2912 Вот некоторые. Когда приверженцы Вриенния приблизились к стенам Византии, они услышали от граждан насмешки (Attal., 251); та же участь постигла приверженцев Алексея Комнина, в частности кесаря Иоанна Дуку, при осаде ими столицы (Anna, 119). При осаде Андроником (Комниным) Никеи осажденные осыпали со стен Андроника ругательствами, называя его мясником, кровожадным псом, гнилым старикашкой, бессмертным злом, людской фурией, развратником и др. постыдными именами (Хониат, рус., 360). 2914 Любопытную характеристику лживости греков в этом последнем отношении сделал Михаил Палеолог в одной своей речи: «Верность большей части подданных, – сказал он между прочим, – окоченела на маске, и притом, пока царь благоденствует; а как скоро он унижен, подданные необходимо становятся дерзки и нападают». См.: Пахимер, рус., 232. 2915 Так, когда между Василием II и Склиром произошло свидание и был заключен договор, император удостоил Склира общей чаши, поднеся к собственным Устам чашу, предложенную Склиру, отпил из нее и затем опять передал ему, Устраняя этим подозрения и показывая святость договора. См.: Psell., IV, 17. 2916 Так послы, явившиеся от Стратиотика к Комнину, были им удостоены общей чаши ( κρατρος κοινωνσας, τραπζης ατω κοινωνσαντες, Psell., IV, 220,227), тем не менее трепетали за свою участь. После того как Роман Диоген, принужденный уступить силе своих соперников, приверженцев Парапинака, сдался и был приведен к Андронику Дуке, греческий полководец подал ему правую руку, ввел в свою палатку и разделил трапезу, см. Psell.. IV, 287: τραπζης λαμπρς κοινωνε. Тем не менее это не помешало ослеплению Диогена. 2917 Известен эпизод из истории сирийского похода Романа Аргира. После поражения Романа и бегства его в Антиохию 8000 арабов явились к городу Телуху и обратились к стратигу Георгию Маниаку с предложением сдать город, так как император взят будто бы в плен, все греческое войско погибло и сам стратиг вместе с гарнизоном несомненно погибнет, если не последует приглашению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Впрочем, в момент смерти отца он был уже сенатором. Кроме Константина Феодосий оставил и других детей. 679 Возвышению Константина Мономаха способствовало то, что он по смерти первой своей жены, неизвестной по имени и происхождению, женился на второй, племяннице Романа Аргира, дочери Василия Склира и Пуль-херии. Роман Аргир, вступив на престол, принял зятя ко двору, приблизил к себе, и Мономах вошел в силу если не по официальному своему положению, то по близости к царю. Как мужчина красивый и краснобай большой руки, он пользовался также милостями Зои, и придворная сплетня не без основания считала их отношения слишком интимными. На этих отношениях у Мономаха были построены честолюбивые планы на царский престол. Преемник Романа, Михаил Пафлагон, или, лучше сказать, его брат, Иоанн Орфанотроф, проник в эти планы и нашел основание отправить его в ссылку в город Митилину на острове Лесбосе. Жизнь его на острове была тяжелая: в материальных средствах он был стеснен, в судьбе своей не был уверен, ждал, что его ослепят, и подумывал даже о пострижении в монашество. Одно только было у него утешение и поддержка: нежная преданность Склирены, племянницы его второй жены. По смерти второй жены, случившейся, по-видимому, еще до ссылки, Мономах вступил в связь с этой Склиреной, женщиной, обладавшей не столько красивой наружностью, сколько очаровательными нравственными качествами, утонченным умом и умением вести изящный, пересыпанный остротами разговор. Она до такой степени привязалась к Мономаху, что последовала за ним в ссылку, ухаживала за ним, утешала, поддерживала бодрость и разогревала его мечты о царском престоле, соединяя с ними и собственные свои надежды на возвышение. Так прожил Мономах время царствования Пафлагона и Калафата. Зоя, получив самостоятельность после свержения Калафата, не забыла о бывшем своем фаворите, и в то время как предполагалось ее бракосочетание с Артоклином, назначила Мономаха судьей в Элладу. 680 Но не успело еще это назначение дойти до Мономаха или, по крайней мере, не успел Мономах им воспользоваться, как Артоклин умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

После этой победы Василий II получил прозвище Болгаробойца, с которым и вошел в историю. Болгария была вновь включена в Византийскую империю. С побежденными Василий вел мягкую политику: он облегчил для них налоговое бремя и ввел ряд торговых и экономических льгот. Патриархат был преобразован в автономную Охридскую архиепископию, что, с одной стороны, не унижало побежденных, а с другой - выводило Болгарию из-под непосредственного контроля Патриархии и давало императору право контролировать назначение архиепископа. Итак, весь Балканский полуостров вновь вошел в состав Империи. В Азии Василий присоединил к Империи часть Армении. В 1025 г. император начал готовить поход по отвоеванию у арабов Сицилии. Но в середине военных приготовлений он скончался. К моменту его смерти Империя простиралась от Армении до Адриатики и от Дуная до Евфрата. Одно великое славянское царство (Болгария) было полностью аннексировано Византией, а другое, еще более великое (Русь), было под ее духовным влиянием. Византийский историк XIII в. Михаил Хониат назвал Ираклия и Василия II величайшими императорами Византии. Эти два великих имени могут символизировать начало и конец героической эпохи византийской истории. 8. После Василия II империя была сильнее чем когда-либо. Казна ее ломилась от избытка, население процветало. Но Василий II не оставил, к сожалению, наследников. После него остались только две его племянницы, Зоя и Феодора . Обе были старыми девами. Но покуда они были живы, народ сохранял верность популярной Македонской династии. После смерти Василия II Зоя выходила замуж три раза. В первый раз - за Романа Аргира, который оказался очень слабым императором. После свержения Романа она вышла замуж за молодого красавца Михаила IV, который, наверное, был бы способным правителем, если бы не страдал эпилепсией. После его смерти Зоя усыновила и короновала его племянника Михаила V, но тот вскоре попытался ее свергнуть. Однако попытка не удалась: народ возмутился и сверг его самого. Править стали совместно Зоя и Феодора. Чтобы ослабить влияние Феодоры, Зоя вышла замуж в третий раз. Ее новым избранником стал слабохарактерный и уже довольно пожилой Константин IX Мономах (1042-1054) . Вскоре после его воцарения патриархом стал Михаил Керуларий.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

Не была забыта и юриспруденция, хотя мы и не знаем, была ли учреждена для преподавания права особая кафедра 115 . Македонская династия без сомнения поддерживала заботы своих предшественников об образовании, особенно относительно юриспруденции 116 , ибо, как известно, в царствование Василия Македонянина были изданы новые руководства к познанию законов: Прохирон, Эпапагога и свод законов, известный под именем Анакатарсиса, а при Льве Мудром – Василики, т. е. предпринят был целый ряд законодательных работ для приведения Юстинианова права в новый вид, более соответствовавший требованиям времени. В Василиках, действительно, профессора права (толкователи законов) выделяются из круга преподавателей других свободных наук и уравниваются с философами, профессия которых признается священной 117 . Первая половина X века также была благоприятна процветанию наук 118 . Особенно высокого уровня достигли они в знаменитое царствование Константина Порфирородного 119 . Но нельзя того же сказать о второй половине этого века: почти беспрерывные войны Цимпсхия и Василия Болгаробойцы отвлекали внимание государей в другую сторону. Новое оживление в изучении наук наступает только в XI веке, начиная с царствования Романа Аргира (1025) 120 . Выдающимся событием этого века в отношении к просвещению было основание особого высшего училища правоведения в монастыре св. Георгия Константином Мономахом (между 1044–1047 гг.). В дошедшей до нас новелле Мономаха – о назначении учителя в это училище 121 , говорится, что прежние цари оставили дело изучения законов неустроенным: они не нашли учителя, не избрали способное к тому лицо, ни назначили места (μτε τπον χειν οκοον), где бы могли собираться вокруг него любители законов, не определили ему содержания, словом, не устроили ничего, нужного для учреждения училища 122 . Вследствие этого происходило то, что молодые люди, от которых потом требовалось испытание в их знаниях, не находя никого, кто засвидетельствован был бы выбором и определением царским, вверяли себя разным учителям, случайно найденным, усвояли от них не столько положительное знание законов, сколько их собственные случайные взгляды, нередко противоречивые один другому, и потом вносили в судебные дела путаницу и замешательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Только через 60 лет византийцы среди развалин храма обнаружили останки басилевса со вставленным в челюсти свистком и вложенной в руки волынкой. Зоя и ее мужья Василий оставил богатую и процветавшую страну, занимавшую огромную территорию от Дуная до Евфрата. Это был высший пик развития империи, после которого она начала клониться к своему упадку. После смерти Болгаробойцы на троне за 66 лет сменилось четырнадцать императоров, один хуже другого. У Василия не было сыновей, только брат Константин VIII. Это был настолько ничтожный правитель, что византийские историки смогли похвалить его лишь за одно качество – он не мешал Василию управлять страной. После смерти Константина власть перешла к его дочерям Зое и Феодоре. Зоя несколько раз выходила замуж, причем каждый ее новый муж становился императором. Первым был Роман Аргира, странный старик – мечтатель, который хотел отправить экспедицию за Геракловы столбы (то есть Гибралтар), чтобы ловить там огромных рыб и кормить ими византийцев. Зоя изменяла ему с молодым красавцем Михаилом и, видимо, постепенно травила мужа, который уже при жизни выглядел как живой мертвец. Все в Константинополе знали о ее романе, тем более что она и не пыталась его скрыть: придворные не раз заставали их вместе в постели, и если Михаил краснел и смущался, то Зоя только смеялась и целовала своего возлюбленного, хвастаясь тем, что они только что предавались сладчайшим любовным наслаждениям. Романа еще не успели похоронить, как Зоя обвенчалась с Михаилом IV. Правитель из него вышел неудачный. Он страдал эпилепсией и часто во время приемов закатывал глаза и начинал трястись; тогда специально обученные слуги задергивали вокруг него занавески, чтобы гости не были свидетелями приступа. Умер Михаил от водянки, но незадолго до своей смерти нашел в себе силы возглавить поход против мятежных болгар и успешно его завершить. «Видел его и я; он трясся на коне, как покойник на катафалке, а его пальцы, державшие поводья, были как у гиганта – толщиной и величиной в руку, – писал Михаил Пселл .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И напротив, известны случаи, хотя и немногочисленные, когда православным девушкам удавалось убедить своих женихов-мусульман принять истинную веру. И после крещения и венчания такие браки были очень крепкими и счастливыми. В связи с этим вспомним несколько случаев, когда православные женщины, крепкие в вере и любви ко Христу, войдя в конфликтное соприкосновение с миром ислама, смогли принести великий плод святости, доказавший превосходство истинной веры. СВЯТАЯ АРГИРА В начале XVIII века в Османской империи в провинциальном г. Пруссе жила красивая девушка-гречанка по имени Аргира. Она воспитывалась у благочестивых родителей и в юном возрасте встретила свою любовь - доброго юношу-грека. Они повенчались и счастливо протекал их медовый месяц. Но вот, сосед-турок воспылал похотью к Аргире и пытался в отсутствие мужа уговорами и посулами склонить ее к прелюбодеянию. Благочестивая жена резко отвергла эти посягательства. Тогда озлобленный турок оклеветал ее перед судьей Пруссы в том, что она обещала стать мусульманкой. По шариату, человек изъявивший желание стать мусульманином, должен принять ислам; если он от этого отрекается, то ему грозит: мужчине - смертная казнь, а женщине - пожизненное заключение. Судья, поверив обвинителю, сразу же посадил Аргиру в тюрьму. Муж, желая избежать пристрастного суда, потребовал перенесения его в Стамбул. Но это не помогло. И Аргира, и турок-обвинитель явились в столичный суд, где этот мусульманин судился с ней, лжесвидетельствуя о ней перед судьей. Аргира же отвечала, что никогда не говорила ничего подобного и не собирается отрекаться от своей веры, что она христианка и христианкой хочет умереть. По приказу судьи святую избили и бросили в тюрьму, приговорив к пожизненному заключению. Страх, мучительная разлука с любимым мужем, тяготы тюремного заключения, а ко всему этому постоянные издевательства со стороны сокамерниц - преступниц-мусульманок. Мука телесная, мука душевная, мука сердечная - не прекращая, изо дня в день. И в любой час она могла прекратить все это - стоило лишь принять ислам...

http://pravoslavie.ru/put/sv/st-zheny.ht...

Всю пленил вселенную он именем новым. Дивно имя Господа в воссияло, Ко Христу народы крепко привязало... Отсек Иакову главу род кровожадный, злой, Но Бог святого ратника в небесный ввел покой. 2. Св. Донат . Епископ в Еврии Албанской. Был одарен от Бога великой благодатью чудотворения и совершал многие чудеса на пользу людям. Так, претворил он горькую воду в пресную, низвел дождь во время засухи, исцелил от сумасшествия царскую дочь, воскресил мертвеца. Этот мертвец рассчитался с одним заимодавцем, но бессовестный заимодавец захотел вторичной выплаты долга: воспользовавшись смертью бывшего должника, пришел он к вдовице и потребовал немедленно вернуть ссуду. Вдовица зарыдала и пожаловалась епископу. Святой Донат попросил заимодавца подождать с деньгами, пока умершего похоронят, а потом вернуться к этому делу. Но заимодавец злобно стоял на своем. Тогда Донат подошел к мертвецу, коснулся его рукой и громко сказал: «Встань, брат, и реши дело со своим кредитором!» И поднялся мертвец. Грозным взором взглянул он на своего заимодавца и напомнил ему, где и когда выплатил ему долг. А затем потребовал от него свою расписку. Испуганный заимодавец отдал ему в руки хартию, которую оживший мертвец порвал, а потом опять возлег [на одр] и упокоился. Святой Донат мирно скончался в 387 году в глубокой старости и отошел ко Господу. Его мощи и сегодня почивают на пользу верным в Еврии в Албании. 3. Св. мученица Аргира . Эта новомученица была родом из Брусы. Родилась она в благочестивой семье. Не успела [Аргира] выйти замуж за одного христианина, как влюбился в нее сосед-турок и начал принуждать ее к сожительству. Христолюбивая Аргира отвергла грязные домогательства турка. Тогда тот пришел в ярость и обвинил ее в суде, что она якобы хотела принять ислам, а потом отказалась. Целых 15 лет святая Аргира провела в темницах и на разных судилищах, страдая за Христа. Ибо любила она Христа превыше всего в Наконец в 1725 году скончалась она в заточении в Царьграде. Рассуждение Некий благочестивый старец возлег на смертный одр. Друзья обступили умирающего и плакали о нем. Но вдруг старец трижды рассмеялся. Спросили его иноки, отчего ему так весело. Старец ответил: «В первый раз засмеялся я оттого, что вы боитесь смерти; во второй – что не готовы вы к ней; в третий раз – что перехожу я от трудов в покой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

иконам, так учения о творении мира и о душе, мы усматриваем почти дословное сходство с теми литературными памятниками, в которых этим учениям дана была окончательная формула в IX и XI вв. Кроме Варлаама и Акиндина, синодик подвергает в отдельной статье отлучению монаха Исаака Аргира. «Исааку, нарицающемуся Аргиру, чрез все житие болезновавшему болезнию Варлаамовою и Акиндиновою... зле душу свою во исповедании ереси извергшему, анафема». К сожалению, материалы по истории полемики между Паламою и Варлаамом не позволяют сделать никаких заключений о жизни и направлении Исаака Аргира. Имени его не находим и в соборных деяниях, и в обличительных сочинениях сторонников Паламы. Но довольно обильный материал 613 , находящийся в рукописях, подтверждает, что Исаак не оставался чужд тех вопросов, которые волновали мыслящих людей в XIV b. Именно, известно опровержение царя Кантакузина 614 , направленное против учения «о семи духах», то есть о Божественных энергиях Св. Духа». Так как вопрос об энергиях был жгучим вопросом полемики, то не может быть сомнения, что Исаак Аргир стал в нем на сторону Акиндина против Паламы. Можно также предполагать, что осуждение его последовало после собора 1368 г. Исаак обладал широким научным образованием, писал по разным специальным вопросам: по астрономии, геодезии, геометрии, по риторике и философии. Из приписки в одном из его сочинений видно, что в 1372 г. он был шестидесятилетним стариком и что в молодости проживал во фракийском городе Эносе. Но характер и направление деятельности Аргира трудно восстановить при скудости сохранившихся данных. Мы имели случай ознакомиться с одним из его философских трактатов – «О силах души», из которого можно до некоторой степени судить о том, какое принадлежит ему место между мыслителями XIV b. 615 Погрешность Исаака Аргира главнейше состояла в том, что он придерживался платоновского взгляда на душу. Следовательно, мы можем с полной смелостью утверждать, что в синодике последовательно проходит одна и та же черта: борьба аристотелизма и платонизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

3026 Итак, сношения Аргира с папой Львом происходили до сражения при Чивителле 18 июня 1053 г. Это крайний срок с одной стороны, труднее указать такой же срок с другой. Во всяком случае и этот последний не слишком отдален. Вильгельм говорит, что все происходило после того, как были убиты Дрогон и Ваймар. Первый убит 10 августа 1051 г.; второй 2 июня г.; следовательно, сношения начаты не ранее месяца июня 1052 г. Беневентский анналист еще более суживает срок, относя его ко времени после возвращения папы из Германии в месяце сентябре. Итак, сношения должны были происходить между сентябрем 1052 г. и июнем 1053 г., в промежутке девяти месяцев. Объединяя свидетельство Вильгельма со свидетельством Беневентского анналиста, мы должны вывести заключение, что сначала Аргир отправил к папе послов с какими-то сообщениями, затем папа был намерен лично объясниться с Аргиром, но был разбит норманнами (причем неясно, состоялось ли перед тем свидание или нет). Так как нельзя предполагать, чтобы, получив от Аргира важные сообщения, папа медлил личным с ним свиданием, которое, по его мнению, было необходимо, а на свидание он отправился в месяце июне, то и сношение между ними через третьих лице большей вероятностью может быть относимо к 1053 г., чем к 1052 г. Относительно содержания переговоров Вильгельм знает только, что Аргир просил папу прибыть для освобождения Апулии от норманнов, никаких других подробностей ему неизвестно. Они неизвестны и другим западным историкам, небезынтересна однако же та частность, что посольство Аргира к папе поставлено в теснейшую связь с жалобами апулийцев на норманнов. Выясняя эту последнюю сторону дела, мы можем указать на свидетельство Малатерры о том, что вероломные апулийцы после неудачного заговора, окончившегося умерщвлением Дрогона и многих других норманнов и местью со стороны оставшихся в живых, отправили тайное посольство к папе Льву IX и приглашали его в Апулию, говоря, что страна принадлежала некогда Римскому престолу, и если папа освободит их от норманнов, то вновь получит ее под свою власть; при этом прибавляли, что норманны уже обессилены, число их невелико, и они, апулийцы, со своей стороны помогут истребить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

аргеллии – 49. XI, 13 (ργλλια; другое чтение – ναργλλια – наргеллии) – по описанию выше (в § 10–11), это, по-видимому, кокосовые пальмы, кокосовые орехи («большие индийские орехи»); из санскр. nârikela. См. также орехи 44). Аргенуус – 11. VI, 97 (Argenuus portu salubri – «Аргенуус с здоровой гаванью», по чтению большинства рукописей; по одному чтению – Argenuus portus salubris – «Аргенуус, здоровая гавань», т. е. по этому чтению получается, что Аргенуус – это название самой гавани, и на этом основании считают, что Аргенуус – это гавань Александрии (см. Александрия, 4) оритов, ссылаясь на Диодора, 7. XVII, 104, 8 (см. Рамбакия, Ксилинеполь) – местность на побережье к западу от Инда, названная после реки Арбис (см. Арабис) и Александрии, основанной Леоннатом (см. Александрия, 4, у арбиев], и до реки Тонбер. Отмечается, что место это не идентифицируется. Аргира, 1, – 11. VI, 80 – см. Хриса, остров вне устья Инда. Аргира, 2, – 23. VII, 2, 3; 17 (ργυρ χρα – греческое название: «Серебряная земля», страна, область; ср. «Аргентина») – область в Индии по ту сторону Ганга, «в которой, как говорят, особенно много добывается серебра»; ее локализуют в нын. провинции Аракан (сейчас Ракхайн, 19°00» 94°40») на юго-западе Бирмы=Мьянмы (или на участке побережья, охватывающем Южный Аракан и дельту Иравади,16°30» 95°00» на юге Бирмы). В индийских источниках такое ее название не встречается (есть санскр. Yaka, пракр. Yaka, Yakkha). Здесь серебро встречается, но не так, как передает Птолемей. Название Золотой Херсонес охватывает весь этот ареал (включая и п-ов Малакка). Аргира, 3, – 23. VII, 2, 29; VIII, 27, 10 (μητρπολις ργυρ) – главный город о-ва. Ябадиу, на западной оконечности (название греческое: «Серебряный»). О-в Ябадиу обычно идентифицируется как нын. о-в Ява (некоторые отождествляют с о-вом Суматра). На Яве серебра нет, золота – очень мало, но баснословных рассказов о благородных металлах на Яве было много. Считают, что Ява издавна была населена брахманами из Калинги (в Индии, см. калинги), древнейший главный город лежал у подножия вулкана Семеру (08°04» ю. ш., 112°52» в. д., близко к восточной оконечности острова) и назывался Giling-wesi, с которым и отождествляют Аргиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010