать песнь: «Дева днесь Пресущественного рождает» 740 . Сотворив же и других праздников кондаки, числом около тысячи, он отошел ко Господу» 741 . В этой легенде поэтический дар Сладкопевца, позволивший ему, по-видимому, со стихийной легкостью сочинить огромное множество богослужебных поэм, приравнен к пророческому вдохновению Иезекииля и Иоанна. Аналогичная легенда объясняет даровитость другого церковного поэта – Ефрема Сирина 742 . Наверное, надо быть византийцем, чтобы зримо представить себе, как «выпивают» хартию, то есть клочок ( τμος) пергамента! 743 Впрочем, один византийский ритуал магического свойства действительно включает «выпивание» если и не хартии, то во всяком случае написанных букв: чтобы мальчик легко учился грамоте, рекомендуется вывести чернилами на дискосе 24 буквы греческою алфавита, затем смыть письмена вином и дать мальчику испить этого вина 744 . И легенда, и ритуал предполагают, что письмена должны вещественно войти в человеческое тело, дабы внутренняя сущность челозека (по библейскому выражению, «сердце и утроба») причастилась их субстанции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Затем он взял пальмовую палку и начал ходить по монастырскому двору; утомившись, садился на некоторое время, а потом, встав, опять ходил. Когда настал вечер, он говорил своему помыслу: «Странствующий по пустыне не хлебом питается, но травою, а ты по немощи своей съешь небольшой овощ». Сделавши так, он опять говорит помыслу: «Пустынник живет не под кровлею, а на открытом воздухе, и ты так сделай». После сего он ложился спать на дворе. Когда авва ходил таким образом по монастырю три дня, вечером вкушая немного цикория, а ночью ложась спать под открытым небом, он утомился. Тогда, укоряя помысл, возмущавший его, он обличил его так: «Если не можешь совершать дел пустынных, то сиди в своей келье, постоянно оплакивая свои грехи, и не вдавайся в обман. Око Божие везде видит дела человеческие; ничто не скрывается от него, и оно знает делающих добро». Сколь высоким уважением пользовался преподобный Геласий у современных славных подвижников, видно из того, что сам великий столпник Симеон назвал его Божиим человеком в ответе своем никопольскому жителю Вакату. Православная Церковь , совершая память св. Геласия в субботу Сырной недели, ублажает его наряду с преподобными и богоносными отцами, в подвиге просиявшими, и усвояет ему имя приснопамятного царя страстей 192 . Киновия преподобного Маркиана О ней известно только, что она находилась близ Вифлеема, на пути между этим городом и Фекоею, и основана была в половине V века иноком иерусалимской обители аввы Пассариона Маркианом 193 . Известно также, что в VI веке Маркианова киновия существовала, как это видно из того, что в нее заходил для отдыха на пути в Вифлеем преподобный Феодосий Великий, и нередко ощущался в ней недостаток хлеба 194 . Знаменит между палестинскими подвижниками основатель этой киновии преподобный Маркиан 195 . Преподобный Маркиан начало иноческой жизни полагал в Иерусалимской обители аввы Пассариона и вслед за настоятелем своим Елпидием увлекся на сторону евтихиан и вступил в общение с лжепатриархом Феодосием. Когда же Елпидий, убежденный Евфимием Великим в достоинстве и православии Халкидонского Собора, присоединился опять к православным, Маркиан удалился из Пассарионовой обители и около Вифлеема основал свою собственную киновию, продолжая действовать в пользу евтихиан вместе с Геронтием, настоятелем обителей блаженной Мелании Римлянки, и Романом, настоятелем собственной обители в Фекое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудо как «кαλημρα!» Чудо помогает понять: материальное – лишь следствие нашего поиска Царствия Небесного – Я сама на Эгине всего шестой год, но даже за это короткое время стала свидетелем огромного количества чудес. Как говорят люди, «чудо здесь – как “Добрый день!” Это совершенно естественное явление». Мне кажется, что такие чудеса, их количество – это настойчивая попытка Христа обратить наше внимание на качество жизни современного нам святого, на его образ жизни, на те настроения и чувства, которые мы должны воспитывать в себе по его примеру, живя в нынешних условиях. Так что удивляться чудесам тут перестаешь – удивляешься и поражаешься снисхождению и любви Божией. Главная задача чуда – какая? Сугубо утилитарная, простите за выражение? Не болеть, получить денег, найти работу, жилье и т.п.? Это, конечно, тоже важно, никто не спорит. А важно ли нам – не осуждать, не гневаться, избавиться с Господней помощью от поклонения богатству, зависимости от него? Разве это не важно?! А еще смысл чуда – в том, чтобы вслед за Псалмопевцем благодарно (напомним: «благодарение» по-гречески – «евхаристия») воскликнуть: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» Мне кажется, что посредством дивной помощи в материальном мире святитель Нектарий обращает наше внимание на необходимость видеть в христианстве гораздо большее – Христа, постоянно помнить, что всё это, материальное, земное – лишь следствие нашего заповеданного Христом поиска Царствия Небесного и правды его. 5000 кедров, 5000 гимнов Эгина. Монастырь Святой Троицы – Дивный гимн «Αγν Παρθνε» – «Чистая Дева» – известен далеко за пределами не только Эгины и Греции. Какова история его появления? Правда ли, что святитель Нектарий получил свиток с текстом из рук Пресвятой Богородицы, как это было, согласно преданию, с преподобным Романом Сладкопевцем во время написания им кондака Рождества Христова? – Нет, это не так. Святитель сам написал этот гимн – разумеется, не без помощи Пресвятой Богородицы, Которую чтил очень высоко. Что же касается явлений Девы Марии святителю, то, как и преподобного Серафима Саровского, его можно, наверное, назвать любимцем Богородицы – Она являлась святителю неоднократно во время его земной жизни. Например, образ Богоматери, который был написан на Святой горе по просьбе старца, выполнен именно так, как он и просил: именно так и являлась ему Приснодева. Афонский иконописец из скита Данилеев выполнил этот образ по описанию святителя. И перед этим образом святой написал пять тысяч гимнов в честь Богородицы. Пять тысяч кедров – пять тысяч гимнов.

http://pravoslavie.ru/93601.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010