2005. С. 24). В 1923 г. церковь была закрыта. Часть древностей удалось спасти благодаря усилиям Г. Бочоридзе, их перевезли в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Село было переименовано в Синатле (Свет). В кон. 80-х гг. XX в. ему вернули историческое название, в церкви было возобновлено богослужение. Архитектурный комплекс Н. сильно пострадал во время землетрясения 1991 г.: частично был разрушен зап. притвор кафоликона, треснули купол и барабан, юго-сев. часть фасада, большая часть юж. части перекрытия обрушилась. Реставрационные работы при непосредственном участии еп. Никорцминдского Авраама (Гармелии) проводились почти до кон. 90-х гг. XX в. ( Двали. 1996). В 2012 г. была отреставрирована настенная роспись. В авг. 2015 г. прошли праздничные торжества, приуроченные к 1000-летию постройки храма. По инициативе католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) был установлен ежегодный праздник никорцминдоба (накануне Успенского поста, 31 июля по ст. ст.). Святыни По сведениям исследователей, в XIX в. ризница Н. еще была «весьма богата не только иконами и обыкновенной утварью, но и предметами более ценными» ( Уварова. 1894. С. 136). Древности Н. были выявлены и изучены М. Броссе ( Brosset. 1851. P. 57-59), Н. П. Кондаковым и Д. З. Бакрадзе ( Кондаков. 1890. С. 58-63), П. С. Уваровой ( Уварова. 1894. С. 136-140), А. Кутателадзе ( Кутателадзе. 1894. С. 45-58), исп. Амвросием ( Хелаей; католикос-патриарх Грузии 1921-1927) ( Амвросий ( Хелая). 2011. С. 179-197), прав. Евфимием Такаишвили ( Такаишвили. 1963. С. 89-103), Г. Бочоридзе ( Бочоридзе. 1994. С. 110-122), Г. Чубинашвили. Мощи До нач. XX в. в обители в деревянном ковчеге хранилась частица мощей (локоть) свт. Николая. Согласно преданиям, эта святыня была привезена из Византии по случаю бракосочетания царевны Елены, племянницы визант. имп. Романа III Аргира, и царя Грузии Баграта IV в 1030 г. В 20-х гг. XX в. мощи были перенесены в Кутаисский музей (ныне утрачены). Бочоридзе также писал о мощевике с ящичками для разных частиц, изготовленном из доски. Иконы

http://pravenc.ru/text/2577593.html

В X веке реликвия была разделена на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (в Зугдиди) и на Кипре (в монастыре Троодитисса). В Грузию святыню привезла в 1028 году племянница императора Романа III Аргира, который выдал ее замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата. В начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, приняв российское подданство, прислала реликвию в дар императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. Она и сегодня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери. Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы/Фото с сайта sinodmrpc.ru Частицу пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых ее отбили болгары. Позже, в XIV веке, сербский князь Лазарь I Хребелянович подарил ее афонскому Ватопедскому монастырю. Там пояс разделили еще на две части: одну поместили в крест, другую — в ковчег и во время эпидемий выносили к народу. И все-таки Бог не анестезиолог, а мы в большинстве случаев хотим именно«обезболивания»: приложились к святыне, почувствовали — стало легче и… вернулись в свою привычную жизнь, в которой ничего не изменилось. А что дальше? «Ладно, вот слетаем в Иерусалим — на Святой Земле Бог близко, там-то уж наверняка все пройдет!» А ведь вот Он, Бог, вот Его протянутая тебе рука, а ты, прикоснувшись к святыне, этого просто не заметил. Но если этот момент все же меняет нашу жизнь или хотя бы приводит к каким-то переменам — значит, встреча состоялась. Читайте также: Риза Богородицы: что это за великая святыня и где ей поклониться в России Покров. Праздник побежденных Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/pojas-bogorodicy-istorija...

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова . Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов. В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτρα τν ουρανν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγλη Παναγα» – «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νσσα» от «ναω» – «жить, обитать; находиться; населять»). Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение».

http://pravoslavie.ru/3829.html

Прежде чем стать митрополитом, Д., по его словам, занимался юридической работой: в течение 17 лет занимал должность квестора ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 366), т. е. судьи высшего суда Византийской империи. Вероятно, именно из-за высокой юридической квалификации Д. пользовался впосл. расположением имп. Романа III Аргира , к-рый в 1029 г. возвел его и 2 др. митрополитов в ранг синкелла (с X в. этот титул приобрел государственно-правовое значение: так стал именоваться член сената, назначаемый императором из числа клириков), о чем сообщают Иоанн Скилица и Георгий Кедрин ( Scyl. Hist. Roman. 3. 1; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 478). В мае 1030 г. Д. был участником Собора против яковитов в Мелитине и подписал томос, направленный против данной ереси (RegPatr, N 839). В апр. 1032 г. к-польский патриарший синод утвердил этот томос, издав специальное постановление, содержащее только подписи архиереев (RegPatr, N 840; по мнению В. Грюмеля, такой акт, подписанный в числе проч. Антиохийским патриархом Илией II , был необходим из-за попыток его предшественника вести переговоры с яковитами). В 1037 г. Д. совместно с митрополитами Никомидии, Сиды и Анкиры выступил против патриарха Алексия Студита. Оппозиционеры добивались признания неканоничными выборов этого патриарха, желая низложить его и возвести на патриаршую кафедру Иоанна Орфанотрофа - брата имп. Михаила IV Пафлагонца ( Scyl. Hist. Michail. 4. 12; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 517). Эта попытка потерпела неудачу: патриарх заявил, что в случае его низложения должны быть лишены сана все рукоположенные им митрополиты и анафематствованы 3 императора, к-рых он венчал на царство (RegPatr, N 842). Тем не менее Д. сохранил свой высокий статус. В сент. 1039 г. он принял участие в заседании патриаршего синода, где вновь обсуждались вопросы, связанные с яковитами, на этот раз - с их браками, наследованием имущества и свидетельскими показаниями (RegPatr, N 846). Д. пережил патриарха Алексия Студита († в 1043) и оставался митр. Кизическим при патриархе Михаиле I Кируларии . В этот период Д., как видно из посвященной ему поэмы Христофора Митилинского , заболел подагрой ( Kurtz. 1903). Престарелый и больной, Д. теперь поддерживал патриарха в его стремлении к сильной единоличной церковной власти (см., напр.: Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062). Д. скончался до 1054 г., поскольку в этом году в работе патриаршего синода уже участвовал новый митрополит Кизический - Феофан (RegPatr, N 869).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Честной пояс Пресвятой Богородицы находился здесь в драгоценном ковчеге, запечатанном царской печатью. Разразившиеся в следующем веке общественные волнения и бедствия побудили перенести эту святыню в каппадокийский город Зилу. При императоре Юстиниане (527–565) честной пояс Пресвятой Богородицы был вновь возвращен в Константинополь. В IX веке супруга императора Льва Философа (886–912) Зоя, страдавшая тяжкой болезнью, однажды во сне получила откровение, согласно которому ее выздоровление должно было наступить после возложения на нее пояса Пресвятой Богородицы. Императрица поведала об этом Льву Философу и Патриарху Константинопольскому, после чего ковчег решено было открыть. Пояс был обнаружен неповрежденным. После того как руками Патриарха он был возложен на императрицу, болящая тотчас получила исцеление. Все свидетели этого чуда прославили Всемилостивого Бога и его Пречистую Матерь, после чего святыня была с благоговением возвращена в ковчег. Греческая Церковь в начале X века в воспоминание об этом событии установила празднование Положения пояса Пресвятой Богородицы, которое впоследствии стало совершаться и Русской Церковью. В конце X века пояс был разделен на три части. Византийские императоры нередко брали с собой эту святыню в военные походы. Однажды после поражения греков часть пояса перешла к победившему Болгарскому царю Коломану. Еще одна часть была принесена в Грузию дочерью Византийского императора Романа III Аргира (1028–1034), которая вступила в брак с грузинским царем Багратом Куропалатом. В начале XIX столетия эта святыня была преподнесена дочерью последнего грузинского царя Георгия XII Ниной в дар русскому императору Александру I при вхождении Мингрельского царства, которым она управляла, в состав Российской империи. Александр I повелел украсить дар драгоценными камнями и с признательностью возвратить в Грузию. Ковчег, в котором находился пояс, был положен в специально сооруженном для этого каменном храме в Зугдиди. На верхней части пояса был виден лик Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В эпиграмме на смерть императора Романа III Аргира (10281034), написанной гекзаметром, Христофор Митиленский размышляет о недолговечности и бренности человеческой жизни («Горе! Внезапная черная смерть все мраком укрыла»). Каждая из четырех строк начинается вопросом, обращенным к императору: «Где же твой скипетр (трон, венец «златокованный», «порфирный сапог»)?». В одной из эпиграмм разрабатывается мотив «жизни-игры», «где мечут кости», представляющие «в наглядном виде и в наглядных образах Житейскую превратность коловратную». Символическим смыслом наделяется эпиграмма, посвящённая городскому эпарху Иоанну Амуду (шарф на его шее олицетворяет трудовую деятельность эпарха; желтые сапоги символизируют путь, ведущий к божеству; белый конь – символ добродетели и т.д.). Христофор Митиленский является одним из наиболее ярких поэтов XI в. Церковь Апостолов в Афинах была сооружена в XI в. на фундаменте нимфея (святилище нимф) II в. н.э. Начало ее строительства связывают с посещением города императором Василием II после его очередной победы над болгарами (1014 г. или 1018 г.). Это – крестовокупольное здание, центральный квадрат которого окружен апсидами. Большие апсиды примыкают к концам креста, малые апсиды замыкают угловые помещения в форме прямоугольного треугольника, скашивая их. Купол опирается на колонны. Предполагают, что строителями церкви были константинопольские мастера. Церковь богоматери Одигитрии (Афендико) в Мистре (см. монастырь Бронтохион ). Церковь Богоматери Паммакаристы в Константинополе (турецкое название – Фетхие-джами) была сооружена в ранневизантийский период, но в конце XIII в. протостратор Михаил Тарханиот перестроил ее в крестово-купольный храм с небольшим подкупольным пространством и куполом на четырех столбах-опорах. Стены, выложенные из светлого камня, чередовавшегося с красным кирпичом, и барабан были украшены декоративными арками и колоннами. Ок. 1315 г. (называют и 1312 г.) вдова Тарханиота монахиня Марфа пристроила к южной стороне храма небольшую, четырехстолпную, купольную церковь -усыпальницу, предназначенную для гробницы ее мужа. Крестовые своды, перекрывавшие концы креста, полукруглые ниши, чередовавшиеся с семи гранями трехъярусной средней апсиды, широкие тройные окна южной стены, асимметричные проемы, фасады, выложенные кладкой из светлого камня и красного кирпича (восточный фасад был сплошь покрыт кирпичным узорчатым фризом) с круглыми впадинами и миниатюрными нишками, небольшие килевидные арки придавали этой церкви неповторимое своеобразие. Мозаики, украшавшие купол (изображение ХристаПантократора), пространство между окнами барабана (апостолы), стены и три апсиды («Деисус» в одной из апсид, сцены из жизни Христа, Богоматери и святых) по стилю напоминали мозаики церкви Спасителя монастыря Хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее византийцы не перестали мыться. Ни в одном городе не ощущалось нехватки терм, которые функционировали при церквах, домах епископов, монастырях, наконец, были общественными, хотя и небольших размеров, как правило, сравнительно простые, лишенные каких-либо декоративных элементов, если не считать встречавшейся местами облицовки мраморными плитками. Частных бань не было даже у богатых сановников – про Феофано, не в меру богомольную, больше похожую на монашенку, чем на императрицу первую жену Льва VI Мудрого, известно, что ее принуждали в юности посещать публичные бани, отчего невыносимо страдало ее целомудрие. Термы размещали за пределами городских стен или внутри городских кварталов, причем далеко не всегда соблюдая предписание о необходимости располагать их на расстоянии 20–30 шагов от соседних строений. Они, как и в римское время, состояли из нескольких помещений – горячей, теплой и холодной бани (кальдария, тепидария, фригидария), ванн, облицованных прочной цемянкой, раздевалки-аподитерия, кочегарки – префурния и имели отопительную систему гипокауста. В горячем отделении находилась общая ванна. Иногда устраивали индивидуальные кабинки-ванны, а в особенно нарядных термах с роскошным интерьером – даже фонтаны, как это было сделано василевсом Михаилом IV Пафлагоном (1034–1041 гг.) в столичной бане, возведенной при церкви, посвященной двум целителям, Свв. Косьме и Дамиану. Разумеется, им уступали сельские бани, случалось, топившиеся по-черному. Михаила Хониата поразила такая убогая баня, дверь которой не закрывалась, и моющиеся одновременно страдали от дыма и жара и дрогли от проникашего внутрь холодного воздуха, а местный епископ, боясь простудиться, даже не снимал шапку. Мыться полагалось натощак, но без ощущения чувства голода. Известно, что у василевса Романа III Аргира (1028–1034 гг.) была привычка, видимо, обычная для ромеев, придя в баню, сначала мыть мылом голову, затем все тело, а потом плавать. Спрос на мыло, мыльный порошок-стакту, мыльный экстракт был устойчивый, корпорация мыловаров – сапонопратов никогда не испытывала недостатка в покупателях своей продукции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А как же отвергнутая царем Зоя? Увы, из всех заговорщиков, устранивших Романа Аргира, она ничего не приобрела и даже потеряла, обманутая во всех отношениях. Несмотря на возраст, императрица искренне полагала, будто и в дальнейшем Пафлагон будет любить ее, ведь ради него она пошла на страшный грех – убийство мужа и императора. Однако этого не произошло. А некогда первый советник, угодливый Иоанн Орфанотроф, бесстыдно выслал из дворца всех близких слуг Зои, окружил императрицу своими родственниками и приставил к ней стражу. Все, буквально все происходило по его приказу – прогулки царицы по Константинополю, подготовка ванны, встречи с третьими лицами и, конечно, выдача денежных средств на личные расходы. В считаные дни императрица стала нищенкой, находящейся под домашним арестом, абсолютно зависимой от евнуха, – такого позора и унижения Зоя представить себе никогда не могла 766 . В конце 1037 г. императрица попыталась избавиться от евнуха, надеясь вторым шагом примириться с императором – она все еще верила в его любовь, полагая, будто причина охлаждения отношения к ней Михаила IV заключается в интригах Орфанотрофа. Когда евнух приболел, она подкупила врача, чтобы лекарь дал тому яд. Однако старый интриган имел везде свои глаза и уши, и попытка сорвалась. Врача сослали в Антиохию, надзор за Зоей усилили. Императрица прекрасно понимала, что ей ничего не грозит: убить ее или ослепить означало для Орфанотрофа своими руками разрушить основания власти Пафлагона и его семьи. Но, неприкосновенная, она оставалась полностью беззащитной. Впрочем, дела Орфанотрофа также складывались не самым блестящим образом. Хотя все высшее чиновничество, заполненное его родственниками, горой стояло за евнуха, средние и низшие круги Константинополя откровенно возмущались и беззастенчивым грабежом правительства, и бездействием царя. Иоанн Орфанотроф попытался укрепить авторитет власти Пафлагонцев и даже распространил по столице листовки, в которых отмечалось, будто бы Роман III еще при жизни венчал Михаила IV на царство и перед самой смертью одобрил его союз со своей женой, но никого обмануть было невозможно. Скоро весь Константинополь и вся Византия узнали об истинных событиях. Народ шумел, родовитая аристократия откровенно брезговала новой властью и искала лишь удачный повод, чтобы столкнуть Михаила IV и, главное, его старшего брата 767 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Расточая казну, император восполнял ее путем ужесточения налогового гнета. Он отменил распоряжение покойного брата и взыскал недоимки за голодные (1022 – 1025) годы. В ответ восстал Навпакт, стратиг города погиб. Подавив мятеж, василевс распорядился казнить городского епископа за то, что тот не смог удержать горожан в почтении к власти. Видя явную неспособность монарха к управлению, группа военных решила его устранить, но доносчик выдал заговорщиков, и их глава – стратиг Никифор Комнин-в 1027 г. поплатился за смелость глазами. Однако не следует думать, что все пошло совсем плохо. Даже такой правитель не сумел разрушить доставшегося ему в наследство. Десант, во время подготовки которого умер Василий Болгаробойца, высадился на Сицилии, и, хотя целиком остров захватить не удалось, кое-какой плацдарм византийцы там удержали. Двумя годами позже Константин Диоген отбросил за Дунай напавшую на империю орду печенегов, а стратиги Хиоса и Самоса надолго избавили Эгейское море от набегов африканских пиратов. В ноябре 1028 г. престарелый распутный тиран заболел и начал, за неимением сына, искать себе преемника. Так как старшая дочь его, Евдокия, была монахиней, василевс решил выдать замуж за претендента среднюю, Зою, или младшую – Феодору. Последняя, несмотря на довольно приличный (за сорок) возраст, отказалась от свадьбы наспех и с кем попало, а вот среднюю это не испугало. Сначала император решил обручить ее с Константином Даласином, но тот был далеко, и умирающий царь избрал в женихи пятидесятилетней Зое шестидесятилетнего синклитика Романа Аргира. 12 ноября состоялась церемония бракосочетания, а спустя день или два император Константин VIII, последний мужчина Македонского дома, умер. Михаил Пселл обвинил впоследствии Константина, что именно при нем «заболела» ромейская империя: «... он-то впервые начал вздувать тело государства. Одних подданных он раскормил деньгами, других по горло набил чинами и сделал их жизнь нездоровой и пагубной...» с. 155]. Роман III Аргир (ок. 968 – 1034, имп. с 1028)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕСЕДА О СВЯТЫНЯХ ЦАРЬГРАДА» лит. памятник новгородского происхождения, предположительно нач. XV в. Представляет собой (наряду со «Сказанием о святых местах и о Константинграде») позднейшую переработку анонимного «Хождения в Царьград» кон. XIII - нач. XIV в. По мнению исследователей, автором «Хождения» мог быть свт. архиеп. Новгородский Василий (Калика) , посетивший Царьград еще до избрания на епископскую кафедру. «Б. о с. Ц.» повествует о святынях и достопримечательностях К-поля, имеет форму диалога епископа и царя. В тексте «Б. о с. Ц.» выделяются 2 части, к-рые, вероятно, принадлежат к разному времени: речь епископа с подробным описанием храмов, святынь и архитектурных памятников К-поля; вопросы царя и его просьбы продолжать рассказ. Образы царя и епископа условны; имя царя не указано, а епископ назван в одном списке «Венединским», в др.- «Ренедийским» (может быть, производные от городов Венеция и Рендина, в Фессалии). Единственная личностная черта персонажей - указание на то, что епископ когда-то был пострижеником к-польского мон-ря во имя блж. Андрея, Христа ради юродивого. В «Б. о с. Ц.» сохранились нек-рые обороты, неуместные в диалогической речи и указывающие на разновременное происхождение отдельных частей памятника (напр., «Доселе сказание о церкве святыя Софии, переидем на грацкое сказание. Се же о граде сказ» или «Но се моея повести конец»). Кроме того, в начале повествования епископ, от лица к-рого ведется рассказ, предстает современником царя Романа III Аргира (1-я пол. XI в.), а затем - очевидцем событий XIII в. Окончание «Б. о с. Ц.», в к-ром царь выражает желание совершить паломничество в К-поль как долг всякого благочестивого человека, может служить косвенным указанием на то, что лит. памятник был написан в эпоху ослабления на Руси интереса к паломничеству - в XV в. На это указывает также речь царя, имеющая торжественный тон и напоминающая по слогу агиографические произведения Епифания Премудрого и Пахомия Логофета . Изд.: Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной рус. литературе//СбОРЯС. 1890. Т. 51. 4. Лит.: История русской литературы. М.; Л., 1956. Т. 2. Ч. 1. С. 121-125; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII-XV вв.//Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1980. Т. 363: Лит-ра Древней Руси и XVIII в. С. 100-111. М. Е. Башлыкова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь

http://pravenc.ru/text/78222.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010