С небольшим шесть месяцев прошло по смерти царя Константина, как в столице стал на очереди вопрос о браке регентши. Все заставляет думать, что в пользу этого проекта было значительное большинство в сенате и что предстояло бороться лишь с кесарем Иоанном и с Михаилом Пселлом , пользовавшимся большим влиянием, между прочим, и потому, что ему было поручено воспитание царевича Михаила. Что касается кесаря, легко понять, что новый проект наносил ущерб его личному влиянию в правительстве и его двум сыновьям. Избрание Романа Диогена на престол посредством брака его со вдовой царицей-опекуншей обставлено в летописи романическими подробностями. Роман Диоген происходил из служилого сословия. Отец его Константин Диоген, приобревший известность при Василии Болгаробойце, погиб во время Романа III Аргира, в 1031 г., трагической смертью . Не желая выдать на следствии своих соучастников в заговоре, он выбросился из окна Влахернского дворца и умер на месте, оставив сына в лице Романа, который был в описываемое время дукой Сардики (Софии). Оказывается, что Роман Диоген очень глубоко чувствовал весь вред для государства, наносимый дурным управлением Константина Дуки, и решился отложиться от империи, провозгласив себя царем. Когда же его предприятие было своевременно раскрыто, в оковах он был доставлен в Константинополь и предан военному суду, от которого должен был ожидать сурового наказания. Здесь и создается романическая обстановка. Царица, увидев Романа, сжалилась над его молодым возрастом, военными заслугами, мужественной и красивой фигурой и присудила его к отрешению от должности и ссылке в Каппадокию, где находились его владения. Но после истечения двух месяцев его снова пригласили в столицу, почтили саном магистра и приблизили ко двору. Декабря 31-го он вступил в брак с царицей Евдокией, а 1 января 1068 г. короновался императорским венцом. Так произошел весьма важный государственный переворот, в котором главную роль нужно приписать царице. У Михаила Пселла встречаем несколько весьма важных замечаний насчет описываемого здесь переворота, который произошел, по-видимому, без его ведома 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

395 Роман Диоген был провозглашен императором 1 января 1068 г. Радость кесаря Иоанна, несомненно, была притворной: царская власть уплывала от Дук. И действительно, кесарь, по утверждению Атталиата (Аттал., 101), оказался скорее заговорщиком, нежели помощником нового царя. 396 Отец Романа Константин Диоген, женатый на племяннице Романа III Аргира, начал свою карьеру еще при Василии II, занимал высокие административные посты на севере Балканского полуострова, носил титул патрикия. В 1031 г. был обвинен в заговоре и отдан под следствие. Не дожидаясь суда, Константин бросился со стены Влахернского дворца и погиб. 397 Роман Диоген, женатый первым браком на дочери Алусиана, был назначен при Константине Х Дуке дукой Сердики и получил от него титул вестарха. Уже после смерти этого императора он начал организовывать заговор, но был предан, доставлен в столицу и судим. Красавца Романа пожалела Евдокия, которая вместо наказания отправила его на его родину в Каппадокию. Из Каппадокии и вызвали его вновь в Константинополь, чтобы отдать трон и руку царицы. Атталиат относится к Роману с неизмеримо большей симпатией, чем Пселл, и подробно описывает красоту и мужество нового царя (Аттал., 99). 399 Пселл цитирует Гомера («Илиада», XV, 673). В этом контексте гомеровские слова рассчитаны на комический эффект. 400 Возможно, Пселл действительно был настроен отрицательно к этому предприятию, однако именно он оказался автором дошедшей до нас «прощальной речи», которая предназначалась для произнесения от имени константинопольцев перед отправлением Романа в поход. Как и положено, Пселл превозносит в ней царя и хвалит его начинание. 401 Роман Диоген выступил в этот поход через два месяца после прихода к власти, т. е. в начале марта 1068 г. Его войско состояло в основном иа наемников и было плохо вооружено. Михаил Атталиат, который сам участвовал в этом походе, оценивает его результаты не столь пессимистично: Роман дал победных сражений, успешно штурмовал несколько городов в Сирии, нанес поражение сельджукскому отряду в Каппадокии. Впрочем, в общей оценке похода ПсеАл, вероятно, недалек от истины: ничего, кроме демонстрации силы, он империи не принес. Вернулся Роман «в разгар зимы» 1068/1069 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Константин VIII. Монета. Аверс, реверс. XI в. (960/1 - нояб. 1028), визант. имп. (1025-1028), сын визант. имп. Романа II и августы Феофано, младший брат имп. Василия II Болгаробойцы , принадлежал к Македонской династии. После смерти Романа II в марте 963 г. малолетние Василий II и К. были провозглашены автократорами вместе с матерью. Впосл. К. был соправителем императоров Никифора II Фоки и Иоанна I Цимисхия . Единолично стал править с 1025 г., после смерти бездетного Василия II. К. был женат на знатной женщине Елене Алипине (дочери Алипия), имел 3 дочерей: Евдокию, Зою и Феодору, из к-рых старшая, Евдокия, приняла монашеский постриг, Зоя стала самодержавной императрицей (супругой 3 императоров: Романа III Аргира , Михаила IV Пафлагона и Константина IX Мономаха ), Феодора была соправительницей сестры, единолично правила с 1055 по 1056 г. Большую часть жизни император не участвовал в гос. деятельности и оказался единовластным правителем лишь в возрасте почти 65 лет. Основные сведения о К. содержатся у византийского хрониста XI в. Иоанна Скилицы и у историка и писателя XI в. Михаила Пселла. Они оба дают развернутую и нелицеприятную характеристику личности К. и негативную оценку стилю его правления. При этом Пселл в «Хронографии» ссылается на некое сочинение, посвященное К. Очевидно, что оба историка пользовались источником с элементами памфлета, враждебного по отношению к К., поэтому нельзя безоговорочно считать эти сведения достоверными. Согласно описанию Пселла, император был высокого роста и крепкого телосложения, имел склонность к раздражительности, вспыльчивости, легко верил слухам о том, что кто-то покушается на его власть. Все, кого он в этом подозревал, подвергались жестоким наказаниям, в основном ослеплению (так был наказан военачальник Никифор Комнин, который принял присягу подчиненных ему войск, что было расценено как заговор против императора), не щадил он и священнослужителей, включая епископов. Репрессиям подверглись также и родственники Варды Фоки, одного из участников мятежа в правление Василия II. Однако К. часто переходил из состояния ярости к слезному покаянию. Был чрезмерно щедр к людям из ближайшего окружения, среди к-рых преобладали евнухи - его домашние слуги с детских лет. Любил развлечения и удовольствия, охотно принимал участие в торжественных церемониях и приемах послов, проявляя себя приятным и образованным собеседником. Непосредственные вопросы управления перепоручал доверенным чиновникам.

http://pravenc.ru/text/2057050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Зоя. Фрагмент мозаики собора Св. Софии в К-поле. 1042-1056 г. (ок. 978, К-поль - 1050, там же), визант. имп. (15 нояб. 1028 - 12 июня 1042), 2-я порфирородная дочь визант. имп. Константина VIII , племянница имп. Василия II Болгаробойцы , супруга императоров Романа III Аргира , Михаила IV Пафлагона , Константина IX Мономаха , приемная мать имп. Михаила V Калафата . В 1028 г. имп. Константин VIII тяжело заболел и почувствовал приближение смерти. Не имея потомства муж. пола, решил выдать одну из своих 3 дочерей замуж. Выбор пал на среднюю дочь З. Жениться на З. должен был известный полководец Константин Далласин, однако из-за его отсутствия в К-поле и интриг против него некоего придворного евнуха Симеона супругом З. стал др. знатный вельможа - Роман Аргир, к-рому император предложил либо подвергнуться ослеплению, либо отправить свою жену в монастырь и жениться на З. На 3-й день после бракосочетания имп. Константин VIII скончался. Визант. историк Михаил Пселл писал, что в начале царствования Роман III относился к З. с уважением, почитая ее как императрицу. Однако вскоре он понял, что З., к-рой было 50 лет, неспособна к деторождению (Роману было больше 60), отдалился от нее, чем нанес ей оскорбление ( Mich. Psell. Chron. III 17). В результате З. сблизилась с племянником одного из имп. евнухов, служивших еще при имп. Василии II, по имени Михаил (Ibid. 18-23). Через некоторое время императору стало известно о связи З. благодаря его сестре Пульхерии. Роман призвал Михаила и допросил его. Получив клятвенное уверение в отсутствии заговора, император отпустил Михаила, а Пульхерию выслал из столицы. Вскоре у Романа началась некая странная болезнь. Согласно визант. хронисту Иоанну Скилице ( Scyl. Hist. P. 389), имп. Роман был отравлен евнухом Иоанном, впосл. получившим прозвище Орфанотроф. Пселл сообщает, что 11 апр. 1034 г., за неск. дней до празднования Пасхи, имп. Роман отправился в бани, где был утоплен ( Mich.

http://pravenc.ru/text/200093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ [арм. ] (до 1022 - между 1072 и 1087), крупнейший арм. историк XI в. Об А. Л. известно только, что он род. в мест. Ластиверт (к северу от совр. Эрзерума) и был вардапетом . Его «Повествование о бедствиях армянского народа» состоит из 25 глав. Труд А. Л. начинается с прибытия визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) в Закавказье в 1000 г., заканчивается рассказом о битве при Манцикерте (1071), пленении имп. Романа IV Диогена и смерти сельджукского султана Алп-Арслана (1072). Все события даются в хронологической последовательности, каждая глава представляет собой законченный очерк, посвященный одному историческому эпизоду. А. Л. был современником, а часто и очевидцем описываемых событий: визант. завоевания арм. княжеств (Тайк - 1000, Васпуракан - 1021, Ширак - 1045, Вананд - 1065), вторжений турок-сельджуков в Армению и сражений с ними визант. войск, распространения еретического движения тондракитов . Значительная часть труда А. Л. посвящена Византийской империи, о жизни к-рой он был хорошо информирован. Целые главы повествуют о царствованиях императоров Константина VIII (1025-1028), Романа III Аргира (1028-1034), Михаила IV Пафлагонца (1034-1041), Константина IX Мономаха (1042-1055), Исаака I Комнина (1057-1059), Романа IV Диогена (1068-1071). Еретическое движение тондракитов, их идеология и меры визант. правительства против них рассматриваются в 22-23-й главах. Труд А. Л. является важнейшим источником по истории Армении и Византии XI в. Изд.: Повествование Аристакэса Ластивертци/Подгот. текста и предисл. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци/Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968; Aristak è s de Lastivert. Récit des malheurs de la nation arménienne/Éd. M. Canard, H. Berbérian. Brux., 1973 [на осн. изд. 1963 и 1968 гг.]. Лит.: Юзбашян К. Н. «Варяги и прония» в сочинении Аристакеса Ластивертци//ВВ. 1959. Т. 16. С. 14-28; он же. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 236-254; Μπαρτικιν Χρ. Το Βυζντιον εις τας αρμενικς πηγς. Θεσσαλονκη, 1981. Σ. 92-96; του ιδου. Το κνημα των Θονδρακιτν στο Βυζντιο//Βυζαντινς Δμος. 1989. T. 3. Σ. 37-50; Арутюнова-Фиданян В. А. Образ Византии в армянской средневековой историографии XI в. (Аристакес Ластивертци)//ВВ. 1994. Т. 55. С. 146-151. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/75962.html

Адриана близ Россано, Серперис близ Гаеты, Крипто-Ферратский на Тускуланском поле и восстановлены три старых – св. архангела Михаила Валле-Луцийский в Капуе, св. Агафии близ Тускулана и св. Анастасии, женский, в Россане. Преемники императора Василия II из Македонской династии (1025–1057) в отношении к монашеству держались той же политики, начала которой намечены Болгаробойцей в новелле 988 г. Поэтому в их царствование византийское монашество еще более усилилось. Из императоров этого периода особенно расположен был к монашеству Роман III Аргир (1028–1034). При своем вступлении на престол он сделал большие пожертвования в монастыри за упокой души своего тестя – императора Константина VIII. 578 И в последующее время Роман не забывал своими милостями монахов. Он сохранил за ними право на пользование всеми теми доходами, которые были даны им прежними императорами; со своей стороны он еще более увеличил эти доходы, пожертвовав монастырям целые и притом самые лучшие страны и города. 579 Несмотря на то, что общественные дела были в худом состоянии и государственная казна бедна, Роман в 1031 г. предпринял постройку громадного мужского монастыря. Для будущей обители был куплен дом у некоего Триаконтафилла. Монастырь был воздвигнут во имя Богородицы и назван Перивлептом ( Περβλεπτος). Для громадных зданий монастыря и его украшений не только окончательно истощены были средства государства, но и для константинопольского населения вся постройка осталась памятной всякого рода налогами и тягостями, так как доставка кирпичей и разных строительных материалов всецело легла на население. При монастыре было собрано весьма многочисленное братство иноков, роскошно обеспеченное содержанием. 580 Роман был и погребен в этом монастыре. 581 Не менее Романа Аргира благоволил к монахам его преемник Михаил IV Пафлагон (1034–1041). Он, по словам византийских историков, всю жизнь горько оплакивал свои грехи и каялся в совершенном им преступлении – отравлении Романа. Для успокоения своей мятущейся совести он между прочим в изобилии строил монастыри и наполнял их монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Императоры, понятно, имели наиболее средств воздвигать блестящие монастыри и наделять их обильными благами, – их сооружения поражали великолепием. Из императоров и лиц царской фамилии, основавших в наш период монастыри, известны следующие. Роман III Аргир построил монастырь Перивлепт. Постройка началась в 1031 г. и продолжалась до самой смерти императора (1034). Сначала предполагалось выстроить только храм. Куплено было место с домом у какого-то Триаконтафилла и начаты сооружения. Император в честолюбивых замыслах хотел сравниться с Соломоном и Юстинианом, желал, чтобы его храм не уступал храмам, построенным этими царями. Собраны были лучшие мастера, приготовлен лучший материал, начаты работы, и по мере того как они продвигались вперед, первоначальный план сооружений был дополняем, видоизменяем и исправляем. Главнейшее дополнение состояло в том, что при новом храме решено было построить монастырь и воздвигнуты были нужные для этой цели здания в обширных размерах. Это предприятие Романа, стоившее государству громадных денег, осталось памятным народу по тем тягостям, к которым оно влекло, – так как доставка кирпичей и разных строительных материалов всецело легла на население. Монахов собрано было в новом монастыре множество и они роскошно были обеспечены содержанием, целые округи казенных земель, к тому же самых добротных и доходных, были приписаны к новому монастырю. 2633 Перивлепт послужил местом вечного упокоения для своего основателя. 2634 Вторым ктитором этого монастыря после Романа Аргира был Никифор Вотаниат; после взятия Византии Алексеем Комнином он пострижен был здесь в монашество, оставался до конца своей жизни и здесь погребен. 2635 Константин Мономах основал монастырь св. великомученика Георгия в Манганах. Первоначальным поводом послужили отношения его к Склирене. Скоро после вступления Мономаха на престол Склирена была вызвана в Византию и поселена в доме Кинигия. Чтобы иметь благовидный предлог посещать ее, Мономах затеял здесь постройку дворца и стал ходить как бы для наблюдения за работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В. являлись германский Трир, затем по- дунайский Сирмий и Сердика (София). В 326 г. К. В. принял очень важное историческое решение – избрал столицей Империи город Византий, в дальнейшем ставший называться Константинополем («градом Константина»). К. В. окружил себя пышным императорским двором, учредил консисторий – императорский совет и осуществлял свою власть с помощью строго организованного чиновничьего аппарата. Он окончательно разграничил военное и гражданское управление. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную систему. Поворот К. В. к христианству произошел, вероятно, около 312 г. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией. В 325 г К. В. созвал в Никее Первый Вселенский собор и стал первым императором, признавшим христианский Символ веры . Его мать, Елена, в 327 г. совершила паломничество в Иерусалим, где в ходе раскопок на Голгофе чудесным образом обрела Честный Крест Господень, на котором был распят Христос, отчего была причислена к числу святых. К. В. скончался во время похода против персов, незадолго до того приняв крещение. Константин Гавра – видимо, сын Феодора Гавры и брат видного вельможи, Григория Гавры; был стратигом в малоазийской Филадельфии, а затем при василевсе Иоанна Комнине – дукой Трапезунда. В 1126 г. поднял в Трапезунде мятеж, который продолжался в течение 14 лет. Константин Даласин – представитель знатного рода Даласинов, катепан Антиохии в XI в. См.: Анна Даласина. Константин Диоген – отец василевса Романа IV Диогена (1068–1071 гг.), был женат на племяннице Романа III Аргира (1028–1034 гг.); начал карьеру при Василии II (963–1025 гг.). Занимал высокие административные посты на севере Балканского полуострова, успешно воевал с болгарами, носил титул патрикия. В 1031 г. был обвинен в заговоре и отдан под следствие. Не дожидаясь суда, К. Д. бросился из окна императорского дворца во Влахернах и погиб. Константин Лихуд – родился в конце Х в., учился в Константинополе у Иоанна Мавропода. Придворную карьеру сделал еще в юные годы, при василевсе Михаиле IV Пафлагоне (1034–1041 гг) входил в состав синклита, в царствование Константина IX Мономаха (1042–1055 гг) носил титул проедра и протовестиария и фактически был «первым министром» этого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ СТУДИТ [греч. Αλξιος Στουδτης] († 20.02.1043), Патриарх К-польский (с 12 или 15.12.1025). Монах, затем игумен Студийского мон-ря . Преподнес находившемуся на смертном одре Василию II († 15.12.1025) главную студийскую реликвию - главу Иоанна Предтечи, за что благодарный император передал ему столичную кафедру, вдовствовавшую после кончины Патриарха Евстафия ; поставление нового Патриарха провел имп. поверенный протонотарий Иоанн в день кончины Василия. Демонстрируя согласие с имп. Константином VIII (1025-1028), А. С. инициировал принятие в июле 1026 г. соборного определения (Τμος συνοδικς) «Против врагов Православия и василевса», подтвержденного имп. новеллой. В период своего Патриаршества А. С. занимался разрешением споров афонских мон-рей, осудил практику передачи мон-рей частным лицам (нояб. 1027) и запретил обращения клириков и монахов в светский суд (янв. 1028). А. С. известен как крупный знаток в области брачного права, по вопросам к-рого сохранилось неск. изданных при нем постановлений, в частности брак между лицами в 7-й степени родства был признан незаконным, но не подлежащим обязательному расторжению (синодальное решение от 17 апр. 1038). Когда перед смертью Константина VIII встал вопрос о браке его 50-летней дочери Зои и избранного в престолонаследники Романа Аргира, человека женатого и состоявшего в дальнем родстве с императором, Патриарх нашел способ разрешить этот казус, определив 8-ю степень родства, при к-рой заключение брака дозволялось (утраченное синодальное постановление от 8/9 нояб. 1028). В благодарность Роман III Аргир (1028-1034) распорядился ежегодно отпускать на нужды Великой ц. (храма Св. Софии К-польской) 80 литр (более 25 кг) золота. После кончины Романа А. С. уже на др. день благословил брак Зои с Михаилом IV , за что получил 50 литр золота и столько же - для клира Св. Софии. Сомнительное с канонической т. зр. поставление Патриарха стало поводом для протеста недовольных им митрополитов (1037), к-рых поддерживал стремившийся к Патриаршему трону временщик Иоанн Орфанотроф, брат императора.

http://pravenc.ru/text/64708.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ СТУДИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексий Студит (греч. Αλξιος Στουδτης; + 1043 ), патриарх Константинопольский (с 12 или 15 декабря 1025) Монах , затем игумен Студийского монастыря . Преподнес находившемуся на смертном одре Василию II (+ 15.12.1025) главную студийскую реликвию - главу Иоанна Предтечи , за что благодарный император передал ему столичную кафедру, вдовствовавшую после кончины патриарха Евстафия ; поставление нового патриарха провел имп. поверенный протонотарий Иоанн в день кончины Василия. Демонстрируя согласие с имп. Константином VIII (1025-1028), Алексий Студит инициировал принятие в июле 1026 года соборного определения (Τμος συνοδικς) " Против врагов Православия и василевса " , подтвержденного императорской новеллой. В период своего патриаршества Алексий Студит занимался разрешением споров афонских монастырей, осудил практику передачи монастырей частным лицам (ноябрь 1027) и запретил обращения клириков и монахов в светский суд (январь 1028). Алексий Студит известен как крупный знаток в области брачного права, по вопросам которого сохранилось несколько изданных при нем постановлений, в частности брак между лицами в седьмой степени родства был признан незаконным, но не подлежащим обязательному расторжению (синодальное решение от 17 апреля 1038). Когда перед смертью Константина VIII встал вопрос о браке его 50-летней дочери Зои и избранного в престолонаследники Романа Аргира , человека женатого и состоявшего в дальнем родстве с императором, патриарх нашел способ разрешить этот казус, определив восьмую степень родства, при которой заключение брака дозволялось (утраченное синодальное постановление от 8/9 ноября 1028). В благодарность Роман III Аргир (1028-1034) распорядился ежегодно отпускать на нужды Великой церкви 80 литр (более 25 кг) золота. После кончины Романа Алексий Студит уже на другой день благословил брак Зои с Михаилом IV , за что получил 50 литр золота и столько же - для клира Св. Софии.

http://drevo-info.ru/articles/13680010.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010