Мы предпочитаем последнюю половину альтернативы. 527 Arisdag.. 39–40. В том же 1027 г. Георгий, царь абхазский, умер (Dulaurier. Recherches sur la chronol. armen., 370; Brosset. Histoire de la Georgie, I, 306), а против его сына Баграта, или правильнее – вдовы, управлявшей за малолетством сына, был отправлен с войском Николай, паракимомен и доместик схол. См.: Яхъя, у бар. Розена, 70–71. 528 У Яхъи (Розен, 70) Фока выставлен главой заговора, но нужно иметь в виду, Что в этом месте текст Яхъи испорчен и подлинный смысл может быть иной. 531 Между рассказом о нем и о Комнине читаются слова: τ μν προομια τς αυτοκρατορας ατο τατα κα τοιατα τ δ μετ τατα ποα αν κα κατ ξαν παρα– στσειεν ιστορα (таковым было начало его правления, а о том, что случилось дальше, пусть надлежащим образом поведает история). См.: Cedr., II, 481. 535 Psell., IV, 31. Общее мнение (Lebeau, XIV, 236; Gibbon. The history of the decline and fall of the Roman empire. Lond., 1836, 863; Finley, I, 465; Ραπαρ– ρηγοπολος. Ιστορα το λληνικο θνους, ν A­ θν., 1871, IV, 277–278; Gfrorer. Byzantinische Geschichten, III, 122 и др.), что Зоя в 1028 г., когда выходила за Романа Аргира, имела 48 лет, основано на сближении западных источников (Lupus, ed. Pertz, SS., V, 59; Anon. Bar., 329), свидетельствующих, что Зоя умерла в 1050 г. (Ромуальд Салернский (168) ошибочно относит ее смерть к 1048 г.), с показанием Зонары (IV, 179), что она умерла, имея свыше 70-и лет от роду. Но выражение Зонары ( υπρ τ βδομκοντα ετη) извлечено из показания Пселла, который прямо говорит, что Зоя умерла 72-х лет (IV, 181), что вполне согласно и с показаниями западных источников о времени ее смерти, так как, по словам Пселла, Зоя имела в 1028 г. 50 лет, следовательно, в 1050 г. ей было 72. 538 Psell., IV, 28; Cedr., II, 484–485 (Zon., IV, 127). Арабский историк Яхъя (у бар. Розена, 71) мотив, по которому предпочтен Аргир, усматривает в его родстве с царем. 539 Эти Аргиры не имеют ничего общего с Аргирами, которые играли видную роль в городах Италии, особенно в Бари, в XI-XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Род Романа Диогена считался древним и славным. Однако же из его предков мы можем назвать только его отца, Константина Диогена, который был женат на племяннице Романа Аргира (дочери его брата Василия Аргира), был одним из энергичных приверженцев Феодоры и загадочно погиб под тягостью допроса, произведенного Иоанном Орфанотрофом. 825 Роман Диоген был родом из Каппадокии, 826 владел имениями в Харсианской феме. 827 Он управлял сначала придунайскими городами, потом Константин Дука назначил его правителем Сардики и возвел в чин вестарха за победу над печенегами. Роман Диоген видел беспомощность правительства, не способного защитить государство от внешних врагов, и задался мыслью прийти на помощь, а для этого захватить в свои руки верховную власть. Свой замысел он скрывал до смерти Константина Дуки, но потом явно обнаружил и стал делать приготовления, рассчитывая добиться престола при помощи угров. Один из его советников, какой-то армянин, изменил ему и предательски захватил; он убедил Диогена разослать людей для агитации среди местного населения и стратигов, и когда тот, послушавшись, ослабил свои силы, армянин стал доказывать туземцам, что Диоген затевает предать их уграм, с которыми сносится. Овладев при помощи туземцев Диогеном, армянин, в надежде на щедрую награду, представил его в столицу и отдал в руки правительства Евдокии. Роман Диоген был подвергнут суду, во всем сознался и присужден к смертной казни. Он был приведен для выслушивания приговора в окончательной форме, и императрица присутствовала при этой формальности. Наружный вид Романа Диогена произвел впечатление на Евдокию. Диоген был приятен на взгляд, широкогрудый и широкоплечий, с благородной осанкой, с красивыми, не то светлыми, не то черными глазами. Жалость , наполнила сердце императрицы при мысли, что такой видный, симпатичный и дышащий здоровьем мужчина должен умереть, на глазах ее показались слезы, 828 сенаторы же, заметив чувство сострадания в императрице, тоже оказались снисходительными – и вместо смертной казни ; Диогену назначена была высылка на родину в Каппадокию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

10) Летопись Яхъи Антиохийского 388 (XI в.), составляющая продолжение летописи Евтихия (Саид-ибн-Батрик), патриарха Александрийского, в ряду арабских источников для нашего периода занимает первое место. К сожалению, не найден полный ее текст, так что мы можем принимать в расчет только краткий рассказ о царствовании Константина VIII и воцарении Романа Аргира, а также (заимствованный из позднейших цитат) отрывок о взятии Эдессы в 1031 г. Яхъя, пользовавшийся вообще для своего сочинения источниками арабского и греческого происхождения, а также документами из церковного архива, 389 теми же источниками, вероятно, руководился при сообщении сведений о Константине VIII и Романе III; в одних пунктах показания его совпадают с восточными памятниками, в других – с греческими историками. По отношению к некоторым частностям (о податной системе Константина VIII, судьбе Аргира до воцарения) он может способствовать к разъяснению и восполнению свидетельств других источников. 11) Всеобщая история 390 ал-Макина († 1275), доведенная до 1260 г., представляет компиляцию из Евтихия Александрийского, продолжателя его Яхъи и некоторых других историков. 391 Кроме данных, относящихся к халифам и их царствованию, в ней посвящены еще особые отделы александрийскому патриархату и делам византийского государства. В пределах нашего периода интерес этого памятника сосредоточен для нас на столкновениях греков с турками, особенно при Романе Диогене. 12) Всеобщая история Ибн-ал-Атира, арабского писателя († 1233), доступная нам лишь в отрывках, 392 отличается в большинстве случаев точностью и верностью, равно и богатством данных. Из этого можно заключать, что источников у автора было немало и они, по характеру сведений, служили надежной опорой. Данные Ибн-ал-Атира касаются и внутренних дел Византии, но главным образом отношения ее к сарацинам и туркам. Вследствие недоступности полного текста истории Ибн-ал-Атира усиливается значение пользовавшихся ею двух позднейших писателей, а именно: 13) Абу-л-Феды, автора мусульманской летописи, и

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Главное место, как и в прежние годы, принадлежало здесь эмиру Алеппо, который полагал основной своей задачей и исторической миссией тревожить набегами византийские владения. Власть в Алеппо принадлежала, однако, не Хамданидам, столь памятным в истории X в., но потомкам бедуинского вождя Салиха ибн-Мирдаса, которые при Романе Аргире в 1029 г. нанесли большое поражение антиохийскому дуке. Дела приняли такое угрожающее направление, что вызвали военную экспедицию Романа Аргира, который желал напомнить мусульманам времена Никифора Фоки и Цимисхия и шел в поход с самыми широкими планами распространить завоевания до Иерусалима. В Филомилии (ныне Ак-Шехир) к нему явились послы от эмира с подарками и извинениями. Это был благоприятный момент, чтобы устроить дело с эмиром и не продолжать похода, предпринятого, по мнению военных людей, слишком в позднюю и жаркую пору года и не обещающий ничего хорошего. Но Роман, повинуясь своим честолюбивым и мечтательным намерениям, решился прервать переговоры и двинуться против Алеппо. Здесь, в двух днях пути от своей цели, Роман остановился с главным войском, послав вперед Льва Хиросфакта во главе полка экскувитов. Но арабы устроили засаду этому отряду и уничтожили его, а затем напали на главные силы, бывшие под начальством царя, и нанесли им сильное поражение. С большим трудом удалось спастись под защиту стен Антиохии небольшому числу совершенно расстроенного отряда. «Если бы Бог , – говорит Пселл, – не укротил ярость неприятеля, все войско ромэйское было бы уничтожено, не спасся бы и царь». Неожиданное поражение навело панику на царя и его приближенных. Опасались, чтобы это печальное событие не подало повода к движению в столице, царь, «проведя только одну ночь в Антиохии», поспешил в Константинополь. По поводу этого рокового для царя Романа предприятия, бывшего причиной нового подъема сил в пограничных мусульманских владениях, летописец Скилица рассказывает о небольшом сарацинском отряде, потерпевшем большое поражение от начальника города Телуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

64 Любопытную характеристику лживости греков в этом последнем отношении сделал Михаил Палеолог в одной своей речи: «верность большей части подданных, сказал он между прочим, окоченела на маске, и притом, пока царь благоденствует; а как скоро он унижен, подданные необходимо становятся дерзки и нападают». Пахимер, рус., 232. 65 Так, когда между Василием II и Склиром произошло свидание и заключен договор, император удостоил Склира общей чаши,поднесши к собственным устам чашу предложенную Склиру,отпил из нее и затем опять передал ему, устраняя этим подозрения и показывая святость дorobopa,Psell.,IV,17. 66 Так послы, явившиеся от Стратиотика к Комнину были им удо­стоены общей чаши (κρατρος κοινωνσας, τραπζης ατ κοινωνσαντες, Psell. IV, 220, 227), тем не менее трепетали за свою участь. После того, как Роман Диоген, принужденный уступить силе своих соперников, привер­женцев Парапинана, сдался и был приведен к Андронику Дуке, грече­ский полководец подал ему правую руку, ввел в свою палатку и разделил трапезу, Psell., IV, 287: τραπζης λαμπρς κοινωνε. Тем не менее это не помешало ослеплению Диогена. 67 Известен эпизод из истории сирийского похода Романа Аргира. По­сле поражения Романа и бегства его в Антиохию 8000 арабов явились к городу Телуху и обратились к стратигу Георгию Маниаку с предложением сдать город, так как император взят будто бы в плен, все войско греческое погибло и сам стратиг вместе с гарнизоном несомненно по­гибнет, если не последует приглашению. Маниак показал вид, что покоряется, обещал на следующее утро удалиться из города и в доказа­тельство мирного своего настроения выслал арабам в изобильном коли­честве пищи и напитков. Те до такой степени были обольщены обещанием и поступком Маниака (τος τε λγοις κα τος ργοις φενακισθντες), что пре­дались беззаботному отдыху и попойке. Между тем ночью, когда они на­пившись уснули, греческий стратиг с своим гарнизоном сделал напа­дение, всех перебил, захватил 280 верблюдов и, отрезав у павших арабов носы и уши, препроводил в виде трофея императору. Cedr., II, 494, Кстати о трофеях. В других случаях трофеями служили цельные головы убитых неприятелей. Так при Константине Мономахе патриций Иоанн Философ, разбив печенегов, нагрузил головы их на деревенские телеги и отправил к императ. (Cedr., II, 603), при Константине Дуке Ро­ман Диоген тоже послал императору головы убитых им в сражении печенегов (Scyl., 663). Обычай этот, как и многое другое, заимствован у восточных народов, у которых отрезывание голов доведено было до совершенства и существовало даже (напр. у турок) искусство сохранять отрезанные неприятельские головы от гниения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

и λιοσεληντα, видимо, не совпадали по весу: вес сохранившихся медных экзагиев XI-XII вв. для взвешивания различных видов монет неодинаков. Экзагий λιοσεληντα=4,4 г., а для λτραχα=3,9 г. 452 Последний термин нашего акта («солнцелунные») говорит об иконографической черте упоминаемых монет – изображение луны и солнца символизировало императрицу и василевса 453 (в данном случае, может быть, Романа Аргира и Зою). Впрочем, возможно, дело не просто в изображениях. По наблюдениям В. Лорана, определенным иконографическим типам монет (богородичным, георгатам, константинатам и т. д.) соответствовал определенный тип металла чеканки (золото, электр, биллон, бронза). 454 Итак, соотнесение В. Мошиным 22 номисм нашего акта с золотыми монетами того времени для последующих, далеко идущих выводов нуждается в обосновании. Скорее мы имеем дело с небольшой покупкой (одной из первых для Русского монастыря!) нескольких келлий, оставленных по завещанию. Не следует преувеличивать 455 и значение клаузулы «владеть и распоряжаться», обычной для формуляров подобных актов. Приобретенные кельи предположительно локализуются в районе Ватопедского монастыря (Акт. Рос., с. 6). Материалы по истории земельных владений русских выходцев-афонитов содержатся в Акт. Рос., 3 (от мая 1048 г.), где говорится о нанесении ущерба монахами Дометиева монастыря пристани и постройке при ней, принадлежавших обители Ксилурга. В документе сообщается, что в свое время за 5 номисм на приморской части поля, принадлежавшего игумену монастыря Дометия Григорию, была сооружена пристань, впоследствии разоренная вместе с находившимися там двумя судами. Иск игумена Ксилурга о возмещении убытка удостоверяется подтверждением игумена Григория, заверенным протом и рядом других афонских иерархов, предоставляющих игумену монастыря Ксилурга территорию в 8 оргий длины и ширины 456 за 6 номисм. Таким образом, ясно, что владения Русского монастыря к этому времени располагались внутри материка и было важно иметь выход к морю, для чего и использовалось побережье монастыря Дометия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2793 τος γε πρτοις ρκοντως στοιχειωθες, πειδ κα ρητορικος λγοις μλησεν, ο τ φαινμενον ατν κλλος κα πρς πειθ ρκον γαπκει, λλ τ ληθς κα στερρον, δ κα φιλοσοφα αυτ ποποιεται κα το περ ατν οκ παξιο κκλου (Овладев в достаточной мере первоосновами и изучив риторику, он не удовольствовался призрачной красотою ее, служащей одному убеждению, а возлюбил красоту истинную и неколебимую, которой философия облекается, и не пренебрег окружающими ее науками). 2797 Это своеобразное понимание орфографии вытекает из рассказа о Никите. Впрочем, в рассказе о Пселле и Ксифилине она имеет значение видового понятия, Наряду с грамматикой и пиитикой, а не родового относительно двух последних. 2798 Кроме Никиты, такого направления держится и Пселл в своих произведениях. См. статью: Sur Ies commentaires de Ménandre et les allégories homériques. Annuaire de l’association pour les études Grecques, en France. 1875. 2799 Psell., V, 572–578; Bibliotheque greque vulgaire publiée par Emile Legrand, Par. 1880–1881, t. II, introd. XXIII–XXII. 2801 Psell., IV. 31–32; Zon., IV, 133. В обвинительном акте против Михаила Керуллария в числе обвинений фигурировало то, что он занимался алхимией и волшебством и покровительствовал двум хиосским монахам-волхвам, у которых в распоряжении была какая-то женщина, предсказывавшая наподобие древней пифии. См.: Psell., IV, LXXXVI. 2811 Psell., IV, 147. Фатализм Мономаха обнаруживался, между прочим, вовремя осады Константинополя Торником и нашествия россов, – в обоих случаях он был твердо уверен в благополучном исходе. См.: Psell., IV, 148, 158–159. 2842 Об астрологии древних народов см. в Real-Encyclopädie der classi-clen Alterthumswissenscliaft. Bd. IV. S. 1637–1643. Artikel «Mathematici». 2851 Примеры из времени Романа Аргира: Cedr., II, 488, 499, 500 (Glyc., 581. 583–584); Михаила Пафлагона: Cedr., II, 507–508, 511, 525 (Glyc., 587, 589)· Константина Мономаха: Cedr., II, 543 (Glyc., 593–594). 2852 Пахимер, рус., 228. Цитаты из источников, переведенных на русский язык при СПб. Духовн. акад., для удобства читателей будем приводить по русскому переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

8. Пира. – Пερα (опыт, experientia) обозначает у греко-римских юристов совокупность юридических действий, служащих для приложения начал права к практическим случаям гражданской жизни, а отсюда в качестве источника права Пερα обозначает специально судебные обычаи, судебную установившуюся практику, которая в Византии отличалась большим однообразием 1619 . Под заглавием «Пερα» 1620 до нас дошел сборник, выбранный из судебных дел (κ τν πρξεων) высшего Константинопольского судьи Евстафия патриция Ромейского. Сборник делится на 75 титулов. Каждый титул содержит краткое изложение подходящих к рубрике титула судебных дел и их решений на известных основаниях, а затем буквально выписанные извлечения из Василик в том виде, как они могут быть приводимы в суде при решениях, с указанием места, где эти извлечения в Василинах находятся. Полагают, что Евстафий Римский жил в период времени от Никифора Фоки до Романа Аргира, а самый сборник составлен уже после Романа Аргира, вероятно, при Константине Мономахе или Константине Дуке. Сборником этим впоследствии много пользовался Арменопул 1621 . 9. Сборник Михаила Атталиота. – Около 1073 года 1622 , а может быть и раньше проконсулом и судьей в Константинополе Михаилом Атталиотом был составлен трактат («Труд, Пνημα или ποιημα) о праве и практике по поручению императора Михаила Дуки, которому и посвящен 1623 . Содержание труда представляет краткое изложение права по Василикам, с заимствованиями из схолий к ним. Места из Василик приведены по большей части буквально. Труд разделяется на 37 титулов, хотя в некоторых рукописях число титулов доходит до 67 или даже до 82 или 83. В конце приложено дополнение, содержащее: а) заметку о действительной силе новелл Льва, b) извлечения из этих новелл, с) новеллу Романа Ликапена, d) четыре новеллы Константина Порфирородного и е) пять рубрик с извлечениями из Василик. Есть и другие прибавления, но они в различных рукописях различны 1624 . 10. Пространная Эклога и Эклога, измененная по Прохирону. – По последнему предположению Цахариэ во второй половине XI, или в первой XII в., появились две любопытных переделки Эклоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ [греч. Κωνσταντνος Μονομχος] (ок. 995-1000 - 7/8.01.1055, К-поль), визант. имп. (с 12 июня 1042). Представитель семьи высокопоставленных к-польских чиновников-юристов. Фамилия Мономах (от греч. «единоборцы») сложилась скорее всего за несколько поколений до К., в XI в. считалась «знатной». Отец К. Феодосий занимал высокую должность в судебном ведомстве в кон. X в., был замешан в одном из заговоров знати против имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025), сохранил жизнь, но лишился карьеры. У К. были сестры Елена и Евпрепия и братья, неизвестные по именам, племянник К. по матери Лев Торник. О детях К. сведений нет. Некая родственница К. была выдана замуж за рус. кн. Всеволода (Андрея) Ярославича и стала матерью вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). В рус. источниках она известна как «Мономахиня». Точная степень родства между ней и К. неизвестна; едва ли она могла быть родной дочерью К. После смерти К. семья Мономахов известна среди визант. придворных чинов до рубежа XII и XIII вв. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. К. начал службу в качестве специалиста по праву и в 20-х гг. XI в. уже был членом синклита (сенатором). Видимо, еще при жизни отца К. женился в 1-й раз, но имя и происхождение его жены неизвестны; она умерла, возможно, в сер. 20-х гг. До 1028 г. К. женился вторично на Елене Склирене, дочери Василия Склира и Пульхерии, племяннице полководца Романа Аргира. 2-я жена К. также умерла через неск. лет, и его фавориткой вскоре (вероятно, до 1035) стала племянница жены Мария Склирена. Решающую роль в возвышении К. сыграла женитьба в нояб. 1028 г. Романа Аргира на визант. царевне Зое (ок. 978-1050), дочери и наследнице имп. Константина VIII, и его вступление на престол после смерти Константина. К., как зять Романа и способный чиновник, был включен в состав правящей фамилии и приобрел значительное влияние при дворе. Между К. и Зоей установились дружеские отношения; в К-поле даже сплетничали об их интимной связи. Ряд визант. историков, прежде всего Михаил Пселл , приписывали К. честолюбивые планы занять престол, к-рые К. якобы строил, рассчитывая добиться доверия Зои и в будущем используя ее в своих интересах. Скорее всего подобные представления о характере и карьере К. возникли уже позднее, когда К. стал императором.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

1. Новеллы, простагмы и хризовулы. – После Льва Мудрого текущее светское законодательство в Византийской империи выражалось в различных новеллах, простагмах (повелениях) и хризовулах (грамотах с золотыми печатями), издававшихся Византийскими императорами или в качестве общих конституций (новеллы) 1561 , или в качестве конституций, вызванных отдельными случаями и содержащих в себе по большей части различные царские пожалования и предоставление привилегий (хризовулы) 1562 . Из 42-х лиц, царствовавших после Льва Мудрого , нам известны конституции (сохранившиеся или упоминаемые) 1563 следующих 37-ми императоров: 1) Романа Ликапена (920–945) 1564 , 2) Константина Порфирородного (945–959) 1565 , 3) Романа Младшего (959–963) 1566 , 4) Никифора Фоки (963–969) 1567 , 5) Иоанна Цимисхия (969–975) 1568 , 6) Василия Болгаробойцы (975–1025) 1569 , 7) Константина (1025–1028) 1570 , 8) Романа Аргира и Зои (1028–1034) 1571 , 9) Михаила Пафлагонянина (1034–1042) 1572 , 10) Константина Мономаха (1042–1054) 1573 , 11) Михаила Стратиотика (1056–1057) 1574 , 12) Исаака Комнена (1057–1059) 1575 , 13) Константина Дуки (1059–1067) 1576 , 14) Евдокии (1067–1068) 1577 , 15) Романа Диогена (1068–1071) 1578 , 16) Михаила Дуки (1071–1078) 1579 , 17) Никифора Вотаниата (1078–1081) 1580 , 18) Алексея Комнена (1081–1118) 1581 , 19) Иоанна Комнена (1118–1143) 1582 , 20) Мануила Комнена (1143–1180) 1583 , 21) Алексея Комнена II (1180–1183) 1584 , 22) Андроника Комнена (1183–1185) 1585 , 23) Исаака Ангела (1185–1195) 1586 , 24) Алексея Ангела (1195–1203) 1587 , 25) Алексея Дуки (1204–1206) 1588 , 26) Феодора Ласкириса (1206–1222) 1589 , 27) Иоанна Дуки Ватацы (1222–1255) 1590 , 28) Феодора Ласкариса II (1255–1258) 1591 , 29) Иоанна Дуки Ласкариса (1258–1261) 1592 , 30) Михаила Палеолога (1261–1282) 1593 , 31) Андроника Палеолога Старшего (1282–1327) 1594 , 32) Андроника Палеолога Младшего (1327–1341) 1595 , 33) Иоанна Палеолога под опекой (1341–1347) 1596 , его же без опеки (1355–1391) 1597 , 34) Иоанна Кантакузена (1347–1355) 1598 , 35) Мануила Палеолога (1391–1424) 1599 , 36) Иоанна Палеолога II (1424–1449) 1600 , 37) Константина Палеолога (1449–1453) 1601 . Очень многие из изданных этими императорами конституций касаются дел церковных, почему и приводятся иногда в канонических комментариях и сборниках, напр. у Вальсамона и Властаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010