В 1045 г. или в нач. 1046 г. Аргир был вызван в Византию для совещания о делах Италии, византийский адмирал Хаге посадил его и его свиту на корабль и отвез в столицу. Совещание продолжалось довольно долго; не менее пяти лет прошло прежде, чем был выработан, по указаниям Аргира, план действий в Италии и сам Аргир был послан привести его в исполнение. Такое замедление очень просто объясняется тем, что предложения Аргира шли вразрез с мнениями господствовавшей тогда партии, Во главе которой стоял первый министр Лихуд и в рядах которой находился тогдашний патриарх Михаил Керулларий. Что Аргир расходился во мнениях с этими двумя выдающимися деятелями времени Мономаха, мы имеем довольно ясные указания: разногласие его с Лихудом обнаружилось во время осады Константинополя Львом Торником в 1047 г., когда Лихуд и Аргир подавали противоположные советы и первый взял перевес над последним (что ясно свидетельствует о силе партии Лихуда). Правда, разногласие возникло тогда по частному вопросу и касалось обороны города, но что между ними существовал антагонизм по коренным вопросам политики, доказывается тем обстоятельством, что Аргир вступает в отправление обязанностей италийского дуки лишь с того момента, как влияние Лихуда начинает падать. В должности дуки Аргир оставался все время, пока Лихуд находился в удалении от дел, а как только Лихуд опять занял пост первого министра, Аргиру была дана отставка (1058). Об антагонизме между Керулларием и Аргиром указания не менее ясны. В 1054 г. Керулларий писал Петру Антиохийскому, что по достоверным сведениям, какие он имеет, Аргир никогда не забывал ни своей веры, ни своего двуличия, всегда держался взглядов, враждебных государству, во время пребывания своего в Константинополе говорил ему, патриарху, совершенно то же, что потом изложил папа в своем письме, в особенности насчет опресноков, за приверженность к которым и был три-четыре раза отлучаем от общения в таинстве Евхаристии. 3014 В данном случае для нас не имеет большой важности, поступал ли Аргир прямодушно, или кривил совестью, желал ли он добра Византии, или под личиной благожелания преследовал своекорыстные цели, важно то, что Керулларий называет его намерения враждебными византийскому государству, следовательно, Керулларий не разделял его взглядов, считая их противными государственной пользе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Проходили месяцы, а папа оставался в Беневенте (пребывал он здесь до 12 марта 1054 г.), находясь под почтительным надзором норманнских графов. Положение вещей делалось серьезно, грозила опасность, как бы норманны не воспользовались папой для своих целей и чтобы он не послужил в их руках таким же орудием для борьбы с греками, каким обещал послужить в руках греков для борьбы с норманнами. Нужны были экстренные меры, чтобы поддержать его стойкость, и Аргир, понапрасну прождав несколько месяцев окончания беневентского заточения, обратился в Византию за инструкциями. После 1 сентября 1053 г. он отправил в Византию Транийского епископа. 3030 Аргиру всего естественнее было послать в Константинополь того, кто уже ездил от него послом к папе, чтобы без нужды не посвящать лишних людей в тайну сношений с папским двором. Но если даже устранить предположение, что Транийский епископ исправлял обязанности посла Аргира к папе Льву IX, все-таки необходимо предположить, что ему, при отъезде в Константинополь, сообщено было все, касавшееся папы и сношений с ним. Епископ Транийский оказался не сдержан на язык и в бытность в Константинополе рассказал все Керулларию, сам Керулларий в 1054 г. писал Петру Антиохийскому, что синкелл, архиепископ города Трани, бывший в столице раньше папских легатов, разоблачил перед ним всю истину насчет папы и насчет Аргира. 3031 Таким образом Керулларий узнал о сношениях правительства с папой, об обещаниях, данных папе, и об опасности, угрожающей Константинопольской кафедре. Опасность пока была невелика, патриарх знал, что правительство умеет давать обещания без намерения исполнить их. Но знал также, что в случае стеснительных обстоятельств оно может дойти до исполнения обещаний, до возвращения папе патримоний, восстановления его власти над Апулией, Калабрией и Сицилией. Успех в этом отношении мог разогреть старые притязания Римского престола на Болгарскую архиепископию, а поскольку, как показал опыт, вопрос о епархиях шел всегда рука об руку с вопросом о преимуществах Римской кафедры вообще, то нетрудно было ждать возобновления притязаний папы вообще на власть и на подчинение Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Таким образом, получается, что восточная сторона страны серов омывается морем (см. Восточное море). Поскольку серов обычно считают китайцами, то все эти места ищут или непосредственно на китайском побережье, или, по крайней мере, в области Южно-Китайского моря (тем более что название мыса Хриса связывают с названиями Золотой Херсонес, Хриса, 2 (область), относящимися к п-ову Малакка). Однако уже все чаще серов считают не китайцами, а народом индоевропейского происхождения, и страну серов локализуют в нын. районе Синьцзян на северо-западе Китая, в бассейне реки Тарим. Сейчас там нет никакого моря, но установлено, что нын. озеро Лобнор («Старое озеро») представляет собой остаток древнего внутриконтинентального «моря», названного китайцами Si-Haï, «Западное море» (сократившегося в историческое время). См. серы. Следовательно, по такой идентификации, ни мыса Хриса, ни залива Кирнаба сейчас не существует. Хриса, 4, – 11. VI, 80. – Хриса и Аргира – два острова вне устья Инда (extra ostium Indi Chryse et Argyre); названия – греческие, т. е. «Золотой остров» и «Серебряный остров». Здесь описание у Плиния идет от дельты Инда в западном направлении, в 20 милях от них находится Крокала. У Солина (52, 17) сообщается то же самое (из Плиния или общего источника). Курций (X, 1, 10–11) пишет, что Неарх и Онесикрит, проплывшие дальше по Океану, сообщили Александру Македонскому, что видели остров у устья реки, изобилующий золотом (но это сообщение о местах и устье реки – очень неопределенно). Можно еще учесть, что третье из семи устьев Инда Птолемей (VII, 1, 2) называет Золотым. Считают, что здесь у Плиния путаница и оба эти острова включены сюда в текст неправильно, что вообще у античных авторов много путаницы с этими островами, Золотым Херсонесом, областью Хриса, 1, и областью Аргира (на территории Индии по ту сторону Ганга). Во всяком случае, оба эти острова не идентифицируются. Названный в «Перипле Эритрейского моря» 13) остров Хриса, 2 (в одном случае – «материк»), к востоку от Ганга, явно другой (по всей видимости,=Золотой Херсонес, см.). хрисеи – 11. VI, 73 (Chrysei) – народ, названный в числе горных народов между реками Инд и Иоман (нын. Джамна, правый приток Ганга), на самом севере (северо-западе) Индии, после мегаллов и перед парасангами; не идентифицируется (предположение, что это может быть греческим переводом местного этнонима – «золотые», едва ли приемлемо. Может быть, «народ, добывающий золото»? Но и это едва ли так. Некоторые предполагают, что это название означает нечто вроде «почитатели Кришны». На таком же созвучии основано сопоставление хрисеев с древним народом каруши – Karša – в горах Виндхья). Хрисерм – 15ж. I, 5 (Χρσερμος) – автор сочинения «Об Индии» (по меньшей мере, в 80 книгах), на которого здесь ссылается неизвестный автор сочинения (Псевдо-Плутарх) «О реках», по всей видимости, вымышленный. Хрисиппа – 15ж. I, 1 (Χρυσππη) – дочь Гидаспа, 1 (см.). Имя ее – греческое («златоконная»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот этот титул был оставлен, Гумберт возведен в кардиналы, сделан епископом Сильвы Кандиды, и нет ни малейшего намека, чтобы титул Сицилийского архиепископа присвоен был кому-нибудь другому. В первый раз в новом своем звании Гумберт выступает во время вышеупомянутого посольства его в Беневент в апреле 1051 г. Самый факт отказа от притязаний на Сицилию в форме, способной оскорбить Византию, должен уже говорить за то, что при папском дворе были возбуждены надежды на Византию и на выгоды, какие Римский престол может извлечь из сношений с ней. Надежды были небезосновательны. За месяц перед тем, как Гумберт выступил в звании кардинала-епископа Сильвы Кандиды, именно в марте г., прибыл в Бари новый сицилийский дука Аргир, от которого папа имел основание ожидать больших услуг. Аргир Мелит принадлежал к барийской знати, он был сыном того Мела, который при Василии Болгаробойце, в союзе с норманнами, поднял оружие против Византии, потерпел неудачу, бежал ко двору германского императора и там умер в 1019 г. Когда предприятие Мела не удалось, враждебная ему партия в Бари захватила его женуМаралиду с сыном Аргиром и препроводила обоих в Константинополь, к императору. 3012 Это было около 1020 г. Затем в течение двадцати лет об Аргире ничего не знаем. В том самом году, когда в Византии был составлен заговор Керуллария, своевременно раскрытый благодаря доносу неизвестных личностей из партии заговорщиков, в 1040 г.. и именно в мае, Аргир оказывается в Бари и действует против барийских заговорщиков. 3013 Было бы слишком смело устанавливать связь между заговором в Константинополе и в Бари, равно как между обнаружением константинопольского заговора и освобождением Аргира, содержавшегося в Византии под надзором правительства; необходимо однако же констатировать факт, что впоследствии между Керулларием и Аргиром существовали враждебные отношения. С 1040 г. Аргир играет влиятельную роль в Бари. Как велико было его влияние, видно уже из того, что в феврале 1042 г. норманны избрали его своим вождем, а в августе того же года Мономах, угрожаемый Маниаком, употребил все старания, чтобы привлечь Аргира на свою сторону, в чем и преуспел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Тасопей(он) – 23. VII, 1, 80 (Р: Τασοπεον; Η: Τασπιον – Тасопион, Тасопий?) – город в области сабаров (см.); не идентифицируется. Татилба – 23. VII, 1, 75 (Ταθλβα) – город в области народа бадиамеев (см.), не идентифицируется. Теаген – 20д. 25 – греческий философ-киник (II в. н. э.), ученик и почитатель Перегрина. Теаркон – 8. XV, 1,6 – последний фараон XXV (эфиопской) династии Египта (ок. 721–663 гг. до н. э.); его тронное имя – Нефертемхура (в прежней передаче – Хунефертемра); обычно называется Тахарка (Тахарко; Тахарк). Телец – 23. I, 7, 6 (Ταρος) – одно из 12 созвездий зодиака, расположено в северном полушарии звездного неба; наиболее яркая звезда в нем – Альдебаран. В Тельце расположено звездное скопление Плеяд. Лучше всего видно осенью и зимой. Теллир – 23. VII, 1, 12 (Р: Θλλυρ; Η: Θελχερ – Телхейр или Телхир) – местность (город?) у побережья в Индии в области батов (см.), у юго-восточного побережья, которая локализуется к югу и к северу от нижнего течения нын. реки Кавери, в нын. Tanjore, – неясно, что здесь имеется в виду – город Танджор=Танджур=Танджавур (10°47», 79°08», т. е. Теллир идентифицируется как город Танджавур, см. Тайнур) или одноименная область, дистрикт (т. е.=область батов)? Телхейр или Телхир – см. Теллир. Темал – 23. VII, 2, 3 (Τημλας) – река в Индии по ту сторону Ганга, устье которой находится на побережье в области Аргира (см.); идентифицируется как нын. река Ир(р)авади (в Бирме), которая течет с Гималаев в Китае на юг через всю Бирму и впадает (15°48», 95°05») в Андаманское море, образуя обширную дельту с многочисленными рукавами; длина ее – 2150 км. Дельта Иравади в древности не совпадает с нынешней, поэтому некоторые полагают, что здесь имеется в виду не главное устье Иравади, а устье реки Бассейн (Bassein=Pathein, 16°00», 94°20»), западного рукава реки Иравади, впадающего в Бенгальский залив. См. Темала (город). Темала – 23. I, 13, 7; 8 (Ταμλα – Тамала); VII, 2, 3 (Τημλα – Темала) – город в Индии по ту сторону Ганга, у побережья в области Аргира, на один градус южнее устья реки Темал (см.); а еще южнее города на один градус находится «мыс после него». Город Темала предположительно идентифицируется как нын. город-порт Бассейн (Bassein=Pathein, 16°45», 94°44») у реки Бассейн (на юге Бирмы; но город находится не у самого побережья, а несколько далее от него), а «мыс после него» – как нын. мыс Неграис (16°02», 94°12»); см. Тамара, Табис. Некоторые локализуют город дальше, в районе нын. порта Пхьяпоун (16°16», 95°41», в восточной части дельты Иравади, на юге Бирмы), а «мыс» идентифицируют как нын. мыс Элипхан (=Элефант, 16°29», 96°20») в устье реки Рангун (=Янгон; восточный рукав Иравади), и отмечают сходство названий «Темал», «Темала» с именем легендарного местного царя IX в. н. э. «Тамала», основавшего здесь город Пегу (17°18», 96°28»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сагода – см. Сагонда. Сагонда – 23. VII, 2, 22 (Р: Σαγνδα; Η: Σαγδα Σαδγα – Сагода или Садога) – местность в Индии по ту сторону Ганга, названная в числе очень многих внутренних городов и деревень, после указанных вдоль по Гангу; не идентифицируется. Сад – 23. VII, 2, 3 (Σδος) – река в Индии по ту сторону Ганга, в области Аргира, устье которой находится на побережье, к югу от города Симбра и к северу от города Сада (см.). Эти пункты относятся к западному побережью нын. Бирмы, у Бенгальского залива. Считающие, что город Сада соответствует приблизительно нын. порту Чаупхью на о-ве Янбье (=Рамри) у побережья Бирмы, идентифицируют реку Сад как нын. реку Aeng (сейчас – An; Ан, небольшая река, исток – ок. 20°02», 94°15», течет от хребта Ракхайн к югу), впадающую в море (в бухту Каунбамия=Конбермир), 19°33», 93°48», напротив этого острова. Но многие идентифицируют город Сада как нын. город Сандовай (сейчас Тандуэ, 18°27», 94°22», на западном побережье Бирмы), несколько южнее; следовательно, это должна быть какая-то другая река (?) (по градусам у Птолемея устье реки Сад находится на 01°10» к северу от города Сада – этому, в общем, соответствует река Ан; но, может быть, это река Таде, устье которой, 18°37», 94°16», находится немного к северу от Тандуэ?). Сада – 23. I, 13, 6; 7; VII, 2, 3 (Σδα) – город в Индии по ту сторону Ганга, в области Аргира, у побережья, к югу от устья реки Сад, к северу от эмпория Берабонна, т. е. на западном побережье нын. Бирмы, у Бенгальского залива. Обычно идентифицируется как нын. (древний) город Сандовай (=Сандовей, сейчас – Тандуэ, 18°27», 94°22»), приблизительно в центре этого побережья Бирмы. Сандовай первоначально назывался Dwa-rawadd, санскр. Dvajavati, позднее – Thandwai; в местной истории упоминается как главный город одного царства. Некоторые (исходя из реконструируемой карты Марина, которую исправил Птолемей) считают, что как Сандовай следует идентифицировать Берабонну, а город Сада локализуют (как гавань) на о-ве Рамри (=Янбье; 19°06», 93°48», около побережья, к северу от Сандовая), идентифицируя приблизительно как нын. порт Чаупхью, 19°24», 93°34» (см. Сад, река). Кроме того, в легендах Пегу (юг Бирмы) упоминается гавань Ezata между Пегу и Бенгалией (по-видимому, имеется в виду Восточная Бенгалия, нын. Бангладеш) – это название созвучно с «Сада», но точное место Эзаты неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 147 об. «Εξγησις ες τ περ το πσχα τν γων ποστλων χνονα, κα περ το γενομνου π τν πατρων κνονος πρς τν καϑ καστον τος το πσχα». ξεσιν, οτι δε ογε περ το πσχα κανν τν γιων ποστλων τοιοτος. Ει τις »επσκοπος, πρεσβτερος, δικονος τν γαν το πσχα μραν πρ τς αρινς σημερας μετ ουδαων τελσει, καϑαιρεσϑω. Τν παρντα κνονα ξηγσασϑαι προελμνοις (?) πρτον ναγκαον δοκεν... Л. 150 об. Το νομικο πσχα χα περ τς πανσελνου διαφνιας Ματϑαιος γνω ταυτ συντετχεναι. «Αριστα μν πντων κα ς οκ αντις ϑη καριον τ παρν, καννιον τος πατρσι συντϑηται... Первое сочинение о пасхе Исаака Аргира, жившего около 1373 года, последнее же неизвестно. Л. 153 об. Ες τν βασιλα τς Μοσχοβας " επγραμμα. Их три: 1-я из 16, 2-я из 6-ти, а 3-я состоит из 24-х стихов. [На обороте листа, приклеенного к переплету, почерком начала XVIII в.: «M», «ϑ» «книга греческая рукописная о философском учении школная о небеси Сириана и Амвлиха. 21 X 15,5»]. XIX (по старому каталогу 452). Сборник грамматических, риторических, пиитических, физических и других статей . Писан скорописью разных почерков XVII века, на 255 листах, на белой бумаге. У многих статей недостает начала, у других нет конца. Они расположены в следующем порядке: Л. 1. Περ οδητρων ημτων. Эти грамматические статьи, писанные мелкой скорописью, кончаются на 24-м листе. Л. 25. Безначальная статья, содержащая замечания о разных родах стихов. Л. 30. Ποταπς πολογητικς. На конце этой безначальной статьи, на обороте 31 листа сказано: τλοςτν πιοτολικντπων. Л. 32–33, 42–45. Τπα πιστολικο νμυμοι. Л. 34–41. Вставка грамматического содержания, писанная другим 881 почерком: Θοεις γραμματικα πληρσταται κ τς γραμματικς ϑεωρητικς τε κα πρακτικς. Л. 65. Περ τρπων κα σχημτων γραμματικν κα ητορηκν σνταγμα. После этого разбора фигур грамматических и риторических на л. 93 – περ μτρου τν στχων. Л. 103. " Εξγησις τν πιστολικν τπων το σοφωττου κυρου Θεοφλου το Κορυδαλλως, κδοϑεσα παρ Αναστασου ερομονχου το ξαγρφων κατ τν τρπον πο εξηγονται παρ τν διδασκλων πρς τος μαϑητς ες κοινν φλειαν, στ δ πραγματεα ναγκαιοττη ες κενους πο γαποσι, ν γραφοσι μ τχνην πιστολς. Πρλογος. Τς πιστολικς γλυκν εναι τ πολιτικν... Вверху заглавия той же рукой приписано следующее: αχπβ-ω κτωβρου κγ’ ρχηοα τ γρφιν γω Φλιππος.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Взгляды А.А. Мейера отчасти отразились в его статье «Ритм в труде», напечатанной в журнале «Соловецкие острова» и вызвавшей много споров, о чем я уже упоминал. Юлия Николаевна Данзас Прямой противоположностью Александру Александровичу Мейеру была в Кримкабе работавшая напротив него за огромным столом, сплошь заваленном газетами, из которых она делала вырезки для начальства, статс-фрейлина императрицы Александры Федоровны и доктор Сорбонны Юлия Николаевна Данзас, арестованная еще в ноябре 1923 г. и проведшая до Соловков пять лет в тюрьмах Сибири. Довольно подробно жизнь Ю.Н. Данзас с ее слов описана в книге диакона Василия ЧСВ (фон Бурмана) «Леонид Федоров. Жизнь и деятельность» (Рим, 1966). Она родилась в 1879 г. в Афинах. Была правнучкой французского эмигранта Карла Данзаса. Второй сын Карла Данзаса Константин был секундантом Пушкина. Мать Юлии Николаевны, в девичестве Аргиропуло, была из древнего византийского рода, происходившего по прямой линии от императора Романо Аргира (XI в.), женившегося на последней представительнице Македонской династии – императрице Зое. Блестяще образованная, Юлия Николаевна стала автором нескольких книг, доктором Сорбонны. Прекрасно ездила на лошади. Подолгу живала за границей (чтобы не быть вынужденной исполнять свои обязанности статс-фрейлины, которые ей были неприятны ввиду царившей при дворе атмосферы: спиритах, Митьках Гугнивых, Машках Странницах, а главное – Распутине). Писать о Ю.Н.Данзас как-то особенно трудно. Она была сложным человеком, и не в том смысле, который вкладывается в это понятие сейчас (т. е. «не очень хороший»), а в смысле буквальном: ее душевная жизнь была под покровом нескольких культурных наслоений. С одной стороны, аристократическое происхождение и положение статс-фрейлины императрицы Александры Федоровны. С другой – доктор Сорбонны, автор исследований по религиозным вопросам. С одной стороны, постоянно взыскующая истины, мятущийся религиозный мыслитель, а с другой – крайне нетерпимая католичка, как бы познавшая всю истину в спорах с православными или с католиками других направлений, готовая даже на Соловках с некоторым высокомерием относиться к страданиям многочисленного православного духовенства, даже писать в лагерной прессе о существовании инквизиции в православной церкви, тем самым фактически помогая антирелигиозной пропаганде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максима Исповедника и византийского монаха астронома конца XIV века Исаака Аргира. Я мог поэтому работать над вопросами по истории пасхалии по первоисточникам. Но и сам Пето, хотя жил он и в XVII веке, и теперь его труды, конечно, во многом и устарели, представлял собою совершенно исключительную величину как хронолог. В моих глазах он стоит выше даже самого Иделера, и только Унгер равняется ему как собственно хронолог-историк. Но и Унгер стоит ниже Пето в том отношении, что он только хронолог, тогда как Пето был вместе и астроном. Мое кандидатское сочинение вышло очень большое (894 страницы рукописи), хотя я при переписке опустил в нем некоторые очень большие примечания (напр. о пасхальных спорах у новатиан, о Виктории Аквитанском, и о григорианском календаре) и все приложения. Как 1-е из приложений предполагалась заметка: «19-летний цикл Анатолия Лаодикийского». Основа этой работы: критика попытки Дюшена показать, что Анатолий за день весеннего равноденствия принимал не 19-е, а 21-е марта, и затем самый опыт реконструкции его цикла, были у меня записаны еще до представления кандидатского сочинения. С чисто научной точки зрения появление специального исследования о 19-летнем цикле Анатолия Лаодикийского едва ли нуждается в оправдании. История древне-христианских пасхальных циклов и даже самой – принятой у нас до сих пор – александрийской пасхалии представляет собою область, очень мало разработанную в науке. Это и понятно. Это – такая научная отрасль, где история Церкви соприкасается с астрономией, и работы в ней требуют таких познаний, совмещение которых трудно ожидать в одной голове. Обычно историки Церкви, даже самые выдающиеся, обладают только самыми элементарными сведениями в астрономии и технической хронологии, и наоборот хронологи (и из астрономов, и из филологов) мало сведущи в истории Церкви. Поэтому и у Гарнака, и у Дана, и у Дюшена, и у других корифеев истории древней Церкви и патрологии не редкость встретить очень грубые промахи в отношении к вопросам технической хронологии, и на­оборот, даже у самых выдающихся хронологов встречаются ошибки церковно-исторического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Все такого рода соображения имеют, конечно, под собой научную почву и в общем (за исключением отдельных деталей) могут быть приняты, если смотреть на них как на критику григорианской пасхалии и — что особенно важно — если ограничиваться лишь ближайшими тысячелетиями. Но когда православная Пасха перестанет быть весенним праздником в Иерусалиме (что несомненно требуется Священным Писанием), то подобного рода аргументация окажется неубедительной. Это и понятно. Сама александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как «вечная и неисходная». «В 1373 году, — пишет Болотов, — выступил с сочинением о пасхалии монах Исаак Аргир. Он о предварении равноденствий имел представление более правильное, чем Григора и Властарь, и тоже находил, что пасхалию можно бы исправить. Но его стесняло, между прочим, и то распространенное... мнение, что чрез 119 лет исполнится 7000 лет от сотворения мира, и наступит светопреставление. Для такого ничтожного остатка времени, пожалуй, и не стоило реформировать пасхалию». Если кончины мира в 1492 г. по Р. X. ожидали многие современники Исаака Аргира, то, по-видимому, и жившие значительно раньше составители александрийской пасхалии смотрели на свое детище как на инструмент, который может быть полезен на протяжении 2-3 «великих индиктионов», после чего отпадет всякая надобность вычисления Пасхи. Но если пасхалия и задумана была как инструмент, который сможет правильно действовать лишь в течение ограниченного периода времени, то тщетно было бы и пытаться доказывать нечто, противное этому. В частности, допускать полную релятивизацию значения истинного весеннего равноденствия нельзя потому, что в таком случае ничто не могло бы помешать релятивизировать и библейское требование о праздновании еврейской Пасхи весной (в месяце новых). На земном шаре всегда где-нибудь есть весна, но еврейская Пасха должна праздноваться тогда, когда весна бывает в Святой Земле. На земном шаре для любого равноденствия всегда найдутся места, где оно придется на весенний сезон, но только от того весеннего равноденствия должна отсчитываться христианская Пасха, которое и в сезонном отношении будет весенним для Святой Земли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010